УДК 378.14 Л.Д. Шагдурова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О КАЧЕСТВАХ И УМЕНИЯХ ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
В статье рассматриваются результаты опроса студентов, будущих социальных работников, о профессиональном идеале, также установлено, что представления студентов о профессионально значимых качествах и умениях специалиста социальной сферы отвечают требованиям профессионального стандарта.
Ключевые слова: профессиональный идеал, профессионально важные качества и умения.
Ь.Б. Shagdurova
the students’ ideas about the qualities and abilities of a social worker
This article is devoted to the results of the investigation about students ’professional ideal of a social worker. It is stated that the students’ ideas about the qualities and abilities of the specialist are adequate to the ideas of the professional standard.
Key words: professional ideal, professionally significant qualities and abilities.
Роль личностных качеств социального работника несомненно велика в его профессиональной деятельности. Некоторые из них являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность. Другие играют второстепенную роль. Если кто-то из социальных работников не отвечает требованиям профессии, то отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться особенно быстро сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех ресурсов для решения сложной задачи. Как полагают исследователи, чем труднее для освоения профессия, тем крупнее должны быть блоки личностных качеств, принимаемых в качестве основы профессиональной пригодности. Воспитание и самовоспитание необходимых качеств, свойств и черт характера, которые позволят успешно реализовать себя в будущей профессии, происходят в юности, в период профессиональной подготовки, поэтому для студентов важно иметь профессиональный идеал, который будет способствовать к образцу мастерства.
С целью изучить представления студентов об идеальном образе социального работника нами был проведен опрос среди студентов 1, 3 и 5 курсов социально-психологического факультета Бурятского государственного университета в количестве 199 человек. Опрос носит открытый характер, построен на основе профессиограммы социального работника и представляет собой сочинение о мотивах выбора профессии, о профессионально важных качествах личности социального работника, которыми он должен обладать после окончания вуза.
При обработке эмпирического материала методом контент-анализа мы придерживались разработанной психологами для социальных работников классификации ПВК, появление которых обусловливалось частотой их употребления или законченной мысли [1, с. 56]. Группировка материала была распределена следующим образом: 1) коммуникативные умения; 2) организаторские умения; 3) отношение к людям; 4) нервно-психическая выносливость; 4) моральноэтические качества; 5) профессиональная компетентность.
Итак, первую группу составили коммуникативные качества. Все ответы студентов по мере концентрации были распределены на три группы. Как видно из таблицы 1, для первокурсников важно умение слушать и слышать (1 ранг), что указывает на желание понять проблемы клиента и внимательного отношения к нему. При этом им помогает установка, что клиента необходимо принимать таким, какой он есть в данный момент, не осуждая и критически не оценивая. В свою очередь, для старшекурсников важно умение общаться с разными людьми (1 ранг), что свидетельствует о конкретизации данного умения. Для пятикурсников одинаково важно умение устанавливать контакт с клиентом и одновременно внимательно слушать и слышать его (2 ранг), что указывает на актуальность адаптировать свой стиль общения к разным людям. Подобная гибкость в общении указывает на способность отказаться от стереотипов, найти новые, оригинальные подходы к анализу разных ситуаций.
Таблица 1
Распределение значимости коммуникативных умений
№ п/п Коммуникативные 1 курс 3 курс 5 курс
умения Частота Ранг Частота Ранг Частота Ранг
1 Умение общаться с людьми 0,411 2 0,417 1 0,424 1
2 Умение устанавливать контакт 0,137 3 0,202 3 0,196 2
3 Умение слушать и слышать 0,549 1 0,329 2 0,196 2
Для всех студентов большую значимость представляют организаторские умения (табл. 2). Специалист по социальной работе должен обладать определенными лидерскими качествами, уметь вызывать к себе доверие, симпатию, вселять в человека уверенность в благоприятном исходе дела и т.п.
