Научная статья на тему 'Концепция формирования информационной компетентности будущих менедежров'

Концепция формирования информационной компетентности будущих менедежров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
520
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / COMPETENCY / KEY COMPETENCIES / INFORMATIONAL COMPETENCY / BUILDING INFORMATIONAL COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпеченко Александра Сергеевна

В статье представлена концепция формирования информационной компетентности будущих менеджеров средствами интегративного курса, внедряемого в учебный процесс. Аргументирована важность и актуальность внедрения такого курса, описаны его цели и задачи, общекультурные и профессиональные компетенции, которые будут сформированы после его изучения. Описана структура, основные принципы, положенные в основу моделирования программы и содержания курса и условия его организации: материально-техническое обеспечение, методические рекомендации по организации изучения дисциплины, актуальные и активные методы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпеченко Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF BUILDING THE MANAGER’S INFORMATIONAL COMPETENCY AS A BASIC COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCY

In this article, a concept of building the future managers’ informational competency through an integrative course implemented in the educational process is presented. Here, importance and urgency of implementing such course is reasoned; described its goals and objectives, as well as cultural and professional competencies that will be built as a result of the study. The article describes the structure of the course, the main principles that serve as a basis for the program modeling and the course content, as well as the conditions of its organization, such as logistics support, methodical recommendations on how to organize the learning process, and modern and active training methods.

Текст научной работы на тему «Концепция формирования информационной компетентности будущих менедежров»

УДК 378

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЕЖРОВ

Карпеченко Александра Сергеевна,

заведующая информационно-аналитическим отделом

Калужский колледж информационных технологий и управления,

г. Калуга, Россия za40rus@rambler. ги

В статье представлена концепция формирования информационной компетентности будущих менеджеров средствами интегративного курса, внедряемого в учебный процесс. Аргументирована важность и актуальность внедрения такого курса, описаны его цели и задачи, общекультурные и профессиональные компетенции, которые будут сформированы после его изучения. Описана структура, основные принципы, положенные в основу моделирования программы и содержания курса и условия его организации: материально-техническое обеспечение, методические рекомендации по организации изучения дисциплины, актуальные и активные методы обучения.

Ключевые слова: компетентность, ключевые компетенции,

информационная компетентность, формирование информационной компетентности.

THE CONCEPT OF BUILDING THE MANAGER’S INFORMATIONAL COMPETENCY AS A BASIC COMPONENT OF PROFESSIONAL

COMPETENCY

Aleksandra Karpechenko,

Chief of Information and Analytical Department,

Kaluga College for Information Technologies and Management,

Kaluga, Russia za40rus@rambler. ru

In this article, a concept of building the future managers’ informational competency through an integrative course implemented in the educational process is presented. Here, importance and urgency of implementing such course is reasoned; described its goals and objectives, as well as cultural and professional competencies that will be built as a result of the study. The article describes the structure of the course, the main principles that serve as a basis for the program modeling and the course content, as well as the conditions of its organization, such as logistics support, methodical recommendations on how to organize the learning process, and modern and active training methods.

Keywords: competency, key competencies, informational competency, building informational competency.

Современное общество постепенно приходит к пониманию необходимости формирования информационной компетентности как важной социальной задачи. В связи с этим важность и актуальность разработки комплексной программы формирования информационной компетентности обусловлены рядом факторов, которые были выявлены в ходе исследования.

Во-первых, развитие компетентностного подхода в образовании привело к появлению понятия «ключевые компетенции», одной из которых многие

исследователи считают информационную компетентность (Н.Н.Абакумова, С. В.Тришина, Л.В.Бурындина, А.В.Хуторской) которую рассматривают как составляющую профессиональной компетентности (Б.С.Гершунский, В.В.Шапкин, Н.Х.Насырова, О.А.Кизик, Т.А.Гудкова, И.А.Зимняя); во взаимосвязи с категориями «компьютерная грамотность», «информационная культура», характеризующими уровень развития личности; как составляющую информационной культуры личности (Н.И.Гендина, Н.И.Колкова., Г.А.Стародубова, И.Л.Скипор, Ю.С.Зубов, В.А.Фокеев, С.Д.Каракозов). Мы, вслед за О.Н.Ионовой, полагаем, что информационная компетентность - это интегративное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации и информационнокоммуникационных технологий и опыта их использования, а так же способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств [3].

