педагогические науки
Рукавишникова Валентина Николаевна, Рыбакова Галина Викторовна МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ...
УДК 372.862
МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
© 2018
Рукавишникова Валентина Николаевна, старший преподаватель кафедры «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности» Рыбакова Галина Викторовна, доцент, преподаватель кафедры «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22, e-mail: [email protected])
Аннотация. В современном образовании самостоятельная работа обучающихся является фундаментальной основой, на которой должна базироваться модель обучения. Однако низкая базовая подготовка абитуриентов технических вузов и отсутствие у них познавательной самостоятельности не позволяют должным образом организовать самостоятельную работу бакалавров первых курсов. В традиционной модели обучения не достаточное внимание оказывается самостоятельной работе, а также недостаточно дифференцирован подход к обучающимся. Однако традиционная модель обучения имеет ряд преимуществ, из-за которых полный отказ от нее является неуместным. На данный момент общество достигло высокого уровня информатизации, современную модель образования невозможно представить без применения информационно-коммуникационных технологий. Телекоммуникационные технологии позволяют увеличить доступ обучающихся к различным информационным источникам, в том числе становится доступным дистанционное образование в открытых обучающих средах. Однако полностью дистанционное образование лишено возможности контроля самостоятельности выполнения заданий, а также нельзя представить проведения многих практических и лабораторных занятий в данной форме. Поэтому для технических специальностей полностью дистанционное образование является неприемлемым. Ввиду вышеизложенного, оптимальным может считаться сочетание традиционной модели очного образования с внедрением в нее технологий дистанционного обучения в системе открытого образования. Это позволит индивидуализировать подход к обучающимся, увеличить долю самостоятельной работы и повысить потенциал познавательной самостоятельности бакалавров. В статье разработана модель обучения, которая может быть реализована в технических вузах. Модель сочетает традиционное очное обучение с использованием системы открытого образования и позволяет реализовать дифференцированный метод обучения.
Ключевые слова: самостоятельная работа, электронные образовательные ресурсы, информационная образовательная среда, модель обучения, онлайн образование, дистанционное обучение, информационно-коммуникационные технологии.
MODEL OF OPTIMIZING THE TRAINING PROCESS WITH THE USE OF ELECTRONIC
EDUCATIONAL RESOURCES
© 2018
Rukavishnikova Valentina Nikolaevna, lecturer of the department "Occupational Safety and Life Safety" Rybakova Galina Viktorovna, associate professor, lecturer of the department "Labor protection and life safety" Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics (606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya street, 22, e-mail: [email protected])
Abstract. In modern education, the independent work of learners is the fundamental basis on which the learning model should be based. However, low basic training of university entrants and lack of cognitive independence do not allow proper organization of independent work of bachelors of the first courses. In the traditional learning model, not enough attention is given to independent work, and the approach to students is not sufficiently differentiated. However, the traditional model of training has a number of advantages, because of which a complete rejection of it is inappropriate. At the moment the society has reached a high level of informatization, the modern model of education can not be imagined without the use of information and communication technologies. Telecommunication technologies allow increasing the access of students to various information sources, including distance education in open learning environments. However, a completely remote education is deprived of the ability to control the independence of the tasks, and it is impossible to imagine conducting many practical and laboratory studies in this form. Therefore, for technical specialties, completely distance education is unacceptable. In view of the foregoing, the combination of the traditional model of full-time education with the introduction of distance learning technologies in the system of open education can be considered optimal. This will allow to individualize the approach to the students, increase the share of independent work and increase the potential of cognitive independence of bachelors. The article describes the model of training that can be implemented in technical universities. The model combines traditional fulltime education with the use of the open education system and allows the implementation of a differentiated teaching method.
Keywords: independent work, electronic educational resources, information educational environment, model of education, online education, distance learning, information and communication technologies.
