Научная статья на тему 'Содержательные компоненты обучения здоровому образу жизни учащихся национальной гимназии'

Содержательные компоненты обучения здоровому образу жизни учащихся национальной гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харисова Г. Ф., Харисов Ф. Ф.

В статье производится системный анализ сущности, состава и особенностей и их педагогическая интерпретация содержательных компонентов обучения здоровому образу жизни учащихся национальной татарской гимназии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержательные компоненты обучения здоровому образу жизни учащихся национальной гимназии»

УДК 373

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГИМНАЗИИ

Харисова Г.Ф.

К.,ф.,н., доцент, Казанский федеральный университет

Харисов Ф.Ф.

К.п.н., директор, татарская гимназия №15 города Казани

В статье производится системный анализ сущности, состава и особенностей и их педагогическая интерпретация содержательных компонентов обучения здоровому образу жизни учащихся национальной татарской гимназии.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, национальная культура, обучение, воспитание.

Существует множество источников обучения здоровому образу жизни, однако в национальной гимназии приоритетность отводится национальной культуре и таким ее элементам, как литература, история, искусство, музыка, театр, игры, танцы, образ жизни народа, этнопедагогика и религия.

Забота о здоровье берет свое начало в народной культуре. Как народная песня не утратила своего значения для современного музыкального творчества, так и самобытные народные подвижные игры, развлечения, пляски занимали определенное место в системе физического воспитания.

«Народная педагогика, являясь обобщенным опытом народа, в то же время оказывает дифференцированное воздействие: пословицы и поговорки используются преимущественно для нравственного созидания; загадки - для развития смекалки, сообразительности, интеллекта; обрядовые песни и танцы - для эстетического воспитания; сказки, сказы, былины, легенды - для развития общечеловеческих качеств, внутреннего мира человека» [2: 141].

Необходимо бережно и трепетно относиться к национальным традициям и обычаям, ибо все ценное из обрядности, накопленное в течение многих веков, мы, педагоги, должны хорошо знать и толково, с умом распоряжаться ими. Ведь именно через обычаи и традиции старшее поколение передает молодым опыт своего социального поведения, свои нравственные убеждения и оценки, способы и приемы трудовой и общественной деятельности. Если под обычаем мы подразумеваем простые привычки, правила и нормы, то традиции формируют более сложные привычки: определенную направленность поведения, прямо и непосредственно стимулируя связь между поступками и духовными качествами человека.

Главные отличительные черты народных праздников заключаются в самостоятельном характере и общедоступности мероприятия. Еще один отличительный признак большинства народных праздник - их игровой характер. Отсюда названия некоторых татарских праздников, например, «Сабантуй», «Науруз», «Нардуган», «Сембелэ», «Каз емэсе» и т.д.

Как нельзя представить греков без олимпийских игр, испанцев - без их национального зрелища - корриды, латышей - без праздника лиго, русских - без масленицы, украинцев -без купальских обрядов, японцев - без праздника цветения сакуры, так невозможно говорить об образе жизни татар без сабантуя - праздника весеннего обновления природы, корнями своего происхождения уходящего вглубь веков. Сабантуй ежегодно отмечается в июне -после завершения сева, символизируя преемственность прошлого, настоящего и будущего, объединяя вокруг своего открытого майдана людей всех возрастов и профессий, наций и

верований. После провозглашения Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан сабантуй был включен в список законодательно утвержденных общереспубликанских праздников. Сабантуй располагает значительным и во многом еще не востребованным потенциалом духовного обогащения нашего образа жизни, приобщения молодежи к трудовым традициям старших поколений, к самостоятельному художественному творчеству, к занятиям национальными видами спорта, а через них - и выхода ее на международную арену.

Как правило, отцы и матери, старшие братья и сестры с раннего детства своим примером воспитывают у младших в семье чувство хозяина земли, уважение к семейной профессии, естественное стремление сохранения здоровья Глубокая мысль о важности укрепления здоровья лежит в основе многих поговорок, пословиц, сказок, песен и баитов татарского народа, в которых, как в зеркале, отражены все его наиболее характерные обычаи и традиции. Например, «Береги платье снову, а здоровье - смолоду», «В здоровом теле -здоровый дух», «Здоровый страданий больного не знает», «Кто не имеет печали - не плачет, кто не болен - не стонет» [3: 184].

