Научная статья на тему 'Становление и развитие нравственного воспитания человека в контексте социальной работы: профессионально-ценностный аспект'

Становление и развитие нравственного воспитания человека в контексте социальной работы: профессионально-ценностный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЧЕЛОВЕК / ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ СИСТЕМА / MORAL UPBRINGING / HUMAN BEING / VALUES / SOCIAL WORK / PROFESSIONAL AXIOLOGICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Менщикова Инесса Юрьевна

Рассматривается одна из актуальных интегративных проблем педагогики, этики и социальной работы, связанная с нравственным воспитанием человека. В исследовании проведен философско-педагогический анализ всемирно-исторического процесса. Выявлены исторические основания становления и развития профессионально-ценностной сущности нравственного воспитания человека в контексте социальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human Moral Upbringing Genesis and Development Within Social Work Context: Professional-and-Axiological Aspect

In the article the author considers one of the topical integrative problems of pedagogics, ethics and social work connected with human moral upbringing. Philosophic pedagogical analysis of the universal historical process is carried out in the research. The historical bases of professional axiological essence of a human's moral upbringing forming and developing are determined within the social work context.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие нравственного воспитания человека в контексте социальной работы: профессионально-ценностный аспект»

УДК 37.034 ББК Ч 30,051

Менщикова Инесса Юрьевна

кандидат педагогических наук кафедра социологии и социальной работы Курганский государственный университет г. Курган

Menshchikova Inessa Yurievna Candidate of Pedagogics The Chair of Sociology and Social Work Kurgan State University Kurgan

Становление и развитие нравственного воспитания человека в контексте социальной работы: профессионально-ценностный аспект Human Moral Upbringing Genesis and Development Within Social Work Context: Professional-and-Axiological Aspect

Рассматривается одна из актуальных интегративных проблем педагогики, этики и социальной работы, связанная с нравственным воспитанием человека. В исследовании проведен философско-педагогический анализ всемирноисторического процесса. Выявлены исторические основания становления и развития профессионально-ценностной сущности нравственного воспитания человека в контексте социальной работы.

In the article the author considers one of the topical integrative problems of pedagogics, ethics and social work connected with human moral upbringing. Philosophic pedagogical analysis of the universal historical process is carried out in the research. The historical bases of professional axiological essence of a human’s moral upbringing forming and developing are determined within the social work context.

Ключевые слова: нравственное воспитание, человек, ценности, социальная работа, профессионально-ценностная система.

Key words: moral upbringing, human being, values, social work, professional axiological system.

Формирование профессионально направленного нравственного сознания социального работника, в том числе посредством освоения и принятия ценностной системы профессии, - процесс сложный и длительный. На его протекание может влиять в различной степени множество как объективных, так и субъективных факторов. Тем не менее, ведущая роль в инициировании данного процесса принадлежит такому социальному институту, как школа (в отношении социальной работы - ссуз и/или вуз).

В стенах учебного заведения, на этапе становления личности будущего социального работника нравственное воспитание студентов приобретает особую

значимость, поскольку, в числе других мер воздействия, оно позволяет целостно формировать профессионально направленное нравственное сознание.

Современная социальная работа как вид профессиональной деятельности, с гуманистически ориентированной спецификой, относится к группе так называемых «помогающих» профессий (медицинский работник, психолог, социальный педагог и др.). Именно гуманистическая ориентация - ориентация на оказание помощи и поддержки нуждающемуся человеку или группе (клиенту) -лежит в основе профессиональной деятельности социального работника. Подобную ориентацию деятельности определяет профессионально-ценностная система социальной работы, включающая в себя гуманистические общечеловеческие, общественные ценности.

Профессионально-ценностная система социальной работы - это целостность общечеловеческих, общественных, профессиональных и личностных значений явлений и факторов действительности, принятых сообществом социальных работников; взаимосвязанное множество устойчивых нравственных представлений личности об оказании помощи, поддержки клиенту и другим объектам социальной работы (наша трактовка - И. М.).

