7. ACRL Information Literacy Web Site II. - 2003. - 10 ноября [Э/р]. - Р/д: fhttp://www.ala.org/ala/acrl/ acrlissues/acrlinfolit/infolitstandards/ standardstoolkit.html.
8. Алексенцев, А.И. Сущность и соотношение понятий «защита информации», «безопасность информации», «информационная безопасность» // Безопасность информационных технологий. - 1999. - № 1.
9. Столяров, Н.В. Понятие, сущность, цели и значение защиты информации. - 2003. - 18 июня.
Bibliography
1. Jeremy, J. Shapiro Information Literacy as a Liberal Art I Jeremy J. Shapiro, Shelley K. Hughes II // Educom Review. - 2001. - V. 3.2.
2. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetentnosti kak rezuljtativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. - M., 2004.
3. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzezland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) // Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.
4. Vasiljeva, I.E. Gumanitarno-socialjnihe aspektih razvitiya informacionnihkh tekhnologiyj v informacionnom prostranstve obrazovateljnogo uchrezhdeniya / I.E. Vasiljeva [i dr.] // Tekhnologii informacionnogo obthestva - Internet i sovremennoe obthestvo: trudih VI Vserossiyjskoyj objhedinennoyj konf. - SPb., 2003.
5. Ivanova, T.V. Kompetentnostnihyj podkhod k razrabotke standartov dlya 11 -letneyj shkolih: analiz, problemih, vihvodih // Standartih i monitoring v obrazovanii - 2004.- № 1.
6. Dacyuk, S. Informacionnaya kompetentnostj. Informacionnoe obthestvo. - 2003. - 19 iyunya [Eh/r]. - R/d:
7. ACRL Information Literacy Web Site II. - 2003. - 10 noyabrya [Eh/r]. - R/d: fhttp://www.ala.org/ala/acrl/ acrlissues/acrlinfolit/infolitstandards/ standardstoolkit.html.
8. Aleksencev, A.I. Suthnostj i sootnoshenie ponyatiyj «zathita informacii», «bezopasnostj informacii», «informacionnaya bezopasnostj» // Bezopasnostj informacionnihkh tekhnologiyj. - 1999. - № 1.
9. Stolyarov, N.V. Ponyatie, suthnostj, celi i znachenie zathitih informacii. - 2003. - 18 iyunya.
Статья поступила в редакцию 19.07.13
УДК 371
Ermishkina E.N. CHILD CENTERED PEDAGOGICAL INTERACTION AS A DETERMINISTIC PROCESS GENERATED BY THE JOINT ACTIVITIES. In the article, the author reveals the essence of teacher-student interaction, as a deterministic process.
Key words: teacher interaction, joint activity, influence, persuasion.
Е.Н. Ермишкина, соискатель ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ЛИЧНОСТНО ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЙ ПРОЦЕСС, ПОРОЖДАЕМЫЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
В статье автор раскрывает сущность педагогического взаимодействия, как личностно детерминированного процесса.
Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, совместная деятельность, влияние, убеждение.
Попытка выявить сущность термина «взаимодействие» обнаруживает его тесную связь с другим понятием - «общение». В словарных источниках [1, с. 524] приводятся следующие определения общения:
- взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности;
- взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
По словам Б.Ф. Ломова [2], общение - это не просто ряд последовательных отдельных действий, а процесс, который строится как система сопряженных актов взаимодействия.
Изучение существующих подходов к определению категории взаимодействия, показывает, что она рассматривается:
- в широком смысле - это случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух или более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок;
- в узком смысле - это система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных [3, с. 52].
Как видим, в первом значении трактовка взаимодействия используется для указания на непосредственную взаимосвязь воздействующих друг на друга людей. Во втором, категория взаимодействия обозначает способ реализации совместной деятельности, достижение цели которой требует разделения и кооперации функций, взаимного согласования и координации индивидуальных действий.
То, ради чего возникает взаимодействие, - это цель. Содержанием взаимодействия является информация, которая пе-
редается от одного субъекта другому с помощью различных средств.
Педагогическое взаимодействие - это интегрирующий фактор педагогического процесса, способствующий появлению личностных новообразований у каждого из субъектов этого процесса. Взаимодействующие субъекты выступают в данном случае детерминантами происходящих в них преобразований. В качестве наиболее значимых характеристик педагогического взаимодействия, на наш взгляд, следует признать: предметную направленность, подразумевающую общую для взаимодействующих субъектов цель; эксплицированность или внешнюю «проявленность», позволяющую фиксировать действия друг друга; рефлексивную многозначность, позволяющую по-разному интерпретировать как субъективные намерения, так и реальные действия участников взаимодействия.
Педагогическое взаимодействие в отличие от любого другого, являясь способом реализации педагогической деятельности, несет на себе не только влияние этой деятельности, но имеет и общие с нею особенности. Это выражается в том, что, как и педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие характеризуется целенаправленностью, определенной организацией, нормативно-ролевыми предписаниями, специфическим содержанием. При этом следует иметь в виду, что если для любого межличностного взаимодействия присуща ситуатив-ность, связанная с длительностью и интенсивностью его осуществления, то педагогическое взаимодействие характеризуется единством дискретного и непрерывного. Эта его двойственность обусловлена спецификой решения задач становления и развития личности в онтогенезе, которые, усложняясь и видоизменяясь, требуют новых взаимодействий, в том числе и опосредованных, осуществляемых за пределами реального педагогического процесса.
