ПСИХОЛОГИЯ
УДК 37.01S.31
ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ*
Данная статья посвящена проблеме развития профессиональной мобильности студентов - будущих специалистов социальной сферы. Профессиональная мобильность как интегративная характеристика личности специалиста определяет успешность его профессиональной деятельности. Основой развития профессиональной мобильности является осознание личной и общественной ценности избранной профессии. В статье представлены: программа и результаты: экспериментального исследования профессиональных ценностей студентов. В качестве средств развития профессиональной мобильности автором предлагаются методы и техники гештальт-терапии.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, ценностные ориентации, ценности, гештальт-терапия, техники гештальт-терапии, осознание, личная значимость, общественная значимость, профессиональное развитие, профессиональная успешность.
Н. Ю.Зыкова
Филиал
Российского
государственного
социального
университета,
г. Воронеж
e-mail:
Происходящие сегодня в мире процессы глобализации и интеграции ставят современного человека перед необходимостью быть постоянно готовым к перемещениям в социальном пространстве, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, гибко взаимодействовать с самыми разными культурными и социальными системами и субъектами. Процессы трансформации в современном обществе требуют от современного человека постоянной внутренней, личностно-психологической и внешней, практически-деятельностной готовности к изменениям, способности предвидеть результаты своих действий и соответствующей гибкости.
В этих условиях актуальной становится целенаправленная подготовка человека к жизни в современном стремительно меняющемся мире путем формирования мобильности как особого личностного качества. Особым и наиболее проблемным видом мобильности становится профессиональная мобильность молодых специалистов. В настоящий момент профессиональная мобильность специалиста рассматривается как динамическая характеристика личности, обусловливающая успешность ее адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, способность осваивать инновации в профессиональной сфере, готовность к самосовершенствованию, саморазвитию и реализации себя в деятельности и профессиональном сообществе.
Среди факторов детерминирующих профессиональную мобильность специалиста относят внешние и внутренние факторы.
* Статья рекомендована к печати оргкомитетом Всероссийской конференции с элементами научной школы1 для молодежи «Развитие внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров на базе ведущих научно-образовательных центров в области социально-гуманитарных наук». - Белгород, 9-12 ноября 2010.
Внешние факторы:
- развитие профессиональной сферы1 - вариативность и трансформация существующих видов профессий, перемещения на рынке труда, изменение в рейтингах профессиональных сфер - все эти аспекты профессиональной сферы требуют от конкурентоспособного специалиста умения быстро ориентироваться и реагировать на происходящие изменения;
- инновационное профессиональное образование - образование, отвечающее потребностям профессиональной сферы, реагирующее на ее развитие, создающее условие для становления социально активных, готовых участвовать в различных общественных мероприятиях, проектах разной содержательной направленности; высоко адаптивных к различным общественным ситуациям, различным видам деятельности; креативных, творчески преобразующих любые ситуации молодых людей;
- общественные представления о социальной значимости, ценности профессии.
Внутренние факторы:
- личностные потребности - изменения в профессиональной деятельности специалиста определяются, прежде всего, его собственными потребностями (от материальных до потребности в самореализации);
- личностные качества и способности - качества, позволяющие специалисту быстро переходить от одного вида деятельности к другому, менять уровень и глубину выполнения профессиональных функций. Иными словами - это определенный уровень профессиональной компетентности, основной формой получения которой выступает образование в среде вуза;
- личностная, индивидуальная система мировоззренческих установок, ценностей, представлений - они мотивируют человека к профессиональному развитию и продвижению на протяжении всей его жизни, делают его открытым для профессионально-статусных изменений, освоения новых профессиональных сфер. Формируется индивидуальная система ценностных ориентаций, как правило, стихийно под воздействием множества обстоятельств и факторов, среди которых важное место занимают общественные представления, а также представления значимого для человека окружения (семья, авторитетные люди, друзья, учителя, коллеги и др.).
Все внутренние факторы, обеспечивающие способность и готовность индивида изменять свою профессиональную позицию и статус, взаимообусловлены, поэтому в совокупности они составляют целостное качество личности.
Профессия специалиста социальной сферы предъявляет особые требования к мобильности людей ее выбирающих. Цель социальной работы заключается в формировании и развитии умений отдельных людей или групп эффективно решать собственные жизненные проблемы с опорой на собственные ресурсы, в актуализации и стимулировании социальной активности личности. Профессиональная деятельность данной сферы направлена на создание условий для увеличения благополучия людей, для максимальной их самореализации и возможности саморазвития. Средством осуществления профессиональной деятельности в этом случае также является человек, личность профессионала, его мировоззрение и ценности, которые он передает другому. Целенаправленное воздействие специалистов в процессе профессиональной деятельности определяется в свою очередь профессиональной мобильностью социальных работников и педагогов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальная работа направлена на развитие мобильности членов общества, а специалист социальной сферы выступает в этой ситуации средством этого развития. Данный факт определяет необходимость создания условий для становления профессиональной мобильности социального работника и социального педагога как интегративного качества личности специалиста
социальной сферы. Наиболее целесообразно создание таких условий в процессе освоения специальности.
