Научная статья на тему 'Компетентностный подход как условие непрерывности в обучении основам информационной безопасности'

Компетентностный подход как условие непрерывности в обучении основам информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / INFORMATION TECHNOLOGIES / INFORMATION SECURITY / CONTINUOUS TRAINING / COMPETENCES / COMPETENCY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошелева Светлана Борисовна

Статья посвящена вопросу обучения основам информационной безопасности в системе непрерывного образования «школа-вуз», который приобретает актуальность в контексте компетентностного подхода, и позволяющая выделить основной фактор, обеспечивающий формирование профессиональной компетентности будущих специалистов и обуславливающий полноценное развитие личности на разных ступенях системы непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошелева Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competency approach as a continuity condition in training to bases of information security

The article is devoted to learning the basic course of information security in continuing education "School-University", which is relevant in the context of competency approach to allocate principal to ensure the formation of professional competence of future specialists and a full development of the individual vectors responsible for the various levels of the system of continuous education.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход как условие непрерывности в обучении основам информационной безопасности»

УДК 378 (07)

Кошелева Светлана Борисовна

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина

[email protected]

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ОСНОВАМ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья посвящена вопросу обучения основам информационной безопасности в системе непрерывного образования «школа-вуз», который приобретает актуальность в контексте компетентностного подхода, и позволяющая выделить основной фактор, обеспечивающий формирование профессиональной компетентности будущих специалистов и обуславливающий полноценное развитие личности на разных ступенях системы непрерывного образования.

Ключевые слова: информационные технологии, информационная безопасность, непрерывное обучение, компетенции, компетентностный подход.

Актуальностъ проблематики безопасности человека в информационной про. странстве определяется, с одной стороны, действием объективно возникающих в современном обществе ситуаций цивилизованных изменений, влияющих на становление и развитие личности как самостоятельного субъекта социального поведения. С другой стороны, наличием проблемной ситуации в связи с необходимостью изменения приоритетов в науке, образовании, общественном сознании и социальной практике и перехода от традиции значимости безопасности общества к защищенности безопасности человека.

Острота проблемы информационной безопасности будет только увеличиваться по мере дальнейшего увеличения масштабов внедрения современных информационных и коммуникационных технологий, являющихся технологической основой процессов глобализации, в сферы жизнедеятельности современного общества.

В связи с переходом к информационному обществу и внедрением ИКТ в образовательный процесс, с изменением целей обучения, его направленностью на развитие творческой активности обучающихся возрастает роль их самостоятельной деятельности с использованием информационных ресурсов. Современное состояние информационного пространства можно определить как источник трансформации воздействия информационной среды в угрозы информационной безопасности обучающихся.

Система подготовки в области информационной безопасности и защиты информации должна быть детерминирована по всем уровням образовательной деятельности, как общего (пропедевтика, базовый и профильный курсы информатики), так и профессионального образования: среднего, высшего, послевузовского, дополнительного, и ориентирована на различные специальности и специализации. При этом роль общего образования является основополагающей, поскольку в процессе информационной подготовки на этапе общего образования закладываются основы компьютерной грамотности и компьютерной компетентности как фундамент информационной культуры личности [2].

Поскольку корни нынешнего состояния проблемы заложены в процессе информатизации, научным базисом которого является информатика, то точку отсчета в изучении информационной безопасности нужно искать в сфере обучения информатике и информационным технологиям.

В соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям [3], закладывающего основы информационной подготовки для всех остальных этапов образования, изучение информатики и информационных технологий на первой ступени должно быть направлено на освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами информационных и коммуникационных технологий; воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; выработку навыков применения средств информационных и коммуникационных технологий в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Как справедливо отмечает А.Г. Степанов [4], вопросы информационной безопасности относятся и к теоретической, и прикладной информатике. В первом случае речь идет о теоретических основах информационной безопасности, базирующихся на понятиях информационная опасность, информационная безопасность (государства, общества и граждан), информационная угроза, информационная война, информационный криминал, информационный терроризм. Систематическое обобщение этих понятий приводит к разработке концепции информационного пространства современно-

© Кошелева С.Б., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №°4

83

го человека, включающего в себя информационные ресурсы, организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие информационного пространства, средства информационного взаимодействия субъектов и их доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий [7]. Кроме того, рассматриваются практические вопросы обеспечения информационной безопасности, представляющие собой целый комплекс возможных действий. К их числу относятся организационные мероприятия, технические средства, программное обеспечение, средства психологической защиты.

Анализ требований по уровню подготовки выпускников средней школы, выполненный А.Г. Степановым [4], показывает, что в целом, кроме вопросов антивирусной защиты компьютеров и вопросов этических и правовых норм в отношении информации, средняя школа не дает достаточной начальной подготовки по вопросам информационной безопасности.