Профессионально-ценностная система составляет сущностную основу деятельности социального работника. Адекватная реализация профессиональных ценностей в деятельности социального работника, отражающаяся в ее эффективности, зависит от места ценностей в нравственном сознании специалиста. Профессиональные ценности должны быть осмыслены и приняты личностью, должны органично вписаться в систему индивидуальных ценностей, иначе профессиональная деятельность социального работника будет страдать формализмом в «помогающем» процессе и невысокой эффективностью решения проблем клиентов. Следовательно, профессионально-ценностная система социальной работы должна играть ключевую роль в нравственном сознании личности. На этапе становления профессионала, в учебно-воспитательном процессе, профессионально-ценностная система должна быть сущностной основой

так же нравственного воспитания студентов, как и их будущей практической деятельности.

В этой связи в процессе нравственного воспитания будущих социальных работников закономерно возникает проблема, заключающаяся в трудности формирования единой профессионально-ценностной системы у студентов по причине ее поликонцептуальной представленности в отечественной социальной работе. Это, прежде всего, объясняется недостаточной разработанностью концептуальных основ российской социальной работы - единой идеологии, - разделяемой большинством социономов. Такое положение проявляется в разнонаправленном изучении профессиональных ценностей рядом исследователей (Г.П. Медведевой, Е.Г. Студеновой, М.В. Фирсовым, Е.И. Холостовой,

С.Э. Юнгхолмом, Е.Р. Ярской-Смирновой и др.), предлагающих различные концептуальные схемы в отношении профессионально-ценностной системы социальной работы. Одной из причин существующей неоднозначности в научном сообществе также является недостаточное внимание ученых к историческим основаниям формирования профессиональных ценностей во всемирноисторическом процессе, их взаимосвязи со становлением, развитием нравственного воспитания человека.

Решение обозначенной проблемы видится в выявлении истоков становления и развития профессионально-ценностной сущности нравственного воспитания в исторической ретроспективе с позиций социальной работы, определения логики этих процессов. С нашей точки зрения, разрешению проблемы может способствовать философско-педагогический анализ становления и развития нравственного воспитания человека. Хотя проводимый анализ не претендует на полноту и однозначность в исследовании проблемы, интеграция двух научных плоскостей в нем позволяет, с одной стороны, рассмотреть эволюцию профессионально-ценностной системы социальной работы из гуманистических общечеловеческих, общественных ценностей в ходе социокультурного развития общества, с другой, - определить логику процесса становления и развития нравственного воспитания человека.

Философско-педагогический анализ проблемы становления и развития нравственного воспитания человека формально, по принципу построения, представлен в виде периодизации: через деление рассматриваемого процесса на периоды (достаточно условные вследствие их взаимосвязанности и взаимообусловленности). Под периодизацией (от греч. periodos - круговращение) понимается деление явления на определенные промежутки времени, охватывающие какой-либо законченный процесс [3, с. 56].

Основным критерием построения периодизации становления и развития нравственного воспитания человека является наличие осознания человеком нравственного (непрофессионального и профессионального) воспитания как явления, процесса. Приводимая периодизация основывается на ряде концепций всемирно-исторического процесса в рамках цивилизационного подхода, предложенных М.К. Петровым, К. Ясперсом и др.

Согласно выбранному критерию периодизации и существующим хронологическим рамкам можно выделить несколько периодов в становлении и развитии нравственного воспитания человека (см. ниже). В периодизации обозначения нужно трактовать следующим образом: 1 - период становления нравственного (социального непрофессионального) воспитания человека; 2 - период развития нравственного (социального непрофессионального) воспитания человека; 3 - период становления нравственного (социального профессионального) воспитания человека в области социальной работы; 4 - период развития нравственного (социального профессионального) воспитания человека в области социальной работы за рубежом (в странах Европы и США); 5 - период развития нравственного (социального профессионального) воспитания человека в области социальной работы в России.

Периоды в становлении и развитии нравственного воспитания человека: 1. Доосевой (дофилософский) период всемирно-исторического ( \ процесса (ЬХмлн. - середина I тыс. лет до н. э.):

1.1. Архаика (первобытность) (ЬХ млн. - III тыс. лет до н. э.):

1.1.1. Начало антропосоциогенеза (ЬХ - I млн. лет до н. э.).

