УДК 378(072)
ББК 74.48
Менщикова Инесса Юрьевна
кандидат педагогических наук кафедра социологии и социальной работы Курганский государственный университет г. Курган
Menshchikova Inessa Yurievna Candidate of Pedagogics The Chair of Sociology and Social Work Kurgan State University Kurgan
Опыт формирования профессионально-аксиологической системы социальной работы у студентов вуза (на материале преподавания авторского курса)
Higher School Students’ Professional-and-Axiological System of Social Work Forming Experience (on the Basis of the Author’s Teaching Course)
В статье рассмотрена одна из актуальных проблем отечественной социальной работы, связанная с системным изучением ее профессионально-этических и аксиологических основ и дальнейшим их формированием у студентов - будущих социальных работников - в среде высшей школы. Описана специфика профессионально-аксиологической системы социальной работы и предложена дидактическая основа ее формирования в педагогической практике.
In the article the author considers one of the topical problems of domestic social work connected with the systematic study of its professional ethical and axiological bases and their further forming in the students - future social workers -under the conditions of higher school. The author describes specific features of professional axiological system of social work and offers didactic basis of its forming in pedagogical practice.
Ключевые слова: профессионально-аксиологическая система, формирование, ценности, высшая школа, студенты, социальная работа, подготовка.
Key words: professional axiological system, forming, values, higher school, students, social work, training.
Современная социальная работа как вид профессиональной деятельности,
с гуманистически ориентированной спецификой, относится к группе так называемых «помогающих» профессий (медицинский работник, психолог, социальный педагог и др.). Именно гуманистическая ориентация - ориентация на оказание помощи и поддержки нуждающемуся человеку или группе (клиенту) -лежит в основе профессиональной деятельности социального работника. В связи с этим эффективность решения проблем клиентов - «помогающего» процесса - обусловлена не только наличием у социального работника и применением
им на практике профессиональных компетенций, но и его ориентацией на профессиональные ценности. Подобная ориентация, зафиксированная в этическом кодексе профессии [10], обеспечивает ответственное следование социального работника нравственным правилам поведения во взаимодействии с различными клиентами. Ведь от того, насколько социальный работник сможет установить контакт с конкретным клиентом, учесть своеобразие его личности, зависит дальнейший процесс и конечный результат работы.
Искреннее желание помочь нуждающемуся преодолеть трудную жизненную ситуацию, с одной стороны, и постоянно сохраняющаяся возможная опасность усугубления ситуации клиента своими действиями, с другой, - вынуждают социального работника осуществлять деятельность в границах нравственного выбора, опираясь на профессионально-этические основания социальной работы.
Профессионально-этические основания социальной работы представляют собой систему, состоящую из взаимосвязанных социально, профессионально и личностно обусловленных компонентов (моральных идеалов, личностных образцов, принципов, качеств, норм и т. д.), присущих структуре личности социального работника и определяющих направленность его деятельности. Одним из ключевых компонентов этой системы являются профессиональные ценности, которые также можно рассматривать в качестве относительно самостоятельной системы - профессионально-аксиологической (ценностной).
Профессионально-аксиологическая система социальной работы - это целостность общественных, профессиональных и личностных значений явлений и факторов действительности, принятых сообществом социальных работников; это взаимосвязанное множество устойчивых нравственных представлений личности об оказании помощи, поддержки клиенту и другим объектам социальной работы (наша трактовка - И. М.).
Будущим социальным работникам (студентам) важно обрести системный взгляд на профессиональные ценности за время воспитания и обучения в среде высшей школы. Сформированная профессионально-аксиологическая система
дает возможность самореализоваться в профессии, эффективно содействовать устойчивому позитивному развитию общества.
Вследствие этого одной из актуальных проблем отечественной социальной работы является проблема системного изучения ее профессионально-этических и аксиологических основ с дальнейшим их формированием у будущих кадров. Под формированием профессионально-аксиологической системы социальной работы у студентов нами понимается специально организованный в вузе учебно-воспитательный процесс с обратной связью, направленный на становление и развитие взаимосвязанного множества устойчивых нравственных представлений личности об оказании помощи, поддержки клиенту и другим объектам социальной работы, выраженный в количественно-качественных личностных преобразованиях.
