Научная статья на тему 'Традиционная народная танцевальная культура как средство гармоничного воспитания и социализации подрастающего поколения'

Традиционная народная танцевальная культура как средство гармоничного воспитания и социализации подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1200
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / НОСИТЕЛЬ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / TRADITIONAL FOLK DANCE CULTURE / TRADITIONAL CULTURE CARRIER / ETHNOPEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чистякова А. А.

Традиционная культура обских угров одна из немногих культур, дошедшая до нас в архаичном, синкретичном виде, где отчетливо прослеживаются механизмы, традиции и средства народной педагогики. В статье рассматривается функциональное значение, место народной хореографии в традиционной культуре обских угров. Излагаются педагогические формы, методы, средства приобщения детей и молодежи к традиционной танцевальной культуре обских угров в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL FOLK DANCE CULTURE AS THE MEAN OF HARMONIOUS EDUCATION AND SOCIALIZATION OF THE RISING GENERATION

The traditional culture of Ugric of Ob is one of few cultures which came to us in archaic, syncretic form, where mechanisms, traditions and means of popular pedagogics are retraced clearly. In the article the functional meaning and the place of folk choreography in the traditional culture of Ugric of Ob are considered. Pedagogical forms, methods, means of children's and youth's communion to traditional dance culture of Ugric of Ob in modern conditions are expounded.

Текст научной работы на тему «Традиционная народная танцевальная культура как средство гармоничного воспитания и социализации подрастающего поколения»

3. Усова, А.В. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики / А. А. Бобров, А.В. Усова. - М.: Просвещение. - 1988.

4. Усова, А.В. Межпредметные связи в условиях стандартизации образования // Физика в школе. - 2000. - № 3.

5. Иванов, А.Ф. Физический эксперимент с экологическим содержанием // Физика в школе. - 1996. - №3.

Статья поступила в редакцию 03.02.10

УДК 793.3

А.А. Чистякова, соискатель ЮГУ, г. Ханты-Мансийск, E-mail: o11@mail.ru

ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Традиционная культура обских угров - одна из немногих культур, дошедшая до нас в архаичном, синкретичном виде, где отчетливо прослеживаются механизмы, традиции и средства народной педагогики. В статье рассматривается функциональное значение, место народной хореографии в традиционной культуре обских угров. Излагаются педагогические формы, методы, средства приобщения детей и молодежи к традиционной танцевальной культуре обских угров в современных условиях.

Ключевые слова: традиционная народная танцевальная культура, носитель традиционной культуры, этнопедагогические технологии.

Одной из самых древних форм духовно-практического освоения действительности является народная танцевальная культура. В национальных танцах нашли свое отражение глубоко укоренившиеся традиции, тяготение народа к раскрытию переживаний личного и общественного характера, темперамент, широта натуры, гуманизм и оптимизм. Танец в культуре северных народов не выделяется как отдельный вид искусства, но является неотъемлемым компонентом духовной культуры и выполняет ряд важнейших функций.

Танцы исполнялись в обряде «Медвежьих игрищ» и выполняли, прежде всего, культовую функцию. Вера в фратри-альных, генеалогических, семейных духов, духов природы (священных деревьев, рек, территорий и т.п.), промысловые культы обских угров представляет наиболее древние формы мифологического сознания и ритуальной практики. Ритуалы «Медвежьего праздника» направлены на общение с духами с целью примирения с душой убитого медведя и его воскрешения. В обряде праздника значительную часть составляют священные танцы, обращенные к божествам верхних миров и «заслоняющие танцы», выполняющие охранную функцию, призывающие удачу.

