Научная статья на тему 'Роль исследовательской грамотности в профессиональной деятельности ученого'

Роль исследовательской грамотности в профессиональной деятельности ученого Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕТАГРАМОТНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОДУКТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ / УЧЕНЫЙ / SCIENTIFIC ENVIRONMENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / METALITERACY / RESEARCH LITERACY / INFORMATION LITERACY / PROFESSIONAL KNOWLEDGE AND SKILLS / PROFESSIONAL ACTIVITY / RESEARCHER PRODUCTIVITY / SCIENTIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чигишева Оксана Павловна

Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, связанных с особенностями осуществления научно-исследовательской деятельности современными учеными в условиях нарастающей информатизации в научной сфере. Основной акцент сделан на анализе требований, предъявляемых к уровню исследовательской грамотности ученого, способствующей качественному осуществлению профессиональной деятельности и повышению ее продуктивности. В процессе проведения теоретического анализа источников по проблеме исследования было обосновано, что понимание исследовательской грамотности в англо-американской традиции тесно связано с эволюционированием концепта «информационная грамотность», подразумевающего умение человека использовать информационные технологии в академических, профессиональных и личных целях. Исходя из данной идеи, были рассмотрены и охарактеризованы различные виды информационной грамотности (инструментальная, источниковедческая и социально-структурная грамотность, исследовательская, публикационная и критическая грамотность, грамотность в области новых технологий), а также выявлено новое концептуально значимое направление метаграмотность. Показано, что современное понимание исследовательской грамотности базируется на двух основных направлениях профессиональной деятельности ученого, и подразумевает, с одной стороны, умение проектировать и проводить исследования с использованием адекватного методологического инструментария, а, с другой стороны, умение использовать современные методы и технологии для работы с необходимой для исследования информацией, представленной в глобальном сетевом информационном пространстве. Автором представлен зарубежный опыт в области формирования исследовательской грамотности и возможностей для ее совершенствования, который может представлять определенный интерес для российских ученых, теоретиков и практиков образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF RESEARCH LITERACY IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE SCIENTIST

The article is devoted to the consideration of the acute issues related to the peculiarities of scientific research activities carried out by modern scientists in the conditions of increasing informatization of science. The main emphasis is made on the analysis of the requirements for the level of research literacy of the scientist, contributing to the qualitative implementation of professional activities and increase of its productivity. In the process of the theoretical analysis of the sources on the problem of research it was justified that the understanding of research literacy in the Anglo-American tradition is closely connected with the evolution of the concept “information literacy” that implies the ability of a person to use information technologies for academic, professional and personal purposes. Based on this idea, various types of information literacy (tool, resource and social-structural literacy, research, publishing and critical literacy, emergent technology literacy) were examined and characterized, and a new conceptually significant direction of metaliteracy was revealed. It is shown that modern understanding of research literacy is based on two main directions of the professional activity of the researcher, and implies, on the one hand, the ability to design and conduct research using adequate methodological tools, and, on the other hand, the ability to use modern methods and technologies to work with the necessary research information represented in the global information space. The author has represented foreign experience in the field of research literacy formation and opportunities for its improvement, which may be of particular interest for Russian scientists, theorists and practitioners of education.

Текст научной работы на тему «Роль исследовательской грамотности в профессиональной деятельности ученого»

педагогические науки

Чигишева Оксана Павловна РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ...

УДК 378.126

РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНОГО

© 2018

Чигишева Оксана Павловна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет (344038, Россия, Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, связанных с особенностями осуществления научно-исследовательской деятельности современными учеными в условиях нарастающей информатизации в научной сфере. Основной акцент сделан на анализе требований, предъявляемых к уровню исследовательской грамотности ученого, способствующей качественному осуществлению профессиональной деятельности и повышению ее продуктивности. В процессе проведения теоретического анализа источников по проблеме исследования было обосновано, что понимание исследовательской грамотности в англо-американской традиции тесно связано с эволюционированием концепта «информационная грамотность», подразумевающего умение человека использовать информационные технологии в академических, профессиональных и личных целях. Исходя из данной идеи, были рассмотрены и охарактеризованы различные виды информационной грамотности (инструментальная, источниковедческая и социально-структурная грамотность, исследовательская, публикационная и критическая грамотность, грамотность в области новых технологий), а также выявлено новое концептуально значимое направление - мета-грамотность. Показано, что современное понимание исследовательской грамотности базируется на двух основных направлениях профессиональной деятельности ученого, и подразумевает, с одной стороны, умение проектировать и проводить исследования с использованием адекватного методологического инструментария, а, с другой стороны, умение использовать современные методы и технологии для работы с необходимой для исследования информацией, представленной в глобальном сетевом информационном пространстве. Автором представлен зарубежный опыт в области формирования исследовательской грамотности и возможностей для ее совершенствования, который может представлять определенный интерес для российских ученых, теоретиков и практиков образования.

