Научная статья на тему 'Объединяющая сила русского танца'

Объединяющая сила русского танца Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3956
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ / ИСТОРИЯ ТАНЦА / ЖАНРЫ ТАНЦЕВ / ХАРАКТЕР / СЕМАНТИКА ТАНЦЕВАЛЬНОГО ЯЗЫКА / ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белых В.И., Донская Т.К.

В статье рассматривается вопрос о воспитательных функциях русского народного танца и о воспитании патриотического сознания молодёжи, участников танцевальных народных ансамблей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNIFYING FORCE OF THE RUSSIAN DANCE

The article discusses the educational functions of Russian folk dance and raising the Patriotic consciousness of young people, members of the dance folk ensembles.

Текст научной работы на тему «Объединяющая сила русского танца»

НАТОДНИ ХУЯРПСПННВА!

ПЯИУТА

УДК 37.04

ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ СИЛА РУССКОГО ТАНЦА

В.И. Белых 1), Т.К. Донская2)

Белгородский государственный институт искусств и культуры

1)e-mail: kafedra-timxi@bk.ru

2)e-mail: tamara2613@.mail.ru

В статье рассматривается вопрос о воспитательных функциях русского народного танца и о воспитании патриотического сознания молодёжи, участников танцевальных народных ансамблей.

Ключевые слова: русский народный танец, история танца, жанры танцев, характер, семантика танцевального языка, традиции и современность.

Народный танец - в нем душа, сила, красота народа, его история, характер. Рожденный на заре человечества из жизни, народный танец возник как необходимая потребность проявления чувств от труда и быта, радости семейной и общинной жизнедеятельности. Он несет в себе большую жизненную энергию, воплощенную в художественных формах.

Народный танец - вид народного танцевального творчества, созданный этносом, распространенный в быту, отражающий этнические особенности жизни и деятельности, хореографический язык, пластическую выразительность этноса или этнической группы, которые проявляются в характере танца, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения и т. д.

Общение в хореографическом жанре посредством танцевального языка так же древен, как и язык литературный. Посредством танцевального языка тоже выражаются чувства, мысли, раскрываются взаимоотношения людей, их характеры, образы героев, идея танцевального произведения. Так же, как и литературный язык одного народа отличается от другого, так и танцевальный язык разных народов различен. Об этом очень хорошо сказал Н. В. Гоголь. В своих «Петербургских записках 1836 года» он писал: «Посмотрите, народные танцы являются в разных уголках мира: испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец, как тельеровский немец, русский не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как

фин; у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность».

Говоря о русском народном танце, так и хочется, не умоляя достоинства танца других народов, по-тургеневски воскликнуть: «..о великий, могучий, правдивый и свободный...» русский танец, и дан он, конечно- же, великому народу! Да, действительно, это так. По своему богатству и разнообразию русский танец превосходит многие танцы мира. Это подтверждает и один из исследователей русской культуры А. Гозерруд, который еще в 18 веке писал: «Русский народный танец столь красноречив, что я не знаю ему равного. Красота танца заключается отнюдь не в искусном положении ноги, но в том, что в пляске участвуют голова, глаза, плечи, туловище, руки, словом все тело. Танец производит на зрителя неописуемое впечатление: если сравнить французский котильон, английский контрданс, немецкий вальс, польский променад (полонез) с русской национальной пляской, то все названные выше танцы окажутся немыми, непонятными, тогда как она и красноречива и глубокомысленна».

И секрет красоты русского танца кроется в том, что на протяжении всей многовековой истории русский народный танец зарождался, развивался и подвергался существенным изменениям, а народ, по природе своей мечтатель и страстный художник, старался хранить свое искусство как зеницу ока и передавать его от поколения к поколению.

Судьба русского народного танца, как и его создателя - народа, сложна и многогранна, порой драматична. Зародившись в глубокой древности, танец рос и развивался вместе с человеком. В первобытном обществе были танцы, изображавшие трудовые процессы, танцы магического характера, ритуальные, воинственные. В них человек обращался к силам природы. На раннем этапе язычества, в период становления племен восточных славян, появляются народные праздники, игрища, или «сходбища», где встречались люди одного или нескольких родов и племен. На этих игрищах славяне веселились и совершали обряды. Эти обряды сопровождались играми, хороводами, плясками, пением, игрой на музыкальных инструментах, заклинаниями. По мере распространения христианства церковь вела борьбу с языческими обрядами и народными традициями, которые складывались веками. Языческие праздники с песнями, танцами, хороводами осуждались и преследовались и считались сатанинскими прельщением. В период яркого расцвета древнерусского феодального государства 10-12 вв.. особенно наблюдается большой подъем в творчестве народа. Хороводы, пляски, песни являются неотъемлемой частью народных праздников, игрищ и гуляний того времени.

