Научная статья на тему 'Информационная компетентность как составляющая профессионализма будущих специалистов в области информационной безопасности и защиты информации'

Информационная компетентность как составляющая профессионализма будущих специалистов в области информационной безопасности и защиты информации Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
259
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ / COMPETENCE / INFORMATION COMPETENCE / INFORMATION SECURITY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Джумалиева Е. Р.

В статье рассматривается составляющие информационной образовательной среды, позволяющие организовать профессионально направленную подготовку специалистов в области информационной безопасности и защиты информации в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION COMPETENCE AS THE COMPONENT OF PROFESSIONALISM OF FUTURE EXPERTS IN THE FIELD OF INFORMATION SECURITY AND INFORMATION SECURITY

In article it is considered components of the information educational environment, allowing to organize professionally directed training of specialists in the field of information security and information security in technical college.

Текст научной работы на тему «Информационная компетентность как составляющая профессионализма будущих специалистов в области информационной безопасности и защиты информации»

10. Voyjskunskiyj, A.E. Rolj motivacii «potoka» v razvitii kompetentnosti khakera / A.E. Voyjskunskiyj, O.V. Smihslova // Voprosih psikhologii. -2003.

11. Kuhl, J. Volitional-mediators of cognition-behavior consistency: Selfregulatory processes and action versus state orientation // Action Control / Ed. by J. Kuhl, O. Beckmann. - Berlin; N.Y., 1985

12. Schwarz, S.H., Bardi, A.. Value hierarchies across cultures: Taking a similarities perspective // Journal of Cross Cultural Psychology. - 2001. - № 32.

13. Seligman M.E.P. Flourish: A visionary new understanding of happiness and well-being. - New York: Free Press, 2011.

14. Dweck, C., & Elliott, E. Achievement motivation. In E.M. Heatherington (Ed.), Handbook of child psychology: Socialization, personality, and social development. - New York: Wiley. - 1983. - Vol. 4.

15. Bong, M.. Role of self-efficacy and task-value in predicting college students' course performance and future enrollment intentions // Contemporary educational psychology. - 2001. - № 26(4).

16. Miltiadou, M., & Savenye, W. C. Applying social cognitive constructs of motivation to enhance student success in online distance education / / Educational Technology Review. - 2003. - № 11(1).

17. Hoffman D.L., Novak T.P. Measuring the flow experience among web users.1997: http://ecommerce.vanderbilt.edu/papers.html

18. Joo, Y.J., Kim, N.Y., & Kim, G.Y. The structural relationship among selfefficacy, internal locus of control, school support, learning flow, satisfaction and learning persistence in cyber education // Journal of Educational Technology. - 2010. - № 26(1).

19. Adams Frederick, Mele Alfred R. The intention/volition debate // Canadian Journal of Philosophy. - Sep92. - Vol. 22 Issue 3.

20. Cho. E., & Han, A. The effect of social presence on learning flow and learning effects in online learning community. The Journal of Educational Information and Media. - 2010. - № 16(1).

Статья поступила в редакцию 30.07.13

УДК 378 (075.8)

Dzhumaliyeva E.R. INFORMATION COMPETENCE AS THE COMPONENT OF PROFESSIONALISM OF FUTURE EXPERTS in the field of INFORMATION SECURITY AND INFORMATION SECURITY. In article it is considered components of the information educational environment, allowing to organize professionally directed training of specialists in the field of information security and information security in technical college.

Key words: Competence, information competence, information security.

Е.Р. Джумалиева, преп. Дербенсткого филиала Дагестанского гос. технического университета,

г. Махачкала, E-mail: [email protected]:[email protected]

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

В статье рассматривается составляющие информационной образовательной среды, позволяющие организовать профессионально направленную подготовку специалистов в области информационной безопасности и защиты информации в техническом вузе.

Ключевые слова: компетентность, информационная компетентность, информационная безопасность, защита информации.

В настоящее время, в условиях постиндустриального периода, характеризующегося коренными изменениями, происходящими в сфере науки, техники и производства Российское общество столкнулось с необходимостью решения целого комплекса глобальных проблем современности. Наиболее значимой из них мы считаем проблему информационной безопасности, которая, пронизывая каждую сферу жизни человека, является компонентом потребности современного человека в новых, информационных условиях. Решение проблемы безопасности вообще, и информационной безопасности в частности, невозможно без необходимого и достаточного количества высококвалифицированных специалистов, компетентных не только в правовой, организационной и программно-технической сферах, но и в гуманитарных (педагогических) аспектах обеспечения информационной безопасности.

