Научная статья на тему 'Культурно-образовательная среда села'

Культурно-образовательная среда села Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
217
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ОБРЯДЫ / ПРАЗДНИКИ / ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ / СЕЛО НИКОНОВСКОЕ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Постникова Инна Михайловна, Жиркова Надежда Алексеевна, Фирсова Екатерина Сергеевна

Авторы представляют историю сохранения и реализации на селе традиций, несущих любовь и внимание к окружающим людям, к Родине

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательная среда села»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

И. М. Постникова Н. А. Жиркова Е. С. Фирсова

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СЕЛА

Как сохранить культурные традиции России?

Аннотация. Авторы представляют историю сохранения и реализации на селе традиций, несущих любовь и внимание к окружающим людям, к Родине

Ключевые слова: культурные традиции, обряды, праздники, любовь к Родине, село Никоновское, культурнодосуговый центр.

Постникова Инна Михайловна

Россия, Русь, храни себя, храни!

Есть в Подмосковье такой живописный поселок Никоновское. Настоящее чудо природы: и небо здесь кажется таким голубым, и речка прозрачна и быстра, и люди добры и гостеприимны. Мы, сторонние москвичи, попали 9-го Мая в Дом культуры, где чествовали ветеранов войны, вспоминали погибших.

Казалось, все собрались сюда, и стар, и млад.

Ровно в 12 часов дня началось действо на сцене дома культуры. Это не был обычный концерт или просто литературно-музыкальная композиция, - это было именно действо, которое придумали и воплотили люди, беззаветно преданные своему делу, - нести любовь и внимание окружающим и Родине, которой служили.

Помолчим над памятью друзей,

Тех, кого мы больше не увидим,

Не услышим тех, кто жизней всей Вместе с нами в мир грядущий вышел.

Помолчим, чтобы сказать о них Не холодным, равнодушным словом Чтоб они воскресли хоть на миг Всем звучаньем голоса живого.

Свет памяти, свет скорби и любви...

И сквозь десятилетья и столетья Горячей каплей, пролитой крови Его в себе проносят наши дети ...

Со сцены в зал выходят дети со свечами и фотографиями односельчан, погибших в Великую Отечественную войну.

Тихий, задумчивый голос ведущей, звучат песни военных лет, а потом сцену заполонила малышня: с таким самозабвением пели и плясали ребятишки, что слезы выступали на глазах зрителей. Испанский танец девочек-подростков произвел магическое впечатление, начиная от удивительных костюмов и заканчивая отточенными движениями юных танцовщиц. А дальше... Какие чудесные песни о любви

к маме, к близким, к родной земле создали молодые солисты: Николай Михалёв, Евгения Материкина, Наталья Ивлева, дуэт сестер Аржаных и их мамы Жанны - «народной артистки села Никоновское», вокальный ансамбль «Сувенир», «Забава» и народный хор.

Один из ветеранов попросил исполнить для него любимую песню «Враги сожгли родную хату», что ансамбль тут же и исполнил, без всякой подготовки, экспромтом, и зрители стояли, как завороженные.

Спасибо, огромное спасибо хочется сказать всем, кто ежедневно трудится и передает молодым свое мастерство, не за зарплату и не на создание «звездных фабрик», но с огромной душевной теплотой и самоотдачей. Просто, по-человечески: спасибо вам!

Жиркова Надежда Алексеевна Фирсова Екатерина Сергеевна

Источник культурно-образовательной среды села Никоновское

КаДэЦэ - второй наш дом!

Отдыхать приятно в нём!

Мы и в праздники и в будни Приглашаем всех и ждём!

Клуб в селе Никоновское начал свою работу где-то с 40-х годов. Находился он в старом доме на 1 этаже. Несмотря на тяжелые послевоенные годы, люди находили в себе силы и желание участвовать в художественной самодеятельности, ставили спектакли.

Кроме того, в клубе был духовой и струнный оркестр, которые выступали в Кремле.

Ансамбль ложкарей - участники Зубков А. М., Грачёв В. П., Косарев Н. Т. Эти ансамбль и оркестры пользовались популярностью даже в области, где всегда получали призовые места.

Струнным оркестром руководил Павлов Леонид Сергеевич. Участники оркестра - Корнешова Р Н., Рожкова Н. Н., Рябцева З. В., Антиповы Г. И. и В. И., солисты: Столярова М. Д., Рубцова Л. И.

