В рамках недели профориентации «Профо-риентационная среда» в соответствии с региональным планом профориентационных мероприятий на 2015 год в муниципалитетах проведены ярмарки учебных мест, в работе которых принимали участие профессиональные образовательные организации Кемеровской области и выпускники 9-11-х классов (Кемерово, Ленинск-Кузнецкий, Новокузнецк, Гурьевский, Ма-риинский, Таштагольский, Топкинский районы и др.), в Прокопьевске и Юрге прошли фестивали рабочих профессий.
Педагоги, ответственные за профориентацию в образовательных организациях, отмечают следующие результаты недели профориентации: отмечается положительная динамика информированности обучающихся и их родителей (законных представителей) о мире профессий и рынках труда и образовательных услуг; у обучающихся выпускных классов повысился уровень сформиро-ванности способности к осуществлению профессионального выбора; обучающиеся с ОВЗ более осознано, с учетом своих интересов, способностей и состояния здоровья подходят к выбору будущей профессии, строят жизненные планы.
От участников недели профориентации поступили предложения:
- на основе данных, полученных в ходе диагностических процедур по выявлению уровня информированности, сформированности профессионального самоопределения обучающихся, провести классные часы и родительские собрания;
- продолжать работу по определению индивидуальных психологических особенностей обучающихся с особыми образовательными возможностями;
- разнообразить систему профинформирова-ния через внедрение и активизацию дистанционных форм работы, встреч с представителями различных профессий, экскурсий на производственные предприятия, волонтерское движение и т. д.;
- активнее привлекать родителей обучающихся к профориентационной работе;
- организовать проведение уроков успеха с приглашением успешных выпускников школ, профессиональных образовательных организаций, представителей организаций и предприятий городов и районов Кемеровской области.
В ГБУ ДПО «КРИРПО», муниципалитетах Кемеровской области планирование профориентационной работы на 2015/2016 учебный год осуществлялось с учетом данных предложений.
Таким образом, ежегодное проведение недели профориентации является действенным механизмом в решении задач профессионального самоопределения обучающихся. В ноябре 2015/2016 учебного года планируется проведение ставшей традиционной для региона недели профориентации для обучающихся образовательных организаций разных типов, при этом предполагается более активное вовлечение студентов профессиональных образовательных организаций в мероприятия для старшеклассников.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ: ШКОЛА — ТЕХНИКУМ
И. Ю. Вершинин, директор ГБОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум»
Анализ психолого-педагогических исследований и практика современного образования свидетельствуют о возрастающем интересе к проблеме профессиональной ориентации личности, обоснованию педагогических условий ее реализации. На этапе перехода от школьного образования к профессиональному важен момент точного определения абитуриента в нужное профессионально-информационное русло, но практика показывает, что более 50 % выпускников покидают школу, не имея определенных профессиональных планов. Эта ситуация практически
не меняется на протяжении последних двадцати лет, свидетельствуя о необходимости пересмотра стратегии и тактики профо-риентационной работы с молодежью в современной системе образования.
С 2014 года для повышения качества
профессиональной ориентации обучающихся в рамках деятельности федеральной экспериментальной площадки ГБУ ДПО «КРИРПО» в Ленинск-Кузнецком политехническом техникуме разработана и внедряется в воспитательно-образовательный процесс модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Модель объединила усилия руководящих работников, преподавателей, мастеров производственного обучения, педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника, студентов, их родителей, социальных партнеров. Координирует данную деятельность профконсуль-тант, в обязанности которого входит обеспечение организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся за счет координации деятельности педагогических работников, представителей родительской общественности, работодателей, осуществление взаимодействия в сфере профориентации со специалистами муниципальных органов управления образованием и их подведомственными организациями, ответственными за профориентационную работу, специалистами центра занятости населения, социальной защиты населения, предприятиями различных форм собственности.
Для реализации модели в техникуме разработаны необходимые локальные акты, алгоритмы взаимодействия. Вопросы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования обсуждались на региональном совещании при администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа. С управлением образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа согласован план работы техникума по профориентации, заключен договор о проведении с обучающимися школ профессиональных проб.
Профориентационная работа ведется в техникуме по трем направлениям:
- профориентационная работа с обучающимися школ города и района;
- профессиональное самоопределение студентов;
- сопровождение адаптации выпускников на рынке труда.
Профориентационная работа, проводимая специалистами техникума в школах, традиционно направлена на качественный набор абитуриентов в техникум и осознанный выбор ими будущей профессии. Ее основные мероприятия — издание буклетов, проспектов, календарей; раз-
мещение в СМИ и на интернет-сайтах информации об образовательной организации, профессиях и специальностях, внеурочной деятельности техникума; проведение встреч, тематических классных часов с обучающимися школ города, информирование родителей школьников; проведение дней открытых дверей, участие в городской ярмарке профессий и др.
