УДК 371.13 И.А. Тюнякина*
Исследование процесса формирования профессиональных ценностей PR-специалистов
В статье определяются профессиональные ценности PR-специалиста, представляется их классификация на основе идеи о структуре деятельности и предъявляемых к ней профессионально-этических требований; описывается эксперимент по повышению эффективности формирования профессиональных ценностей PR-специалиста в ходе обучения на базе Балтийской академии туризма и предпринимательства.
In this article are determined professional values specialists of PR, produced their classification, bases on the idea about activity structure and presenting to it professional and ethical demands; describes the experiment of rising efficacy to form the professional values specialists of PR, during their study at Baltic’s academy tourism and empowerment.
Ключевые слова: PR-специалист, профессиональные ценности, формирование, эффективность, экспериментальная работа.
Подготовка конкурентоспособных PR-специалистов предполагает направление педагогических усилий не только на усвоение необходимых знаний, приобретение соответствующих умений и навыков, относящихся к компетентностной стороне вопроса, но и на развитие соответствующих профессионально-ценностных ориентаций, составляющих ядро профессиональной мотивации будущих специалистов. Педагогический смысл исследования процесса формирования профессиональных ценностей PR-специалиста состоит в том, чтобы знать, при каких условиях студент принимает ценности профессиональной группы, а при каких может быть к ним невосприимчив или усваивать то, что обществом и группой не принимается.
Под профессиональными ценностями понимаются значимые для профессионального сообщества и конкретного специалиста этические нормы, идеи, концепции, знания, умения, идеалы, качества личности, необходимые для успешного выполнения профессиональной роли.
Изучение различных подходов к классификации ценностей (С.Г. Вершловский1, И.Ф. Исаев2, Б.Т. Лихачев3, З.И. Равкин4, Г. Риккерт5, В.А. Сластенин6, А.П. Шарухин7), опросы студентов старших курсов (более 300 человек) и специалистов-практиков (более 30 человек) позволяют построить систему профессиональных ценностей PR-специалиста на основе идеи о структуре деятельности и предъявляемых к ней профессионально-этических требований.
Поскольку любая деятельность включает в себя мотив, цель, средство, сам процесс преобразования и его результат, в основе терминальных (базовых) ценностей находятся нравственноэтические принципы, мотивы и цели деятельности, а средства деятельности (качества, свойства и компетентность PR-специалиста) - в основе инструментальных.
К терминальным ценностям относятся:
- смыслообразующие (мотивы деятельности, связанные с пирамидой потребностей А. Маслоу)8;
- целевые (связаны с устремлениями PR-специалиста в ходе решения стоящих перед ним задач);
- нравственно-этические (определены в профессиональных кодексах).
К инструментальным ценностям относятся:
- ценности-компетентности (знания, определяющие профессиональный кругозор, умения и навыки);
- ценности-свойства и качества PR-специалиста (субъективно-личностные характеристики, которые влияют на результативность профессиональной деятельности).
* Старший преподаватель Балтийской академии туризма и предпринимательства.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008
Под формированием профессиональных ценностей РЯ-специалистов понимается целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и студентов и результат появления, развития и закрепления в психологии будущего выпускника комплекса компонентов и свойств, которые обеспечивают качественное и продуктивное решение профессиональных задач; утверждение позитивных профессиональных ценностей; постоянное стремление к профессиональному самосовершенствованию.
На основе изучения теоретических положений проблемы, анализа сложившейся практики формирования профессиональных ценностей у будущих РЯ-специалистов и воздействующих на нее факторов была разработана и осуществлена экспериментальная работа.
Ее цель состояла в проверке и подтверждении предположений о возможности повышения эффективности формирования профессиональных ценностей РЯ-специалистов в ходе их подготовки в вузе.
В соответствии с этой целью была сформулирована и выдвинута частная рабочая гипотеза. Суть выдвинутой рабочей гипотезы состояла в следующем: путем оптимизации содержания учебных программ подготовки РЯ-специалиста, развития готовности преподавателей к осуществлению эффективной деятельности по формированию профессиональных ценностей РЯ-специалиста, совершенствования образовательной деятельности студентов можно способствовать решению проблемы повышения эффективности формирования профессиональных ценностей у будущих РЯ-специалистов.