Поэтому подготовка в области информационной безопасности и защиты информации на этапе общего образования, нуждается в существенном совершенствовании и развитии, а профессиональные знания в этой области обязательно должны быть дополнены в ссузах и вузах.

Специфика непрерывной информационной подготовки обучающихся в системе «школа - вуз» состоит в том, что, она должна служить дополнительным ресурсом при воздействии на личность обучающегося с целью его профессионального самоопределения, информационной подготовленности, компьютерной грамотности и подготовки к обучению в вузе. Непрерывная информационная подготовка обучающихся в системе «школа - вуз» - это реальность, обеспечивающая взаимодействие и взаимосвязи системы довузовской - вузовской непрерывной информационной подготовки обучающихся на основе принципов: многоуровневости и ступенчатости; преемственности и дифференциро-ванности; дополнительности и вариативности.

Анализ направленности и содержания информационной подготовки обучающихся в системе «школа-вуз» и опыт преподавания информатики в общеобразовательной школе позволяет выделить выделить противоречия между:

- современными требованиями к профессиональной подготовке обучающихся - с одной стороны, и отсутствием подходов к целенаправленному процессу информационной подготовки, в частности обучения основам информационной безопасности обучающихся - с другой;

- всё более значимой ролью информационного противоборства в профессиональной деятельности в условиях современных рыночных отношений и конкурентной среды, и недостаточным уровнем реальной компетентности в области информационной безопасности будущих специалистов;

- несоответствием значимости вопросов информационной безопасности и уровнем педагогического обеспечения их изучения в рамках информационного образования и информационной подготовки, отсутствием соответствующей современным требованиям методической системы обучения информационной безопасности обучающихся, осуществляющих подготовку основной массы специалистов, не относящихся к группам специалистов в области информационной безопасности и информационных и коммуникационных технологий.

Проводимое нами исследование направлено на разрешение данных противоречий созданием педагогических условий информационной безопасности обучающихся в системе «школа-вуз» в контексте компетентностного подхода.

Для решения педагогических проблем, связанных с непрерывностью в обучении основам информационной безопасности и защиты информации как инвариантной составляющей информационной подготовки требуется компетентностный подход, реализующий методологические, организационные, содержательные, дидактические и технологические аспекты.

О.Е. Лебедев [1] приводит следующее сравнение традиционного и компетентностного подходов в образовании. При традиционном подходе под образовательными целями понимаются личностные новообразования, которые формируются у обучающегося. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл обучающийся, тем лучше, тем выше уровень его образованности и образовательные цели формулируются в терминах, описывающих действия преподавателя (раскрыть, объяснить, рассказать и т.п).

Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетен-тностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Ком-петентностный подход акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала. В первом случае цели образования моделируют результат, который можно описать, ответив на вопрос: что нового узнает обучающийся в школе, в вузе? Во втором случае предполагается ответ на вопрос, чему научится обучающийся за годы обучения в «школе-вузе».

Компетентностный подход к определению целей образования в системе «школа-вуз» даёт возможность согласовать ожидания преподавателей и обучаемых. Определение целей школьного и вузовского образования с позиций компетентностно-го подхода означает описание возможностей, кото-

84

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

рые могут приобрести обучающиеся в результате образовательной деятельности.

Компетентностный подход к определению целей школьного и вузовского образования соответствует и объективным потребностям обучающихся. Вместе с тем он соответствует и направлениям творческих поисков преподавателей (по крайней мере, в последней трети XX века). Эти поиски были связаны с реализацией идей проблемного обучения, педагогики сотрудничества, личностно ориентированного образования. Все эти идеи отражают попытки решить проблему мотивации учебной деятельности обучающихся, создать модель «учения с увлечением». Компетентностный подход позволяет избежать конфликтов между обучающимися и педагогами, неизбежные при обучении с принуждением.

С позиций компетентностного подхода определение целей предмета должно предшествовать отбору его содержания: сначала надо выяснить, для чего нужен данный учебный предмет, а затем уже отбирать содержание, освоение которого позволит получить желаемые результаты. При этом необходимо учитывать, что какие-то результаты могут быть получены лишь при взаимодействии учебного предмета с другими составляющими образовательного процесса, а каких-то результатов можно достичь только в рамках предмета и их невозможно (или трудно) получить за счёт изучения других предметов.

В этой логике квалификация как результат профессиональной подготовки подразумевает наличие у выпускника определенных профессиональных умений и навыков. С другой стороны, работодателям нужна не квалификация, которая, по их представлению, связана с дроблением производственных функций на ряд задач и видов деятельности, а компетентность как соединение навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация с социальным поведением, способностью работать в группе, инициативностью, умением принимать решения и отвечать за их последствия.

В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов совре-

менного образования применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних студентов.

