педагогические науки
Батенова Юлия Валерьевна ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ...
УДК 373.24
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© 2018
Батенова Юлия Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры
педагогики и психологии детства Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454005, Россия, Челябинск, Проспект Ленина, 69, e-mail: [email protected])
Аннотация. В последние три десятилетия область информационной грамотности (ИГ) привлекла внимание как российских, так и зарубежных исследователей, педагогов, преподавателей различных образовательных учреждений и специалистов в области работы с информации. Глобальная информатизация в образовании, политике и бизнесе требует от подрастающего поколения навыки, необходимые для вступления и жизнедеятельности в насыщенную информацией цифровую эпоху. Такие навыки включают в себя способность приобретать, анализировать, организовывать и интерпретировать огромный объём информации, поступающей из различных источников. Потребность в формировании ИГ очевидна, однако факторы, способствующие этому формирующемуся строительству, до сих пор не изучены. Главной целью исследования является выявление основных компонентов, входящих в состав ИГ дошкольника. Однако в статье мы отразили лишь одну задачу на пути к её достижению, а именно определение релевантности ИГ путем рассмотрения основных факторов, способных оказать значимое влияние на процесс её формирования, а также структурных компонентов, подвергающихся воздействию в ходе её развития. Представленное в статье исследование затронуло конструкцию ИГ по отношению к известным переменным, максимально содействующие успеху её формирования, в частности интеллекта и личности. В качестве гипотезы исследования, было выдвинуто предположение о наличии положительной связи между интеллектом и ИГ. Была выдвинута гипотеза, что ИГ будет положительно коррелировать с IQ и экстраверсией, основанием для неё стали результаты ранее осуществленных исследований, и наше предположение, что дошкольники, принявшие участие в экспериментальной части исследования, обладают соответствующими личностными качествами, которые больше предрасположены к эффективному использованию внешних ресурсов, включая межличностное взаимодействие и совместное решение проблем. Результаты исследования могут послужить фундаментом для новых исследований, направленных на поиск основных компонентов, входящих в состав ИГ дошкольника, не выявленных до настоящего момента.
Ключевые слова: информация, информационная грамотность, факторы, интеллект, IQ, пятифакторная модель личности, стандарты, дети старшего дошкольного возраста.
THE FACTORS DETERMINING THE FORMATION OF INFORMATION LITERACY
OF PRESCHOOL CHILDREN
© 2018
Batenova Julia Valerievna, candidate of psychological sciences, associate professor of the department Pedagogy and psychology of childhood South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454005, Russia, Chelyabinsk, Lenin Avenue, 69, e-mail: [email protected])
Abstract. In the last three decades the area of information literacy (IL) has attracted attention of both Russian and foreign researchers, teachers, teachers of various educational institutions and experts in the field of information. Global Informatization in education, politics and business requires the younger generation the skills necessary for entry and functioning in the information rich digital age. Such skills include the ability to acquire, analyze, organize and interpret vast amount of information coming from different sources. The need for formation of IL is obvious, however, the factors contributing to this emerging construction, is still not understood. The main aim of the study was to identify the main components included in the IL preschooler. However, in this article, we have presented only one problem on the way to its achievement, namely the determination of the relevance of IL by addressing the underlying factors that have a significant impact on the process of its formation, and structural components exposed to during its development. The research has affected the design of IL with respect to known variables, maximally contributing to the success of its formation, in particular intellect and personality. As a hypothesis, it is suggested there is a positive correlation between IQ and IL. It has been hypothesized that the IL is positively correlated with IQ and extraversion, the reason for her were the results of previously conducted studies, and our assumption that preschoolers who participated in the experimental part of the study, have the appropriate personal qualities, which are more likely to make effective use of external resources, including interpersonal interaction and joint problem solving. The results of the study can serve as a Foundation for new studies aimed at finding the major components included in the IL preschooler, not revealed until now.
Keywords: information, information literacy, factors, intelligence, IQ, five-factor model of personality, standards, children of senior preschool age.
Введение
В 1989 году Президент комитета Американской библиотечной ассоциации (ALA) заявил, что «информационная грамотность является навыком выживания в информационный век [1]. Вместо того чтобы утонуть в обилии информации, которая наводняет нашу жизнь, информация грамотные люди знают, как найти, оценить и эффективно использовать приобретенную информацию, чтобы решить ту или иную проблему или принять решение» [7, с.9]. Главной целью нашего исследования является выявление основных компонентов, входящих в состав ИГ дошкольника. Однако в представленной части исследования мы решаем частную задачу, а именно определение релевантности ИГ путем рассмотрения основных факторов, способных оказать значимое влияние на процесс её формирования, а также структурных компонентов, подвергающихся воздействию в ходе её раз-
вития.