При сборе фольклорного материала и непосредственном общении с носителями традиционной культуры Р.М. Потпот, М.Ф. Рябовой. Н.Я. Тарлиным и др. на практическом семинаре «Традиционная культура обских угров» под руководством Фаины Павловны Иштимировой, а также в этнографической экспедиции со студентами педагогического колледжа в п. Казым в марте 2008 года, было зафиксировано: в танцах используется множество своеобразных положений и движений рук, которые условно можно разделить на три основных позиции - уровня: движения направленные вниз, движения на уровне плеч, движения руками выше головы. Это соответствует представлениям обских угров о сферическом устройстве мира: верхний мир (небо), средний (земля, уровень человека) и нижний (подземный). В своих исследованиях известный хантыйский ученый, носитель традиционной культуры и языка Т. А. Молданов отмечает, что каждый присутствующий на празднике хотя бы один раз должен протанцевать. Существует убеждение: «Танец, посвященный медведю, тот кладет в свой ненаполняемый кузов, который затем возвращается охотнику в виде охотничьей удачи, а женщинам - в виде огня в очаге, благополучия в семье, здоровья детей; танцуют и для того, чтоб медведь «за два дерева обходил, за три дерева обходил» [1, с. 162]. Непременными участниками в танцевальных импровизациях, были не только взрослые, но и дети, начиная с 3

- 4 лет. Это обязательный ритуал, иначе медведь может напугать в лесу во время сбора ягод. Дети танцуют, а взрослые их хвалят. Что нашло отражение в фольклорной традиции, пословицах и поговорках: «Этот человек так мастерски танцует, словно рыба без костей плещется в воде».

Хореография, как уникальное искусство (сложный синкретический комплекс, органически связанный, с пением и игрой, музыкой, костюмом, календарно-обрядо-выми празд-

никами) является ярким и неповторимым источником познания образа жизни, колорита, духовного содержания любой эпохи. В танце представляется трудовая деятельность народа, его мировоззрение, утверждение культурных ценностей, всегда современное понимание действительности, которые отражаются средствами издавна сложившегося танцевального языка, доступного, понятного народу, любимого им. Познавательной функции танца придают большое значение с античных времён. «Ритм - высшее выражение порядка человеческого духа, внедряется в него при последствии движения тела, и что только через пляски можно познать мир» [2, с. 267]. Изучение истории с помощью искусства является глубоким и основательным, так как приводит в движение всю систему эмоционально-насыщенного, конкретно-образного мышления.

Развивающая функция состоит в совершенствовании физических сил людей, включая мышечные и нервные системы, психические процессы. Движения под музыку способствуют интеллектуальному, умственному развитию человека. Многие танцы носят имитационно-подражательный характер. В женских танцах доминируют повороты корпуса вправо, влево, вокруг себя, своеобразные положения и движения руками с платком создают образ красивой величественной птицы лебедя. Мужские танцы исполняются энергично, резко, в них демонстрируется ловкость, сила, выносливость исполнителя -качества необходимые для охотников, рыболовов, для выживания в суровых природных условиях.

Танец выполняет важнейшую социальную функцию. Танцевальная культура в традиционном обществе является зримой иллюстрацией и демонстрацией определенных социальных отношений в обществе, например, фратриально-родовое устройство. У обских угров живущих на севере выделяют две фратрии Пор и Мось. У восточных ханты и южных манси выделяют три группы: Лося, Бобра, Медведя.

В.Н. Черницов описывает танцы предков отдельных родов. [3, с. 102-103]. Так, передок рода Сампильтановых, имеющих облик лося, выходит опираясь руками на две палки, которые изображают передние ноги лося. Во время социально значимых ритуалов исполнение танцев соответствовало статусу человека, исполнять сакральные танцы могли лишь люди, чей авторитет, опыт, мудрость и нравственные качества высоко ценились в обществе.

Еще в самые древние времена танец был одним из первых языков, которыми люди могли выразить свои чувства. Танец - форма коммуникации, между представителями разных категорий традиционного общества. Через танец первобытный человек выражал свои чувства, танец служил средством общения людей с окружающим миром. Русский исследователь танца XIX в. С.Н. Худяков утверждал, символика танца подсказала пути формирования человеческой речи. Танец наиболее ярко раскрывает непосредственность и искренность эмоционального порыва, происходит духовное сближение людей. Традиционные периодические и спорадические праздники

служили удобным поводом для встречи людей в этих малонаселенных местах. Ханты и манси съезжались из далека до семи и более родов (генеалогических групп), встречались, общались, радовались, веселились. Неформальное общение в танце - наиболее доступная форма познания мира окружающих людей.

Танец в обрядах и традиционных праздниках обских угров несет рекреационную функцию. Во время коллективного танца возникает состояние радости и духовного единения. Происходит восстановление и развитие физических и духовных сил. Это объясняются присущие многим танцам вращения, принципы чередования медленного и быстрого темпа, повторы комбинации движений (обычно семь раз), раскачивание, тряски, что приводит к эмоциональному расслаблению и/или возбуждению, в состояние близкое к экстазу. Почти полностью выключаются все механизмы восприятия и отражения действительности, особое психофизическое состояние выражается в отрешенности, в глубоком проникновении в образ персонажа, изображаемого в танце. «Очнувшись, они чувствуют себя так, будто и они, и весь миропорядок рождены заново, то есть происходит нечто вроде катарсиса» [4, с. 117]. Каждый ритуал в традиционном фольклоре заканчивается танцем-очищением.

В представлениях коренного населения Сибири, танцу придается оздоровительное значение. М.Ф. Рябова в своем исследовании танцевальной культуры белоярского района отмечает: «Многие из информантов утверждают, что движения рук над головой, за голову, спереди, внизу, за спину означают защиту танцующего человека от нехороших мыслей, от нечистой силы, сглаза, «чтобы душа очищалась и радовалась»

[5, с. 6].

На протяжении веков народ создает в танце идеальный образ, современное пред-ставление о прекрасном, к которому он стремится и который утверждает в эмоциональ-ной и художественной форме. Искусству танца доступно идейное, нравственное и эстетическое воспитание. Воспитательная функция заключается в формировании эстетического сознания, художественного вкуса - умения увидеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое, и верно оценить его. Система воспитания подрастающего поколения у народов Севера носит интегративно-синкретический характер, понимается как физическое, интеллектуальное, нравственно-эмоциональное взросление.

В традиционной культуре обских угров не принято поучать, наставлять кого-либо из членов семьи. Нравственные законы общества, нормы поведения постигались детьми опосредовано, невербально, через приобщение к традиционному образу жизни, ритуалы и праздники. Среди факторов педагогического воздействия особое место занимает пример - идеал и система установок-запретов [6, с. 28]. Носителями идеалов являются духи хранители рода, духи предков, герои эпоса и сказок, символический смысл несут народные песни, природа. На «Медвежьем игрище» множество духов - покровителей в своем танце, сопровождающемся героической песней, рассказывают о своих великих деяниях: защите от врагов, спасение от голодной смерти в тяжелые зимы, помощь в рождении сильного потомства; желают людям здоровья, счастья, удачи в делах, на охоте, рыбной ловле, показывали как надо вести себя в лесу, на воде и других местах.

Действенной воспитательной формой являются бытовые танцы-пантомимы «Тулыглап», исполняемые мужчинами (юношами) в масках, где в комической форме изображаются различные пороки, недостатки людей: жадность, трусость, неряшливость, глупость и др. представления и критика адресованы всем присутствующим. Обижаться на выступающие маски не полагалось, а замечание следовало принять к сведению и исправиться. В настоящее время такие представления играют не только на «Медвежьем игрище», они также популярны и широко используются в детских этнографических стойбищах.

В индивидуальных танцах участвовали как мужчины, так и женщины, как правило, они сопровождались песнями. Когда

исполнитель выходил на танец, певец начинал петь, для каждого танцующего исполняется только его вариант песни: представление (чем занимается, откуда родом), просьба к медведю, похвала в адрес исполнителя танца. В личных песнях народов ханты и манси отразились национальные черты характера, присущие им нравственные ценности - представление о добре, красоте, правде, верности и т.д. Как поэтичны описания родного края, сколько удивительных эпитетов. Особое место в песнях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Популярны и любимы среди местного населения бытовые танцы: «Танец охотников», «Рыбачки», «Мастерицы». В танце исполнители передают жизненный опыт молодежи, происходит преемственность поколений.

Таким образом, традиционная танцевальная культура обских угров является самобытным социокультурным, этнопе-дагогическим явлением, характерными чертами которого являются: 1) преемственность поколений, передача социального опыта, духовно-нравственных ценностей, норм индивидуального и общественного поведения; 2) связь человека с универсальной целостностью мира в единстве мысли и чувства посредством эмоциональных образов, основываясь на неосознаваемой, подсознательной сфере психики. Такой путь целостного осознания жизни доступен даже ребенку (в отличие от философии, где требуются глубокие знания конкретных наук и владение развитым абстрактным мышлением); 3) доступность для широкого круга людей, творцом народного искусства является не отдельный автор, а сам народ.

К глубокому сожалению, многие педагоги, руководители танцевальных коллективов отмечают: интерес детей, молодежи к традиционной танцевальной культуре, сохранению традиций, языка, культуры своих предков выражен слабо. «Мы являемся сви-детелями того, что техногенная жизнь по своему менталитету не приемлет традиционную, считая последнюю более низкой ступенью исторического развития. Поэтому все проявления традиционности ценятся молодежью невысоко» [7, с. 36] В условиях изменения социальной среды, форм хозяйственной деятельности важным является поиск образовательной (этнопедагогической) технологии - средств, форм и методов, при помощи которых возможно обеспечить преемственность поколений, трансляцию основ традиционного уклада жизни, духовных ценностей, и вместе с тем, позволяющих взаимодействовать с другими культурами полиэтнического пространства России, так чтобы этническая культура сохраняла свою самобытность.

Таким образов, приобщение молодежи к традиционной танцевальной культуре будет более эффективным только при условии, если: 1) изучение танцевальной культуры происходит в контексте национальных традиций, опираясь на знания фольклора, истории, духовного уклада, своеобразие географических и климатических условий, то есть всего того, что составляет духовное единство нации; 2) педагогические средства, формы и методы будут адаптированы для широкого круга молодежи, независимо от наличия танцевальных данных и физической подготовки и ориентированы на потребностно-мотивационную сферу личности.

Для реализации поставленных задач была разработана авторская программа, которая апробирована на базе студенческого ансамбля народного танца «Вечорки» и детской хореографической студии «Эксклюзив».

Программу наших занятий составляют пять компонентов:

1) знакомство с традиционной народной танцевальной культурой, овладение первоначальными навыками индивидуального и ансамблевого исполнительства;

2) знакомство с народной музыкальной культурой: особенностями инструментальной и вокальной музыки, сопровождающей национальные танцы;

3) знакомство с традиционным костюмом его символикой, региональными особенностями;

4) знакомство с народными играми, приобщение к устному народному творчеству;

5) знакомство с традиционными обрядовыми праздниками.

Изучение первого компонента мы начинаем с беседы. Это творческая встреча с носителями традиционной культуры, в живом общении с которыми формируется представление об особенностях танцевальной культуры, ее месте и значении в жизни коренных народов Севера. На первом занятии выдается весь практический материал раздела, все движения при изучении раскладываем на простейшие элементы: шаг, приседание, прыжок, поворот и т. д., повторяем несколько раз, постоянно усложняя до законченной формы (концентрический метод). Все движения в конечном итоге составляют комбинации, которые объединяются в танцевальную композицию. Это позволяет создать целостный образ. У учащихся создается впечатление, что за один урок они выучили целый танец. Доступность и возможность в короткое время увидеть результат своей работы стимулирует интерес учащихся.

Традиционной формой обучения, совершенствования знаний, умений и навыков в нашем ансамбле стало участие в проведении ежегодных мастер-классов по танцевальной культуре обских угров на базе детского этнографического центра «Лылым союм», театра обско-угорских народов «Солнце», творческого объединения «Культура», Центра искусств для одаренных детей Севера. Такие занятия имеют положительную эмоциональную окраску. Здесь происходит встречи с носителями культуры не только старших поколений, но и сверстниками. Интересный практический семинар был подготовлен участниками ансамбля «Вечорки». Один из студентов (танцует в семейном ансамбле) подготовил мастер-класс «Традиционная танцевальная культура казымских ханты». Другие студенты готовили сообщение о культуре, костюме, традициях этого народа. Практические семинары, мастер-классы позволяют собирать и накапливать фольклорный материал, обобщают теоретические и практические знания, развивают коллективное творчество студентов, самостоятельность и ответственность.

Большинство танцев народов ханты и манси имитационно-подражательные. Добиваться от исполнителей осмысленности в движениях, актерской выразительности, создания целостного образа на тренинговых занятиях (совершенствование исполнительских навыков) помимо метода воспроизводящего упражнения, помогают такие методы как драматизация, метод творческого упражнения, игры. Образнопластические упражнения и музыкально-ритмические этюды легче воплощаются в групповом исполнении. Овладения простыми подражательными элементами в группе позволяет перейти к развитию навыков индивидуальной импровизации, самовыражения в танце.

Танцы в культуре обских угров могут исполняться как с музыкальным сопровождением, так и без него. Сам процесс исполнения танцев имеет культовый смысл. В связи с этим, значительная часть известных танцев исполняется с ритуальными атрибутами, которые, в тоже время, выполняют функцию и музыкальных инструментов: стрелы в танце «Нё лен як», платок с бубенчиками (танец богини Калтащ), колокольчики в танце «Ай Вэрта», бубен и др. Исполнение танцев без специального музыкального сопровождения, требует максимального сосредоточения, внутреннего «слышания» музыки. Добиться ритмической организации, динамики в движениях позволяют упражнения, в которых танцевальные элементы выполняются с пением (на основе традиционных ритмо-слогов). Групповые и индивидуальные танцы в периодических и спорадических обрядах, а также бытовые и детские танцы могут сопровождаться песней или инструментальным наигрышем. В подготовительной части урока - в разминке - мы используем фонограммы: лучшие образцы вокальной и инструментальной музыки (из фондов творческого объединения «Культура»). Наш ансамбль активно взаимодействует со студенческим ансамблем национальных инструментов «Истоки», с вокальным ансамблем «Цветок Сибири». Отдельные учащиеся посещают курсы по обучению игре на санквылтапе, «лебеде», тумране. Это способствует более глубокому вос-

приятию, знакомству с содержанием, особенностями музыкальной культуры; психологически настраивает на занятие, развивает эмоциональной отзывчивости на музыку.

Танец часто связан с игрой. Традиционные игры народов ханты и манси охватывают разнообразные сферы жизнедеятельности. Национальные игры - это своеобразная школа выживания, эффективно нейтрализующая влияние экстремальных условий среды. Это универсальная комплексная система педагогического, психологического, физического воздействия: где прививаются нравственные и духовные ценности, нормы поведения, формируется характер, культура общения, воспитывается умение преодолевать неудачи, разделять успех, развиваются жизненно важные двигательные способности, укрепляется здоровье, происходит профессиональная подготовка. Большинство игр связано с традиционными промыслами, имитируют серьезные занятия взрослых (бросание тынзя-на в цель, охоту, сбор ягод и т.д), подражание повадкам животных: «Деревянные рога», «Охотник», «Тайга-болото-

озеро», «Скачки стерха», «Куропатки и ягодки» и др. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Национальные игры не требуют специальных дорогостоящих приспособлений, безопасны. Как жанр устного народного творчества традиционные игры народов Севера являются национальным богатством.

При разработке программы по дисциплине «Основы национального танца с методикой обучения» для студентов педагогического отделения музыкально-фольклорным играм мы посвятили целый раздел. На занятиях в детском ансамбле национальные игры мы используем на каждом занятии. Среди наиболее любимых игр у детей: «Рыбак», «Медведь и ягодники», «Куропатки и ягодки», «Гнездо», «Перетягивание палки», «Прыжки через нарты» и др.

Особое внимание хочется обратить на традиционный костюм. Это не только чисто внешняя форма танца. Он органически связан с содержанием танца, является его «визитной карточкой». Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга и сопровождают человека в течение всей его жизни. По орнаменту, цветовой гамме, особенностям кроя можно определить местожительство, родовую принадлежность, пол, межродовые связи, ценностные ориентации, а так же статус (девушка или замужняя женщина, шаман и д. т.). Традиционный костюм, как определенная знаковая система, является одним из средств передачи духовного опыты предшествующих поколений. Этнографический костюм -это праздничный костюм, который художники берут за основу, создавая сценический. Он был своего рода «сценическим», так как предназначался для праздников, гуляний в нарядно украшенном доме, на фоне природы, где его «декоративным фоном» были луг или опушка леса, заснеженные просторы, и это определяло колорит, цветовые сочетания костюма и связывалось с эстетическим представлением народа о своём национальном облике. Обских угров отличает высокий художественный вкус, любовь к рукоделию.

Традиционные праздники - не только своеобразный итог проведенной работы по усвоению фольклорного материала, но и мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу учащихся. Традиционные праздники у манси и ханты свя-заны с религиозными обрядами. Так известная исследовательница традиционных праздников и обрядов, носитель языка и культуры С.А. Попова считает «Обряд возник как защищенный социальный механизм, в его основе заложен воссоздающий и объединяющий заряд, направленный как на отдельного человека, так и на коллектив» [8, с. 5] Фольклорные праздники - возможность для каждого проявить свои творческие способности. Здесь мы можем проследить единство и преемственность поколений, их тесную взаимосвязь. «Тайные знания закодированы в символике праздничнообрядовой деятельности. Периодическое их исполнение (цикличность) закрепляет (пусть даже в переосмысленном виде) установленные предками правила и обычаи и дает возможность их передачи следующему поколению» [8, с. 126].

Условия материальной и духовной жизни, как показывает развитие цивилизации, могут изменяться, но накопленные человечеством неоспоримые духовные ценности, такие как народное искусство, обычаи и традиции вечны. Этнопедаго-гические технологии актуальны в наше время и востребованы обществом. Ведь сохранение и развитие традиционной нацио-

нальной культуры, приобщение к ней молодежи является основополагающим фактором для сохранения генофонда нации, осознания своей самобытности, через осознание уникальности и неповторимости культуры своего народа, приводит к восприятию ценностей других народов, к высшим общечеловеческим ценностям.

Библиографический список

1. Молданов, Т. А. Песни, сопровождающие индивидуальные хантыйские танцы // Народы Северо-Западной Сибири / под ред. Н.В. Лукиной. -Томск: Изд-во ТГУ, 2002. - Вып. 9.

2. Голейзовский, К.Я. Образы русской народной хореографии. - М.: Искусство, 1964.

3. Черницов, В.Н. Периодические обряды и церемонии у обских угров, связанные с медведем // Congressus secundus Internationalis fenno-ugristarum. - Helsinki, 1965. - Paris II. 23-28/ 5102-IlI.

4. Лукина, Н.В. Фольклор в культуре обских угров // Народы Северо-Западной Сибири / под ред. Н.В. Лукиной. - Томск: Изд-во Тгу, 2002. -Вып. 9.

5. Золотое наследие предков: метод. пособие по хореографии народа ханты Белоярского района / под ред. Н. Б. Костылевой. - Белоярский: ООО «Квадра», 2009.

6. Лапина, М.А. Этические традиции в воспитании детей обско-угорских народов // Обские угры (ханты и манси) на пороге третьего тысячелетия: сборник ст. - № 5 / Сост. Е.А. Немысова; под ред. К.А. Афанасьевой, Е.А. Немысовой. - Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001.

7. Песикова, А.С. Традиционное воспитание детей сургутских ханты // Обские угры (ханты и манси) на пороге третьего тысячелетия: сборник

ст. - № 5 / сост. Е.А. Немысова; под ред. К.А. Афанасьевой, Е.А. Немысовой. - Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001.

