УДК 37.037.1:37.064.1-053«465.00/.7» ББК Ч410.4+Ч410.055
ГСНТИ 14.23.01
Код ВАК 13.00.02; 13.00.01
Махалова Ирина Владимировна,
старший преподаватель, кафедра дошкольного образования, Чувашский республиканский институт образования; аспирант, Ульяновский государственный педагогический университет; 428001, Россия, Чувашская респ., г. Чебоксары, пр. М. Горького, д. 5; e-mail: [email protected]
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: семья; дошкольная образовательная организация; взаимодействие; физическое воспитание; народные традиции.
АННОТАЦИЯ. Представлено опытно-практическое изучение процесса взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи как педагогического условия реализации интеграции национальных культур в физическом воспитании детей 6-7 лет. Приведены основные положения программы образования родителей «Семья и проблемы воспитания здорового ребенка: народные традиции и современность» и обсуждаются результаты ее внедрения в дошкольных образовательных организациях Чувашской Республики.
Makhalova Irina Vladimirovna,
Post-graduate Student of Ulyanovsk State Pedagogical University; Assistant Lecturer of Department of Preschool Education, Chuvash Republican Institute of Education, (Cheboksary).
INTERACTION OF THE KINDERGARTEN AND THE FAMILY IN PHYSICAL EDUCATION OF 6-7 YEAR OLD CHILDREN BASED ON THE INTEGRATION OF NATIONAL CULTURES
KEY WORDS: family; preschool educational organization; interaction; physical education; national traditions.
ABSTRACT. The article deals with the experimental and practical study of the process of interaction of a preschool educational organization and a family as the pedagogical condition of implementation of integration of national cultures in physical education of 6-7 year olds. The article describes the main theses of the program of education of parents "The Family and the Problems of Education of a Healthy Child: National Traditions and Modernity". The article also discusses the results of the implementation of the program in preschool educational.
В
современной дошкольной педагогике семья рассматривается как основной фактор, определяющий личность ребенка дошкольного возраста. Именно семья способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка, его физической формы, определяет успешность физического развития, помогает раскрыться двигательным способностям, обеспечивает становление здорового образа жизни, овладение его нормами и правилами, пробуждает активность, инициативность, интерес и потребность в занятиях физической культурой.
Современная философия взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации строится на идее ответственности родителей за воспитание, развитие и образование детей (Т. И. Куликова), вследствие чего все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность [1, с. 150]. Взаимодействие в данном случае рассматривается как способ организации совместной деятельности между субъектами, цель которой - добиться взаимопонимания и сотрудничества. Применительно к нашему исследованию - в во-
просе физического воспитания ребенка, на основе использования народного опыта, национальных культурных традиций. Е. П. Арнаутова, Т. И. Бабаева, В. П. Дуброва, О. Л. Зверева и другие в качестве результата такого взаимодействия выделяют особые взаимоотношения между педагогами и родителями, характеризующиеся общей заинтересованностью, доверительностью, взаимоуважением [2, с. 427].
Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи рассматривается нами как одно из педагогических условий реализации интеграции национальных культур в физическом воспитании детей 6-7 лет, целью которой является приобщение к национальным культурным традициям физического воспитания, а результат -воспитанность на национальных культурных традициях физического воспитания. Воспитанность детей 6-7 лет на национальных культурных традициях физического воспитания на наш взгляд есть сложное интегра-тивное личностное образование (активность, самостоятельность, инициативность, этното-лерантность), проявляющееся в единстве когнитивной, эмоциональной и деятельностной
© Махалова И. В., 2014
сфер в соответствии с нормами народной культуры физического воспитания, доступными для освоения в период дошкольного детства.
Взаимодействие педагогов с семьей предполагает этапность в работе. Первый этап включает изучение и анализ применения народного опыта в системе домашнего физического воспитания, позиции родителей относительно использования народных культурных традиций в физическом воспитании ребенка в условиях дошкольной образовательной организации. Второй этап включает планирование и организацию взаимодействия педагогов с семьей в решении вопросов приобщения детей к национальным культурным традициям физического воспитания.