Профессиональная мобильность - один из высших ориентиров саморазвития специалиста социальной сферы, наличие которого свидетельствует о высокой социально-профессиональной подготовке специалиста, высоком уровне его компетентности.
Опираясь на компетентностный подход, можно представить целостную картину становления профессиональной мобильности специалиста, через развития определенных компетенций.
Социально-коммуникативные компетенции - обеспечивают готовность будущего специалиста к социализации в современном демократическом обществе, к работе с новыми информационными технологиями, к осуществлению своей профессиональной деятельности в неоднородный группах людей, адаптироваться к новым ситуациям.
Образовательные компетенции - обеспечивают готовность будущего специалиста к научному, системному познанию мира, к овладению навыками самостоятельного освоения знаний и повышения своей квалификации или смене профессии, поддерживать свой профессионально-творческий и социальный потенциал в условиях научно-технического прогресса, к самосовершенствованию, к самообразованию.
Общенаучные компетенции - обеспечивают высокий уровень базовых общих знаний и общих знаний по профилю специальности, способность адаптироваться к изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности.
Ценностно-смысловые и общекультурные компетенции - обеспечивают успешность ценностно-смысловой ориентации специалиста в мире, готовность и стремление познать и совершенствовать самого себя, готовность будущего специалиста к общественно одобряемой продуктивной деятельности и способствуют осознанию необходимости непрерывного самообразования, постоянной мотивации к обучению на протяжении всей жизни, определению ценностей, необходимых для того, чтобы жить в условиях сложного демократического общества, овладение высоким уровнем педагогической культуры.
Таким образом, профессиональная мобильность может иметь позитивную направленность только в том случае, если базируется на соответствующей ценностной основе, а также согласуется с личностными смыслами специалиста. Именно этот факт определил направление нашего исследования: изучение ценностной основы профессиональной деятельности будущих специалистов социальной сферы.
В качестве эмпирической базы исследования выступили Воронежский государственный университет (ВГУ) и Воронежский филиал Российского государственного социального университета (ВФ РГСУ). В исследовании приняли участие 6о студентов 1-го курса, 75 студентов 2-го курса, 70 студентов 3-го курса, 61 студент 4-го курса, 44 студента 5-го курса. Всего в исследовании участвовали 310 студентов 1-У курсов специальностей «социальная педагогика» ВГУ и «социальная работа» ВФ РГСУ.
Все процедуры исследования проводились в один день, что позволяло исключить влияние временный ситуативные факторов. Далее будут приведены1 лишь обобщенные описательные результаты статистической обработки полученных данных по всей выборке студентов с курса обучения.
Для выявления ценностей профессиональной деятельности социальной сферы (специалист социальной сферы1 и социальный педагог) использовался метод экспертных оценок. Были опрошены доктора и кандидаты психологических, педагогических и социологических наук, а также специалисты социальной сферы со стажем работы не менее пяти лет - всего 30 человек. Согласно экспертным оценкам были выделены следующие ценности профессиональной деятельности: сама профессиональная деятельность в целом; Я как развивающийся профессионал; профессиональное общение; Другой как развивающийся субъект; профессиональная компетентность; получения
новых знаний; самореализация; самосовершенствование и личностный рост; созидание, возможность видеть результат деятельности; творчество; взаимодействие с людьми; любовь к людям; помощь другим в развитии; карьерный рост; материальное благополучие; социальный статус, престиж; удовлетворенность профессией; динамичность деятельности; передача опыта; социальная значимость деятельности.