Среди участников обрядов, игрищ постепенно выделялись люди, лучше других пляшущие, поющие, играющие на различных инструментах, шутники и балагуры, мастера-исполнители. Они были любимы в народе и их называли «плясец», «плясальщик», «игрец», «плясатель». Так возникали родоначальники будущих славянских скоморохов. Для своих представлений скоморохи многое брали из того, что создавалось в народе, их творчество было тесно связано с древними, исконно русскими и языческими обрядами, их репертуар был богат и разнообразен, как и само творчество народа. Скоморохи сыграли большую роль в развитии, совершенствовании и популяризации русского народного танца. По сути дела, они являлись первыми

профессиональными исполнителями русской пляски. Невозможно переоценить роль скоморохов в развитии и популяризации народного танца в России.

Одной из драматических страниц в истории русского народа было татаро-монгольское иго, продолжавшееся более двухсот лет, которое задержало развитие русской культуры и нанесло ей значительный урон. Многие национальные ценности были уничтожены, но, главное, русский народ не был покорен. В эти тяжелейшие времена он сохранил свою культуру, искусство, свою самобытность, традиции, народное творчество, многочисленные яркие и красочные хороводы, пляски, песни, игры, что говорит о том, насколько глубоко все это было заложено в душе и характере каждого русского человека. В это трагическое время народ сохранил верность своим традициям, особенно в сохранении традиций семейной и общинной обрядности, что определило устойчивую привязанность к традициям родной культуры, и сохранило верность родному народному искусству в быту, и что послужило причиной возрождения русского государства и русских культурных традиций после уничтожения ордынского ига (В.П. Адрианова-Перетц, Б Д. Греков, Д.С. Лихачёв, М.А. Некрасова и др.).

Освобождение русской земли от татаро-монгольского ига в конце 15 века явилось большим событием в истории русского народа, вызвавшего мощный подъем культуры и национальной гордости русского человека. Но церковь вновь ведет свою борьбу против различных традиционных народных увеселений, вновь берется за искоренение живущих в народе остатков язычества. Она осуждает народные игры, обряды, преследует исполнителей песен и плясок. Начинается новое гонение и на скоморохов, которых ставят в один ряд с колдунами, гадалками, людьми, связанными с нечистой силой (в 1648 году под влиянием церкви царь Алексей Михайлович издает указ о преследовании скоморохов). Однако, никакие преследования, гонения не могли противостоять природному русскому жизнелюбию, исконной тяги к празднику, общению хороводам и пляскам, которые являлись ядром обрядовой и бытовой культуры. Надо сказать, что и светская государственная власть не особенно жаловала народное искусство. Все то, что выходило из народа-песни, танцы, лубки - считались чем- то холопским, низкопробным.

Эпоха, связанная с преобразовательской деятельностью Петра I, нанесла ощутимый вред развитию и уважительному отношению к народному искусству. Новые европейские порядки, новые правила светского обхождения, регламентированные самим царем, находили поддержку у русского дворянства, но не у народа. Вводятся ассамблеи, положившие начало шумным балам в России, на которых обязательно исполнялись различные европейские танцы: французская кадриль, менуэт, полонез, англец и другие. Но какие бы новые порядки ни вводились, какие бы чужеродные танцы ни навязывались в обществе, невозможно было переломить русский характер, его верность народному искусству. Так уж устроен наш русский человек, что он не только сумел сохранить русский народный танец, но и развить и пополнить его и за счет европейских танцевальных образцов, умудрившись талантливо переделать французскую кадриль, да и не только ее, на русский лад, да так, что она стала поистине русской, нашей, приняв типичные национальные черты русского характера и манеру исполнения.

Русский человек по натуре своей коллективист, и танцы его коллективные, массовые, объединяющие. Взять хотя бы хоровод, где, взявшись за руки, участники объединены общим чувством дружбы, взаимопонимания, товарищества и в душе каждого доброе праздничное настроение. Чувство коллективизма, единения, товарищества присущи русскому народу не только в дни веселий и празднеств. В тяжкие горестные дни нашей истории он объединялся и давал сокрушительный отпор своим недругам. Сколько горя, лишений перенес русский крестьянин!...

«Возникает закономерный вопрос, - пишет Рогов А. П. в книге «Мир русской души»,- почему же Русь все-таки выстояла, и не только все одолела, но и собралась

воедино и выросла в государство, равных которому нет на планете? Русские научились воевать лучше других? Да, наверное, было и это. Но главное все же в том, что человек, не мыслящий себя без породившей его земли и народа, не может быть побежден. Не может не отстоять ее, не предать, не изменить ей, даже если за это приходится платить жизнью. И вере своей православной, которая укрепляла и вела его всегда только к свету, добру, разуму и справедливости, никогда не изменял и не мог изменить»1. Все эти замечательные качества русского народа не могли появиться вдруг, ниоткуда. Они связывались незримой нитью преемственности поколений, исторической памятью. Но в настоящее время все тревожней враждебные противоречия в мире, этнические, политические противостояния. Современные СМИ дают широкую возможность воздействовать на умы людей, на их сознание. И этим непременно воспользовались черные силы. Год 2015 год, 70-летия Великой победы в Великой отечественной войне, наш народ отмечал славную Победу советского народа над фашизмом в самой кровопролитной борьбе против гитлеровской Германией. Весь мир это признал, но активно и грязно идет бесстыдное искажение нашей победы, нашего прошлого, наших святынь. Нам насаждают лживое, чуждое нашему русскому характеру, нашему национальному самосознанию факты, извращающие роль Советского Союза в Победе над немецким фашизмом. И поэтому сейчас главное - сохранить способность каждого гражданина России иметь свою гражданскую позицию, широко мыслить, чувствовать, жить духовной жизнью. А для этого нам необходимо всем объединиться, как в то историческое «смутное время» 1612 года. Ведь сейчас мы переживаем именно смутное время. Мы на четвертом ратном поле, поле информационной войны. И поэтому сейчас главная объединяющая государственная идея, объявленная президентом России В. В. Путиным, - воспитание патриотизма. «И если соберем волю каждого в одну волю - выстоим! Если соберем совесть каждого В одну совесть - выстоим! Если соберем любовь к России каждого

в одну любовь - выстоим!»

В. Распутин.

И так мы подошли к важному и вечному вопросу - Что делать? Конечно, мы не сможем сейчас вернуть тот быт, который окружал русского человека с первых дней его появления на этот свет. Но попытаться связать прерванную нить преемственности поколений, не дать уйти в небытие великому наследию народа, мы не только можем, но и обязаны. Мы сможем вернуть нашим детям русские народные танцы, песни, замечательные игры, сказки. Они их очень любят, поверьте. Просто их надо почаще рассказывать, показывать, расти и развиваться вместе с ними. Это не означает, что все современное под запретом. Нет, дети сами потом разберутся, что есть хорошо, а что не очень. Главное, они не должны отрываться от своих национальных, духовных, нравственных корней, что является основой для формирования личности-гражданина.

На протяжении многих лет Заслуженный коллектив народного творчества ансамбль русского танца «Былина» (35 лет) и Русская школа танца «Проталинка» (20 лет) не безуспешно противопоставляют в качестве альтернативы увлечению молодежи западной поп-культурой богатство русского танца, проповедуют красоту великой национальной культуры.

1 Рогов А.П. Мир русской души или история русской народной культуры. М.; 2003. С. 14.

В репертуаре «Былины» такие танцы как: «Бирючинские колокольцы» (на основе исторического фольклорного материала Красногвардейского р-на Белгородской области), танцы «Пересек», «Акулинка», «Русская удаль», «На пятачке» и многие другие. В них танец как богатейшее средство живого и теплого общения людей как добрых соседей, живущих на одной улице, в одном селе. В ансамбле занимаются учащиеся старших классов, студенты ВУЗов, СУЗов города, молодые педагоги. Все они до «Былины» прошли многолетнюю танцевальную подготовку и проверку на верность и любовь к русскому танцу в Русской школе танца «Проталинка».

20 лет назад на базе школы № 46 при поддержке и активном содействии БГЦНТ (Белгородский Государственный центр народного творчества) были созданы программы эстетического воспитания школьников посредством русского танца. В этом деле большую поддержку оказал Андрей Владимирович Кулабухов, в то время начальник областного управления культуры, и за это ему громадное спасибо.

Русская школа танца « Проталинка» имеет 3 ступени в обучении русскому танцу:

1. Массовый бытовой танец для начальной школы, где учащиеся впервые узнают, что есть замечательный танец «Барыня» « Акулинка», «Пересек», что есть прекрасные сочетания музыки и движения, что есть интересные русские игры и песни.

