ности других интересов и задач, но возможность реализовать свой творческий потенциал у старшеклассников есть.
Таким образом, Центр довузовского образования и профессиональной ориентации плодотворно решает задачи не только подготовки выпускников школ к поступлению в вуз, но и их социальной адаптации, профессиональной ориентации, психологической диагностики, корректирования и педагогического сопровождения формирования мотивационно значи-
мых жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза.
1. Наумова Н. Ф. Философия и социология личности. — М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2006. — С. 171-178.
2. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность//Педагогика. — 2003. — № 4. — С. 21.
3. Губанова М. И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников: теория и практика подготовки учителя: монография. — Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2002. — 236 с.
УДК / uDC 37.048.45-056.26 М. В. Славгородская
M. Slavgorodskaya
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ЗАНЯТОСТЬ ЛИц С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND EMPLOYMENT OF PERSONS WITH DISABILITIES: PROBLEMS AND PROSPECTS
В статье рассматриваются проблемы профессионального самоопределения, профессиональной ориентации и занятости молодежи с ограниченными возможностями здоровья, выпускников школ-интернатов и детских домов. Намечены пути решения возникших проблем на базе образовательного учреждения — специальной (коррекционной) школы-интерната для слабослышащих детей.
The problems of professional self-guidance and employment of young people with limited health abilities graduates of boarding schools and orphanages are revealed in the article. The ways of solving the problems on the basis of an educational institution — special (correctional) boarding school for hearing impaired children are defined.
Ключевые слова: профессия, инвалид, выпускник, школа-интернат, занятость, профориентация, социализация, образование, самоопределение.
Keywords: profession, disability, graduate, a boarding school, employment, professional orientation, socialization, education, selfdetermination.
Отсутствие принятой профессиональным педагогическим сообществом цельной и эффективной законодательной базы в системе как
общего, так и начального профессионального образования, несогласованность деятельности структур общего, профессионального образования, центров занятости населения и предприятий создали множество противоречий не только в научной и административной среде, но и поставили в условия выживаемости, осложнили социализацию, адаптацию к взрослой жизни, профессиональную самореализацию одного из самых незащищенных слоев населения — выпускников школ-интернатов, детских домов и специальных коррекционных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Актуальность проблем людей с ОВЗ в Кемеровской области, включая и практические возможности реализации их прав, совершенно очевидна. В Кемеровской области проживает около 229 тыс. инвалидов, из них примерно 11 447 детей [1], т. е. почти Ю% всего населения области имеют особые потребности в связи с инвалидностью и постоянно нуждаются в специальных мерах государственной поддержки. При этом примерно 90 тыс. из них являются гражданами трудоспособного возраста, многие из которых стремятся к социально активной и максимально независимой жизни, профессиональной занятости. Но воплотить
в жизнь эти стремления удается не всем, и доля реально трудоустроенных инвалидов не превышает 30-35 %.
Низкая конкурентоспособность инвалидов на рынке труда связана не только с теми ограничениями, которые накладывает их здоровье на профессиональную занятость, но и с более низким уровнем профессионального выбора и образования людей с ограниченными возможностями здоровья по сравнению со здоровыми людьми. Без профессионального образования уделом инвалидов становятся лишь малоквалифицированные и низкооплачиваемые работы, которые зачастую по своему качеству намного отстают от потенциальных возможностей этой категории населения. В результате проигрывают и сами инвалиды, и все общество. Для инвалидов это явное сужение горизонтов самореализации, для общества и государства — неэффективное использование трудовых ресурсов.
В Кузбассе в последние годы вопросы формирования равных возможностей для лиц с ОВЗ во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере профессионального образования, стали одним из направлений региональной социальной политики. Однако принимаемых на сегодняшний момент мер крайне недостаточно, т. к. согласно исследованиям в среде выпускников различных учреждений профессиональной подготовки часто срабатывает формула: «школа ^ вуз ^ безработица» [2], а в среде выпускников с ограниченными возможностями здоровья эта формула, к сожалению, реализуется гораздо чаще.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья — процесс длительный и дорогостоящий, поэтому очень важно, чтобы он заканчивался успешным трудоустройством для выпускника специальной школы-интерната и эффективно для государства, а для этого необходим комплексный государственный подход к данной проблеме.
Исследования трудоустройства выпускников специальных школ-интернатов и детских домов города Новокузнецка в 2011 г. показали, что по окончании учреждений профобразования по полученной специальности работают только 32 %, большинство выпускников (51 %) по полученной специальности не работают. Возникает закономерный вопрос о целесообразности получения специальности большинством выпускников, и обозначается проблема выбора профессии обучающимися данных учреждений.
Выпускники специальных коррекционных учреждений ограничены в выборе будущей
профессии и зачастую вынужденно поступают не по своему желанию и способностям, а по принципу «куда возьмут», или куда их определит социальная служба образовательного учреждения. Это, в свою очередь, приводит при обучении в профессиональном учреждении к низкой успеваемости, недостаточной мотивации, прогулам.
Ответы мастеров производственного обучения на вопрос, с какими проблемами приходят выпускники детских домов и специальных школ-интернатов, распределились: 31 % — недостаточные знания по предметам, 18 % — коммуникативные проблемы, 35 % — низкая мотивация обучения, 27 % — эмоциональные проблемы, 40 % — прогулы, 23 % — личностные проблемы.