Комплексность подхода российских ученых к проблемам информатизации различных систем жизнедеятельности современного общества обеспечивается за счет разнообразия исследовательских задач и целей, неизбежно возникающих при осознании глубинной философской основы научных и практических приложений теории информации. Основными чертами нового информационного общества являются его информатизация, создание новых интеллектуальных технологий, ускорение темпов развития техники, превращение информации в важнейший глобальный ресурс человечества. Перечисленные факторы ведут к глубокому, многоуровневому изменению социальной системы, трансформации среды, под влиянием которой меняется личность. Развитие современной личности должно идти по пути превращения достижений технического прогресса в, орудия, способствующие ее самореализации, саморазвитию. Это, в свою

очередь, возможно, если направить процесс информатизации в сторону его гуманизации.

Одной из ключевых компетентностей исследователи называют информационную компетентность. Ядром понятия «информационная компетентность» исследователи Кембриджского экзаменационного синдиката Дж. Шапиро и Ш. Хьюгс [1] называют способность человека находить, оценивать, использовать и передавать информацию во всех ее формах.

И.А. Зимняя [2] называет компетенцию информационных технологий - прием, переработка, выдача информации, ее преобразование, знание мультимедийных технологий, компьютерная грамотность, владение электронной и Интернет - технологией. Проводя обобщение предлагаемых компетенций, И.А. Зимняя говорит также о информационно-технологической компетентности, как способности использовать, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном или электронном виде.

В. Хутмахер [3] рассматривает компетенцию, связанную с возрастанием информатизации общества, и говорит о владении информационными технологиями, понимании их применения, слабых и сильных сторон, а также способности к критическому оцениванию информации, распространяемой различными способами.

И.Е. Васильева к числу значимых признаков информационной компетенции относит способность человека в соответствии с поставленными целями искать, выбирать, организовывать, представлять, передавать информацию, проектировать объекты и процессы. Эти виды деятельности связаны с активной самостоятельной обработкой информации, умением делать выбор и принимать самостоятельные решения, что характерно для понятия компетентность вообще. Однако И.Е. Васильева в сво-

ем исследовании ограничивается описанием узкого круга сторон информационной компетентности. Работа с информацией не ограничивается умением искать, анализировать и использовать ее. Данный подход не отражает в полной мере всех возможных вариантов работы с информацией, что необходимо информационно компетентному человеку [4]. Е.В. Иванова в своей работе [5] говорит о структуре информационной компетентности как о сумме следующих компонентов: 1) владение навыками работы с информацией, представленной в электронном виде; 2) знание и умение использовать рациональные методы поиска и хранения информации в современных информационных массивах; 3) умение представить информацию в Интернет; 3) умение организовать самостоятельную работу посредством Интернет-технологий; 4) владение навыками использования телекоммуникационных технологий по конкретному предмету.

При рассмотрении определения информационной компетентности, автором которого является С. Дацюк [6], можно отметить достаточно узкий взгляд автора на обеспечение доступа к информации. Автор отмечает право любого гражданина информационного общества не только иметь свободный доступ к информации, не являющейся тайной, но и иметь возможность опубликовать и разгласить собственную информацию; не только иметь право свободного выбора источника информации, но и право иметь знания относительно производства, передачи, распространения, использования, копирования и уничтожения всей доступной ему информации, включая и его собственную. Как показывает анализ рассмотренного подхода, С. Дацюк также не указывает на возможность и необходимость защиты информации.

Исходя из рассмотренных определений информационной компетентности, можно сделать вывод, что определение Ш. Хьюгс, Дж. Шапиро [1] и исследователей ACRL [7] является наиболее полным с позиции освещения вопросов, связанных с организацией доступа и обеспечением защиты информации. Авторы отмечают умение использовать наиболее эффективные технологии и способы доступа к информации с соблюдением всех установленных норм и правил.

При определении понятия «информационная компетентность» авторы [1; 3; 7; 8] обязательно указывают на вопросы, связанные с безопасностью информации и говорят о том, что человек должен уметь получать доступ к информации, обрабатывать, использовать и передавать ее с помощью различных методов. Однако понятие безопасность является более широким и включает в себя не только доступ к информации, но и ее защиту.

Говоря о защите информации, прежде всего, необходимо определить понятие «информация».

Информация - это сведения, являющиеся объектом сбора, накопления, хранения, обработки, непосредственного использования и передачи. Любые сведения должны быть достоверными, полными и своевременными, следовательно, они должны быть защищены от разрушающих внешних воздействий. Отсюда вытекает необходимость определения понятий «безопасность информации» и «защита информации».

Безопасность информации - это свойство передаваемой, накапливаемой, обрабатываемой и хранимой информации, характеризующее ее степень защищенности от дестабилизирующего воздействия внешней среды и внутренних угроз, то есть ее конфиденциальность, целостность и устойчивость к разрушающим, имитирующим и искажающим воздействиям и помехам [8].