В соответствии с выдвинутой гипотезой при организации и проведении экспериментальной работы решались следующие основные задачи:
- осуществление научно-теоретического анализа проблемы повышения эффективности формирования профессиональных ценностей у РЯ-специалистов в процессе обучения в вузе;
- изучение факторов, воздействующих на процесс повышения эффективности формирования профессиональных ценностей у РЯ-специалистов в ходе обучения в вузе;
- исследование динамики процесса формирования профессиональных ценностей у РЯ-специалистов в процессе обучения в вузе;
- обоснование критериев оценки эффективности формирования профессиональных ценностей у РЯ-специалистов в ходе обучения в вузе;
- апробация на практике разработанных технологий;
- раскрытие педагогических путей и условий повышения эффективности формирования профессиональных ценностей у РЯ-специалистов в процессе обучения в высшем учебном заведении.
Содержание гипотезы и решаемые задачи определили программу экспериментальной работы. Главная цель ее состояла в том, чтобы помочь преподавателям вуза, обучающим РЯ-специалистов, осознать важность использования в процессе обучения современных образовательных технологий, выработать у них практические навыки и умения в области формирования у студентов профессиональных ценностей РЯ-специалистов.
Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях учебного процесса, а система мероприятий и деятельность автора были дополнительным фактором к той практической работе, которая осуществлялась преподавателями.
Выдвижению гипотезы, определению задач экспериментальной работы и разработке системы мероприятий предшествовало ознакомительное изучение с решением проблемы повышения эффективности формирования профессиональных ценностей у РЯ-специалистов в процессе обучения в высшем учебном заведении.
Экспериментальное исследование проводилось с 2005 по 2008 гг. и осуществлялось в три
этапа:
Первый этап - подготовительный (октябрь 2005 г. - январь 2006 г.) - этап накопления и систематизации знаний об организации и осуществлении процесса формирования профессиональных ценностей у студентов, о влияющих на учебно-воспитательный процесс факторах - включал изучение литературных источников, опросы студентов, преподавателей, беседы с учеными по исследуемой проблеме, наблюдение за педагогической деятельностью преподавателей высшего учебного заведения, анализ своей учебной деятельности, формулирование проблемы, определение предмета, цели, задач и гипотезы исследования, разработку методики исследования.
Следует отметить, что первый этап не был по своему характеру констатирующим в «чистом» виде. В ходе него проводились не только сбор информации, но и разъяснение необходимости и важности приобретения знаний и навыков в области организации и осуществления учебной деятельности преподавателей высшего учебного заведения по формированию профессиональных ценностей у студентов.
Второй этап (февраль 2006 г. - январь 2008 г.) - этап экспериментальной работы - был посвящен проведению эксперимента, в ходе которого проверялась выдвинутая диссертантом гипотеза.
План проведения экспериментальной работы был разработан с учетом ряда принципиальных требований и положений.
1. Максимально учитывалась возможность проведения спланированных мероприятий, чтобы они не нарушали ход учебного процесса.
2. В ходе работы осуществлялся строгий контроль за выполнением всеми педагогами, принимавшими участие в экспериментальной работе, запланированных мероприятий.
3. Была проведена разъяснительная работа с преподавателями о целях и задачах эксперимента.
4. Работа планировалась с учетом привлечения и предоставления возможности принимать участие в эксперименте преподавателям, чьи учебные группы не привлекались к исследованию.
В ходе проведения эксперимента план основных мероприятий уточнялся и корректировался в зависимости от меняющейся обстановки, выявления новых факторов.
В обобщенном виде план основных мероприятий включал в себя:
1) группу установочных мероприятий, направленных на формирование у преподавателей ориентировочной основы действий, соответствующих мотивационных установок на предстоящую экспериментальную деятельность, на критическое осмысление своего педагогического опыта в области формирования профессиональных ценностей РЯ-специалиста и уяснение необходимости построения своей деятельности на основе выводов и рекомендаций педагогической науки;
2) систему мероприятий, связанных с решением задачи повышения методической подготовки педагогов, углубленного изучения закономерностей, принципов, методов, приемов педагогической деятельности по формированию у будущих РЯ-специалистов профессиональных ценностей, освоения передового педагогического опыта, а также выработку единого подхода к данной проблеме и согласования усилий в ходе данного процесса;
3) комплекс индивидуальных мероприятий, проводимых с каждым преподавателем, по оказанию помощи в определении его роли и места в общей системе образования студентов, повышению методической вооруженности и овладению приемами педагогического влияния на студентов, формированию личностных компонентов педагогической культуры и т.д.;
4) разработку технологий индивидуальной деятельности преподавателя и формирования культурно-педагогической среды развития студентов.
