Научная статья на тему 'Гуманистическая направленность подготовки будущих специалистов в области защиты информации'

Гуманистическая направленность подготовки будущих специалистов в области защиты информации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА / ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ / СПЕЦИАЛИСТ / INFORMATION PROTECTION / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жук Елена Павловна

В статье рассматривются вопросы профессиональной подготовки будущих специалистов в области защиты информации с учетом переориентации образования на формирование гуманистических ценностей, качеств, установок личности обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions of the professional training of the future specialists in the field of information protection are considered in the article taking into account the new tendency in education directed to humanist values, traits, aims of the educated personality.

Текст научной работы на тему «Гуманистическая направленность подготовки будущих специалистов в области защиты информации»

«Гуманистическая направленность подготовки будущих специалистов в области...» [

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

Е.П. Жук

HUMANIST TENDENCY IN THE TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF INFORMATION PROTECTION

Zhuk E.P.

The questions of the professional training of the future specialists in the field of information protection are considered in the article taking into account the new tendency in education directed to humanist values, traits, aims of the educated personality.

В статье рассматривются вопросы профессиональной подготовки будущих специалистов в области защитыi информации с учетом переориентации образования на формирование гуманистических ценностей, качеств, установок личности обучающегося.

УДК 378.147

В современной образовательной практике подготовка специалистов в области защиты информации - явление относительно новое, поскольку востребованность (социальный заказ) на специалистов такого рода чётко оформилась лишь в последнее десятилетие. Это связано с тем, что в настоящее время в России происходит информатизация всех отраслей государственного и частного сектора экономики. В нашем веке высоких технологий информация становится товаром, который успешно продается и покупается все в большей степени. За информацию готовы платить деньги, и как всякий капитал, информация нуждается в защите. Причём, чем выше ценность информации, тем выше должен быть уровень её защиты. По самым скромным подсчетам уже в ближайшее время отдача от средств, вложенных в развитие информационных технологий и средств доставки информации (телекоммуникаций) будет не меньше, чем отдача от средств, вложенных в свое время в нефтяную отрасль. Освоение «информационного Клондайка» потребовало наукоемких и высокотехнологичных средств передачи, хранения и обработки информации. Одновременно с этим возникло множество технологических, правовых и организационных проблем, связанных с информационной безопасностью. Развитие компьютерных и телекоммуникационных сетей, хранение информации на электронных носителях привело к необходимости предпринимать меры по защите информационных ресурсов от не-

49/2007

Вестник Ставропольского государственного университета

санкционированного доступа, искажения или уничтожения информации.

Представленные выше условия выступают компонентами особого социального заказа на специалистов в области защиты информации (информационной безопасности), обладающих, с одной стороны, необходимым уровнем компетентности в данной области профессиональной деятельности, а с другой стороны - совокупностью общечеловеческих ценностей, принципов и установок.

Обучение в вузе по данной специальности осуществляется в стандартные сроки. Как следует из сформулированного в образовательном стандарте специальности замысла подготовки этих специалистов, объектами профессиональной деятельности в данном случае являются методы, средства и системы обеспечения защиты информации на объектах информатизации (1).

По мнению ряда авторов Т.А. Николаевой, А.А. Журина, Е.А. Степановой и др., в современной теории защиты информации к системе её защиты относится организованная совокупность мероприятий, методов, органов и средств, создаваемых с целью защиты информации (2-4).

Социальный заказ на данных специалистов неизбежно определяет специфику профессиональной подготовки исходя из представления о реальных и возможных видах профессиональной деятельности. Более того, специалист по защите информации в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять экспериментально-исследовательскую, проектную, организационно-управленческую и эксплуатационную виды деятельности.

С учетом этого специфика задач, которые предстоит решать специалисту в области защиты информации, заключается в следующем:

1. В области экспериментально-исследовательской деятельности:

- исследование причин возникновения, форм проявления, возможности параметризации и оценки опасности физических явлений, увеличивающих вероятность нежелательного воздействия на информационные процессы в защищаемом объекте;

- изучение возможных источников и каналов утечки информации, составление методик расчётов и программ экспериментальных исследований по технической защите информации, выполнение расчётов в соответствии с разработанными методиками и программами;

проведение сопоставительного анализа данных исследований и испытаний.

2. В области проектной деятельности:

- исследования с целью нахождения и выбора наиболее целесообразных практических решений в пределах поставленной задачи обеспечения инженерно-технической защиты информации, в том числе с обеспечением требований соблюдения государственной тайны;

- подбор, изучение и обобщение научно-технической литературы, нормативных и методических материалов по инженерно-технической защите объектов информатизации;

- проектирование и внедрение комплексных систем и отдельных специальных технических и программно-математических средств защиты информации на объектах информатизации, в том числе сравнительного анализа типовых криптосхем.

