Научная статья на тему 'Концептуальная модель формирования информационной компетентности учителя'

Концептуальная модель формирования информационной компетентности учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / TECHNOLOGY / INFORMATIONAL COMPETENCE / CONCEPTUAL MODEL / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темербекова А. А.

В работе предлагается концептуальная модель формирования информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования, принципы и положения, блоки и технология реализации ее в образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTUAL MODEL OF DEVELOPING TEACHERS' INFORMATIONAL COMPETENCE

The article presents the conceptual model of developing teachers' informational competence in the regional system of specialist's further development, principles and regulations, stages and technology of its realization in the educational practice

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель формирования информационной компетентности учителя»

Раздел 4 ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

Ведущие эксперты раздела:

АНАТОЛИИ АНДРЕЕВИЧ ШАПОВАЛОВ — доктор педагогических наук, профессор Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА — доктор психологических наук, профессор Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

НАДЕЖДА ИВАНОВНА КУДЕРМЕКОВА — кандидат педагогических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА ЛУКЬЯНЕНКО — кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)

УДК 374.02

А А. Темербекова, доц. ГАГУ, г. Горно-Алтайск

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

В работе предлагается концептуальная модель формирования информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования, принципы и положения, блоки и технология реализации ее в образовательной практике.

Ключевые слова: технология, информационная компетентность, концептуальная модель, профессиональные компетенции.

Актуальность исследования процесса формирования информационной компетентности учителя вызвана повышением требований к качеству современного образования. Это становится насущной проблемой и условием развития системы дополнительного профессионального образования, необходимой составляющей которой является исследование состояния проблемы формирования информационной компетентности учителя в теории современной отечественной и зарубежной педагогической науки и образовательной практике и определение характера влияния на формирование информационной компетентности учителя основных тенденций современной социокультурной и образовательной ситуации в мире.

Информационной компетентности специалиста и различным аспектам ее формирования посвящено в последнее время достаточно большое количество научных исследований: Ас-керко, 2007; Витковская, 2004; Витт, 2008; Войлова, 2004; Го-лубин, 2005; Гоферберг, 2006; Гудкова, 2007; Евладова, 2006; Завьялов, 2005; Зайцева, 2002; Колмакова, 2005; Кулантаева, 2004; В.В. Кюршунова, 2006; Лукина,2005; Морковина, 2005; Порхачев, 2006; Плеханова, 2006; Пшукова, 2003; Сенкевич, 2005; Утенин, 2006 и др. Исходя из анализа работ [1-6], под информационной компетентностью учителя мы понимаем интегральное многоуровневое профессионально значимое личностное образование, которое проявляется в способности оперирования различного рода информацией и продуктивном использовании ее в педагогической деятельности. Структура информационной компетентности учителя задается ее компонентами (ценностно-мотивационный, профессионально-деятельностный, рефлексивно-коммуникативный).

В процессе теоретического исследования на основе всестороннего анализа философской, психолого-педагогической,

культурологической и методической литературы, работ современных авторов, психолого-педагогических исследований, результатов собственного опыта выявлено, что формирование информационной компетентности учителя осуществляется с учетом результатов современных педагогических исследований развития системы образования и представляет собой адекватную реакцию на смену внешних по отношению к образованию изменений в обществе.

На процесс формирования информационной компетентности учителя влияют социокультурные процессы современности; глобализация современного образования; общемировые и европейские тенденции развития профессионального образования; модернизация отечественного образования; усиление тенденций информатизации общества и др. В результате исследования состояния проблем реформирования российского образования определен характер влияния основных тенденций современной социокультурной и образовательной ситуации на систему регионального образования. Изучение социально-экономических (многонациональность, демографические процессы и др.), этнокультурных (этнос, поликультурность и др.) и организационно-педагогических особенностей системы образования региона также выступают в качестве предпосылок формирования этого качества специалиста.

Вхождение России в мировое образовательное пространство, смена образовательных парадигм, изменили позиции дополнительного профессионального образования, рассматриваемого нами в качестве ресурса развития отечественной образовательной системы в целом и региональной системы образования в частности.

