РЕЗОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ: XXI ВЕК. ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ ШИРОКОГО ВНЕДРЕНИЯ ПЕРЕДОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
(Кемерово, 11 апреля 2018 г.)
В Кемерове 11 апреля 2018 г. состоялась Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Подготовка кадров для инновационной экономики на основе широкого внедрения передовых технологий». Организаторами конференции выступили департамент образования и науки Кемеровской области, Академия педагогических наук Казахстана, Отделение профессионального образования Российской академии образования, ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» (ГБУ ДПО «КРИРПО»), ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет».
В конференции приняли участие научные и педагогические работники, руководители образовательных организаций, специалисты органов управления образованием, представители бизнес-структур из 16 субъектов Российской Федерации, представители академического сообщества из Германии, Республики Казахстан и Китайской Народной Республики, а также начинающие исследователи (аспиранты) - всего 281 человек, 185 из них участвовали очно.
С 1 марта по 10 апреля 2018 г. на сайте ГБУ ДПО «КРИРПО» велись заочные дискуссии, на которых обсуждались актуальные проблемы и перспективы развития педагогической науки и практики профессионального образования, профессиональной ориентации подростков и молодёжи, вопросы организации воспитательной работы в системе образования, проблемы внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность образовательных организаций.
На пленарном заседании был заслушан и обсужден доклад В. С. Дубровской, заместителя директора института дистанционного образования ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», посвященный новым возможностям российской системы образования в свете реализации федерального проекта «Современная цифровая образовательная среда». В рамках четырех круглых столов участники представили 55 докладов по актуальным проблемам образования.
Участники конференции считают плодотворным состоявшийся обмен мнениями и накопленным опытом. Результаты совместной работы нашли отражение в следующих рекомендациях:
Оргкомитету конференции:
- опубликовать настоящую резолюцию в журнале «Профессиональное образование в России и за рубежом»;
- предоставить настоящую резолюцию для опубликования в журналах «Вестник Академии педагогических наук Казахстана», «Вестник Кемеровского государственного университета» и размещения на официальных сайтах организаторов конференции.
Организаторам конференции:
- продолжить работу конференции в ежегодном формате;
- разместить материалы конференции в РИНЦ.
Руководителям образовательных организаций общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования:
- активизировать работу по внедрению дуальной формы реализации образовательных программ, привлечению представителей организаций работодателей к разработке и реализации образовательных программ, независимой оценки квалификаций выпускников, созданию структурных подразделений на базе организаций работодателей;
- осуществлять систематическое изучение рынка труда в аспекте будущей занятости выпускников, учитывать его результаты при разработке основных образовательных программ, программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
- расширить практику участия обучающихся в региональных чемпионатах по стандартам Worldskills Junior с целью повышения профориентационной направленности регионального движения Worldskills Russia;
- совершенствовать организацию и проведение отборочных соревнований среди обучающихся внутри профессиональных образовательных организаций на право участия в Региональных чемпионатах «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia);
- создать условия для апробации проведения государственной итоговой аттестации обучающихся в форме демонстрационного экзамена с учетом требований стандартов Worldskills Russia; проводить промежуточную аттестацию по завершении освоения профессиональных модулей с элементами демонстрационного экзамена;
- учитывать приоритетный характер Списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (утв. Приказом Минтруда России от 02.11.2015 № 831) и потребностей региональной экономики при стратегическом управлении образовательной организацией;
- совершенствовать практики анализа результатов внешней и внутренней оценки качества образования,
механизмы использования аналитических материалов при планировании деятельности образовательной организации;
- внедрять элементы онлайн-обучения в образовательную деятельность, использовать опыт ведущих российских университетов в области создания массовых открытых онлайн-курсов;
- модернизировать систему повышения квалификации работников образовательной организации в соответствии с современными принципами и моделями корпоративного образования;
- совершенствовать профориентационную работу с учетом новейших достижений в области педагогики, психологии и психофизиологии, а также успешного опыта и инновационных практик, действующих в образовательных организациях Кемеровской области и других регионов России;
- разрабатывать программы ранней профориента-ционной работы с целью содействия профессиональному самоопределению обучающихся и в дальнейшем их успешности в профессиональной деятельности; обеспечивать преемственность содержания программ профориентационной работы с обучающимися на всех этапах образовательной деятельности; активнее использовать ИКТ в профориентации (в частности, федеральные и региональные профориентационные порталы, профессиональные пробы в режиме онлайн);
- осуществлять адресное сопровождение социально-профессиональной адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся с ОВЗ и инвалиды, мотивированные и одаренные обучающиеся);
- расширить практику использования современных форм и методов воспитательной работы с обучающимися; уделять особое внимание патриотическому, духовно-нравственному и историко-краеведческому направлениям в рамках формирования гражданской позиции обучающихся;
- осуществлять разработку электронных образовательных ресурсов с учетом требований визуализации, мультимедийности и практико-ориентированности; содействовать взаимодействию педагогических работников и специалистов в области ИКТ при разработке электронных образовательных ресурсов, материалов для электронного обучения.
Руководителям образовательных организаций дополнительного профессионального образования:
- создавать условия для повышения профессиональной компетентности педагогических работников системы образования в соответствии с требованиями профессиональных стандартов «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
- обеспечить разработку и актуализацию дополнительных профессиональных программ повышения
квалификации для работников образовательных организаций, ответственных за профориентационную работу, содействие трудоустройству, социальную и профессиональную адаптацию выпускников;
- рассмотреть возможность организации стажировок для педагогов на базе профессиональных образовательных организаций, имеющих успешный опыт проведения профессиональных проб;
- осуществлять научно-методическое и консалтинговое обеспечение внедрения практико-ориенти-рованных форм в сопровождение профессионального самоопределения, социально-профессиональной адаптации обучающихся и воспитанников (профессиональные пробы, конкурсы, чемпионаты, ролевые и имитационные игры, тренинги, мастер-классы);
- актуализировать содержание реализуемых дополнительных профессиональных программ для педагогических работников в части ознакомления с современными практиками воспитательной работы в системе образования, формирования гражданской позиции обучающихся;
- организовывать мероприятия, направленные на повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников, освоение ими систем дистанционного обучения, современных образовательных сервисов, программ для разработки обучающих материалов.
Руководителям государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- продолжить работу по формированию инновационной инфраструктуры региональной системы профессионального образования и профессиональной ориентации путем перехода к реализации образовательных программ в соответствии со Списком 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (утв. приказом Минтруда России от 02.11.2015 N° 831); разработки Списка востребованных и перспективных на региональном рынке труда профессий и специальностей («ТОП-РЕГИОН»); внедрения регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста;
- наладить взаимодействие государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательных организаций и их социальных партнеров по созданию специализированных центров компетенций по стандартам Worldskills Russia;
- содействовать развитию дуального обучения, обеспечивая его нормативную базу и привлекая основных работодателей к практическому обучению и частичной занятости на производстве обучающихся;
- способствовать формированию и развитию инфраструктуры оценки качества образования путем создания независимых центров оценки квалификаций, совершенствования методологии и организации независимой оценки качества образовательной деятельности, поддержки региональных практик профессионально-общественной аккредитации;
- координировать взаимодействие муниципальных органов управления образованием, образовательных организаций разных типов и их социальных партнеров по сопровождению профессионального самоопределения и социально-профессиональной адаптации воспитанников и обучающихся; способствовать разработке и апробации региональных моделей взаимодействия в рамках сопровождения социально-профессиональной адаптации;
- обеспечить создание и развитие региональных интернет-порталов в области профессионального образования и профессиональной ориентации, целевой
аудиторией которых являются обучающиеся и их родители (законные представители);
- способствовать распространению в региональной системе образования положительного опыта организации инклюзивного образования и профессиональной ориентации лиц с ОВЗ и инвалидностью;
- инициировать разработку региональных моделей подготовки педагогических работников в рамках взаимодействия профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
RESOLUTION ADOPTED AT THE INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "VOCATIONAL EDUCATION AND YOUTH EMPLOYMENT IN THE XXI CENTURY: PERSONNEL TRAINING FOR AN INNOVATIVE ECONOMY BASED ON MASSIVE INTRODUCTION OF ADVANCED TECHNOLOGIES"
(April 11, 2018, the State Educational Institution of Higher Professional Education "Kuzbass Regional Institute for the Development of Vocational Education", Kemerovo)
Conference attendees discussed some directions and mechanisms aimed at vocational education modernization, which is a necessary condition for the sustainable economic development of Russia and the CIS. The conference featured the problems of the pedagogical science development and the practice of vocational education in the focus of modernization of the Russian education system, as well as career guidance for students and their parents and other aspects of educational work. Most reports were based on practical experience
and results of systematic implementation of modern information and communication technologies in the field of vocational education.
The discussion resulted in adopting a resolution which states that Kuzbass has accumulated significant experience in the development of vocational education and youth employment. Regional staff training for the purposes of local innovative economy is based on advanced technologies and accompanied by effective interaction of academia, parent community and business.