Научная статья на тему 'Модель развития информационной компетентности будущих специалистов в области информационной безопасности и защиты информации'

Модель развития информационной компетентности будущих специалистов в области информационной безопасности и защиты информации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель развития информационной компетентности будущих специалистов в области информационной безопасности и защиты информации»

4. Основные показатели деятельности малых предприятий, включая микропредприятия Республики Бурятия: Статистический бюллетень №07-04-17/ Росстат; Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РБ. - Улан-Удэ, 2012. - 33 с.

Е.Р. Джумалиева

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

Ключевые слова: компетентность, компетенция, информационная компетентность, модель, моделирование.

Одну из актуальных задач современной образовательной системы сегодня составляет поиск моделей высшего профессионального образования, адекватных современному типу культуры и отвечающих новому этапу развития цивилизации. При этом на передний план выдвигается необходимость разработки теоретических основ целостного учебно-воспитательного процесса применительно к таким категориям, как содержание, методы и организация обучения. Следовательно, в вузовской системе актуализируются новые требования к профессиональной подготовке будущего специалиста.

Моделирование представляет собой специфический способ познания сложных объектов посредством некоторого их упрощения. Его базовым понятием является понятие «модели». Модели бывают предметные (физические тела или системы) и мысленные. Классифицируются они также по видам патронируемых наук: математические, физические, химические, социологические, экономические и другие модели. По характеру отражения динамики можно выделить статистические и динамические модели, по уровню сложности - простые и сложные. В науке нет однозначного понимания сущности модели и насчитывается около трех десятков различных транскрипций этого понятия. Например, модель (от лат. modulus - мера, образец) - любой образ (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления.

Различают моделирование как метод научного познания. Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей [1]. Однако большинство авторов сходятся в понимании модели как любого мысленного или знакового образа моделируемого объекта (оригинала), некоторого представителя объекта, который обладает тремя свойствами: во-первых, он отражает оригинал, но не во всех его качествах, а лишь в тех, которые наиболее существенны с точки зрения целей и задач исследования; во-вторых, он обладает свойством замещения, т.е. модель подменяет объект в процессе манипулирования им, способность к замещению опирается на общность объекта и оригинала; в-третьих, знания, полученные посредством исследования модели, могут быть перенесены на оригинал.

Переход от знаньевой к компетентностной модели построения содержания образования выводит цель современного содержания ВПО за пределы традиционных пред-

© Джумалиева Е.Р., 2013

ставлений о нем как системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. Современная парадигма образования, по мнению Н.К. Сергеева, ориентируется на целостное развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни, на повышение возможностей трудовой и социальной его адаптации в быстроменяющемся мире. Целостное представление об образовании, в отличие от односторонне-когнитивного, предполагает, что процессы овладения профессией и профессионального совершенствования органично включены в более широкое пространство социальной, профессиональной и личностной самореализации человека [4].

Сериков В.В. утверждает, что усиление роли самостоятельности и субъектности индивида в современном мире требует «укрепления» общекультурного фундамента образования, развития умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода социальных, экологических, и других проблем и разумного нравственно-целесообразного преобразования действительности [5]. Очевидно, что такой подход (в контексте развития цивилизации) в становлении специалиста культуры может быть осуществлен в результате модернизации содержания ВПО: его дополнения, совершенствования сложившихся форм и методов и др., т.е. в результате создания условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов субъектов деятельности.В контексте обозначенного направления исследования рассмотрим модель формирования специалиста в области информационной безопасности и защиты информации как компетентного специалиста.

Компетентность как свойство индивида существует в различных формах - как высокая степень умелости, как способ личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение); как некий итог саморазвития индивида, как форма проявления способности и др. [5]. Природа компетентности - продукт обучения, не прямо вытекает из него, а является, скорее, следствием саморазвития индивида, его не столько «технологического», сколько личностного роста, целостной самоорганизации и синтеза деятельностного и личностного опыта. Компетентность в этой связи - это такая форма существования знаний, умений, образованности в целом, которые приводят к личностной самореализации, к нахождению своего места в мире, вследствие чего образование, приводящее к компетентности, - высоко мотивированное и в подлинном смысле лич-ностно ориентированное, т.е. обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею собственной значимости.

Формирование компетентного специалиста принадлежит к «вечным» проблемам педагогики, решение которых вряд ли возможно вследствие непрерывного цивилизаци-онного развития, постоянной его технологизации и информатизации, смены социальных ситуаций и парадигм мышления. Моделируя целостный образ будущего специалиста, ученые едины в том, что это - человек культуры - свободная, духовная личность, ориентированная на ценности мировой и национальной культуры, способная к творческой самореализации и адаптации в изменяющейся социокультурной среде [3]. Важным элементом данной модели является сформированность профессиональной культуры.

Модель развития информационной компетентности будущего специалиста в области информационной безопасности и защиты информации при таком подходе включает следующие блоки: целевой, содержательный, организационно-процессный, комплекс педагогических условий, результативно-критериальный, - представляет собой открытую образовательную систему, обеспечивающую развитие составляющих исследуемой компетентности (см. рис.).

Рис. Компоненты модели развития информационной компетентности будущих специалистов в области информационной безопасности и защиты информации

Целью является повышение качества подготовки будущих специалистов в области информационной безопасности и защиты информации посредством реализации ком-петентностного подхода.