Профессионально-аксиологическая система социальной работы включает в себя основополагающие профессиональные ценности, которые становятся таковыми, проистекая из общечеловеческих и общественных ценностей и преломляясь через специфику объектов профессиональной деятельности социального работника (работник социальной службы, клиент, коллеги, работодатели, профессия, общество).
Хотя профессиональные ценности в социальной работе рассматривает ряд исследователей (Е.Г. Студенова, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, С.Э. Юнгхолм, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.), общепринятой профессионально-аксиологической системы в отечественной социальной работе до сих пор не существует [9; 11; 12; 14]. Для выявления профессионально-аксиологической системы социальной работы и истоков ее формирования нами был проведен историко-логический анализ, по результатам которого в профессионально-аксиологическую систему были включены такие ценности, как: уникальность личности, уважение личности, социальная справедливость, признание права личности на помощь и самоопределение, стимулирование самопомощи личности, партнерские взаимоотношения, аутентичность, ответственность, доступ социального работника к ресурсам, оперативность в оказании помощи [5].
С целью определения необходимости совершенствования учебновоспитательного процесса в плане формирования профессиональноаксиологической системы у студентов Курганского государственного университета (КГУ) были проанализированы Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и учебный план специальности 040101 «Социальная работа» [1].
Вместе с тем нами были протестированы студенты 3,4,5-го курсов данной специальности, так как именно на этих курсах согласно учебному плану будущие специалисты изучают большинство дисциплин с профессиональным ценностным содержанием и проходят учебную практику в соответствии с ними. Результаты тестирования показали, что студенты имеют фрагментарные представления о содержании и структуре профессиональных ценностей в социальной работе, без системного их осмысления [3; 4].
В целях устранения подобных недостатков подготовки, вместе с другими мерами [4], нами был разработан и внедрен в учебно-воспитательный процесс интегративный курс профессионально-этической направленности «Аксиологические основания профессиональной деятельности социального работника» в объеме 52 часов (очная форма обучения) и 21 часа (заочная форма обучения). При обеих формах обучения курс заканчивается сдачей зачета. Программа курса (и планы семинарских занятий для студентов очного отделения) разрабатывалась в соответствии с ГОС ВПО специальности 040101 «Социальная работа».
В вузе формирование профессионально-аксиологической системы социальной работы у студентов протекает в русле профессионально ориентированной специфики их обучения и воспитания при изучении следующих дисциплин: «Профессионально-этические основы социальной работы» (5-й семестр); «Теория социальной работы» (5-6-й семестры); «Технология социальной работы» (6-7-й семестры). Практический компонент профессионального образования обеспечивается прохождением студентами двухнедельной учебной практики (6, 8-й семестры).
С целью органичного включения курса в учебно-воспитательный процесс и системного закрепления профессионально-ценностного содержания он проводился в 8-м семестре у студентов-четверокурсников очной и заочной форм обучения. Его особенностью является системное рассмотрение профессиональных ценностей в социальной работе как специального предмета изучения на лекционных и семинарских занятиях.
В рамках курса раскрываются его объект, предмет, цель, задачи, актуальность аксиологического аспекта социальной работы на современном этапе развития общества; выявляются основные исторические тенденции в формировании профессионально-аксиологической системы социальной работы; приводятся и анализируются ключевые понятия, классификации, связанные с профессиональными ценностями в социальной работе; описываются ведущие объекты деятельности социального работника и современное содержание профессионально-аксиологической системы. При этом обращается особое внимание на изучение подсистем профессиональных ценностей в отношении различных объектов, а также на специфику их реализации в деятельности социального работника при взаимодействии с клиентами, коллегами и т. д.
Реализации курса в учебно-воспитательном процессе способствует взаимосвязанная совокупность применяемых методов, форм и средств обучения и воспитания.
В работе со студентами на семинарских занятиях (очная форма) используется исследовательский метод, где будущие социальные работники ставятся в положение исследователей: им предлагается самостоятельно выделять проблему и/или находить способы ее решения, исходя из известных данных, делать выводы и обобщения, постигать ведущие понятия и идеи, но не получать их в готовом виде. Этот метод применяется на семинарских занятиях при организации проблемных лекций и проведении семинаров. Применение исследовательского метода помогает найти студентам точки соприкосновения уже освоенных дисциплин, данного курса и практики при выделении профессионального ценностного содержания; пробудить и усилить этическую рефлексию содержания
системы профессиональных ценностей, стимулировать волонтерскую активность студентов. Инициатива, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно.