Ключевые слова: научное пространство, образовательное пространство, метаграмотность, исследовательская грамотность, информационная грамотность, профессиональные знания и навыки, профессиональная деятельность, продуктивность исследователя, ученый.

THE ROLE OF RESEARCH LITERACY IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE SCIENTIST

© 2018

Chigisheva Oksana Pavlovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the department of education and pedagogical sciences at the Academy of psychology and pedagogy

Southern Federal University (344038, Russia, Rostov-on-Don, Nagibina av., 14, e-mail: [email protected])

Abstract. The article is devoted to the consideration of the acute issues related to the peculiarities of scientific research activities carried out by modern scientists in the conditions of increasing informatization of science. The main emphasis is made on the analysis of the requirements for the level of research literacy of the scientist, contributing to the qualitative implementation of professional activities and increase of its productivity. In the process of the theoretical analysis of the sources on the problem of research it was justified that the understanding of research literacy in the Anglo-American tradition is closely connected with the evolution of the concept "information literacy" that implies the ability of a person to use information technologies for academic, professional and personal purposes. Based on this idea, various types of information literacy (tool, resource and social-structural literacy, research, publishing and critical literacy, emergent technology literacy) were examined and characterized, and a new conceptually significant direction of metaliteracy was revealed. It is shown that modern understanding of research literacy is based on two main directions of the professional activity of the researcher, and implies, on the one hand, the ability to design and conduct research using adequate methodological tools, and, on the other hand, the ability to use modern methods and technologies to work with the necessary research information represented in the global information space. The author has represented foreign experience in the field of research literacy formation and opportunities for its improvement, which may be of particular interest for Russian scientists, theorists and practitioners of education.

Keywords: scientific environment, educational environment, metaliteracy, research literacy, information literacy, professional knowledge and skills, professional activity, researcher productivity, scientist.

Современное научное и образовательное пространство серьезно трансформируется под влиянием идей глобализации и интернационализации, что приводит к интенсификации профессиональных контактов на международном уровне, росту количества партнерских исследовательских проектов, диверсификации источников финансирования, расширению возможностей дис-семинации продуктов интеллектуальной и инновационной проектной деятельности [1, 2, 3]. Особое внимание уделяется количественным и качественным показателям продуктивности исследователей, критической значимости получаемых исследовательских результатов для обеспечения устойчивого развития общества в ответ на внешние социально-экономические и технологические вызовы [4]. Данные обстоятельства с особой остротой ставят вопрос о совершенствовании исследовательских стратегий, подходов и методов, а также о необходимости изменения требований как к уровню профессионализма современного ученого, так и к уровню его методо-

логической культуры и исследовательской грамотности [5, 6, 7].

Стоит особо подчеркнуть, что термин «исследовательская грамотность», который достаточно недавно появился в тезаурусе современной педагогики, характеризуется большим разнообразием в его понимании. В мировой образовательной практике остродискуссионым остается вопрос о способах и особенностях формирования исследовательской грамотности и необходимости включения специализированных курсов по ее формированию в образовательный куррикулум современных высших учебных заведений и разнообразных программ обучения, реализующихся в секторе неформального образования, предназначенных как начинающим, так и активно работающим исследователям.

Термин «исследование» (англ. research от фр. recherché) в своем прямом значении подразумевает «следование изнутри», попытку «найти, узнать, попытаться получить» новое знание [8, p. 414]. При этом использо-

Chigisheva Oksana Pavlovna pedagogical

THE ROLE OF RESEARCH ... sciences

вание функционального подхода к его интерпретации позволяет с определенной долей условности предположить, что для понимания сути «исследовательской грамотности» необходимо четко дифференцировать два методологически значимых вектора в работе ученого: 1) проектирование и проведение исследований с использованием количественных, качественных и смешанных методов; 2) использование новейших методов и технологий для поиска и обработки наиболее значимой для исследования информации, содержащейся на различных информационных ресурсах [9].