В 1974 году, будучи президентом Ассоциации информационной индустрии П.Г. Цурковский написал доклад в Национальную комиссию США по библиотекам и информационной науке в Вашингтоне, округ Колумбия [20]. В дальнейшем, этот знаковый документ будет более 30 лет продолжать вдохновлять на исследования, посвященные уточнению и осмыслению природы и последствий единой концепции, которую автор назвал информационной грамотностью [3, с.33; 8; 9, с.26; 13, с.3; 12; 19]. П.Г. Цурковский, будучи обеспокоенный быстро меняющимися информационными системами, и ожидая новаторских технологических достижений, подчеркнул необходимость создания нового вида грамотности. Он предложил под ИГ следует понимать необходимый набор навыков, позволяющий потребителям информации иметь доступ к постоянно растущим и постоянно фор-
31
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1(22)
Batenova Julia Valerievna
THE FACTORS DETERMINING .
pedagogical sciences
мирующимся видам информационных данных в целях управлять ими.
Буквально уже четыре года спустя, после того как П.Г. Цурковский ввел термин ИГ, достаточно примитивная форма электронного общения, часто называемая Всемирной паутиной, окутала глобальной сетью Интернет, как профессионалов, так и обычных мирян, обозначив тем самым технологическую революцию, обусловленную беспрецедентным объёмом передаваемой информации, что определила новые требования к формированию ИГ. В этот взрыв информации были вовлечены все образовательные заведений и центры развития непрерывного обучения (ЦПНО) [4, с.114]. Однако до сих пор проблемный вопрос формирования ИГ не был разрешен в области дошкольного образования, что и определило цель настоящего исследования.
Образование в течение всей жизни является одной из приоритетных задач образовательных заведений, объединяющей в себе задачу развития критического мышления и хорошо информированных членов общества. Согласно утверждениям исследователей, затрагивающих в своих научных трудах формирование ИГ среди различных слоёв населения, до настоящего времени педагоги, задействованные в образовательном процессе, продолжают сталкиваться со сложными задачами воспитания и с созданием эффективных моделей обучения и поведения, в условиях непрекращающегося потока информации [6, с.33; 15; 16].
В качестве первоначального шаблона формирования ИГ выступили стандарты компетенций в области информационной грамотности для высшего образования в 2000 году [14]. Эти стандарты компетентности включали в себя пять стандартов и двадцать два показателя эффективности, которые описаны ниже:
Стандарт 1. Информационно грамотный учащийся способен определять характер и объем необходимой информации [14, с.8].
Стандарт 2. Информационно грамотный учащийся способен эффективно найти оптимальный доступ к необходимой ему информации [14, с.9].
Стандарт 3. Информационно грамотный учащийся критически оценивает получаемую информацию и её источники, включая выбранную информацию в свою базу знаний и систему ценностей [14, с.11].
Стандарт 4. Информационно грамотный учащийся, индивидуально или в качестве члена группы, использует информацию эффективно для достижения конкретной цели [14, с.13].
Стандарт 5. Информационно грамотный учащийся понимает многие экономические, правовые и социальные вопросы, связанные с использованием информации [14, с.14].
В настоящее время в разнообразных литературных источниках представлено достаточно много информации, раскрывающей необходимость формирования ИГ, её значимости для всех, однако, по-прежнему, остаются мало изучены компоненты, входящие в состав ИГ, а также до сих пор не выявлен характер их взаимосвязи. Другими словами, требуется разрешение вопроса о том, является ли ИГ вновь идентифицированной, относительно уникальной конструкцией или она является конструкцией, отражающей ранее идентифицированную концептуальную область познания, в частности, интеллекта. А возможно, ИГ выступает в качестве академического мастерства, которое можно преподавать? Или она может быть связана с какими-либо качествами или свойствами самой личности, которая посредством поиска информации взаимодействует с окружающим её внешним миром?
На сегодняшний день нет недостатка в дискуссиях вокруг того, что широко известно - интеллект (Р), и не вызывает сомнений то, что его можно измерить посредством коэффициента интеллекта 00). Сегодня большинством психологов используется уже давно из-
вестная формула Дэвида Векслера для определения индивидуального показателя Его формула подверглась некоторому изменению новаторской идеей введением хронологии возраста обследуемого - коэффициент интеллекта Стэнфорд-Бине. Философское различие в формулах состоит в предположении, что формула Векслера, посредством которой определяется ^ остается стабильным на протяжении всей жизни даже в условиях возрастного снижение основных интеллектуальных функций [5, с.54].
В расчетах широкий спектр тестов, направленных на выявление интеллекта (исполнительный лист), включают четыре субтеста, два из которых предназначены для измерения вербальные способности, и два для измерения визуальные способности. Один из визуальных субтестов называется матрицами. Для этого участникам предлагается выбрать один из трех-шести отображенных вариантов, который наилучшим образом соответствует визуальным стимулам каждого конкретного элемента. Было доказано, что способность надлежащим образом завершить словесные аналогии является мощным способом оценки языковых навыков испытуемого, а также хорошим показателем интеллекта, так как вбирает в себя словесную абстракцию и обобщение смысла. Таким образом, результаты теста способны отобразить способность человека: (а) извлекать выгоду из опыта, (б) приобретать структурированные, схематические знания, (в) решать новые проблемы и (г) вести себя адаптивно [5, с.87]. Однако уже в 1950 году Дэвид Векслер говорит о влиянии личностных факторов в тестировании интеллекта, тем самым утверждая, что ^ не является единичным показателем, а выступает в качестве части единого целого - личности [18, с.22-32]. Действительно, интеллект как психологическая конструкция не существует в одиночку, а взаимодействует с другими многочисленными факторами. В качестве одного из примера сказанному, можно привести достижение высоких показателей в учебной успеваемости, в которой ^ являясь сильным предиктором, широко взаимодействует с рядом других факторов. Наравне с этим существуют исследования, раскрывающих роль ^ в формировании различных типов поведения и некоторые аспекты творчества [17, с.179-180].
Также как и интеллект, широко изучены модели личности, больше известные как пятифакторная модель или, так называемая Большая пятерка. Согласно данной модели существует пять основных личностных факторов, охватывающих множество других личностных особенностей. Льюис Голдберг [10, с.35], в своей работе назвал эти пять факторов: 1) экстраверсия-интровер-сия; 2) уживчивость; 3) конформность; 4) эмоциональная стабильность; 5) открытость. Каждую из названных черт можно рассматривать как гораздо более широкую область или фактор, в которой лежат множество биполярных черт.
Исследователи часто посредством указанных факторов подвергают оценки отношения между факторами личности и её поведением. Например, эмоциональная стабильность, характеризующаяся низким уровнем невротизма и наличием умений справляться с трудностями, положительно коррелирует с результатами психологической готовности дошкольника к школьному обучению и уровнем его умственного развития.
В свете растущего объема исследований, направленных на изучение ИГ, данное исследование направлено на рассмотрение характера взаимоотношений интеллекта с другими компонентами ИГ, особенно с теми, которые обладают наиболее прочной связью с умственным развитием ребенка [5, с.13].
Изначально мы предположили, что ИГ будет положительно коррелировать с ¡Р и экстраверсией. Исследования показали, что базовые интеллектуальные черты, измеряемые тестами ¡Р, являются фундаментальными для многих типов навыков решения проблем
педагогические науки
Батенова Юлия Валерьевна ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ...
и умений рассуждать, необходимых для управления информацией [2, с.225]. Аналогичным образом, была выдвинута гипотеза, что экстраверсия будет соотноситься с ИГ, потому что дошкольники, принявшие участие в экспериментальной части исследования, обладают такими личностными качествами, которые больше предрасположены к эффективному использованию внешних ресурсов, включая межличностное взаимодействие и совместное решение проблем.
Методы и организация исследования
В экспериментальной части исследования приняли участие дети старшего дошкольного возраста (п = 39), посещающие ДОО. В ходе исследования нами были использованы архивные данные, в которых была отображена информация о способностях участников к грамотности, измеренных в психологическом исследовании 8 месяцами ранее.
В работе использовалась описательная статистика для каждого из оцениваемых показателей с последующей корреляцией Пирсона для оценки связи между переменными, критерий К. Коэна и ^критерий Стьюдента. А также проведен многократный регрессионный анализ и анализ дисперсии (ANOVA) направленный на исследование потенциального размера ассоциации и/или прогностической полезности.