Важен вопрос о сочетании народно-национальных и международных средств физической закалки на традиционных праздниках. Ведь очевидно, что национальные виды спорта и игры татарского народа, в течение многих веков культивируемые на весенних сабантуях, аналогично древним Олимпийским играм, могут и должны стать важным средством физического и эстетического воспитания учащихся. Слившиеся с общенародными и вошедшие в календари международных спортивных соревнований такие виды национального спорта, как кросс, прыжки, хоккей на траве, перетягивание каната, борьба на руках, лазание на столб, бег в гору являются важным средством обучения здоровому образу жизни детей.

Пристального внимания заслуживают и национальные игры, которые используются и на уроках, и во внеурочное время, и во время проведения национальных праздников. Они, как свидетельствуют исследования, незаменимы на уроках физкультуры в учебных заведениях как средство разнообразия игр, решающих общеобразовательные задачи учебной программы, как методический прием обучения здоровому образу жизни.

Включение традиционных народных игр имеет свою специфику, урочные и внеурочные формы работы взаимно дополняют друг друга. Их можно использовать и на перемене, ибо народные игры гармонично сочетают в себе подвижность и свободу с четкой организацией; и на прогулке, потому что они делают ее особенно интенсивной, насыщенной развивающими моментами; и во время проведения спортивных часов, которых организует и проводит воспитатель группы продленного дня. «В народных играх ценно то, что они обладают достаточно большим диапазоном степеней интенсивности, и потому в них могут принимать участие все воспитанники» [5: 39].

Еще одно из достоинств народных игр: они обычно имеют настолько простые и понятные для всех желающих правила, что судейство могут осуществлять и сами школьники.

На практике работы желательно использовать игры разных народов, не ограничиваясь своим родным. Это важно для воспитания толерантности и уважительного отношения к другим народным традициям.

Я.А.Коменский о положительном влиянии игр на умственный труд учащихся написал так: «Хотя наш метод посредством сочетания с некоторого рода развлечениями устанавливает все занятия так, что все наши умственные упражнения могут считаться играми, однако, так как юношеский возраст таков, что требует проведения времени более в телесных движениях, нежели в умственных упражнениях, не следует отказывать юношеству и в подобного рода отдыхе. Следует, однако, придать ему такой характер, чтобы не только не препятствовать, но, наоборот, содействовать благочестию, благопристойности и успеху в

занятиях мудростью» [6: 140-141]. Это произойдет в том случае, если будет соблюдено следующее:

- следует играть так, чтобы игра способствовала здоровью тела не менее, чем оживлению духа. Поэтому Платон обыкновенно настаивал на том, чтобы тело не упражняли без упражнения духа, и наоборот [8: 395].

Итак, мы желаем, чтобы избегали тех игр, которые ослабляют тело и дух. Игры наших учеников должны состоять в движении, например, в прогулке, беганье, в умеренном прыганье и т.д.

Важным содержательным компонентом является и знание национальной культуры, народной медицины, лекарственных трав, санитарно-гигиенических норм и правил в образе жизни народа, национальной кухни, ценностей здоровой семьи, здорового воспитания.

Важным содержательным компонентом здорового образа жизни выступает и религиозная культура, которая несет в себе многовековую народную мудрость здоровой жизни человечества. Многие ученые утверждают, что религия - это и есть здоровый образ жизни, ибо в религиозной культуре заложена система культура здоровья. Изучение культуры психической деятельности различных религий в последние годы является очень симптоматичным и закономерным. Культура психической деятельности лежит в основе духовно-нравственного потенциала всех мировых религий. Религиями были выработаны устойчивые традиции и всевозможные разнообразные и очень эффективные методы целенаправленной и систематической регулировки различных психических процессов управления психической деятельности человека, которые позволяют изменять, перестраивать исходные психические структуры.

Сущность положительного значения воспитательного потенциала и как следствие -культуры психической деятельности человека в четырех религиях: христианства, мусульманства, буддизма и индуизма можно обобщить следующим образом:

1. Содействие наиболее гармоничному балансу индивидуально-психологического и социально-культурного начала в человеке.

2. Соединение объективного и субъективного в сознании в единое органическое

целое.

3. Создание внутреннего психологического комфорта и, как следствие, соединение психологии и культуры.

4. Обучение методам управления психическими процессами» [1: 624].

Ислам особо проповедует здоровый образ жизни. Соблюдение мусульманами уразы (поста), в которой ограничивается прием пищи, ученые-медики рассматривают как положительное влияние на здоровье человека. Заслуживает внимания и сам ритуал приема пищи, соблюдение санитарно-гигиенических норм.

На здоровье мусульманина положительное влияние оказывает и выполнение обрядового культа - намаза. Совершая намаз 5 раз в день, мусульманин проделывает специальные физические упражнения, которые положительно влияют на позвоночник, шейные позвонки и т.д. в Исламе очень серьезное внимание уделяется запрету на употребление спиртных напитков, табака, наркотиков; категорически запрещается употреблять такие растлевающие душу и тело человека вещества. Поэтому в деле обучения здоровому образу жизни необходимо рассмотреть и роль религиозной культуры. Однако следует помнить, что в государственной системе образования религия изучается как часть мировой культуры, исключает всякую обрядовую деятельность и религиозную пропаганду.

Важным аспектом в сохранении здоровья является и питание. Очень важный элемент здорового образа жизни, можно сказать, его фундамент - рациональное питание, разумное по количеству и сбалансированное по набору продуктов. Современный человек мало двигается, зато много ест.

Роль питания в жизни человека точно обозначена академиком АМН СССР А.А.Покровским: «Питание является основным фактором внешней среды, оказывающим самое непосредственное влияние на жизнедеятельность живого организма» [4: 82].

Культура питания - это не только красиво накрытый стол, чистая посуда, не только умение пользоваться ножом и вилкой, это, прежде всего, полноценный набор продуктов в рационе, умело приготовленные блюда, правильный режим питания.

«Скажи, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты». Этот афоризм из знаменитой кулинарной книги «Физиология пищи», написанной полтора столетия тому назад французским юристом Антельмом Брийя Савареном, не потерял своей актуальности и сегодня.

Воспитывать культуру питания надо с детства, когда в организме закладывается основа обмена веществ, которые остаются на всю жизнь. Лаконично и доходчиво писал в своих наставлениях о культуре питания великий татарский просветитель XIX века К.Насыри [7: 97-136]. Великий чешский гуманист, «отец» педагогики Я.А.Коменский также уделял большое внимание тому, чтобы развивать у детей культуру поведения за столом [6: 171-172].

Многие ученые, педагоги, служители традиционных конфессий считают, что падение физического, нравственного здоровья начинается тогда, когда падает духовная культура, размываются духовные ценности, душа человеческая опустошается и заполняется негативным. Так легко можно скатиться в пропасть, на дно общества, и как тяжело, а порой и невозможно оттуда выбраться. Поистине пророческими являются слова выдающегося чешского педагога Я.А.Коменского: «Душа - заключенная в человеческие тела и проявившая его действиями частица мирового духа» [6: 347].

Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что национальная культура несет в себе огромный здоровьесберегающий потенциал, который необходимо использовать при обучении здоровому образу жизни учащихся.

Литература

1. Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. - Казань: Центр инновационных технологий, 2001. - 666 с.

2. Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования: Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. - Казань: Центр инновационных технологий, 2002. - 303 с.

3. Здоровье в руках человека: пословицы, поговорки и афоризмы разных народов / сост. И авт. Предисловия В.И.Захаров, Е.В.Жунгиету. 2-е доп. и перераб. изд. - Кишинев: Штинца, 1975. - 258 с.

4. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю.Ф.Змановский. - М.: Медицина, 1989. - 125 с.

5. Использование новых и традиционных активно-оздоровительных технологий для оздоровления учащихся общеобразовательных учреждений (система ПОЛИКОН): Методическое пособие / Л.А.Калинкин, И.В.Кузнецов, И.А.Алексеенко и др. - М.: ЗАО «МТО ХОЛДИНГ», 2003. - 116 с.

6. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х тт. / Я.А.Коменский; под ред. А.И.Пискунова (отв. ред.) и др. - М.: Педагогика. - Т.2. - 1982. - 576 с.

7. Насыри К. Книга о воспитании / К.Насыри. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1992. - 142 с.

8. Платон. Государство, II 376 с, II 403 с, ё - 412 в; Законы VII. - 395 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.