Согласно целевому назначению первого этапа было проведено анкетирование родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные организации, выступающие базой исследования в городах Чебоксары (Детский сад № 70), Новочебок-сарск (Детский сад № 2 «Калинка»), а также в Комсомольском (Детский сад «Лей-сан»), Порецком (Порецкий детский сад «Сказка») и Чебоксарском (Кугесьский детский сад «Пурнеске») районах Чувашской Республики. При разработке анкеты мы опирались на материалы Р. М. Хаертдино-вой, связанные с исследованием проблемы формирования у дошкольников ценностного отношения к национальной культуре [3, с. 199].
Родителям была предложена полузакрытая индивидуализированная анкета, которая состояла из 20 вопросов. Из них 14 вопросов направлены на выяснение опыта применения народных традиций физического воспитания в домашнем воспитании ребенка, мнения родителей о знании ребенком народных традиций физического воспитании, целесообразности и содержания работы по ознакомлению детей с национальной культурой физического воспитания в условиях дошкольной образовательной организации, потребности родителей в повышении компетентности в использовании народных традиций физического воспитания, приемлемых для них форм общения с педагогами по данной проблематике. Шесть заключительных вопросов позволяют определить возраст, образование, род деятельности, национальность анкетируемых и их супругов, а также язык общения родителей с ребенком в семье.
В опросе приняли участие 340 родителей, в основном это люди в возрасте 20-30 лет (46 %), имеющие первого ребенка, и 30-40 лет (43 %) со вторым ребенком в семье. Большинство родителей имеют высшее (48 %) и среднее специальное (40 %) обра-
зование, по роду своей деятельности - служащие (46 %) и рабочие (35 %). 56 % родителей - это представители чувашской национальности, 22 % - русской национальности, 16 % - татарской национальности, 2 % - другой национальности (мордва, марийцы, украинцы), 4 % родителей - на вопрос о национальной принадлежности не ответили.
Результаты опроса показали разный уровень применения родителями народных традиций в домашнем физическом воспитании ребенка - в основном от среднего уровня до самого низкого и поверхностного. Большинство родителей (61 %) утверждают, что используют в системе домашнего физического воспитания традиции своего народа, 14 % - применяют традиции как своего народа, так и народов ближайшего национального окружения, в основном русского народа. Не используют традиции физического воспитания ни своего народа, ни других народов 23 % родителей.
С целью укрепления здоровья детей, развития у них физических качеств 39 % родителей обращаются к традиционным физическим упражнениям (подвижная игра, состязание, танец), 33 % родителей - к народным способам закаливания (босохождение, облегченная одежда, обливание прохладной водой). В большинстве же случаев родители (63 %) ориентированы на использование народного опыта в лечении простудных заболеваний.
Среди традиционных физических упражнений родители в основном используют народные подвижные игры. Так, 54 % родителей указали, что в часы семейного досуга играют с детьми в разнообразные подвижные игры, однако всего лишь 38 % из них смогли назвать, в какие именно. Особой популярностью пользуются народные игры, широко распространенные во многих национальных культурах: «Прятки» (42 %), «Догонялки» (33 %), «Жмурки» (12 %). Родителями были указаны исконно русские подвижные игры «Лапта» (11 %), «Вышибалы» (6 %), «Городки» (1 %), «Горелки» (1 %), «Царь горы» (1 %). А также подвижные игры чувашского народа «Тили-рам?» (4 %), «Хищник в море» (2 %). Следует отметить, что такие игры, как «Лапта», «Горелки», «Тили-рам?», требуют большого количества игроков, что затрудняет таких игр проведение в условиях небольшой современной семьи. Скорее всего, эти игры были указаны родителями на основе собственного игрового детского опыта или знаний о наличии таковых.
Опрос выявил отсутствие у части родителей интереса к народным праздникам с ярко выраженной спортивной направлен-
ностью. Так, 30 % родителей отметили, что не посещают подобные праздники, 22 % родителей не дали ответа на этот вопрос. Только 48 % родителей подтвердили свое участие в народных праздниках: «Масленица» (24 %), «Сабантуй» (13 %), «Акатуй» (11 %). На вопрос «Участвуете ли Вы или члены Вашей семьи в состязаниях на народных праздниках?» 79 % родителей ответили отрицательно. Из 21 % родителей, давших утвердительный ответ, всего лишь 3 % указали на участие в таких национальных состязаниях, как борьба на поясах, шуточные бега, лазанье по столбу.