Содержательный блок включает:

- ФГОС ВПО профессионально-педагогическое образование по специальности: 230700-Прикладная информатика: дисциплина «Информационная безопасность»; 2310000-Программная инженерия: дисциплина «Методы и средства защиты информации». Определен и охарактеризован состав информационной компетентности специалиста в области информационной безопасности и защиты информации, включающий следующие компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный, технико-технологический, креативный, личностный, позволяющие определить специфические особенности и этапы формирования данной компетентности;

- когнитивный: отражает процессы переработки и защиты информации на основе микрокогнитивных актов (анализ поступающей информации, формализация, сравнение, обобщение, синтез с имеющимися базами знаний, разработка вариантов использования информации и прогнозирование последствий реализации решения проблемной ситуации, генерирование и прогнозирование использования новой информации и взаимодействие ее с имеющимися базами знаний, организация хранения и восстановления информации в долгосрочной памяти);

- мотивационно-ценностный: заключается в создании условий, которые способствуют вхождению индивида в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентации; характеризует степень мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение индивидов к работе и к жизни в целом; выделяются четыре доминирующих типа побуждений - к достижениям, принадлежности к группе, обладанию властью, компетентности;

- технико-технологический: отражает понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска, обработки и защиты информации; знание различий автоматизированного и автоматического выполнения информационных процессов; умение классифицировать задачи по типам с последующим решением и выбором определенного технического средства в зависимости от его основных характеристик; включает: понимание сущности технологического подхода к реализации деятельности, знание особенностей средств информационных технологий по поиску, переработке и хранению информации, а также выявлению, созданию и прогнозированию возможных технологических этапов по переработке информационных потоков; технологические навыки и умения работы с информационными потоками (в частности, с помощью средств информационных технологий);

- креативный: отражает знание, понимание, применение языков (естественных, формальных) и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных);

- личностный: заключается в осознании собственного уровня саморегуляции личности, при котором жизненная функция самосознания заключается в самоуправлении поведением личности, а также в расширении самосознания, самореализации [6].

Разработанная модель мобильна и свободна, так как она предусматривает формирование компетенций на любой ступени образования, в соответствии с требуемым уровнем ее освоения (например, минимальный, продвинутый, высокий). При этом ее реализация должна выстраиваться в соответствии со следующими принципами:

научной концептуальной обоснованности, то есть ориентации на определенные научные положения, понятийно-терминологический аппарат науки;

ценностной и целевой направленности - ориентации на достижение определенных заданных результатов;

прогностичности и активности - обеспечение эффективности образовательного процесса, работа на опережение;

личностно ориентированного подхода - ориентации на обучаемого как полноценно развивающуюся личность, находящуюся в процессе становления.

Таким образом, реализуемые в рамках компетентностного подхода идеи, на основе которых создана модель специалиста в области информационной безопасности и защиты информации как основа конструирования и обоснования единого измерения в системе ВПО, а, следовательно, и построения содержания образования по направлению подготовки будущих специалистов информационной безопасности и защиты информации, заключаются в следующем:

- представление о личности как целостности;

- доминирование в структуре модели личностного начала как системообразующего, придающего направленность непрерывному развитию общепрофессиональной компетентности;

- трактовка модели как стратегического ориентира, образа, в направлении которого должен «формироваться» специалист в области защиты информации как личность и профессионал.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что современная система образования предполагает открытость будущему, а ее дальнейшее развитие связано с преодолением закрытости и приданием процессу обучения творческого характера. Анализ

современной системы образования позволяет сделать вывод, что, с точки зрения синергетики, компетентностный подход удовлетворяет всем требованиям построения открытой системы образования.

Компетентностная модель профессионального образования отвечает требованиям современного общества, ориентированного не на передачу готовых знаний, а на стремление научить находить эти знания, защищать и применять их в ситуациях, имитирующих реальные профессиональные ситуации.

Проектируемое на такой основе содержание вузовского образования в области защиты информации сможет, на наш взгляд, обеспечить целостное компетентностном образование, которое призвано решать проблемы, связанные с подготовкой отвечающего текущим и перспективным потребностям общества, высококвалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста.В качестве факторов, влияющих на формирование компетентного специалиста в области информационной безопасности и защиты информации, выделим воздействие как внутренней так и внешней вузовской среды, а также эффективность функционирования и уровень взаимодействия всех составляющих вузовского пространства, реализацию всей в целом профессионально-образовательной, образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается субъект образовательной деятельности. Как отмечают Е.Б. Белов и В.П. Лось, реализация компетентност-ного подхода не заканчивается разработкой образовательного стандарта [2]. Потребуется перестройка всего образовательного процесса и по его форме и по его содержанию с целью воплощения в жизнь новой оценочной культуры.

В основе Модели специалиста в области информационной безопасности и защиты информации примем адекватные представления о личности как целостной системе -единстве свойств и компонентов в их взаимосвязи и взаимообусловленности в вузовском образовательном пространстве, реализуемые на основе личностного подхода. В рамках данного подхода определим задачу подготовки профессионала (разработка его индивидуальной образовательной траектории), как целостной личности, способной организовать собственное профессиональное пространство.

Библиографический список

1. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения [Текст]. - М: Знание, 1978. - 256 с.

2. Белов Е.Б. Основы информационной безопасности. - М.: Горячая Линия - Телеком, 2006. - 544 с.

3. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1997. - 4. - С. 12-14.

4. Сергеева Н.К. Проблемы формирования будущего специалиста [Текст] / Н.К. Сергеева. - М.: Педагогика, 1997. - 58 с.

5. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 2003. - 272 с.

6. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс] Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - [Режим доступа]: http:// www.eidos.ru/iournal/2005/0910-11.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.