В процессе экспериментальной работы неоднократно составлялись и представлялись руководству кафедр и вуза доклады о ходе ее проведения, о существующих противоречиях, причинах, отрицательно влияющих на ход проводимой работы.
В результате в значительной степени упорядочился учебный процесс, стал меняться стиль взаимоотношений между преподавателями и студентами, повысилось качество образовательной деятельности.
На третьем (февраль 2008 г. - июнь 2008 г.) - заключительном - этапе работы осуществлялись обработка данных эксперимента, формирование выводов и предложений, уточнение теоретических положений, выявление тенденций в практике повышения эффективности формирования профессиональных ценностей РЯ-специалиста у студентов, обсуждение хода проводимой работы и полученных результатов с руководством кафедр, педагогическим составом в ходе семинаров, совещаний, методических занятий и т.д.
В соответствии с целями и задачами исследования была разработана комплексная методика, апробация которой проводилась в ходе пилотажного исследования, показавшего надежность применяемых методов и их пригодность для решения поставленных задач.
Для оценки исходного уровня сформированности у студентов профессиональных ценностей РЯ-специалиста, а также влияющих на него факторов, был проведен констатирующий эксперимент.
Учитывая его ситуативность, возможность получения наряду с достоверными и необъективных данных, в течение первых трех месяцев проводились два «замера-среза», в ходе которых были получены данные, характеризующие степень соответствия действий преподавателей рекомендациям педагогической науки, уровень их профессиональной подготовленности, а также сформированность у студентов профессиональных ценностей РЯ-специалиста.
Главным звеном формирующего эксперимента явилась авторская модель повышения эффективности формирования у студентов профессиональных ценностей РЯ-специалиста.
Организационно-формирующий эксперимент проводился на 3, 4 и 5-м курсах факультета массовых коммуникаций Балтийской академии туризма и предпринимательства.
Активное участие в экспериментальной работе принимало руководство вуза, совместно с которым был определен общий замысел работы по повышению эффективности формирования
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008
профессиональных ценностей РЯ-специалиста у студентов, вносились необходимые изменения и дополнения в содержание и организацию методической подготовки педагогов, решались различные организационные вопросы. Руководство вуза и кафедр, осуществляющих подготовку студентов, принимало меры по оптимизации содержания, организации и методики учебных занятий и других мероприятий, совершенствованию системы стимулирования преподавателей и студентов и т.д.
В общем комплексе мер со стороны руководства кафедр особое внимание было уделено созданию необходимых условий для повышения квалификации различных категорий преподавателей и реализации ими педагогического потенциала в повышении эффективности формирования профессиональных ценностей РЯ-специалиста у студентов.
На уровне кафедр факультета массовых коммуникаций Балтийской академии туризма и предпринимательства основные усилия были сосредоточены:
- на методической подготовке преподавателей и разработке учебно-методической литературы для студентов, связанной с особенностями организации их познавательной деятельности;
- на выработке потребностей у преподавателей в научной организации учебного процесса студентов;
- на согласовании усилий преподавателей в ходе решения проблемы повышения эффективности формирования профессиональных ценностей РЯ-специалиста в высшем учебном заведении; -
- на формировании у педагогов и студентов критического отношения к своей деятельности в области образования и самообразования;
- на организации и проведении мероприятий по формированию у студентов устойчивой мотивации к осуществлению эффективной образовательной деятельности и др.
Для проведения формирующего эксперимента были избраны экспериментальные и контрольные группы. Показатели экспериментальной и контрольной групп на начальном этапе эксперимента оказались достаточно однородны, что позволяет сделать вывод о возможности обеспечения необходимой чистоты исследования.
Перед формирующим экспериментом все его участники были проинструктированы и ознакомлены с программой предстоящего исследования.