В процессе исследования обоснована совокупность положений, составляющих теоретико-методологические основы

формирования информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования с позиции комплекса методологических подходов (аксиологического, системного, компетентностного, сре-дового, личностно-деятельностного, синергетического), выступающих в качестве аксиоматической базы для формирования этого профессионально значимого качества учителя в контексте современных идей образования, соответствующих социальному заказу общества и потребностям педагогической практики. Рассмотренная в исследовании теоретико-методологическая база к содержанию понятия «информационная компетентность учителя» позволили, с одной стороны, считать ее важным интегральным понятием общепсихологической теории деятельности, а с другой стороны, рассматривать информационную компетентность как важное профессионально значимое качество личности учителя, способное формироваться и развиваться в определенных организационнопедагогических условиях.

Ценностные подходы, принципы, идеи, воззрения, смыслы, ориентиры, личностные качества субъектов образовательного процесса, сформулированные в концепциях общественных и зарубежных философов, психологов, педагогов, творчески осмысленные, были избраны за основу создания концептуальной модели формирования информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования.

Под формированием информационной компетентности учителя мы понимаем процесс управления ее формированием; специально организованный и целенаправленный процесс диагностики, проектирования, практической реализации и мониторинга формирования информационной компетентности как приоритетного направления профессионального роста учителя; актуализированных ресурсов в информационной мотивации, информационной деятельности и информационной коммуникации учителя; понимания информационной компетентности учителя как интегративного системообразующего компонента профессиональной компетентности учителя.

Проектирование модели формирования информационной компетентности учителя подчинялось следующей логике: 1) определение границ модели и формулировка цели проектирования; 2) формулировка цели модели; 3) обоснование принципов проектирования модели; 4) обоснование компонентов модели и разработка их содержания; 5) выделение условий эффективного функционирования модели; 6) определение основного результата, который должен быть достигнут при реализации данной модели, обоснование технологии и инструментария его диагностики; 7) экспериментальная апробация модели в рамках выделенных условий.

Опираясь на эту логику, мы выстраиваем концептуальную модель формирования информационной компетентности учителя, которая позволяет нам в образовательном пространстве выделить взаимосвязанные блоки, компоненты и уровни сфор-мированности информационной компетентности педагогов, определить вариативные возможности выстроенной модели.

1. Определение границ модели и формулировка цели проектирования. При разработке концептуальной модели формирования информационной компетентности учителя мы исходили из того, что научная модель представляет собой абстрагированное выражение сущности исследуемого явления. В исследовании степень подобия модели реальной действительности была соотнесена с целью исследования, в результате чего был определен тип проектируемой модели. Понятие «концептуальной модели» пришло в педагогику из инженерной психологии. Оно обозначает систему представлений че-

ловека о целях его деятельности, состоянии предмета управления и способах воздействий. Концептуальная модель - это каркас, методологическая, дидактическая и методическая основа проектирования и конструирования процесса формирования информационной компетентности учителя. Модели системы на практике - это конкретный план действий по реализации модели в определенных условиях и в установленные (определенные) сроки.

Учитывая, что информационная компетентность педагога не формируется сама по себе, а требует специально организованной деятельности, нами выдвинута системообразующая цель проектирования модели данного процесса, в качестве которой в работе определен процесс формирования информационной деятельности учителя, определяющая направленность всех элементов модели (цели, задач, содержания, форм, методов, средств, критериев, уровней) на достижение интегрального результата обучения, основным критерием оценки которого является уровень сформированности информационной компетентности учителя.

Опираясь на функции моделирования, выделим из множества функций дескриптивную, прогностическую и нормативную функции. Дескриптивная функция заключается в том, что за счет абстрагирования модели позволяют достаточно просто объяснить наблюдаемые на практике явления и процессы. Прогностическая функция моделирования отражает его возможность предсказывать будущие свойства и состояния моделируемых систем. Нормативная функция моделирования заключается в том, что если, помимо состояния системы, заданы критерии оценки ее состояния, то за счет использования оптимизации возможно не только описать существующую систему, но и построить ее нормативный образ.

Формулировка цели модели. На основании анализа социального заказа общества, личности, государства, автором определена цель модели - сформировать информационную компетентность учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования. Разработанную концептуальную модель процесса формирования информационной компетентности учителя мы рассматриваем как подсистему, встроенную в контекст региональной системы дополнительного профессионального образования.

Обоснование принципов проектирования модели. Необходимость разработки концептуальной модели формирования информационной компетентности учителя диктуется рядом обстоятельств:

- во-первых, такая модель позволяет объективно представить исследуемый процесс как систему, обосновать и раскрыть его внутреннюю структуру, отражающую единство его элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимозависимости друг от друга;

- во-вторых, построение концептуальной модели дает возможность систематизировать информацию относительно процесса формирования информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования.

В этой связи определяются концептуальные основания: ориентация на требования теоретико-методологических подходов; реализация в процессе образовательной деятельности основных дидактических принципов проектирования модели формирования информационной компетентности учителя.

Итак, теоретико-методологической базой для построения концептуальной модели выступили аксиологический, системный, средовый, компетентностный, личностно-деятельностный и синергетический подходы, и принципы (от лат. ргтаршт - начало, основа), традиционно понимающиеся как

наиболее общие руководящие положения, в которых выражены требования к содержанию и организации образовательного процесса для обеспечения целостности и эффективной реализации концептуальной модели формирования информационной компетентности учителя:

- открытости и динамичности, осуществляемый посредством обеспечения адекватности и релевантности информационной образовательной среды целевым установкам процесса формирования информационной компетентности учителя;

- самоактуализации, реализуемой посредством активизации процесса формирования информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования;

- полифункциональности, обеспечивающей влияние уровня сформированности информационной компетентности учителя на качество решения профессиональных задач;

- целенаправленности, включающей взаимосвязанные направления, методы, виды и формы деятельности, направленные на процесс формирования информационной компетентности учителя;

- всесторонности, заключающейся в необходимости полного (по возможности) охвата всего круга вопросов, включенных в образовательный процесс, направленный на формирование информационной компетентности учителя: психологических особенностей, уровней информационной компетентности учителя и характеристик самого этого процесса. В соответствии с этим принципом, информационная деятельность должна охватывать все стороны и компоненты образовательного процесса, деятельность учителей, методистов, студентов и др.

- комплексности, которая заключается в том, что концептуальная модель формирования информационной компетентности учителя будет более эффективна, если использовать весь имеющийся и возможный к применению арсенал средств и методов педагогических воздействий [7].

Анализ проблемы исследования, концептуальное обоснование проектирования системы формирования информационной компетентности учителя, позволили сконструировать концептуальную модель, определить пути технологической реализации предлагаемых научно-методических решений и разработать методику организации и проведения опытно-экспериментальной работы в данном направлении.

Представляя формирование информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования как процесс качественного, целенаправленного, сознательного изменения его профессиональной деятельности, являющуюся неотъемлемым условием его профессионального развития, мы предложили концептуальную модель формирования информационной компетентности учителя, которая необходима в силу того, что моделирование в педагогических исследованиях выступает как высшая и особая форма наглядности, как средство упорядочивания информации, позволяя более глубоко раскрывать сущность изучаемого явления.

Создание соответствующей модели и встраивание ее в учебный процесс повышения квалификации в региональной системе дополнительного профессионального образования является оптимальным путем формирования информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования

Обоснование компонентов модели и разработка их содержания. Структурными элементами этой модели являются следующие блоки: мотивационно-ориентационный, содержательно-технологический, контрольно-корректирующий. В структуру инвариантной части вошли выявленные нами законо-

мерности, принципы, функции. Вариативная часть модели включает содержание, методы, формы, этапы, критерии и уровни сформированности информационной компетентности учителя.

Анализ научной литературы и собственное исследование позволили выделить три уровня сформированности информационной компетентности учителя (информационно-репродуктивный, продуктивно-алгоритмический, креативно-аналитический), представляющих собой модификацию существующих систем, критериев с выделенными для них показателями, объединенных в исследовании в интегративный критерий - «информационная компетентность учителя»; определены показатели и уровни ее сформированности. Критериальная программа и механизм диагностики и оценки эффективности информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования обладают способностью воспроизводимости, вариативности и адаптивности.