1.1.2. Палеолит (I млн. лет - XIV тыс. лет до н. э.):

1.1.2.1. Ранний (нижний) палеолит (I млн. - ХЬ тыс. лет до н. э.):

1.1.2.1. Средний палеолит (Мустьерская культура)

(С - ХЬ тыс. лет до н. э.).

1.1.2.2. Поздний (верхний) палеолит (ХЬ - XIV тыс. лет до н. э.).

1.1.3. Мезолит (XIV - Х тыс. лет до н. э.).

1.1.4. Неолит (Х - III тыс. лет до н. э.).

«Неолитическая» («аграрная») революция

1.2. Цивилизация (великие цивилизации древности бронзового века) (III тыс. - середина I тыс. лет до н. э.).

«Железная» (духовная) революция (середина I тыс. лет (V в.) до н. э.)

\ 2. Осевой (философский) период всемирно-исторического процес-

са (середина I тыс. до н. э. - начало III тыс. н. э.):

2.1. Восток (V в. до н. э. - начало ХХ! в. н. э.).

2.2. Запад (V в. до н. э. - начало XXI в. н. э.):

2.2.1. Россия (V в. до н. э. - начало XXI в. н. э.):

2.2.1.1. Праславяне (V в. до н. э. - V в. н. э.);

2.2.1.2. Племенные союзы восточных славян (V - IX вв.);

2.2.1.3. Древняя Русь (IX - XIII вв.);

2.2.1.4. Московское царство (XIV - XVII вв.).

2.2.1.5. Имперская Россия (XVIII - начало ХХI вв.):

2.2.1.5.1. Императорская Россия (XVIII - начало XX вв.);

2.2.1.5.2. Советская Россия (начало XX - конец XX вв.);

2.2.1.5.3. Федеративная Россия (конец XX - начало XXI вв.).|

4 —.

1 5

1

3

2

Перед выявлением исторических оснований эволюции профессиональноценностной системы социальной работы в ходе социокультурного развития общества и анализом логики процесса становления и развития нравственного воспитания человека необходимо рассмотреть определения основных понятий исследования: нравственное (социальное непрофессиональное) и нравственное (социальное профессиональное) воспитание человека. Это во многом предопределит характер описания содержательных сторон нравственного воспитания человека в целом и в социальной работе в частности.

Нравственное воспитание (социальное непрофессиональное нравственное просвещение) - это формирование общечеловеческих моральных ценностей в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе [4, с. 33]. Нравственное (социальное профессиональное) воспитание - это формирование профессиональных моральных ценностей в отношении специалиста к объектам профессиональной деятельности (избирательно, в зависимости от характера профессии, - к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе). Нравственное (социальное профессиональное) воспитание в социальной работе - формирование профессиональных моральных ценностей (профессионально-ценностной системы) в отношении социального работника к объектам своей деятельности (клиенту, себе как работнику социальной службы, коллегам, работодателям, профессии, обществу).

Далее в тексте под нравственным воспитанием будет пониматься нравственное (социальное непрофессиональное) воспитание человека, если не указано иное. Поскольку в пределах статьи невозможно исчерпывающе описать сущность и логику становления и развития нравственного воспитания человека, мы приведем и проанализируем лишь ключевые события в истории человечества, которые существенно повлияли на рассматриваемые процессы.

Ценности человека, его жизни и здоровья всегда рассматривались любым обществом в качестве непреходящих, моральных, оснований своего развития. Эти ценности прошли долгий путь становления внутри нравственного сознания человека и вместе с ним: с выделения человекоподобных предков из мира жи-

вотных в начале антропосоциогенеза; появления современного человека Homo sapiens как антропологического типа в период верхнего палеолита и до момента возникновения философского (этического) осознания человеком факта наличия у него нравственного сознания, особенно в этике Аристотеля.

Выделение человекоподобных предков из мира животных, в частности высших антропоидов, произошло в результате значительного по силе воздействия и длительного по времени протекания природного изменения, положившего начало антропосоциогенезу. «Возможность этой стратегии (т. е. адаптации к изменившимся природным условиям. - И. М.) прежде всего основывалась на двух уже освоенных высшими антропоидами способностях: строить длинные цепи целенаправленного поведения ..., а также передавать эти сложные «наработки» следующим поколениям на основе подражания и даже элементарного обучения» [5, с. 9]. Такая стратегия адаптации привела к изменению образа жизни высших антропоидов, к образованию особых общностей с зачатками предкультуры в рамках социогенеза, который впоследствии привел к антропогенезу - изменению их биологической основы.