Компетенции и результаты образования рассматриваются как главные целевые установки в реализации ФГОС ВПО, как интегрирующие начала «модели» выпускника. Сама «компетентнос-тная модель выпускника», с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образования.

В процессе освоения дисциплины «Информационная безопасность» обучающийся приобретает (развивает) следующие компетенции:

1. Способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, владеть культурой мышления (ОК-8);

2. Способность к саморазвитию, самореализации, приобретению новых знаний, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-11);

3. Способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, определять пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-12);

4. Способность формировать комплекс мер по информационной безопасности с учетом его правовой обоснованности, административно-управленческой и технической реализуемости и экономической целесообразности (ПК-4);

5. Способность организовывать и поддерживать выполнение комплекса мер по информационной безопасности, управлять процессом их реализации с учетом решаемых задач и организационной структуры объекта защиты, внешних воздействий, вероятных угроз и уровня развития технологий защиты информации (ПК-5) [5].

Необходимо заметить, что формулирование тех или иных компетенций высшего профессионального образования должно быть логически связано с ключевыми компетенциями предыдущей ступени образования.

По классификации А.В. Хуторского, главной целью изучения информатики, в частности информационной безопасности, является формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся [6]. Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделиро-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N«4

85

вать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.

Таким образом, компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно студента, с его индивидуальными целями и задачами. Данный подход позволяет направить педагогическую деятельность на вовлечение студента в активную, осознанную деятельность, на развитие информационных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций и развитие личностного потенциала студента, формирование самооценки, самоконтроля студентов и рефлексии педагога, которая позволяет добиваться лучших результатов в образовательном процессе.

Библиографический список

1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. -№ 5. - С. 31.

2. Поляков В.П. Система обучения основам ин-

формационной безопасности студентов экономических вузов // Вестн. финансовой академии. - 2006. -№ 3 (39). - С. 125-136.

3. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ // Информатика и образование. - 2004. - № 4. - С. 7-10.

4. Степанов А.Г. Вопросы информационной безопасности в непрерывной системе обучения информатике // Безопасность информационных технологий. - 2005. - № 1. - С. 62-66.

5. ФГОС ВПО по направлению подготовки 090900 «Информационная безопасность» (квалификация (степень) «бакалавр»). 28 октября 2009 г. № 496.

6. Хуторской А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.

7. Юсупов Р.М., Заполотский В.П. Научно-методологические основы информатизации. - СПб.: Наука, 2000. - 455 с.

УДК 78

Рябова Наталия Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

Титова Татьяна Михайловна

Костромской областной музыкальный колледж

Ш [email protected]

ВЗАИМОВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ И ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ АКТУАЛИЗИРУЮЩЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА

В статье говорится о взаимовлиянии музыки и иностранного языка как обретении жизненного опыта в контексте межличностной актуализации между преподавателем и студентом с целью формирования и расширения жизненной перспективы. Авторы подчеркивают роль интерпретации в совершенствовании компетентности как в музыке, так и в иностранном языке и из собственной практики описывают несколько примеров их взаимовлияния. Педагогическая модель актуализирующего взаимодействия преподавателя и студентов способствует более полному раскрытию личностных потенциалов.

Ключевые слова: музыка и иностранный язык; интерпретация; межличностная актуализация; педагогическая модель; актуализирующее взаимодействие преподавателя и студентов; формирование компетентности.

Музыковеды пишут о современной музыке: «100 музык нашего времени»,

. что подразумевает многообразие и увеличение исполнительской свободы. Для современной музыкальной практики характерно появление принципиально новых композиторских техник и нотаций, расширение спектра исполнительских приемов. Коммуникация между современными композиторами, большинством исполнителей и слушателями затруднена, потому что их художественные интересы и музыкальный опыт далеки друг от друга, зачастую они пребывают в разных художественных мирах. Перед педагогами-музыкантами остро стоит проблема: как подготовить музыканта-интер-претатора с определенным мышлением, приспособленного к требованиям новейшего репертуара? Необходимо выделить новые условия для воспитания

вкуса начинающих музыкантов на фоне увеличения роли исполнительской свободы, найти оптимальный способ формирования адекватных интер-претаторских концепций и обучить новым техническим решениям для убедительной трактовки при растущем количестве и качественном разнообразии музыкальных параметров. Существенные возможности для этого заложены в актуализирующем взаимодействии преподавателя и студентов как оптимальном способе достижения педагогических целей, разработанного Н.М. Рябовой на материале обучения иностранным зыкам, но, вероятно, также эффективного в обучении будущих музыкантов и в подготовке к совместной творческой деятельности в музыкальных коллективах.

Учёные из Ливерпульского университета, исследовавшие зону мозга, пришли к выводу, что мозг

86

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Рябова Н.М., Титова Т.М., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.