В концептуальной модели формирования информационной компетентности учителя три взаимосвязанных блока, реализация которых представляет собой этапы реализации алгоритма формирования информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования учителя.

Мотивационно-ориентационный блок предназначен для обоснования целей и задач формирования информационной компетентности учителя, исследование влияния изучаемого процесса на формирование мотивационной сферы учителя, которая, в свою очередь, способствует повышению активности учителя. Мотивы в контексте нашего исследования представляют собой удовлетворение социальных и личностных потребностей в овладении приемами работы с информационными ресурсами с целью обработки и использования их в профессиональной деятельности.

Ценностно-смысловая составляющая обеспечивает механизм отношения к содержанию информационной компетентности путем осознания значимости, важности и практической направленности применения информационных технологий в профессиональной деятельности.

Мотивационно-ориентационный блок включал в себя следующую элементы: принятие ценностей, постановка цели, задач, формирование у учителя способности и возможности к самостоятельному преобразованию и проектированию информационной деятельности, организация специальной информационной работы по обсуждению с учителями вопросов значимости информационной деятельности учителя, вопросов соотношения целей и средств, способов и путей реализации информационных знаний учителя в профессиональной деятельности.

Содержательно-технологический блок составляет содержание и технологию формирования информационной компетентности учителя. Учебно-методический комплекс, ориентированный на развитие информационной компетентности учителя, состоит из следующих компонентов:

- система спецкурсов, обеспечивающих направленность на работу с информацией;

- рабочие учебные программы спецкурсов;

- электронные учебники и учебные пособия в поддержку теоретической и технологической составляющих технологии формирования информационной компетентности учителя;

- дидактические материалы и методические рекомендации по развитию информационной компетентности учителя.

Учебно-методический комплекс образуют следующие спецкурсы: «Новые информационные технологии в образовании», «Проектирование и разработка электронных учебников», «Информационные технологии в образовании» «Информационно-образовательная среда учреждения» и др.

Профессионально-деятельностный компонент обеспечивает механизм познания через практическую деятельность (использование информационных технологий при решении конкретных педагогических задач).

В каждом спецкурсе применяются семантические методы обработки информации. Спецкурсы спроектированы с учетом реализации уровневой модели развития информационной компетентности и педагогических условий ее развития, имеют модульную структуру (базовые и дополнительные). Модули сконструированы таким образом, что в каждом из них наряду с инвариантными компонентами присутствуют и вариативные (блок выравнивания и углубления подготовки), включающие материалы для самостоятельного и углубленного изучения, задания для самостоятельной работы, исследовательские и контрольные задания, теоретические и практические материалы.

Методами обучения, позволяющими реализовать условия развития информационно-аналитической компетентности, являются: проблемный метод, кейс-метод, метод проектов, метод совместной деятельности.

Основное назначение контрольно-корректирующего блока заключается в определении результативности процесса развития информационной компетентности учителя. На этапе контроля процесса формирования информационной компетентности учителя используются тесты, анкеты, оценка продукции и др.

Рефлексивно-коммуникативный компонент обеспечивает механизм контроля процесса и результата проявления компетентности, который проявляется в оценке собственных возможностей и способностей учителя. Региональная система дополнительного профессионального образования представлена:

- инфраструктурой образовательных учреждений с учетом возможностей телекоммуникационных сетей локального, регионального и глобального уровней: Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай, Республиканский институт повышения квалификации работников образования, Горно-Алтайский государственный университет, Центр дополнительного и профессионального образования ГАГУ, Центр оценки качества образования, муниципальные образовательные учреждения, районные методические объединения учителей и др.;

- освоением новых педагогических технологий и организационных форм обучения: кейс-метод, метод проектов, участие в конкурсах педагогического опыта, (конкурсы, проекты), профессиональное общение и обмен опытом, дискуссии, проблемный метод обучения, технология совместной деятельности, выездное обучение региональных команд с целью использования сетевых технологий в подготовке информационно компетентного учителя и др.

- созданием информационно-методического сопровождения, ориентированного на формирование информационной компетентности учителя и осуществления разнообразных видов самостоятельной деятельности: использование в процессе формирования информационной компетентности учителя электронных образовательных ресурсов регионального уровня, возможность использования интернет в учебном процессе, создание банка данных электронных ресурсов, созданных самими учителями и др.