Как видно из таблицы 2, для студентов первого курса необходимо в первую очередь поддержать человека словом ли действием в трудную минуту (1 ранг). По мнению первокурсников, полученная своевременно помощь и поддержка могут оказать
Распределение значим
влияние на изменения в жизненных позициях и убеждениях клиента (2 ранг). Последовательно помогая человеку сначала выговориться, снять напряжение, восстановить уверенность в себе, социальный работник, по мнению первокурсников, может уже управлять клиентом (3 ранг), направлять его на путь поиска собственного решения проблемы. В итоге, как считают данные студенты, своим искренним участием в жизни клиента социальный работник может завоевать его доверие и симпатию (4 ранг).
Таблица 2
и организаторских умений
№ п/п Организаторские 1 курс 3 курс 5 курс
умения Частота Ранг Частота Ранг Частота Ранг
1 Умение управлять людьми 0,117 3 0,139 2 0,106 4
2 Умение влиять на позиции и убеждения людей 0,137 2 0,08 4 0,227 1
3 Умение вызывать к себе доверие, симпатию 0,098 4 0,189 1 0,136 3
4 Умение поддержать чел-ка в трудную минуту 0,235 1 0,126 3 0,166 2
В свою очередь, студенты третьего курса считают, что сначала необходимо установить доверительные отношения с клиентом (1 ранг). В возникновении доверия специалисту помогает искреннее соучастие, сопереживание клиенту. По мнению третьекурсников, после этого можно тактично направлять клиента советом или действием, управлять им (2 ранг). Также третьекурсники полагают, что для социального работника важно поддержать клиента в трудную минуту, если ему трудно самому справляться с проблемой (3 ранг). На последнее место студенты-третьекурсники ставят умение социального работника изменить
жизненные позиции и убеждения клиента (4 ранг).
Для студентов пятого курса желательно вначале уметь повлиять на позиции и убеждения клиента (1 ранг). Только после того, как социальный работник убедит клиента в необходимости изменения поведения, по мнению пятикурсников, можно приступать к оказанию помощи клиенту (2 ранг). Соответственно, участие в жизни клиента путем оказания помощи и поддержки со стороны социального работника помогает установить доверительные отношения с клиентом (3 ранг). По мнению студентов-пятикурсников, только по-
сле установления позитивных отношений социальный работник может руководить клиентом (4 ранг).
Таким образом, студенты первого курса имеют несколько идеализированное представление о будущей профессии, в то время как студенты третьего и пятого курсов, имеющие опыт практики в социальных учреждениях и волонтерском движении, считают, что социальный работник должен относиться к оказанию помощи людям более осознанно, начинать работу следует с установления контакта с клиентом, выяснения позиций, убеждений клиента. При этом студенты пятого курса придерживаются большей последовательности в своих действиях, студенты третьего курса считают второстепенной мысль о возможности клиента самому управлять жизнью.
В таблице 3 приводятся качества, характеризующие отношение социального работника к выполнению профессиональных обязанностей.
Для студентов всех курсов характерна значимость такого качества, как доброжелательность (1
ранг), которое объединяет следующие понятия: доброта, любовь к людям, чувство сострадания, желание помочь, симпатия к другим, тактичность, внимательность. По мнению студентов, доброжелательное отношение к людям сопровождается толерантностью (2 ранг). Студенты первого курса считают, что наравне с толерантностью для студентов первого курса важна эмпатия (2 ранг), которая составляет ядро коммуникации и один из важнейших факторов успеха в работе. Как известно, эмпатия позволяет посредством сочувствия, сопереживания и содействия встать на позицию клиента, эмоционально проникнуть в его внутренний мир, усилить или ослабить его переживания. Это в сущности проявление гуманистического менталитета. В понимании студентов гуманность объединяет такие понятия, как человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека (3-4 ранг). Актуальность данных ПВК говорит о понимании ценностей и правил социальной работы всеми студентами.
