ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
И.Ю.Менщикова, Курганский государственный университет
Профессиональный рост будущего специалиста по социальной работе осуществляется в процессе профессиональной подготовки. Как показывают наблюдения ученых (В. Г. Бочаровой, Е. И. Холостовой, Н. Б. Шмелевой, Е. Р. Ярской-Смирновой и др.), формирование профессиональных ценностей у студентов недостаточно подчинено практическому использованию в работе с клиентами. Выход из сложившейся ситуации может быть найден в создании и реализации в процессе подготовки системы мер, которая обеспечивает формирование профессиональных ценностей у будущих специалистов и способствует качественному оказанию ими помощи клиентам.
Перед введением предлагаемой системы мер в образовательный процесс университета требуется проверка характера ее влияния на профессиональную подготовку студентов. Такая проверка обеспечивается проведением опытно-поисковой работы по формированию профессиональных ценностей. Идея опытно-поисковой работы заключается в том, чтобы получить новые данные о предмете исследования (формировании профессиональных ценностей у будущих специалистов в условиях вузовского образования) и выяснить с их учетом значение следующих предположений для разработанной системы мер:
• профессиональные ценности у будущих специалистов по социальной работе следует определять с учетом общечеловеческих ценностей через ценностную специфику социальной работы;
• формирование профессиональных ценностей у студентов будет эффективным при соблюдении ряда педагогических условий:
• если оно рассматривается как образовательный процесс, целостность которого
обеспечивается опорой на историко-педаго-гический опыт формирования профессиональных ценностей у молодежи, междисциплинарную ценностную направленность содержания подготовки, системный, аксиологический подходы, определение компонентов и этапов формирования, содержания ценностей в рамках структурно-функциональной модели, системы критериев оценки формирования ценностей у будущих специалистов;
• если оно направлено на повышение роли самовоспитания студентов при осуществлении деятельностно-практического, диагностирующего, ориентирующего, контрольно-оценочного этапов за счет стимулирования рефлексии у будущих специалистов в образовательном процессе;
• если оно предусматривает включение студентов в волонтерскую деятельность, ориентированную на усвоение профессиональных ценностей на практике и обеспечивающую их адаптацию к будущей специальности.
Под формированием профессиональных ценностей у будущих специалистов по социальной работе понимается специально организованный в вузе образовательный процесс, направленный на становление устойчивых этических представлений личности об оказании помощи клиенту специалистом по социальной работе и выраженный в количественно-качественных структурных личностных преобразованиях. При этом, профессиональные ценности у будущих специалистов по социальной работе рассматриваются нами, как социально-профессиональные значения явлений и предметов действительности для специалистов по социальной работе; как устойчивые этические представления специалистов об оказании помощи клиенту.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования профессиональных ценностей у будущих специалистов позволил составить перечень основных профессиональных ценностей в отношении клиента. В этот перечень были включены следующие ценности: работа в интересах клиента, уникальность, уважение и принятие личности клиента, социальная справедливость, признание права клиента на помощь и самоопределение, стимулирование самопомощи клиента, партнерские взаимоотношения с клиентом, разделение личных и профессиональных отношений к клиенту, эмпатия, аутентичность, конфиденциальность, ответственность, надежность специалиста для клиента, доступ специалиста к ресурсам, индивидуальный подход к клиенту, оперативность и пунктуальность в оказании помощи клиенту.
Экспериментальная группа (ЭГ - 25 человек) и контрольная группа (КГ - 27 человек) были представлены студентами 3-го курса специальности 040101 «Социальная работа» юридического факультета (ЮФ) Курганского государственного университета (КГУ). В пилотажную группу (ПГ - 50 человек) вошли студенты 4-5-х курсов этой специальности.
Адекватность используемого инструментария проверялась нами в пилотажном исследовании перед констатирующим этапом опытно-поисковой работы. Ее подготовка и проведение потребовали создания системы критериев и показателей оценки формирования профессиональных ценностей у будущих специалистов. К ним были отнесены сформированность профессиональных ценностей у студентов как интегрированный критерий, состоящий из четырех критериев (рефлексивного, когнитивного, операционального, оценочного); академическая успеваемость студентов, экспертная оценка (табл. 1). Нами подробно описывается только критерий сформированности профессиональных ценностей у студентов.
Для определения уровня сформированности профессиональных ценностей у студентов использовалась специально разработанная нами тестовая батарея (тест), репре-
зентативность, надежность, валидность и достоверность которой определялись в ходе пилотажа. Репрезентативность теста составила 49% (ПГ - 50 человек) от генеральной совокупности (N=102).
Надежность тестовой батареи количественно оценивалась через коэффициент надежности [2, с. 284]. Прямая оценка коэффициента надежности невозможна: невозможно непосредственно определить Эг («истинную» дисперсию теста) и Эе (дисперсию ошибки). Поэтому надежность тестовой батареи определялась косвенно через использование тест-ретестового корреляционного метода. При пилотажном тестировании студентов 4-5-х курсов временной интервал составил два месяца между первым и вторым тестированием. Оценкой надежности теста служил коэффициент линейной корреляции Пирсона (гху), используемый с учетом условий его применения [1, с. 212].