2. Подготовительные группы. Более глубокое изучение основ русского танца. Разучивание сценических форм той же «Барыни», «Акулинки», где уже на первый план выходят более сложная техника танца, исполнительское мастерство, артистичность, характер, та или иная манера исполнения различных танцевальных композиций, региональные особенности танца.

3. Основные группы. Развитие физических и эмоциональных способностей, более профессиональный подход к танцевальным средствам, выражения той или иной задачи, поставленной балетмейстером-постановщиком танца. Сюда включаются уроки классического танца, работа у станка, на середине для достижения более высокого уровня исполнительского мастерства. Постижение более глубинных тонкостей, особенностей русского танца.

Подбор репертуара осуществляется по принципу от простого к сложному, но во всех группах «Проталинки» и «Былины» прослеживается четкая творческая линия, так сказать, творческое кредо коллектива. Танцы старших переходят к младшим, танцы «Былины» разучивают и танцуют старшие ребята из «Проталинки». Для этого бывают сводные репетиции, где все как одна большая дружная семья. Много лет у нас живет славная традиция: встречать Новый год вместе - дети, родители. Старшие обязательно готовят сказку для малышей. Малыши, подрастая, принимают эту эстафету-традицию. И им это очень нравится, и это еще один шаг в овладении традициями, ведущими к творческому развитию. Родители тоже не остаются без дела. Все принимают активное участие, как мы называем, в русской дискотеке. Это русские бытовые танцы-игры: «Во саду ли, в огороде», «Барыня», «Матаня» и т.д.

В 46 школе очень хорошее, я бы сказал, уважительное отношение к русскому костюму, русскому танцу. И все потому, что ученики школы видят это часто. В начале года обязательно праздник танца для начальной школы. В живом общении, в зале проходит этот праздник. И ребята в зале не просто зрители: они задействованы в программу праздника. Они отгадывают, они танцуют, как мы называем, «ленивые танцы» (танцуют, сидя на своем месте), участвуют в конкурсе на лучшего плясуна, они видят своих сверстников, одноклассников, друзей в русской пляске, в задорном «Пересеке» или в «Деревенской польке». А после концерта они обязательно подойдут к моим юным артистам, пожмут руку и скажут: «Ну, ты молодец!». Они, ученики, уже воспитаны в уважении к русскому танцу. И такие праздники у нас проходят очень часто. Это традиция. И она делает хорошую, добрую погоду в школе для всех детей. И мы не

замыкаемся только лишь в стенах нашей школы. Такие праздники мы проводили в школах города, в поселках Чернянка, Разумное, в Шебекинском районе. И это дает свои положительные результаты, потому что после концерта подходят дети и говорят: «Спасибо вам за танцы, а мы и не знали, что такое есть».

Вот так зарождается любовь и уважение к русскому танцу, бережное отношение к тому, что дошло до нашего времени из глубины веков. Такие бесценные качества, как отношение к своей Родине, своим родителям, традициям и обычаям нашего народа - все это появляется в процессе работы и закладывается в души детей, являясь впоследствии крепким фундаментом для сохранения великого дара народного творчества, для передачи его следующим поколениям.

Родители детей, некогда танцевавшие в «Проталинке» и «Былине», приводят своих детей, и те принимают и несут эстафету русского духа.

Юные артисты, выступая на сцене, видят и чувствуют благодарность зрителя за свой труд, понимают свою значимость в деле сохранения русского танца, и их уже не очень привлекают безвкусные шлягеры западной поп-культуры. Они живут в чудесном мире народного танца с его удалью, широтой, неповторимой пластикой и особой гордостью за Россию. Этому содействует еще и такая форма, проводимая нами в стенах школы, как детский фестиваль народного творчества «Красно солнышко». Это выход на результат в конце учебного года. Каждый класс готовит небольшую программу, куда входят танцы, песни, игры, и каждый ребенок может проявить себя по желанию в любом жанре. Всю неделю, сменяя друг друга, классы показывают свои программы для учеников школы, для родителей, воспитанников соседнего детского сада. Ребенок живет больше чувствами, чем разумом, а это, в свою очередь, эмоционально окрашивает все, с чем он соприкасается. Это является важным фактором в развитии эстетического чувства ребенка.

