Научная статья на тему 'Активизация познавательной деятельности студентов-математиков по работе с математическим текстом как профессиональной компетенцией'

Активизация познавательной деятельности студентов-математиков по работе с математическим текстом как профессиональной компетенцией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / ACTIVIZATION OF THE COGNITIVE ACTIVITY / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / MATHEMATICAL TEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитенко А. В.

Активизация познавательной деятельности студентов-математиков является одним из факторов их личностно-профессионального становления, которое происходит с помощью овладения учащимися рядом компетенций. При этом одним из ключевых умений специалиста-математика является умение работать с математической информацией в форме математических текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитенко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVIZATION OF THE COGNITIVE ACTIVITY OF MATHEMATICS STUDENT ON WORKS WITH THE MATHEMATICAL TEXT AS THE PROFESSIONAL COMPETENCE

Activization of the cognitive activity of mathematics student is a factor in their personal and professional development, which occurs with the help of students mastering a number of competencies. At the same time one of the key skills of specialist mathematics is the ability to work with mathematical information in the form of mathematical texts.

Текст научной работы на тему «Активизация познавательной деятельности студентов-математиков по работе с математическим текстом как профессиональной компетенцией»

УДК 378.1

Nikitenko A.V. ACTIVIZATION OF THE COGNITIVE ACTIVITY OF MATHEMATICS STUDENT ON WORKS WITH THE MATHEMATICAL TEXT AS THE PROFESSIONAL COMPETENCE. Activization of the cognitive activity of mathematics student is a factor in their personal and professional development, which occurs with the help of students mastering a number of competencies. At the same time one of the key skills of specialist mathematics is the ability to work with mathematical information in the form of mathematical texts.

Key words: activization of the cognitive activity, personal and professional development, mathematical text.

А.В. Никитенко, аспирант ГОУ ВПО ДВГГУ, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-МАТЕМАТИКОВ ПО РАБОТЕ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИЕЙ

Активизация познавательной деятельности студентов-математиков является одним из факторов их личностно-профессионального становления, которое происходит с помощью овладения учащимися рядом компетенций. При этом одним из ключевых умений специалиста-математика является умение работать с математической информацией в форме математических текстов.

Ключевые слова: активизация познавательной деятельности, личностно-профессиональное становление, математический текст.

Анализ литературы показывает, что с одной стороны растет потребность в подготовке специалистов-математиков (на это, в частности, указывает открытие специальности «Математика» в непрофильных вузах), а с другой стороны отсутствует методическое обеспечение при подготовке специалистов по математике к профессиональной деятельности. Важной составляющей учебно-воспитательного процесса усвоения студентами раздела общепрофессиональных дисциплин специальности «Математика» является активизация их познавательной деятельности.

Т.И. Шамова [1] рассматривает познавательную активность как качество деятельности учащегося, которое проявляется в устойчивом познавательном интересе к содержанию усваиваемых знаний и самому процессу учения, в стремлении проникнуть в сущность явлений и их взаимосвязей, овладеть способами деятельности и в той последовательности и настойчивости, которую он проявляет в процессе учения. Исходя из этого, автор трактует активизацию учения учащихся как «мобилизацию учителем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания» [1, с. 49]. С другой стороны Р.А. Низамов [2] под активизацией учебно-познавательной деятельности студентов понимает целеустремленную деятельность преподавателя, направленную на совершенствование содержания, методов, приемов, средств и форм обучения с целью возбуждения интереса, повышения активности, творчества, самостоятельности студентов в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике. Таким образом, Р.А. Низамов уточняет, что «мобилизация интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил» учащихся производится с помощью совершенствования преподавателем содержания, методов, приемов, средств и форм обучения. Как считает Т.И. Шамова, целью активизации учения является достижение конкретных целей обучения и воспитания. Р.А. Низа-мов определяет эти цели, как усвоение знаний, формирование умений и навыков, применение их на практике.

Тогда можно сделать вывод, что активизация познавательной деятельности студентов - это двусторонний процесс, который затрагивает и деятельность преподавателя, и деятельность студента. Деятельность преподавателя включает в себя создание определенных условий, совершенствование содержания, методов, приемов, средств и форм обучения с целью возбуждения интереса, повышения активности, творчества, самостоятельности студентов в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике. Деятельность студента заключается в стремлении проявить свои интеллектуальные, нравственно-волевые и физические

силы в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике. Или другими словами, деятельность студента заключается в развитии устойчивого познавательного интереса к содержанию усваиваемых знаний и самому процессу учения, в стремлении проникнуть в сущность явлений и их взаимосвязей, овладеть способами деятельности, а также в проявлении последовательности и настойчивости в процессе учения.

Благодаря этому активизация познавательной деятельности студентов-математиков является одним из факторов их личностно-профессионального становления, которое определим как динамический целенаправленный процесс прогрессивного изменения личности под влиянием внешних условий, требований к профессиональной подготовленности и собственной активности в освоении всех педагогических элементов, необходимых для овладения профессией, направленный на развитие и саморазвитие личности, формирование профессиональной компетентности и готовности к постоянному профессиональному росту. Такое личностно-профес-сионального становление происходит с помощью овладения учащимися рядом компетенций. Из федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 010100 Математика (квалификация (степень) «бакалавр») следует, что выпускник должен обладать 17 общекультурными и 29 профессиональными компетенциями. Последние разделены в соответствии с видами профессиональной деятельности и профильной направленностью на 4 группы. Это профессиональные компетенции, относящиеся к: научно-исследовательской и научно-изыскательской деятельности; производственно-технологической деятельности; организационно-управленческой деятельности; преподавательской деятельности.

Анализ опыта подготовки специалистов-математиков [3] показывает, что для получения указанных результатов ФГОС ВПО одним из ключевых умений специалиста-математика является умение работать с математической информацией в форме математических текстов. Согласно проведенному исследованию под термином «математический текст» будем понимать текст, посвященный некоторой математической теории. Работа с математическим текстом, как видом информации [4], предполагает поиск, сбор, хранение, обработку, предоставление и распространение математической информации. В этом случае, предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

В Дальневосточном государственном гуманитарном университете (г. Хабаровск) активизация познавательной деятельности студентов-математиков по работе с математической информацией реализуется включением учащихся 3-5 курсов и преподавателей математических дисциплин в процесс обучения с элементами WEB-2-технологий компьютерно-опосредованной коммуникации на основе Moodle [5] (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) -свободной системы управления обучением (LMS). Система реализует философию «педагогики социального конструкцио-низма» и ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения. В частности, в течение последних трех лет рассмотрены УМК курсов: Уравнения с гистерезисной нелинейностью, Теория позитивных операторов, Нелинейные уравнения и системы параболического типа, Уравнения с частными производными [6].

Опыт работы в этой системе показал, что организационная деятельность для включения студентов и преподавателей в процесс обучения на основе WEB-2-технологий компьютерно-опосредованной коммуникации предполагает, прежде всего, получение от вузовского отдела внедрения ИТ в учебный процесс каждым студентом и преподавателем индивидуальных логина и пароля для вхождения в Moodle. Регистрация пользователя происходит по поданной администратору отдела анкете, в которой необходимо указать фамилию, имя, отчество участника и адрес его электронной почты, на которую высылаются логин и пароль для входа в систему.

Деятельность преподавателя состоит в разработке электронного набора пособий по модулям изучаемой дисциплины, который содержит: УМК по дисциплине; основные сведения по изучаемому предмету (возможно, некоторые электронные книги); указатель основной и рекомендуемой литературы; систему контрольных работ, типовых расчетов, тестов, необходимых для промежуточного контроля знаний, умений, навыков студентов; методические рекомендации по выполнению типовых расчетов и контрольных работ; домашнее задание, которое сводится к логическому упорядочению полученной студентом-математиком на лекции информации и её представлению в виде схем или таблиц, сопровождаемых терминологическим словарем; вопросы для самопроверки; вопросы к экзамену. В начале семестра к такому набору пособий получает доступ каждый студент. В течение семестра преподаватель проверяет и оценивает присланные студентами домашние задания, типовые расчеты и контрольные работы, возвращая их учащимся на доработку в случае обнаружения ошибок или неточностей.

Деятельность студента заключается в самостоятельном выполнении домашних заданий, типовых расчетов и контрольных работ. Отчеты с выполненными работами учащийся оформляет в виде электронного документа в формате Word и загружает на проверку преподавателем в Moodle. Отчет включает в себя: номер группы; фамилию, имя, отчество выполняющего; номер типового расчета; номер своего варианта; постановку задачи; подробное решение; ответ.

Кроме того, студенты имеют право загружать в Moodle (модуль Рабочая тетрадь - интерактивная тетрадь, которая состоит из множества различных заданий, созданных в рамках учебного курса) материалы по всем разделам курса (т. е. создавать свою базу хрестоматийных сведений), обмениваться ими друг с другом, а затем использовать их при сдаче зачета или экзамена. Причем, предусмотрено ограничение на объем и количество закачиваемых материалов. В итоге студент не имеет возможности загружать в Moodle электронные книги целиком или большое количество файлов. Поэтому учащийся должен из всевозможных источников информации (электронные книги, Интернет, печатные материалы, лекции и т. д.) выбрать то, что, по его мнению, наиболее полно опишет темы по всем разделам учебной дисциплины. Объем и количество закачиваемых материалов зависят от конкретной математиче-

ской дисциплины, изучаемой темы и выбираются преподавателем самостоятельно.

