Внеурочная деятельность
3 ведущий;
Влюбленный в природу, в жизнь, в песню Есенин прислушивался к грузинским напевам, вслушиваясь в каждый звук. Есенин любил бродить по тбилисским улицам, беседовать с простым народом. И его везде встречали с радостью.
2 ведущий:
Первый есенинский вечер состоялся в одном из рабочих клубов. Он прочёл что-то грустное:
Этой грусти теперь не рассыпать Звонким смехом далёких лет Отцвела моя белая липа Отзвенел соловьиный расцвет Когда Есенин закончил читать, всё утонуло в грохоте рукоплесканий. И тогда стало ясно, что первая встреча с Кавказом состоялась, его «поняли, приняли и, наверное, никогда не забудут». Есенин писал Табид-зе о своём желании приехать, увидеться им больше не удалось. Был декабрь. Тициан вернулся домой ошеломлённый: Есенин повесился.
1 ведущий;
Кавказ стал для Есенина источником вдохновения, как когда для Пушкина, стихотворения которые Сергей Есенин научился понимать именно здесь, на Кавказе. Есенин был в Грузии в зените своей творческой деятельности. Он создал эпоху в истории русской поэзии. (Чтение отрывка «На Кавказе»)
Издревле русский наш Парнас Тянуло к незнакомым станам,
И больше всех лишь ты, Кавказ,
Звенел загадочным туманом.
А ныне я в твою безгладь Пришел, не ведая причины:
Родной ли прах здесь обрыдать
Иль подсмотреть свой час кончины!
И чтоб одно в моей стране Я мог твердить в свой час прощальный:
«Не пой, красавица, при мне Ты песен Грузии печальной».
Литература
1. Анушкевич И. Г. Летопись человеческого сердца//Муници-пальное образование: инновации и эксперимент. -2008. -№ 4.
2. Воспоминания о Сергее Есенине/Под редакцией Про-кушева Ю. Л.: Московский рабочий, 1965. - С.385-390, С.390-393, С.412-417.
3. Голоднова Л. В. Проектно-контекстный подход как условие развития социальной адаптации старшеклассни-ков//Эксперимент и инновации в школе.- 2009. - № 4.
4. Голоднова Л. В., Кононова А. А. Построение школы «социального успеха»//Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2008. - № 1.
5. Есенин С. А. Составление и комментарии А. А. Козловского. - М.: Художественная литература, 1986. - 446 с.
6. Есенин С. А. Лучшие стихотворения. М.: Эксмо, 2009.
7. Зрнич С. В. Литературно-музыкальная композиция «Тропа в Константиново».//Эксперимент и инновации в школе. -2011. - № 2.
8. Куприянова Л. В. Проблемное обучение: ситуация -
вопрос - задание.//Эксперимент и инновации в шко-ле.-2009. - № 2.
9. Попова О. А. О выборе тем исследовательских работ уча-щихся.//Эксперимент и инновации в школе.-- 2009. № 2.
10. Табидзе Н. А. Воспоминания о Сергее Есенине, Московский рабочий, 1975. - С. 376-378.
11. Табидзе Т. Ю. С. Есенин в Грузии, Газета «Заря Востока». - Тифлис, 6 января, № 1372.
12. Фельдшерова Е. Г. Развитие творческих способностей учащихся в издательской деятельности.//Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 2.
И. Г. Беденко
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РУССКОЙ ЗРЕЛИЩНОЙ КУЛЬТУРОЙ
Как формировать у дошкольников представление о национальной русской культуре?
Аннотация. Автор статьи раскрывает, как в условиях дошкольного образовательного учреждения можно формировать у детей представления о русской культуре, патриотические и нравственные основы личности. В статье описаны подходы, этапы работы и методические приемы ознакомления дошкольников с народной культурой через театральную деятельность.
Ключевые слова: русская зрелищная культура, балаганный театр, театрализованная деятельность, этапы и формы работы с дошкольниками, сценарий музыкально-фольклорного праздника по мотивам ярмарочных гуляний.
В последнее время в нашей стране произошли коренные изменения в обществе и стал заметен все нарастающий интерес к материальной и духовной культуре России. Дошедший до нас мир народной культуры впитал в себя систему ценностей и убеж-
дений, выработанную временем, донес устойчивые представления народа о любви, долге, нравственности, чести, патриотизме. И сегодня мы обязаны сохранить этот опыт и мудрость, накопленные предыдущими поколениями.