46

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

С 1968 г. в с. Никоновское на базе Госплемзавода Никоновское был открыт новый дом культуры «Северянка», так его назвали по названию реки Северки, которая протекает на территории села и впадает в реку Оку.

Дом культуры со зрительным залом на 300 мест, с танцевальным залом, залом для кружковой работы для жителей села казался огромным, светлым дворцом. Работа из старого клуба переместилась в новый просторный.

В 1982 г. директором дома культуры стала Жиркова Надежда Алексеевна. Она приехала в Никоновское на постоянное место жительства из Рязани. Отработав год директором, она стала руководителем хора и работает им по сей день.

С октября 2009 г. в культурно-досуговом центре (КДЦ) «Северянка» директором работает Фирсова Екатерина Сергеевна.

Хор в жизни села имеет огромное значение. Для участников - это отдушина, жизнь, для жителей - это праздник.

Хор - это всегда уважаемый коллектив, участники его были и остаются уважаемыми людьми села. Это директор школы, Народный учитель СССР, Почётный гражданин Раменского района - Захарова Надежда Николаевна; главный экономист госплемзавода Никоновское - Буболева Надежда Николаевна; председатель сельского совета - Цветков Павел Алексеевич; инженер по технике безопасности - Зенкин Александр Николаевич; парторг - Лобанов Иван Михайлович; председатель профкома - Романюк Валентина Павловна; зав. детским садом - Анучина Раиса Владимировна; учителя - Рожкова Нина Алексеевна, Образцова Надежда Ивановна, Будюкина Раиса Степановна; зав. молокозаводом Аккерманцева Ольга Михайловна и др.

Так уж исторически сложилось, что в нашем Доме культуры всегда были руководители именно песенного жанра, то основным направлением в дома культуры стало пение: хоровое, вокальное, сольное. И видимо это дало свои результаты.

В 1997 году народному хору было присвоено звание «Народный», это звание подтверждается каждые три года. И в 2009 г. звание «Народный» подтвердили в 4-й раз.

В доме культуры ведет свою работу танцевальный коллектив, ансамбль «Ложкарей», кружок лепки «Волшебный сундучок», театральный кружок «Лукоморье», теннис, шахматы, шашки - всё к услугам наших односельчан.

За свою работу Жирковой Н. А. в 1999 г. было присвоено звание - «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Вся работа КДЦ «Северянка» направлена на развитие народного творчества, сохранение старинных русских традиций, обрядов и праздников:

• Покров Пресвятой Богородицы - престольный праздник нашего села Никоновское. 14 октября в КДЦ проходят Покровские посиделки с театрализованным представлением, с песнями, шутками, прибаутками и чаепитием.

• Это Новый год - с театрализованным представлением русской народной сказки, конкурсами, хороводами, песнями.

• Рождественские колядки. Когда ряженые участники художественной самодеятельности приходят в дом и поют величальные, рождественские песни. Водят хороводы.

• Масленица - это массовое гуляние на большой площади села, с театрализованным представлением, концертной программой, с конкурсами, играми, спортивными состязаниями, катаниями на лошадях.

А также в КДЦ «Северянка» проводятся праздники, ставшие традиционными для сельчан: День пожилого человека, День матери, Новый год, День инвалида, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День защиты детей и др.

В репертуаре хора более 170 произведений - это русские народные песни разных областей России и современных авторов: русские народные песни, протяжные и быстрые в сопровождении и а капелла, хороводы и пляски, песни Г. и А. Заволокиных, из репертуара Н. Бабкиной и ансамбля «Русская песня», духовые песни. Стало хорошей традиции проводить вечера «Русского романса».

На 70% взрослый хор состоит из молодёжи, молодых и красивых девчонок и ребят, которые составляют вокальный ансамбль «Забава» и ансамбль «Мужики». У народного хора есть коллективы-«спутники», которые работают в этом же направлении. Дети в Доме культуры поют с 4-х лет - вокальный ансамбль «Колокольчик», детский ансамбль (среднего звена) «Сувенир», и старшеклассники - «Сударушка». Таким образом, соблюдается преемственность в хоре.