Надо сказать, что система дополнительного образования, при правильной ее организации и целостном подходе к проблеме воспитания, содержит в себе огромный потенциал для создания той благотворной среды, тех условий, которые необходимы для свободного творчества растущей личности. Посещение детьми различных студий, школ танцев и домов творчества определяется по принципу добровольности, поэтому необходимо создать такую атмосферу, чтобы у ребенка появилось желание приходить и заниматься интересным для него делом снова и снова. К сожалению, современная школа все дальше уходит от проблем эстетического воспитания, а учителя - предметники зачастую мешают творческому увлечению детей.

В любом учебном заведении, отмечает А. А Мелик-Пашаев, где хотя бы одной художественной дисциплине придается достойное значение, меняется вся атмосфера. Дети бодрее, им приятнее идти в школу, они меньше устают, более сообразительны во всех остальных предметах, у них другое отношение к занятиям, они меньше болеют. Занятия искусством дают большой терапевтический эффект. Они могут быть эффективными и с трудными подростками, даже если те не прошли ранние этапы художественного развития, хотя, конечно, на самых ранних этапах, дети более восприимчивы. И система ценностей подростков может перестраиваться, они становятся более альтруистичными, иначе видят свое будущее. На наш взгляд, эти факторы должны учитывать все, кто работает в школе с детьми.

Творческая мастерская русского танца - один из проектов «Былины», который также дает хорошие результаты в деле воспитания национального самосознания молодежи, сохранения традиций русской культуры. Цели и задачи, которые ставит перед собой творческая мастерская, следующие: -объединение любителей русского танца, -оказание творческой помощи коллективам,

-воспитание чувства товарищества, взаимопонимания, коллективизма,

-изучение и познание русского народного творчества, Белгородского фольклора,

-выявление талантливой молодежи.

Два раза в год на 3 дня, в дни осенних и весенних школьных каникул, мы приглашаем в живописное урочище Сосновка с проживанием в комфортабельных условиях 4 танцевальных коллектива из районов области, это 70- 80 детей, подростков, чтобы вместе, сообща познавать тайны русского танца. Коллективы заранее получают домашнее задание:

- подготовить частушки для конкурса «Частушечный бой с приплясами».

- для состязания острословов подготовить русские народные пословицы и поговорки.

- подготовить для проведения 2-3 народные игры.

Для приветствия каждый коллектив готовит визитную карточку в любом жанре с рассказом о себе и о том месте, где он живет.

В первую половину дня практические занятия по изучению и отработке танцевальной лексики русского танца. После обеда творческая самостоятельная работа коллективов. Подготовка к конкурсам, изучение бытовых танцев, консультации для руководителей коллективов. А после ужина - «Белгородские вечерки». С частушками, плясками, состязанием в удали, задоре и смекалке.

Второй день также начинается с практических занятий, где наряду с отработкой танцевальных движений ребятам и руководителям даются методические пояснения и приемы в овладении более сложной танцевальной и трюковой техники. Вторая половина посвящена изучению бытовых танцев и подготовка к вечеру - «Встреча друзей», как их ребята сами называют - русская дискотека. Это интереснейшее, веселое мероприятие, наполненное русским духом. Танцы, шутки, смех - все это объединяет, завораживает. А третий день, подведение итогов. И я скажу - итоги замечательные!!! Заряд бодрости, новых знаний и навыков, желание еще больше заниматься танцами, приобретение новых друзей. И расставания со слезами и пожеланием новых встреч в кругу русского танца на больших фольклорных праздниках, чтобы и себя показать и других посмотреть. И что очень важно, у себя, на местах участники ТМ продолжают наши традиции. В п. Готня Ракитянского района танцоры ансамбля «Талисман» организуют сельские вечерки с приглашением всех слоев населения. Получается! Артисты ансамбля «Дубравушка» на празднике района в г. Короча вовлекли в задорный перепляс чуть ли не всю площадь. Ребята из ансамбля «Забава», что в с. Белый Колодезь Вейделевского района, у себя в школе проповедуют бытовой русский танец и обучают ему своих сверстников.

Русь всегда славилась проведением народных праздников, гуляний. В народе говорили: «Кончил дело, гуляй смело». В последнее десятилетие эта традиция приобретает все большую популярность и масштабность, особенно в нашей Белгородской области.

Входят в моду праздники городов, сел, районов, проводимые на стадионах и площадях. Это такие замечательные фольклорные праздники как: «Я, русский крестьянин», «Маланья», «Хотмыжская осень», «Холковский сполох», «Бирючинские ярмарки» и т.д.