Сравнивались два распределения данных, представлявших собой количество заданий теста, верно выполненных каждым студентом, на обоих тестированиях (верно выполненными заданиями считались те, которые набирали 3, 4, 5 балла). Анализ данных по двум тестированиям показал, что они получены в шкале отношений и распределены по нормальному закону. Это дало возможность использовать параметрический коэффициент линейной корреляции Пирсона [1, с. 208209]. При нахождении критических значений для вычисленного коэффициента число степеней свободы составило к=п-2=50-2=48. Полученная величина была такова: ГхуЭМп= -0,90 при го,95=0,27 го,99=0,35. Оценка тесноты корреляционной связи между двумя распределениями данных являлась для нас первоочередной при проведении пилотажа. Ввиду этого отрицательный знак был опущен, так как он указывал на характер корреляции. Для адекватной оценки надежности теста величина коэффициента корреляции была взята по ее абсолютному значению (|гхуэмп|=0,90). Полученная величина превышала критические значения для числа степеней свободы к=48, удовлетворяя требованию признания методики надежной, так как являлась больше 0,8.
Таблица 1
Критерии и уровни формирования профессиональных ценностей у будущих специалистов по
социальной работе
Уровень Критерий ^^^^ Неприемлемый (1-1,5 баллов) Негативный (1,6-2,5 баллов) Приемлемый (2,6-3,5 баллов) Позитивный (3,6-4,5 баллов) Идеальный (4,6-5 баллов)
1. Сформирован-ность профессиональных ценностей Отсутствует Слабо проявляется Удовлетворительно (частично) проявляется Основательно (значительно) проявляется Полностью проявляется
1.1 Рефлексивный Отвержение ценностей, отсутствие мотивации, осмысления их содержания Принятие меньшей части ценностей, слабая мотивация, осмысление их содержания Принятие половины ценностей, непостоянная Мотивация, осмысление их основного содержания Принятие большей части ценностей, устойчивая мотивация, основательное осмысление их содержания Принятие всех ценностей, осознанная, обоснованная мотивация, всестороннее осмысление их содержания
1.2 Когнитивный Отсутствие знаний о содержании ценностей Слабая информированность, фрагментарные/ устаревшие знания о содержании ценностей Частичная информированность, удовлетворительные знания о содержании ценностей Основательная информированность, значительные знания о содержании ценностей Полная информированность, обширные знания о содержании ценностей
1.3 Операциональный Отсутствие действий, ведущих к решению проблемы клиента Наличие разрозненных, хаотичных действий, ведущих к частичному решению проблемы клиента Наличие ряда Действий, ведущих к приемлемому решению проблемы клиента Наличие в целом взаимосвязанных действий, ведущих к основательному решению проблемы клиента Наличие взаимосвязанных действий, ведущих к целостному решению проблемы клиента
1.4 Оценочный Отсутствие удовлетворенности результатами деятельности Редкая удовлетворенность результатами деятельности Нестабильная удовлетворенность результатами деятельности Частая удовлетворенность результатами деятельности Стабильная удовлетворенность результатами деятельности
В ходе пилотажа теста была определена его валидностъ с помощью критерия хи-квадрат. Выдвигалась следующая нуль-гипотеза (Н0): уровень сформированности профессиональных ценностей у каждого студента значимо не влияет на его среднюю успеваемость по сессии. Общий балл находился как среднее арифметическое оценок студента за экзамены по сессии (табл. 2). Из 50 студентов 20 человек получили оценку выше средней (4,0-4,9 балла), 30 человек -значительно выше средней (5 баллов).
Критерий хи-квадрат (%2 ) вычислялся
по соответствующей формуле [1, с. 126]. Число степеней свободы определялось следующим образом: у=(к-1)*(с-1)=(2-1)*(2-1)=1 степень свободы. При этом, к - число столбцов, с - число строк в таблице. Полученная величина х2 =7,064 при %2 =3,841;
эмп ' г- /и 0,95 ' '
х2099=6,635 превысила критические значения, что позволило принять альтернативную гипотезу (Н1): уровень сформированности профессиональных ценностей значимо влияет на среднюю успеваемость студентов за сессию. Тест валиден, т. е. измеряет именно то, для измерения чего он предназначен.
Таблица 2
Сравнение уровня сформнрованностн ценностей студентов (4-5-е курсы) со средней оценкой учебных достижений за сессию по хи-квадрат критерию
Уровень сформированности профессиональных ценностей Средняя оценка учебных достижений за сессию, в баллах Итого (чел.):
Выше среднего «4» Значительно выше среднего «5»
Приемлемый 11 А (15,6) 15 В (10,4) 26
Позитивный 19 С (14,4) 5 (9,6) 24
Итого (чел.): 30 20 50
Достоверность теста определялась через ответы на вопросы шкалы IX (открытость) опросника БР1 (форма В), адаптированных к ценностной проблематике социальной работы [2, с. 314-323]. Она достаточно высока, так как у большинства студентов (33 человека - 66% от всех) имеются высокие оценки (7-9 баллов), у остальных студентов (17 человек - 34%) - средние оценки (4-6 баллов). Низких оценок (1-3 балла) нет.