Обеспечивать безопасность информации должна защита. Сущность защиты информации состоит в выявлении, устранении или нейтрализации негативных источников, причин и условий воздействия на информацию, которые составляют угрозу ее безопасности.

По мнению А.А. Алексенцева и И.В. Столярова [8; 9], защита информации призвана обеспечить: предотвращение хищения, утечки несанкционированного уничтожения, копирования, модификации, искажения, блокирования, разглашения конфиденциальной информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на нее; создание условий, ограничивающих распространение информации; воспрещение несанкционированного доступа к источникам конфиденциальной информации; ограждение права собственника на владение и распоряжение информацией; сохранение целостности, полноты, надежности и доступности информации; соблюдение конфиденциальности информации; обеспечение авторских прав.

Учитывая вышесказанное, защиту информации можно определить как совокупность мероприятий, действий, методов и средств, направленных на обеспечение безопасности информации - конфиденциальности и целостности - в процессе сбора, передачи и хранения, а также обеспечение информационной безопасности общества, государства и личности во всех областях их жизненно важных интересов. Отсюда следует, что собственник информации должен владеть полным набором средств, методов и технологий, которые позволили бы ему защитить свою информацию, т.е. собственник информации должен быть информационно компетентным в области защиты данных.

Анализ вышесказанного позволяет сделать вывод о том, что обеспечить защиту информации можно тремя средствами:

1. Организационные средства защиты. Они основаны на законодательных и нормативных документах по безопасности информации.

2. Аппаратные средства защиты. Это различные электронные и электронно-механические устройства, которые выполняют самостоятельно или в комплексе с другими средствами некоторые функции защиты.

3. Криптографические средства защиты. Это специальные средства и методы преобразования информации, в результате которых маскируется ее содержание.

Криптографические средства обеспечения безопасности данных - это математические алгоритмы, программно реализованные на персональных компьютерах. Данный способ обеспечения безопасности данных является достаточно простым в использовании и позволяет обеспечить сохранность любой информации. Вместе с развитием самой криптографии развивается и соответствующее направление в образовании. Создаются факультеты и кафедры информационной безопасности и криптографии, разрабатываются новые учебные курсы, связанные с криптографией. Подготовка специалистов высшего профессионального образования в области информационной безопасности и защиты информации является особенно актуальной и востребованной многими институтами национального, регионального, а также экономического развития. При этом вузами РФ ведется активный поиск методов, форм и средств обучения специалистов информационной безопасности. Как и профессионал в любой другой области, специалист в области информационной безопасности и защиты информации должен быть компетентным, не только обладать некоторыми знаниями, но уметь воспользоваться ими в ходе своей профессиональной деятельности. Быть легко обучаемым, так как наряду с развитием научной деятельности в области защиты информации, не стоят на месте и те, кто хочет взломать и воспользоваться этой информацией. Поэтому развитие информационной компетентности будущих специалистов в области информационной безопасности и защиты информации, является, на наш взгляд, одной из основных задач российского образования.

Библиографический список

1. Jeremy, J. Shapiro Information Literacy as a Liberal Art I Jeremy J. Shapiro, Shelley K. Hughes II // Educom Review. - 2001. - V. 3.2.

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М., 2004.

3. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzezland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) // Secondary Education for Europe Strasburg, l997.

4. Васильева, И.Е. Гуманитарно-социальные аспекты развития информационных технологий в информационном пространстве образовательного учреждения / И.Е. Васильева [и др.] // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды VI Всероссийской объединенной конф. - СПб., 2003.

5. Иванова, Т. В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы // Стандарты и мониторинг в образовании - 2004.- № 1.

6. Дацюк, С. Информационная компетентность. Информационное общество. - 2003. - 19 июня [Э/р]. - Р/д: http://xyz.org.ua/~_xyz/ competence.html1

7. ACRL Information Literacy Web Site II. - 2003. - 10 ноября [Э/р]. - Р/д: fhttp://www.ala.org/ala/acrl/ acrlissues/acrlinfolit/infolitstandards/ standardstoolkit.html.

8. Алексенцев, А.И. Сущность и соотношение понятий «защита информации», «безопасность информации», «информационная безопасность» // Безопасность информационных технологий. - 1999. - № 1.

9. Столяров, Н.В. Понятие, сущность, цели и значение защиты информации. - 2003. - 18 июня.

Bibliography

1. Jeremy, J. Shapiro Information Literacy as a Liberal Art I Jeremy J. Shapiro, Shelley K. Hughes II // Educom Review. - 2001. - V. 3.2.

2. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetentnosti kak rezuljtativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. - M., 2004.

3. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzezland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) // Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.

4. Vasiljeva, I.E. Gumanitarno-socialjnihe aspektih razvitiya informacionnihkh tekhnologiyj v informacionnom prostranstve obrazovateljnogo uchrezhdeniya / I.E. Vasiljeva [i dr.] // Tekhnologii informacionnogo obthestva - Internet i sovremennoe obthestvo: trudih VI Vserossiyjskoyj objhedinennoyj konf. - SPb., 2003.

5. Ivanova, T.V. Kompetentnostnihyj podkhod k razrabotke standartov dlya 11 -letneyj shkolih: analiz, problemih, vihvodih // Standartih i monitoring v obrazovanii - 2004.- № 1.

6. Dacyuk, S. Informacionnaya kompetentnostj. Informacionnoe obthestvo. - 2003. - 19 iyunya [Eh/r]. - R/d:

7. ACRL Information Literacy Web Site II. - 2003. - 10 noyabrya [Eh/r]. - R/d: fhttp://www.ala.org/ala/acrl/ acrlissues/acrlinfolit/infolitstandards/ standardstoolkit.html.

8. Aleksencev, A.I. Suthnostj i sootnoshenie ponyatiyj «zathita informacii», «bezopasnostj informacii», «informacionnaya bezopasnostj» // Bezopasnostj informacionnihkh tekhnologiyj. - 1999. - № 1.

9. Stolyarov, N.V. Ponyatie, suthnostj, celi i znachenie zathitih informacii. - 2003. - 18 iyunya.

Статья поступила в редакцию 19.07.13

УДК 371

Ermishkina E.N. CHILD CENTERED PEDAGOGICAL INTERACTION AS A DETERMINISTIC PROCESS GENERATED BY THE JOINT ACTIVITIES. In the article, the author reveals the essence of teacher-student interaction, as a deterministic process.

Key words: teacher interaction, joint activity, influence, persuasion.

Е.Н. Ермишкина, соискатель ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ЛИЧНОСТНО ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЙ ПРОЦЕСС, ПОРОЖДАЕМЫЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

В статье автор раскрывает сущность педагогического взаимодействия, как личностно детерминированного процесса.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, совместная деятельность, влияние, убеждение.

Попытка выявить сущность термина «взаимодействие» обнаруживает его тесную связь с другим понятием - «общение». В словарных источниках [1, с. 524] приводятся следующие определения общения:

- взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности;

- взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

По словам Б.Ф. Ломова [2], общение - это не просто ряд последовательных отдельных действий, а процесс, который строится как система сопряженных актов взаимодействия.

Изучение существующих подходов к определению категории взаимодействия, показывает, что она рассматривается:

- в широком смысле - это случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух или более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок;

- в узком смысле - это система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных [3, с. 52].

Как видим, в первом значении трактовка взаимодействия используется для указания на непосредственную взаимосвязь воздействующих друг на друга людей. Во втором, категория взаимодействия обозначает способ реализации совместной деятельности, достижение цели которой требует разделения и кооперации функций, взаимного согласования и координации индивидуальных действий.

То, ради чего возникает взаимодействие, - это цель. Содержанием взаимодействия является информация, которая пе-

редается от одного субъекта другому с помощью различных средств.

Педагогическое взаимодействие - это интегрирующий фактор педагогического процесса, способствующий появлению личностных новообразований у каждого из субъектов этого процесса. Взаимодействующие субъекты выступают в данном случае детерминантами происходящих в них преобразований. В качестве наиболее значимых характеристик педагогического взаимодействия, на наш взгляд, следует признать: предметную направленность, подразумевающую общую для взаимодействующих субъектов цель; эксплицированность или внешнюю «проявленность», позволяющую фиксировать действия друг друга; рефлексивную многозначность, позволяющую по-разному интерпретировать как субъективные намерения, так и реальные действия участников взаимодействия.

Педагогическое взаимодействие в отличие от любого другого, являясь способом реализации педагогической деятельности, несет на себе не только влияние этой деятельности, но имеет и общие с нею особенности. Это выражается в том, что, как и педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие характеризуется целенаправленностью, определенной организацией, нормативно-ролевыми предписаниями, специфическим содержанием. При этом следует иметь в виду, что если для любого межличностного взаимодействия присуща ситуатив-ность, связанная с длительностью и интенсивностью его осуществления, то педагогическое взаимодействие характеризуется единством дискретного и непрерывного. Эта его двойственность обусловлена спецификой решения задач становления и развития личности в онтогенезе, которые, усложняясь и видоизменяясь, требуют новых взаимодействий, в том числе и опосредованных, осуществляемых за пределами реального педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.