Проводить зачет или экзамен с помощью WEB-2-технологий компьютерно-опосредованной коммуникации можно несколькими способами.

1) По билетам (экзамен). Экзамен проводится в аудитории вуза, оборудованной необходимым количеством ЭВМ, имеющим доступ в Интернет. Во время экзамен студент наугад выбирает билет с вопросами, входит на личную страницу в Moodle и готовит ответ, используя базу хрестоматийных сведений, наработанную им самим в ходе обучения учебной дисциплине. При этом доступ к электронным книгам, загруженным в Moodle преподавателем, блокируется. При ответе на практический вопрос студент имеет право пользоваться отчетами своих типовых расчетов (или контрольных работ), загруженными в Moodle. После подготовки ответов на вопросы (или по истечении определенного преподавателем времени на подготовку) учащийся представляет преподавателю результаты и отвечает на его вопросы.

2) Преподаватель в начале изучения курса выдает для изучения каждому студенту математическую статью с доказательством теоремы, леммы или предложения. Для получения зачета или отметки на экзамене студент должен ее проанализировать и представить отчет с собственным доказательством всех пропущенных этапов теоремы, леммы или предложения. Причем, собственные рассуждения студент выделяет цветом, затем оформляет отчет в электронном варианте и загружает в Moodle для проверки преподавателем, который в зависимости от результатов выставляет отметку за экзамен (или зачте-но/незачтено). Оправданность применения Moodle в этом случае связана также с тем, что в процессе выполнения данной работы студент постоянно нуждается в более тесном общении с преподавателем, нежели то, что он может получить только при очной системе обучения.

Кроме того, постоянные консультации преподавателя требуются студентам при выполнении ими курсовых и дипломных работ, а также при подготовке учащихся к выступлениям на научных конференциях. В этом случае от преподавателя требуется создать в Moodle специальный посвященный этому раздел. Причем, для упорядоченности лучше разбить этот раздел по курсам, далее по группам и разрешить каждому студенту, входящему в эти группы, закачивать неограниченный объем информации для ознакомления с ней преподавателя и других студентов. Просмотрев полученную информацию, преподаватель корректирует ход работы студента, высказывает пожелания, отвечает на вопросы (причем, вопросы могут задавать любые заинтересовавшиеся учащиеся) и задает свои.

В настоящее время ведется работа по созданию тестов по профилирующим дисциплинам специальности «Математика», которые позволят осуществлять промежуточный и итоговый контроль знаний, умений, навыков студентов-математиков. Тесты разрабатываются преподавателем и загружаются в Moodle. Причем, необходимо, чтобы студенты имели в течение семестра свободный доступ (без авторизации) к тренировочным пробным тестам по каждому разделу дисциплины для самостоятельной оценки собственного текущего уровня знаний, умений, навыков. Но к итоговому тесту, на основании которого выставляется отметка за экзамен или зачет, учащиеся получают доступ только после авторизации непосредственно во время экзамена или зачета, которые проводятся в аудитории вуза, оборудованной необходимым количеством ЭВМ, имеющим доступ в Интернет. Результаты тестирования записываются в Moodle на личной странице каждого студента и переносятся в его зачетную книжку.

Такой подход позволяет активизировать работу студентов с математической информацией: поиск, выборка, отсеивание, освоение структуры источников (журналы, монографии, профессиональные Интернет-сайты, библиотеки университетов и т. д.), что способствует активизации познавательной деятельности студентов-математиков по овладению рядом профессиональных компетенций. Кроме того, начало использования смешанной методики очно-дистанционного обучения позволяет уделять больше времени успевающим студентам.

Библиографический список

1. Шамова, Т.И. Aктивизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982.

2. Низамов, P.A. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1975.

3. Поличка, A.E. Педагогические условия развития компетентности студентов специальности «Математика» к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности / A.E. Поличка, A.B. Никитенко // Перспективы развития молодежного рынка труда Дальнего Востока: научно-методические материалы Третьей межрегиональной научно-практической конф. 25-26 марта 2010 г. - Владивосток: Изд-во Даль-невост. ун-та, 2010.

4. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 27.07.2010 г.) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». - [Э/р]. - Р/д: http://www.consultant.ru

5. Moodle. - [Э/р]. - Р/р: http://www.moodle.org

6. Поличка, A.E. Учебные материалы электронного УМК / A.E. Поличка, A^. Никитенко / Экспериментальная система дистанционного обучения: Курсы / Институт математики, физики и информационных технологий / Кафедра Математики. - [Э/р]. - Р/д: http://iso.khspu.ru/child moodle/course/category.php?id=29

Bibliography

1. Shamova, T.I. Aktivizaciya ucheniya shkoljnikov. - M.: Pedagogika, 1982.

2. Nizamov, R.A. Didakticheskie osnovih aktivizacii uchebnoyj deyateljnosti studentov. - Kazanj: Izd-vo Kazan. gos. un-ta, 1975.