Эксперимент и инновации в школе 2011/4
75
Внеурочная деятельность
Основываясь на этом, мы начали заниматься экспериментальной деятельностью по теме «Комплексное использование средств народной педагогики в процессе освоения дошкольниками смыслового поля народной культуры». В своей работе мы ориентировались на сущностное ядро духовной культуры человечества: миф, сказку, устное народное творчество, систему традиционного народного бытия, народное искусство, народное миропонимание, систему знаний о природе, народную педагогику. В нашем детском саду обращение воспитателей к народным истокам и фольклорному искусству уже стало традицией. В сетке занятий отведено специальное время для организации совместной деятельности с детьми по данной теме. Русский фольклор, как источник чистых, незамутненных образов, доступных пониманию детей, помог пробудить их интерес к народным обычаям, традициям, культуре, к истории родного края.
Одной из задач эксперимента стало формирование у старших дошкольников представлений о балаганном театре. Но что такое балаганный театр? Откуда он пришел? Как развивался? Какова его ценность? Во всем этом нам только предстояло разобраться и определить систему работы с детьми.
В русской народной пословице говорится: «Век живи - век учись», и мы занялись самообразованием. Изучая литературу, мы с интересом узнали, что балаганный театр «родила» русская зрелищная культура, которая занимала в жизни народа заметное место. Что в народных ярмарочных и городских гуляниях и увеселениях находили свое отражение вкусы и интересы соответствующего времени, закладывались основы будущего профессионального театра, эстрады и цирка; проявлялся и утверждался характер русского человека.
Ознакомление дошкольников с русской зрелищной культурой проходило в два этапа. Первый этап работы - историко-познавательный. В течение года мы знакомили детей с такими темами:
1. Что такое ярмарка?
2. Самая большая в России Нижегородская ярмарка.
3. Ярмарочные развлечения - горы, качели, карусели.
4. Балаганы, театры - что это такое?
5. Театр-цирк.
6. Народный герой Петрушка, театр Петрушки.
7. Основные персонажи ярмарок - скоморохи, зазывалы и т. д.
8. Торговцы на ярмарке - коробейники, мастеровые и прочие.
9. Наряды персонажей. Русский народный костюм людей разных
10. сословий.
11. Потешная панорама или Раек.
12. Поясная кукольная ширма.
13. Музыканты на ярмарке. Шарманщик.
Эту работу мы строили по принципу: от простого к сложному, от сегодняшнего дня - в глубину веков. Был собран, систематизирован и апробирован дидактический, игровой и наглядный материал. Совместно с родителями были изготовлены макеты балагана и шатра, шарманки, прилавков, гор, качелей, каруселей, сделана потешная панорама, сшиты поясная ширма
и наряды персонажей ярмарки, перчаточные куклы -Петрушка и скоморох Митрофанушка.
Занятия проводились в различной форме: традиционное, путешествие, игра, выставка, диалог, театрализованное представление. Их местом проведения были то горница, устроенная в нашем детском саду, то группа, то театральная гостиная, то музыкальный зал. Некоторые занятия были объединены общей сюжетной линией, во всех были использованы игровые моменты, сюрпризы. Тетушка Меланья (воспитатель) и кукольный герой - скоморох Митрофанушка во время чтения, рассказывания, беседы, народного диалога знакомили детей с новой информацией, используя русский фольклор, народную музыку, необходимую наглядность, русские народные игры - подвижные забавы, хороводы.
В результате этой деятельности у детей пополнился словарный запас, расширился кругозор, возникла потребность в новых знаниях, совершенствовались нравственные качества детей, они стали осознаннее относиться к окружающему миру и к себе, у них появилось желание стать лучше, то есть были созданы все условия для развития ребенка как личности.
Второй этап приобщения детей к русской зрелищной культуре - театрализованный. Систематизировав фольклорный материал, мы определили оптимальное сочетание приемов и методов в процессе театрализации. До экспериментальной деятельности мы вели в дошкольном учреждении работу по развитию эмоциональной отзывчивости и творческих способностей детей в процессе театральной деятельности, и у нас накопился большой опыт работы в этом направлении. Была проведена большая предварительная работа с родителями воспитанников: изготовлены декорации, реквизит, ярмарочная атрибутика и так далее. Театрализованные игры были включены ежедневно во все формы организации педагогического процесса, учитывалась их содержательность, разнообразие. Мы стремились к максимальной активности детей в их сотрудничестве друг с другом и со взрослыми, использовали музыкальное сопровождение.
