Научная статья на тему 'Знакомство детей дошкольного возраста с русской зрелищной культурой'

Знакомство детей дошкольного возраста с русской зрелищной культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
600
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЗРЕЛИЩНАЯ КУЛЬТУРА / БАЛАГАННЫЙ ТЕАТР / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТАПЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ / СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА ПО МОТИВАМ ЯРМАРОЧНЫХ ГУЛЯНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беденко Ирина Геннадиевна

Автор статьи раскрывает, как в условиях дошкольного образовательного учреждения можно формировать у детей представления о русской культуре, патриотические и нравственные основы личности. В статье описаны подходы, этапы работы и методические приемы ознакомления дошкольников с народной культурой через театральную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Знакомство детей дошкольного возраста с русской зрелищной культурой»

Внеурочная деятельность

3 ведущий;

Влюбленный в природу, в жизнь, в песню Есенин прислушивался к грузинским напевам, вслушиваясь в каждый звук. Есенин любил бродить по тбилисским улицам, беседовать с простым народом. И его везде встречали с радостью.

2 ведущий:

Первый есенинский вечер состоялся в одном из рабочих клубов. Он прочёл что-то грустное:

Этой грусти теперь не рассыпать Звонким смехом далёких лет Отцвела моя белая липа Отзвенел соловьиный расцвет Когда Есенин закончил читать, всё утонуло в грохоте рукоплесканий. И тогда стало ясно, что первая встреча с Кавказом состоялась, его «поняли, приняли и, наверное, никогда не забудут». Есенин писал Табид-зе о своём желании приехать, увидеться им больше не удалось. Был декабрь. Тициан вернулся домой ошеломлённый: Есенин повесился.

1 ведущий;

Кавказ стал для Есенина источником вдохновения, как когда для Пушкина, стихотворения которые Сергей Есенин научился понимать именно здесь, на Кавказе. Есенин был в Грузии в зените своей творческой деятельности. Он создал эпоху в истории русской поэзии. (Чтение отрывка «На Кавказе»)

Издревле русский наш Парнас Тянуло к незнакомым станам,

И больше всех лишь ты, Кавказ,

Звенел загадочным туманом.

А ныне я в твою безгладь Пришел, не ведая причины:

Родной ли прах здесь обрыдать

Иль подсмотреть свой час кончины!

И чтоб одно в моей стране Я мог твердить в свой час прощальный:

«Не пой, красавица, при мне Ты песен Грузии печальной».

Литература

1. Анушкевич И. Г. Летопись человеческого сердца//Муници-пальное образование: инновации и эксперимент. -2008. -№ 4.

2. Воспоминания о Сергее Есенине/Под редакцией Про-кушева Ю. Л.: Московский рабочий, 1965. - С.385-390, С.390-393, С.412-417.

3. Голоднова Л. В. Проектно-контекстный подход как условие развития социальной адаптации старшеклассни-ков//Эксперимент и инновации в школе.- 2009. - № 4.

4. Голоднова Л. В., Кононова А. А. Построение школы «социального успеха»//Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2008. - № 1.

5. Есенин С. А. Составление и комментарии А. А. Козловского. - М.: Художественная литература, 1986. - 446 с.

6. Есенин С. А. Лучшие стихотворения. М.: Эксмо, 2009.

7. Зрнич С. В. Литературно-музыкальная композиция «Тропа в Константиново».//Эксперимент и инновации в школе. -2011. - № 2.

8. Куприянова Л. В. Проблемное обучение: ситуация -

вопрос - задание.//Эксперимент и инновации в шко-ле.-2009. - № 2.

9. Попова О. А. О выборе тем исследовательских работ уча-щихся.//Эксперимент и инновации в школе.-- 2009. № 2.

10. Табидзе Н. А. Воспоминания о Сергее Есенине, Московский рабочий, 1975. - С. 376-378.

11. Табидзе Т. Ю. С. Есенин в Грузии, Газета «Заря Востока». - Тифлис, 6 января, № 1372.

