ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
При КДЦ «Северянка» в народном и современном направлении работают три танцевальных коллектива. С 2010 г. Ясаков Ислам Насаевич руководит танцевальными коллективами, его супруга Светлана Николаевна занимается постановкой народных и эстрадных танцев.
Здесь готовы принять всех детей, независимо от их способностей, делая из них способных и талантливых исполнителей.
Литература
1. Алексеева М. П. Метод телекоммуникационных проектов как основа формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. - № 3.
2. Валамина О. В. Развитие культурно-образовательной среды в рамках социально-образовательного проекта
«Гражданин» // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 1.
3. Волков П. Б. Этнокультурный компонент в формировании ценностного отношения к физической культуре воспитанников интернатного учреждения // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. -№ 6.
4. Деревянных С. Г. Русская народная культура как источник развития представлений дошкольников о национальных ценностях // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 5.
5. Клепиков В. Н. «Круг чтения» Л. Н. Толстого и этическая культура школьников // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 6.
6. Клепиков В. Н. Концепция формирования этической культуры школьников // Эксперимент и инновации в школе. -2010. - № 4.
Л.В.Васильченко
СЛАВЯНСКИЕ ПРАКТИКИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Аннотация. В статье автор предлагает систему использования элементов народной педагогики (программы «Русская здрава», «Мир и человек») в дополнительном образовании для формирования у обучающихся первичных представлений о народной культуре, национальной этике и эстетике, а также традиций здоровьесбережения посредством праздника, обряда и народной игры.
Ключевые слова: программы, традиция, народная игра, природосообразие, картина мира, система и практика
Зтнопедагогизация учебно-воспитательного процесса - не только педагогическая, но и актуальная социальная проблема.
В последние годы активно растет национальное самосознание, усиливается внимание различных наций, народов, народностей к сохранению и развитию своих культур, языков, к возрождению семейных традиций. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа.
Следует отметить, что современное прогрессивное образование способствует развитию положительных тенденций в возрождении здоровьесберегающих технологий и традиций. Более того, некоторые ученые предполагают, что эти тенденции могут представлять основу в системе развития и воспитания детей.
Истоки гармоничного мироощущения уходят в глубины славянской культуры, в особенности исторически сложившейся национальной психологии, в то, что принято называть «русский характер» и, прежде всего, радостное отношение к жизни - в русской традиции «здравствовать», значит жить в ладу - по законам природы. «Славянская гимнастика» выполняет роль психологической коррекции. Психологическая коррекция - один из методов реабилитации. Длительные и ре-
гулярные занятия могут привести к улучшению всех личностных проявлений. Развивается терпеливость, устойчивость к неблагоприятным факторам, появляется состояние спокойствия, уравновешенности, собранности.
Славянские традиционные практики являются очень древним методом оздоровления без лекарств на многие годы. Надеемся, что бесценное наследие предков сможет радовать всех, кто не будет проявлять пассивность.
Традиционное здоровьесберегающее воспитание заключалось в передаче и обучении трем основным принципам:
• здравый смысл (мера, лад, терпимость),
• здоровое тело: (соразмерность физического с духовным),
• здоровый дух (радость, совесть, нравственность).
И если человек заболевал, то это означало, что человек потерял равновесие. Исконно русскому человеку болеть было стыдно и некогда, потому сама природа подсказывала приемы сохранения здоровья, роста и развития.
Мои уроки славяноведения должны сопровождаться и здоровьесберегающими элементами. Так родилась идея создания программы «Русская здрава», которая
48
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
может применяться как самостоятельно, так и частично, на любых уроках и мероприятиях. Собирая материал, прежде всего, я опиралась на биоритмы народного календаря, песни, обряды, игры, упражнения, которые прививались с раннего детства и передавались как великая ценность. Основным методическим материалом при составлении программы был использован курс Каршиновой Л. В. «Мир и человек». Данная программа представляет собой систематизированное обобщение культурного опыта человечества. Содержание курса раскрывает динамику становления воззрений славян и всего человечества, возникновения базовых понятий культуры и способов их выражения, способы сохранения и передачи культурного наследия. Программа «Мир и человек» предлагает интегрировать знания космологии, мифологии, этнографии, фольклора, истории, археологии, литературы с учетом научной и религиозной картиной Мира. И это очень правильная позиция для формирования целостной картины.
