Научная статья на тему 'Содержание и структура информационной компетентности старшеклассника'

Содержание и структура информационной компетентности старшеклассника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1284
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / competence / informational competence of high school students / the structure of information competence of high school students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брежнев В. В.

В статье рассматривается содержание и структура информационной компетентности старшеклассников. Выделено четыре еѐ компонента: ценностно-мотивационный, когнитивный, операционно-деятельностный, рефлексивно-коммуникативный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT AND STRUCTURE OF INFORMATION COMPETENCE OF HIGH SCHOOL STUDENTS

In the article the author's approach to the construction of the structure of information competence of high school students. It is shown that the structure of information competence is divided into four components: a value-motivational, cognitive, operational and activity-reflexive communication.

Текст научной работы на тему «Содержание и структура информационной компетентности старшеклассника»

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА

© 2010 В. В. Брежнев

аспирант каф. непрерывного профессионального образования e-mail: vasiliy@dobrorodnov. ru

Курский государственный университет

В статье рассматривается содержание и структура информационной компетентности старшеклассников. Выделено четыре её компонента: ценностномотивационный, когнитивный, операционно-деятельностный, рефлексивно -

коммуникативный.

Ключевые слова: компетентность, информационная компетентность

старшеклассников, структура информационной компетентности старшеклассников.

Термин «информационная компетентность» появился в 1992 году в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе», где получил трактовку как владение компьютерной техникой, готовность к ее применению, способность поиска и анализа информации.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. информационная компетентность включена в систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Рассмотрению феномена информационной компетентности специалиста и различных аспектов ее формирования посвящен целый ряд научных работ [Акуленко 2004; Гетманская 2006; Базаева 2005]. Ученые отмечают, что информационная компетентность характеризует не только уровень знаний, умений и навыков, позволяющий оперативно ориентироваться в информационном пространстве, но и опыт поиска, оценки, использования и хранения информации, полученной с помощью средств вычислительной техники, а также готовность решения учебных и практических задач.

Анализ литературы [Акуленко 2004; Базаева 2005; Пахарев 2004; Пьяных 2007; Сергеева 2005; Сенкевич 2005; Таирова 2001; Темербекова 2009; Тришина 2004] показал, что информационная компетентность - это качественная личностная характеристика, которая понимается как новая грамотность, в которую входят умения активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств, а также технические навыки использования компьютеров, оперирование визуальным представлением информационных процессов и моделей.

В научных работах [Акуленко 2004; Базаева 2005; Пахарев 2004; Пьяных 2007; Сергеева 2005; Сенкевич 2005; Таирова 2001; Темербекова 2009; Тришина 2004] определяются два ориентира использования и понимания информационной компетентности. Первый связан с формированием понятия «информационная компетентность» в контексте использования компьютерных технологий. Здесь приоритет отдается технической составляющей, в частности использованию технических средств (компьютера, банка данных, электронных носителей и др.). В этом случае процесс формирования информационной компетентности сводится к простому формированию умения использовать технические средства для сбора, хранения,

обработки и передачи информации [Акуленко 2004, Базаева 2005, Пахарев 2004, Пьяных 2007, Сергеева 2005, Сенкевич 2005, Таирова 2001, Темербекова 2009, Тришина 2004].

Анализ вышеназванных работ показал, что информационная компетентность состоит из совокупности компетенций - базовых качеств человека, которые являются причиной эффективного и наилучшего выполнения работы, определенного на основе некоторых критериев. Мы выделяем следующие основания для определения содержания и структуры компетенций:

- мотивы - то, о чем человек думает или чего хочет постоянно и что вызывает действие; например, желание получить важную информацию для профессиональной деятельности;

- целеполагание - способность ставить цель и организовывать её достижение, умение обосновать свою цель;

- планирование - способность организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

- психофизиологические особенности (свойства) - физические характеристики и соответствующие реакции на педагогическую ситуацию или профессионально важную информацию; например, самоконтроль;

- установки и ценности - личностные характеристики, представления старшеклассника о самом себе; например, вера в то, что он может освоить информационные технологии и эффективно использовать их в учебной работе;

- знания, которыми обладает учащийся о том, что такое информация, каковы ее виды, формы, средства развития, методы и приемы работы с ней;

- умения - способность выполнять определенную задачу; например, поиск информации, ее систематизация и др., умение организовать самообучение посредством дистанционных образовательных технологий;

- навыки - умения, доведенные до автоматизма; например, навыки использования телекоммуникационных технологий по конкретному предмету, с учетом его специфики.

Опираясь на вышеизложенное, информационную компетентность старшеклассника мы рассматриваем как эмоционально-ценностные отношение к информационной деятельности, готовность к творческому выполнению её различных видов на основе освоения системных знаний, умений и навыков, опыта информационной деятельности в целях решения развивающих образовательных задач и подготовки к непрерывному профессиональному образованию.

На основе личностно ориентированного, деятельностного, контекстного, технологического и компетентностного подходов мы выделяем в структуре информационной компетентности старшеклассников четыре компонента: ценностномотивационный, когнитивный, операционно-деятельностный, рефлексивнокоммуникативный (рис 1.).

Названные компоненты связаны с такими группами компетенций, как аксиологические, мотивационные, целеполагающие, познавательные, аналитические, планирования, когнитивные, операционные, технологические, процессуальные, рефлексивные, коммуникативные, креативные (рис. 2). В совокупности они составляют обобщенную качественную характеристику учащегося, его многоуровневое личностное образование, эффективность формирования которого определяется специальным педагогическим воздействием на этот процесс. Кратко охарактеризуем выделенные компоненты с учётом составляющих их групп компетенций.

Рис. 1. Компоненты информационной компетентности старшеклассника

Ценностно-мотивационный компонент - установка и запрос на информацию -включает в себя осознание старшеклассником ценности работы с информацией, мотивацию на поиск значимой информации, понимание значения использования информационных технологий, стремление к самообразованию, целевую установку при работе с информацией, потребность в работе с информацией, сформированность субъектной позиции учащегося, ориентацию в информационной среде, готовность использовать информационные ресурсы в качестве источника знаний.

Ценностно-мотивационный компонент связан с созданием условий, способствующих преодолению внутренних барьеров, перестройке сознания старшеклассника, его психологической готовности работать в информационной среде. Это достигается за счет формирования установки, интереса, сильной мотивации, повышенной активности учащегося в использовании различных видов информации в своей профессиональной деятельности. Потребность обучающегося заниматься самообразованием в процессе информационной деятельности должна приносить удовлетворение, не вызывать больших усилий по организации занятий в активной информационной деятельности. Ценностно-мотивационный компонент способствует вхождению старшеклассника в информационно-образовательное пространство, осознанию ценности информации; характеризует степень мотивационных побуждений учащегося; выделяет ценностно-смысловые аспекты информационной деятельности старшеклассника.

Мотив - интегральный, целостный способ организации активности человека. Мотивация как стержень личности должна являться не суммой отдельных мотивов, а направляющей и организующей целостной системой. Данный компонент способствует развитию социального успеха, он фиксирует интерес старшеклассника и его мотивацию на овладение информационной деятельностью, её использование при решении образовательных задач, а также установку на развитие своей информационной компетентности.

Рис. 2. Структура информационной компетентности старшеклассников

Когнитивный компонент - знания об информации - включает в себя знание различных источников информации, форм и методов работы с информацией, знание поисковых информационных систем, умение представлять (презентовать) информацию.

Операционно-деятельностный компонент - работа с информацией - включает в себя сбор и обработку образовательной информации, разработку творческих проектов, владение методами анализа, синтеза и обобщения информации, умения технологизировать работу с информацией, выбирать оптимальное решение.

Когнитивный и операционно-деятельностный компоненты задают формирование субъектной позиции в образовательной практике, осознание собственной роли в педагогической системе, освоение способов управления информационной деятельностью для достижения поставленных целей; овладение комплексом знаний об информационных процессах в природе и обществе, позволяющих создать внутреннюю информационную картину мира и определить свое место в этом мире; формирование способности управлять образовательной деятельностью, использовать универсальные средства получения, преобразования и использования информации, овладение способами действий, приемами поиска, преобразования и использования информации различного характера; рассмотрение фактов и примеров собственной деятельности в совокупности её элементов. Операционно-деятельностный компонент способствует формированию и развитию у старшеклассника разнообразных способов информационной деятельности, необходимых для самореализации в профессиональной деятельности.

