Научная статья на тему 'К вопросу о составе системы профессиональных ценностей социального работника'

К вопросу о составе системы профессиональных ценностей социального работника Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
737
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / СИСТЕМА / СОСТАВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / PROFESSIONAL EDUCATION / UPBRINGING / STUDENTS / SYSTEM / COMPOSITION / PROFESSIONAL VALUES / SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Менщикова Инесса Юрьевна

В статье рассматривается проблема состава системы профессиональных ценностей социального работника как условия, которое может существенно повысить качество профессионального образования в области социальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revisited a Social Worker's Professional Values System Composition

In the article the author considers the problem of a social worker's professional values system composition as a condition, which is able to improve essentially the quality of professional education at social work domain.

Текст научной работы на тему «К вопросу о составе системы профессиональных ценностей социального работника»

УДК 37.034 ББК Ч 30,051

Менщикова Инесса Юрьевна

кандидат педагогических наук кафедра социологии и социальной работы Курганский государственный университет г. Курган

Menshchikova Inessa Yurievna Candidate of Pedagogics The Chair of Sociology and Social Work Kurgan State University Kurgan

К вопросу о составе системы профессиональных ценностей социального

работника

Revisited a Social Worker’s Professional Values System Composition

В статье рассматривается проблема состава системы профессиональных ценностей социального работника как условия, которое может существенно повысить качество профессионального образования в области социальной работы.

In the article the author considers the problem of a social worker’s professional values system composition as a condition, which is able to improve essentially the quality of professional education at social work domain.

Ключевые слова: профессиональное образование, воспитание, студенты, система, состав, профессиональные ценности, социальная работа.

Key words: professional education, upbringing, students, system, composition, professional values, social work.

За двадцатилетнюю историю развития отечественной системы органов социальной защиты населения как институциональной формы выражения социальной работы у социальных работников накопился опыт решения проблем своих клиентов (индивидов, семей, групп лиц). Усвоение этого опыта, представленного сформированной в результате практической деятельности совокупностью знаний, умений и навыков, стало основой профессионального образования социальных работников [2. - С. 456]. В результате выпускники учреждений профессионального образования подготовлены к участию в решении только некоторых проблем клиентов. Это приводит к ухудшению положения тех людей, о которых они призваны заботиться. На личностном уровне это проявляется в страданиях клиентов, на межличностном - в конфликтах с социальным работником, коллективом, руководителем социальной службы, на групповом - в росте социальной напряженности в обществе, его неустойчивом развитии.

С нашей точки зрения, качество профессионального образования социальных работников будет существенно повышено, если, в первую очередь, оно будет ориентированно на становление студента как субъекта деятельности. В этом случае внимание студентов с самого начала будет акцентировано на том, что результатом их образования должна стать не какая-либо сумма знаний, умений и навыком, а способность самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность социального работника как деятельность продуктивную. При таком подходе на первый план выходит то обстоятельство, что продуктом деятельности социального работника всегда будет то, что необходимо клиенту, т. е. то, что строго индивидуально и уникально. Такого рода профессиональная деятельность не может быть организована на основе каких-либо шаблонов. Она является творческой, т. е. такой, которая отличается высокой степенью самостоятельности ее субъекта. В то же время, как профессиональная, деятельность социального работника является деятельностью нормативной. Такое сочетание нормативности с творчеством достигается через воспитание в процессе профессионального образования определенных личностных ценностей.

Личностные ценности обусловлены в своем возникновении базовыми потребностями человека, выступают основой мотива его деятельности, задающего ей направленность на достижение цели. Личностные ценности образуют иерархическую систему, где одна из ценностей исполняет роль системообразующей, подчиняющей себе другие ценности. Система личностных ценностей может включать в себя систему профессиональных ценностей, которые ориентируют человека на достижение цели той профессиональной деятельности, которой он занимается. «В системе личностных ценностей, -пишет Н.Л. Худякова, - может быть выделена система профессиональных ценностей, т. е. ценностные основы профессиональной деятельности, отражающие стремление человека к формам отношений, необходимых и значимых для эффективного осуществления профессиональных функций <...> Частичная осознанность своих ценностей порождает неточность, искажение характеристик образа выстраиваемых человеком отношений, которые определяются при его проектировании на уровне мотива и цели. Это приводит к

построению неоптимального способа организации деятельности» [3. - С. 162]. Итак, система личностных ценностей социального работника, включающая в себя и ценности собственно профессиональные, определяют цель и характер его профессиональной деятельности. Это не всегда им осознается и в результате его деятельности часто получается не то, что было определено как цель.

Одним из способов устранения несоответствия между результатом и целью профессиональной деятельности является осознание социальным работником своих профессиональных ценностей - ценностная рефлексия. Ценностная рефлексия предполагает самопознание и самооценку человеком личностной системы ценностей на основе ее сопоставления с какой-либо общественной системой ценностей [4. - С. 75]. Таким образом, для осознания личностных ценностей, определяющих характер профессиональной деятельности социального работника, необходимы знания о системе профессиональных ценностей, позволяющей осуществить эту деятельность как результативную и эффективную. В наших исследованиях, посвященных выявлению профессиональных ценностей социального работника, мы опираемся на результаты исследований В.А. Мальцева, Г.П. Медведевой, Ш. Рамон, Ш.К. Хиндука, Н.Б. Шмелёвой, С.Э. Юнгхолма, Е.Р. Ярской-Смирновой и др.

Так, С.Э. Юнгхолм понимает социальную работу как вид социальной, гуманистически ориентированной деятельности людей, и рассматривает «гуманистические ценности социальной работы» как ценности индивидуальности, уникальности личности [5. - С. 27]. При этом «автор солидарен с теми философами, которые «первотолчком» гуманистически ориентированной деятельности считают потребности людей и стремление к их удовлетворению. В соответствии с этим пониманием, в качестве базовых гуманистических ценностей, которые должны стать императивами социальной деятельности, выделяются жизнь, совесть, вера» [там же. - С. 9-10].

Ш. Рамон в качестве ценностей, составляющих ядро социальной работы, предлагает следующее: право индивидов на поддержку со стороны своего ближайшего окружения и общества в целом в тех случаях, когда они сталкиваются с жизненными трудностями и невзгодами; право на уважение

собственного человеческого достоинства; право на самореализацию своих потенциальных возможностей и пр. [1. - С. 73]. Основной ценностью

социальной работы Ш. Рамон считает ценность самоопределения как стремление к сотрудничеству между профессионалами и клиентами.

Ш.К. Хиндука утверждает, что социальные работники должны разделять такие ценности, как человеческое достоинство, социальную справедливость, поддержку неимущих и наиболее уязвимых слоев, стремление к мирному сосуществованию, добрую волю [там же. - С. 73].

Н.Б. Шмелёва выделяет три взаимосвязанные группы ценностей профессии, последовательно усваиваемые в ходе профессионального обучения: 1) ценности, отражающие альтруистический характер деятельности, - помощь другому, нуждающемуся в твоей поддержке, слабо защищенному человеку; 2) ценности этической ответственности перед профессией - отстаивание и защиты достоинства и целостности профессии, развитие этических норм, знаний и миссии социальной работы; 3) ценности, связанные с потребностью

самореализации, самоутверждения и самосовершенствования личности социального работника, достижение профессионализма деятельности [1. - С. 74].

Е.Р. Ярская-Смирнова приводит профессиональные ценности, «которые чаще всего выделяются авторами из всего перечня ценностей социальной работы» [6. - С. 33-34]. В частности, уважение личности клиента и признание самоценности каждого индивида; принятие клиента таким, какой он есть; уважение права клиента на самоопределение; вера в человеческую способность к изменению, росту, улучшению; умение понимать социальную природу человека как уникального создания, зависящего, однако, от других людей для осуществления своей уникальности; уважение конфиденциальности; эмпатия; умение достигать эмоциональной связи с клиентом, но при этом контролировать себя; профессиональное развитие; обязательство работать в интересах клиента; стремление к социальной справедливости и др. Среди этих ценностей Е.Р. Ярская-Смирнова выделяет четыре главные ценности этой профессиональной деятельности. Это доступ людей к ресурсам и возможностям для реализации своего потенциала в течение всей жизни; право людей на свободу; уникальность каждого человека, с рождения представляющего

значимость и ценность; ответственность отдельных граждан и всего общества за реализацию трех первых ценностей. При этом «из четырех ценностей < ...> доступ к ресурсам и возможностям является самой важной при определении предназначения и сущности профессии» [6. - С. 35]. В качестве

профессиональных ценностей автором выделяются качества социальных отношений, качества личности и вытекающие из них умения. Е.Р. Ярская-Смирнова указывает на существование достаточного количества ценностей в социальной работе, каждую из которых можно было бы отнести к ценностям другой профессии, и обращает внимание на уникальное сочетание ценностей, делающее их профессиональными ценностями социального работника и отличающее социальную работу от других профессий.

Анализ перечисленных и других исследований позволяет утверждать, что многообразие ценностей, названных учеными и отражающих необходимые, значимые качества результативной и эффективной профессиональной деятельности социальных работников, может быть упорядочено. Эта процедура осуществима, с нашей точки зрения, на основе выявления инвариантной структуры системы ценностей, выступающей как ценностная основа профессиональной деятельности социального работника. Такая структура может быть обнаружена через соотнесение всего многообразия ценностей с тем, что одинаково присуще всем людям и с чем связываются ценности во многих аксиологических теориях, - с базовыми потребностями человека, с основными типами его отношений с действительностью.

Выявление инвариантной структуры в системе личностных ценностей позволяет глубже понять природу их вариативности, их уникальности, но не отрицает ни того, ни другого. Инвариантный состав системы профессиональных ценностей сохранит свою инвариантность только, если будет согласовано то, что значимо в сфере отношений, организуемых социальным работником и для клиентов, и для общества, и для других людей, и для субъекта этой деятельности - социального работника.

Работу по выявлению инвариантной структуры ценностных основ профессиональной деятельности социального работника мы начинаем с

определения существенных признаков социальной работы как профессиональной деятельности. Социальная работа понимается нами как профессиональная деятельность, направленная на преобразование условий жизни людей с недостаточными возможностями, позволяющее этим людям оптимальным образом удовлетворить свои базовые потребности. Основное отношение, определяющее содержание так понимаемой деятельности социального работника, - его отношение с клиентом, т. е. отношение «человек-человек». Поэтому системообразующими для профессиональной деятельности социального работника являются нравственные ценности. Они могут быть реализованы социальным работником в отношениях с клиентом только через организованную им целенаправленную, результативную и эффективную продуктивную деятельность. Это положение и определило направленность нашего исследования.

Библиографический список

1. Мальцев, В.А. Система ценностей социального работника и психологические основания ее эффективного становления: 19.00.01: дис. ... канд. психол. наук [Текст] / В. А. Мальцев. - Кемерово, 2001. - 178 с.

2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов [Текст] / С.И. Ожегов. - М.: Русский язык, 1989. - 924 с.

3. Худякова, Н.Л. Философия и развитие образования [Текст] / Н.Л. Худякова. -Челябинск: Изд-во ИИ-УМЦ «Образование», 2009. - 230 с.

4. Худякова, Н.Л. Аксиологические основы поведения человека [Текст] / Н.Л. Худякова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2010. - 109 с.

5. Юнгхолм, С.Э. Гуманистические ценности социальной работы: 09.00.11: дис. ... канд. филос. наук [Текст] / С.Э. Юнгхолм. - М., 1996. - 41 с.

6. Ярская-Смирнова, Е.Р. Профессиональная этика социальной работы [Текст] / Е.Р. Ярская-Смирнова. - М.: Ключ-С, 1998. - 96 с.

Bibliography

1. Khudyakova, N.L. Educational Philosophy and Development [Text] / N.L. Khudyakova. - Chelyabinsk: «Obrazovanie» Publishing House of II-UMTS, 2009. - 230 p.

2. Khudyakova, N.L. Axiological Foundations of Human Being Behaviour [Text] / N.L. Khudyakova. - Chelyabinsk: Chelyabinsk State University Publishing House, 2010. - 109 p.

3. Maltsev, V.A. A Social Worker’s Values System and Its Effective Genesis Psychological Foundations: [Text]: 19.00.01: Diss. ... Cand. of Psychol. / V.A. Maltsev. - Kemerovo, 2001. -178 p.

4. Ozhegov, S.I. Dictionary of the Russian Language: 70000 Words [Text] / S.I. Ozhegov. -M.: Russkiy Yazyk, 1989. - 924 p.

5. Ungholm, S.E. Humanistic Values of Social Work: [Text]: 09.00.11: Diss. ... Cand. of Philos. / S.E. Ungholm. - M., 1996. - 41 p.

6. Yarskaya-Smirnova, E.R. Professional Ethics of Social Work [Text] / E.R. Yarskaya-Smirnova. - M.: Kluch-S, 1998. - 96 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.