Во-вторых, проведенный анализ федеральных государственных образовательных стандартов позволяет сделать вывод о том, что успешное освоение большей части общекультурных и профессиональных компетенций, а значит и успешное осуществление своей профессиональной деятельности основывается на информационной компетентности.

В-третьих, анализ данных исследования уровня информационной показал, что уровень информационной компетентности у студентов оказался недостаточно высоким. Это связано с тем, что информационная подготовка менеджеров в системе профессионального образования в основном ведется в рамках учебного процесса и ассоциируется с овладением навыками работы с персональным компьютером. Сложный междисциплинарный целостный процесс формирования информационной компетентности подменяется монодисциплинарным подходом и сводится к обучению работе аппаратным и программным обеспечением компьютера, динамическому чтению, основам

исследовательской деятельности, алгоритмам поиска в традиционных или электронных каталогах и другим подобным дисциплинам, значимость которых не вызывает сомнения. Тем не менее, изолированность и автономность данных подходов не дает возможность достичь главной цели - формирования информационной компетентности личности. Данный факт подтверждает и данные исследований Н.И.Г ендиной, Н.И.Колковой, И.Л.Скипор, Г.А.Стародубовой, согласно которым в общеобразовательных учебных заведениях все знания и умения, формируемые в области работы с информацией, распределяются по 4 основным направлениям: источники информации (55,5%); аналитико-синтетическая переработка информации (27,3%); библиотечное дело (16,3%); новые информационные технологии (0,9%). Однако результативность обучения невысока и авторы связывают это с отсутствием системного подхода.

Так же к числу существенных недостатков информационной подготовки можно отнести неумение выражать свою информационную потребность, отсутствие умений идентификации и оценивания потенциальных источников информации, разработки стратегии поиска информации, отбора и извлечения найденной информации.

Отдельную проблему составляет отсутствие умений анализа, обобщения, синтеза, систематизации и категоризации информации, ее критической оценки, препятствующее подготовке качественных информационных продуктов, отражающей результаты учебной деятельности. Следствием этого является стремление заменить креативную деятельность репродуктивной. Особо следует отметить отсутствие осознания своей некомпетентности в области работы с информацией.

В-четвертых, сложность ситуации усугубляется отсутствием квалифицированных педагогических кадров, владеющих методикой обучения основам информационной компетентности, а также дефицитом учебно-

методической литературы и методических разработок по формированию информационной компетентности.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что проблему формирования информационной компетентности следует решать комплексно.

В качестве рационального способа решения этого вопроса мы предлагаем осуществлять развитие информационной компетентности будущих менеджеров за счет внедрения в образовательный процесс интегративного учебного курса «Информационная поддержка управленческой деятельности» с предварительной разработкой ответствующего учебно-методического обеспечения и издания учебной литературы. В рамках курса был создан комплекс, включающий в себя рабочую программу дисциплины и практикум по курсу, внедрение которых в учебный процесс позволило решить многие важные задачи по формированию информационной компетентности будущего менеджера. Предлагаемый курс охватывает полный перечень информационных знаний и умений, начиная от осознания потребности в информации до самостоятельного производства новых информационных продуктов в соответствии с действующим законодательством.

При разработке курса мы опирались на трехкомпонентную модель информационной компетентности, отраженную в работе Х. Лау, написанную с опорой на зарубежные стандарты по информационной компетентности, в которой автор выделяет три основных компонента [4, 5]:

1. получение информации - пользователь отбирает информацию рационально и эффективно.

2. оценивание информации - пользователь оценивает информацию критически и компетентно.

3. использование информации - пользователь применяет/использует информацию точно и творчески.

Основная цель курса «Информационная поддержка управленческой деятельности» - формирование информационной компетентности студентов как совокупности знаний, навыков, умений, информационного мировоззрения и информационного поведения, необходимых для самообразования и для успешного осуществления профессиональной деятельности.

Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

- формирование информационных потребностей и представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в информационном обществе;

- освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами и информационными потребностями, освоение приемов формулирования информационных запросов;

- овладение методами анализа и синтеза информации;

- изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы;

- освоение рациональных приемов использования информации в профессиональной деятельности.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

1. для бакалавра: владение культурой мышления, способности к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбора путей ее достижения (ОК-5); умение использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности (ОК-9); стремление к личностному и профессиональному саморазвитию (0К-10); владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15); наличие представления о роли и

значении информации информационных технологий в развитии современного общества и экономики знаний (ОК-16); владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17); способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18); владение методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34);

2. для магистра: способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК-1); способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК-3); способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы (ПК-9); способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-10); способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-11); способностью представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада (ПК-12).

Реализации поставленных целей и задач подчинена структура курса, в составе которого выделены 3 основных раздела: «Информационные ресурсы и алгоритмы решения основных типов информационно-поисковых задач», «Аналитико-синтетическая переработка информации», «Использование информации в профессиональной деятельности».

Во «Введении» к курсу рассмотрены предмет, цели и задачи курса, отражено место курса в системе профессионального образования менеджеров, его взаимосвязь с общенаучными и профессиональными дисциплинами и курсами, формирующими профессиональную компетентность. Так же

рассмотрены ключевые понятия курса: виды и структура информации, особенности научной, технической, управленческой информации, роль информации в развитии общества, информатизация общества, глобализация информационной деятельности, процесс информатизации, информационное общество, информационная компетентность и ее компоненты, необходимые для успешного обучения и осуществления профессиональной деятельности.

Целью изучения 1 раздела «Информационные ресурсы и алгоритмы решения основных типов информационно-поисковых задач» является формирование знаний об информационных ресурсах общества, источниках информации и их видах, концепции создания распределенной информационноаналитической системы Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ), отработка умений и навыков поиска информации в информационно-поисковых системах.

Целью изучения 2 раздела «Аналитико-синтетическая переработка информации» является обучение формализованным методам свертывания информации и рациональным приемам интеллектуальной работы с текстом документа.

Целью изучения 3 раздела «Использование информации в профессиональной деятельности» является овладение технологией использования информации в учебной и профессиональной деятельности с учетом требований информационной этики и прав человека в информационном обществе.

Основные принципы, положенные в основу моделирования программы и содержания курса: принцип личностно-деятельностного подхода; принцип преемственности и синтеза (предполагает тесную взаимосвязь и синтез изученных студентами ранее дисциплин с курсами информатики и информационных технологий); принцип единства и интегративности курса; принцип системности; принцип индивидуализация и дифференциация

обучения; принцип направленности будущей профессиональной деятельности студента на развитие личности студента средствами информационных технологий.

При разработке модели учебного курса, рабочей программы и практикума так же учитывались следующие психологические принципы:

1. тщательное и детальное планирование, организация и четкая постановка целей и задач при выполнении любой учебной деятельности, направленной на формирование информационной компетентности будущего менеджера;

2. наличие такой обратной связи между студентом и преподавателем, которая обеспечивает студенту психологический комфорт в процессе обучения;

3. способность студента самостоятельно работать с информацией, исходя из своих информационных потребностей и интересов.

Отличительными особенностями курса «Информационная поддержка управленческой деятельности» являются:

1. полидисциплинарный характер, означающий, что курс строится исходя всей совокупности компонентов информационной компетентности и синтезирует достижения ряда научных дисциплин: информатики, логики, права, стилистики текста и др. Связь со специальными дисциплинами позволяет усилить профессиональную ориентированность курса и сделать его одним из элементов формирования профессионально компетентного специалиста;

2. практическая направленность обучения, предполагающая овладение обучаемых знаниями и умениями решения конкретных профессиональных задач.

Условиями организации курса являются:

1. Материально-техническое обеспечение, включающее в себя

наличие аудиторий с современным мультимедийным и проекционным оборудованием. Лабораторные работы должны выполняться в

специализированных классах, оснащенных современными персональными компьютерами объединенными с сеть с выходом в Интернет и программным обеспечением, в соответствии с тематикой изучаемого материала. Число рабочих мест должно соответствовать численности студентов, с целью обеспечения индивидуальной работы.