12. Фельдшерова Е. Г. Развитие творческих способностей учащихся в издательской деятельности.//Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 2.

И. Г. Беденко

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РУССКОЙ ЗРЕЛИЩНОЙ КУЛЬТУРОЙ

Как формировать у дошкольников представление о национальной русской культуре?

Аннотация. Автор статьи раскрывает, как в условиях дошкольного образовательного учреждения можно формировать у детей представления о русской культуре, патриотические и нравственные основы личности. В статье описаны подходы, этапы работы и методические приемы ознакомления дошкольников с народной культурой через театральную деятельность.

Ключевые слова: русская зрелищная культура, балаганный театр, театрализованная деятельность, этапы и формы работы с дошкольниками, сценарий музыкально-фольклорного праздника по мотивам ярмарочных гуляний.

В последнее время в нашей стране произошли коренные изменения в обществе и стал заметен все нарастающий интерес к материальной и духовной культуре России. Дошедший до нас мир народной культуры впитал в себя систему ценностей и убеж-

дений, выработанную временем, донес устойчивые представления народа о любви, долге, нравственности, чести, патриотизме. И сегодня мы обязаны сохранить этот опыт и мудрость, накопленные предыдущими поколениями.

Эксперимент и инновации в школе 2011/4

75

Внеурочная деятельность

Основываясь на этом, мы начали заниматься экспериментальной деятельностью по теме «Комплексное использование средств народной педагогики в процессе освоения дошкольниками смыслового поля народной культуры». В своей работе мы ориентировались на сущностное ядро духовной культуры человечества: миф, сказку, устное народное творчество, систему традиционного народного бытия, народное искусство, народное миропонимание, систему знаний о природе, народную педагогику. В нашем детском саду обращение воспитателей к народным истокам и фольклорному искусству уже стало традицией. В сетке занятий отведено специальное время для организации совместной деятельности с детьми по данной теме. Русский фольклор, как источник чистых, незамутненных образов, доступных пониманию детей, помог пробудить их интерес к народным обычаям, традициям, культуре, к истории родного края.

Одной из задач эксперимента стало формирование у старших дошкольников представлений о балаганном театре. Но что такое балаганный театр? Откуда он пришел? Как развивался? Какова его ценность? Во всем этом нам только предстояло разобраться и определить систему работы с детьми.

В русской народной пословице говорится: «Век живи - век учись», и мы занялись самообразованием. Изучая литературу, мы с интересом узнали, что балаганный театр «родила» русская зрелищная культура, которая занимала в жизни народа заметное место. Что в народных ярмарочных и городских гуляниях и увеселениях находили свое отражение вкусы и интересы соответствующего времени, закладывались основы будущего профессионального театра, эстрады и цирка; проявлялся и утверждался характер русского человека.

Ознакомление дошкольников с русской зрелищной культурой проходило в два этапа. Первый этап работы - историко-познавательный. В течение года мы знакомили детей с такими темами:

1. Что такое ярмарка?

2. Самая большая в России Нижегородская ярмарка.

3. Ярмарочные развлечения - горы, качели, карусели.

4. Балаганы, театры - что это такое?

5. Театр-цирк.

6. Народный герой Петрушка, театр Петрушки.

7. Основные персонажи ярмарок - скоморохи, зазывалы и т. д.

8. Торговцы на ярмарке - коробейники, мастеровые и прочие.

9. Наряды персонажей. Русский народный костюм людей разных

10. сословий.

11. Потешная панорама или Раек.

12. Поясная кукольная ширма.

13. Музыканты на ярмарке. Шарманщик.

Эту работу мы строили по принципу: от простого к сложному, от сегодняшнего дня - в глубину веков. Был собран, систематизирован и апробирован дидактический, игровой и наглядный материал. Совместно с родителями были изготовлены макеты балагана и шатра, шарманки, прилавков, гор, качелей, каруселей, сделана потешная панорама, сшиты поясная ширма

и наряды персонажей ярмарки, перчаточные куклы -Петрушка и скоморох Митрофанушка.