Педагогическое взаимодействие может быть представлено разными моделями. Одна из них субъект-объектная (Б => О). Это традиционная моносубъектная учебно-дисциплинарная модель взаимодействия, в которой действующим лицом признается педагог. Ученику отводится пассивная роль. Ему вменено в обязанность, независимо от собственных желаний, устремлений усваивать то, что предлагается, овладевать набором знаний, умений, навыков, следовать определенным нормативам и образцам поведения. Основным стилем педагогического управления жизнедеятельностью учащихся является авторитарный, выступающий в своей явной или скрытой форме. Ведущим типом общения является пассивно-положительный и неустойчивый. Нередко можно наблюдать также проявления пассивноотрицательного и открыто-отрицательного типов.
Другая модель педагогического взаимодействия субъект-субъектная (Б <=> Б). Она определяет полисубъектную личностно ориентированную модель взаимодействия. Здесь педагог и ученик в равной мере признаются в качестве субъектов педагогического процесса. Они обладают определенной свободой в построении своей деятельности, характерными признаками которой является возможность осуществлять выбор и строить через это собственную личность, реализовывать свое «Я». Отношения строятся на реалистической основе взаимопринятия и взаимопонимания. Тем самым каждый приобретает право на индивидуальность. Преобладающим стилем педагогического руководства становится демократический, а ведущим типом отношений - устойчиво-положительный. Самореализация личности педагога является условием для самореализации личности обучающихся и наоборот.
Третье моделью педагогического взаимодействия является объект-субъектная (О => Б). Это модель свободного спонтанного взаимодействия. При такой модели в качестве субъекта выступает фактически ученик, педагогу отводится пассивная роль. Его задача состоит в том, что он должен приспосабливаться к желаниям учащихся, создавать условия и предпосылки для его развития. Большая свобода, предоставляемая учащимся, значительно ограничивает свободу педагога. Поэтому стиль руководства в такой модели взаимодействия является либерально-попустительский, а ведущим типом отношений со стороны педагога - угодливо восхищающийся.
Важнейшей стороной педагогического взаимодействия является возможность транслирования субъектных параметров его участниками, каждый из которых производит реальные преобразования не только в перцептивной, познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере друг друга. Эти преобразования могут быть как преднамеренными, так и непреднамеренными, осознаваемыми и неосознаваемыми, специфичес-
Библиографический список
кими и неспецифическими. В процессе педагогического взаимодействия рождаются и развиваются основные личностные феномены: персонализация, событийная общность, референт-ность, субъектность, личностные смыслы, самосознание, модели жизнедеятельности, концепция «Я», авторитет и т.п. Названные феномены являются показателями социализации или становления личности, которые не могут возникнуть иначе, как в процессе педагогического взаимодействия. В этой связи педагогическое взаимодействие в силу такой своей направленности должно обеспечивать благоприятный психологический климат в образовательном процессе. На эту же особенность педагогического взаимодействия обращает внимание в своих работах В.А. Кан-Калик [4].
Категория «педагогическое взаимодействие» не исключает возможности пользования такими понятиями, как «воздействие», «влияние», «убеждение», которые выступают отдельными действиями взаимодействующих субъектов. Воздействие предполагает целенаправленную передачу информации от одного участника взаимодействия к другому. Такая информация представляет собой сообщение о чем-то и ориентирует воспринимающего относительно ее смысла и значения. По степени и характеру изменений в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях субъекта, на которого было направлено воздействие, можно судить о степени влияния воздействующего субъекта. Влияние - это процесс и результат личностных и поведенческих изменений, происходящих под воздействием или при участии другого человека. Оно может быть преднамеренным и непреднамеренным. В первом случае влияние осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения. При непреднамеренном влиянии выбор конкретного способа воздействия зависит от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и профессионализма педагога. Убеждение - метод формирования осознанных потребностей, побуждающих личность действовать в соответствии с принятыми в обществе и культивируемыми в данной социальной группе ценностями и нормами жизнедеятельности.
Таким образом, педагогическое взаимодействие - это лич-ностно детерминированный процесс, он имеет особую направленность, которая заключается в познании субъектами друг друга, обмене информацией, организации деятельности, обмене ролями, самоутверждении. Процесс педагогического взаимодействия - феномен сложный и многоаспектный, что ставит перед педагогом разные задачи, решение которых в немалой степени зависит от наличия у него соответствующих личностных качеств. Наиболее значимым из них является общительность как важнейшая сторона характера, «вырабатываемую в опыте общения человека».
1. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2003.
2. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии. - М., 1984.
3. Психологические исследования общения / под ред. Б.Ф. Ломова. - М., 1985.
4. Кан-Калик, В.А. Основы профессионально-педагогического общения. - Грозный, 1979.
Bibliography
1. Pedagogicheskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M., 2003.
2. Lomov, B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemih v psikhologii. - M., 1984.
3. Psikhologicheskie issledovaniya obtheniya / pod red. B.F. Lomova. - M., 1985.
4. Kan-Kalik, V.A. Osnovih professionaljno-pedagogicheskogo obtheniya. - Groznihyj, 1979.
Статья поступила в редакцию 20.07.13
УДК 378: 351.74 + 796.07
Kraynik V.L., Tyukin V.G. EVALUATION OF EFFECTIVENESS OF IMPLEMENTATION OF THE MODEL FND TECHNOLOGY THAT FORMS READINESS OF CADETS OF THE INTERIOR TO USE MEANS AND METHODS OF REHABILITATING OF PHYSICAL TRAINING IN PROFESSIONAL ACTIVITIES. The model that forms readiness of cadets of the Interior to use means and methods of rehabilitating physical training in professional activities is described in the article. There is also the analysis of results of experimental work that identifies the effectiveness of the model and the related technology.
Key words: rehabilitation, physical training, rehabilitating physical education, teaching process, model, technology.