социального статуса, социальных и культурных ролей, в ходе чего вырабатывается его грамотное отношение к окружающему миру (природе, обществу, культуре, будущему), что предопределяет личностно-индивидуальный стиль осуществления жизненных и профессиональных планов.
Литература:
1. Абульханова-Славская К. А. Субъект — символ российского самосознания // Сознание личности в кризисном обществе. — М., 1995. — С.12 — 28.
2. Березин А.Ф. Развитие субъект-ности студентов-психологов в процессе самостоятельной учебной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. — Ставрополь, 2002.— 175 с.
3. Борытко Н.М. Пространство воспи-
тания: образ бытия / Науч. ред. Н.К. Сергеев.— Волгоград, 2000 . — 225 с.
4. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. — 1996.— №6.— С. 3—11.
5. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. — Москва, 1998. — 50 с.
6. Мухаметзянова Ф.Г. Субъектность студента высшего педагогического учебного заведения: теория и практика: Дис. . д-ра. пед. наук. — Киров, 2002. — 422 с.
7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности. — М., 1995. — 384 с.
8. Субъект действия, взаимодействия, познания. — Воронеж, 2001. — 228 с.
9. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии.— 1994.— №2.— С. 64 — 76.
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
И.Ю. Менщикова
В статье «Формирование системы профессиональных ценностей у работников социальной сферы» автором (И.Ю. Менщиковой) сделана попытка предложить ряд концептуальных положений по проблеме формирования системы профессиональных ценностей у кадров социальной работы в среде многоуровневого непрерывного профессионального образования.
Ключевые слова: многоуровневое непрерывное профессиональное образование, социальная работа, кадры социальной работы, формирование, система, профессиональные ценности.
In the article «Values-Professional System Forming at the Social Work Personnel» the author (Menshchikova I.Yu.) is made a trial to offer a range of conceptual positions with respect to the problem of values-professional system forming at the personnel of social work in the multilevel continuous professional education environment.
Keywords: multilevel continuous professional education, social work, social work personnel, forming, system, professional values.
Вопросы формирования и развития личности работника социальной сферы в рамках системы многоуровневого непрерывного профессионального образования (довузовский, вузовский и послевузовский уровни) активно разрабатываются в России с 1991 г. За это время были созданы необходимые социальные структуры, оказывающие помощь и поддержку нуждающимся, изменена образовательная система для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, поставлены и решены различные теоретико-методологические и практические задачи в проблемном поле новой профессии.
Тем не менее, сегодня имеется ряд проблем совершенствования образовательной и профессиональной деятельности в области социальной работы, которые не потеряли своей актуальности. Одной из них является проблема концептуального характера, относящаяся к функционированию института социальной работы и состоящая в необходимости глубокого (системного) исследования аксиологических (ценностных) основ данной профессии с последующим их формированием у будущих и действующих кадров социальной работы. Работникам социальной сферы важно иметь системный взгляд на профессиональные ценности, поскольку сформированная система профессиональных ценностей дает возможность самореализоваться в профессии, эффективно содействовать устойчивому позитивному развитию общества в целом и профессионального сообщества в частности.
В этой связи одной из важнейших задач системы непрерывного многоу-
ровневого образования выступает организация единого образовательного процесса, направленная на формирование системы профессиональных ценностей у кадров, ориентирующих их на принятие конструктивных решений, выбор гуманистической стратегии поведения, поиск путей профессионального самосовершенствования. Решение данной задачи приобретает особую значимость в отношении кадров социальной работы, поскольку ключевой объект их профессиональной деятельности — это человек, находящийся в трудной жизненной ситуации, требующий гуманного отношения к себе и решения своей проблемы. Профессиональные ценности рассматриваются нами с учетом общечеловеческих и общественных ценностей относительно профессии «Социальная работа».
С 1991 г. по 2009 г. появились труды, посвященные проблеме формирования ценностей у молодежи (В.И. Андреев, М.А. Весна, Б.С. Гершунский, В.И. Гинецинский, Н.Д. Никандров, Н.К. Чапаев, Г.И. Чижакова и др.). Выполнены диссертационные исследования, изучающие особенности развития социально-профессиональных ценностей и ценностных ориентаций у молодежи и будущих кадров социальной работы (И.Е. Завадская, А.В. Кучина, В.А. Мальцев, М.С. Хохолуш и др.). Проблемы профессионально-этического становления личности работника социальной сферы рассматриваются В.Г. Бочаровой, Ю.Н. Галагузовой, Г.П. Медведевой, В.И. Митрохиным, Л.В. Топчим, Е.И. Холостовой, Н.Б. Шмелевой и др.
Вместе с тем анализ теории и практики высшего образования свидетельствует о том, что проблема формирования системы профессиональных ценностей у кадров социальной работы в среде многоуровневого непрерывного образования до сих пор не являлась предметом специального научного исследования. Это объясняется отсутствием целостной концепции отечественной социальной работы.
На наш взгляд, исследовать ценностное основание социальной работы можно при помощи системного подхода, применение которого позволит не только целостно изучать это основание как систему, но и внести существенный вклад в создание единой (непротиворечивой) концепции отечественной социальной работы.
Поскольку вместе с ценностными ориентациями, установками, мотивами, потребностями и другими составляющими структуры личности в аксиологическое основание социальной работы входят и ценности — профессиональные ценности в социальной работе (в нашей трактовке данного понятия — И.М.), — то в проводимом исследовании представляется достаточным ограничиться системным изучением профессиональных ценностей в социальной работе. В данной научной статье мы остановимся на рассмотрении концептуальных положений системы профессиональных ценностей для дальнейшей разработки технологии ее формирования у кадров.
Для выявления общепринятой системы профессиональных ценностей в социальной работе нами были изучены труды современных отечественных ученых в области этических
стандартов профессии (В.Г. Бочаровой, Ю.Н. Галагузовой, Л.В. Топче-го, М.В. Фирсова, Н.Б. Шмелевой, Е.Р. Ярской-Смирновой и др.). Изучение показало наличие разноречивых позиций в отношении понятия, структуры и содержания системы профессиональных ценностей в социальной работе, а также отсутствие единой системы профессиональных ценностей, принятой большинством исследователей в рамках отечественной социальной работы.
Сложившаяся ситуация сделала актуальным использование системного подхода к исследованию профессиональных ценностей в социальной работе. С позиций системного подхода был проведен анализ научной литературы (исторической, культурологической, педагогической, философской и др.), рассматривающей специфику социокультурного развития общества, которая проливает свет на эволюцию профессиональных ценностей в социальной работе из общечеловеческих и общественных ценностей. Хотя данный анализ не претендует на однозначность в исследовании ценностей, он позволяет изучить, во-первых, предпосылки — предварительные условия [1], логику формирования и содержание профессиональных ценностей в ретроспективе. Во-вторых, дает возможность определить основания для построения системы ценностей в социальной работе, ее структуру и содержание.
Систему профессиональных ценностей в социальной работе, как любую систему, можно классифицировать по различным основаниям [2]: составным элементам системы, ее функциональ-
ным характеристикам и пр. При этом она будет выступать в качестве системы, реальной (по происхождению), социальной (по субстанциональному признаку), сложной (по уровню сложности), открытой (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамической (по признаку изменчивости), вероятностной (по способу детерминации), целеустремленной (по наличию целей), управляемой (по признаку управляемости).
С позиций системного подхода при анализе научной литературы были выделены следующие понятия, важные для исследования системы профессиональных ценностей в социальной работе: подход, система, системный подход, ценности; ценности общечеловеческие; ценности общественные; ценности личные; ценности профессиональные. При этом особенное внимание было уделено определениям таких понятий, как:
• профессиональные ценности в социальной работе — общественные значения явлений и факторов действительности, принятые работниками социальной сферы; устойчивые этические представления работников об оказании помощи клиенту, а также другим объектам социальной работы (наша трактовка — И. М.);
• система профессиональных ценностей в социальной работе — целостность общественных значений явлений и факторов действительности, принятых работниками социальной сферы; взаимосвязанное множество устойчивых этических представлений работников об оказании помощи клиенту и другим объектам социальной работы (наша трактовка — И. М.).
Мы согласны с убеждением Е.Р. Ярской-Смирновой о том, что в социальной работе существует достаточное количество ценностей, при этом каждую из них можно было бы отнести к ценностям другой профессии. Только своеобразное сочетание ценностей делает их профессиональными ценностями — ценностями социальной работы [3]. Среди них автор особо выделяет четыре ценности ввиду их наибольшей характерности социальной работе: доступ специалиста к ресурсам и возможностям, уникальность личности клиента, усиление самостоятельности клиента и его способности к самоопределению, ответственность специалиста перед отдельными гражданами и обществом. Причем доступ к ресурсам и возможностям является самой важной ценностью при определении назначения и сущности профессии.
На возрастающее значение таких общечеловеческих ценностей, как право на жизнь, гуманизм, совесть, справедливость, достоинство, долг, солидарность, обращает внимание Е.И. Холостова [4]. К профессиональным ценностям С.Э. Юнгхолм причисляет личность, ее уникальность и ведущие ценности, определенные Национальной ассоциацией социальных работников [5].
По мысли М.В. Фирсова, Е.Г. Сту-деновой, основу философии социальной работы составляют ряд ценностей: жизнь, свобода, равенство, солидарность, социальная ответственность, эмпатия, принятие, уважение и др. [6].
Под ценностями в социальной работе Н.Б. Шмелева понимает веду-
щую потребность служить своей профессией на благо окружающих, которая ориентирует профессионально-личностную активность социального работника в достижении этой гуманной цели. Автор выделяет три взаимосвязанные группы ценностей профессии, последовательно усваиваемые в ходе профессионального обучения и воспитания: 1) ценности, отражающие альтруистический характер деятельности (помощь слабо защищенному человеку); 2) ценности этической ответственности перед профессией; 3) ценности, связанные с потребностью самореализации, самоутверждения, самосовершенствования личности специалиста, достижения профессионализма в деятельности [7].
В ходе анализа трудов современных отечественных ученых в области социальной работы внутри системы ценностей нами были выделены взаимосвязанные подсистемы (субсистемы) профессиональных ценностей на основе такого критерия, как объект (субъект) деятельности профессионала. Мы поддерживаем позицию Е.И. Холостовой в отношении объектов профессиональной деятельности и полагаем, что данными объектами могут быть явления, отдельные люди или их группы, поскольку на них направлена деятельность профессионала. Однако при активной организации собственной деятельности объекты выступают в качестве субъектов.
В ценностную систему социальной работы были включены следующие профессиональные ценности: уникальность личности, уважение личности, социальная справедливость, признание права личности на помощь
и самоопределение, стимулирование самопомощи личности, партнерские взаимоотношения, ответственность, доступ работника к ресурсам и др.
Изучение Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, этических кодексов и других документов позволило выделить основные объекты деятельности работника:
1. Работник социальной службы (личность профессионала со сформированной Я-концепцией, состоящей в адекватном понимании и принятии себя, сравнении и соизмерении своих способностей, возможностей и стремлений со своим положением и спецификой профессии).
2. Клиент (человек или группа лиц, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в оказании им помощи, поддержки).
3. Коллеги (трудовой коллектив, в котором работает профессионал).
4. Работодатели (руководитель отделения социальной службы, социальной службы в целом, которому подчиняется работник).
5. Профессия (трудовая специфика, которую изучает работник, проникая в сущность социальной работы, понимая и принимая систему ее профессиональных ценностей, принципов и т.д., применяя их на практике).
6. Общество (совокупность государственных и негосударственных организаций, общественность, СМИ, с которыми при необходимости сотрудничает работник для решения проблем клиентов).
При взаимодействии с определенным объектом у работника складывается к нему особое отношение,
обусловленное сформировавшейся в отношении этого объекта подсистемой профессиональных ценностей. Подсистема профессиональных ценностей ориентирует его на эффективную организацию своей деятельности в отношении конкретного объекта. Подсистемы профессиональных ценностей отличаются по содержанию входящих в них ценностей в силу специфики объекта. Например, уважение личности как профессиональная ценность входит во все подсистемы, преломляясь через характер их объектов. Эта ценность при таком ракурсе рассмотрения может трактоваться как: уважение профессионалом собственной личности (объект — работник социальной службы), уважение личности клиента (объект — клиент), уважение личности работодателя (объект — работодатели), уважение личности коллег (объект — коллеги), уважение личности специалистов из других организаций (объект — общество), уважение личности в ее абстрагированном понимании (объект — профессия).
Существуют ценности, более характерные (специфичные) для отдельных подсистем. В частности, ценность стимулирования самопомощи личности имеет приоритетное значение для организации работы профессионала с клиентом и свойственна, в первую очередь, для подсистемы профессиональных ценностей, объектом которой является клиент. Тем не менее это не означает, что данная ценность не может рассматриваться в остальных подсистемах, где она также присутствует.
Таким образом, систему профессиональных ценностей в социальной работе составляют взаимосвязанные
подсистемы (субсистемы) профессиональных ценностей, выделенные на основе такого критерия, как объект (субъект) профессиональной деятельности. Ценностные подсистемы включают в себя основополагающие профессиональные ценности, вытекающие из общечеловеческих и общественных ценностей и преломляющиеся через специфику объектов профессиональной деятельности. Подсистемы рассматриваются, с одной стороны, как взаимосвязанные образования, составляющие систему профессиональных ценностей в социальной работе, с другой — как самостоятельные системы при их непосредственном изучении.
Проанализировав общенаучную и профессиональную литературу по социальной работе в отношении содержания и поуровневого распределения профессиональных ценностей в системе (иерархии), мы пришли к выводу о том, что систему профессиональных ценностей (и ее подсистемы) можно изучать на следующих уровнях ценностного бытия:
1. Идеальный уровень. Профессиональные ценности предстают в идеальном виде как абстрактные понятия безотносительно к реальной ситуации взаимодействия с клиентом или другим объектом деятельности. Ценностные подсистемы и ценности не выстраиваются в иерархию, так как не сравнимы между собой, равнозначны и рядоположены. Конкрети-зируясь в соответствии со спецификой работы и объекта, они реализуются на последующих уровнях.
2. Контекстуальный уровень. На данном уровне профессиональные ценности рассматриваются в соот-
ветствии с контекстом (спецификой) деятельности работника, так как выступают в качестве мотивов, целей, которые его побуждают и к которым он стремится. Подсистемы ценностей выстраиваются в иерархию. В ней приоритетную по значимости позицию занимает ценностная подсистема, наиболее востребованная спецификой деятельности работника, т.е. актуальная в контексте его основной профессиональной деятельности (в работе с клиентами или коллегами и т.д.). Эта подсистема становится ключевой для работника в большинстве случаев профессиональной деятельности.
3. Ситуативный уровень. Ценности выступают как цели профессиональной деятельности, раскрывая специфику деятельности не в большинстве случаев, а в каждом случае — в отдельно взятой ситуации взаимодействия. Здесь образуется ценностная иерархия, первые (ведущие) позиции которой в конкретной подсистеме занимают ценности, востребованные «здесь и сейчас» — в ситуации взаимодействия с определенным клиентом, коллегой и т. д.
Деление на уровни позволяет конкретизировать содержание и структуру системы при нисходящем порядке изучения и обобщать — при восходящем.
Исследование аксиологического основания социальной работы с позиций системного подхода дает возможность предложить соответствующую педагогическую технологию, направленную на целостное усовершенствование формирования профессионально-ценностной составляющей личности работника в среде многоуровневого непрерывного образования.
Литература:
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов. - М., 1989. - С. 579.
2. Якунин В.А. Педагогическая психология. - СПб., 2000. - С. 12.
3. Ярская-Смирнова Е.Р. Профессиональная этика социальной работы. - М., 1998. - С. 32 — 34.
4. Социальная работа: теория и практика / Под ред. Е.И. Холостовой, А.С. Со-рвиной. - М., 2001. - С. 76.
5. Юнгхолм С.Э. Гуманистические ценности социальной работы: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1996. - С. 7, 27, 28.
6. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М., 2001. -С. 72, 86.
7. Шмелева Н.Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника // Российский журнал социальной работы. - 1997. -№ 1. - С. 115—117.