Научная статья на тему 'От компьютерной грамотности к ИКТ-компетентности'

От компьютерной грамотности к ИКТ-компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / COMPUTER LITERACY / ВОЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / MILITARY EXPERT / ICT-COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепешинский И. Ю.

На основе исследований зарубежных и отечественных ученых систематизирован и уточнен понятийный аппарат в сфере использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности специалиста. Дано определение ИКТ-компетентности специалиста как системы его профессионально значимых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM COMPUTER LITERACY TO ICT-COMPETENCE

Based on studies of foreign and domestic scientists codified and clarified the conceptual apparatus in the sphere of using information and communication technologies in professional activity of the specialist. The definition of ICT-competence of a specialist as it professionally significant qualities.

Текст научной работы на тему «От компьютерной грамотности к ИКТ-компетентности»

УДК 378.147

И.Ю. Лепешинский, I.J. Lepeshinskiy, e-mail: [email protected]. Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia

ОТ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ К ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ FROM COMPUTER LITERACY TO ICT-COMPETENCE

На основе исследований зарубежных и отечественных ученых систематизирован и уточнен понятийный аппарат в сфере использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности специалиста. Дано определение ИКТ-компетентности специалиста как системы его профессионально значимых качеств.

Based on studies of foreign and domestic scientists codified and clarified the conceptual apparatus in the sphere of using information and communication technologies in professional activity of the specialist. The definition of ICT-competence of a specialist as it professionally significant qualities.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность, компьютерная грамотность, военный специалист

Keywords: ICT-competencies, computer literacy, a military expert

Информационные ресурсы общества становятся сегодня определяющим фактором его научно-технического и социально-экономического развития. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом средств и методов информатики, способных к постоянному совершенствованию профессиональных качеств, превращается в ведущий фактор образовательной политики. Информационно-коммуникационная компетентность становится сегодня необходимым усло-

вием успешной профессиональной деятельности, в том числе и в военной. Она предполагает способность эффективно использовать средства информатизации и новые информационные технологии для решения практико-ориентированных задач современного специалиста в любой сфере деятельности.

В нашем исследовании, относящемся к проблеме развития информационно-коммуникационной компетентности будущих военных специалистов [1], т.е. конкретно деятельност-ной составляющей, мы будем использовать понятие и термин «ИКТ-компетентность» как неизбежную в современных условиях компоненту профессиональной компетентности.

В связи с тем, что терминология и понятийный аппарат в сфере использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности специалиста в настоящее время еще не вполне устоялись, целесообразно сначала объяснить смысл понятий «компьютерная грамотность» и «информационная культура».

Согласно пояснительной записке, к программе курса «Основы информатики и вычислительной техники» [2, с. 57-58] понятие компьютерная грамотность (КГ) учащихся рассматривается как результат обучения, соответствующий требованиям, взятым в их минимальном объеме:

- навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для решения с помощью ЭВМ;

- навыки формализованного описания поставленных задач, элементарные знания о методах математического моделирования и умение строить простые математические модели поставленных задач;

- знания основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;

- понимание устройства и функционирования ЭВМ и элементарные навыки составления программ для ЭВМ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;

- навыки квалифицированного использования основных типов современных информационных систем для решения с их помощью практических задач и понимание основных принципов, лежащих в основе функционирования этих систем;

- умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью ЭВМ и применять эти результаты в практической деятельности.

Таким образом, сокращенно структуру компьютерной грамотности можно представить схемой, состоящей из четырех ключевых слов: общение, программирование, устройство, применение (рис. 1).

Компьютерная грамотность

т * 1

общение программирование устройство применение

Рис. 1. Структура компьютерной грамотности

«Требования, взятые в их минимальном объеме, составляют задачу достижения первого уровня компьютерной грамотности, взятые в максимальном объеме - воспитание информационной культуры учащихся» [2, с. 58].

Информационная культура (ИК) как новое понятие, появление которого было продиктовано процессом становления школьного предмета информатики и методики его преподавания, изначально возникло путем добавления новых и некоторого расширения прежних компонентов компьютерной грамотности.

Все виды человеческой деятельности с применением ЭВМ базируются на определенной совокупности знаний, обеспечивающей уровень развития информационной и алгоритмической культуры. В самом общем виде под алгоритмической культурой (АК) учащегося понимается совокупность специфических представлений, умений и навыков, связанных с овладением наиболее общими компонен-

тами алгоритмизации. Содержание и основные компоненты данного понятия определены профессором М.П. Лапчиком:

- понимание сущности алгоритма и его свойств, владение общим понятием языка как средства описания алгоритма;

- владение средствами и методами описания алгоритмов;

- понимание алгоритмического характера методов учебных дисциплин;

- понимание основ программирования для ЭВМ и возможностей ЭВМ в практических применениях» [3].

Информационная культура - наиболее важная составляющая в обучении, в том числе информатике. Она является слагаемой культуры любой общности и индивида, характеризующая осознание ими информации как ценности, их стремление и умение искать и находить, получать и перерабатывать, основывать на ней свою целесообразную деятельность и передавать ее, а также делиться с другими приобретенным опытом в данной области.

Таким образом, «отражение в понятии «информационная культура» феномена «культура» невольно придает ему тот расширительный смысл, который в определенном контексте может трактоваться с точки зрения общего понятия культуры, формируемой в процессе всей активной жизни человека. Выход из создавшегося затруднения, которое носит не более чем терминологический характер, в современных условиях может быть найден путем обращения к стремительно атакующему педагогическую науку компетентностному подходу» [4, с. 7-8].

Понятие «информационная компетентность» впервые было введено в теорию компетентност-ного подхода к определению ключевых компетенций в 1995 году американскими исследователями [5]. В основу понятия «информационная компетентность» исследователи Кембриджского экзаменационного синдиката Ш. Хьюгс и Дж. Шапиро [6, 7] вкладывают способность человека находить, оценивать, использовать и передавать информацию во всех ее формах. Исходя из этого, информационную компетентность определяют как объединение этики, критического мышления и умений работать с информацией, представленной на бумажных и электронных носителях, а также умений использовать телекоммуникационные технологии и средства массовой информации. В основу структуры информационной компетенции (рис. 2) американских исследователей положены умения человека получать и передавать информацию по различным каналам связи, а также организовывать доступ к ней.

Рис. 2. Структура информационной компетентности по Ш. Хьюгсу и Дж. Шапиро

ПОЛУЧЕНИЕ - знание правил доступа к частной и общей информации, понятия интеллектуальной собственности и авторских прав, а также правил использования информации и степень влияния этой информации на происходящие события.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ - знание способов распространения информации по различным каналам, включая Интернет и телевидение. Умение не только получать, анализировать и обрабатывать получаемую информацию, хранящуюся на бумажных носителях, но и в равной степени умение работать с другими источниками информации.

ПРОИЗВОДСТВО - умение производить и распространять свою собственную информацию, используя для этого различные способы и технологии.

В современных условиях неизбежной компонентой профессиональной компетентности любого специалиста является ИКТ-компетентность. Она ориентирована на практическое использование информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности специалиста. Таким образом, ИКТ-компетентность - это не только знаниевая, но и преимущественно личностно-

деятельностная характеристика специалиста любой сферы, под которой мы понимаем совокупность взаимосвязанных между собой компетенций, владение которыми предполагает способность мотивированно и эффективно использовать средства информатизации и новые информационные технологии для решения профессиональных задач. Она представляет систему профессионально значимых качеств специалиста, формируемых и развивающихся в процессе непрерывного образования в области использования информационно-коммуникационных технологий, а также включает в себя совокупность профессионально значимых позиций личности к необходимости использования ИКТ для успешной реализации профессиональных функций.

Библиографический список

1. Лепешинский, И. Ю. Развитие ИКТ-компетентности студентов учебных военных центров в условиях интеграции базового и военно-профессионального образования / И. Ю. Лепешинский : монография. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2011. -221 с.

2. Лапчик, М. П. Методика преподавания информатики / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер ; под общей ред. М. П. Лапчика. - 3-е. изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 624 с.

3. Лапчик, М. П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования : историко-методол. аспект / М. П. Лапчик ; Ом. гос. пед. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 1999. - 295 с.

4. Лапчик, М. П. ИКТ-компетентность педагогических кадров : монография / М. П. Лапчик. -Омск : Изд-во ОмГПУ, 2007.

5. Hutmacher, W. Key competencies for Europe / Walo Hutmacher // Report of the Symposium Berne, Switzezland ; 27-30 March, 1996; Council for Cultural Cooperation (CDCC). - Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.

6. Jeremy, J. Enlightenment proposals for a new curriculum / J. Jeremy, Shapiro, K. Shelley, K. Hughes // Educom Review. - 1996. - Vol. 31; № 2. - P. 27-34.

7. Jeremy, J. Information Literacy as a Liberal Art / J. Jeremy, Shapiro, K. Shelley K. Hughes // Educom Review. - 2001. - V. 3.2. - P. 46-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.