В качестве интегративных ценностей были выделены следующие:
- сама профессиональная деятельность - как деятельность, которой посвящают жизнь, в которой возможна самореализация личности. Отсутствие значимости данной ценности может привести не только к отсутствию профессионализма и эффективного осуществления деятельности, но и к различным внутренним конфликтам и нарушениям личностного функционирования;
- Я как развивающийся профессионал - образ реального профессионального «Я», профессиональная позиция, образ перспективного профессионального «Я», ценность вклада «Я» в профессию, «Я» как средство профессионального воздействия. Малая значимость данной ценности является показателем отсутствия осознания своего места в профессии, низкой оценки себя в качестве профессионала и отсутствии видения путей дальнейшего профессионального развития. Следствием этого могут стать невозможность реализации личностного потенциала в профессиональной деятельности, отсутствие личной включенности в осуществление этой деятельности, общая неудовлетворенность профессией из-за отсутствия личного смысла деятельности;
- Другой как развивающийся субъект - значимость другого человека, построение взаимодействия «Я», «Ты», «Мы». Низкая значимость данной ценности противоречит факту признания человека в качестве высшей ценности современной цивилизации, а также сущности профессиональной деятельности в сфере «Человек - Человек». Это не только не позволяет эффективно построить взаимодействие с другими в профессиональной деятельности, но и обесценивает значимость сущности данной деятельности;
- помощь другим в развитии - содержание данной профессиональной деятельности. Низкая значимость данной ценности делает бессодержательной всю профессиональную деятельность этой сферы.
Полученный с помощью экспертных оценок перечень ценностей профессии, список интегративных ценностей согласуются с научными представлениями об аксиологическом аспекте социальной работы. Интегративные ценности, наряду с другими ценностями профессиональной деятельности, ранжировались студентами по уровню их значимости, что позволило определить место интегративных ценностей профессии в ценностной сфере студентов.
В целом, студенты всех курсов ориентированы на личностно значимые ценности в профессиональной деятельности, такие, как карьерный рост, материальное благополучие, социальный статус и престиж, самосовершенствование и личностный рост, а также значимой является ценность «удовлетворенность профессией». Общей для студентов является низкая значимость таких ценностей, как «сама профессиональная деятельность» и «Другой как развивающийся субъект», «творчество», «помощь другим в развитии» - ценностей, которые выступают как смыслообразующие в контексте данной профессиональной деятельности.
Студенты первого курса в большей степени ориентированы на такие ценности профессии, как карьерный рост, материальное благополучие, престиж. Известно, что такие ценности отражают внешнюю сторону профессии. Для этих студентов характерна ориентация на внешние атрибуты профессиональной деятельности, что обусловлено наличием размытого представления о профессии и существованием «мифов» о ней. Также для студентов первого курса характерна меньшая значимость ценностей «Я как развивающийся профессионал», «сама профессиональная деятельность». Вероят-
но, полученные данные обусловлены малой информированностью студентов-первокурсников о профессии, которую они выбрали. Практика на первом курсе носит ознакомительным характер с деятельностью специалистов социальной сферы1, что повышает информированность первокурсников, но не дает представления о смысле данной профессиональной деятельности для личности.
Студен™ второго курса в большей степени, чем первокурсники, ценят компетентность, возможность получения новых знаний, созидание и возможность видеть результат своей деятельности, самосовершенствование и личностный рост, помощь другим в развитии и взаимодействие с людьми в целом. Более важной становится социальная значимость профессиональной деятельности. Полученные данные обусловлены погруженностью в учебно-профессиональную деятельность, формированием представлений о профессиональной деятельности. Отметим, что практика на втором курсе остается по-прежнему ознакомительной: это не позволяет студентам выработать смысл профессиональной деятельности для себя и определить в полной мере профессиональную позицию.
На третьем курсе вновь повышается значимость ценностей, отражающих внешние атрибуты профессиональной деятельности: карьерный рост, социальный статус и престиж, материальное благополучие. Ценности, выражающие содержательную сторону профессии, теряют свою актуальность. При этом студенты третьего курса направлены на саморазвитие и самореализацию в профессиональной деятельности. Третьекурсники изучают специальные дисциплины, содержанием которых является аксиологическая составляющая профессиональной деятельности специалиста социальной сферы, но, как видно из полученных данные, позитивного влияния на развитие профессиональных ценностных ориентаций это не оказывает. Более того, на третьем курсе студенты включены в учебную практику, во время которой они осуществляют реальную профессиональную деятельность под руководством специалистов социальной сферы. Данный факт обусловливает повышение значимости самореализации, становление профессиональной позиции, но все же не повышает ценность самой профессиональной деятельности.
Иерархия профессиональных ценностей студентов четвертого курса близка к иерархии студентов третьего курса. Сохраняется высокая значимость ценностей, характеризующих внешнюю сторону профессии, и низкая значимость ценностей, отражающих ее содержательную сторону. Пятикурсники в большей степени, чем студен™ третьего и четвертого курсов, ценят социальную значимость деятельности, любовь к людям и помощь другим в развитии. Можно сказать, что пятикурсники в большей степени ориентированы на содержательную сторону профессиональной деятельности.