Если первый вектор имеет ярко выраженный теоретико-методологический фокус, то второй - стойко ассоциируется с классическим пониманием концепта «информационная грамотность» (англ. information literacy) впервые зафиксированным в официальных документах Американской библиотечной ассоциации в 1989 году в качестве «способности осознавать, когда информация необходима и иметь возможность находить, оценивать и эффективно использовать необходимую информацию» [10]. Данное определение получило широкое распространение в англо-американской педагогической традиции благодаря его использованию такими международными и национальными организациями как ЮНЕСКО, Национальный совет учителей английского языка (США), Ассоциация американских колледжей и университетов, Ассоциация колледжей и исследовательских библиотек (США).

Таким образом, информационная грамотность предполагает наличие следующих умений:

- определять сущность и объем необходимой информации;

- находить быстрый доступ к информации;

- критически оценивать информацию и информационные источники, а также накапливать ее;

- индивидуально или коллективно использовать информацию для достижения поставленной цели;

- пользоваться информацией с соблюдением всех юридических и этических норм [11].

Данное понимание информационной грамотности получило дальнейшее осмысление в трудах Е. Дюпюи, где обосновано, что владение информационной грамотностью должно подразумевать знание и понимание места и роли информации в современном обществе, ее разнообразия и способов структурирования, а также возможностей использования в условиях системы непрерывного образования [12]. Ряд исследователей считает информационную грамотность синонимом интернет грамотности и навыком, который выходит за рамки простого поиска и использования информации, тесно связанным с наличием знаний в области интерпретации и оценки получаемой информации [13, 14, 15]. В 1996 году более всеобъемлющая семикомпонентная модель понимания информационной грамотности приходит на смену уже устоявшейся трехкомпонентной модели (доступ, понимание, создание) [16].

Дж. Шапиро и С. Хьюгс предложили, операционали-зировали и представили информационную грамотность в виде семиуровневого конструкта, включающего следующие измерения (англ. dimensions):

- инструментальная грамотность (англ. tool literacy) - способность понимать концепции информационных технологий и уметь их использовать на практике в соответствующей профессиональной области;

- источниковедческая грамотность (англ. resource literacy) - способность понимать форму, расположение, методы доступа и форматы информационных источников;

- социально-структурная грамотность (англ. social-structural literacy) - понимание того, как информация получает социальную значимость и создается;

- исследовательская грамотность (англ. research literacy) - способность понимать и использовать необходимые информационные технологии при проведении 324

исследований;

- публикационная грамотность (англ. publishing literacy) - способность форматировать и публиковать идеи и результаты исследований в текстовых и мультимедийных форматах;

- грамотность в области новых технологий (англ. emergent technology literacy) - осознанная способность адаптироваться, понимать, оценивать и использовать новые информационные технологии;

- критическая грамотность (англ. critical literacy) -способность критически оценивать сильные и слабые стороны, возможности и ограничения использования информационных технологий [16].

Очевидно, что информационная грамотность может быть ассоциирована с умением человека использовать компьютер, программное обеспечение, базы данных и другие технологии для достижения определенных целей в академическом, профессиональном и личностном плане [17, 18]. С 2011 года в педагогический тезаурус вводится новое понятие «метаграмотность» (англ. metaliteracy), характеризующее новый логический этап в развитии информационной грамотности. Наряду с этим в зависимости от доминирующей информационной технологии ученые выделили новые модели грамотности: медиаграмотность (англ. medialiteracy), цифровую грамотность (англ. digital literacy), визуальную грамотность (англ. visual literacy), киберграмотность (англ. cyberliteracy), отдельно описав профессионализм владении информационными технологиями (англ. information fluency) [19]. Т.П. Маки и Т.Е. Джейкобсон утверждают, что метаграмотность значительно расширяет традиционные рамки в понимании информационной грамотности (определять, получать доступ, находить, понимать, производить и использовать информацию) благодаря акценту на совместном использовании, производстве и распространении информации в общедоступных цифровых средах [20]. В более поздних исследованиях отмечается ведущая роль метаграмотности при обработке онлайн информации с использованием ресурсов мета-когнитивного и критического мышления [21], также предлагаются курсы (например, на образовательной платформе Coursera), нацеленные на формирование ме-таграмотности у взрослых обучающихся [22].

Тем не менее, в настоящее время особой популярностью во всем мире в качестве базового справочного ресурса пользуется "Рамка информационной грамотности в высшем образовании" (Framework for Information Literacy for Higher Education), разработанная Ассоциацией колледжей и исследовательских библиотек (США) в 2015 году [23]. В данном документе признается, что информационная грамотность представляет собой контекстуализированный и очень сложный опыт, где когнитивные, аффективные и социальные характеристики, присущие ученому играют важное значение [24]. Это позволяет говорить о том, что фокус информационной грамотности больше направлен на развитие знаний индивида о том, как и где можно использовать информацию, в то время как исследовательская грамотность во главу угла ставит знания и навыки профессионала по использованию информации в своей области знаний [9]. Так, профессиональный исследователь должен владеть передовыми методами и исследовательскими стратегиями, а также компетенциями, которые ему/ей позволят не просто производить поиск, извлечение, сортировку, критическую оценку и использование первичных и вторичных литературных источников с целью их синтезирования, и написания документов различных форматов, но и для планирования и проведения качественных и количественных исследований, а также исследований с использованием смешанных методов [25].

Особое внимание важности развития информационной грамотности, как ведущего навыка 21 века, уделяется в библиотеках при высших учебных заведениях, которые являются центрами научной информации и активно Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

педагогические науки

Чигишева Оксана Павловна

РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ...

используются учеными при проведении теоретического этапа исследования. Такого рода курсы в основном разрабатываются для уже работающих библиотекарей и студентов разных уровней обучения, изучающих библиотечное дело, но в последнее время очень рекомендуются к освоению докторантам и ученым, находящимся на разных ступенях своей карьерной лестницы. Особую популярность они приобрели в европейских и американских университетах и успешно реализуются на базе академических библиотек и центров личностного и профессионального развития исследователей.

Как правило, формирование и развитие научной грамотности происходит либо в рамках отдельных курсов, либо в рамках отдельных модулей, интегрированных в программы по поддержке ученых и исследований более широкой направленности. Тем не менее, в обоих случаях рекомендуется акцентировать внимание на формировании как минимум пороговых компетенций в этой области, которые позволят в дальнейшем самостоятельно адаптироваться к быстро меняющимся трендам в этой сфере. Хорошей основой при конструировании такого рода курсов и модулей являются базовые курсы, реализуемые для магистров в области библиотечного дела (Master of Library Science, MLS), т.к. это позволяет предоставить ученым максимально концентрированное обучение по использованию новейших методов работы с исследовательской информацией на базе имеющейся методологической подготовки в определенном научном направлении [26]. Так, анализ содержания курса «Исследовательская грамотность», предлагаемый к изучению магистрантам по направлению «Библиотечное дело» в Государственном Университете Эмпориа (США) позволил установить, что достаточно полезными для ученых могут быть тематические блоки, представленные в модулях 2 «Исследования в области библиотечных и информационных наук» и 3 «Поиск информации и правила цитирования» [9]. Знание современных баз данных для поиска необходимой исследовательской информации и правил работы с ними, а также наличие практических навыков составления и визуализации библиографических обзоров на этой основе с использованием новейших библиометрических программ (например, Cite Space II, VOSviewer и др.) позволит значительно расширить и обогатить возможности ученых при анализе исследовательских материалов на разных этапах проведения исследования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская грамотность является значимым атрибутом профессиональной деятельности современного ученого и должна формироваться на самых ранних этапах исследовательской карьеры, а также постоянно совершенствоваться на протяжении всей жизни. При этом обязательно должен учитываться существующий положительный зарубежный опыт в этой области, его следует рассматривать как один из ориентиров при создании специализированных курсов и программ, нацеленных на повышение уровня исследовательской грамотности отечественных ученых.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Anderson, M., Freebody, K. Partnerships in education research: Creating knowledge that matters. New York: Bloomsbury Academic, 2014. 196 p.

2. Cross-border partnerships in higher education: Strategies and issues / Eds. Sakamoto, R., Chapman, D.W. New York and London: Routledge, 2011. 285 p.

3. Иванов О.Б., Иванова С.В. Запросы общества на качество образования как фактор формирования современного образовательного пространство. Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2016): сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Москва: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2016. С. 83-93.

4. Чигишева О.П., Бондаренко А.В., Солтовец Е.М.

Функциональные показатели продуктивности научно-исследовательской деятельности молодых ученых // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т 6. №4(21). С. 429-433.

5. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 320 с.

