УДК 37.034 ББК Ч 30.051
Менщикова Инесса Юрьевна
кандидат педагогических наук кафедра социологии и социальной работы Курганский государственный университет г. Курган
Menshchikova Inessa Yurievna Candidate of Pedagogics The Chair of Sociology and Social Work Kurgan State University Kurgan mines81 @mail.ru
Содержательный аспект воспитания бакалавра в процессе высшего
профессионального социального образования Substantial Aspect of Bachelor's Upbringing at Higher Professional Social
Education Process
В статье определяется содержание воспитания бакалавра, обусловленное содержанием ценностных основ профессиональной деятельности специалиста по социальной работе, в рамках разрабатываемого автором концептуально -теоретического основания воспитания этих основ в процессе высшего профессионального образования бакалавра.
In the article bachelor's upbringing substance which is determined by substance of social work specialist's professional activity value bases is clearly defined within created by the author conceptional and theoretical base of these bases' upbringing at higher professional social education process of a bachelor.
Ключевые слова: ценностные основы профессиональной деятельности специалиста по социальной работе, воспитание, содержание, бакалавр, компетенция, квалификация, ценностноориентационные компетенции, высшее профессиональное социальное образование.
Key words: social work specialist's professional activity value bases, upbringing, substance, bachelor, competence, qualification, value orientation competences, higher professional social education.
В понимании вопросов содержания воспитания студентов вуза - будущих
специалистов по социальной работе - накоплен определенный круг идей и моделей различного уровня обобщения. Результаты анализа педагогических исследований (А.Н. Галагузов, С.И. Григорьев, Н.Б. Шмелёва и др.) указывают: 1) на особенное внимание ученых к вопросам содержания воспитания студентов, необходимого для выполнения будущей профессиональной
деятельности в области социальной работы как результативной и эффективной; 2) на потребность в изучении этих проблем в современной педагогике.
Учитывая необходимость решения задачи по определению содержания воспитания студентов вуза в рамках обозначенной проблематики, здесь мы представляем основные результаты проводимого исследования, которые раскрывают содержание ценностных основ профессиональной деятельности (ЦОПД) специалиста по социальной работе и связанное с ним содержание воспитания этих основ у студентов вуза. Определение такого содержания воспитания обеспечивает разрабатываемое концептуально-теоретическое основание воспитания ЦОПД специалистов по социальной работе в процессе высшего профессионального образования бакалавров. Данное основание преимущественно ориентировано на воспитание будущих кадров с квалификацией бакалавра социальной работы как основной ступени современного вузовского образования в этой области [2].
Воспитание бакалавров понимается как воспитание ЦОПД специалиста по социальной работе квалификации бакалавра. Воспитание бакалавров является частью их образования - высшего профессионального социального образования - и осуществляется во взаимосвязи с их обучением в процессе такого образования. Воспитание ЦОПД специалистов по социальной работе в процессе высшего профессионального образования бакалавров - это специально организованный педагогический процесс, направленный на возникновение и развитие ЦОПД специалистов по социальной работе у студентов.
Применение концептуально-теоретического основания позволяет сформулировать здесь центральное понятие нашей концепции: ценностные основы профессиональной деятельности специалистов по социальной работе - это иерархическая система личностных ценностей специалиста по социальной работе, выражающая его стремление к осуществлению значимых качеств профессиональной деятельности, которая направлена на результативное и эффективное достижение ее целей, определяемых системой разделения труда.
Определение содержания ЦОПД специалистов по социальной работе позволяет раскрыть содержательный аспект - содержание - воспитания ЦОПД специалистов по социальной работе в процессе высшего профессионального образования бакалавров. От того, каким будет содержание ЦОПД специалиста по социальной работе, зависит содержание воспитания будущих кадров.
Содержание ЦОПД специалиста по социальной работе обусловлено характером и сложностью той профессиональной деятельности, которой занимается или займется человек. Определение содержания ЦОПД специалиста обеспечивается применением методологии исследования, прежде всего, ценностносмы-слового подхода [2]. Принцип смыслоориентированности образования, выводимый из подхода, при его применении указывает на те области знания, откуда может быть взят смысл ЦОПД специалиста и которые могут стать содержанием воспитания бакалавров.
Использование ценностносмыслового подхода наполняет смыслом, содержанием, цели (результаты) воспитания и образования, которые в современной педагогике описываются в терминах компетентностного подхода. В этой связи воспитание ЦОПД специалиста по социальной работе рассматривается как воспитание необходимых ценностноориентационных компетенций студента [1]. Применение ценностносмыслового подхода наполняет содержанием модель ценностноориентационных компетенций, которая номинально и структурно закрепляет ЦОПД специалиста по социальной работе в результатах воспитания студентов.