Театрализованная деятельность проходила в следующих формах:
1. Разыгрывание народных диалогов.
2. Инсценирование детского фольклора.
3. Обучение приемам кукловождения.
4. Пальчиковые игры.
5. Упражнения из серии «Расскажи стихи руками»
6. Игры - превращения (в животных, торговцев и т. д.).
7. Режиссерские игры с персонажами ярмарки (перчаточные куклы, настольные и различные самодельные театры).
8. Русские народные игры - подвижные забавы, хороводы.
9. Этюдная работа над ролями.
10. Драматизации русских народных сказок.
11. Постановка кукольного спектакля.
12. Проведение русских народных досугов - посиделок, потешных вечеров и т. д.
При этом мы учитывали индивидуальные особенности ребенка; особенности его эмоционально-личностного развития; интересы, склонности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский
76
Эксперимент и инновации в школе 2011/4
Внеурочная деятельность
интерес и творческие способности; возрастные и полоролевые особенности.
Результате работы дети стали более уверенными в себе, активными, эмоционально отзывчивыми. Речь детей стала более выразительной, такие психические процессы как память, внимание, восприятие, воображение поднялись на более высокий уровень. Все это дало детям возможность реализовать свой творческий потенциал в проведении большого русского праздника «Ярмарка-именинница». Мы предлагаем вашему вниманию сценарий, который мы написали специально к этому народному гулянию.
«Ярмарка - именинница»
Сценарий народного праздничного гуляния для детей старшего дошкольного возраста.
Цель праздника: углубить знания детей о традициях русского народа.
Задачи праздника:
• закрепить и расширить знания детей об особенностях народных праздников на примере ярмарки;
• сформировать у детей мотивацию к творческой деятельности через инсценирование, игру, речевое творчество, пение, движение и музицирование на народных инструментах;
• активизировать личностные качества детей;
• вызвать у детей положительные эмоции: удовольствие, радость, - от встречи с праздником.
Оснащение:
• ТСО: музыкальный центр;
• музыкальные инструменты (ложки, бубны, свистульки, рубели, трещотка, шаркунки, коробочка и др.);
• поясная ширма;
• куклы-перчатки «Петрушка» и «Барбос»;
• товары на лотках;
• два хороводных колеса с лентами;
• потешная панорама.
Действующие лица:
Взрослые:
Тетушка Меланья - ведущая
Кукольник
Медведь
Дети:
Скоморохи Фома и Ерема Зазывалы Тюха и Матюха Цыгане торговцы
Описание: Зал оформлен в стиле русской народной ярмарки: по центру декорации балагана. Справа и слева от балагана и двери -нарядные арки, у стены и окон - торговые ряды. Все участники праздника, взрослые и дети одеты в русские народные костюмы. Сидят гости. В зал выходят тетушка Меланья и скоморохи.
Меланья: Здорово ребятки!
Фома: Здорово!
Ерема: Здорово!
Меланья: Откуда путь держите?
Фома и Ерема: Из города Ростова!
Меланья: Веселые, вижу, вы ребята!
Как живете-можете?
Фома: Живем - спешим, людей смешим...
Меланья: Вот это молодцы вы, скоморохи. А сами-то откуда будете?
Вместе: А мы - ватага с Воробьевых гор!
Меланья: А куда вы сейчас собрались?
Вместе: На ярмарку! Айда с нами, не пожалеете!
Меланья: А далеко ли у вас ярмарка?
Фома: Ярмарка?! Да вот она, глядите!
Ерема: Нынче наша ярмарка - именинница!
Выскакивают зазывалы Тюха: Ярмарка! Ярмарка!
Огневая, яркая!
Плясовая, жаркая!
Глянешь налево - лавки с товаром!
Глянешь направо - веселье даром!
Солнце яркое встает, спеши на ярмарку, народ!
Матюха: Торопись, честной народ, тебя ярмарка зовет!
Все на ярмарке найдешь!
Без покупки не уйдешь!
Дети с русской народной песней «Как у наших у ворот», приплясывая, входят в зал. В руках различные русские народные музыкальные и шумовые инструменты, шары, флажки, свистульки. Затем садятся на специальные места.
Песня «Как у наших у ворот»
1. Как у наших у ворот Собирается народ.
Ай, люли - у ворот,
Ай, люли - у ворот.
2. Как на ярмарке с утра Разыгралась детвора.
Ай, люли - да с утра,
Ай, люли - да с утра.
3. Тут торговцы, да с товаром,
4. Продают почти что даром.