6. Чигишева О.П., Солтовец Е.М., Бондаренко А.В. Интерпретационное своеобразие концепта «функциональная грамотность» в российской и европейской теории образования // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Том 5. номер 4. Режим доступа: http://mir-nauki. com/PDF/45PDMN417.pdf

7. Chigisheva, O. Functional Literacy: Terminological Ambiguity in the Worldwide Educational Context // Astra Salvensis. 2018. VI. Special Issue. P. 963-970.

8. Urwin, K. Standard dictionary French. Berlin and Munich: Langenscheidt KG, 1988. P. 414.

9. Dow, M.J., Sutton, S.W. A theory of research literacy: thresholdperformanceskillsfromclassroomtopractice/Режим доступа: https://www.emporia.edu/slim/programs/phd.-program/A+THEORY+OF+RESEARCH+LITERACY. pdf?language_id=1 (дата обращения: 16.08.2018).

10. American Library Association. Presidential committee on information literacy: Final report. 1989. Режим доступа: http://www.ala.org/acrl/publications/ whitepapers/presidential#importance (дата обращения: 17.08.2018).

11. American Library Association, Public Library Association. Режим доступа: http://www.pla.org/ala/pla/ pla.htm (дата обращения: 17.08.2018).

12. Dupuis, E. The information literacy challenge: Addressing the changing needs of our students. Internet Reference Services Quarterly. 1997. 2(2&3). P. 93-111.

13. Banta, T.W., Mzumara, H.R. (2004) Assessing information literacy and technological competence. Assessment Update. 2004. 16(5). P. 3-5.

14. Livingstone, S., Bober, M., Helsper, E.J. Internet Literacy among Children and Young People: Findings from the UK Children Go Online Project. London: LSE, 2005. Режим доступа: http://www.lse.ac.uk/collections/chil-dren-go-online/ (дата обращения: 18.08.2018).

15. Murray, J. Contemporary literacy: Essential skills for the 21st century. MultiMedia Schools. 2003.10(2). P. 14-18.

16. Shapiro, J., Hughes, S. Information literacy as a liberal art: Enlightenment proposals for a new curriculum. Educom Review. 1996. 31. Режим доступа: http://net.ed-ucause.edu/apps/er/review/reviewArticles/31231.html (дата обращения: 17.08.2018).

17. Leung, L., Lee, P.S.N. The influences of information literacy, internet addiction and parenting styles on internet risks. New Media & Society, 2011. Режим доступа: http:// www.com.cuhk.edu.hk/ccpos/en/pdf/Internet%20Risk.pdf (дата обращения: 18.08.2018).

18. Association of Colleges and Research Libraries. Introduction to Information Literacy. 2010. Режим доступа:http://www.ala.org/ala/mgrps/divs/acrl/issues/info-lit/overview/intro/index.cfm (дата обращения: 17.08.2018).

19. Mackey, T.P., Jacobson, T.E. Reframing Information Literacy as a Metaliteracy // College and Research Libraries. 2011. 72(1). P. 62-78.

20. Mackey, T.P., Jacobson, T.E. Metaliteracy: reinventing information literacy to empower learners. Chicago: ALA Neal-Schuman, an imprint of the American Library Association, 2014.

21. Jacobson, T.E., Mackey, T.P. Metaliteracy in practice. London: Facet Publishing, 2016.

22. Coursera. Metaliteracy: Empowering Yourself in a Connected World. 2018. Режим доступа: https://ru.cour-sera.org/learn/metaliteracy#syllabus (дата обращения: 18.08.2018).

23. Framework for Information Literacy for Higher Education. 2016. Режим доступа: http://www.ala.org/acrl/

Chigisheva Oksana Pavlovna THE ROLE OF RESEARCH ..

pedagogical sciences

sites/ala.org.acrl/files/content/issues/infolit/Framework_ ILHE.pdf (дата обращения: 17.08.2018).

24. Information literacy: research and collaboration across disciplines / Eds. Barbara, J., D'Angelo, B.J., Jamieson, S., Maid, B., Walker, J.R. Boulder, Colorado: University Press of Colorado.

25. Beaudry, J.S., Miller, L. Research Literacy: A Primer for Understanding and Using Research. Routledge, 2016. -380 p.

26. Dow, M.J., Sutton, S.W. Research literacy: Master of library science. Emporia State University, School of Library and Information Science, 2014. Режим доступа: https:// www.emporia.edu/slim/documents/other/RESEARCH+LI TERACY+White+Paper+ver+8-5-2015.pdf (дата обращения: 19.08.2018).

Статья поступила в редакцию 04.07.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

326

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.