Программа «Русская здрава» должна помочь детям осознать самобытность родной культуры непосредственно через праздник, обряд, народный театр, игру, а программа «Мир и человек» через мифопоэтические воззрения, миф, сказку, былину, устное народное творчество, систему знаний о природе.
своего народа и его бытовой культуры, родного языка позволяет сохранить потенциал здоровья, крепость духа и житейскую мудрость, почувствовать причастность к многовековым традициям, к огромной природной территории, богатствам, ощутить себя частью своего Отечества.
Рассматривая игру как вернейшее средство для воспитания и развития детей, авторы при составлении программы «Русская здрава» опирались на творчество игры, на привлечение детей к участию в обрядах, где бы ребенок гармонично развивался, приобретал лучшие черты характера, крепкий организм, закалку духа и тела.
В процессе обучения, дети учатся логическими приемами реконструировать смысловое поле явлений и сущностей культуры, реконструировать целостную картину мира, реконструировать смысл взаимодействия человека и мира в пространстве культурного наследия.
Ценность Программы заключается в том, что учащиеся обучаются не способам оперирования понятийным аппаратом, который предоставляется педагогом, а усваивают внутренний смысл предмета через смысл национальной природы своего края и Родины в целом. Обе программы могут быть использованы как национальнорегиональный (школьный) компонент образования.
Программа состоит из 4 разделов:
1 раздел Игра - часть народной культуры Игра как отражение мировоззрения. Игра как бытовая форма общения. Игры воспитывающие, развивающие: ролевые, посиделочные, игры матери, сезонные игры, пальчиковые игры.
2 раздел Игры на каждый день Организация и проведение игр: подвижные, сюжетно-подвижные, игры с предметами, ролевые игры
3 раздел Праздники, обряды и игры: История зарождения календарно-обрядовой культуры. Организация и проведение русских народных праздников, обрядов. Игры и игрища как часть праздника и обряда с театрализацией и костюмированием. Календарные, семейные игры, игры-хороводы.
4 раздел Игры-упражнения Упражнения на пробуждение организма, согревание мышц, воображение, дыхательные упражнения, упражнения на шейно-плечевые суставы, для глаз рекомендуется проводить в начале и в конце каждого урока. Комплекс упражнений прилагается.
Обращая особое внимание на «обряды» («оберегать», выстроить «ряд» действий на благоприятное мироощущение), игрища (игры с элементами народной театрализации, соответствующей символике праздников) все же акцентирую внимание педагогов на народной игре.
Игра издревле присутствовала и в обрядах и в повседневности. Ее физиологический смысл - формирование, развитие и тренировка всех систем и органов тела. С помощью игры у детей развивалась память, внимание, сообразительность, быстрота интеллектуальных и физических реакций, общительность, дружелюбие. Исследования многих ученых доказывают также, что ребенок в процессе игры может не только самовыразиться с разных сторон, но и познавать мир. В данном случае, если рассматривать социальную роль игры, то в русской национальной культуре народные игры являются основным средством воспитания и передачи опыта, накопленного предыдущими поколениями. В процессе ее освоения обеспечивается формирование у школьников целостного представления, о единстве биологического, психического и социального в человеке.
Детская игра, по характеру своему, составляет один из видов деятельности организма. Игра - естественная жизненная потребность ребенка, и с древних времен несет на себе инстинкт выживания. Жизнь по законам
На сегодняшний день программа Каршиновой Л. В. «Мир и человек» и
Васильченко Л. П. «Русская здрава» в начальных классах апробированы и успешно используются в учебном процессе в МБОУ «Гимназии№ 1», МБДОУ № 29 - «Детский сад комбинированного вида «Вишенка» г Норильска, в Саратовской области - в учреждениях дополнительного образования. В «Гимназии № 1». Подобная интеграция позволяет обеспечить наглядную результативность духовного и физического самочувствия учащихся.
Литература
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход - Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2.
2. Галоян К. А., Шулика А. Н. Социально-педагогическое партнерство как условие формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6.
3. Каршинова Л. В. «Мир и человек. Азбука Мироздания» -Москва, 2007
4. Котова И. Н., Котова А. С. «Русские обряды и традиции» Санкт-Петербург, 2005
5. Левшинова А. А. «Система оздоровления земли русской» Санкт-Петербург, 2001
6. Шатунов М. В. «Русская здрава» Москва, 1998
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011
49