Руководителем Народного хора, вокальных ансамблей - «спутников», солистов, дуэтов и квартетов на протяжении 29 лет является Заслуженный работник культуры Российской Федерации - Жиркова Надежда Алексеевна и аккомпаниатор Буболев Владимир Станиславович. Руководитель Народного хора Жиркова Н. А. и аккомпаниатор Буболев В. С. выступали с хором в зале им. Чайковского. Хор был участником концерта, посвященного юбилею В. Левашова, в концертном зале института им. Гнесиных, к 100-летию С. Есенина в селе Константиново. Хор дома культуры «Северянка» является постоянным участником районных смотров и конкурсов.

Участник художественной самодеятельности Коля Михалёв, который занимался в ДК «Северянка» с 6 лет, выступал в год 60-летия Победы с песней раменского композитора Сергея Иваненко «Что такое день Победы», в Концертном Зале России (г. Москва), в Храме Христа Спасителя, в МЭРИИ г. Москвы и др. Он является дипломантом областного фестиваля «Юные таланты Московии». В 2008 г. Коля стал студентом Колледжа искусств г. Химки факультета эстрадного пения - стипендиатом района.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

47

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

При КДЦ «Северянка» в народном и современном направлении работают три танцевальных коллектива. С 2010 г. Ясаков Ислам Насаевич руководит танцевальными коллективами, его супруга Светлана Николаевна занимается постановкой народных и эстрадных танцев.

Здесь готовы принять всех детей, независимо от их способностей, делая из них способных и талантливых исполнителей.

Литература

1. Алексеева М. П. Метод телекоммуникационных проектов как основа формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. - № 3.

2. Валамина О. В. Развитие культурно-образовательной среды в рамках социально-образовательного проекта

«Гражданин» // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 1.

3. Волков П. Б. Этнокультурный компонент в формировании ценностного отношения к физической культуре воспитанников интернатного учреждения // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. -№ 6.

4. Деревянных С. Г. Русская народная культура как источник развития представлений дошкольников о национальных ценностях // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 5.

5. Клепиков В. Н. «Круг чтения» Л. Н. Толстого и этическая культура школьников // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 6.

6. Клепиков В. Н. Концепция формирования этической культуры школьников // Эксперимент и инновации в школе. -2010. - № 4.

Л.В.Васильченко

СЛАВЯНСКИЕ ПРАКТИКИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Аннотация. В статье автор предлагает систему использования элементов народной педагогики (программы «Русская здрава», «Мир и человек») в дополнительном образовании для формирования у обучающихся первичных представлений о народной культуре, национальной этике и эстетике, а также традиций здоровьесбережения посредством праздника, обряда и народной игры.

Ключевые слова: программы, традиция, народная игра, природосообразие, картина мира, система и практика

Зтнопедагогизация учебно-воспитательного процесса - не только педагогическая, но и актуальная социальная проблема.

В последние годы активно растет национальное самосознание, усиливается внимание различных наций, народов, народностей к сохранению и развитию своих культур, языков, к возрождению семейных традиций. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа.

Следует отметить, что современное прогрессивное образование способствует развитию положительных тенденций в возрождении здоровьесберегающих технологий и традиций. Более того, некоторые ученые предполагают, что эти тенденции могут представлять основу в системе развития и воспитания детей.

Истоки гармоничного мироощущения уходят в глубины славянской культуры, в особенности исторически сложившейся национальной психологии, в то, что принято называть «русский характер» и, прежде всего, радостное отношение к жизни - в русской традиции «здравствовать», значит жить в ладу - по законам природы. «Славянская гимнастика» выполняет роль психологической коррекции. Психологическая коррекция - один из методов реабилитации. Длительные и ре-

гулярные занятия могут привести к улучшению всех личностных проявлений. Развивается терпеливость, устойчивость к неблагоприятным факторам, появляется состояние спокойствия, уравновешенности, собранности.

Славянские традиционные практики являются очень древним методом оздоровления без лекарств на многие годы. Надеемся, что бесценное наследие предков сможет радовать всех, кто не будет проявлять пассивность.

Традиционное здоровьесберегающее воспитание заключалось в передаче и обучении трем основным принципам:

• здравый смысл (мера, лад, терпимость),

• здоровое тело: (соразмерность физического с духовным),

• здоровый дух (радость, совесть, нравственность).

И если человек заболевал, то это означало, что человек потерял равновесие. Исконно русскому человеку болеть было стыдно и некогда, потому сама природа подсказывала приемы сохранения здоровья, роста и развития.

Мои уроки славяноведения должны сопровождаться и здоровьесберегающими элементами. Так родилась идея создания программы «Русская здрава», которая

48

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.