Ниже представим наиболее значимые показатели, полученные нами в ходе экспериментальной части исследования (см. таблицы 1-3).
Таблица 1 - Результаты личностных переменных, 10 оценки и стандартов оценки ИГ
Переменные Среднее значение(М) Стандартное отклонение (SD) испытаний {N) Диапазон
1 2 3 4 0
Э кстр авер сия-ингроверсия 30,59 8,403 51 10-50
Уживчивость 42,22 5,511 51 10-50
К онфорнно сть 39,06 6,457 51 10-50
Эмоциональная 36,61 8,164 51 10-50
Открытость 38,00 6,219 51 10-50
Пропентиль
Вербальный IQ 115,63 12.146 40 S4
Визуальный IQ 112,00 13,706 40 79
Общий IQ ОД 15,98 13,051 40 84
Умение / мастерство
Стандарт 1 0,6465 0,15529 51 <У
Стандарт 2 0,606275 0,1644136 51 <У
Стандарт 3 0,680588 0,2096703 51 <У
Стандарт 4 0,482 0,1633 51 <У
Примечание: стандарт 5 не высчитывался в виду возраста участников эксперимента; У - умение, опыт Таблица 2 - Анализ Прогностических зависимостей между переменными
Экстраверсия
Стандарты {по средней арифметической) Корреляция Пирсона -0,271
р-значение 0,054
(N) 51
Таблица 3 - Различия групп между показателями группы в настоящий момент и восемью месяцами ранее
ИГ показатели Двумя год ами р ане е В настоящее время р- значение t-кригерий Стьюдента Критерий К. Коэна
Среднее значение Стандартное Среднее значение Стандартное °™)НИе
Стандарт 1 0,578 0,12 0,633 0,17 -2,369 0,022 -0,68
Стандарт 2 0,616 0,15 0,744 0.15 -2.636 0,011 -0,75
Стандарт 3 0,578 0,15 0,697 0,17 -2266 0,028 -0,65
Стандарт 4 0,456 0,15 0,567 0.18 -2.114 0,040 -0,60
Результаты и выводы исследования Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую ранее гипотезу о наличии положительной корреляции между ИГ и субтестами вербальных способностей респондентов. В отличие от этого, результаты не подтвердили другую, выдвинутую нами гипотезу, в которой предполагалось, что экстраверсия и ИГ положительно коррелирует из-за экстравертного поведения участников эксперимента. Наше исследование полностью подтвердило результаты предыдущих исследований, показывающих наличие значимой положительной связи между общим 10 и академическими достижени-
ями, а также ожидаемую высокую корреляцию между словесным интеллектом и общим IQ. Неудивительно, что наше исследование подтвердило эти хорошо зарекомендовавшие себя результаты предыдущих исследований других авторов, расширив его выявлением корреляции между вербальными способностями и ИГ. Эта взаимосвязь не вызывает сомнений, поскольку ИГ включает в себя способность использовать базовые вербальные знания и процессы, направленные на решение проблем. В конвергенции с исследованиями в области оценки ИГ, указанными нами в работе ранее, наш эксперимент продемонстрировал, что старшие дошкольники показали отличные результаты от ранее ими полученных в ходе прохождения теста (восемь месяцев назад), что дает нам возможность утверждать о формировании ИГ в ходе образовательного процесса. Также, проведенное нами исследование подтвердило положительную корреляцию между таким фактором личности как сознательность и академическим успехом. Однако в ходе исследования нами были получены и некоторые неожиданные результаты. В частности, наши результаты не показали ожидаемой взаимосвязи между личностным фактором экстраверсии и ИГ. Вклад данного исследования в изучение ИГ обусловлен изучением воздействующих факторов путем модифицированного измерения интеллекта с помощью IQ-теста во взаимодействии с пятифакторной моделью личности у дошкольников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ахаян А.А. и др. Зарубежный опыт развития информационной компетентности учащихся / А.А. Ахаян, О.А. Кизик // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. - Декабрь 2007, ART 1220. - СПб., 2007. - [Электронный ресурс] URL: http://www.emissia.org/offline/2007/1220.htm . (дата обращения 22.11.2017)
2. Вишнякова, Г.Н. и др. Уровень информационной культуры студентов медицинского вуза / Г.Н. Вишнякова, П.В. Молодцова // Инновационные недра Кузбасса. IT-технологии: сб. науч. тр. - Кемерово: ИНТ, 2007. - С. 225-228.