Родители достаточно редко используют или совсем не используют в домашнем воспитании народные сказки, легенды, раскрывающие ценность физического здоровья для человека и общества, а также пословицы и поговорки о здоровье, правилах, обеспечивающих его сохранение и укрепление. Всего 6 % родителей указали на чтение детям легенд о богатырях, олицетворяющих физическое и нравственное здоровье в представлении своего и других народов. Это сказки о чувашском богатыре Улыпе, татарском батыре Камыре. Родители в основном предпочитают читать русские (12 %), татарские (12 %) и чувашские (7 %) сказки, а также сказки народов мира (9 %), раскрывающие значимость таких нравственных качеств, как трудолюбие, честность, дружелюбие, доброта. Пословицы и поговорки в домашнем воспитании используют 48 % родителей. Однако из них только 21 % родителей смогли назвать пословицы и поговорки о здоровье, среди которых в основном присутствовали общеизвестные афоризмы и лозунги: «В здоровом теле - здоровый дух», «Если хочешь быть здоров, закаляйся», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». Тем не менее, 11 % родителей действительно назвали народные пословицы, в основном русского народа: «Здоровье дороже богатства», «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Держи голову в холоде, живот в голоде, ноги в тепле», «Долго жуешь, дольше живешь» и др.
Проведенный нами опрос показал, что имеет место завышенная оценка родителями знаний ребенка о народных традициях физического воспитания. По мнению родителей, дети имеют определенные сведения о традиционных физических упражнениях своего народа. Каждый второй родитель считает, что его ребенок знает и умеет играть в подвижные игры, может назвать и исполнить танец своего народа. Каждый третий родитель отмечает знание ребенком национальных видов спорта, а каждый четвертый полагает, что ребенок имеет представления о национальных состязаниях
своего народа. Большинство родителей отмечают наличие у детей сведений о гигиенической культуре (85 %), летних и зимних развлечениях на свежем воздухе (81 %), режиме дня (73 %), культуре питания (69 %) своего народа.
С точки зрения 86 % родителей ребенок получил знания о национальной культуре физического воспитания своего народа в детском саду. Тем самым родители дают высокую оценку образовательной работе педагогов дошкольных образовательных организаций. Вместе с тем, 70 % родителей подчеркивают свою роль в приобщении ребенка к народным традициям физического воспитания, считая себя носителями национальной культуры. 23 % родителей полагают, что знания о национальной культуре физического воспитания дети получают стихийно, благодаря средствам массовой информации - телевидению, радио. Небольшая часть родителей (2 %) указывает на приобретение ребенком знаний в результате посещения краеведческого музея, школы выходного дня.
Затруднение родителей вызвал вопрос о знаниях ребенком национальной культуры физического воспитания других народов: 68 % родителей не ответили на данный вопрос, 22 % считают, что ребенок не имеет таких знаний, и только 10 % родителей указали на наличие у ребенка сведений о национальной культуре физического воспитания других народов. Родители как чувашской, так и татарской, мордовской национальности отметили знание ребенком способов закаливания, принятых у русского народа: купание в проруби, обтирание снегом, посещение бани с последующим обливанием холодной водой, - то есть тех методов, которые ярко представлены в быту русского народа и в настоящее время. Были отмечены и такие своеобразные формы физического воспитания русского народа, как кулачный бой, а также русский народный праздник «Масленица» с его многообразием состязаний.
В результате опроса было выяснено мнение родителей о целесообразности приобщения детей к национальным культурным традициям физического воспитания как своего народа, так и других народов и, в частности, народов ближайшего национального окружения. На вопрос «Нужно ли знакомить детей в условиях дошкольной образовательной организации с народной культурой физического воспитания?» 92 % родителей ответили утвердительно, 8 % родителей не смогли определиться с ответом. При этом 35 % родителей считают, что детей необходимо знакомить с национальной культурой физического воспитания только
своего народа, 57 % - с культурой как своего народа, так и народов ближайшего национального окружения.
Большинство родителей считают возможным знакомить детей с народными подвижными играми (73 %), национальными танцами (65 %), народными календарными праздниками с ярко выраженной спортивной направленностью (64 %), устным народным творчеством (61 %), национальными двигательными игрушками (48 %), национальными видами спорта (45 %). В отношении ознакомления детей с народными способами закаливания и национальными состязаниями положительно высказались 34 и 29 % родителей соответственно.
Выразив желание относительно приобщения ребенка к национальным культурным традициям физического воспитания своего и других народов в условиях дошкольной образовательной организации, более половины родителей не проявили личностного интереса к проблеме. Родителями, желающими расширить свои знания о национальной культуре физического воспитания своего (57 %) и других народов (44 %), были названы приемлемые для них формы общения с педагогами по названной проблеме. Это такие формы, как участие в организации и проведении народных праздников (34 %), семинары (28 %), лекции (18 %), консультации (12 %), ознакомление с литературой (8 %), получение информации по электронной почте (2 %). Особый интерес родителей вызывает такой круг вопросов, как национальные состязания, народные подвижные игры, национальные виды спорта, общее и особенное в традиционных физических упражнениях своего и других народов.
Среди народов, с национальной культурой физического воспитания которых родители хотели бы познакомиться, лидирует национальная культура народов Среднего Поволжья (33 %). Интерес вызывает культура физического воспитания русского (12 %), чувашского (6 %), марийского (6 %), мордовского (5 %) и татарского (4 %) народа. Вместе с тем, родителей интересует и национальная культура физического воспитания народов мира (7 %) - Китая, Японии, Индии, Турции, Европы, а также народов, проживающих на севере и юге России (2 %).
Следует отметить, что в среднем 21 % родителей не ответили на тот или иной вопрос анкеты, что можно объяснить отсутствием у них опыта применения народных традиций в физическом воспитании ребенка. В свою очередь отсутствие такого опыта связано, на наш взгляд, с отсутствием не только знаний народных традиций физиче-
ского воспитания, но и интереса к национальной культуре в целом и, как следствие, к национальной культуре физического воспитания в частности. Данный вывод подкрепляется следующими данными, ярко иллюстрирующими отношение родителей к национальной культуре своего народа. В 129 (81 %) из 160 чувашских семей, проживающих в городах Чебоксары, Новочебоксарск, п. Кугеси Чебоксарского района Чувашской Республики, родители с ребенком дома разговаривают на русском языке, и только в 31-й семье (19 %) - на двух языках: на родном, чувашском, и на русском языках. На русском языке общаются с ребенком и в пяти (100 %) мордовских семьях, проживающих в с. Порецкое Порецкого района. Контрастная ситуация в семьях татарского народа. В 43 (81 %) из 53 семей родители общаются с ребенком на татарском языке, и в 10 семьях (19 %) - как на татарском, так и на русском языках. В 52 межнациональных семьях (русско-чувашские, чувашско-марийские, чувашско-украинские, чувашско-армянские, чувашско-польские, татаро-чувашские, русско-башкирские, русско-узбекские), как правило, родители (96 %) общаются с ребенком на русском языке.
Итак, анкетирование позволило выявить, что ребенок в большинстве семей не получает знаний о народных традициях физического воспитания и опыта их применения, в связи с тем что родители сами не обладают соответствующими представлениями, знаниями и опытом. Современные родители ориентированы в основном на использование народного опыта в лечении простудных заболеваний. В практике домашнего воспитания родители довольно редко обращаются к традиционным физическим упражнениям (подвижная игра, танец, соревнование), народным способам закаливания организма как своего народа, так и других народов и, в частности, народов ближайшего национального окружения. Наблюдается пассивность родителей в посещении народных праздников с ярко выраженной спортивной направленностью, участии в национальных соревнованиях. Родители недооценивают значимость устного народного творчества о ценности физического здоровья для человека и общества, вследствие чего крайне редко знакомят ребенка с пословицами и поговорками, легендами и сказками соответствующего содержания. Большинство родителей переоценивают знание ребенком национальных культурных традиций физического воспитания своего народа. У значительной части родителей отсутствует интерес и желание пополнять свои знания о традициях физического воспитания своего и других народов.
Вместе с тем родители признают необходимость приобщения ребенка к прогрессивным, выработанным веками, культурным традициям в физическом воспитании как своего, так и других народов. Большинство родителей считают целесообразным расширить содержание образовательной работы в дошкольной образовательной организации, через ознакомление детей с народными подвижными играми и танцами, национальными видами спорта и состязаниями, культурой питания, способами закаливания, устным народным творчеством о богатырях как канонах физического здоровья.
Результаты, полученные на первом этапе, позволили спланировать, а затем организовать взаимодействие педагогов и семьи в физическом воспитании детей 6-7 лет на основе интеграции национальных культур. Итоги анкетирования позволили разработать программу образования родителей «Семья и проблемы воспитания здорового ребенка: народные традиции и современность». Мы исходили из того, что эффект педагогической поддержки родителей (Е. С. Евдокимова) в воспитании здорового ребенка возрастает, если она интегрирована в систему образования родителей [4, с. 68]. Отличительной особенностью программы следует назвать формирование активной, компетентной позиции родителей в воспитании здорового ребенка средствами национальных культурных традиций физического воспитания народов, проживающих в Чувашской Республике (чувашского, русского, татарского и мордовского народов). Опираясь на положение о том, что компетентное родительство включает в себя разум, чувства и действия (Е. П. Арнаутова) содержание программы выстраивалось с учетом разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного, эмоционального, деятельностного [5, с. 179]. Программой предусматриваются разнообразные формы общения с семьей: семинар-дискуссия, семинар-практикум, круглый стол, викторина, конкурс, лекция-беседа, мастер-класс (таблица 1).
Лекционная форма встреч «Этнопеда-гогические традиции чувашского народа в воспитании здорового поколения», «Традиционная культура физического воспитания татарского народа», «Развитие тела, души и духа ребенка в русской крестьянской семье», «Национальные традиции и обычаи физического воспитания мордовского народа» позволяет обогатить пред-
ставления родителей о культурных традициях народов Чувашской Республики, связанных с сохранением и укреплением физического и психического здоровья детей (когнитивный компонент). Мастер-класс по народным подвижным играм и упражнениям - пополнить игровой запас родителей. Семинары-практикумы, посвященные истории возникновения и преобразования, народных календарно-обрядовых праздников с ярко выраженной спортивной направленностью, традиционным соревнованиям, проводимым на них, способствуют формированию представлений родителей о подобных календарных праздниках как народном мониторинге физического здоровья подрастающего поколения.
Активизации интереса родителей (эмоциональный компонент) к проблеме воспитания здорового ребенка на народных культурных традициях способствуют семинары-дискуссии, в рамках которых организуются диспуты по пословицам и поговоркам о здоровье, здоровьесберегающих правилах поведения: «Источник достатка - здоровье» (татарская), «Красота не в парче -красота в здоровье и добром сердце» (мордовская), «Свежий воздух и движение - лечат, а лень и унынье - калечат» (русская), «Не будешь работать до усталости, не станешь сильным и здоровым» (чувашская), «Ходячий камень заблестит, лежащий - потускнеет» (татарская). А также - по легендам и сказкам о богатырях, олицетворяющих физически и нравственно совершенного человека: «Гора Чабырлы» (чувашская), «Святогор-Богатырь» (русская), «Тан-бытыр» (татарская), «Перя-богатырь» (мордовская). Осознанию своей компетентности в вопросах народной культуры физического воспитания содействует обсуждение результатов анкетирования «Народные культурные традиции физического воспитания: что я знаю, что я использую, о чем бы хотел узнать?».
Развитию практических умений в использовании народной педагогики (дея-тельностный компонент) содействуют мастер-класс «Использование народных игр, забав, состязаний в досуговой деятельности семьи», викторина «Воспитание силы духа ребенка средствами фольклорных произведений», конкурс «Изготовление национальных спортивных снарядов, их использование в подвижных играх и упражнениях», круглый стол «Профилактика заболеваний средствами народной педагогики».
Таблица 1.
Примерный тематический план программы «Семья и проблемы воспитания здорового ребенка: народные традиции и современность»
Направление Темы Часы Форма
и его задачи проведения
Когнитивный I. Традиции народов Чувашской Республики 4
блок в физическом воспитании детей
• обогащение зна- 1.1. Этнопедагогические традиции чувашского народа в 1 Лекция-беседа
ний о народных традициях физического воспитании здорового поколения
1.2. Традиционная культура физического воспитания та- 1 Лекция-беседа
воспитания тарского народа
1.3. Развитие тела и души ребенка в русской крестьян- 1 Лекция-беседа
ской семье
1.4. Национальные традиции и обычаи физического вос- 1 Лекция-беседа
питания мордовского народа
II. Подвижные игры и упражнения народов Чувашской Республики в воспитании крепости тела и духа ребенка 4
2.1. Обрядовые, тренинговые и досуговые подвижные игры 1 Мастер-класс
2.2. Национальные спортивные состязания 1 Мастер-класс
2.3. Национальные танцы 1 Мастер-класс
2.4. Летние и зимние народные развлечения на воздухе 1 Лекция-беседа
III. Календарно-обрядовые праздники народов Чувашской Республики в сохранении и развитии физического благополучия рода 3
3.1. Акатуй, Масленица, Сабантуй, Акша Келу как кален- 1 Лекция-беседа
дарно-обрядовые праздники с ярко выраженной спор-
тивной направленностью
3.2. История возникновения и преобразования народных 1 Семинар-
календарно-обрядовых праздников с ярко выраженной практикум
спортивной направленностью
3.3. Традиционные соревнования календарно-обрядовых 1 Семинар-
праздников с ярко выраженной спортивной направлен- практикум
ностью как народный мониторинг физического здоровья
подрастающего поколения
Эмоциональный блок I. Философия народов Чувашской Республики о ценности здоровья для человека и общества 3
• развитие интере- 1.1. Отражение в пословицах и поговорках отношения к 1 Семинар-
са к народным тра- физическому здоровью как ключевому компоненту со- дискуссия
дициям физического воспитания, по- вершенной личности
1.2. Отражение в богатырских легендах и сказках пред- 1 Семинар-
ложительного от- ставлений о физически и нравственно совершенном че- дискуссия
ношения к их ис- ловеке
пользованию в до- 1.3. Народные традиции физического воспитания: что я 1 Анкетирование
машнем воспитании знаю, что я использую, о чем бы хотел узнать?
ребенка
Деятельностный блок I. Применение национальных традиций народов Чувашской Республики в системе домашнего фи- 4
• развитие опыта применения народ- зического воспитания ребенка
1.1. Использование народных игр, забав, состязаний в до- 1 Мастер-класс
ных традиций физического воспита- суговой деятельности семьи
1.2. Воспитание силы духа ребенка средствами фольк- 1 Викторина
ния в домашнем лорных произведений
воспитании ребенка 1.3. Изготовление национальных спортивных снарядов, их использование в подвижных играх и упражнениях 1 Конкурс
1.4. Профилактика заболеваний средствами народной 1 Круглый стол
педагогики
Итого 18
Реализация программы образования родителей предваряет вовлечение семьи в образовательный процесс дошкольной образовательной организации. В дальнейшем родители привлекаются к участию в подготовке и проведению народных праздников,
фестивалей народных подвижных и хороводных игр, викторинах о традиционных физических упражнениях, конкурсах знатоков народной системы питания, музыкально-театрализованных постановках фольклорных произведений богатырской темати-
ки и другое. Вместе с детьми родители играют в подвижные игры, участвуют в соревнованиях, исполняют танец, ставят театральные постановки, соревнуются в конкурсах знатоков, выпускают газету «Азбука здоровья наших предков», составляют и разгадывают кроссворды о народных традициях физического воспитания детей, оформляют альбомы о народных подвижных играх, танцах, соревнованиях, видах спорта, воссоздают двигательные игрушки. Подобный подход обеспечивает единство воспитательных воздействий в физическом воспитании детей 6-7 лет на основе интеграции национальных культур и, как следствие, сформированность у дошкольников воспитанности на национальных культурных традициях физического воспитания.
Для определения эффективности взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи был проведен педагогический эксперимент. В четырех экспериментальных группах (92 чел.) образовательная работа по приобщению детей к национальным культурным традициям физического воспитания осуществлялась во взаимодействии с семьей, в четырех контрольных группах (87 чел.) фиксировался процесс формирования представлений о национальных культурных традициях физического воспитания, происходящий стихийно в процессе физического и личностного развития дошкольников. Оценка проводилась по разработанной шкале и предполагала определение у ребенка уровня воспитанности на национальных культурных традициях физического воспитания своего народа и народов ближайшего национального окружения: низкий, средний, высокий уровни.
Оценка проводилась по следующим параметрам: 1) наличие знаний о своей национальной принадлежности; 2) наличие знаний о родном крае, культурных особенностях народов ближайшего национального окружения; 3) наличие знаний и проявление интереса к познанию национальных культурных традиций физического воспитания своего народа; 4) наличие знаний и
проявление интереса к познанию национальных культурных традиций физического воспитания народов ближайшего национального окружения; 5) эмоционально-положительное отношение к подвижным играм своего народа и народов ближайшего национального окружения; 6) эмоционально-положительное отношение к танцам своего народа и народов ближайшего национального окружения; 7) эмоционально-положительное отношение к календарным праздникам с ярко выраженной спортивной направленностью своего народа и народов ближайшего национального окружения; 8) позитивное отношение к представителям народов ближайшего национального окружения, желание организовывать с ними совместную двигательную и другие виды деятельности; 9) самоорганизация и умение организовывать со сверстниками подвижные игры своего народа и народов ближайшего национального окружения; 10) умение составить программу проведения праздничных состязаний своего народа и народов ближайшего национального окружения; 11) готовность и умение контактировать с представителями народов ближайшего национального окружении; 12) применение знаний о национальных культурных традициях физического воспитания своего народа и народов ближайшего национального окружения в своей деятельности.
До эксперимента результаты экспериментальных и контрольных групп практически не имели различий (экспериментальная группа: низкий - 47%, средний - 50%, высокий - 3%; контрольная группа: низкий - 47 %, средний - 51%, высокий - 2%). По окончании формирующей работы в экспериментальных группах наблюдалось значительное увеличение детей с высоким уровнем воспитанности на национальных культурных традициях физического воспитания (47%). В то же время количество детей с низким уровнем значительно уменьшилось - с 47 % до 2 %. Подобная динамика в уровнях воспитанности детей контрольных групп отсутствует (рисунок 1).
□ высокий И средний
□ низкий
контрольные группы
экспериментальные группы
Рисунок 1. Результаты оценки уровня воспитанности на народных культурных традициях у детей контрольных и экспериментальных групп после педагогического эксперимента
Разница в данных о низком уровне воспитанности у детей контрольных и экспериментальных групп на контрольном этапе составляет 25%, среднего - 17%, высокого - 42%.
Таким образом, подтверждена необходимость взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в физическом воспитании детей 6-7 лет на основе интеграции национальных культур, характеризующееся общей заинтересованностью, доверительностью, взаимоуважением. Взаимодействие педагогов и семьи рассматривается нами как эффективное условие введения интеграции национальных культур в физическом воспитании детей 6-7 лет, которое спо-
собствует решению многих задач. Во-первых, формирования у детей представлений о многообразии народных культурных традиций физического воспитания; во-вторых, развития интереса и эмоционально-положительного отношения к народным культурным традициям физического воспитания; в-третьих, содействия в обогащении содержания двигательной и других видов деятельности; в-четвертых, оказания влияния на воспитание социально значимых качеств личности: ценностного отношения к здоровому образу жизни, мотивации к занятиям физической культурой, национальной идентичности, позитивного отношения к людям разных национальностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Куликова Т. И. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М. : Академия, 2000.
2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб. : Питер, 2014.
3. Хаертдинова Р. М. Формирование у дошкольников ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве : дис. ... канд. пед. наук. Набережные Челны, 2006.
4. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М. : ТЦ Сфера, 2008.
5. Зверева О. Л., Ганичева А. Н., Кротова Т. В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М. : ТЦ Сфера, 2009.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. М. И. Богомолова.