Занятия проводились в различной форме: традиционное, путешествие, игра, выставка, диалог, театрализованное представление. Их местом проведения были то горница, устроенная в нашем детском саду, то группа, то театральная гостиная, то музыкальный зал. Некоторые занятия были объединены общей сюжетной линией, во всех были использованы игровые моменты, сюрпризы. Тетушка Меланья (воспитатель) и кукольный герой - скоморох Митрофанушка во время чтения, рассказывания, беседы, народного диалога знакомили детей с новой информацией, используя русский фольклор, народную музыку, необходимую наглядность, русские народные игры - подвижные забавы, хороводы.

В результате этой деятельности у детей пополнился словарный запас, расширился кругозор, возникла потребность в новых знаниях, совершенствовались нравственные качества детей, они стали осознаннее относиться к окружающему миру и к себе, у них появилось желание стать лучше, то есть были созданы все условия для развития ребенка как личности.

Второй этап приобщения детей к русской зрелищной культуре - театрализованный. Систематизировав фольклорный материал, мы определили оптимальное сочетание приемов и методов в процессе театрализации. До экспериментальной деятельности мы вели в дошкольном учреждении работу по развитию эмоциональной отзывчивости и творческих способностей детей в процессе театральной деятельности, и у нас накопился большой опыт работы в этом направлении. Была проведена большая предварительная работа с родителями воспитанников: изготовлены декорации, реквизит, ярмарочная атрибутика и так далее. Театрализованные игры были включены ежедневно во все формы организации педагогического процесса, учитывалась их содержательность, разнообразие. Мы стремились к максимальной активности детей в их сотрудничестве друг с другом и со взрослыми, использовали музыкальное сопровождение.

Театрализованная деятельность проходила в следующих формах:

1. Разыгрывание народных диалогов.

2. Инсценирование детского фольклора.

3. Обучение приемам кукловождения.

4. Пальчиковые игры.

5. Упражнения из серии «Расскажи стихи руками»

6. Игры - превращения (в животных, торговцев и т. д.).

7. Режиссерские игры с персонажами ярмарки (перчаточные куклы, настольные и различные самодельные театры).

8. Русские народные игры - подвижные забавы, хороводы.

9. Этюдная работа над ролями.

10. Драматизации русских народных сказок.

11. Постановка кукольного спектакля.

12. Проведение русских народных досугов - посиделок, потешных вечеров и т. д.

При этом мы учитывали индивидуальные особенности ребенка; особенности его эмоционально-личностного развития; интересы, склонности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский

76

Эксперимент и инновации в школе 2011/4

Внеурочная деятельность

интерес и творческие способности; возрастные и полоролевые особенности.

Результате работы дети стали более уверенными в себе, активными, эмоционально отзывчивыми. Речь детей стала более выразительной, такие психические процессы как память, внимание, восприятие, воображение поднялись на более высокий уровень. Все это дало детям возможность реализовать свой творческий потенциал в проведении большого русского праздника «Ярмарка-именинница». Мы предлагаем вашему вниманию сценарий, который мы написали специально к этому народному гулянию.

«Ярмарка - именинница»

Сценарий народного праздничного гуляния для детей старшего дошкольного возраста.

Цель праздника: углубить знания детей о традициях русского народа.

Задачи праздника:

• закрепить и расширить знания детей об особенностях народных праздников на примере ярмарки;

• сформировать у детей мотивацию к творческой деятельности через инсценирование, игру, речевое творчество, пение, движение и музицирование на народных инструментах;

• активизировать личностные качества детей;

• вызвать у детей положительные эмоции: удовольствие, радость, - от встречи с праздником.

Оснащение:

• ТСО: музыкальный центр;

• музыкальные инструменты (ложки, бубны, свистульки, рубели, трещотка, шаркунки, коробочка и др.);

• поясная ширма;

• куклы-перчатки «Петрушка» и «Барбос»;

• товары на лотках;

• два хороводных колеса с лентами;

• потешная панорама.

Действующие лица:

Взрослые:

Тетушка Меланья - ведущая

Кукольник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Медведь

Дети:

Скоморохи Фома и Ерема Зазывалы Тюха и Матюха Цыгане торговцы

Описание: Зал оформлен в стиле русской народной ярмарки: по центру декорации балагана. Справа и слева от балагана и двери -нарядные арки, у стены и окон - торговые ряды. Все участники праздника, взрослые и дети одеты в русские народные костюмы. Сидят гости. В зал выходят тетушка Меланья и скоморохи.

Меланья: Здорово ребятки!

Фома: Здорово!

Ерема: Здорово!

Меланья: Откуда путь держите?

Фома и Ерема: Из города Ростова!

Меланья: Веселые, вижу, вы ребята!

Как живете-можете?

Фома: Живем - спешим, людей смешим...

Меланья: Вот это молодцы вы, скоморохи. А сами-то откуда будете?

Вместе: А мы - ватага с Воробьевых гор!

Меланья: А куда вы сейчас собрались?

Вместе: На ярмарку! Айда с нами, не пожалеете!

Меланья: А далеко ли у вас ярмарка?

Фома: Ярмарка?! Да вот она, глядите!

Ерема: Нынче наша ярмарка - именинница!

Выскакивают зазывалы Тюха: Ярмарка! Ярмарка!

Огневая, яркая!

Плясовая, жаркая!

Глянешь налево - лавки с товаром!

Глянешь направо - веселье даром!

Солнце яркое встает, спеши на ярмарку, народ!

Матюха: Торопись, честной народ, тебя ярмарка зовет!

Все на ярмарке найдешь!

Без покупки не уйдешь!

Дети с русской народной песней «Как у наших у ворот», приплясывая, входят в зал. В руках различные русские народные музыкальные и шумовые инструменты, шары, флажки, свистульки. Затем садятся на специальные места.

Песня «Как у наших у ворот»

1. Как у наших у ворот Собирается народ.

Ай, люли - у ворот,

Ай, люли - у ворот.

2. Как на ярмарке с утра Разыгралась детвора.

Ай, люли - да с утра,

Ай, люли - да с утра.

3. Тут торговцы, да с товаром,

4. Продают почти что даром.

Ай, люли - да с товаром,

Ай, люли - да с товаром.

5. Будем петь здесь и плясать,

Будем мы гостей встречать.

Ай, люли - и плясать,

Ай, люли - и плясать.

6. Как у наших у ворот Ярмарка уж всех зовет.

Ай, люли - у ворот,

Ай, люли - у ворот.

Ансамбль воспитателей исполняет русскую народную песню «Субботея»

Меланья:

А народ: и мал, и стар, -На базар, как на пожар!

С ближних, дальних деревень,

Все идут, кому не лень!

Дети инсценируют потешки

А та-ри-та-ри-та-ри!

Куплю Маше янтари!

А останутся деньги?

Куплю Маше серьги!

А останутся пятаки?

Куплю Маше сапоги!

А останутся грошики? Куплю Маше ложки!

А останутся полушки?

Не плачь, не плач, -Куплю калач.

Не плач, дорогой, -Куплю другой.

Не плач, не кричи, -Куплю тебе три!

Кто ты будешь?

Елизар.

Куда едешь?

На базар.

Что везешь?

Рожь.

Что возьмешь?

Грош.

Что купишь?

Блин.

С кем съешь?

Один.

Не ешь один, не ешь один. Тили-тили, Макарьевна. Тили-тили, Захарьевна. Тили-тили, куда пошли? Тили-тили, на рыночек. Тили-тили, что купить?

Куплю Маше подушки!

А семечки? Сенечке!

А прянички? Танечке!

А орешки? Микешке!

А жамульки? Окульке!

А оладушки? Бабушке!

А старичку? Табачку!

А Ванюшке - дружку?

В рученьки - по пирожку!

Эксперимент и инновации в школе 2011/4

77

Внеурочная деятельность

Тили-тили, подарочек. Тили-тили, кого дарить? Тили-тили, кухарочек.

Вот пойду я на базар,

Прикуплю домой товар:

Родной матушке - платок,

По середочке цветок,

Братьям - соколам -По козлиным сапогам, Сестрицам - лебедицам -Да по новым рукавицам!

Уж ты, бабушка Арина!

Ты куда, куда ходила?

На базар ходила,

Себе ведерко купила. Что дала? Рубль дала,

Коромысел - полтора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Козлик на базар пошел,

Козлик косу нашел.

На что тебе коса?

Мураву-траву косить.

На что траву косить?

Доброго коня кормить.

На что коня кормить?

Дубовый лес возить.

На что лес возить?

Через речку мост мостить.

На что мост мостить?

В гости к козоньке ходить.

Что дала?

Рубль дала,

Коромысел - полтора.

Козлик на базар пошел,

Козлик косу нашел.

На что тебе коса?

Мураву-траву косить.

На что траву косить?

Доброго коня кормить.

На что коня кормить?

Дубовый лес возить.

На что лес возить?

Через речку мост мостить.

На что мост мостить?

В гости к козоньке ходить. Потешки закончились Фома:

Ай, люли, люли, люли Карусель видна вдали!

Ерема:

Идут кататься нянюшки,

И Ванюшки, и Танюшки!

Тюха:

Тятеньки и папеньки,

Вы куда шагаете?

Шли бы вы на карусель -Место прозеваете!

Матюха:

Барыни-сударыни,

Шляпы трехэтажные,

Вас кататься не возьмем:

Вы уж очень важные.

Игра «Карусель»

Фома:

Мало мест на карусели:

Все хотели, да не сели.

Ерема:

Для таких гостей у нас Грянет музыка сейчас!

Тюха:

Приглашаем всех к нам,

В музыкальный балаган!

Матюха:

Громче музыка играй И гостей забавляй!

Играет русско-народная «Ах вы, сени, мои сени», на ее фоне ансамбль мальчиков играет на ложках и бубнах. Меланья:

А где же красны девицы?

Выходите из ворот,

Заводите хоровод!

Дети поют, а девочки разыгрывают русскую народную песню «Выходили красны девицы»

Фома:

Развеселый вышел пляс,

Здесь на празднике у нас.

Ерема:

Ты и дальше не скучай,

А гостей привечай.

Меланья:

А теперь, честной народ,

Мишка в гости к нам идет!

Обряд «Вождение медведя». Цыгане выводят медведя, бьют в бубны.

1 цыган:

Наш медведь не простой, а ученый.

Он в разных краях побывал,

Всяких людей повидал.

2 цыган:

Мы сейчас вам с охотой об этом расскажем А Михайло Иваныч, как умеет, покажет.

Скоморохи выбивают дробь на барабане, играют на шумовых инструментах, медведь кружится, машет передними лапами, трясет головой, ревет.

1 цыган:

Ну-тка, Мишенька Иваныч,

Родом знатный боярыч,

Ты ходи - расходись,

Добрым людям поклонись!

2 цыган:

Ходи, не спотыкайся,

Вперед подавайся,

Ходи на празднике нашем,

Гуляй - развлекайся!

1 цыган: Поклонись, Мишенька, простому народу, да покажи нам свою науку, чему тебя хозяин обучал и каких людей на свете примечал.

2 цыган: Покажи нам, Мишенька, ярославскую кумушку - тетку Акулину.

1 цыган: Как тетка Акулина толокно толкла, как тесто месила, как блины пекла...

2 цыган:

Пекла, да не испекла!

Только руки обожгла!

Возле печки угорела -Головушка заболела!

Мужик дает медведю большую миску, он возится с ней, роняет на пол, ревет

1 цыган: Ай, да Мишенька, ай, да молодец! Теперь припомни, как Ванька-меньшой спать не хочет, ревет - плачет. Деда с бабой не слушает!

Медведь валится на спину, дрыгает лапами, ревет

2 цыган: А теперь покажи нам, Мишенька, как красные девицы, боярыни - молодицы, белятся, румянятся, в зеркало любуются. Из под ручки глазками стреляют, женихов побогаче выбирают

Медведь перед зеркалом, которое держит скоморох, передразнивает красных девиц

1 цыган: А теперь я с Мишенькой бороться буду!

Цыган борется с медведем и побеждает его. Затем еще два ребенка борятся с медведем по очереди и побеждают его.

Меланья: Хватит, ребята, угомонитесь. Пусть наш Мишенька отдыхает.

Ерема:

Мишенька, молодец!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Получи-ка леденец!

Угощает медведя

Фома: А нам негоже отдыхать!

Ерема: Будем игры играть!

Меланья: Вот шли - пошли скоморошки, принесли нам игры, да скоморошины.

78

Эксперимент и инновации в школе 2011/4

Внеурочная деятельность

Русская народная игра «Прянишна доска»

Фома: А у нас затей - сто разных мастей!

Тюха: У нас частушек - сто пудовых кадушек!

Ерема: У нас сказок - сто полных связок!

Матюха: У нас загадок - сто огородных грядок!

Фома: У нас шуток, как в стае уток!

Тюха: У нас небылиц - из всех стран и столиц!

Два ребенка рассказывают небылицы, Меланья показывает потешную панораму с иллюстрациями к небылицам 1: Посидите, гости, побеседуйте.

Как и я, вам, гости, старину скажу.

Старину скажу, да стародавнюю,

В старину было, да все медведь летал,

Да по поднебесью.

Он летит - летит, да хвостом вертит.

2: Послушайте, гости, побеседуйте.

Как и я, вам, гости, почудней скажу.

В старину было - на дубу свинья Гнездышко свила, яиц снесла.

Яиц нанесла, да детей вывела -Поросяточек полосатеньких,

Полосатеньких, да хорошеньких.

Они вверх глядят, желуди едят.

Они вниз глядят, полететь хотят.

1: Это еще что!?

2: Это не чудо? Я скажу!

1: Нет, я чудней скажу!

В спор вмешивается кукольник.

Кукольник: А я чудней покажу!

Разыгрывается шуточная сценка. Дети рассаживаются на ковер, скоморохи садятся рядом.

Зазывалы вместе:

Представление начинается!

Сюда! Сюда! Все приглашаются!

Стой, прохожий, остановись!

На наше чудо подивись!

Звучит веселая музыка, кукольник закидывает поясную ширму над головой. Над ширмой появляется Петрушка.

Петрушка: Доброе здоровье всем, здравствуйте! В сегодняшний день я прибыл сюда, вас повеселить и посмешить, позабавить, с праздником поздравить. Как поживаете нынче?

Дети: Хорошо!

Фома: Помаленечку.

Петрушка: А у меня горе случилось.

Ерема: Какое же?

Петрушка: Поехал в Москву на ярмарку, торговал камнем, ветром, кирпичом и остался ни при чем...

Фома: А потом?

Петрушка:

Потом бегом домой воротился,

К самовару наклонился,

Да он от меня убежал.

Ерема: Да что же самовар-то - с ногами?

Петрушка: То есть самовар остался, а кипяток убежал.

Фома: Так и говорил бы, а еще что приключилось?

Петрушка: Собака моя заблудилась.

Ерема: А зачем тебе она?

Петрушка: Поиграться.

Фома: Подраться?

Петрушка: Да нет, поиграться. Но как же ее дозваться?! Помогите, позовите!

Ерема: Как ее зовут?

Петрушка: Барбос - лохматый хвост.

Дети и скоморохи вместе: Барбос, Барбос, покажи свой хвост! Появляется на ширме кукла-собака.

Петрушка: Как же с ним поиграться?

Фома: А ты позови его к себе.

Петрушка: Барбос! Барбос!

Барбос (зло): Гав-гав!

Петрушка: У какой, пошел прочь!

Ерема: А ты ласково зови.

Петрушка: Барбос, Барбосик, иди ко мне.

Барбос: Гав!

Подбегает и хватает Петрушку за руку

Петрушка: Барбос, рубашку порвешь!

Барбос хватает его за нос

Петрушка: Ой-ой! Барбос! Пропал мой нос!

Барбос убегает, а Петрушка трет свой нос и хнычет.

Фома: Не хнычь, станцуй лучше.

Петрушка: А музыка есть?

Ерема: Музыка-то есть!

Фома: Да что танцевать будешь?

Ерема: Польку? Вальс? Кадриль?

Петрушка: Играй «Барыню»!

Звучит русская плясовая «Барыня»

Петрушка пляшет и припевает:

Ай, да я! Ай, да я! Ай, да барыня моя!

Ай, да, да! Ай, да, да! Стал я весел, хоть куда!

С окончанием музыки кланяется.

Фома: Ты потрудился, теперь отдохни, на нас посмотри. Петрушка:

Благодарю за веселье.

Да мне пора на успокоенье.

Прощается и исчезает, кукольник опускает ширму Тюха: Внимание, внимание! Продолжается веселое гуляние! Русская народная игра «Веселые музыканты»

Матюха: Эй, не стойте у дверей! Заходите к нам скорей! Тюха: Идите ногами, смотрите глазами!

Матюха: Платите деньгами, берите руками!

Тюха: На этой ярмарке все, что хочешь купить можно! Матюха: У каждого продавца прибаутки без конца!

Выходят торговцы с лотками. Звучит русская народная песня «Коробочка»

Блинник: Вот блины-блиночки, кушайте, сыночки! Кушайте, любимые дочки!

Квасник: Кому квас?! Кому квас?! Холодный квас! Наш квас, только для вас! И всем гостям в самый раз!

Продавец фруктов: Кому яблоки?! Кому груши?! Извольте для пробы покушать!

Коробейник: У дядюшки Якова товары для всякого! Не товар, а сущий клад! Забирай все нарасхват!

Клюковник: Есть клюковка из Мурова от дедушки Бурова! Есть клюковка из Ростова от дедушки Толстова! Эка клюква, эка клюква, удивительна и крупна!

Продавец орехов: Кому орехи?! Кому орехи?! Взрослым для богатства! Детям для потехи!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Игрушечник: У нас игрушечки славные, занятные и забавные! Угодно купить?! Могу уступить!

Пирожник: Пожалуйте, господа почтенные! Пироги у меня отменные! Попробуйте, ну-ка, по пятаку штука!

Хлебник: Подходи, не зевай! Хлеба покупай! Каравай, калачи, пышки, калачи, сайки горячи!

Меланья: Подходи, честной народ, ярмарка у ворот!

Все дети идут на ярмарку, торгуются, покупают товары. Меланья: Кончилось гулянье! Идем теперь на отдыханье! Фома: Развеселый вышел пляс, здесь, на празднике у нас! Ерема:

Ты и дальше не скучай!

Приглашай-ка всех на чай!

С пряниками, сушками,

Пышными ватрушками!

Все уходят на чаепитие в группы

Литература

1. Гаврилина Г С. Инновационный подход к организации театрализованно-игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009. - № 3.

2. Деревянных С. Г. Русская народная культура как источник развития представлений дошкольников о национальных ценностях//Муниципальное образование: инновации и эксперимент-2010. - № 5.

3. Дюков В. М. О моделях трансляции инновационного опыта дошкольных образовательных учреждений.//Инновацион-ные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 1.

4. Каршинова Л. В. Народная культура как средство формирования целостного мировоззрения//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 4

Эксперимент и инновации в школе 2011/4

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.