- интеграцией образовательной деятельности учителя в региональную образовательную информационную среду: включенность учителя в информационную образовательную среду, привлечение слушателей курсов к реализации образовательных программ на уровне региона, Сибирского Федерального округа и др.

Представленная модель формирования информационной компетентности учителя позволяет: во-первых, объективно представить образовательный процесс как процесс, показать роль информационной составляющей в структуре системы

дополнительного профессионального образования; во-вторых, разработка такой модели обеспечивает возможность свести учителю в единый комплекс информацию, систематизировать ее, исключив дублирование и тавтологию; в-третьих, модель выступает в качестве информационной базы для разработки новых учебных компонентов в условиях модернизации системы образования, расширения информационного пространства в соответствии с социальным заказом.

Представленные выше структурные компоненты модели формирования информационной компетентности учителя раскрывают внутреннюю организацию процесса и отвечают за постоянное воспроизведение взаимодействия между элементами.

Мы полагаем, что предлагаемая концептуальная модель существенно продвинет систему образования республики в ее развитии и позволит при приоритете интересов личности гармонизировать систему образования с интересами общества. Предложенный подход показывает, что данную модель можно рассматривать с системных позиций, как сложную иерархическую систему, каждый уровень которой состоят из нескольких элементов, имеющих собственный цели и задачи.

Важнейшим компонентом процесса формирования информационной компетентности учителя в рамках модели является одноименная технология, которая выделяется автором в отдельный узел процессуальных факторов функционирования системы.

Опираясь на российские теории и практические разработки педагогических технологий, отраженные в научных трудах В.П. Беспалько, Е.А. Левановой, В.М. Монахова, И.Ю. Соколовой, С.Б. Серяковой, А.В. Хуторского и др., технологию формирования информационной компетентности учителя мы определяем как целевую разработку концептуальной модели, включающей в себя взаимосвязанный комплекс блоков, содержательная и процессуальная направленность которых образует целостный педагогический процесс. Иначе, под «педагогической технологией» мы понимаем совокупность целей, задач, принципов, функций и методов и средств обучения, а также мониторинг сформированности искомых знаний, умений, на основе выделенных критериев и показателей, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования.

Педагогическая технология является системной категорией, ориентированной на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации образовательного процесса с учетом эмпирических новаций педагогов, реализующихся в процессе целенаправленного взаимодействия и направленности на достижение высоких результатов. Предложенная технология по реализации концептуальной модели позиционирует информационную компетентности учителя как инструмент личностного и профессионального роста и предполагает разработку конкретного содержания образования, ориентированного на овладение информационной компетентностью по шагам.

Опираясь на методологию деятельности, рассмотрим организацию процесса формирования информационной компетентности учителя как деятельность, упорядоченную в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой, которая включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат [8, с. 25-26]. Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы.

Для того чтобы концептуальная модель формирования информационной компетентности учителя эффективно функционировала, необходимо и достаточно, чтобы она удовлет-

воряла определенным требованиям. Опирась на позиции А.М. Новикова, выделим три основных требования, предъявляемых к моделям: ингерентности, простоты и адекватности как отношения моделей с тремя остальными «участниками» процесса моделирования: со средой (ингерентность), с субъектом, создающим и/или использующим модель (простота), с моделируемым объектом, то есть с создаваемой системой (адекватность):

- ингерентности, то есть достаточной степени согласованности создаваемой модели со средой, в которой ей предстоит функционировать, чтобы они входила бы в эту среду как естественная составная часть этой среды;

- простоты, поскольку представляет собой некоторую достаточно простую систему, приближенную к моделируемой реальности, так, что она проста в реализации;

- адекватности, то есть обладает возможностью достижения с ее помощью поставленной цели в соответствии с критериями.

Шаг 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ. Информационная задача. Проблемная ситуация. Введение профессионально значимой информации проблемного содержания.

Шаг 2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. Формулирование проблемы. Разработка и постановка проблемы Актуализация знаний. Анализ возможных вариантов решения проблемы и разработка нескольких вариантов. Подбор необходимых для решения обозначенной проблемы средств. Выбор варианта решения. Определение из возможных самого рационального варианта решения проблемы.