В настоящее время, многие преподаватели ВУЗов технической направленности отмечают низкую подготовку абитуриентов по естественно-научным дисциплинам, а также отсутствие познавательной самостоятельности. Студентам первого курса приходится преодолевать барьер школа-вуз, т.к. модели обучения в школе и вузах радикально отличаются друг от друга. Двухчасовые аудиторные занятия, новые формы их проведения, большой объем самостоятельной работы являются непривычными для бывших школьников. Возникающие сложности часто являются причиной снижения мотивации к обучению и самостоятельному поиску информации. Эти факторы не позволяют достичь успехов в освоении из-
учаемых дисциплин и качественном формировании компетенций. Одним из наиболее удобных способов решения данной проблемы является применение модели обучения с использованием электронных образовательных ресурсов (далее - ЭОР). По определению, приведенному в ГОСТ 52653-2006, электронный образовательный ресурс - это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Широкое применение получили такие ЭОР, как МООС, Moodle, М^егт^.
В рамках современной парадигмы образования ключевым фактором является высокая доля самостоятель-
Rukavishnikova Valentina Nikolaevna, Rybakova Galina Viktorovna MODEL OF OPTIMIZING THE TRAINING PROCESS ...
pedagogical sciences
ной работы бакалавров [1]. Самостоятельная работа разными авторами трактуется несколько различно [2-8]. Так в работах Е.В. Захаровой понятие самостоятельной работы определяется как система, формирующая разностороннее развитие личности и нацеленная на достижение познавательных целей [9]. Е.В. Лисичко трактует понятие самостоятельной работы как вида деятельности, формирующего способность ориентироваться в новой ситуации, умение мыслить самостоятельно [10]. Наиболее полная же формулировка определения самостоятельной работы, по нашему мнению, дается в работе Е.С. Пескова, который считает, что в понятие самостоятельной работы входят следующие аспекты [11]:
- изменение пассивного репродуктивного вида деятельности на продуктивный самостоятельный;
- стремление к получению новых знаний, как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторное время обучения;
- деятельность, формирующая навык самостоятельного поиска необходимой информации (в том числе посредством информационно-коммуникационных технологий), выделения основных данных, необходимых для решения поставленной задачи, способность самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой информации, делать выводы;
- деятельность, организованную с целью формирования когнитивной и креативной компетенций.
Все вышесказанное говорит о необходимости повышения доступности информационных ресурсов для обучающихся и разработки новых моделей обучения, нацеленных на увеличение самостоятельной активности бакалавров. Кроме того, это должно привести к изменению роли преподавателя в системе обучения.
Самостоятельную работу можно рассматривать как основу подготовки выпускника, соответствующего требованиям работодателей.
Упор на самостоятельность позволяет развивать такие черты обучающегося, как потребность в приобретении актуальных знаний и умений, в личностной самореализации, повышает мотивированность обучающихся [12]. Все это говорит о необходимости организации самостоятельной работы студентов, начиная с первого курса.
Наиболее успешно развивает навыки самостоятельной работы решение ситуационных задач. Чтобы решать задачи студент самостоятельно пройти этапы от изучения ситуации и поиска информации, до выбора методов решения и формулировки выводов [13].
В традиционной модели обучающийся рассматривается как объект, на который направлена деятельность преподавателя. Как результат принимается уровень об-ученности. Целью преподавателя при этом является передача основных знаний, умений и навыков студенту и формирование личности с заданным набором свойств, обучающийся же впоследствии должен перейти к самостоятельному приобретению знаний более высокого уровня. Здесь выявляется один из недостатков, выражающийся в сложности перехода обучающегося к самостоятельному получению информации, т.к. традиционная модель не направлена на воспитание мотивации к самообразованию [14]. Традиционная модель обучения включает в себя разнообразные формы проведения занятий и методы обучения, в том числе и перспективные, такие как активный метод обучения, интерактивный и другие.
Изучение модели традиционного обучения позволяет выделить ее достоинства: последовательность, системность, применение активного и интерактивного методов, доступность изложения материала. Традиционная схема обучения проверена веками и позволила подготовить величайших специалистов. Поэтому то, что можно отнести к достоинствам, следует сохранить.
Однако в традиционной системе обучения следует выделить ряд недостатков: отсутствие личностной ори-
ентированности подхода и индивидуализации обучения, а также сложность оперативного осуществления обратной связи со всеми обучающимися.
Современные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее -ФГОС ВО), разработанные на основе компетентностно-го подхода, представляют собой комплекс требований к профессиональной и личностной подготовке выпускников вуза. Реализация компетентностного подхода в системе вузовского образования осуществляется посредством перехода от традиционной знаниево-ориентиро-ванной модели построения учебного процесса к модели, позволяющей обеспечить формирование у студентов требуемых компетенций [15].
Вместе с тем, до сих пор ученые не пришли к однозначному пониманию терминов «компетенция» и «компетентность». Эти понятия могут приравниваться друг к другу, либо различаются [16]. В.И. Блинов, М.В. Артамонова определяют компетенции как «готовность личности к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для решения задач профессиональной и внепро-фессиональной деятельности» [17]. «Компетентность» в основном используется для описания результата обучения; «компетенция» же чаще используется в значении «знаю, как» что отличается от существовавшего до этого в педагогике «знаю, что» [18]. С точки зрения В.А. Метаевой компетентность и компетенция взаимосвязаны: компетентный человек должен обладать компетенцией [19]. Определение компетентности с точки зрения Н.Н. Нечаева и Г.И. Резницкой представляет собой глубокое знание дела, сущности деятельности, взаимосвязей процессов и явлений, а также средств и способов достижения поставленных целей [20].
Современное образование невозможно представить без применения компьютерных телекоммуникационных технологий и современных средств автоматизации. Информационно-коммуникационные технологии (информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации) в образовании широко применяются как в России (А.Г. Абросимова [21], П.Н. Воробкалова [22] и др.), так и за рубежом (J. Bleymehl [23], V. Bruckner [24] и др.).
Обучение в среде открытого образования направлено на индивидуализацию образования и повышение самостоятельной активности обучающихся. Во многих вузах созданы электронные образовательные среды (системы открытого образования), доступ к которым осуществляется посредством интернет сетей [25].
Онлайн образование имеет ряд преимуществ над традиционной моделью обучения [26-29]. Это, в первую очередь, возможность дистанционного освоения дисциплины или модуля, т. к. не требуется непосредственного контакта преподавателя со студентом, что особенно важно для обучающихся с ограниченными возможностями, связанными со здоровьем. Однако при этом следует отметить, что контакт между преподавателем и студентом может осуществляться в любое время, без привязки к аудиторной нагрузке, что также говорит об индивидуализации обучения. Кроме того, к преимуществам обучения в электронной образовательной среде можно отнести возможности использования разнообразных мультимедийных материалов, что способствует повышению эффективности обучения.
Онлайн обучение дает возможность осуществления быстрой обратной связи, наглядность быстрого предоставления материала, возможность многократного консультирования.
Однако нельзя не отметить недостатки онлайн образования. К ним относятся отсутствие традиционных форм обучения, невозможность проверки самостоятельности выполнения студентом заданий. Отсутствие непосредственного контакта студента с преподавателем и другими студентами ограничивает возможность разви-
234
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Рукавишникова Валентина Николаевна, Рыбакова Галина Викторовна МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ...
тия социальных навыков и ряда общекультурных компетенций выпускника. Также для обучения в среде открытого образование требует высокую техническую оснащенность и доступ к источнику получения материалов. Посредством телекоммуникационных технологий невозможно многие практические и лабораторные работы. Поэтому для технических специальностей полностью дистанционное образование является неприемлемым.
Системы открытого образования могут использоваться для дистанционного обучения по некоторым гуманитарным направлениям подготовки, а также являться дополнительными средствами для очной формы обучения в вузах технической направленности.
Таким образом, и традиционные методы, и обучение с использованием только электронных образовательных технологий по отдельности имеют ряд существенных недостатков и не позволяют качественно организовать самостоятельную работу бакалавров в целях повышения эффективности профессиональной подготовки. Все вышесказанное говорит о том, что оптимального результата можно достичь лишь при сочетании различных методов обучения. Традиционные формы обучения и контроля должны широко применяться в часы аудиторной нагрузки, внеаудиторная работа же должна быть организована в электронной образовательной среде вуза.
Для эффективной организации самостоятельной работы обучающихся и с использованием возможностей систем открытого образования и телекоммуникационных технологий необходима разработка педагогического сопровождения [30-32].
Учитывая общедидактический закон преемственности знаний, для эффективного овладения дисциплинами профессионального цикла, студенты должны иметь хорошую базовую подготовку. В настоящее время многие преподаватели естественно-научных дисциплин в технических вузах обращают внимание на низкую подготовку школьников по химии, физике, математике [33]. Для успешного преодоления барьера школа-вуз и дальнейшего усвоения профессиональных модулей необходимо разрабатывать адаптивные курсы базовых дисциплин. Например, по результатам входного контроля студентов первого курса Нижегородского государственного инженерно-экономического университета было получено, что 83,6 % студентов нуждаются в дополнительной подготовке по химии. Это служит доказательством актуальности введения адаптированного курса химии. По своему содержанию адаптивные курсы базовых дисциплин должен занимать промежуточное положение между школьными и вузовскими курсами.
По результатам входного контроля целесообразно разделение потока бакалавров на две группы: изучающую базовый курс дисциплины и адаптированный курс. При этом доступность курсов, как базового, так и адаптированного, должна быть обеспечена для всего потока обучающихся. Оптимальным в этом случае представляется создание курсов в системе открытой электронной образовательной среды.
Входной контроль должен быть направлен не только на определение уровня базовых знаний бакалавров, но и на исследование уровня профессиональной направленности обучающихся и личностных качеств. В этом случае существует возможность осуществления дифференцированного метода обучения, его индивидуализации.
В группах, разделенных по уровню среднего общего образования и имеющих высокий уровень профессиональной направленности, необходимо широко применять информационно-коммуникационные технологии обучения, ориентированные на большую самостоятельность. В то время как в группах с низким уровнем среднего образования либо имеющих низкий уровень профессиональной направленности, перспективным является применение адаптированных курсов базовых дисциплин.
На основе вышеизложенного с учетом выполненных
исследований построена модель, представлена на рисунке 1, где перечислены функциональные блоки, указаны факторы, влияющие на эффективность подготовки бакалавров.
Рисунок 1 - Модель оптимизации процесса обучения с использованием электронных образовательных ресурсов
Выводы:
Следуя современной парадигме образования необходимо разрабатывать новые модели построения учебного процесса, развивающие познавательную самостоятельность обучающихся, соблюдая требования, предъявляемые работодателями к выпускникам вузов. Для преодоления барьера школа-вуз построена модель оптимизации процесса обучения, внедрение которой в учебный процесс возможно при создании электронных информационно-образовательных сред (далее - ЭИОС) ВУЗов и разработки курсов в данных средах. В частности, в Нижегородском государственном инженерно-экономическом университете в рамках реализации ФГОС высшего образования создана ЭИОС, в которой организованы курсы для каждой дисциплины. Наполнением курса методическими рекомендациями, лекционными материалами, презентациями и иным сопровождением занимается преподаватель дисциплины, а, следовательно, у преподавателя имеется возможность разделения обучающих на подгруппы, изучающие базовый и адаптированный курс. В ЭИОС организована система отправки сообщений, что позволяет вести консультационную работу удаленно и дает возможность студентам задавать дополнительные вопросы, возникающие во время самостоятельной работы. Данная модель оптимизации процесса обучения с использованием электронных образовательных ресурсов способна бороться с частой проблемой низкого уровня подготовленности бакалавров по базовым дисциплинам, с которой сталкиваются преподаватели высших учебных заведений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приоритеты развития профессионального образования в России / Доклад комиссии при президенте РФ по модификации и технологическому развитию экономики России.- Москва, 31 августа 2010 г.- 41 с.
2. Третьякова Е.М. Пути повышения эффективности творческой самостоятельной работы студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 111113.
3. Есаулова И.В., Ягова Е.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении математических дисциплин // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 66-71.
4. Кочнева Е.М., Жарова Д.В. Самостоятельная работа студентов в структуре учебно-профессиональной деятельности // Карельский научный журнал. 2017. Т.
Rukavishnikova Valentina Nikolaevna, Rybakova Galina Viktorovna MODEL OF OPTIMIZING THE TRAINING PROCESS ...
pedagogical sciences
6. № 4 (21). С. 44-48.
5. Рогова Н.Н. Применение массовых открытых онлайн курсов для организации самостоятельной работы студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 390-392.
6. Малявина А.Н. Самостоятельная работа как обязательная составляющая формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций лингвиста-переводчика // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 52-56.
7. Байрашева Р.Р., Коток С.А. Внеурочная деятельность как один их способов организации самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения иностранного языка // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 30-33.
8. Морозова И.М. Методика реализации самостоятельной работы по изучению теоретического модуля «профессиональная педагогика» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 209215.
9. Захарова Е.Н. Онлайн университеты как дополнительный ресурс при обучении английскому языку в вузе // «Организация самостоятельной работы студентов» (6-9 декабря 2013 г.): Материалы II Всероссийской научно-практической интернет-конференции - Саратов, 2013, - С. 41-43.
10. Лисичко Е.В. Формирование готовности студентов технического университета к профессиональной деятельности в процессе изучения физики): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/ Е.В Лисичко.- Томск 2009 - 24с.
11. Песков Е.С. Повышение эффективности профессиональной подготовки бакалавров технических университетов на основе применения электронно-образовательных ресурсов: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Песков, Е. С.
- Томск, 2015. - 193 с.
12. Воловоденко А.С. Формирование компетенции старшеклассников профильной школы в самостоятельной учебной деятельности на основе мультимедиаком-плекса. Автореферат на соискание степени к.пед.н. / А.С. Воловоденко - Екатеринбург, 2010. - 26 с.
13. Склярова Е.А. Создание и практика применения интерактивной обучающей системы по физике: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е.А. Склярова. - Томск, 2003
- 24с.
14. Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.
15. Хорват Д.А. Образовательная среда вуза как фактор формирования общекультурных компетенций студентов: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Д. А. Хорват, Москва, 2015. - 176 с.
16. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 41. с.
17. Блинов В.И., Артамонова М. В. Чего ждут в России от профессионального образования? / Вопросы образования. - 2012. - №1. - С. 291-308
18. Евдокимова Н.В. Становление понятий «компетентность» и «компетенция» в современной педагогической практике / Н.В. Евдокимова // Социс. 2007. - № 5. - С. 45-52.
19. Метаева В.А. Рефлексия как метакомпетентность / В. А. Метаева // Педагогика: научно-теоретический журнал / Ред. В.П. Борисенков, А.Я. Данилюк. 2006. -№3. - с. 57-61. 236
20. Нечаев Н.Н. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста / Н.Н. Нечаев, Г.И. Резницкая // Вестник УРАО. 2002. № 1. - С. 3-21.
21. Абросимов А.Г. Теоретические и практические основы создания информационно-образовательной среды вуза. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2003.
- 204 с.
22. Воробкалов П.Н. Управление качеством электронных обучающих систем: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Вробкалов П.Н.- Москва, 2002. - 200 с.
23. Bleymehl J.A virtual laboratory course as an interactive Internet-based learning program. //2nd Global Congress on Engineering Education. - Melburn, 2000, pp.85-88.
24. Bruckner V. Multimedia-based teaching and education of engineers in optical information technique. //2nd Global Congress on Engineering Education. - Melburn, 2000, pp.179-181
25. Григорян Я.Г. Технология M-LEARNING для организации самостоятельной работы в процессе изучения иностранного языка // «Организация самостоятельной работы студентов» (6-9 декабря 2013 г.): Материалы II Всероссийской научно-практической интернет-конференции. - Саратов, 2013, - С.34-41.
26. Готлиб А.С. Онлайн - образование в оптике преподавателей российской высшей школы // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 230-233.
27. Гущина О.М., Очеповский А.В. Психологические измерения для оценки эффективности онлайн курса в системе E-LEARNING // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 301-304.
28. Воронина М.А. Онлайн ресурсы икт в реализации фгос во по направлению подготовки 44.03.01 педагогическое образование // Самарский научный вестник. 2016. № 1 (14). С. 142-147.
29. Рогова Н.Н. Применение массовых открытых онлайн курсов для организации самостоятельной работы студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 390-392.
30. Зацепина О.В. Самостоятельная работа студента как показатель его профессионального образования // Гарантии качества профессионального образования: сборник докладов Международной научно-практической конференции. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. -С. 182-184.
31. Ососова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков в системе образовательного процесса // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 1. - С. 74-78
32. Мошкина Е.В. Организационно-педагогическое сопровождение процесса подготовки студентов заочной формы в условиях электронного обучения): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е.В Мошкина. - Красноярск, 2014
- 22 с.
33. Ерофеева Г.В. Обучение физике в техническом вузе на основе применения информационных технологий: диссертация на соискание ученой степени д.пед.н / Г.В. Ерофеева.- Томск, 2007. - 338с.
Статья поступила в редакцию 27.03.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)