Новым стало проведение для девятиклассников профориентационных мероприятий студентами техникума. Это система мероприятий под общим названием «Мы работаем для вас!» по профессиям и специальностям техникума: театральные постановки, встречи с успешными выпускниками, «открытые» конкурсы профессионального мастерства и уроки.
Большое влияние на обучающихся в выборе профессии оказывают родители. Преподаватели техникума принимают активное участие в проведении родительских собраний в школах города, где информируют родителей о имеющихся профессиях и специальностях в форме видеопрезентаций. В школах города размещены стенды техникума с профориентационным материалом. Традиционные объявления в СМИ дополнились ежемесячными сюжетами о техникуме, интервью с успешными выпускниками. Одним из главных и перспективных направлений является апробация практико-ориентированных мероприятий с обучающимися общеобразовательных организаций. Это профориентационные мастер-классы, особенность которых заключается в том, что они проводятся для слушателей, не имеющих в этой области теоретических знаний и опыта работы. Во время мастер-класса специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает элементы технологического (производственного) процесса и способствует формированию представления о содержании конкретной профессии или специальности. Также проводятся профессиональные пробы, в ходе которых обучающиеся могут получить базовые сведения о видах профессиональной деятельности и освоить практические приемы. Например, на пробах по профессии «повар, кондитер» научиться делать нарезку из фруктов и овощей, оформлять праздничный стол, правильно его сервировать, украшать пирожные и торты. В 2015 году более 50 обучающихся школ прошли профессиональные пробы на базе техникума, 90 % из них стали студентами техникума.
Мало привлечь учащихся школ в техникум, нужно, чтобы они не разочаровались в выборе будущей профессии. Для этого в организации разработана и реализуется программа «Пси-
холого-педагогическое сопровождение процесса адаптации студентов к новым образовательно-воспитательным условиям», которая предусматривает проведение диагностики профессиональной направленности, личностных особенностей и адаптационного потенциала студентов с первых месяцев их обучения в техникуме. По результатам диагностики определяются студенты, имеющие сложности в адаптации и профессиональном самоопределении, для них подбирается коррекционно-развиваю-щая программа, проводятся групповые и индивидуальные занятия, тренинги, консультации. Мониторинг адаптации студентов первого курса в 2014/2015 учебном году показал следующие результаты: информированность студентов о профессии, которой они обучаются, значительно повысилась, положительная динамика составила 30 %, высокий уровень имеют треть студентов. Низкий уровень уменьшился с 47 до 5 %%. Обучающиеся в своих ответах отмечают не только необходимые личностные качества, предъявляемые к специальности, но и профессионально значимые, а также степень их развития. Высокий уровень профессиональной направленно-
сти имеют 65 %% студентов, они стремятся к овладению избранной профессией, хотят в будущем работать по ней и совершенствоваться. По анкете «Уровень адаптированности» высокие результаты отмечаются у 95 %% респондентов. Большая часть студентов характеризуются уверенностью в себе, снижением уровня тревожности, эмоциональной уравновешенностью, доминированием мотивации достижения успеха. Полученные результаты позволяют определить подходы к процессу профессионального определения студентов с учетом их личностных качеств и особенностей программ подготовки.
Сопровождение адаптации выпускников на рынке труда проходит посредством мониторинга их трудоустройства в течение трех лет, нововведением является перспективный план профессионального развития выпускника. Проводимая в техникуме профориентационная работа содействует выполнению главных задач, стоящих перед педагогическим коллективом: формирование и сохранение контингента студентов, повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников техникума на рынке труда.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОГО ОБЛАСТНОГО ДНЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ
М. Л. Долженко, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Белово
Проблемы и перспективы развития профессиональной ориентации молодежи в современных условиях неоднократно рассматривали в своих работах С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, Н. Э. Касаткина и др. [1, 3]. Каждый выпускник образовательных организаций имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать в определенной сфере деятельности недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии
должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к профессиональному выбору.
В ходе профориентационных мероприятий обучающиеся получают информацию о содержании, условиях, организации труда и обучения конкретной профессии, оплате труда, требованиях к личности человека, возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста, планировании карьеры, текущем и перспективном кадровом спросе. При проведении таких мероприятий основное внимание следует уделять профессиям, востребованным в регионе, муниципалитете.
Угольно-добывающая промышленность остается одной из ключевых отраслей российской эко-