В ходе экспериментальной работы применялись следующие методы исследования.
Педагогическое наблюдение велось с целью определения характера и содержания применяемых способов, средств и форм по формированию профессиональных ценностей РЯ-специалистов, их эффективности, выявления у преподавателей и студентов необходимых качеств, навыков и умений работы, а также стремления к самосовершенствованию.
Этот же метод применялся при сборе информации об образовательной деятельности студентов. Она осуществлялась лично автором и преподавателями, вошедшими в состав экспертной группы.
Для получения объективной и достоверной информации применялось сплошное и выборочное наблюдение, а ее хранение и накопление велось на разработанных листах наблюдения.
Изучение процесса повышения эффективности формирования профессиональных ценностей РЯ-специалиста у студентов в ходе обучения осуществлялось в ходе проведения учебных занятий и прохождения практик. Результаты наблюдения сравнивались с результатами, полученными другими методами исследования. При этом учитывалось, что наблюдение является одним из наиболее важных компонентов в системе сбора педагогической информации, т.к. дает возможность непосредственно видеть, как действуют преподаватели и студенты в той или иной обстановке, насколько соответствуют их действия замыслу экспериментальной работы.
Опрос преподавателей и студентов включал индивидуальные и групповые беседы, собеседования, интервьюирование и анкетирование (письменный опрос). Всего было опрошено более 300 человек. В ходе бесед выяснялось отношение как студентов, так и педагогов к процессу повышения эффективности формирования профессиональных ценностей РЯ-специалиста, выявлялись факторы, влияющие на протекание данного процесса, трудности, возникающие в ходе образовательной деятельности, и другая информация.
Во время интервьюирования, проводимого на основе заранее разработанных вопросов, изучалось и уточнялось понимание преподавателями проблем в области повышения эффективности формирования профессиональных ценностей РЯ-специалиста в ходе образовательного процесса в вузе.
В анкетах ставились открытые, закрытые и контрольные вопросы, что давало возможность выявить разносторонний спектр мнений анкетируемых. Полученные в ходе опроса данные сопоставлялись с результатами других методов сбора информации.
Обобщение независимых характеристик заключалось в сборе, анализе и обобщении различных сведений от руководителей кафедр, их заместителей, профессоров, доцентов, преподавателей и
студентов о характере процесса формирования профессиональных ценностей, о результативности способов и средств воздействия в данной области. Применение данного метода позволяло получать многообразие оценок о действиях педагогов.
Экспертным оцениванием были охвачены все преподаватели факультета массовых коммуникаций и студенты контрольных и экспериментальных групп. Для экспертной оценки использовались оценочные листы. В качестве экспертов выступали руководители кафедр факультета и вуза, а также представители практики (руководители РЯ-агентств и РЯ-отделов крупных предприятий). В состав экспертной группы входил и автор. Оценивание проводилось на каждом этапе развития познавательной деятельности и осуществлялось на основе:
а) наблюдения за деятельностью преподавателей и студентов;
б) отчета преподавателей и студентов о своей работе;
в) обобщения независимых характеристик.
Сопоставление и сравнение получаемых данных позволило выявить динамику изменений в поведении обучающихся и самого процесса повышения эффективности формирования профессиональных ценностей РЯ-специалиста в ходе обучения в вузе.
Сбор информации методом анализа документов представлял следующие направления:
1) анализ годовых и перспективных планов повышения квалификации преподавателей с целью выявления содержания и организации работы по повышению профессиональной подготовки преподавателей;
2) анализ материалов заседаний кафедр, показных, открытых занятий, семинарских занятий с преподавателями факультета для определения основных направлений работы, ее содержания и методики;
3) анализ материалов занятий, методических разработок с целью выявления новых педагогических идей, применяемых в ходе подготовки специалистов по связям с общественностью;
4) анализ журналов контроля учебных занятий, актов проверки вузов для определения оценки педагогической деятельности преподавателей, форм и методов работы со студентами при организации учебно-воспитательного процесса;
5) анализ протоколов заседаний ученых советов, заседаний кафедр с целью выявления оценки деятельности преподавателей факультета, форм и методов работы с ними, вопросов стимулирования творческого педагогического труда, направлений изысканий преподавателей по оптимизации процесса формирования профессиональных ценностей РЯ-специалистов в ходе обучения в вузе;
6) анализ ведомостей с результатами зачетов и экзаменов студентов, журналов учебных занятий для оценки результативности профессиональной деятельности преподавателей, успеваемости студентов;
7) анализ экспериментального материала, полученного в ходе исследования, для выявления факторной среды, в которой осуществляется процесс формирования профессиональных ценностей РЯ -специалистов в ходе обучения в вузе.