3. Гендина, Н.И. Информационная грамотность в контексте других видов грамотности: дайджест зарубежного опыта: По материалам докладов, представленных на 75-ой Генеральной конференции ИФЛА «Библиотеки создают будущее, основываясь на культурном наследии» / Н.И. Гендина. - 2009. - С. 28-39.
4. Паршукова, Г.Б. Информационная грамотность как фактор развития профессиональной компетенции / Г.Б. Паршукова // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: Труды VIII Всероссийской объединенной конференции (Санкт-Петербург, 8-11 ноября 2005 г.). - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. - С. 112-115.
5. Паршукова, Г.Б. Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование: монография. / Г.Б. Паршукова - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. - 253 с.
6. Щедрина, М.А. и др. Социологический анализ как элемент системы мониторинга информационного поведения пользователей / М.А. Щедрина, Н.В. Коксина // Науч. и техн. б-ки. - 2007. - - №8. - С.32-38.
7. American Library Association, С. (1989).American Library Association presidential committee on information literacy. Report No: ED 315 074, Retrieved from EBSCOhost. P.9.
8. Association of College and Research Libraries. (2015). Framework for Information Literacy for Higher Education. Association of College & Research Libraries (ACRL). Available at: http://www.ala.org/acrl/standards/il-framework [Accessed 4 May 2017].
9. Galvin, J. (2006). Information literacy and integrative learning. College & Undergraduate Libraries, 13(3). P. 2551.
10. Goldberg, L.R. (1992). The development of markers
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1(22)
33
Batenova Julia Valerievna
THE FACTORS DETERMINING .
pedagogical sciences
for the Big-Five factor structure. Psychological Assessment, 4(1) P. 26-42.
11. Higntte, M., Margavio, T.M., & Margavio, G.W. (2009). information literacy assessment: Moving beyond computer literacy. College Student Journal, 43(3). P. 812821.
12. Jones, J. & Canuel, R. (2013). Supporting the dissemination of undergraduate research: An emerging role for academic librarians. In D. M. Mueller (Ed.), Imagine, innovate, inspire: Proceedings of the Association of College & Research Libraries (ACRL) 2013 conference (pp.538- 545). Chicago, IL: Association of College and Research Libraries.
13. Lloyd, A., & Williamson, K. (2008). Towards an understanding of information literacy in context. Journal of Librarianship & Information Science, 40(1). P. 3-12.
14. Macklin, A., & Culp, F. (2008). Information literacy instruction: Competencies, caveats, and a call to action. Science & Technology Libraries, 28(1/2). P. 8-61.
15. Miller, R.E. (2013). The almost experts: Capstone students and the research process. In D. M. Mueller (Ed.), Imagine, innovate, inspire: Proceedings of the Association of College & Research Libraries (ACRL) 2013 conference (pp.16-22). Chicago, IL: Association of College and Research Libraries.
16. Rempel, H.G., Buck, S., & Deitering, A. (2013). Examining student research choices and processes in a disinter mediated searching environment. Portal: Libraries and the Academy, 13(4), 363-384. https://doi.org/10.1353/ pla.2013.0036.
17. Russo, C. (2004). A comparative study of creativity and cognitive problem-solving strategies of high-IQ and average students. Gifted Child Quarterly, 48(3). P.179-190.
18. Wechsler, D. (1950/1997). Cognitive, conative, and non-intellective intelligence (1950). In J. M. Notterman & J. M. Notterman (Eds.), The evolution of psychology: Fifty years of the American Psychologist (pp. 22-32). Washington, DC: American Psychological Association.
19. Wilson, E.K. (2012). Citation analysis of undergraduate honors theses. The Southeastern Librarian, 60(1), 39-50. Available at: http://digitalcommons.kennesaw.edu/seln/ vol60/iss1/7 [Accessed 4 May 2017].
20. Zurkowski, P.G. (1974). The information service environment relationships and priorities. Related Paper. №.5. National Commission on Libraries and Information Science, Washington D.C. National Program for Library and Information Services. Report №, WCLIS-NPLIS-5.
Статья поступила в редакцию 17.01.2018
Статья принята к публикации 28.03.2018