Став, с биологической точки зрения, неконкурентоспособными, «ущербными животными» (Б.С. Шалютин), человекоподобные предки были вынуждены реализовывать свою биологическую природу через приобретение ими социальной сущности в ходе дальнейшего социокультурного развития.

Так зародились зачатки предкультуры в нижним палеолите, затем собственно предкультура с предпосылками к первым моральным ценностям и нормам поведения, в особенности у неандертальцев, в среднем палеолите и культура с ее ценностным ядром у кроманьонцев в верхнем палеолите. Именно тогда, как справедливо указывает В. А. Шкуратов, примерно одновременно появились сознание, речь, религия, искусство [6, с. 142-143]. При этом сознание Homo sapiens отличалось известным синкретизмом.

Выделение (становление) собственно нравственного сознания человека происходило на протяжении тысяч лет в ходе примитивного обучения и воспитания, посредством устной передачи накопленного опыта молодежи, содер-

жавшего и моральный компонент. Ключевую роль в целенаправленной трансляции первичного опыта от поколения к поколению сыграла школа как особая сфера общественной деятельности, начало истории которой восходит к эпохе цивилизаций бронзового века. Во многом появление школы было связано с возникновением письменности, начиная с цивилизации Шумера в конце IV тыс. до н. э. Тем не менее городская письменная культура Шумера не преодолела дорефлексивный уровень развития личности, сознание в целом и нравственное сознание в частности не подверглись рефлексирующему осознанию [2, с. 112113]. В эпоху древних цивилизаций складывались лишь предпосылки к становлению этической рефлексии поведения человека, выделению его нравственного сознания и нравственного воспитания.

Последующий период развития нравственного сознания и вместе с ним нравственного воспитания человека - менее продолжительный по времени по сравнению с периодом становления - следует отнести, согласно теории осевого времени К. Ясперса, приблизительно к V в. до н. э., к тем событиям, которые происходили между VIII и II вв. до н. э. в культурах Древнего Востока и Древнего Запада. Сущность совершившихся изменений (в культурах Китая, Индии, Эллады и Ближнего Востока) состоит в революции духа: в появлении рефлексии как основы сознания человека, выводящей его на новые горизонты [7, с. 37, 32-33].

Несомненный интерес в этом отношении представляет философское наследие Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), особенно в части выделения этики (от греч. ethos - нрав, обычай, характер, привычка) как науки о добродетельном поведении, изначальный предмет которой есть высшее благо (добродетель). Аристотель впервые попытался отделить ценности (благо) от сущностей (единое) [1, с. 286, 300] и рассмотреть первые отдельно как основу этики. При этом он подчеркивал роль нравственного воспитания человека в обретении добродетелей (реализации ценностей на практике): «Добродетели существуют в нас не от природы и не вопреки природе, но приобрести их для нас естественно, а благодаря приучению мы в них совершенствуемся» [1, с. 78].

Этика призвана не только дать человеку знание о добродетелях, но и сделать его добродетельным (ориентирующимся в своей деятельности на ценности, принципы, нормы поведения). Следовательно, нравственное воспитание человека имманентно предполагается этикой как наукой о морали, которая призвана инициировать этот процесс. Неслучайно, что теория нравственного воспитания в современной отечественной науке рассматривается как трансграничное направление исследований между этикой и педагогикой, хотя изначально оно было прерогативой последней.

На становление и развитие нравственного воспитания человека во многом повлияла профессионализация социальной деятельности как тенденция общественного развития, открывшая новую - профессиональную - плоскость в нравственном воспитании.

Деятельность человека, которая, по содержанию, имела ярко выраженное ценностное ядро (направленность), всегда характеризовалась особой формой выражения - социальной помощью и поддержкой людей по отношению друг к другу. С усложнением деятельности, с ее профессионализацией, социальная помощь и поддержка как внешнее проявление гуманистически ориентированной деятельности людей трансформировались в особый вид профессиональной деятельности, впоследствии получивший название социальной работы (social work).

