Научная статья на тему 'Развитие информационной компетентности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий'

Развитие информационной компетентности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
672
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY (ICT) / INFORMATIONAL COMPETENCY / TRAINING / INFORMATIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хабибуллин Ф. Х.

В статье раскрывается проблема развития информационной компетентности будущего педагога, которая, выступая необходимым условием развития человека в быстроменяющемся информационном обществе, является одной из основных составляющих профессиональной подготовки педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хабибуллин Ф. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the Further pedagogue's informational competency developing in the iCT training

The problems of the further pedagogue's informational competency developing have been examined in the article. This is a necessary condition of individual human development in the changeable information-oriented society.

Текст научной работы на тему «Развитие информационной компетентности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий»

УДК 37.014.31

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© Ф. Х. Хабибуллин

Челябинский государственный педагогический университет Россия, 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 69.

Тел./факс: +7 (351) 264 77 53.

E-mail: csvu@csvu.ru

В статье раскрывается проблема развития информационной компетентности будущего педагога, которая, выступая необходимым условием развития человека в быстроменяющемся информационном обществе, является одной из основных составляющих профессиональной подготовки педагогов.

Ключевые слова: информационная компетентность, профессиональная подготовка, информатизация, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

В настоящее время система образования в России находится в состоянии модернизации, которая обусловлена общими тенденциями мирового развития, прежде всего, переходом к постиндустриальному, информационному обществу. Одним из центральных направлений модернизации образования является его информатизация, под которой понимается процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

В условиях модернизации образования основным направлением совершенствования подготовки будущего учителя в области информатики и ИКТ является развитие его информационной компетентности. Исследованию педагогических условий и средств формирования и развития информационной компетентности учителей посвящены труды И. Н. Авилкиной, А. В. Вишняковой, О. Б. Зайцевой, Н. В. Кисель, Е. Н. Котенко, А. М. Оробинского, Н. Ю. Таировой, О. М. Чубарян. Разработкой методических основ формирования и развития информационной компетентности учителей разных специальностей занимались Е. С. Гайдамак, Н. А. Мещерякова, Л. Б. Сенкевич, О. Г. Смолянинова, С. Р. Удалов и др.

Под информационной компетентностью учителя мы понимаем компетентность, пронизывающую коммуникативную, филологическую, психо-лого-педагогическую, социальную, методическую, компенсаторную, общекультурную компетентности, входящие в состав профессиональной, а также готовность и способность учителя использовать ИКТ в профессиональной деятельности, что позволяет эффективно осуществлять получение, накопление, кодирование и переработку аутентичной и учебной информации, ее передачу и практическое использование. При этом готовность рассматривается нами как активно-положительное отношение к информационной деятельности, а способности как индивиду -ально-психологические особенности человека, проявляющиеся в информационной деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.

Логика компетентностного подхода требует, чтобы обучение выстраивалось на основе контекст-

ного обучения, обеспечивающего переход учебной деятельности в учебно-профессиональную. Таким образом, развитие информационной компетентности целесообразно проводить на основе активных методов обучения: портфельного метода, метода case-study, метода телекоммуникационных проектов. Это позволит нацелить подготовку на развитие личности педагога, умеющего ориентироваться и принимать обоснованные решения в условиях информатизации образования, владеющего приемами творческой деятельности и способного применять полученные знания, умения и навыки в нестандартных ситуациях.

Многие ученые (С. В. Тришина, А. В. Хуторской и др.) выделяют ключевой, базовый и специальный уровни информационной компетентности. В специальном уровне информационной компетентности будущего учителя могут быть выделены общепедагогический и профессиональный уровни. В рамках общепедагогического уровня будущий учитель должен быть готов к использованию ИКТ в профессиональной деятельности. Профессиональный уровень информационной компетентности характеризуется интеграцией методической подготовки к использованию ИКТ в учебном процессе.

Это согласуется с трактовкой М. П. Лапчика двух составляющих учительской профессии: учитель как предметник, обладающий знаниями в профильной предметной области и учитель как преподаватель, владеющий дидактикой, ИКТ О, методикой обучения; а также с концепцией информатизации образования, которая определяет, что педагогическое освоение средств информатики и информационных технологий включает:

- овладение учителями основами необходимых знаний и накопление личного опыта их практического использования;

- методическую подготовку по их использованию в учебном процессе.

Одним из основных направлений модернизации системы образования является информатизация, которая предполагает использование ИКТ в обучении как нового инструмента педагогической деятельности.

Процесс информатизации системы образования существенно влияет на требования к профессиональной компетентности будущих специалистов. На основе анализа профессиональной деятельности

186

раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

учителя, опираясь на классификацию видов информационной деятельности педагога, предложенную И. В. Роберт, мы выделили следующие виды информационной деятельности учителя:

- поиск и сбор аутентичных материалов в текстовом, графическом, звуковом и видеоформатах при использовании различных видов средств ИКТ: баз данных, инструментальных программных средств, ресурсов Интернет и т. д.;

- обработку аутентичных материалов в текстовых процессорах,

графических редакторах, программах обработки звука и видео, базах данных, программах создания мультимедийных презентаций и т. д.;

- создание оригинального вторичного документа (учебного материала), который является результатом переработки одного или нескольких первоисточников;

- представление аутентичных и учебных материалов, которое предполагает определение оптимальных способов презентации информации, системы знаний и контроля, наиболее подходящих для реализации методических целей;

- систематизацию и классификацию аутентичной и вторичной информации в соответствии с психологопедагогическими и методическими требованиями к ней;

- использование аутентичной и вторичной информации, что предполагает перспективное планирование учебно-воспитательного процесса при реализации возможностей средств ИКТ автоматизировать процессы информационно-методического обеспечения, требует от учителя умения создавать модели обучения в соответствии с психологопедагогическими и методическими требованиями.

На основании того что перечисленные виды информационной деятельности во взаимосвязи между собой и с качествами личности специалиста составляют суть понятия «информационная компетентность», можно утверждать, что информационная компетентность пронизывает коммуникативную, филологическую, психолого-педагогическую, социальную, методическую, компенсаторную, общекультурную компетентности, входящие в состав профессиональной компетентности.

Понятие «информационная компетентность» достаточно широкое и определяется неоднозначно в современной науке (В. Л. Акуленко, А. А. Ахаян, О. Б. Зайцева, Н. Ю. Таирова, О. А. Кизик, О. П. Молчанова, М. В. Рыжакова, С. В. Тришина). Согласно позициям ученых (В. А. Козырев, Дж. Равен, Н. Ф. Радионова, Л. А. Шипилина), компетентность определяется в основном как способность решать проблемы и типичные задачи на основе знаний, ценностей, учебного и жизненного опыта. Понятие «способность» наиболее полно рассмотрено Н. В. Кузьминой, которая выделяет гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности. В то же время в работе Р. Уайта категория компетентности содержательно наполняется личностными составляющими, включая мотивацию. Таким образом, на основании понятия «информационная компетентность», данного в на-

учно-педагогической и методической литературе нами было уточнено понятие «информационная компетентность будущего учителя», под которой мы понимаем компетентность, пронизывающую коммуникативную, филологическую, психолого-педагоги-ческую, социальную, методическую, компенсаторную, общекультурную компетентности, входящие в состав профессиональной, а также готовность и способность учителя использовать ИКТ в профессиональной деятельности, что позволяет эффективно осуществлять получение, накопление, кодирование и переработку аутентичной и учебной информации, ее передачу и практическое использование. При этом готовность рассматривается нами как активно-положительное отношение к информационной деятельности, а способности - как индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в информационной деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.

Структуру информационной компетентности будущего педагога образуют мотивационный, когнитивный, деятельностный, личностный компоненты. В ходе исследования мы пришли к выводу, что информационная компетентность является уров-невой, развивающейся во времени системой и включает в себя ключевой, базовый и специальный уровни. Основываясь на двухуровневой модели подготовки специалиста в области ИКТ, предложенной А. Б. Бодиевым и Н. Ф. Бодиевой, в специальном уровне информационной компетентности будущего учителя иностранного языка мы выделили общепедагогический и профессиональный уровни.

В результате системного анализа гностической (познавательной), практико-операционной, эмоционально-волевой и регулятивной функций информационной компетентности, исследования специфики профессиональной деятельности учителя, его информационной деятельности, используя данные педагогики и психологии, мы разработали группу требований к профессиональному уровню информационной компетентности будущего учителя.

Мотивационный компонент предполагает готовность к осуществлению информационной деятельности в условиях информационной среды, готовность осуществлять процесс обучения посредством ИКТ.

Когнитивный компонент включает требования из следующих областей знаний: цифровое графическое изображение, цифровой звук, цифровое видео, мультмедиа, сеть Интернет, инструментальные средства разработки мультимедийных приложений.

В деятельностном компоненте выделяются требования к знаниям и умениям, апробированным в действии, что предполагает практическую подготовку к профессиональной деятельности в условиях информатизации учебного процесса.

Нами было выделено четыре основные группы умений: конструктивных, организаторских, коммуникативных и гностических.

Конструктивная группа включает умение выбирать программное обеспечение и рациональные методы обработки аутентичной и учебной информации в текстовом, графическом, звуковом и видео-

форматах, проектировать учебно-воспитательный процесс с использованием ИКТ с учетом индивидуальных особенностей учащихся, особенностей компьютерного преподавания различных аспектов языка и т. д.

Организаторские умения включают в себя умение работать с базами данных и знаний, включающих электронные словари, справочники и энциклопедии; использовать различные приемы фиксации аутентичного и учебного материала с помощью текстовых процессоров, баз данных, графических редакторов, программ обработки звука и видео, пользоваться сетевыми поисковыми системами и т. д.

Коммуникативные умения - умения проводить интерактивное общение, выбирать способ сетевого взаимодействия (синхронный, асинхронный) и т. д.

Г ностическая группа предполагает умение анализировать используемое программное обеспечение, умение прогнозировать эффективность использования программных средств и т. д.

Личностный компонент профессионального уровня информационной компетентности будущего учителя включает требования к умению регулировать и проектировать собственное эмоциональное состояние, процесс познания; осознавать характер собственной информационной деятельности, своих способностей, знание способов профессионального самосовершенствования в области ИКТ; видеть причины недостатков в своей информационной деятельности и т. д.

На основе анализа государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования выявлено, что существующая подготовка специалиста в области информатики и ИКТ не в полной мере способствует развитию профессионального уровня информационной компетентности будущего педагога. В связи с этим нами были выделены следующие условия успешного развития профессионального уровня информационной компетентности будущего педагога: нормативные, организационные, психологические, педагогические группы.

Нормативные условия подразумевают:

- разработку требований государственного стандарта высшего профессионального образования к уровню информационной компетентности будущего учителя;

- включение в учебный план учебных курсов, направленных на развитие профессионального уровня информационной компетентности будущего учителя.

Организационные условия включают:

- обеспечение процесса развития профессионального уровня информационной компетентности соответствующей материально-технической базой;

- обеспечение постоянного и непрерывного контроля и управления развитием профессионального уровня информационной компетентности будущего учителя на всех этапах учебного процесса.

Психологические условия предполагают:

- формирование положительной мотивации на преодоление психологического барьера применения средств информатики и ИКТ;

- формирование положительной мотивации к применению ИКТ в профессиональной деятельности будущего учителя.

Педагогические условия, выражаемые в практической реализации принципов организации учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении, включают:

- соотнесение результатов подготовки в области информатики и ИКТ будущих учителей с требованиями, обусловленными информационной деятельностью специалиста;

- соотнесение содержания учебных курсов, направленных на развитие профессионального уровня информационной компетентности будущего учителя, с психолого-педагогической и методической подготовкой специалиста, с основными тенденциями и особенностями информатизации системы образования;

- активизацию познавательных процессов за счет применения современных методов и средств обучения на различных этапах профессиональной подготовки;

- оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе, создание условий для организации самостоятельной работы студентов.

В заключение отметим следующий момент. В 70-х гг. XX в. известный футуролог Элвин Тоффлер сформулировал задачи, которые должно было решить образование. «Человека должны научить трем вещам: получать новые знания, общаться в профессиональной среде и совершать выбор». В действительности только первые две из выделенных Тоф-флером образовательных целей реализуются на практике. Третья - научить совершать выбор - пока, на наш взгляд, практически не представлена в спектре целей обучения и воспитания. Педагогические теории направлены на то, чтобы убедить выбирать правильное, полезное и нужное, но есть один нюанс: важно научить свободно выбирать то, к чему действительно человека влечет, то, что станет жизненной целью, станет его будущим.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 176 с.

2. Болина М. В. Формирование социокультурной компетентности будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2000. - 176 с.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Директор школы. 2002. № 1. С. 97-126.

4. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. -308 с.

5. Матрос Д. Ш. // Вестник ЧГПУ. Сер. 10. Новые информационные технологии. 2001. №2. С. 39-41.

6. Мелик-Гайказян И. В. Информационные процессы и реальность. М., 1998. - 234 с.

7. Роберт И. В. // Информатика и образование. 2002. № 12. С. 2-6.

8. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. - 205 с.

9. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2001. - 256 с.

10. Уваров А. Ю. // Информатика и образование. 2000. № 4. С. 65-66.

Поступила в редакцию 18.05.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.