Тестовая батарея анализировалась следующим образом: верно выполненное задание оценивалось пятью баллами, в большей мере верно выполненное задание с мелкими неточностями - четырьмя баллами; задание, выполненное частично верно, - тремя баллами; в большей мере неверно выполненное задание, включающее незначительные, но верные положения, - двумя баллами; совершенно неверно выполненное задание (или ответ типа «не знаю», прочерк, пропуск ответа) - одним баллом.
Тест состоял из четырех блоков заданий, каждый их которых выявлял уровень сфор-мированности отдельного компонента формирования профессиональных ценностей (мотивационного, познавательного, исполнительного, результативного). Уровень сформированности профессиональных ценностей вычислялся как средняя арифметическая величина этих компонентов. Каждому из них соответствовал определенный критерий. Уровень сформированности каж-
дой ценности определялся по четырем заданиям, каждое их которых принадлежало к одному из четырех блоков. Так, для выявления уровня сформированности ценности работы специалиста в интересах клиента студентам предлагалось выполнить следующие задания:
1. Работа в интересах клиента, на мой взгляд, предполагает... Продолжите предложение. (Задание мотивационного блока, выявляющего уровень присутствия/ отсутствия умений по рефлексии содержания профессиональных ценностей).
2. Работа в интересах клиента, как профессиональная ценность специалиста означает:
A) исполнение тех обязательств перед клиентом, которые кажутся специалисту наиболее легко осуществимыми, не занимающими много времени;
Б) этичное и компетентное исполнение специалистом своих обязанностей перед клиентом даже при наличии отрицательных моментов в общении с ним;
B) обязательство специалиста защищать права, интересы клиента в любых государственных и негосударственных организациях, действовать от его имени;
Г) выборочное выполнение обязательств перед клиентом;
Д) выполнение тех просьб, которые исходят от клиента;
Е) не знаю;
Ж) другое (напишите Ваш ответ) (Задание познавательного блока, выявляющего уровень знаний студентов о содержании профессиональных ценностей).
3. На приеме у Вас мать троих детей, которая рассказывает Вам о своей проблеме: «У меня живет инвалид, мой сын Рустам. Ему 7 лет, но он никого не узнает, не умеет держать голову, говорить. Я не сплю ночами, стала нервная, такими же растут и наши дети. В интересах своих младших детей мы решили с мужем отдать Рустама в дом инвалидов и регулярно навещать его там. Прошли медосмотр, собрали документы, но с тех пор дело не сдвинулось: «Нет мест». Помогите мне, ведь я могу потерять не только Рустама, но и остальных детей...» Ваши действия? (Задание исполнительного блока, определяющего уровень присутствия/отсутствия ценностей в виде сформированных действий в ситуациях этического выбора).
4. Пожалуйста, внимательно прочитайте утверждение и оцените, в какой степени Вы можете согласиться с ним. Для этого поставьте рядом с ним цифру, соответствующую Вашему мнению: 5 - совершенно верно; 4 - скорее верно; 3 - отчасти верно,
отчасти неверно; 2 - скорее неверно; 1 - совершенно неверно. Утверждение: «Меня будут привлекать те моменты в своей профессиональной деятельности, где я смогу отстоять интересы клиента, когда это потребуется» (Задание результативного блока, исследующего уровень оценки результата реализации ценностей на практике). Далее ответы обрабатывались, и полученные данные соотносились с таблицей 1.
Проведение подготовительного этапа опытно-поисковой работы подтвердило адекватность используемого инструментария, прежде всего разработанной тестовой батареи, предназначенного для выявления уровня и направленности формирования профессиональных ценностей у будущих специалистов по социальной работе.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 336 с.
2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. - СПб.: Питер, 2000. -560 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ИСТОРИИ
М.Н.Лыков, соискатель ИПП ПО РАО, г. Казань
Одной из малоизученных проблем методического построения учебника является вопрос завершения учебного курса и подведения его итогов в форме «заключения» или иной структурной составляющей. Справедливо замечание, что «Заключение, в силу своей функциональной сложности, - самая слабая по уровню научно-теоретической разра- ботанности» [2, с. 98]. Особо актуальной данная проблема является для учебной литературы гуманитарных наук, в первую
очередь, истории, поскольку в данном случае итогом учебного курса должна быть такая неоднозначная и неосязаемая значимость в виде понимания текущего исторического этапа и формирования гражданской и общечеловеческой позиции.
Целью настоящего исследования является выявление особенностей заключительной части современных вузовских учебников по истории России с методической и содержательной точек зрения. В ходе работы предполагается решение следующих задач: