УДК 378.034
Менщикова Инесса Юрьевна Inessa Menshchikova
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕТОВ
SOCIAL WORK PROFESSIONAL AXIOLOGICAL SYSTEM AS THE BASE OF THE STUDENTS’ MORAL UPBRINGING
Рассматривается одна из актуальных проблем педагогики высшей школы, связанная с сущностью, структурой и местом профессионально-аксиологической системы социальной работы в нравственном воспитании студентов вуза — будущих социальных работников
Ключевые слова: высшая школа, студенты, социальное образование, социальное воспитание, нравственное воспитание, профессионально-аксиологическая система, ценности, социальная работа
In the article the author discussed one of the urgent problems of higher school pedagog-ics, associated with essence, structure and places of social work professional axiological system at the higher school students’ — the future social workers’ — moral upbringing
Key words: higher school, students, social education, social upbringing, moral upbringing, professional axiological system, values, social work
Высшая школа как социальный институт является одним из каналов трансляции ценностей (общечеловеческих, общественных, профессиональных) последующим поколениям. В рамках учебно-воспитательного процесса создаются закономерные предпосылки для интериоризации ценностей молодежью и возникновения на их основе индивидуальной системы ценностей, для становления и развития нравственно устойчивой личности, выступающей залогом позитивного устойчивого развития общества.
Вместе с тем в ситуации духовного и морального кризиса, который переживает современное российское общество, именно молодежь наиболее остро нуждается в обретении общечеловеческих, общественных и профессиональных ценностных ориентиров. Подобное положение делает необходимыми не только гармоничное сочетание социальных и индивидуальных ценностей,
но и наличие соответствующих способов их передачи молодому поколению. В институциональном плане данными способами выступают различные институты общества, которые в условиях современного кризиса требуют реформирования.
На достижение стратегических целей социальных реформ направлена, в частности, модернизация высшей профессиональной школы. Она основывается на российской стратегии образования, отраженной в ряде нормативно-правовых и организационных документов: Конституции РФ, ФЗ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальной доктрине образования в РФ на период до 2025 г., Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и др. Согласно этим документам повышаются требования к нравственному воспитанию будущих кадров в вузе.
В этой связи одной из важнейших задач высшей школы является организация учебно-воспитательного процесса в направлении формирования профессионально-ценностных (аксиологических) оснований в нравственном воспитании студентов, ориентирующих их на принятие конструктивных решений, выбор гуманистической стратегии поведения, поиск путей профессионального самосовершенствования. Особенно это касается будущих социальных работников, поскольку ведущий объект их профессиональной деятельности — клиент — человек, находящийся в трудной жизненной ситуации, требующий гуманного отношения к себе и эффективного решения своей проблемы. Поэтому одной из актуальных проблем профессиональной подготовки будущих социальных работников в среде вуза является вопрос об основе нравственного воспитания студентов — о сущности, структуре и месте профессионально-ценностной (аксиологической) системы социальной работы.
Для последовательного рассмотрения поставленной проблемы сделаем краткий экскурс в историю аксиологизации и профессионализации общественной деятельности.
Ценности человека, его жизни и здоровья всегда рассматривались любым обществом в качестве непреходящих моральных оснований своего развития. Эти ценности прошли долгий путь становления в моральном сознании людей (с момента выделения человекоподобных предков из мира животных) и последующий период развития (со времени появления современного человека Homo sapiens sapiens как антропологического типа). В процессе антропосоцио- и куль-турогенеза данные ценности вбирали в себя все новые смыслы, становясь источником возникновения (в сущности на их гуманистической основе) других неизменных ценностей (уникальности личности, социальной справедливости, благополучия и пр.). Все подобные ценности всегда пронизывали (сознательно или бессознательно, более или менее опосредованно) любую деятельность
человека. При этом та деятельность человека, которая по содержанию имела ярко выраженное аксиологическое ядро (направленность), характеризовалась и особой формой выражения — социальной помощью и поддержкой людей по отношению друг к другу. С усложнением деятельности, с ее профессионализацией, социальная помощь и поддержка как внешнее проявление гуманистически ориентированной деятельности людей трансформировались в особый вид профессиональной деятельности, впоследствии получивший название социальной работы (social work).
Таким образом, как общественное явление социальная работа была свойственна человеческому обществу с момента его существования: в различные периоды развития общество помогало выживать своим членам в разной форме. Модель помощи определяется уровнем развития общества, его культурой в конкретно-исторический период (М.В. Ромм, Т.А. Ромм); типом социальности, в прямой или опосредованной форме влияющим на содержание, формы и методы социализации или ресоциализации человека (В.А. Никитин).
Социальная работа является родовой чертой человеческого общения, формирование которой связано с потребностью социума обеспечить свое существование и развитие не только на основе производства материальных и духовных благ, но и с помощью адекватных общественных отношений, закрепленных в социальной структуре, социальном сознании и поведении. Слово «работа» означает, что такой вид деятельности носит активный, преднамеренный характер, а эпитет «социальная», — что ее целью является оказание человеку помощи в приобретении или восстановлении социальности, социального функционирования и на этой основе — социального благополучия. В этом смысле термин «социальная работа» выступает как синоним такого типа социальной деятельности в обществе, целью и результатом которой должны быть социализация или/и ресоциализация человека [1; С. 15-16].
Искреннее желание помочь нуждающемуся (клиенту) преодолеть трудную жизненную ситуацию, с одной стороны, и постоянно сохраняющаяся возможная опасность усугубления ситуации клиента своими действиями, с другой, — вынуждают социального работника осуществлять деятельность в границах нравственного выбора, опираясь на профессионально-этические основания социальной работы.
С нашей точки зрения, профессионально-этические основания социальной работы представляют собой систему, состоящую из взаимосвязанных общечеловечески, общественно, профессионально и личностно обусловленных компонентов (моральных идеалов, личностных образцов, моральных принципов, качеств личности, норм поведения и т. д.), присущих нравственному сознанию социального работника, структуре личности в целом и определяющих направленность его деятельности. Одной из ключевых составляющих этой системы являются профессиональные ценности, которые также можно рассматривать в качестве относительно самостоятельной системы — профессионально-аксиологической.
Профессионально-аксиологическая система социальной работы — это целостность общечеловеческих, общественных, профессиональных и личностных значений явлений и факторов действительности, принятых сообществом социальных работников; это взаимосвязанное множество устойчивых нравственных представлений личности об оказании помощи, поддержки клиенту и другим объектам социальной работы (наша трактовка — И. М.).
Профессионально-аксиологическая система социальной работы включает основополагающие профессиональные ценности, которые становятся таковыми, проистекая из общечеловеческих и общественных ценностей и преломляясь через специфику объектов профессиональной деятельности социального работника (работник социальной службы, клиент, коллеги, работодатели, профессия, общество).
Структура данной системы предполагает несколько взаимосвязанных подсистем профессиональных ценностей, каждая из которых содержит ценности относительно конкретного объекта деятельности специалиста.
Сущность и структура профессионально-аксиологической системы социальной работы наиболее полно (при соответствующих условиях) раскрываются в практической деятельности социального работника. Тем не менее, адекватная реализация профессиональных ценностей в деятельности социального работника, отражающаяся в ее эффективности, зависит от места этих ценностей в нравственном сознании специалиста. Профессиональные ценности должны быть осмыслены и приняты личностью, должны органично вписаться в систему индивидуальных ценностей, иначе профессиональная деятельность социального работника будет страдать формализмом в «помогающем» процессе и невысокой эффективностью решения проблем клиентов. Следовательно, профессионально-аксио -логическая система социальной работы должна играть ключевую роль в нравственном сознании личности.
В числе других мер воздействия, системно формировать профессиональноаксиологическую направленность нравственного сознания социального работника призвано нравственное воспитание. Особую значимость оно приобретает на этапе становления личности будущего профессионала, который начинается в стенах вуза.
Каковы же формы и место нравственного воспитания студентов в системе видов и форм социальной работы? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть вначале виды и формы социальной работы.
Социальная работа в качестве общественного явления (процесса) существует в двух основных плоскостях: как деятельность с социальной непрофессиональной (массовой, общей) и социальной профессиональной (специальной) направленностью. Критерием разделения служит профессионализация обществен-
ной деятельности, нацеленная на организованное оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся. Основными признаками профессиональной деятельности в контексте социальной работы выступают наличие необходимой нормативно-правовой базы в области социальной защиты населения, развитой общественной инфраструктуры, подготовки кадров для социальных учреждений [1].
Социальную работу также рассматривают (Л.Г. Гуслякова, А.М. Панов, Е.И. Холостова и др.) в трех основных ипостасях (видах деятельности):
1) научная деятельность (наука);
2) учебная деятельность (учебная дисциплина);
3) практическая деятельность (практика).
Каждый из видов может проявляться в двух описанных плоскостях и, по наличию профессионализации, форме выражения, может обладать непрофессиональной и профессиональной направленностью (см. схему). Вместе с тем социальная помощь и поддержка являются имманентно присущими и характерными чертами социальной работы в целом во всех ее видах и формах.
Система видов и форм социальной работы
Хотя схематично представленное нами теоретическое построение не претендует на однозначность в трактовке видов и форм социальной работы и требует большего научного обоснования, оно позволяет структурно и функционально обозначить взаимосвязь элементов системы социальной работы.
Социальное (профессиональное) образование и воспитание, предполагающие нравственное развитие человека, были введены учеными (С.И. Григорьев, Е.И. Холостова и др.) в категориально-понятийный аппарат отечественной социономии (теории социальной работы как науки) сравнительно недавно: с введением самой социальной работы как учебной специальности и профессии в 1991 г.
В широком смысле социальное (непрофессиональное) образование трактуется как овладение основами социальной культуры, умение жить в обществе. В узком смысле социальное (профессиональное) образование сводят либо к подготовке социологов, обществоведов, либо к подготовке социальных работников [3; С. 298].
Наряду с этим, социальное непрофессиональное просвещение (воспитание), в широком смысле, предполагает воздействие на личность общества в целом, отождествляясь с социализацией; в узком смысле оно включает в себя целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений [2; С. 32]. В свою очередь, социальное профессиональное воспитание (в рассматриваемом контексте — студентов вуза) представляет собой формирование у молодежи системы профессиональных качеств личности социального работника, его взглядов и убеждений.
Нравственное воспитание (социальное непрофессиональное нравственное просвещение) — это формирование общечеловеческих моральных ценностей в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе [2; С. 33]. Таким образом, социальное профессиональное нравственное воспитание (в
социальной работе) — это формирование профессионально-аксиологической системы (профессиональных моральных ценностей) в отношении социального работника к объектам своей деятельности.
Далее, с целью выявления сущности и роли социального профессионального нравственного воспитания в подготовке кадров мы остановимся на анализе содержания и взаимосвязи социальной работы как практической деятельности, в частности, профессии, и учебной деятельности, в особенности, социального профессионального образования и воспитания (см. выделение в схеме).
Современная профессиональная социальная работа сочетает в себе и компоненты непрофессиональной деятельности (заботы, благотворительности, милосердия). Профессия «социальная работа» предполагает ряд взаимосвязанных оснований: аксиологическое, теоретическое и практическое. Поясним их взаимосвязь.
Ядро аксиологического основания образуют ценности, на которые опираются социальные работники при оказании помощи и поддержки клиентам. В свою очередь, само аксиологическое основание занимает ведущее место по отношению к двум другим основаниям социальной работы, поскольку именно ценностное основание задает профессиональной деятельности социального работника гуманистическую направленность.
Для профессиональной социальной работы неотъемлемой составляющей является теоретико-методологический ракурс осмысления ее ценностного содержания, выводящий социальную работу с уровня обыденного сознания на уровень научного сознания, возводящий ее в ранг науки со всеми присущими в таком случае критериями научности (предметом исследования, категориально-понятийным аппаратом, научными принципами и закономерностями). Теоретическое основание социальной работы здесь выступает в качестве научной рефлексии ее аксиологического основания. Оно призвано выработать кон-
цепции, содержащие в себе идеи, положения, которые можно воплотить в жизнь [2; С. 204]. Концепции, позволяющие реализовывать социальному работнику профессиональные ценности (через ориентации на ценности, отношения к ним и др.) в конкретной ситуации взаимодействия. Теоретическое основание является связующим звеном между аксиологическим и практическим. Ценности в опосредованном виде оказываются представлены в профессиональной деятельности социального работника. При этом практическое основание, добавляя новый опыт взаимодействия, через теоретическое основание влияет на аксиологическое, побуждая социального работника вновь переосмысливать свою систему ценностей.
Таким образом, для реализации цен-
ностей на практике существенное значение имеет профессиональное нравственное воспитание студентов. Его сущностная основа — это сформированная профессионально-аксиологическая система. Под формированием профессионально-аксиологической системы социальной работы у студентов нами понимается их (социальное профессиональное) нравственное воспитание — специально организованный в вузе учебно-воспитательный процесс с обратной связью, направленный на становление и развитие взаимосвязанного множества устойчивых нравственных представлений личности об оказании помощи, поддержки клиенту и другим объектам социальной работы, выраженный в количественно-качественных личностных преобразованиях.
Литература
1. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов / В.А. Никитин. — М.: МПСИ, 2002. — 236 с.
2. Профессионально-педагогические понятия: словарь / Сост. И.В. Осипова и др.; под ред. Г.М. Романцева. — Екатеринбург: РГППУ, 2005. — 456 с.
3. Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: Юристъ, 2001. — 334 с.
Коротко об авторе_______________________________________________Briefly about the author
Менщикова И.Ю., канд. пед. наук, доцент кафед- I. Menshchikova, PhD (Pedagogics), Assistant Pro-ры социологии и социальной работы, Курганский fessor of the Sociology and Social Work Department of государственный университет (КГУ) Kurgan State University (KSU)
Научные интересы: философия образования, пе- Areas of expertise: Education philosophy, higher дагогика высшей школы, теория и этика социальной school pedagogics, social work theory and ethics работы