Для адекватного определения ценностноориентационных компетенций в ходе анализа исследований (Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, М.Д. Ильязовой, А.И. Суббето и др.) установлено соотношение компетентности, компетенции и квалификации как основных понятий компетентностного подхода. Квалификация - степень выраженности самостоятельности деятельности человека при проектировании и выполнении профессиональной деятельности разного уровня сложности. Самостоятельность проявляется как целостное действительное ка-
чество деятельности (компетентность) и как возможное, желательное качество деятельности (компетенция). Это представляет квалификацию как степень компетенции, компетентности, как нормативно закрепленную степень (уровень) профессиональной подготовки - бакалавр, магистр. Ценностноориента-ционные компетенции студента описывают его способность (стремление) как его возможность к самостоятельному осуществлению профессиональной деятельности, обусловленную наличием у него ЦОПД, задающих ценностную направленность этой деятельности.
Модель ценностноориентационных компетенций описывает результаты воспитания ЦОПД специалиста по социальной работе у студентов. Данная модель встроена в компетентностную модель результатов высшего профессионального образования студентов. Последняя описывает взаимосвязанные результаты воспитания и обучения студентов. Разработка этих моделей основана на знании о структуре личностного опыта человека как процесса и результата проживания человеком усваиваемой и осваиваемой общественной культуры [3]. Это знание дает возможность связывать ценностноориентационные компетенции, которые отражают систему результатов воспитания студентов, с развитием ценностного компонента личностного опыта человека, т. е. системы личностных ценностей. Ценностный компонент выступает предметом развития в процессе воспитания и описывается общей целью воспитания. На основе анализа работ (А.С. Белкина, В.В. Краевского, А.М. Новикова и др.) нами выделены виды личностного опыта (личностной культуры) человека: общекультурный, общепрофессиональный, профессиональный, профильный профессиональный. С их учетом выявлены взаимосвязанные виды ценностноориентационных компетенций студента: общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные, профильные профессиональные. Применение ценностносмыслового подхода позволяет наполнить содержанием группу ценностноориентационных компетенций студента. Рассмотрим содержание воспитания бакалавра.
Исследования Н.Л. Худяковой [3] позволяют утверждать, что для человека как такового основными предстают абсолютные ценности - Любовь, Человек, Истина, Добро, Красота. Источником знаний о смысле этих категорий выступают разделы философии - гносеология, этика, эстетика, антропология. Для деятельности как таковой ведущими являются качества любой деятельности (результативность, эффективность, исполнительность, творчество) [1]. Источником знаний о значении этих ценностей предстает раздел философии - теория деятельности (праксиология). Для основных видов деятельности (коммуникативной, спортивной и пр.) и форм деятельности (игровой, трудовой) основными являются ценности субъекта этих видов и форм деятельности. Источником знаний о смысле этих ценностей являются философские теории коммуникации, спорта, игры и т. д. Описанная иерархия ценностей представлена группой общекультурных (общезначимых) ценностноориентационных компетенций, отражающих соответствующий вид ЦОПД. Эти компетенции описывают для выпускника основные сферы и виды деятельности, самостоятельно им воспроизводимые в любой деятельности.
Для профессиональной деятельности как таковой в основных ее сферах и типах по объекту труда ключевыми предстают ценности субъекта в сфере научно-исследовательской, практической деятельности, деятельности в сфере искусства в типах профессиональной деятельности «Человек-человек» и пр. Философия науки является источником знаний о смысле ценностей научно-исследовательской деятельности как деятельности по производству нового научного знания, опирающейся на мышление. Стремления к производству научных знаний как обладающих нужными качествами (объективности, непротиворечивости и др.) составляют ценности научно-исследовательской деятельности. Источником знаний о значении ценностей практической деятельности как деятельности по производству продуктов, управлению этим производством предстает философия управления, теория управления (менеджмент). Стремления к производству продуктов как обладающих значимыми качествами конкретного
вида практической деятельности образуют ценности практической деятельности. Эстетика является источником знаний о содержании ценностей деятельности в сфере искусства как деятельности по производству произведений искусства, основанной на воображении (деятельности поэта, музыканта и др.). Стремления к производству произведений искусства как обладающих значимыми качествами вида искусства представляют ценности данной деятельности. Иерархия ценностей здесь представлена группой общепрофессиональных (об-щепрофессионально значимых) ценностноориентационных компетенций, характеризующих соответствующий вид ЦОПД и соотносимых с определенной квалификацией (бакалавр, магистр). Эти компетенции описывают возможные для выпускника сферы и основные виды профессиональной деятельности, самостоятельно им воспроизводимые в любой профессии.