2. Выполнение методических рекомендаций по организации изучения дисциплины, предполагающих комплексное изучение курса, в интегрированной связи лекционного, практического и лабораторного вариантов освоения знаний. В лекциях излагается содержание тем программы на основе проблемного подхода с учетом требований стандарта. Лабораторные и практические занятия включают работу студентов с информационными ресурсами и выполнение заданий на решение управленческих задач.

3. Использование самых актуальных и активных методов обучения, соединяющих в себе конкретную теоретическую базу, практические задания, лабораторные работы, деловые игры и анализ проблемных ситуаций (кейсов), что позволит обучающимся быстро усвоить информацию и применить новые знания на практике. Государственный образовательный стандарт третьего поколения по направлению подготовки 080200 Менеджмент предполагает использование следующих активных и интерактивных форм и методов проведения занятий: дискуссионные методы (свободные дискуссии, совещания специалистов; обсуждения профессиональных и жизненных казусов; дебаты; метапланы; мозговые штурмы (мозговые атаки) и др.); игровые методы обучения (деловые, ролевые, организационно-деятельностные или проблемно-деловые игры; инновационные игры; ситуационные игры; учебные игры и др.); тренинги (тренинги коммуникативной компетентности; тренинги профессиональной компетентности; тренинги самопознания; тренинги личностного роста и др.); разбор конкретных ситуаций (case-метод); компьютерные симуляции; семинары в диалоговом режиме; интерактивные лекции; метод проектов;

лабораторные практикумы и практические занятия; межвузовские телеконференции; работу студенческих исследовательских групп.

При разработке и проведении лекций мы опирались на принципы и одновременно критерии эффективности лекций, выделенные В.И. Андреевым [1]: научность, проблемность, системность и доказательность изложения материала; оптимальное сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих функций лекций; учет особенностей аудитории; сочетание теории и практики; сочетании логики изложения с творческой импровизацией преподавателя. Учитывая, что важным аспектом проведения лекции является организация обратной связи, с целью контроля над восприятием учебного материала в начале и в конце каждого логически завершенного отрезка информации студентам задавались вопросы по существу проблемы. В начале, для оценки степени осведомленности слушателей по данной проблеме, в конце

- для диагностики уровня усвоения на этапе узнавания, различения и классификации только что изложенного материала. Принимая во внимание один из основных принципов дидактики - наглядность, мы старались как можно чаще использовать на лекциях наглядный материал: презентации, схемы, рисунки и др. На лекциях так же применялись элементы «мозгового штурма». Студентам предлагалось совместно вывести ту или иную закономерность, определить последовательность действий в задаваемой ситуации, обозначить причины или последствия обсуждаемого процесса или явления. Выдвигаемые предположения уточнялись и систематизировались. С целью разнообразить форму подачи материала, некоторые фрагменты лекции мы преподносили в виде вопросов, на которые предлагалось несколько вариантов ответов. После обсуждения всех вариантов объявлялся правильный ответ.

Мы разделяем точку зрения Е. В. Даньшиной, которая в качестве оптимальной технологии формирования информационной компетентности рассматривает технологию обучения в сотрудничестве, к наиболее

распространенным вариантам которой, она относит: Student Team Learning (STL обучение в команде), Jigsaw (пила), Learning Together (учимся вместе), исследовательская работа учащихся в микрогруппах. Автор подчеркивает, что эта технология легко вписывается в учебный процесс, может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартам. Вместе с тем, эта технология позволяет достигать поставленных любой программной и стандартом образования целей по каждой учебной дисциплине другими, альтернативными традиционным, методами [2]. На лабораторных занятиях осуществляется дальнейшее изучение теоретического материала курса, формировались умения и навыки работы с информационными источниками. На практических занятиях обсуждаются кейс-ситуации по решению профессиональных задач в деятельности менеджера. Вследствие ограниченного количества часов и с учетом рекомендаций стандартов, мы старались с наибольшей эффективность организовать самостоятельную работу студентов, учитывая разнообразие ее форм, последовательность этапов и большое число методов.