Это славная русская традиция, о которой еще в 1837 году говорил замечательный русский исследователь и собиратель фольклора И. Снегирев: «Одним из сильнейших средств, которые сближают людей и народы и одним из обильнейших источников к познанию внешней и внутренней жизни каждого народа служат его праздники с относящимися к ним суеверными обрядами, хороводами, песнями и играми». И далее: «...Нигде с такою полнотой и свободою не раскрывается личность народная, как в праздниках; нигде столько, как в них, не сближаются люди душою и сердцем. Там

укрепляется старое и заводится новое знакомство, там обмениваются мыслями и чувствованиями, там частное делается общим, прошедшее и будущее обращается в сладостное настоящее; там любимый простор уму и разгул душе»2.

Раньше не было школ искусств, клубов, но дети умели танцевать, знали наши песни, игры, потому что все это было вокруг них и, благодаря мудрости народной педагогики, воспитывалось и передавалось из поколения в поколение. Была живая нить преемственности поколений. «Живая нить» - так называется творческое объединение, образованное на основе творческого фольклорного коллектива «Русская традиция». Здесь собрались люди не равнодушные, стремящиеся к познанию старины глубокой. Это люди взрослые, состоявшиеся в жизни, имеющие семьи, детей и они с удовольствием изучают и поют русские песни, реконструируют русские обряды и традиции и более того, они вовлекают в свой круг друзей, родственников и главное - своих детей. Вот так образуется живая нить связи поколений. Раз в месяц они все вместе, взрослые папы, мамы, их дети, их друзья, соседи собираются и приходят в Белгородский Государственный Центр народного творчества на вечерки, где поют старинные песни, играют, гадают, танцуют бытовые танцы. Все это проходит в простой свободной обстановке, как в старые добрые времена. Руководитель и организатор всего этого Заслуженный работник культуры РФ, композитор, исследователь и собиратель Белгородского фольклора, ярый поборник русского народного творчества Иван Иванович Веретенников. Именно благодаря его неустанной кропотливой работе по изучению и обработке богатого фольклорного материала, мы имеем возможность видеть и слышать, что нам рассказывают и показывают последние носители Белгородского фольклора. Фильм Ивана Ивановича «Белгородские карагоды» (2001) в этом смысле бесценен. Мы как будто окунаемся в то время, и песни, танцы наших предков как будто рядом с нами. Такого материала сейчас мы уже не «накопаем», потому что люди, к сожалению, уходят, унося с собой память об обычаях, традициях. В этом ряду и книга И. И Веретенникова «Белгородские карагоды». Я вспоминаю, сколько экземпляров этой книги мне пришлось перевозить в Московский институт культуры, выполняя заказы педагогов и знатоков фольклора. И сейчас в России все, кто пишет о фольклоре Белгородчины, обязательно ссылаются на исследования Ивана Ивановича. Им разработаны программы по фольклору для музыкальных и общеобразовательных школ. Изданы сборники песен, русских народных игр, музыкальные обработки песенного материала.

Часто бывая в районах Белгородской области, проводя мастер-классы по русскому танцу, участвуя в постановках больших районных праздников, давая профессиональные консультации по танцу и просто встречаясь с участниками художественной самодеятельности, я с удовольствием замечаю, как все больше и больше молодежь, дети проявляют интерес к народному творчеству, и хочется сказать: Да не иссякнет кладезь народной мудрости, да не прервется живая нить преемственности поколений во благо земли русской и всех живущих на этой земле. Пусть радость, счастье и дружба, взявшись за руки, объединят нас в один большой хоровод, и солнце, глядя на нас, будет светить ласково и нежно. И мир пусть будет на всей земле!

Список литературы

1. Заикин Н.И. «Областные особенности русского народного танца». Учебное пособие для вузов искусства и культуры. - Тамбовский университет культуры. 2008. - 240 с.

Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1837. С. 1-2.

2. Рогов А.П. Мир русской души или история русской народной культуры. М.: ТЕРРА. - Книжный клуб, 2003. - 345 с.

3. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М.: Университетская типография. 1837. - 121 с.

THE UNIFYING FORCE OF THE RUSSIAN DANCE

V. I. Belykh1), T. K. Donskaya2)

1,2)Belgorod state Institute of arts and culture

1)e-mail: kafedra-timxi@bk.ru

2)e-mail: tamara2613@.mail.ru

The article discusses the educational functions of Russian folk dance and raising the Patriotic consciousness of young people, members of the dance folk ensembles.

Keywords: Russian folk dance, history of dance, dance genres, character, dance semantics of the language, traditions and modernity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.