Шаг 3. ОПЕРАЦИОННЫЙ. Планирование. Разработка плана действий по решению проблемы. Конструирование последовательности действий по решению проблемы. Решение проблемы. Проверка готовности и выполнение технологических действий проблемы.

Шаг 4. МОНИТОРИНГ. Контроль. Проведение контролирующих действий по выяснению качества выполнения продукта информационной деятельности.

Шаг 5. АНАЛИЗ. Анализ деятельности. Анализ действий по реализации проблемы. Возможность решения проблемы различными способами.

Шаг 6. РЕЗУЛЬТАТЫ. Итоги и выводы. Подведение итогов проделанной работы.

Эффективность проектируемой модели формирования информационной компетентности учителя рассматривается нами с позиций:

- востребованности образовательных услуг, предоставляемых региональной системой дополнительного профессионального образования;

- способности системы повышения квалификации работников образования быть адаптивной, гибкой по отношению к внутренним и внешним изменениям региональной информационной образовательной среды;

- обеспечения влияния системы дополнительного профессионального образования на совершенствование информационной компетентности учителя, его профессионализма и в конечном итоге - на развитие всей региональной системы образования в целом.

Совершенствованию процесса формирования информационной компетентности учителя способствуют следующие основные педагогические условия (научно-обоснованная организация процесса формирования информационной компетентности учителя (на основе системного и компетентностного подходов): актуализация субъектной позиции учителя в процессе работы с информацией (на основе личностно-деятельностного подхода); специальная организация информационной образовательной профессионально значимой среды (на основе средового подхода); стимулирование мотивации обучающихся на получение личностно значимого образовательного продукта (на основе синергетического подхода); осуществление мониторинга, предметом которого выступает уровень информационной компетентности учителя (на основе системного, личностно-деятельностного и компетентностного подходов), обеспечивающие положительный образовательный и развивающий эффект, активно вовлекая учителя в образовательную деятельность, направленную на формирование его информационной компетентности.

Определение основного результата, который должен быть достигнут при реализации данной модели, обоснование технологии и инструментария его диагностики. Оценка эффективности исследуемого качества - формирования информационной компетентности учителя - осуществлялась путем диагностики его по наиболее важным характеристикам, отражающим её содержательные, структурные и динамические особенности и определяющим способность реализовать основные ее функции. В процессе определения результата сформирован-ности информационной компетентности учителя используются: тестирование, прямое и косвенное, целенаправленное наблюдение, количественный и качественный анализ экспертных оценок, самооценок, естественный эксперимент и др.

В процессе опытно-экспериментальной работы определена динамика формирования профессиональной компетентности учителя, отражающая на основе реализации выдвинутых педагогических условий эффективность процесса формирования информационной компетентности учителя.

Библиографический список

1. Аскерко, Ю.И. Формирование информационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.И. Аскерко. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. ун-та. - 2007.

2. Витковская, Н.Г. Формирование информационной компетентности студентов вузов: на примере специальности «Журналистика» [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Н.Г. Витковская. - Н. Новгород, 2004.

3. Витт, А. М. Развитие информационной компетентности у студентов технического вуза [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / А.М. Витт. -Челябинск, 2005.

4. Гоферберг, А.В. Формирование информационной компетентности студентов технологии и предпринимательства [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Гоферберг. - Новокузнецк, 2006.

5. Гудкова, Т. А. Формирование информационной компетентности будущего учителя информатики в процессе обучения в вузе [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.А. Гудкова. - Чита, 2007.

6. Завьялов, А. Н. Формирование информационной компетентности студентов в области компьютерных технологий (на примере среднего профессионального образования) [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / А.Н. Завьялов. - Тюмень, 2005.

7. Темербекова, А. А. Теоретико-методологические подходы к процессу формирования информационной компетентности учителя [Текст]: / А. А. Темербекова // Проблемы педагогического образования: сб. науч. ст. под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Ливановой. -М.: МПГУ-МОСПИ, 2008.

8. Новиков, А.М. Методология [Текст] / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - М.: СИНТЕГ. - 2002.

Статья поступила в редакцию 12.03.09

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.