4. Последовательность формирования компонентов информационной компетентности, которые, по сути, представляют собой иерархию уровней: по мере продвижения по этой «иерархической» лестнице формируется новое мышление и как результат - информационная компетентность. Следовательно, информационная компетентность развивается, при переходе с одного уровня на другой, при этом ее состояние каждый раз может быть диагностировано, исходя из соответствия содержания знаний и умений определенному уровню развития.

В связи с этим, в течение семестра ведется рейтинговая оценка учебной работы и освоения знаний студентами. Итог подводится по всем видам учебной нагрузки: по лекциям - посещений занятий и конспект; по лабораторным занятиям - качество и количество выполненных и оформленных заданий; по практическим работам - активность участия и эффективность предложенного решения. Особое внимание следует обратить на соблюдение сроков выполнения

всех видов заданий. Основными видами текущего контроля являются: текущее тестирование по пройденным темам; презентационные отчеты о выполнении практических и лабораторных заданий; оценка участия в дискуссиях.

Результатом внедрения курса является информационно компетентная личность, убежденная в значимости информации для решения профессиональных задач, реализующая права на доступ к информации и использующая добытую информацию в решении профессиональных задач, обладающая активной гражданской позицией и информационной ответственностью за свое взаимодействие с информационной средой.

Проведенное исследование показало, что:

1. К настоящему времени сложились определенные предпосылки для научного решения проблемы формирования информационной компетентности будущего менеджера, многие из которых отражают личностную и деятельностную направленность компетентности как результата современного образования.

2. Теоретическое и эмпирическое обобщение проблематики данного

исследования позволило разработать динамическую модель процесса формирования информационной компетентности менеджера и выделить в ней главные структурные компоненты: содержательный, процессуальный и

диагностический. Данная модель определила цель, задачи, психологопедагогические условия формирования информационной компетентности, ее содержание, методы формы и средства, а так же методику ее оценки.

3. Проведенный в ходе нашего исследования теоретический анализ научной литературы и обобщение отечественного и зарубежного опыта по проблеме формирования и развития информационной компетентности позволили нам разработать комплексную программу, обеспечивающую процесс формирования информационной компетентности будущих менеджеров и включающую в себя программу курса и практикум по курсу.

4. Основной целью разработанного курса «Информационная поддержка управленческой деятельности» является формирование информационной компетентности студентов как совокупности знаний, навыков, умений, информационного мировоззрения и информационного поведения, необходимых для самообразования и для успешного осуществления профессиональной деятельности.

5. В результате внедрения курса удалось значительно повысить общий уровень информационной компетентности студентов. Положительные изменения отмечены во всех группах. Это говорит о том, что выбранные содержание, формы и методы изучения предлагаемого курса способствовали достаточно успешному усвоению знаний, выработке навыков и умений, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности менеджеров. Дальнейшее совершенствование информационной компетентности специалистов связано с более активным вовлечением в профессиональную среду.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - К: Из-во Казанского ун-та, 1998. 318 с.

2. Даньшина Е. В. Обучение в сотрудничестве как эффективная

педагогическая технология при формировании информационной компетентности студентов ВУЗов. URL.http://science.ncstu.ru/

conf/past/2010/apno10/pp/018.pd£/fQe_download (дата обращения 15.03.2011).

3. Ионова О.Н. Концептуальные основы формирования информационной компетентности взрослых в системе дополнительного образования. // Дополнительное профессиональное образование. 2006. №4(28).

4. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для

образования на протяжении всей жизни. - М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 45 с.

5. Association of College and Research libraries (ACRL) // Information Literacy Competency Standards for Higher Education/ Chicago, 2000.URL: http ://www.ala.org/ala/mgrps/divs/acrl/ standartds/informationliteracycompetency.cf m (дата обращения 25.04.20110).

Рецензент:

Виноградский Вадим Геннадьевич, проректор по информатизации, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий Министерства образования и науки РФ ФГОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.