3. Polichka, A.E. Pedagogicheskie usloviya razvitiya kompetentnosti studentov specialjnosti «Matematika» k ispoljzovaniyu sredstv informacionnihkh tekhnologiyj v professionaljnoyj deyateljnosti / A.E. Polichka, A.V. Nikitenko // Perspektivih razvitiya molodezhnogo rihnka truda Daljnego Vostoka: nauchno-metodicheskie materialih Tretjeyj mezhre-gionaljnoyj nauchno-prakticheskoyj konf. 25-26 marta 2010 g. - Vladivostok: Izd-vo Daljnevost. un-ta, 2010.

4. Federaljnihyj zakon ot 27.07.2006 g. № 149-FZ (red. ot 27.07.2010 g.) «Ob informacii, informacionnihkh tekhnologiyakh i o zathite informacii». - [Eh/r]. - R/d: http://www.consultant.ru

5. Moodle. - [Eh/r]. - R/r: http://www.moodle.org

6. Polichka, A.E. Uchebnihe materialih ehlektronnogo UMK / A.E. Polichka, A.V. Nikitenko / Ehksperimentaljnaya sistema distancionnogo obucheniya: Kursih / Institut matematiki, fiziki i informacionnihkh tekhnologiyj / Kafedra Mate-matiki. - [Eh/r]. - R/d: http://iso.khspu.ru/ child_moodle/course/category.php?id=29

Статья поступила в редакцию 27.07.11

УДК 159.923:18

Nurumov B. A,, Bolshunova N.Y., Darzhuman G.K. THE ROLE OF VALUABLE ORIENTATIONS IN THE STRUCTURE OF AN INDIVIDUAL. The problem of forming values as one of the leading criteria of the developmental level of the valuable orientations in the mind of personality is represented in this article.

Key words: values, aesthetic values, aesthetic motivation, perception, integral perception, the level of understanding, the art, emotional obtainment, valuable relation, emotional impression.

Б.А. Нурумов, аспирант НГПУ, г. Павлодар, Республика Казахстан; Н.Я. Большунова, д-р. психол. наук, проф. НГПУ, г. Новосибирск; Г.К. Даржуман, канд. биол. наук, доц. ПГПИ, г.Павлодар, Республика Казахстан, E-mail: Baur_Abl @ mail.ru

РОЛЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ

В работе рассматривается проблема формирования ценностей как один из ведущих критериев уровня развития ценностных ориентации в структуре личности.

Ключевые слова: ценности, эстетические ценности, эстетическая мотивация, направленность, деятельность, эмоциональное освоение, восприятие, ценностные отношения, эмоциональное впечатление.

Формирование эстетических ценностей личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре общественного сознания и поведения, вляние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик человека. Феномен национального в процессе социализации поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более глубокого понимания социально-психологических механизмов признания особого места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и народности и каждого отдельного их представителя [1, с. 235].

В отечественной психологии подходы пониманию ценностей рассматриваются на различие трактовок понятия «личность», во всех отечественных подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Направленность, по-разному раскрываемая в работах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Д.Н. Узнадзе, Л.И. Божович и других отечественных психологов, выступает как системообразующее свойство личности. Б.Ф. Ломов определяет направленность как «отношение того, что личность получает и берет от общества (материальные и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие» [2, с. 37]. В направленности выражаются субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам действительноти. Отмечая психологический характер ценностей как объект

направленности личности, В.П. Тугаринов использует понятие «ценностные ориентации», определяемые им как направленность личности на те или иные ценности [3].

Термин «направленность» является общим и «характеристика личности направленностью не только односторонняя и бедная, но она мало подходит для пониамния большинства людей, поведение которых определяется внешними моментами» [4, с. 101]. Общественные условия формируют личность как систему отношений. По В.Н. Мясищеву, «содержанием личности является совокупность отношений к предметному содержанию опыта человека и связанная с этим система ценностей [4, с. 159].

Изучение роли общественно-социальных отношений в формировании личности применительно к ее ценностным ориентациям было продолжено в работах Б.Д. Парыгина, А.И. Донцова, Г.М. Андреевой, В.С. Мухиной, А.А. Бодалева, Л.И. Анцыферовой, В.Г. Алексеевой и многих других исследователей. В.Г. Алексеева формулирует общественное определение ценностных ориентации, как форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и проведения личности, как ступень перехода ценностей общества в деятельность субъекта [5, с. 64].

Социально-психологический подход к определению ценностей заключается не в рассмотрении ценностей системы общества как внешней по отношению к человеку совокупности норм и правил, а в анализе социально обусловленного характера принятия ценностей личностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.