По ответам определились причины данных проблем: 34 % — в несовершенстве системы образования, 4 % — в несовершенстве воспитательно-образовательного процесса учреждений, 72 % — в несформированности личности, иждивенческой позиции. Данные указывают на недостаточность социальной адаптации, необходимых социальных навыков, на инфантильность, низкий уровень активности в плане профессионального обучения и будущего трудоустройства.
Таким образом, в процессе взросления выпускники, окончившие учреждения профессионального образования, зачастую не только не хотят работать по полученной специальности, но и испытывают к полученной профессии негативные чувства. Так, согласно данным мониторинга, только 25 % окончивших учреждения профессионального образования проявляют интерес к своей профессии.
В ходе анкетирования выпускников 20072009 гг. школы-интерната № 38 II вида, было выявлено, что 28 % — трудоустроены, 38 % — не трудоустроены, 33 % — продолжают обучение. Работают по специальности только 17 % выпускников, не по специальности — 8 %, 1 % выпускников не получили профессионального образования, не могут трудоустроиться — 19 %, не хотят трудоустраиваться — 2 %, 5 % — не трудоспособны, 6 % — домохозяйки.
Таким образом, отмечается конфликт между мотивами, желаниями обучающихся и возможностями их профессионального обучения и дальнейшего трудоустройства. Поэтому проблема профориентации и занятости лиц с ОВЗ на данном этапе по-прежнему актуальна и значима. В связи с этим особый интерес в работе специального образовательного учреждения представляет профессиональная ориентация
108
Профессиональное образование в России и за рубежом 4 (12) 2013
и самоопределение обучающихся, а также занятость выпускников на рынке труда.
Отсутствие преемственности в вопросах общего и профессионального образования и дальнейшего трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья — насущная проблема современного общества. Стремясь к обществу равных возможностей, необходимо учитывать особенности развития инвалидов и на государственном уровне создавать им условия для их максимальной реализации и личностного роста.
В целях проявления заботы о судьбе выпускников и для комплексного исследования данной проблемы, на базе школы-интерната № 38 г. Новокузнецка в 2012 г. была открыта федеральная опытно-экспериментальная площадка Института теории и истории педагогики РАО по теме «Образование и занятость выпускников школы-интерната на рынке труда».
В течение нескольких лет педагоги образовательного учреждения планируют исследовать склонности, способности, интересы обучающихся и соотнести с реальными возможностями подростков с ОВЗ, провести просветительную работу с родителями (законными представителями), анкетирование педагогов и наметить индивидуальный маршрут по профессиональной ориентации каждого обучающегося с 7-8-го класса. Кроме того, планируется разработать программу по созданию и организации условий для профессиональной ориентации и занятости детей с недостатками слуха; разработать и внедрить методики проведения профориентационных исследований в коррекционной школе-интернате; разработать диагностический инструментарий для выявления профориентации воспитанников с ОВЗ с учетом их интересов, способностей и склонностей; создать методические рекомендации для педагогических работников, организующих и осуществляющих процесс профориентации подростков данной группы.
Главной целью экспериментально-опытной деятельности является разработка модели взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса по созданию в школе-интернате условий для профориентации детей с недостатками слуха и их дальнейшей занятости на рынке труда.
Специфика профориентационной работы с неслышащими школьниками определяется своеобразием их речевого развития, познавательной деятельности, малым объемом знаний о существующих видах профессий. Эта специ-
фика накладывает свои, отличающиеся от общей системы профориентации, требования к организации, содержанию и формам ведения работы с глухими, поэтому профориентационная работа с такой категорией людей в настоящее время может в полной мере быть реализована в образовательном учреждении.
Правильный выбор профессии имеет решающее значение в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья.
Научно-творческий коллектив при работе над данной темой предполагает получить следующие результаты:
— накопление опыта социальных проб (личностных и профессиональных);
— рост численности воспитанников с осознанным профессиональным выбором;
— рост численности трудоустроенных и са-мореализованных выпускников;
— модернизация старых и введение новых форм организации досуга воспитанников с недостатками слуха с учетом их интересов и способностей;
— расширение возможностей для профессионального обучения слабослышащих выпускников за счет расширения взаимодействия с учреждениями профессионального образования;
— повышение заинтересованности и адекватная оценка родителями (законными представителями) профессиональных перспектив профобучения и трудоустройства слабослышащих воспитанников;
— осознанный выбор подростками будущей профессии;
— издание методических материалов по итогам реализации проекта.
Углубленное изучение проблемы образования и занятости обучающихся с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать существенному расширению образовательного пространства слабослышащих воспитанников, осуществлению допро-фессиональной подготовки, формированию мотивации к продолжению профессионального образования, что позитивно отразится на успешности и социализации выпускников школ-интернатов и детских домов.
1. Богомолова Н. Д. Инновационные технологии организации охраны и укрепления здоровья населения: автореф. дис. ... д-ра. мед. наук. — Кемерово, 2006. — 21 с.
2. Смирнов И. П., Ткаченко Е. В., Бурмистрова А. С. Профессиональное образование и молодежь России. Сравнительное социологическое исследование (2000 и 2010 гг.). — М.: НИИРПО, 2012. — 212 с.