Для вида профессиональной деятельности (здесь социальной работы) по объекту труда ведущими являются ценности специалиста по социальной работе [1]. Источником знаний о смысле этих ценностей предстает философия, этика и деонтология, социальной работы, теория социальной работы. Основное отношение, определяющее содержание этой деятельности, - отношение специалиста с клиентом, отношение «человек-человек». Оно представляет социальную работу как нравственно ориентированную (на Добро), результативную, эффективную, преобразовательную, трудовую, в сфере социального взаимодействия, практическую деятельность - сервисную (в сфере услуг). Группы профессиональных (профессионально значимых) ценностноориентационных практических и научно-исследовательских компетенций образуют группу профессиональных (профессионально значимых) ценностноориентационных компетенций. Она характеризует соответствующий вид ЦОПД и соотносится с квалификацией (бакалавр, магистр социальной работы). Эти компетенции описывают необходимые для выпускника сферы и основные виды определенной профессиональной деятельности, самостоятельно им воспроизводимые в практике социальной работы.
Для направлений (профилей) социальной работы по объекту труда ведущими являются ценности специалиста соответствующего профиля. Источником знаний о смысле ценностей отдельного профиля социальной работы выступают соответствующие вышеназванные разделы. Квалификация бакалавра социальной работы представлена исследовательским профилем и практическими профилями (социально-технологическим, социально-проектным, организационно-управленческим). Каждый профиль характеризует соответствующая группа исследовательских или практических профильных профессиональных (профильно профессионально значимых) ценностноориентационных компетенций. Все эти группы составляют группу профильно профессионально значимых ценностно-ориентационных компетенций. Она отражает вид ЦОПД и соотносится с квалификацией (бакалавр, магистр социальной работы). Эти компетенции описывают необходимые для выпускника сферу и вид определенной профессии, самостоятельно им воспроизводимые в практике социальной работы.
Таким образом, в качестве абсолютных ценностей ведущими в универсальном содержании ЦОПД специалиста по социальной работе предстают нравственные ценности, закрепляющие стремление к Добру. Спецификой содержания профессиональной деятельности специалиста по социальной работе с квалификацией бакалавра в нашем понимании выступает способность к проектированию и практическому использованию существующих профессиональных средств (известных форм, методов, технологий социальной работы) при решении трудностей клиентов и способность к проектированию и практическому использованию новых элементов этих средств с учетом меняющейся действительности. Это общее и особенное (определенная квалификация) содержание ЦОПД специалиста по социальной работе обусловливает содержательный аспект воспитания бакалавров в процессе высшего профессионального социального образования.
Библиографический список
1. Менщикова, И.Ю. Компетентностный подход в описании результатов воспитания ценностных основ профессиональной деятельности в процессе высшего профессионального
образования студентов [Текст] / И.Ю. Менщикова // Компетенции и образование: модели, методы, технологии. - Монография. - Ч. IV. - М.: Перо, 2014. - 152 с. - С. 6-37.
2. Менщикова, И.Ю. Место воспитания в процессе высшего профессионального образования студентов: к построению концепции [Текст] / И.Ю. Менщикова // Избранные вопросы современной науки. - Монография. - Ч. XII. - М.: Перо, 2014. - 147 с. - С. 82-111.
3. Худякова, Н.Л. Структура компетентностно-квалификационной модели выпускника [Текст] / Н.Л. Худякова // Компетентностный подход как фактор развития инновационного образования в современных условиях: материалы Всеросс. науч. конф., 30-31.03.2011 г. -Челябинск: ЧелГУ, 2011. - С. 206-211.
Bibliography
1. Menshchikova, I.Y Competence approach in describing the results of values upbringing foundations of professional activity in the process of higher education students [Text] / I.Y Menshchikova // Competencies and education: models, methods, technologies. - Monograph. -Part IV. - M.: Perot, 2014. - 152 p. - P. 6-37.
2. Menshchikova, I.Y Place of upbringing in the process of higher education students: to build a concept [Text] / I.Y Menshchikova // Selected problems of modern science. - Monograph. -Part XII. - M.: Perot, 2014. - 147 p. - P. 82-111.
3. Khudyakova, N.L The structure of the competence and qualification model of the graduate [Text] / N.L Khudyakova // Competence approach as a factor in the development of innovative education in modern conditions: Vseross. scientific. conf., 30-31.03.2011 y. - Chelyabinsk: CSU, 2011. - P. 206-211.