УДК 373
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГИМНАЗИИ
Харисова Г.Ф.
К.,ф.,н., доцент, Казанский федеральный университет
Харисов Ф.Ф.
К.п.н., директор, татарская гимназия №15 города Казани
В статье производится системный анализ сущности, состава и особенностей и их педагогическая интерпретация содержательных компонентов обучения здоровому образу жизни учащихся национальной татарской гимназии.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, национальная культура, обучение, воспитание.
Существует множество источников обучения здоровому образу жизни, однако в национальной гимназии приоритетность отводится национальной культуре и таким ее элементам, как литература, история, искусство, музыка, театр, игры, танцы, образ жизни народа, этнопедагогика и религия.
Забота о здоровье берет свое начало в народной культуре. Как народная песня не утратила своего значения для современного музыкального творчества, так и самобытные народные подвижные игры, развлечения, пляски занимали определенное место в системе физического воспитания.
«Народная педагогика, являясь обобщенным опытом народа, в то же время оказывает дифференцированное воздействие: пословицы и поговорки используются преимущественно для нравственного созидания; загадки - для развития смекалки, сообразительности, интеллекта; обрядовые песни и танцы - для эстетического воспитания; сказки, сказы, былины, легенды - для развития общечеловеческих качеств, внутреннего мира человека» [2: 141].
Необходимо бережно и трепетно относиться к национальным традициям и обычаям, ибо все ценное из обрядности, накопленное в течение многих веков, мы, педагоги, должны хорошо знать и толково, с умом распоряжаться ими. Ведь именно через обычаи и традиции старшее поколение передает молодым опыт своего социального поведения, свои нравственные убеждения и оценки, способы и приемы трудовой и общественной деятельности. Если под обычаем мы подразумеваем простые привычки, правила и нормы, то традиции формируют более сложные привычки: определенную направленность поведения, прямо и непосредственно стимулируя связь между поступками и духовными качествами человека.
Главные отличительные черты народных праздников заключаются в самостоятельном характере и общедоступности мероприятия. Еще один отличительный признак большинства народных праздник - их игровой характер. Отсюда названия некоторых татарских праздников, например, «Сабантуй», «Науруз», «Нардуган», «Сембелэ», «Каз емэсе» и т.д.
Как нельзя представить греков без олимпийских игр, испанцев - без их национального зрелища - корриды, латышей - без праздника лиго, русских - без масленицы, украинцев -без купальских обрядов, японцев - без праздника цветения сакуры, так невозможно говорить об образе жизни татар без сабантуя - праздника весеннего обновления природы, корнями своего происхождения уходящего вглубь веков. Сабантуй ежегодно отмечается в июне -после завершения сева, символизируя преемственность прошлого, настоящего и будущего, объединяя вокруг своего открытого майдана людей всех возрастов и профессий, наций и
верований. После провозглашения Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан сабантуй был включен в список законодательно утвержденных общереспубликанских праздников. Сабантуй располагает значительным и во многом еще не востребованным потенциалом духовного обогащения нашего образа жизни, приобщения молодежи к трудовым традициям старших поколений, к самостоятельному художественному творчеству, к занятиям национальными видами спорта, а через них - и выхода ее на международную арену.
Как правило, отцы и матери, старшие братья и сестры с раннего детства своим примером воспитывают у младших в семье чувство хозяина земли, уважение к семейной профессии, естественное стремление сохранения здоровья Глубокая мысль о важности укрепления здоровья лежит в основе многих поговорок, пословиц, сказок, песен и баитов татарского народа, в которых, как в зеркале, отражены все его наиболее характерные обычаи и традиции. Например, «Береги платье снову, а здоровье - смолоду», «В здоровом теле -здоровый дух», «Здоровый страданий больного не знает», «Кто не имеет печали - не плачет, кто не болен - не стонет» [3: 184].