3. В области организационно-управленческой деятельности:

- обеспечение организационных и инженерно-технических мер защиты информационных систем;

- разработка предложений по совершенствованию и повышению эффективности применяемых технических мер на основе анализа результатов контрольных проверок, изучения и обобщения опыта эксплуатации объекта информатизации и опыта работы других учреждений, организаций и предприятий;

- организация работы коллектива исполнителей.

4. В области эксплуатационной деятельности:

- техническое обслуживание средств защиты информации;

- участие в проведении аттестации объектов, помещений, технических средств, программ, алгоритмов на предмет соответ-

«Гуманистическая направленность подготовки будущих специалистов в области.»

ствия требованиям защиты информации по соответствующим классам безопасности;

- проведение контрольных проверок работоспособности и эффективности действующих систем и технических средств защиты информации, составление и оформление актов контрольных проверок. Приведённый перечень, прежде всего в данном виде, ориентирует процесс подготовки будущего специалиста на знаниевую сторону.

Как следует из представленного выше перечня, знания и умения, необходимые специалисту в области защиты информации при осуществлении им своей профессиональной деятельности, содержательно ориентированы на реализацию узкоспециальных аспектов будущей профессии. Положение об «универсальности» специалиста, по нашему мнению, не находит достаточного отражения в требованиях к подготовке будущих специалистов в области защиты информации.

Важность и востребованность именно такого «универсального» специалиста определяется многими обстоятельствами.

Во-первых, необходимостью учёта принципов фундаментализации и гуманитаризации современного образования, которые предполагают соблюдение баланса между гуманитарной и технической составляющими в подготовленности будущего специалиста любой профессии.

Во-вторых, если раньше в деятельности специалиста технического профиля, в области компьютерной техники доминировал инженерно-ориентированный подход, и больше внимания уделялось её технологической стороне (инструментарию, дизайну клавиатур, дисплею), то в современных условиях должен преобладать гуманистический человекоцентристский подход, когда во взаимодействии с компьютером деятельность человека рассматривается как ведущая, усиливается обращённость к анализу непрерывного поступательного развития его психики (5).

Анализ литературы показывает, что существуют технократические установки в сознании большей части преподавателей

технических дисциплин, которые заключаются в следующем:

- установка на формирующее обучение, ограниченное целями учебного предмета и ориентированное на сегодняшний день;

- признание моносубъективности в педагогической деятельности, при которой студент выступает как объект воздействия;

- ориентация на ролевое взаимодействие со студентами, когда каждому участнику педагогического процесса предписываются определённые функциональные обязанности, отход от которых рассматривается как нарушение нормативных основ педагогической деятельности;

- установка в этой связи на жёсткую внешнюю детерминацию поведения и деятельности студентов;

- ориентация на разделение учебного и воспитательного процессов в системе профессионального обучения;

- недооценка роли личности преподавателя в педагогическом взаимодействии.

Кроме этого, как отмечает В.Н. Хит-рова (6), существует проблема, согласно которой относительно технических специальностей закрепилось представление о том, что высшее техническое образование призвано, прежде всего, давать профессиональные знания, готовить человека к труду по своей специальности, а развитие личностных качеств, духовный и моральный рост, культурологические и эстетические сведения остаются вне сферы компетенций будущего специалиста и ответственности самой технической специальности. Ориентация технического образования только на специальные знания, на будущую профессиональную деятельность и недостаточность знаний о мире и человеке зачастую приводят к упрощённым представлениям инженера или учёного о мире, к ощущению допустимости переделки мира в соответствии с собственным мировоззрением. Техническое образование, к которому относится и образование будущих специалистов в области защиты информации, даёт студенту естественнонаучные знания для их практического приложения в конкретной области, не затрудняя

49/2007

Вестник Ставропольского государственного университета

себя морально-нравственной оценкой производственной деятельности.