В результате статистической обработки данных с использованием Ц-критерия Манна-Уитни значимых различий в иерархии профессиональных ценностей среди студентов 1-У курсов не обнаружено. Это свидетельствует о недифференцированном или малодифференцированном отношении к ним и профессии в целом, а также о недостатке внимания к ценностному аспекту в профессионализации студентов в учебно-воспитательном процессе, что становится негативным фактором для становления профессиональной мобильности будущих специалистов социальной сферы.
Таким образом, на протяжении обучения в вузе сохраняется основная тенденция: сохраняется приоритет внешних атрибутов профессии по сравнению с ее содержательными характеристиками. Не происходит динамичного развития согласованной структуры ценностей будущего профессионала, в которой бы органично сочетались ценности избранной профессии. Проведенное исследование показало, что в образовательном процессе в вузе необходимо целенаправленное создание условий для развития ценностной профессиональной мобильности будущих специалистов социальной сферы.
На основе анализа представлений отечественных специалистов можно выделить факторы! и средства, способствующие развитию профессиональные ценностные
ориентаций студентов (Л. В. Ведерникова, С. Г. Зырянов, В. А. Ядов и др.). К ним относят информированность студентов о сущности, специфике профессии, содержании ее деятельности, месте профессионала в ней. Также эффективным средством развития профессиональных ценностных ориентаций является сама личность педагога, декларирующего ценности профессии в своей деятельности и выступающего их носителем. Необходимым считается включение студентов в квазипрофессиональную (А. А. Вербицкий) и профессиональную деятельность, что позволяет осознать свои установки относительно профессии и встретиться с ее требованиями в реальной жизни. На наш взгляд, эффективными средствами развития профессиональных ценностных ориентаций являются средства гештальт-терапии, которые позволяют рассматривать профессионализацию студентов как встречу двух феноменологий: профессии и личности (С. Гингер, Ф. Перлз и др.).
Гештальт-терапия - феноменологически-экзистенциальное течение, целью которого является достижение личностью осознания того, что и как она что-то делает и каким образом она может измениться, принимая и ценя себя. Используя гештальт-терапию, личность находит путь, который открывает ей, каким образом можно быть аутентичной, осмысленной и ответственной по отношению к самой себе.
Тогда профессиональное развитие представляет собой взаимодействие двух полярностей в едином поле - личности и профессии, которые развивают друг друга. Гештальт-терапия направлена на интеграцию частей в целостность. При использовании ее средств, с помощью контакта полярностей: личности и профессии, возникает дифференцированное единство, воплощающееся в профессиональных ценностных ориентациях, согласованность которых предупреждает дихотомию между требованиями профессии и личностными потребностями, определяет развитие профессиональной мобильности специалиста.
Также сущность воздействия в гештальт-терапии согласуется с принципом дея-тельностного подхода в отечественной психологии о единстве сознания и деятельности. Для того чтобы сформировать нравственное сознание, его смыслы и ценности, необходимо их закрепление в деятельности. Также в деятельности рождаются и сознаются ценности и смыслы. «Сам факт осознания своей деятельности изменяет условия ее протекания. Будучи предпосылкой деятельности, сознание вместе с тем и ее результат». Также С. Л. Рубинштейн определяет сознание как единство переживания и знания, когда есть переживание, объект становится внутренним опытом человека. В геш-тальт-терапии осознание является не только средством изменения и роста личности, но и основной целью. Осознание сопровождается познанием того, что человек выбирает, осуществляя деятельность. Таким образом, положения гештальт-терапии согласуются с принципом детерминизма.
То есть, положения гештальт-терапии и сущность ее воздействия согласуются с положениями отечественной психологии о профессиональном развитии личности, ее сознании и деятельности. При этом гештальт-терапия может быть эффективной при малой и сравнительно недолгосрочной интервенции.
Использование техник гештальт-терапии в формировании профессионально-личностных компетенций оказывает эффективное воздействие не только на ценностную сферу будущих профессионалов, возникает комплексное изменение в отношении к учебно-профессиональной деятельности у студентов, характеризующееся ростом ее личностной и общественной значимости - в целом профессиональной мобильности личности специалиста.
Нами была разработана программа развития профессиональных ценностных ориентаций студентов - будущих специалистов социальной сферы, средствами геш-тальт-терапии. Данная программа реализовывалась в ходе учебно-образовательного
процесса в филиале Российского государственного социального университета на факультете «Социальная работа» в рамках курса «Практикум по специализации», читаемого студентам 5 курса дневной формы обучения.