Важен вопрос о сочетании народно-национальных и международных средств физической закалки на традиционных праздниках. Ведь очевидно, что национальные виды спорта и игры татарского народа, в течение многих веков культивируемые на весенних сабантуях, аналогично древним Олимпийским играм, могут и должны стать важным средством физического и эстетического воспитания учащихся. Слившиеся с общенародными и вошедшие в календари международных спортивных соревнований такие виды национального спорта, как кросс, прыжки, хоккей на траве, перетягивание каната, борьба на руках, лазание на столб, бег в гору являются важным средством обучения здоровому образу жизни детей.
Пристального внимания заслуживают и национальные игры, которые используются и на уроках, и во внеурочное время, и во время проведения национальных праздников. Они, как свидетельствуют исследования, незаменимы на уроках физкультуры в учебных заведениях как средство разнообразия игр, решающих общеобразовательные задачи учебной программы, как методический прием обучения здоровому образу жизни.
Включение традиционных народных игр имеет свою специфику, урочные и внеурочные формы работы взаимно дополняют друг друга. Их можно использовать и на перемене, ибо народные игры гармонично сочетают в себе подвижность и свободу с четкой организацией; и на прогулке, потому что они делают ее особенно интенсивной, насыщенной развивающими моментами; и во время проведения спортивных часов, которых организует и проводит воспитатель группы продленного дня. «В народных играх ценно то, что они обладают достаточно большим диапазоном степеней интенсивности, и потому в них могут принимать участие все воспитанники» [5: 39].
Еще одно из достоинств народных игр: они обычно имеют настолько простые и понятные для всех желающих правила, что судейство могут осуществлять и сами школьники.
На практике работы желательно использовать игры разных народов, не ограничиваясь своим родным. Это важно для воспитания толерантности и уважительного отношения к другим народным традициям.
Я.А.Коменский о положительном влиянии игр на умственный труд учащихся написал так: «Хотя наш метод посредством сочетания с некоторого рода развлечениями устанавливает все занятия так, что все наши умственные упражнения могут считаться играми, однако, так как юношеский возраст таков, что требует проведения времени более в телесных движениях, нежели в умственных упражнениях, не следует отказывать юношеству и в подобного рода отдыхе. Следует, однако, придать ему такой характер, чтобы не только не препятствовать, но, наоборот, содействовать благочестию, благопристойности и успеху в
занятиях мудростью» [6: 140-141]. Это произойдет в том случае, если будет соблюдено следующее:
- следует играть так, чтобы игра способствовала здоровью тела не менее, чем оживлению духа. Поэтому Платон обыкновенно настаивал на том, чтобы тело не упражняли без упражнения духа, и наоборот [8: 395].
Итак, мы желаем, чтобы избегали тех игр, которые ослабляют тело и дух. Игры наших учеников должны состоять в движении, например, в прогулке, беганье, в умеренном прыганье и т.д.
Важным содержательным компонентом является и знание национальной культуры, народной медицины, лекарственных трав, санитарно-гигиенических норм и правил в образе жизни народа, национальной кухни, ценностей здоровой семьи, здорового воспитания.
Важным содержательным компонентом здорового образа жизни выступает и религиозная культура, которая несет в себе многовековую народную мудрость здоровой жизни человечества. Многие ученые утверждают, что религия - это и есть здоровый образ жизни, ибо в религиозной культуре заложена система культура здоровья. Изучение культуры психической деятельности различных религий в последние годы является очень симптоматичным и закономерным. Культура психической деятельности лежит в основе духовно-нравственного потенциала всех мировых религий. Религиями были выработаны устойчивые традиции и всевозможные разнообразные и очень эффективные методы целенаправленной и систематической регулировки различных психических процессов управления психической деятельности человека, которые позволяют изменять, перестраивать исходные психические структуры.
Сущность положительного значения воспитательного потенциала и как следствие -культуры психической деятельности человека в четырех религиях: христианства, мусульманства, буддизма и индуизма можно обобщить следующим образом:
1. Содействие наиболее гармоничному балансу индивидуально-психологического и социально-культурного начала в человеке.
2. Соединение объективного и субъективного в сознании в единое органическое
целое.
3. Создание внутреннего психологического комфорта и, как следствие, соединение психологии и культуры.
4. Обучение методам управления психическими процессами» [1: 624].
Ислам особо проповедует здоровый образ жизни. Соблюдение мусульманами уразы (поста), в которой ограничивается прием пищи, ученые-медики рассматривают как положительное влияние на здоровье человека. Заслуживает внимания и сам ритуал приема пищи, соблюдение санитарно-гигиенических норм.
На здоровье мусульманина положительное влияние оказывает и выполнение обрядового культа - намаза. Совершая намаз 5 раз в день, мусульманин проделывает специальные физические упражнения, которые положительно влияют на позвоночник, шейные позвонки и т.д. в Исламе очень серьезное внимание уделяется запрету на употребление спиртных напитков, табака, наркотиков; категорически запрещается употреблять такие растлевающие душу и тело человека вещества. Поэтому в деле обучения здоровому образу жизни необходимо рассмотреть и роль религиозной культуры. Однако следует помнить, что в государственной системе образования религия изучается как часть мировой культуры, исключает всякую обрядовую деятельность и религиозную пропаганду.
Важным аспектом в сохранении здоровья является и питание. Очень важный элемент здорового образа жизни, можно сказать, его фундамент - рациональное питание, разумное по количеству и сбалансированное по набору продуктов. Современный человек мало двигается, зато много ест.
Роль питания в жизни человека точно обозначена академиком АМН СССР А.А.Покровским: «Питание является основным фактором внешней среды, оказывающим самое непосредственное влияние на жизнедеятельность живого организма» [4: 82].
Культура питания - это не только красиво накрытый стол, чистая посуда, не только умение пользоваться ножом и вилкой, это, прежде всего, полноценный набор продуктов в рационе, умело приготовленные блюда, правильный режим питания.
«Скажи, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты». Этот афоризм из знаменитой кулинарной книги «Физиология пищи», написанной полтора столетия тому назад французским юристом Антельмом Брийя Савареном, не потерял своей актуальности и сегодня.
Воспитывать культуру питания надо с детства, когда в организме закладывается основа обмена веществ, которые остаются на всю жизнь. Лаконично и доходчиво писал в своих наставлениях о культуре питания великий татарский просветитель XIX века К.Насыри [7: 97-136]. Великий чешский гуманист, «отец» педагогики Я.А.Коменский также уделял большое внимание тому, чтобы развивать у детей культуру поведения за столом [6: 171-172].
Многие ученые, педагоги, служители традиционных конфессий считают, что падение физического, нравственного здоровья начинается тогда, когда падает духовная культура, размываются духовные ценности, душа человеческая опустошается и заполняется негативным. Так легко можно скатиться в пропасть, на дно общества, и как тяжело, а порой и невозможно оттуда выбраться. Поистине пророческими являются слова выдающегося чешского педагога Я.А.Коменского: «Душа - заключенная в человеческие тела и проявившая его действиями частица мирового духа» [6: 347].
Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что национальная культура несет в себе огромный здоровьесберегающий потенциал, который необходимо использовать при обучении здоровому образу жизни учащихся.
Литература
1. Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. - Казань: Центр инновационных технологий, 2001. - 666 с.
2. Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования: Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. - Казань: Центр инновационных технологий, 2002. - 303 с.
3. Здоровье в руках человека: пословицы, поговорки и афоризмы разных народов / сост. И авт. Предисловия В.И.Захаров, Е.В.Жунгиету. 2-е доп. и перераб. изд. - Кишинев: Штинца, 1975. - 258 с.
4. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю.Ф.Змановский. - М.: Медицина, 1989. - 125 с.
5. Использование новых и традиционных активно-оздоровительных технологий для оздоровления учащихся общеобразовательных учреждений (система ПОЛИКОН): Методическое пособие / Л.А.Калинкин, И.В.Кузнецов, И.А.Алексеенко и др. - М.: ЗАО «МТО ХОЛДИНГ», 2003. - 116 с.
6. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х тт. / Я.А.Коменский; под ред. А.И.Пискунова (отв. ред.) и др. - М.: Педагогика. - Т.2. - 1982. - 576 с.
7. Насыри К. Книга о воспитании / К.Насыри. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1992. - 142 с.
8. Платон. Государство, II 376 с, II 403 с, ё - 412 в; Законы VII. - 395 с.