В числе общечеловеческих, профессиональные ценности передавалась молодежи через нравственное воспитание вначале в устной, затем и в письменной форме. Эти ценности в контексте социальной работы прошли в своем становлении и развитии ряд исторических периодов, преломляясь в атмосфере той или иной эпохи и кристаллизуясь в памятниках народного творчества (поговорках, былинах, сказках, языческих ритуалах и т.д.), в актах законодательного, нормативно-бытового, организационного характера. Потребности социальной практики в подготовке компетентных, морально устойчивых, кадров для новой профессии сделали необходимым развитие нравственного (социального профессионального) воспитания в области социальной работы.

Следовательно, историческими основаниями становления и развития профессионально-ценностной сущности нравственного воспитания человека в контексте социальной работы явились: устойчивое существование общинной формы взаимопомощи, общественная и частная благотворительность; распространение религиозных идей; потребность общества в специалистах, ориентированных на принятие эффективных решений в ситуациях морального выбора; позитивные тенденции формирования ценностей в теории и практике образования и воспитания; поиск путей профессионального самосовершенствования.

Таким образом, траектории развития нравственного воспитания человека в контексте зарубежной и отечественной профессиональной социальной работы всегда органично следовали за общей направленностью нравственного воспитания, закрепляя у кадров компетентность в моральной регуляции своего поведения при решении острых общественных противоречий. Дальнейшее развитие нравственного воспитания человека в области профессиональной социальной работы невозможно без обращения к его истокам, исследования его сущности и тенденций. На наш взгляд, философско-педагогический анализ обозначенной проблематики способствует формированию необходимых концептуальных оснований для построения единой профессионально-ценностной системы социальной работы, которая как основа нравственного воспитания человека направлена на подготовку компетентных кадров для учреждений социальной сферы.

Библиографический список

1. Аристотель. Соч.: в 4 т. [Текст] / Аристотель. - Т. 4. - М.: Мысль, 1983. - 830 с.

2. Древние цивилизации [Текст] / Под общей ред. Г.М. Бонгард-Левина. - М.: Прогресс,

1989. - 365 с.

3. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие [Текст] /

Э.Ф Зеер. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.

4. Профессионально-педагогические понятия: словарь [Текст] / Под ред.

Г.М. Романцева. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005. - 456 с.

5. Шалютин, Б.С. Становление и специфика социокультурного бытия [Текст] / Б.С. Шалютин // Система ценностей человека как социокультурная реальность. - Курган: Изд-во КГУ, 2002. - С. 5 - 29.

6. Шкуратов, В.А. Культурогенез [Текст] / В.А. Шкуратов // Культурология: учеб. пособие / Отв. ред. Г.В. Драч. - Р/н/Д: Изд-во «Феникс», 1999. - С. 141 - 160.

7. Ясперс, К. Смысл и назначение истории [Текст] / К. Ясперс. - М.: Политиздат, 1994. - 527 с.

Bibliography

1. Ancient Civilizations [Text] / Edited by G.M. Bongard-Levin. - M.: Progress, 1989. -

365 p.

2. Aristotle. Works: In 4 Vol. [Text] / Aristotle. - М.: Mysl’, 1983. - Vol. 4. - 830 p.

3. Jaspers, K. Meaning and Purpose of History [Text] / K. Jaspers. - М.: Politizdat, 1994. -527 p.

4. Professionally Pedagogical Conceptions: Dictionary [Text] / Edited by G.M. Romantsev. -Yekaterinburg: RSPPU Press, 2005. - 456 p.

5. Shalyutin, B.S. Genesis and Specific Features of Sociocultural Existence [Text] / B.S. Shalyutin // Human Being Values System as a Sociocultural Reality. - Kurgan: KSU Press, 2002. - P. 5 - 29.

6. Shkuratov, V.A. Culture Genesis [Text] / V.A. Shkuratov // Culturology: Study Guide / Ch. Ed. G.V. Drach. - R/n/D: «Fenix» Press, 1999. - P. 141 - 160.

7. Zeer, E.F. Psychology of Professional Education: Study Guide [Text] / E.F. Zeer. - M.: MPSI Press, Voronezh: NPO «MODEC» Press, 2003. - 480 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.