Программа развития включает в себя з этапа: l этап погружения в проблему взаимодействия личности и профессиональной деятельности, выявление имеющихся представлений, ценностей и отношений к профессиональной деятельности); 2 этап конструирования границы контакта с наиболее значимыми феноменами будущей профессиональной деятельности («сама профессиональная деятельность», «Я как развивающийся профессионал», «Другой как развивающийся субъект», «помощь другим в развитии», «творчество») с помощью методов и техник гештальт-терапии. В процессе прохождения второго этапа программы развития осуществлен промежуточный ретест, направленный на определение эффективности экспериментальной развивающей программы и особенностей динамики развития профессиональных ценностных ориентаций участников занятий); з этап интеграции (развитие целостного видения перспектив и возможностей профессиональной деятельности, ассимиляция и интериоризация полученного опыта, открытие путей дальнейшего профессионального и личностного роста).
Студенты 5 курса логично должны обладать наибольшей профессиональной мобильностью, так как имеют целостное представление о содержании и сущности выбранной профессии, возможностях профессионального развития и реализации личностного потенциала в ней. Студенты составили экспериментальную и контрольную группы: зо человек в каждой из них. На начальном этапе было проведено исследование исходного уровня развития профессиональных ценностных ориентаций. Результаты констатирующего этапы согласовывались с полученными раннее: сохраняется приоритет внешних атрибутов профессии по сравнению с ее содержательными характеристиками и в экспериментальной, и в контрольной группах.
После реализации программы развития в экспериментальной группе выявлено существенное отличие иерархий профессиональных ценностей от этих же иерархий в контрольной группе (G=i, p<o,oi). Студенты группы, в которой реализовывалась программа развития более высоко оценивают значимость интегративных ценностей профессиональной деятельности (ф*=4,7; p<o,oi; ф*=2,4; p<o,oi). После реализации программы развития в экспериментальной группе отношение к интегративных ценностям профессии приобрело характер активной позиции и стремления к самоутверждению. Существенно повысилось осознание общественной значимости профессии, ее личностной ценности, что, в свою очередь, является условием и основой развития профессиональной мобильности.
Таким образом, профессиональная мобильность на современном этапе развития общества является необходимым компонентом профессиональной компетентности специалиста. Специалисты социальной сферы в своей профессиональной деятельности стремятся к развитию мобильности клиентов как интегративного качества личности. Необходимым условием эффективного выполнения профессиональной деятельности, в связи с этим, становится развитие собственной профессиональной мобильности, основой которой является ценностное отношение к профессии, осознание ее общественной и личностной значимости. Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о низком уровне осознания студентами ценности профессии. Это свидетельствует о необходимости разработки и внедрении программ развития профессиональных ценностных ориентаций студентов. Результаты исследования демонстрируют возможности использования в качестве средств развития профессиональной мобильности будущих специалистов социальной сферы техники гештальт-терапии, которые способствуют эффективному развитию согласованной ценностной сферы будущих профессионалов в вузе.
Список литературы
1. Амирова Л. А. Ориентация современных образовательных систем на подготовку мобильной личности / Л. А. Амирова, С. В. Трусов // Теория и практика профессионального образования /Сборник научных трудов. Вып. 10. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос.гос.проф.-пед.ун-т», 2008. - Вып.10. - С. 13-192. Шмелева Н. Б. Личность - профессионализм - деятельность в социальной сфере / Н. Б. Шмелева. - Ульяновск : УлГУ, 2006. - С. 27.
3. Горюнова Л. В. Составляющие профессиональной мобильности современного специалиста / Л. В. Горюнова // Естествознание и гуманизм / Под ред. Н.Н. Ильинских. - 2005. Том 2. - № 5.- С. 17.
4. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала / А. А. Деркач. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2004. -С. 298.
5. Йонтэф Г. Осознавание, диалог и процесс в терапии / Г. Йонтеф. - М.: Изд-во Московского гештальт института, 2002. - С. 10.
6. Рубинштейн С. Л. О сознании / С.Л. Рубинштейн // Психология сознания / [Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова]. - СПб. : Питер, 2001. - С. 26.
GESTALT-THERAPY AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MOBILITY OF UNDERGRADUATES IN SOCIAL SPHERE
The article is about the process of development of professional mobility of the undergraduates of social specialities. Professional mobility as an integrative feature of the specialist's personality determines the success of professional activity. Awareness of personal and social significance is the basis for the development of professional mobility. The article presents the program and results of the study of professional values of students. As a means of professional mobility, the author suggests methods and techniques of Gestalt-therapy.
Key words: professional mobility, value orientation, values, Gestalt therapy, techniques of Gestalt therapy, awareness, personal relevance, social relevance, professional development, professional success.
N.J.Zykoua
Branch
of the russian
state
social
university,
Voronez
e-mail: