Научная статья на тему 'Актуализация базовых компетенций бакалавров средствами профессионально-прикладной физической культуры'

Актуализация базовых компетенций бакалавров средствами профессионально-прикладной физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / БАКАЛАВРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / BASE PROFESSIONAL SCOPES / THE BACCALAUREATES OF PHYSICAL CULTURE / APPLIED-PROFESSIONAL PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисенкова Е. С., Виноградов С. А., Гаинцев С. В., Найн А. Я.

Рассматривается проблема актуализации базовых профессиональных компетенций бакалавров средствами профессионально-прикладных упражнений физической культуры. Показано, что занятия профессионально-прикладной физической культурой существенно влияют на сохранение и приумножение самой большой ценности (капитала) здоровья граждан и производительных сил в обществе. Использование разработанного содержания с учетом особенностей учебно-профессиональной деятельности бакалавров направления «Физическая культура» позволяет укрепить здоровье студентов, повышает их уровень физической и интеллектуальной подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисенкова Е. С., Виноградов С. А., Гаинцев С. В., Найн А. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Updating base scopes of baccalaureates by means of applied-professional physical culture

The problem of the updating of the base professional scopes of baccalaureates is examined by the means of the applied-professional exercises of physical culture. It is shown that the occupations by applied-professional physical culture substantially influence retention and increase of largest value (capital) of people health and productive forces in the society. The use of the developed content taking into account the special features of the training-professional activity of the baccalaureates of direction «physical culture» makes it possible to strengthen the health of students, increases their level of physical and intellectual preparedness.

Текст научной работы на тему «Актуализация базовых компетенций бакалавров средствами профессионально-прикладной физической культуры»

УДК 378.1

Е. С. БОРИСЕНКОВА С. А. ВИНОГРАДОВ С. В. ГАИНЦЕВ А. Я. НАЙН

Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

АКТУАЛИЗАЦИЯ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ СРЕДСТВАМИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рассматривается проблема актуализации базовых профессиональных компетенций бакалавров средствами профессионально-прикладных упражнений физической культуры. Показано, что занятия профессионально-прикладной физической культурой существенно влияют на сохранение и приумножение самой большой ценности (капитала) — здоровья граждан и производительных сил в обществе. Использование разработанного содержания с учетом особенностей учебно-профессиональной деятельности бакалавров направления «Физическая культура» позволяет укрепить здоровье студентов, повышает их уровень физической и интеллектуальной подготовленности.

Ключевые слова: базовые профессиональные компетенции, бакалавры физической культуры, профессионально-прикладная физическая культура.

Изучаемая проблема актуализации базовых профессиональных компетенций бакалавров средствами профессионально-прикладной физической культуры в университете является востребованной и актуальной. Это связано с происходящими тенденциями развития системы высшего профессионального образования в России, включающими инновационную, балльно-рейтинговую и кредитную системы оценки качества образования, которые, в свою очередь, являются эффективным стимулятором, регулирующим учебную активность студентов. Кроме того, это диктуется необходимостью общества в разносторонне и качественно подготовленных специалистах в области физической культуры. А также обозначим, что в Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2020 года отмечено, именно человеческий капитал является основным фактором экономического развития страны [1, с. 16]. Для России это предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые характеризуются все еще низким качеством и недостаточным уровнем доступности социальных услуг в сфере физкультурного образования, и является стратегической целью государственной политики в данном направлении.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач [2, с. 95 — 96]:

а) обеспечение инновационного характера образования выпускников физкультурного вуза;

б) модернизация институтов системы физкультурного образования как инструментов социального развития обучающихся;

в) создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе и физкультурной направленности;

г) формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг в сфере физической культуры.

Относительно современного состояния профессионально-прикладной физической культуры следует в качестве отправной позиции подчеркнуть то, что от ее состояния в обществе существенно зависит сохранение и приумножение здоровья граждан и производительных сил в целом. Поэтому, как верно пишет Л. П. Матвеев, надо сделать все, чтобы в условиях происходящих у нас в стране социально-экономических и политических пертурбаций не утратить положительных традиций государственной и общественной заботы о рассматриваемой стороне культуры и ее нормальном функционировании в системе профессионального образования, а также и в сфере труда, независимо от того, организуется ли она в государственных предприятиях и учреждениях [3, с. 43 — 44].

Цель исследования — апробировать в опытной работе разработанную методику актуализации базовых компетенций бакалавров физкультурного образования средствами профессионально-прикладной физической культуры.

Анализ ряда исследований С. С. Коровина [4], В. М. Менщикова [5], В. А. Пономарчук [6], Н. Х. Хакунова [7], В. П. Шрам и А. Г. Моисеевой [8] подтверждают сформулированную нами гипотезу: актуализацию базовых профессиональных

компетенций бакалавров физкультурного образования средствами профессионально-прикладной физической культуры наиболее эффективно можно осуществить на основе интегративно-развиваю-щего подхода. Известно, данный подход направлен на организацию учебного процесса, внедрение технологий практико-ориентированной направленности, имеющих деятельностный характер. Деятельность и компетенции, как показывает педагогическая практика, взаимосвязаны друг с другом [2]. Образовательный процесс в данных условиях становится процессом приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности, целью которого является достижение базовых профессиональных компетенций [6, 8—11].

Опираясь на результаты проведенных исследований А. Б. Борисова [12], В. М. Менщикова [5], В. А. Пономарчук [6], в разработанных нами учебном плане и программах специальных дисциплин, определяются и аргументируются базовые профессиональные компетенции студентов направления подготовки «Физическая культура» профиля «Физкультурное образование». В исследовании нами выделены базовые профессиональные компетенции в виде совокупности компетенций для профессионального осуществления практической деятельности. Базовые профессиональные компетенции — это способности и умения бакалавра физкультурного образования, которые практически не передаются при помощи словесных инструкций. Следовательно, интерес представляют базовые профессиональные компетенции в виде группы компетенций, необходимых для повышения квалификации на уровне профессиональной деятельности выпускника университета.

Методика и организация исследования. Социальный заказ, будучи осмысленным в категориях физической культуры, выступает как модель действительности, на которую ориентируется подготовка целей, отбор содержания и других компонентов педагогической системы. Вместе с тем модель социальной действительности — лишь один из источников построения системы физкультурного образования, тогда как имеются и другие источники ее конструирования — собственно педагогическая действительность с ее специфическими закономерностями, внутренний мир формирующегося человека и др. В связи с этим было бы наивно думать, что спортивная школа, школа олимпийского резерва или спортивный вуз смогут выполнить все, что «закажут».

Профессионально-прикладная физическая

подготовка в вузе, как отмечает в монографии В. М. Менщиков, являясь составной частью профессиональной подготовки бакалавров, позволяет развить ведущие физические качества, двигательные умения, навыки и функции организма, способствующие более успешному овладению профессией и дальнейшему совершенствованию в ней [5, с. 134-135].

Ученые В. П. Шрам и А. Г. Моисеева верно отмечают, что профессионально-прикладная физическая культура является социально-детерминированной областью общей культуры человека, характеризующаяся высокой степенью образованности в области физической культуры и спорта, физическим совершенствованием и развитостью мотивационных ориентиров [8, с. 54-63].

Методом анализа полученных результатов анкетирования, интроспекции, экспертной оценки

профессионально значимых качеств обучающихся, нами установлен обоснованный перечень базовых профессиональных компетенций по значимости для бакалавров направления «Физическая культура». Таковыми являются: зрительно-моторные реакции; острота зрения; объем памяти; переключение внимания; вербальная и зрительная память; коммуникабельность, устойчивость внимания; способность выделять главное.

Отметим, что вопрос о тщательном изучении влияния средств профессионально-прикладной физической подготовки на организм обучающихся является весьма важным. С одной стороны, способность человека к переносу двигательных навыков и качеств является фактором, позволяющим актуализировать процесс физической подготовки. С другой же стороны, педагогу бывает необходимо ограничить возможность переноса ошибки в технике исполнения с одного двигательного навыка на другой [6, 10, 12]. В этой связи развитие определенных функций организма, расширение диапазона его приспособления к специфическим условиям и возникающим неблагоприятным факторам обусловливают целенаправленные поиски средств актуализации физического воспитания, позволяющих одновременно оказывать тренирующее воздействие на целый комплекс органов и функций человека, или на процесс избирательного их развития.

Выявленные особенности актуализации физического воспитания молодежи средствами профессионально-прикладной физической культуры являются фундаментом для разработки экспериментальной методики. Ее основой предстали разработанный комплекс средств профессионально-прикладной физической подготовки (упражнения для развития скорости реакции, моторики, точности и координации движений); упражнения для развития разных видов памяти; применение комплексов релаксационной гимнастики (включающие упражнения на дыхание, статическое напряжение и расслабление мышц), улучшающие уровень протекания нервных процессов. Вышеназванные средства стали ведущими при реализации авторской программы профессионально-прикладной физической подготовки в экспериментальной группе.

В основу подбора профессионально-прикладных физических упражнений, позитивно влияющих на развитие психофизиологических качеств бакалавров физкультурного образования, в нашей методике положен биокибернетический принцип изучения организма с точки зрения его адаптационной надежности [10, с. 14-15]. Исходя из этого, мы рассматриваем профессионально-прикладную физическую культуру как средство повышения функциональных возможностей наиболее загруженных и, как следствие, наименее надежных физиологических функций и систем организма студента. Следует учесть, как пишет В. М. Менщиков, что дифференцированное воздействие на указанные системы и функции должно осуществляться на фоне повышения общей физической подготовленности обучающегося [5, с. 116-117].

Известно, что профессиональная деятельность диктует особые требования к человеку, которые определяют всю дальнейшую адаптационную перестройку его организма. И чем больше отличие данных требований от привычных, тем больший удельный вес в процессе обучения должна занимать специальная физическая подготовка будущего выпускника вуза. Поэтому основное внимание

о

от

Е

Т

при подборе средств профессионально-прикладной физической подготовки нами уделяется профессионально значимым физическим и психическим качествам, с учетом того, что остальные задачи физической подготовки студентов решаются средствами общей физической подготовки.

Результаты и их обсуждение. Опытно-экспериментальная работа состояла в оценке эффективности разработанной методики актуализации базовых профессиональных компетенций бакалавров физкультурного образования средствами профессионально-прикладной физической культуры.

Для выявления эффективности подобранных профессионально-прикладных упражнений сравнивались результаты обучения в экспериментальной и контрольной группах по итогам первого и седьмого семестров. В экспериментальной группе был введен в образовательный процесс экспериментальный фактор, а в контрольной группе обучение проводилось традиционными методиками.

Экспериментальная методика состояла в интегрированном изучении двух дисциплин — «Физкультурно-оздоровительные технологии» и «Профессионально-спортивное совершенствование», а также компетентностном оценивании заданий (профессионально-прикладных упражнений), используемых на зачетных и практических занятиях по предложенной авторами системе.

Для диагностики начального уровня мотивированности к своей будущей профессии бакалаврам контрольной и экспериментальной групп был предложен тест-опросник, оценивающий мотивацион-ный критерий по использованию комплекса упражнений профессионально-прикладной физической культуры. При анализе ответов будущих бакалавров физической культуры контрольной (N = 38 человек) и экспериментальной групп (N = 42 человека) обнаружено, что контрольная и экспериментальная группы тестируемых являются статистически однородными по уровню мотивированности. Критерий «интерес к учебе» был оценен на основе адаптации методики, направленной на изучение мотивов деятельности. Следует отметить, что доля высоко заинтересованных в профессионально-прикладной физической подготовке студентов первого курса составляет 84,2 % и 83,3 % соответственно.

Такой критерий, как знания по профессионально-прикладной физической подготовке (когнитивный показатель), был оценен на основе кредит-но-модульной технологии, посредством имеющего фонда оценочных средств (тесты, кейсы, педагогические задачи и прочее) и представлен из расчета: 50 — 68 баллов — пороговый уровень; 69 — 84 балла — средний уровень; 85—100 баллов — высокий уровень. Следует отметить, что лишь, 28,9 % и 23,8 % соответственно студентов имеют высокий и средний уровень знаний по данному вопросу.

Представленные результаты эксперимента подтверждают существование проблемы исследования и ее актуальность. Это позволило сделать вывод о необходимости формирования базовых профессиональных компетенций как привлекательного моти-вационного источника, ориентирующего будущих педагогов в сторону положительных возможностей, предотвращающего отрицательные возможности в компетентностных установках (М. И. Гаврилова).

С целью диагностики начального уровня сфор-мированности базовых компетенций бакалаврам физкультурного образования контрольной и экспериментальной групп были предложены тестовые

задания, оценивающие деятельностно-рефлексив-ный компонент. Оценка уровня сформированности базовых профессиональных компетенций рассчитывалась с помощью формулы:

ОУ =

• К ну )+Ку • Ксу • К .у )

N

общ

где ОУ — уровень сформированности базовых профессиональных компетенций;

Nну — количество бакалавров, имеющих низкий уровень;

N — количество бакалавров, имеющих средний уровень;

N — количество бакалавров, имеющих высокий уровень;

N . — объем выборки;

общ 1 '

Кну — коэффициент «низкого уровня»;

Ксу — коэффициент «среднего уровня»;

Кву — коэффициент «высокого уровня».

В процессе организации опытной работы выявлено, что эксперимент позитивно повлиял на образовательный процесс за счет включения практи-ко-ориентированных профессионально-прикладных упражнений на основе интегративно-развивающе-го подхода. Обучение в экспериментальной группе имело практическое направление с учетом интеграции специальных дисциплин, а также уровней межпредметных связей, которые способствуют актуализации базовых профессиональных компетенций бакалавров физкультурного образования.

Для качественной оценки измерения эффективности программы спецкурса был выбран суммарный мотивационный и компетентностный показатель.

Анализ полученных результатов по коэффициенту прироста показателей эффективности в контрольной и экспериментальной группах различается. Это различие повышения прироста эффективности можно объяснить тем, что при сформиро-ванности базовых профессиональных компетенций отмечено повышение уровня мотивации бакалавров в экспериментальной группе, возникшее благодаря введению в образовательный процесс спецкурса (раздела) «Основы профессионально-прикладной физической культуры». Уровень сформирован-ности базовых профессиональных компетенций и мотивированности к занятиям профессионально-прикладными физическими упражнениями в экспериментальной группе значительно повысился — с 53,55 % до 88,1 %, а в контрольной — изменился в большую сторону, но несущественно (с 56,55 % до 60,6 %).

Выводы. В условиях гуманизации общества и образования остро встает проблема актуализации физкультурно-педагогического образования с целью повышения его значимости в формировании у каждого обучающегося знаний и умений, необходимых для самостоятельного использования его ценностей с целью увеличения эффективности профессиональной деятельности, предотвращения и нивелирования вероятного отрицательного воздействия учебных, производственных нагрузок и условий труда на общее состояние, дееспособность и здоровье индивида. Речь идет о необходимости углубленной разработки и внедрении конкретных физкультурно-образовательных программ, профилированных по типам профессионального учебного труда.

Библиографический список

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2020 года. — М. : Бюллетень Правительства РФ, 2010. — 64 с.

2. Педагогическая наука и образование : темат. сб. науч. тр. / Под ред. А. Я. Найна. — Челябинск : УралГУФК, 2015. — Вып. 15. - 316 с.

3. Матвеев, Л. П. Прикладность физической культуры : понятийные основы и их конкретизация в современных условиях / Л. П. Матвеев, В. П. Полянский // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 7. — С. 42-47.

4. Коровин, С. С. Профессионально-прикладная физическая культура в системе непрерывного образования учащейся молодежи / С. С. Коровин. — Оренбург : Изд-во Оренбург. гос. пед. ин-та, 1998. — 64 с.

5. Менщиков, В. М. Дидактические основы профессионально-прикладной физической культуры молодежи : моногр. / В. М. Менщиков. — Курган : КГУ, 2009. — 276 с.

6. Пономарчук, В. А. Человек в мире спорта : проблемы становления личности / В. А. Пономарчук. — М. : ФИСО, 2006. — 218 с.

7. Хакунов, Н. Х. Формирование профессионально-прикладной физической культуры в учебных заведениях разного типа : метод. рекомендации / Н. Х. Хакунов. — Майкоп : Физкультура и спорт, 2009. — 62 с.

8. Шрам, В. П. Профессионально-прикладная физическая культура личности студентов вузов экономического профиля / В. П. Шрам, А. Г. Моисеева // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Сер. 3. — 2008. — № 5. — С. 54 — 63.

9. Кузнецов, А. В. Проблемы подготовки военнослужащих к соревнованиям в процессе служебно-боевой деятельности / А. В. Кузнецов // Сибирский педагогический журнал. — 2015. — № 1. — С. 88 — 93.

10. Муравицкий, А. И. Инновационная методика воспитания физических качеств у спасателей и пожарных в процессе

профессионально-прикладной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. И. Муравицкий. — Смоленск : СГАФК, 2004. — 22 с.

11. Бортнев, Д. Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка молодежи : метод. пособие / Д. Н. Бортнев. — Малаховка : МАФК, 2009. — 62 с.

12. Борисов, А. Б. Физическая подготовленность курсантов колледжей как компонент профессионально-прикладной физической культуры / А. Б. Борисов // Ученые записки : науч.-теорет. журн. — 2011. — № 9 (79). — С. 37 — 41.

БОРИСЕНКОВА Екатерина Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики танцевальных видов спорта и педагогики балета Уральского государственного университета физической культуры.

ВИНОГРАДОВ Станислав Александрович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики Екатеринбургского филиала Уральского государственного университета физической культуры.

ГАИНЦЕВ Сергей Владимирович, кандидат педагогических наук, докторант кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры.

НАЙН Альберт Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой педагогики Уральского государственного университета физической культуры, заслуженный деятель науки России, действительный член Академии профессионального образования РФ. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.08.2015 г. © Е. С. Борисенкова, С. А. Виноградов, С. В. Гаинцев, А. Я. Найн

Книжная полка

Педагогика : учеб. / Л. Подымова [и др.] // Сер. Бакалавр. Академический курс. - М. : Юрайт, 2015. -334 с. - ISBN 978-5-9916-5836-2.

В учебнике раскрываются основные понятия педагогики как целостного процесса, рассматриваются закономерности, принципы, формы и методы обучения и воспитания. Представлены общие основы педагогики, теории обучения и воспитания, охарактеризованы содержание и организация отечественной системы образования, структура непрерывного образования, изложены современные концепции начального и среднего образования, систематизированы современные подходы и проблемы воспитания. Учебник знакомит студентов с особенностями педагогической профессии, структурой профессиональной педагогической деятельности, позицией педагога в современном обществе, условиями личностно-профессионального развития педагога. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050100 «Педагогическое образование» и другим гуманитарным направлениям и специальностям.

Столяренко, Л. Психология и педагогика / Л. Столяренко, В. Столяренко. - 4-е изд., перераб. и доп. -М. : Юрайт, 2015. - 144 с.

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать Щ ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену | или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное. Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Психология и педагогика». Содержание издания соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Для студентов вузов.

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.