УДК 14.39
В.Ш.Масленникова, В.А.Боговарова
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
В статье рассматриваются проблемы семейного воспитания в народной педагогике Республики Татарстан средствами социокультурной деятельности.
Ключевые слова: социокультурная деятельность, экологическая культура, этноэкологический аспект, семейное воспитание.
Maslennikova V.Sh., Bogovarova V.A. environmental culture education through etno environmental
ASPECTS OF FAMILY EDUCATION
The paper considers the problem of family education in national pedagogy of the Republic of Tatarstan by means of socio-cultural activities.
Keywords: socio-cultural activities, environmental (ecological) culture, etnoenvironmental aspect, family upbringing.
Стратегия социокультурной деятельности в сегодняшнее России должна опираться на понимание ее традиций, национального характера, перспективных направлений развития этической цивилизации и национальной культуры в условиях формирования мирового сообщества и мирового «цивилизованного пространства». При этом необходимо значительно укрепить цивилизационные основы российского общества, а также на «императив» неизбежного включения России в мировую цивилизацию, имеющую правовой, рыночной, рационализированный характер. Наиболее перспективным направлением развития культуры в России является поддержка науки, искусства, философии, образования во всех формах, как институционализированных, так и неинституционализированных с целью создать условия для свободного развития талантов российского народа и других народов России и обеспечить России достойное и выгодное место в мировом сообществе.
Социально-исторический опыт показал, что незнание культуры своего народа, его прошлого и насто-ящего, означает разрушение связи между поколениями, что наносит непоправимый урон в формировании экологической культуры школьников и в создании экологического пространства.
Из татарских писателей, ученых и педагогов второй половины XIX века никто так настойчиво и упорно не отстаивал значение родного языка в учебно-воспитательном процессе, как Каюм Насыри. Подвергая жестокой критике, пренебрежительное отношение татарских дворян и «образованных мулл к родному языку, он вложил много труда, чтобы татарский язык стал языком литературы и науки. Он придавал важнейшее значение семейному воспитанию, давал советы родителям, формируя этим в них культуру педагогического труда. Воспитание нельзя понимать лишь как хлопоты при кормлении и росте ребенка, это и пропитание его, и забота о его нравственном совершенствовании, и привитие прекрасных, благородных манер, и стремление вывести его из животного состояния, чтобы сделать достойным звания человека, и обучение наукам, и развитии понятий приличия» [214, с.5].
Вслед за К.Д.Ушинским К.Насыри выдвинул идею народности воспитания, высоко оценив при этом экологические воспитательные традиции татарского народа. Слово «экология» тогда не использовалось, однако такое понятие находится в содержании учения К.Насыри. Общаясь с народом, глубоко вникая в духовный мир и культуру своего народа, он написал и опубликовал ценные материалы по экологическому воспитанию и широко использовал их в своей педагогической деятельности. Его труды «Книга о воспитании», «Сорок садов», «Книга о нравственности», «Книга счета» - содержат богатый материал по татарской народной педагогике и экологии.
У каждого народа имеется своеобразная, специфическая, сложившаяся в течение многих лет воспитательная система, охватывающая все стороны подготовки детей к будущей жизни; своя педагогика, которая, все более совершенствуясь и улучшаясь, передается из поколение в поколение, становится достоянием родителей и дает положительные воспитательные результаты. Являясь итогом коллективной творческой мысли многих поколений трудящихся, выражением интересов большинства народа, в соответствии с его потребностями охраны окружающей среды и природы, этнопедагогика выдвигает экологические идеалы в области воспитания молодого поколения.
В связи с утратой традиционной педагогики татарского народа в современной концепции семейного воспитания детей существует большой пробел. В древности народ воспитывал детей по своей системе. Семья, состоящая из двух-трех поколений, остерегала ребенка, прививала нравственноэкологическую культуру, уважительное отношение к окружающей природе и людям. В традиции народа в те времена существовали природоохранительные и бытовые запреты. Например, целый ряд экологических запретов по отношению к живому миру, природе.
Татарский народ охотился в определенное время за тем или иным животным, не нанося вреда; к примеру, в период размножения, проводились «недели пощады», нельзя было трогать яйца в гнездах. Родители объясняли детям, что многие птицы могут посылать болезни и различных злых духов, что сдерживало детей от дурных поступков.
Особенно это относилось к птицам, живущим по соседству с человеком (голуби, скворцы, воробьи и т.д.). Под особой защитой находились полезные насекомые: муравьи, пчелы, пауки, жучки и др. По отношению к ним существовало даже некоторое «табу» - не убивать. Например, говорилось: «Разоришь муравейник, рука отсохнет», «Убьешь паука, ноги отсохнут» и т.д. Для каждого случая у народа имелись свои пословицы и заклинания, эффект от которых был внушительным.
Следовательно, заботливое отношение к природе как одно из проявлений духовности нашло отражение в народной системе воспитания. Важнейшими средствами воспитания являлись запреты и словесные предписания, оберегающие птиц, животных, растения от бессмысленного уничтожения.
С изменением возраста ребенка и развитием его сознания эта система переросла в другую систему воспитания - «грех», предусматривающую выполнение целого ряда ритуальных обрядов, определяющих поведение человека в природе. В ее основе лежали милосердие, великодушие, добродушие. Ответственность детей перед Аллахом определялась их поступками.
Система воспитания «грех» была основой норм поведения человека, определяла его нравственные устои. Нарушения, которые могли вызывать осуждение со стороны общества, рассматривались как грех перед Аллахом. Данная система воспитания крепко связана с природой и социальной жизнью. Она возникла непосредственно из природы, определяла быт каждой семьи. На ее основе создавались неписанные законы нравственного поведения, бережного отношения к природе как источнику материальных и моральных благ.
Проведенные учителями-исследователями опросы родителей и учащихся позволили определить роль семейного воспитания в формировании экологической культуры учащихся на основе экологических знаний татарского народа.
В быту татарского народа большое распространение имело домашнее цветоводство. О любви народа к цветам свидетельствуют многие народные песни, в которых воспевается их прелесть, проводится поэтическая параллель между чувствами человека и красотой этих цветов.
К.Фукс, изучая семейный быт и особенности народных традиций татар, писал «Базилик (Осутит basilikum) есть любимый цветок татар по крепкому его запаху. Здешние татары устанавляют летом свои окна горшками с бальзаминами, капуцинами, базиликами и очень редко с другими цветами» [363, с.112].
Не имея достаточных знаний и жизненного опыта, дети присматриваются к действиям и поступкам взрослых, стараются подражать им, копируют стиль их взаимоотношений с природой. Свои поступки они объясняют следующим образом: «Так сажал деревья отец», «Так научила меня чистить картошку мать». По этому поводу В.А.Сухомлинский писал: «Хорошие народные традиции живут в семье» [317, с.35]. Татарская народная педагогика использовала пример матери, ее образ как эффективное средство влияния на детей. В народном творчестве воспет образ матери, ее доброта и преданность детям. Создание культа матери является не только признанием ее воспитательной роли, главным условием действенности воспитательного процесса, но также свидетельством народного представления о том, что без чувства любви и уважения к матери невозможно воспитать нравственного полноценного человека. Г.Н.Волков пишет «Если культ предков обращен в прошлое, в область суеверий, культ детей - в будущее, в область мечты, то культ матери обращен в настоящее, в область ее деятельности по воспитанию подрастающего поколения [59, с.304].
Семейная жизнь татарского народа, характер воспитания детей отличаются некоторыми национальными особенностями, обусловленными исторически сложившимися обычаями, обрядами, традициями, праздниками народа, спецификой его жизни и быта. Ребенок растет и развивается в родной языковой среде, на традициях народа. Традиции, обычаи, обряды, педагогический и экологический опыт народа присутствуют во всех без исключения сферах - в материальной, политической, нравственной, бытовой, педагогической и экологической культуре. Они территориально присущи всем культурногеографическим регионам и этническим комплексам.
Я.А.Коменский начал свою деятельность как исследователь народных традиций, обычаев, его педагогическая система явилась теоретическим обоснованием и развитием народного воспитания. Я.А.Коменский обобщил опыт домашнего воспитания в трудовых семьях и разработал идею «материнской школы».
И.Г.Песталоцци основал народную школу на родном языке, используя богатый опыт народной педагогики Швейцарии.
С глубоким уважением к педагогической мысли народа, к его великому опыту воспитания и
обучения подрастающего поколения относился К.Д.Ушинский. Определив цель, характер и методы народного воспитания и обучения, он пришел к выводу, что у каждого народа, существует своя, отвечающая его интересам и стремлениям система воспитания. Идея народности воспитания является основной руководящей идеей педагогической теории и системы Ушинского [355, с.122-225].
В сельской местности еще сохранился культ старших. Этому способствует и наличие собственного дома, хозяйства. Ребенок с первых дней своего существования ощущает красоту ландшафтов родного края и участвует в их облагораживании. Все это создает хорошую основу для воспитания у него природоохра-нительного поведения.
В воспитании детей, подростков, да и молодежи народ наибольшие педагогические обязанности воз-лагает на родителей.
Положительное влияние семейного воспитания тесно связано с дружескими взаимоотношениями между членами семьи, взаимоотношениями и между родителями. Поэтому в наставлениях татарского народа указывается на необходимость дружной жизни в семье. Только такая атмосфера положительно влияет на вос-питание экологической культуры: «В дружной семье благодать, где раздоры - там погибель». В воспитании и обучении детей главой семьи в татарской семье являлся отец. Однако он в силу особенностей своих занятий, образа жизни мало сталкивался с ребенком дома. Большую часть времени отец проводил на хозяйственных работах. Стараясь проявлять равное внимание ко всем детям, тем не менее, он ближе был к мальчикам. Тяжелая повседневная жизнь требовала привлечения к труду детей. Родители не забывали о своей обязанности воспитать своих детей хорошими земледельцами, скотоводами. Отец особо обращал внимание на физическое и экологическое воспитание мальчиков. Во время сельскохозяйственных работ, пастьбы скота и т.д. он знакомил своих детей с природной средой, на конкретных примерах сообщал о сложных явлениях природы.
В традиции такого воспитания много рационального, особенно относящегося к земледелию и скотоводству. Эти знания, выработанные многовековым опытом народа, в процессе адаптации к природной среде активно содействовали сохранности как среды обитания, так и необходимых для существования естественных ресурсов. В сферу природопользования и охраны природы включались и экологические знания народа о полезных растениях, съедобных травах и ягодах, о лекарственных растениях и о приготовлении из них лечебных средств. Дети с малых лет усваивали все экологические знания, накопленные родителями. Например, в практической деятельности они учитывали, что на охоте нельзя убивать маток и молодняк, обязательно надо отпускать мелкую рыбу, попавшую в сеть и т.д. Подчеркивая большую роль отца в воспитании детей, татарский народ говорил: «Этисе балыкчы булгач, балалары да балыкчы» («Каков батюшка, таковы у него детки»), «Этисе шикелле батырны тапты, этисе шикелле батыр булды» («Родила молодца, такого, как отца») и т.д.
Татарский народ считал родительскую любовь величайшим и незаменимым источником духовного развития ребенка, его эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе. Родительская любовь - условие и неиссякаемый источник отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям и других благородных чувств. А.С. Макаренко писал: «Люди, воспитанные без родительской любви, - часто искалеченные люди» [186, с.24].
Авторитетными воспитателями в татарской семье являлись мудрые старики - аксакалы: дедушка и бабушка. С ними советуются, их сажают на самые почетные места, приглашают решать разные спорные вопросы. Такое уважение и почет к старшим, прожившим долгую жизнь людям, объясняется тем, что они обладают большим опытом и глубокими знаниями. Наиболее опытные старики и старухи пользовались уважением не только у себя в семье, но и в других семьях, среди молодежи всей деревни.
Милосердие, доброжелательность, отзывчивость - это хорошие показатели экологической культуры. Так, в деревне Малая Цильна Дрожжановского района Республики Татарстан, в семье А.Ибрагимова дети с малых лет воспитываются под руководством деда и бабушки. Большим авторитетом в семье и деревне пользуются дедушка Агъзам и бабушка Гульсина. Для детей их слова - закон. Эти законы усвоены естественным путем, а не по принуждению. Дети воспитывались на нравственных ценностях древнетатарского народа и на неписанных канонах природы. Дедушка и бабушка с малых лет внедряли в сознание своих внуков опыт народа и на этой основе воспитывали у них милосердие, добродушие и бережное отношение к природе.
Если в семье мать и отец, бабушка и дедушка относятся с уважением друг к другу, то здесь создается благоприятная психоэмоциональная сфера взаимоотношений. Старшие интересуются учебой и поведением младших, стараются, чтобы внуки больше общались с природой, были заняты посильным трудом. Они обращают внимание на качество выполнения работ, на их отношение к природе, на соблюдение чистоты и порядка вокруг дома. Так, дедушка Вахитов М., следя за своими внуками, постоянно твердит им: «Уз оендэгэ тэртипне узен сакла». («В своем жилище наведи порядок сам»),
«Чисталык - сэламэтлек чыганагы» (“Чистота - источник здоровья»).
Важнейшим методом воспитания детей народ считал личный пример родителей и людей старшего поколения. Их роль в правильном эколого-нравственном воспитании огромна. Об этом говорит и народное изречение: «Ана соте белэн кермэгэнне, тана соте белэн керми» («Если уж молоко матери не пошло ему впрок, то коровье - и подавно»).
В свое время тщательно изучающий быт и культуру татарского народа, К. Фукс обращает внимание на экологические особенности татарской семьи и пишет: «Домашний татарский быт мне очень нравится, особенно тишина и мир между женщинами, которых в большом семействе бывает до десяти, и иногда три жены у одного мужа. Восточные законы наложили на них очень искусно печать кротости. Татары живут очень опрятно. В их избах чисто: они имеют страсть несколько раз в год белить печь, что делают даже и в развалившихся хижинах. Женщины свое хозяйство держат в большом порядке и чистоте... Я видел, как они опрятно доят корову: надевают большой фартук, моют теплой водой у коровы вымя и молоко покрывают чистым полотенцем» [363, с.27].
Традиции, обычаи, обряды, педагогический и экологический опыт народа присутствуют во всех без исключения сферах - в материальной, политической, нравственной, бытовой, педагогической и экологической культуре. Они присущи всем территориальным, культурно-географическим регионам и этническим комплексам.
Татарская народная педагогика подчеркивала решающее значение родительского примера, правильного поведения взрослых как образца подражания в воспитании детей: «Кем булуы яшьтэн билгеле» («Будет ли человеком - видно с детства»), «Акыллы бала - атасына шатлык» («Сын умный -отцу радость»), «Ин зур мирас - тэрбиялелек» («Самое лучшее наследство - воспитанность»), «Яхшы ата-аналарнын балалары hэрвакыт хезмэт итэ» («У хороших родителей дети всегда трудятся»).
А.С.Макаренко писал: «Корни родительского авторитета находятся всегда в одном месте: в поведении родителей, включая сюда все отделы поведения, иначе говоря, всю отцовскую и материнскую жизнь: работу, мысль, привычки, чувства, стремления» [186, с. 150]. У татар родители и вообще старшие являлись примером, образцом поведения. Считалось нарушением правил появление перед детьми в нетрезвом виде, склонность затевать ссоры, произносить грубые слова, оказывать неуважение к старшим.
Анализ семей со средним уровнем экологической культуры показывает, что ситуация с воспитанием в них ближе к высокому уровню, но разница в том, что в таких семьях не используются этнопедагогические и этноэкологические знания народа. Но морально-этические нормы народа сохраняются и играют определенную роль в формировании экологической культуры детей. В семьях с низким уровнем экологической культуры плохое взаимопонимание между родителями и детьми по вопросам воспитания, нет целенаправленного и целеустремленного привлечения детей к посильному труду. В итоге дети работают только тогда, когда их заставляют. Родители, дедушка и бабушка Асхата Х. (6 кл.) считают, что воспитание экологической культуры ребенка не их дело. По их мнению, этим должны заниматься школа, средства массовой информации. И таких семей сегодня немало.
Все это привело нас к необходимости поиска концептуальных основ, согласованной деятельности школы и семьи в формировании экологической культуры на основе использования знаний и традиций татарского народа, сотрудничества между семьей и школой.
Литература
1.Насыри К. Китаб- эт- тэрбия (на татарском языке) Казань: Татар. Кит. Нешр, 1992.144 С.
2.Фукс К. Сочинение/ Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Казань, 1844.
133 с.
3.Сухомлинский В.А. Рождение гражданина /пер. с укр.Н.Дангуловой. Изд. 2-е. Молодая гвардия, 1971. 336
с.
4 .Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1976. 326 с.
5.Макаренко А.С. О воспитании /Сост. И авт. Вступ. Статьи Хелемендик ВС. М.: Политиздат, 1988. 256
с.
6.Хусаинов З.А. Концептуальные основы формирования экологической культуры школьников :этно-педагогический аспект. Дисс . уч. степени док. пед. наук . Казань, 2006г. 398с.