Ай, люли - да с товаром,
Ай, люли - да с товаром.
5. Будем петь здесь и плясать,
Будем мы гостей встречать.
Ай, люли - и плясать,
Ай, люли - и плясать.
6. Как у наших у ворот Ярмарка уж всех зовет.
Ай, люли - у ворот,
Ай, люли - у ворот.
Ансамбль воспитателей исполняет русскую народную песню «Субботея»
Меланья:
А народ: и мал, и стар, -На базар, как на пожар!
С ближних, дальних деревень,
Все идут, кому не лень!
Дети инсценируют потешки
А та-ри-та-ри-та-ри!
Куплю Маше янтари!
А останутся деньги?
Куплю Маше серьги!
А останутся пятаки?
Куплю Маше сапоги!
А останутся грошики? Куплю Маше ложки!
А останутся полушки?
Не плачь, не плач, -Куплю калач.
Не плач, дорогой, -Куплю другой.
Не плач, не кричи, -Куплю тебе три!
Кто ты будешь?
Елизар.
Куда едешь?
На базар.
Что везешь?
Рожь.
Что возьмешь?
Грош.
Что купишь?
Блин.
С кем съешь?
Один.
Не ешь один, не ешь один. Тили-тили, Макарьевна. Тили-тили, Захарьевна. Тили-тили, куда пошли? Тили-тили, на рыночек. Тили-тили, что купить?
Куплю Маше подушки!
А семечки? Сенечке!
А прянички? Танечке!
А орешки? Микешке!
А жамульки? Окульке!
А оладушки? Бабушке!
А старичку? Табачку!
А Ванюшке - дружку?
В рученьки - по пирожку!
Эксперимент и инновации в школе 2011/4
77
Внеурочная деятельность
Тили-тили, подарочек. Тили-тили, кого дарить? Тили-тили, кухарочек.
Вот пойду я на базар,
Прикуплю домой товар:
Родной матушке - платок,
По середочке цветок,
Братьям - соколам -По козлиным сапогам, Сестрицам - лебедицам -Да по новым рукавицам!
Уж ты, бабушка Арина!
Ты куда, куда ходила?
На базар ходила,
Себе ведерко купила. Что дала? Рубль дала,
Коромысел - полтора.
Козлик на базар пошел,
Козлик косу нашел.
На что тебе коса?
Мураву-траву косить.
На что траву косить?
Доброго коня кормить.
На что коня кормить?
Дубовый лес возить.
На что лес возить?
Через речку мост мостить.
На что мост мостить?
В гости к козоньке ходить.
Что дала?
Рубль дала,
Коромысел - полтора.
Козлик на базар пошел,
Козлик косу нашел.
На что тебе коса?
Мураву-траву косить.
На что траву косить?
Доброго коня кормить.
На что коня кормить?
Дубовый лес возить.
На что лес возить?
Через речку мост мостить.
На что мост мостить?
В гости к козоньке ходить. Потешки закончились Фома:
Ай, люли, люли, люли Карусель видна вдали!
Ерема:
Идут кататься нянюшки,
И Ванюшки, и Танюшки!
Тюха:
Тятеньки и папеньки,
Вы куда шагаете?
Шли бы вы на карусель -Место прозеваете!
Матюха:
Барыни-сударыни,
Шляпы трехэтажные,
Вас кататься не возьмем:
Вы уж очень важные.
Игра «Карусель»
Фома:
Мало мест на карусели:
Все хотели, да не сели.
Ерема:
Для таких гостей у нас Грянет музыка сейчас!
Тюха:
Приглашаем всех к нам,
В музыкальный балаган!
Матюха:
Громче музыка играй И гостей забавляй!
Играет русско-народная «Ах вы, сени, мои сени», на ее фоне ансамбль мальчиков играет на ложках и бубнах. Меланья:
А где же красны девицы?
Выходите из ворот,
Заводите хоровод!
Дети поют, а девочки разыгрывают русскую народную песню «Выходили красны девицы»
Фома:
Развеселый вышел пляс,
Здесь на празднике у нас.
Ерема:
Ты и дальше не скучай,
А гостей привечай.
Меланья:
А теперь, честной народ,
Мишка в гости к нам идет!
Обряд «Вождение медведя». Цыгане выводят медведя, бьют в бубны.
1 цыган:
Наш медведь не простой, а ученый.
Он в разных краях побывал,
Всяких людей повидал.
2 цыган:
Мы сейчас вам с охотой об этом расскажем А Михайло Иваныч, как умеет, покажет.
Скоморохи выбивают дробь на барабане, играют на шумовых инструментах, медведь кружится, машет передними лапами, трясет головой, ревет.
1 цыган:
Ну-тка, Мишенька Иваныч,
Родом знатный боярыч,
Ты ходи - расходись,
Добрым людям поклонись!
2 цыган:
Ходи, не спотыкайся,
Вперед подавайся,
Ходи на празднике нашем,
Гуляй - развлекайся!
1 цыган: Поклонись, Мишенька, простому народу, да покажи нам свою науку, чему тебя хозяин обучал и каких людей на свете примечал.
2 цыган: Покажи нам, Мишенька, ярославскую кумушку - тетку Акулину.
1 цыган: Как тетка Акулина толокно толкла, как тесто месила, как блины пекла...
2 цыган:
Пекла, да не испекла!
Только руки обожгла!
Возле печки угорела -Головушка заболела!
Мужик дает медведю большую миску, он возится с ней, роняет на пол, ревет
1 цыган: Ай, да Мишенька, ай, да молодец! Теперь припомни, как Ванька-меньшой спать не хочет, ревет - плачет. Деда с бабой не слушает!
Медведь валится на спину, дрыгает лапами, ревет
2 цыган: А теперь покажи нам, Мишенька, как красные девицы, боярыни - молодицы, белятся, румянятся, в зеркало любуются. Из под ручки глазками стреляют, женихов побогаче выбирают
Медведь перед зеркалом, которое держит скоморох, передразнивает красных девиц
1 цыган: А теперь я с Мишенькой бороться буду!
Цыган борется с медведем и побеждает его. Затем еще два ребенка борятся с медведем по очереди и побеждают его.
Меланья: Хватит, ребята, угомонитесь. Пусть наш Мишенька отдыхает.
Ерема:
Мишенька, молодец!
Получи-ка леденец!
Угощает медведя
Фома: А нам негоже отдыхать!
Ерема: Будем игры играть!
Меланья: Вот шли - пошли скоморошки, принесли нам игры, да скоморошины.
78
Эксперимент и инновации в школе 2011/4
Внеурочная деятельность
Русская народная игра «Прянишна доска»
Фома: А у нас затей - сто разных мастей!
Тюха: У нас частушек - сто пудовых кадушек!
Ерема: У нас сказок - сто полных связок!
Матюха: У нас загадок - сто огородных грядок!
Фома: У нас шуток, как в стае уток!
Тюха: У нас небылиц - из всех стран и столиц!
Два ребенка рассказывают небылицы, Меланья показывает потешную панораму с иллюстрациями к небылицам 1: Посидите, гости, побеседуйте.
Как и я, вам, гости, старину скажу.
Старину скажу, да стародавнюю,
В старину было, да все медведь летал,
Да по поднебесью.
Он летит - летит, да хвостом вертит.
2: Послушайте, гости, побеседуйте.
Как и я, вам, гости, почудней скажу.
В старину было - на дубу свинья Гнездышко свила, яиц снесла.
Яиц нанесла, да детей вывела -Поросяточек полосатеньких,
Полосатеньких, да хорошеньких.
Они вверх глядят, желуди едят.
Они вниз глядят, полететь хотят.
1: Это еще что!?
2: Это не чудо? Я скажу!
1: Нет, я чудней скажу!
В спор вмешивается кукольник.
Кукольник: А я чудней покажу!
Разыгрывается шуточная сценка. Дети рассаживаются на ковер, скоморохи садятся рядом.
Зазывалы вместе:
Представление начинается!
Сюда! Сюда! Все приглашаются!
Стой, прохожий, остановись!
На наше чудо подивись!
Звучит веселая музыка, кукольник закидывает поясную ширму над головой. Над ширмой появляется Петрушка.
Петрушка: Доброе здоровье всем, здравствуйте! В сегодняшний день я прибыл сюда, вас повеселить и посмешить, позабавить, с праздником поздравить. Как поживаете нынче?
Дети: Хорошо!
Фома: Помаленечку.
Петрушка: А у меня горе случилось.
Ерема: Какое же?
Петрушка: Поехал в Москву на ярмарку, торговал камнем, ветром, кирпичом и остался ни при чем...
Фома: А потом?
Петрушка:
Потом бегом домой воротился,
К самовару наклонился,
Да он от меня убежал.
Ерема: Да что же самовар-то - с ногами?
Петрушка: То есть самовар остался, а кипяток убежал.
Фома: Так и говорил бы, а еще что приключилось?
Петрушка: Собака моя заблудилась.
Ерема: А зачем тебе она?
Петрушка: Поиграться.
Фома: Подраться?
Петрушка: Да нет, поиграться. Но как же ее дозваться?! Помогите, позовите!
Ерема: Как ее зовут?
Петрушка: Барбос - лохматый хвост.
Дети и скоморохи вместе: Барбос, Барбос, покажи свой хвост! Появляется на ширме кукла-собака.
Петрушка: Как же с ним поиграться?
Фома: А ты позови его к себе.
Петрушка: Барбос! Барбос!
Барбос (зло): Гав-гав!
Петрушка: У какой, пошел прочь!
Ерема: А ты ласково зови.
Петрушка: Барбос, Барбосик, иди ко мне.
Барбос: Гав!
Подбегает и хватает Петрушку за руку
Петрушка: Барбос, рубашку порвешь!
Барбос хватает его за нос
Петрушка: Ой-ой! Барбос! Пропал мой нос!
Барбос убегает, а Петрушка трет свой нос и хнычет.
Фома: Не хнычь, станцуй лучше.
Петрушка: А музыка есть?
Ерема: Музыка-то есть!
Фома: Да что танцевать будешь?
Ерема: Польку? Вальс? Кадриль?
Петрушка: Играй «Барыню»!
Звучит русская плясовая «Барыня»
Петрушка пляшет и припевает:
Ай, да я! Ай, да я! Ай, да барыня моя!
Ай, да, да! Ай, да, да! Стал я весел, хоть куда!
С окончанием музыки кланяется.
Фома: Ты потрудился, теперь отдохни, на нас посмотри. Петрушка:
Благодарю за веселье.
Да мне пора на успокоенье.
Прощается и исчезает, кукольник опускает ширму Тюха: Внимание, внимание! Продолжается веселое гуляние! Русская народная игра «Веселые музыканты»
Матюха: Эй, не стойте у дверей! Заходите к нам скорей! Тюха: Идите ногами, смотрите глазами!
Матюха: Платите деньгами, берите руками!
Тюха: На этой ярмарке все, что хочешь купить можно! Матюха: У каждого продавца прибаутки без конца!
Выходят торговцы с лотками. Звучит русская народная песня «Коробочка»
Блинник: Вот блины-блиночки, кушайте, сыночки! Кушайте, любимые дочки!
Квасник: Кому квас?! Кому квас?! Холодный квас! Наш квас, только для вас! И всем гостям в самый раз!
Продавец фруктов: Кому яблоки?! Кому груши?! Извольте для пробы покушать!
Коробейник: У дядюшки Якова товары для всякого! Не товар, а сущий клад! Забирай все нарасхват!
Клюковник: Есть клюковка из Мурова от дедушки Бурова! Есть клюковка из Ростова от дедушки Толстова! Эка клюква, эка клюква, удивительна и крупна!
Продавец орехов: Кому орехи?! Кому орехи?! Взрослым для богатства! Детям для потехи!
Игрушечник: У нас игрушечки славные, занятные и забавные! Угодно купить?! Могу уступить!
Пирожник: Пожалуйте, господа почтенные! Пироги у меня отменные! Попробуйте, ну-ка, по пятаку штука!
Хлебник: Подходи, не зевай! Хлеба покупай! Каравай, калачи, пышки, калачи, сайки горячи!
Меланья: Подходи, честной народ, ярмарка у ворот!
Все дети идут на ярмарку, торгуются, покупают товары. Меланья: Кончилось гулянье! Идем теперь на отдыханье! Фома: Развеселый вышел пляс, здесь, на празднике у нас! Ерема:
Ты и дальше не скучай!
Приглашай-ка всех на чай!
С пряниками, сушками,
Пышными ватрушками!
Все уходят на чаепитие в группы
Литература
1. Гаврилина Г С. Инновационный подход к организации театрализованно-игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009. - № 3.
2. Деревянных С. Г. Русская народная культура как источник развития представлений дошкольников о национальных ценностях//Муниципальное образование: инновации и эксперимент-2010. - № 5.
3. Дюков В. М. О моделях трансляции инновационного опыта дошкольных образовательных учреждений.//Инновацион-ные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 1.
4. Каршинова Л. В. Народная культура как средство формирования целостного мировоззрения//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 4
Эксперимент и инновации в школе 2011/4
79