Рефлексивно-коммуникативный компонент - творческое применение информации - включает в себя умение проводить самоконтроль, удовлетворенность информационной деятельностью, рефлексию результатов процесса работы с информацией, взаимодействие при передаче информации, коммуникацию и совместную деятельность, способность к соорганизации, коррекцию профессиональной информации, осознание и критический анализ информационной деятельности, создание собственных творческих проектов. Рефлексивнокоммуникативный компонент способствует развитию творчества учащегося, саморазвитию, освоению способов общения с партнерами по учебной деятельности, формированию умений работать автономно и в коллективе, реализации системы связей: межличностного взаимодействия субъектов, связей с учебным предметом и компьютерной средой.

Опираясь на теорию коммуникации, в рамках исследования мы рассматриваем коммуникацию как необходимость делового взаимодействия, которое представляет собой совместную деятельность на основе самоанализа. Рефлексивнокоммуникативная составляющая проявляется в личностных качествах субъекта, в рефлексии на социальный заказ быть информационно компетентной личностью, способной к информационному общению и диалогу, в осознании собственного уровня саморегуляции личности, а также в самоуправлении поведением личности старшеклассника, его самосознании и самореализации. Рефлексивнокоммуникативный компонент отражает умение учащегося работать в группе, решая учебные задачи, умение слышать и понимать друг друга, спрашивать, договариваться, распределять работу в группе, предъявлять результаты работы в группе, умение выражать собственные мысли, позиции, суждения, впечатления и переживания (в устной и письменной форме), умение работать с разными текстами как пространством общения (учебным, справочным, научно-познавательным), то есть задавать вопросы к тексту (или его автору), понимать информацию, воспроизводить ее, а также создавать на его основе собственные обобщения.

Выделяя рефлексивно-коммуникативный компонент, мы опираемся на то, что формирование рефлексивных умений имеет большое значение для развития обучающихся, так как, во-первых, рефлексия приводит к целостному представлению, знанию о целях, содержании, формах, способах и средствах своей деятельности; во-

вторых, позволяет критически отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем; в-третьих, делает человека субъектом своей активности.

Таким образом, рассмотрение содержания и структуры информационной компетентности служит определению ведущих задач и содержания процесса ее формирования, который должен характеризоваться направленностью на создание условий для самореализации обучающихся, их саморазвития, для становления самобытной личности, готовой к решению жизненно важных проблем.

Библиографический список

Акуленко В. Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации // Применение новых технологий в образовании: материалы междунар. конф. 29-30 июня 2004 г. Троицк: Тровант, 2004. С. 344-346.

Базаева А. П. Формирование информационно-профессиональной компетентности будущего учителя средствами информационных технологий библиотеки: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2005. 192 с.

Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и метод. вопросы): метод. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.

Гетманская И. А. Педагогические условия развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников (на примере профессионального лицея): автореф дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2006. 26 с.

Зеер Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. №4. С. 23-30.

Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад

А. В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. [Электронный ресурс]. Ц^: Центр

«Эйдос»,www.eidos.m/news^ompet.htm (дата обращения: 11.08.2010).

Пахарев В. МРазвитие коммуникативной компетентности субъектов профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 24 с.

Пьяных Е. Г. Развитие информационно-коммуникационной компетентности управленческих кадров системы образования в процессе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2007. 24 с.

Сергеева Л. В. Формирование информационно-технологической компетентности учащихся гимназии: дис. . канд. пед. наук. Самара, 2005. 191 с.

Сенкевич Л Б. Формирование информационной компетентности будущего учителя математики средствами информационных и коммуникационных технологий: дис. ... канд. пед. наук. Тобольск, 2005.

Таирова Н. Ю. Развитие информационно-исследовательской компетентности преподавателя педагогического университета: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калинград, 2001. 19 с.

Темербекова А. А. формирование информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. ... док. пед. наук. Москва, 2009. 51 с.

Тришина С. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. Ц^: http://www.eidos.ru/joumal/2004/ 0622-09.htm (дата обращения: 14.04.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.