Изложение основных организационно-содержательных аспектов профессиональной подготовки будущего специалиста в области защиты информации, а также анализ литературы по данной проблематике позволяют говорить о следующем:

- сегодня является общепринятым понимание того, что защита информации (обеспечение информационной безопасности) связана с технической стороной человеческой деятельности;

- эффективность реализации совокупности условий обеспечения безопасности информации находится в определённой зависимости с уровнем технической подготовки будущего специалиста;

- в образовательной программе данной специальности преобладают дисциплины естественнонаучной и технической направленности и наблюдается практически полное отсутствие человековедческих дисциплин;

- акцент в понимании обеспечения безопасности поставлен на саму систему информации как объект воздействия; причём даже не систему собственно информации, а на систему средств и механизмов её безопасного функционирования;

- сферой деятельности выпускников являются государственные и негосударственные структуры, связанные с хранением и обработкой больших массивов информации, банки, биржи, торговые дома, крупные и средние коммерческие предприятия, информационные центры, электронные архивы, органы государственного управления, специализированные министерства и ведомства (МИД, МО, МВД, ФАПСИ, ФСБ, ФСК, СВР и т.д.), то есть со сферой взаимодействия людей. Следовательно, гуманитарная (гуманистическая) составляющая знаниевой, когнитивной сферы выпускников ещё более приобретает смысл и занимает важное место в структуре профессиональной компетентности будущего специалиста.

В свете сказанного становится необходимым учёт того, что гуманистическая направленность образования, ориентация на

развитие личности подразумевает смещение акцентов в сторону наполнения содержания социокультурной и аксиологической составляющих знаний в ряду с научно-теоретическими компонентами образования. В связи с этим возрастает роль дисциплин, формирующих духовную культуру личности, с одной стороны, а с другой стороны -необходимость обогащения естественнонаучных и технических дисциплин социально значимыми аспектами.

Гуманистически ориентированный учебно-воспитательный процесс включает новые цели образования, направленные на самореализацию студента и преподавателя через усвоение системы общечеловеческих ценностей; новое содержание образования, соотнесённое с личными потребностями субъектов педагогического процесса, с усилением культурологического подхода в сочетании с фундаментализацией философских, психолого-педагогических и специальных знаний; систему личностно-ориентированных методов обучения, их выбор преподавателями и студентами; демократический стиль педагогического общения.

Гуманистической целью образовательной системы является самораскрытие собственной ценности, самоактуализация человека, его непрерывное общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие в своём единстве, взаимодополнении и взаимообусловленности. По мнению В.Н. Колесникова (7), гуманистическая тенденция в образовании, требует разносторонности его содержания, усиления связи с жизнью, историзма, возрастания роли рефлексивных знаний, формирования в процессе преподавания всех вузовских дисциплин гуманитарного стиля мышления.

Таким образом, в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста в области защиты информации актуальным становится: во-первых, переориентация образования на формирование гуманистических ценностей, качеств, установок личности обучающегося, а во-вторых, в образовательном процессе вуза необходимо создание специальных условий для этого формирова-

«Гуманистическая направленность подготовки будущих специалистов в области.»

ния. Среди них наиболее значимыми выступают следующие условия:

1. Установление особых отношений между участниками образовательного процесса: личностное равноправие, осознание значимости друг друга.

2. Освоение духовного эмоционально-ценностного опыта предшествующих поколений: ориентация на осознание приоритета духовности при взаимодействии, стремление к истинным идеалам образования, воспитание «духовного человека» - человека с совестью.

3. Восстановление культурообра-зующей и личностноразвивающей функций образования: ориентация на «зону ближайшего развития», изменение показателей общекультурного уровня развития (кругозор, гибкость мышления, предсказуемость поведения, культура речи, владение языками, умения самообразования).

4. Постановка в центр психолого-педагогического исследования нужд, интересов и целей развивающейся личности: ориентация на личность студента как на целостный субъект учебной и профессиональной деятельности, учёт ценностно-мотивационного содержания, использование потенциала сформированных моделей целе-полагания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образова-

ния по специальности 075300 «Организация и Технология защиты информации». - М. 2000.

2. Николаева Т.А. Подготовка будущих инженеров в контексте безопасности жизнедеятельности // Педагогика. - 2003. - № 4. -С. 65 - 70.

3. Журин А.А. Информационная безопасность как педагогическая проблема // Педагогика. - 2000. - № 4. - С. 48 - 55.

4. Степанов Е.А., Корнеев И.К. Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие. - М., 2001.

5. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного обучения // Педагогика. -2003. - № 4. - С. 41 - 45.

6. Хитрова В.Н. Реализация идей гуманизации образования в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (13.00.01; 13.00.08). -Ставрополь, 1998. - 211 с.

7. Колесников В.Н., Кучер И.В., Турченко В.Н. Коммерциализация высшего образования -угроза национальной безопасности России // Педагогика. - 2004. - № 6. - С. 99 - 106.

Об авторе

Жук Елена Павловна, ассистент кафедры ОиТ-ЗИ Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов - педагогические условия формирования гуманистической установки у будущих специалистов в области защиты информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.