Контроль за ходом экспериментальной работы осуществлялся в процессе наблюдения за деятельностью преподавателей и студентов экспериментальных и контрольных групп, бесед с руководством кафедр по итогам семестров обучения и учебного года.
Качественно-количественная обработка и интерпретация собранной и систематизированной информации проводились с помощью методов математической статистики. В ходе обработки результатов экспериментальной работы уточнялась значимость проводимых мероприятий.
Использование комплексной методики позволило получить не только вербальные данные от самих участников экспериментальной работы, но и осуществить проверку их достоверности другими методами исследования.
Полученные в ходе формирующего эксперимента результаты позволяют судить об эффективности применения разработанной методики экспериментальной работы и о подтверждении выдвинутой гипотезы. Таким образом, опытно-экспериментальная работа показала, что повышение эффективности формирования профессиональных ценностей РЯ-специалистов у студентов зависит от качества и последовательности проведения целого ряда конкретных индивидуальных и коллективных педагогических мероприятий, объединенных в единую научно обоснованную программу.
Основным содержанием этой программы является: оптимизация содержания учебных программ подготовки РЯ-специалиста в ходе образовательного процесса; развитие готовности преподавателей к осуществлению эффективной деятельности по формированию профессиональных ценностей РЯ-специалиста; совершенствование образовательной деятельности студентов в ходе обучения в вузе.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008
Основным условием успешного проведения экспериментальной работы следует считать научно обоснованную деятельность преподавателей.
1. Алемасова М. Л. Формирование профессиональной культуры ПР-специалиста // Формирование деловой и профессиональной культуры руководителей, специалистов, преподавателей, школьников и студентов: Сборник статей участников Всероссийской научно-методической конференции / Под ред. Л.В. Торопова. - Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2002. - 212 с. - С. 49-51.
2. Будаева Т.И. Формирование личности молодого специалиста в процессе обучения в вузе
// Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы: Сборник научных статей. - М.: ИОО
МОН РФ, 2004. - 202 с. - С. 54-64.
3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
4. Коростелева Е.А. К проблеме управления процессом формирования профессиональноценностных ориентаций у будущих учителей. - [Электронный документ] http://www.sgu.ru/faculties/ physical/departments/itphysics/intemational2007/soderg.php. - Проверено 12.06.2008.
5. Шарухин А.П. Психология менеджмента. - СПб.: Речь, 2005. - 352 с.
арина .n.A., Бродянская Л.В. Социологические и культурологические аспекты развития
образования взрослых. 2000.
2 См.: Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002.
3 См.: Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997.
4 См.: Национальные ценности образования: История и современность. М., 1996.
5 См.: Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология XX век. М., 1995.
6 См.: Сластенин В.А., Чижакова ГИ. Введение в педагогическую аксиологию. М., 2003.
7 См.: Шарухин А.П. Психология менеджмента. СПб., 2005.
8 См.: Маслоу А.Г Мотивация и личность. СПб., 1999.
В.И. Хальзов*, Т.Л. Женатова**
О духовно-нравственном воспитании личности учащихся в условиях военно-учебного заведения
В статье рассматриваются понятия «духовность», «нравственность», их соотношение, сущность духовнонравственного воспитания кадет и условия его результативности.
The concept of «spirituality», «mortality», and their correlation, spirit and moral upbringing of cadets and conditions of its formation is regarded in the article.
Ключевые слова: духовность, нравственность, мораль, духовно-нравственное воспитание, духовнонравственная личность
Воспитание духовно-нравственной личности в учебном заведении сегодня становится одной из главных задач образования. Не случайно в ст. 14 Федерального закона «Об образовании» сказано, что «содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; ... формирование духовно-нравственной личности ...» .
* Профессор кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор.
* Методист Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса, кандидат педагогических наук.
Список литературы