Другой метод - эвристическая беседа - применяется на проблемных лекциях и семинарах. Метод предполагает организацию наводящих вопросов преподавателем, помогающих студентам находить ответы на поставленные вопросы, приходить к новым выводам на основе их жизненного опыта, запаса знаний. Использование этого метода позволяет усилить рефлексию содержания профессионально-аксиологической системы у студентов через активный обмен новыми идеями, мнениями в группе; задействовать интегративную профессионально-этическую направленность содержания обучения и воспитания при обращении к знаниям и наблюдениям студентов.
В рамках курса на одном из семинарских занятий запланирована организация групповой дискуссии, которая дает возможность повысить интенсивность и эффективность учебно-воспитательного процесса за счет активного включения студентов в коллективный поиск истины [7, с. 141]. В процессе дискуссии студенты, отстаивая свою точку зрения по проблеме, могут показать не только свои знания ценностной стороны профессии, активно проявить себя, но и поучиться культуре рефлексивного мышления через осознанный и упорядоченный обмен идеями, суждениями в группе. Организация дискуссии предполагает деление группы на две подгруппы и учет ряда факторов для лучшего усвоения обсуждаемого материала: 1) ознакомление каждого участника с информацией, имеющейся у других участников; 2) поощрение разных подходов к одному предмету или явлению; 3) допущение различных, несовпадающих мнений и предложений об обсуждаемом предмете; 4) возможность критиковать и отвергать любое из высказываемых мнений или решений; 5) побуждение участников к поиску общего мнения [8, с. 79].
Анализ конкретных ситуаций (саБе-БШёу) как метод активизации учебнопознавательной деятельности студентов применяется нами на семинарских занятиях. Данный метод включает в себя наличие конкретной ситуации, разра-
ботку группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения ситуаций; публичную защиту разработанных вариантов разрешения ситуаций с последующим оппонированием; подведение итогов и оценку результатов работы [6, с. 190]. Использование метода направлено на совершенствование у студентов умения анализировать взятые из жизни ситуации, способности вырабатывать и принимать конструктивные нравственные решения.
На семинарских занятиях активно используется игровой метод. Игра выступает одним из инновационных, эффективных методов формирования профессиональной направленности студентов, позволяет органично сочетать в себе и использовать разные методы, формы воспитания, активизировать образовательный процесс, формировать исследовательское отношение личности к реальности, системное мышление специалиста и пр. [2, с. 13].
Сочетая основные функции (инструментальную, гностическую, социально-психологическую) и типы дидактических игр (игр-упражнений, дидактических, ролевых, комплексных игр) в заданиях, мы ставим целью помочь студентам освоить содержание профессионально-аксиологической системы социальной работы в непринужденной атмосфере и увлекательной форме игры [13, с. 289]. Будущие социальные работники оказываются в ситуации, когда успешное выполнение заданий невозможно без использования содержания профессиональных ценностей.
Обеспечить системное формирование ценностей у студентов нам позволяет учет ряда условий организации обучающих игр [13, с. 289]:
1) определено место обучающей игры в учебном процессе в сочетании с другими методами и приемами;
2) сформирована эталонная информативная модель деятельности для проигрывания;
3) создаваемые игровые ситуации максимально приближены к реальной жизни;
4) студенты психологически готовы к принятию ролей при проведении игры;
5) необходим положительный эмоциональный и мотивационный фон, атмосфера коллективного взаимодействия и соревнования;
6) имеется правильная педагогическая позиция, т. е. система взглядов и отношений педагога к учащимся и профессии;
7) у педагога сформированы на высоком уровне профессиональные умения.
Организация любой игры включает этап ориентации, на котором преподаватель представляет изучаемую тему, обозначает правила игры; этап подготовки и проведения игры; этап обсуждения игры, на котором преподаватель побуждает студентов к анализу результатов игры, установлению связи между содержанием игры и учебного курса. Таким образом, каждая игра заканчивается рефлексией ее результатов студентами. Преподаватель выступает в роли руководителя, корректора, консультанта в процессе игры, что позволяет контролировать ее ход и направлять активность студентов на достижение поставленных задач.
Вышеописанные методы предполагают применение студентами разных мыслительных приемов: синтеза, анализа, аналогии, сравнения, ранжирования и др., - усиливающих рефлексию профессионально-аксиологической системы социальной работы студентами.
Наряду с обсуждением вопросов, подготовкой рефератов и докладов, проведением категориального анализа, важной стороной семинарских занятий являются задания - то, что назначено для выполнения, - которые включают в себя различные упражнения. Основа в упражнении - пример (проблема, ситуация), который разбирается в ходе игры, спора, с позиций теории, развитой в лекции, с целью формирования способности к осмыслению и пониманию.
С этой целью разработаны специальные задания к семинарским занятиям под условными названиями: «Ценности в истории», «Передача», «Аксиологические шахматы», «Вспомнить все», «Проблемная ситуация», «Обратная связь» и др. Для активизации когнитивной, рефлексивной, самовоспитательной деятельности студентов применяются обмен мнениями, беседа двух или более лиц,
групповая дискуссия на тему: «Профессиональные ценности в социальной работе - это главные регуляторы деятельности специалиста?» и пр. Задания выполняются в групповой, микрогрупповой (по три-пять человек) и индивидуальной формах.
Реализации вышеописанных методов способствуют организационные формы. Основной формой (по количеству обучающихся) выступает индивидуально-групповая. Такая форма позволяет сделать процесс освоения профессионально-аксиологической проблематики социальной работы интересным для группы и дает возможность преподавателю контролировать успехи каждого студента в этой области с помощью индивидуальных заданий. На занятиях по курсу (по месту учебы) используется аудиторная форма.
Средствами воспитания является научная литература по социальной работе, методическое обеспечение (программа и планы семинарских занятий по курсу, комплекс заданий), аудиторное оборудование.
Таким образом, формированию профессионально-аксиологической системы социальной работы способствует изучение студентами интегративного курса «Аксиологические основания профессиональной деятельности социального работника». Этот курс уделяет приоритетное и непосредственное внимание тем аспектам дисциплин «Профессионально-этические основы социальной работы» и «Теория социальной работы», которые так или иначе рассматривают профессиональные ценности в социальной работе. Изучение курса позволяет систематизировать прежние моральные представления студентов о профессиональноаксиологической системе социальной работы: ее структуре, содержании и реализации в ситуациях этического выбора, - что является одной из задач воспитания и обучения студентов старших курсов.
Библиографический список
1. Г осударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 040101 (350500) «Социальная работа». - М., 2000 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm.
2. Легенчук, Е.А. Профессионально-педагогическая подготовка студентов в университете // Современные проблемы педагогики в условиях университетского образования: тезисы докладов и сообщений регион. науч. семинара [Текст] / Е.А. Легенчук. - Курган: Изд-во КГУ, 2002. - С. 12 - 14.
3. Менщикова, И.Ю. Инструментарий исследования формирования профессиональных ценностей у будущих специалистов по социальной работе [Текст] / И.Ю. Менщикова // Казанский педагогический журнал. - 2007. - № 6. - С. 12 - 17.
4. Менщикова, И.Ю. Исследование формирования профессиональных ценностей у будущих специалистов по социальной работе [Текст] / И.Ю. Менщикова // Теория и практика проф. образования: пед. поиск: сб. науч. тр. / Под ред. Г.Д. Бухаровой. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2008. - Вып. 10. - С. 335 - 342.
5. Менщикова, И.Ю. Об истоках формирования аксиологических оснований социальной работы как «помогающей» профессии [Текст] / И.Ю. Менщикова // Образование. Культура. Нравственность: государственное и православное решение проблем в современной России: сб. науч. тр. межрегион. науч.-практ. конф. - Курган: Изд-во КГУ, 2009. - С. 35 - 40.
6. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие [Текст] / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. - Р/н/Д: Изд-во «Феникс», 2002. - 544 с.
7. Педагогика: большая современная энциклопедия [Текст] / Сост. Е.С. Рапацевич. -Мн.: Соврем. слово, 2005. - 720 с.
8. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский. -М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.
9. Социальная работа: теория и практика [Текст] / Под ред. Е.И. Холостовой, А С. Сорвиной. - М.: ИНФРА, 2001. - 427 с.
10. Топчий, Л.В. Этический кодекс социального работника // Социальная защита [Текст] / Л.В. Топчий. - 2003. - № 6. - С. 22 - 26.
11. Фирсов, М.В., Студенова, Е.Г. Теория социальной работы: учеб. пособие [Текст] / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. - 432 с.
12. Юнгхолм, С.Э. Гуманистические ценности социальной работы: [Текст]: 09.00.11: дис. ... канд. филос. наук / С.Э. Юнгхолм. - М., 1996. - 41 с.
13. Якунин, В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие [Текст] / В.А. Якунин. -СПб.: Изд-во Михайлова, В. А., 2000. - 349 с.
14. Ярская-Смирнова, Е.Р. Профессиональная этика социальной работы [Текст] / Е.Р. Ярская-Смирнова. - М.: Ключ-С, 1998. - 96 с.
Bibliography
1. Firsov, M.V., Studeonova, E.G. Theory of Social Work: Study Guide [Text] / M.V. Firsov, E.G. Studeonova. - M.: ‘VLADOS’ Humanistic Press Centre, 2001. - 432 p.
2. Legenchuk, E.A. Professional Pedagogical Training of the Students at University // Modern Pedagogical Problems in the Conditions of University Education: Theses and Reports of the Regional Scientific Seminar [Text] / E.A. Legenchuk. - Kurgan: KSU Press, 2002. - P. 12 - 14.
3. Menshchikova, I.Yu. Instrument Set of the Professional Values Forming of the Future Specialists’ Social Work [Text] / I.Yu. Menshchikova // Kazan Pedagogical Journal. - 2007. - № 6. -P. 12 - 17.
4. Menshchikova, I.Yu. Research of Professional Values Forming of the Future Specialists’ Social Work [Text] / I.Yu. Menshchikova // Theory and Practice of Professional Education: Pedagogical Search: Collected Scientific Works / Edited by G.D. Bukharova. - Yekaterinburg: RSPPU Press, 2008. - Iss. 10. - P. 335 - 342.
5. Menshchikova, I.Yu. About Sources of Social Work Axiological Bases Forming as the ‘Assisting’ Profession [Text] / I.Yu. Menshchikova // Education. Culture. Morality: State and Orthodox Solution of the Problems in Modern Russia: Collected Scientific Works of Interregional Scientific-Practical Conference. - Kurgan: KSU Press, 2009. - P. 35 - 40.
6. National Education Standard of Higher Professional Education of Speciality 040101
(350500) ‘Social Work’. - M., 2000 [Electronic Resource]. - Access Mode:
http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm.
7. Pedagogics and Psychology of Higher School: Study Guide [Text] / Ch. Ed. M.V. Bulanova-Toporkova. - R/n/D: Press ‘Fenix’, 2002. - 544 p.
8. Pedagogics: Large Modern Encyclopedia [Text] / E.S. Rapatsevich - Мn.: Modern Word, 2005. - 720 p.
9. Polonsky, V.M. Dictionary on Education and Pedagogics [Text] / V.M. Polonsky. - M.: Higher School, 2004. - 512 p.
10. Social Work: Theory and Practice [Text] / Edited by E.I. Kholostova, A.S. Sorvina. - M.: INFRA, 2001. - 427 p.
11. Topchy, L.V. Ethical Codex of a Social Worker // Social Defence [Text] / L.V. Topchy. -2003. - № 6. - P. 22 - 26.
12. Ungholm, S.E. Humanistic Values of Social Work: [Text]: 09.00.11: Diss. ... Cand. of Philos. / S.E. Ungholm. - M., 1996. - 41 p.
13. Yakunin, V.A. Pedagogical Psychology: Study Guide [Text] / V.A. Yakunin. - Saint-Petersburg: Press of Mikhailov, V.A., 2000. - 349 p.
14. Yarskay a-Smirnova, E.R. Professional Ethics of Social Work [Text] / E.R. Yarskaya-Smirnova. - M.: Kluch-S, 1998. - 96 p.