Таблица 3
Распределение значимости профессионально важных качеств
№ п/п Профессиональные качества 1 курс 3 курс 5 курс
Частота Ранг Частота Ранг Частота Ранг
1 Гуманность 0,078 3 0,303 4 0,212 4
2 Доброжелательность 0,803 1 0,772 1 0,545 1
3 Эмпатия 0,098 2 0,405 3 0,348 3
4 Толерантность 0,098 2 0,481 2 0,393 2
5 Отзывчивость 0,039 4 0,088 5 0,045 5
Социальный работник, как правило, трудится в условиях избытка информации, испытывает давление со стороны клиентов. Часто неясность последствий принятия решений вынуждает его идти на риск. Он находится в стрессовом состоянии почти постоянно. При этом социальный работник должен уметь сдерживать эмоции, контролировать себя. Такой стрессогенный характер социальной работы непосредственно указывает на уравновешенность характера, терпение, твердый характер как важнейшие ПВК специалиста (табл. 4).
Для всех студентов терпение в наибольшей степени обусловливает установление прочного контакта с клиентом, поэтому считается самым
значимым качеством (1 ранг). Частота упоминания твердого характера студентами первого курса выше (2 ранг), чем у старшекурсников, которые относят данное качество к менее значимым: 3 курс - 3 ранг, 5 курс - 4 ранг. Работоспособность имеет самый низкий удельный «вес» у студентов первого (4 ранг) и третьего курсов (4 ранг), в то время как выпускной курс, где некоторые студенты уже имеют семьи и большинство из них подрабатывает после занятий, считает это умение очень важным (2 ранг). Подобное отношение к работоспособности говорит о том, что студенты либо не имеют практического опыта работы (1 курс), либо он очень небольшой (3 курс).
Таблица 4
Распределение значимости нервно-психических свойств
№ п/п Нервно-психическая выносливость 1 курс 3 курс 5 курс
Частота Ранг Частота Ранг Частота Ранг
1 Терпение 0,490 1 0,240 1 0,167 1
2 Работо способность 0,019 4 0,025 4 0,121 2
3 Твердый хар-р 0,196 2 0,089 3 0,076 4
4 Уравновешенность 0,058 3 0,114 2 0,106 3
В отношении уравновешенности характера мнения студентов незначительно отличаются друг от друга: 1, 5 курсы - 3 ранг, 3 курс- 2 ранг, но значительно разнятся по своему удельному «весу». Значимость уравновешенности характера. которая подразумевает спокойное, ровное отношение к клиенту, для первокурсников, имеющих идеализированное представление о профессии, далека от реальности.
В таблице 5 представлены качества, характеризующие морально-этические нормы поведения социального работника и, как видно из таблицы, данный блок имеет весьма низкий удельный «вес» у первого курса. Тем не менее для всех студентов характерна значимость таких качеств, как альтруизм, ответственность, затем честность и справедливость. Все студенты осознают, что специалист должен придерживаться принципов альтруизма, руководствоваться прежде всего интересами клиента и общества (1 ранг). Частота указаний на от-
Распределение мор
ветственность говорит о достаточной сформиро-ванности образа профессии, так как ответственность социального работника включена в Кодекс этики социального работника, где указано об ответственности специалиста перед самим собой, перед клиентом, перед обществом за своевременность и действенность социальной помощи и за ее результаты, повышая таким образом социальный статус профессии. Ответственность сохраняет для всех студентов свою актуальность на протяжении всего периода обучения, хотя удельный «вес» данного качества на каждый курс приходится по-разному. Также самый низкий удельный «вес» в данном блоке имеет честность и справедливость. Отношения в обществе оказывают огромное влияние на нравственное «наполнение» личностных качеств каждого человека, фактически отношение к общественным ценностям проявляется в нравственных установках молодых людей.
Таблица 5
ьно-этических качеств
№ п/п Морально-этические качества 1 курс 3 курс 5 курс
Частота Ранг Частота Ранг Частота Ранг
1 Альтруизм 0,059 1 0,266 1 0,106 1
2 Ответственно сть 0,059 1 0,228 2 0,091 2
3 Честность 0,020 3 0,098 3 0,030 3
4 Справедливо сть 0,039 2 0,038 4 0,015 4
В целом общая частота упоминаний вышеназванных ПВК говорит о достаточной сформи-рованности образа профессии, о том, что первокурсники имеют познания о сфере деятельности социального работника, а для старших курсов
значимость данных ПВК уже актуальна в работе как близком будущем.
Таким образом, результаты опроса показывают, что самыми важными профессиональными качествами студенты считают эмпатию, гуман-
ность, толерантность, ответственность, доброжелательность, то есть основополагающие качества, отмеченные в психограмме социального работника. Это позволяет сделать вывод о том, что первокурсники ориентируются в профессии, а частота упоминаний их старшекурсниками показывает значимость качеств для тех, кто уже заканчивает свою профессиональную подготовку.
Поскольку сама по себе гуманистическая направленность социального работника не обеспечивает высокий уровень деятельности, приходится говорить о компетентности (табл. 6). Если рассматривать ее с системных позиций, то можно утверждать, что она содержит различные взаимосвязанные компоненты. Например, Е.Р Ярская-Смирнова в понятие профессиональной компетентности специалистов по социальной работе включает широкие знания в области педагогики, психологии, юриспруденции и знание теории и методов социальной работы, доброжелательное отношение к людям, их проблемам, организаторско-коммуникативные способности, высокий морально-этический уровень, нервнопсихическую выносливость. А.А. Деркач считает, что когнитивная характеристика, которая отражает наличие необходимых профессиональных
Таким образом, студенты имеют достаточно ясный, сформированный образ профессии и устойчивый познавательный, профессиональный интерес к ней. Об этом свидетельствует количество названных ими профессионально важных качеств личности социального работника. В свою очередь, это выражает их представление о профессиональном идеале, способствует ориентации
знаний, является главной характеристикой профессиональной компетентности [2, с. 150]. Именно это качество отмечают и студенты всех курсов. Нечастое упоминание респондентами такого качества, как профессионализм, очевидно, объясняется тем, что профессионализм как уровень мастерства овладения профессией, возрастное явление, который приходит с опытом в результате постоянного расширения знаний, навыков и умений, что представляется студентам далеким будущим, а компетентность, по мнению студентов, обеспечивает постоянное решение проблем обратившихся за помощью людей. В связи с этим важной представляется связь компетентности с творческим отношением к делу.
Результаты опроса свидетельствуют, что респонденты невысоко оценивают значение интеллектуальности, творчества в своей жизни и деятельности. творчество, интеллектуальность редко упоминаются респондентами и видимо рассматриваются многими как новообразование, не обусловленное никакими практическими нуждами - социальный работник решает все проблемы хорошо освоенным способом. Приобретет ли профессиональная деятельность оттенок творчества во многом зависит от самой личности.
Таблица 6
к образцу мастерства, т.е. доказывает тот факт, что студенты желают развиваться как специалисты, чтобы самоактуализироваться в профессии.
Литература
1. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе. - М., 2006. - 236 с.
2. Деркач А.А. Акмеология. - СПб.: Питер, 2003. -256 с.
№ п/п Профессион. компетентность 1 курс 3 курс 5 курс
Частота Ранг Частота Ранг Частота Ранг
1 Уровень образования 0,040 2 0,278 1 0,212 1
2 Компетентность по широкому кругу значимых проблем 0,098 1 0,215 2 0,151 2
Шагдурова Лариса Дагбаевна - соискатель кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета (г Улан-Удэ). E-mail: [email protected]
Shagdurova Larisa Dagbaevna - competitor of department of general and social psychology of Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail: [email protected]