8. Попова, С. А. Мансийские календарные праздники и обряды. - Томск: Изд-во ТГУ, 2008.

Статья поступила в редакцию 03.02.10

УДК 372.016:53

И.С. Пономарева, соискатель ЮГУ, г. Ханты-Мансийск,Е-тай: o11@mail.ru РОЛЬ ФИЗИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматривается педагогическая проблема формирования экологического стиля мышления в процессе обучения физики, её общие теоретические и частные практические аспекты, перечисляются принципы формирования экологического стиля мышления, согласующиеся с дидактическими принципами, определяются конкретные пути его формирования, обосновывается особая роль физики в экологическом образовании.

Ключевые слова: экология, экологический стиль мышления, экологическое образование, физика, обучение физике.

Экология, возникшая более века назад как учение о взаимосвязи организма со средой, прошла несколько этапов развития, оформившись в чрезвычайно разветвлённую современную отрасль научного знания. Распространено понимание экологии как биологической науки:

- экология - одна из биологических наук, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ), экосистем, биоценозов и биосфер [1, с. 127];

- экология (от греч. oikos - дом, место обитания и logos -учение), наука, изучающая проблемы взаимоотношений биологических сообществ между собой и с окружающей средой [2, с. 136]).

Однако тщательное исследование её содержание позволяет определить экологию более широко, как междисциплинарную область: она не ограничивается только биологическими знаниями, ибо нельзя исключить его приложения к небиологическим природным объектам, к обществу, человеку. Сегодня проблемы, возникшие во взаимоотношениях природы и человека, оказывают большое влияние на развитие цивилизации. В этих условиях нужно формировать мышление людей, способное противостоять глобальным катастрофам. В нашем исследовании формулируется педагогическая задача формирования экологического стиля мышления в процессе обучения и воспитания учащихся школ и студентов колледжей на занятиях по физике.

В учебном процессе в содержание экологии входит изучение взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, общих закономерностей взаимодействия природы и общества, вопросов охраны окружающей среды и целесообразного использования природных ресурсов [3, с. 88]. Иногда её преподают и как отдельный учебный предмет. Одним из важнейших мотивов введения в учебный процесс экологических аспектов является необходимость формирования экологического стиля мышления.

Мышление - психический процесс, относящийся к познавательной активности; особая форма отражения объективной действительности [4, с. 203]. Мышление - процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. Мышление предполагает активную конструктивную деятельность по переструк-турированию исходных данных, их расчленение, синтезирование и дополнение [5, с. 626].

В чём состоит исходная потребность? Известно, что в настоящее время, чтобы сохранить планету для своих потомков, каждый человек должен заботиться об обеспечении здоровой окружающей среды для потомков; постоянно защищать природный мир, воздух, воду и почву от вредных последствий своей собственной деятельности. Современная экология, изучающая взаимоотношения общества и природы, человека и среды его обитания требует стиля мышления, ориентирующего научное познание на целостное постижение объекта, на включение человеческой деятельности в объект научного рассмотрения, на те радикальные изменения, которые в настоящий период происходят не только во взглядах на природу, но и на общество. Стиль (греч. stylos - стерженек для письма) -основанный на определенных закономерностях способ, образ жизни и действий [6, с. 368].

Большинство исследователей понимают стиль мышления как систему принципов логического построения научной теории. Часто он сводится к рассмотрению внутринаучных процессов, к постулированию той или иной теории, или научной дисциплины (чаще всего физики) в качестве эталонной для науки в целом. Работами современных исследователей науки установлено, что стиль мышления нельзя рассматривать как постоянно действующую модель, меняется эпоха - меняется стиль мышления. Специфика экологического стиля мышления в переориентации исследований на постижение глобальных последствий деятельности человека, глубины и широты его связей с природой. Экологический стиль мышления становится господствующим, а экология может рассматриваться не как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.