Научная статья на тему 'Факторы эффективности подготовки учащихся к семейной жизни с использованием традиций татарской народной педагогики'

Факторы эффективности подготовки учащихся к семейной жизни с использованием традиций татарской народной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / EDUCATION / SOCIALIZATION / COMMUNITY / PEDAGOGICAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуриева Лейла Камилевна

В статье рассматриваются факторы подготовки учащихся к семейной жизни с использованием традиций татарской народной педагогики, обусловленные требованиями современного постиндустриального общества. Рассмотрены способы усиления взаимосвязи семьи и школы, оказания помощи родителям в нелегком деле семейного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS FOR EFFECTIVE TRAINING OF SCHOOLCHILDREN FOR FAMILY LIFE BASED ON TRADITIONS OF TATAR FOLK PEDAGOGY

The article reveals the factors of effective preparation of students for family life based on traditions of Tatar folk pedagogy, due to the requirements of modern industrial society. The methods of strengthening the relationship of family and schools, to assist parents in the difficult task of family upbringing are considered.

Текст научной работы на тему «Факторы эффективности подготовки учащихся к семейной жизни с использованием традиций татарской народной педагогики»

Нуриева Л.К.

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРАДИЦИЙ Т АТ АР С К О Й Н АР О ДН О Й ПЕ ДА Г О Г И К И

В статье рассматриваются факторы подготовки учащихся к семейной жизни с использованием традиций татарской народной педагогики, обусловленные требованиями современного постиндустриального общества. Рассмотрены способы усиления взаимосвязи семьи и школы, оказания помощи родителям в нелегком деле семейного воспитания.

Ключевые слова: воспитание, социализация, общественное объединение, педагогическая интеграция.

Различное соотношение стихийности и организованности в становлении личности может привести к разным ступеням мировоззренческой устойчивости в зависимости от силы влияния на мировоззрение учащихся таких факторов, как семья, школа, окружение, средства массовой информации. В качестве основного, решающего фактора воспитания в педагогике рассматривается воздействие одного человека на другого (воспитуе-мого) с целью привития последнему полезных качеств. Такой подход получил название «парной педагогики» (А.С.Макаренко). Также под воспитанием в широком смысле слова понимается влияние на развитие личности человека совокупности всех внешних факторов. Воспитывает, согласно этому воззрению, все окружающее: природа, люди, вещи, события. Правомерны и тот и другой подходы. Трудность состоит в том, чтобы совместить воспитание в широком смысле слова (воспитание среды) и воспитание в узком смысле слова (планомерное, систематическое воздействие личности педагога на воспитуемых), найти оптимальное соотношение между ними [1].

При правильной организации подготовка учащихся к семейной жизни должна осуществляется одновременно в нескольких направлениях: подготовка в школе (учителя); подготовка дома (родители); подготовка дома (домашняя обстановка, соседи, телевидение и т.д.); подготовка на улице посредством друзей, сверстников; подготовка через социальные институты: библиотека и школьный музей, мечеть, праздники (Сабантуй,

свадьба). Чем больше факторов, влияющих на подготовку к семейной жизни, будет охвачено планомерным, систематическим воздействием, тем быстрее будут достигнуты цели.

Наибольшее влияние на подготовку учащегося к семейной жизни оказывают мезофакторы (субкультура, социум населённого пункта). Ме-зофакторы влияют на человека как прямо, так и опосредованно через факторы третьей группы - микрофакторы (семья, школа, соседи). Микрофакторы в свою очередь влияют на развитие человека через, так называемых, агентов социализации (мать и отец, друг, учитель, одноклассник). Необходимо создать такие условия, чтобы этими агентами социализации были, прежде всего, люди с положительной жизненной ориентацией, а не девиантные личности. Таковыми мы можем определить учителей, библиотекарей, врачей или медсестёр, служителей религии. Имея, по крайней мере, среднее специальное образование эти люди должны создать объединение по формированию и реализации социального заказа общества. Преподаватели, имеющие более высокую степень психологической, педагогической и социальной подготовки (хотя бы с точки зрения высшего образования) должны возглавить это общественное объединение.

Приступив к решению проблемы социализации учащихся в вопросе подготовки к семейной жизни мы, прежде всего, рассчитываем на ближайшее социальное окружение ребёнка. А это, в первую очередь, его семья: родители, дедушка и бабушка. Именно их поведение играет решающую роль. Поэтому параллельно приходиться решать проблему социализации родителей наших учащихся. Какими должны быть отец и мать, дедушка и бабушка в глазах детей? Будучи продуктом авторитарного общества родители, в большинстве случаев, не имеют представления о сущности своих социальных ролей. При этом мы сталкиваемся с, так называемой, «запоздалой» социализацией. Родителей необходимо знакомить и обучать не соответствующим их возрасту и социальному статусу ролям сына и дочери, парня и девушки, основываясь на требованиях современного общества. Эта запоздалость в социализации была, есть и будет всегда. Она заложена генетически в социологию. Вопрос в том: «Насколько и в какой мере?» Применительно к сегодняшним реалиям уровень ее очень высок. Отсюда неумение родителями правильно решать возникающие в семье проблемы.

Применительно к учащимся необходимо использовать, прежде всего, приёмы как актуальной, так и предвосхищающей социализации, то

есть предназначенной для будущих ситуаций. Введённый впервые в оборот Робертом Мертоном этот вид социализации особую роль приобретает в деле подготовки детей и учащейся молодёжи в условиях общественного объединения. Личность, предвидя, что в будущем займёт какую-либо социальную позицию (отец-мать, мужчина-женщина, парень-девушка), начинает усваивать определённые аспекты этой роли заранее до её исполнения. В таких случаях наблюдается подражание поведению, стилю одежды, прическе, манерам тех, кто уже исполняет подобную роль. Такое поведение имеет две функции: даёт возможность индивиду попрактиковаться в новой роли и в момент назначения быть уже в определённой степени компетентной; демонстрируя такое поведение индивид может создать впечатление, что способен играть эту роль, а это способствует тому, что именно его выбирают для данной позиции [2]. Таким образом, предвосхищающая социализация играет незаменимую роль в отношениях парня и девушки, в выборе будущего партнёра, спутника, сожителя. А одна из актуальных проблем в подготовке к семейной жизни - вопрос правильного выбора партнёра.

Другим положительным моментом в подготовке детей и учащейся молодёжи к семейной жизни именно в общественном объединении необходимо отметить то, что это объединение само является прообразом семьи. Эту позитивную сторону коллективного воспитания хорошо осознавал и применял у себя практике ещё советский педагог А.С.Макаренко [3].

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие факторы эффективности подготовки школьников к семейной жизни с использованием традиций татарской народной педагогики [4]. Во-первых, это подготовленная семья, ибо подготовленный отец - хороший отец, подготовленная мать - хорошая мать, подготовленная бабушка - добрая бабушка, подготовленный дедушка - добрый дедушка, подготовленный брат - воспитанный брат, подготовленная сестра - воспитанная сестра.

Вторым фактором является школа, обеспечивающая эффективную подготовку учащихся к семейной жизни: учителя, целенаправленно готовящие своих учеников к семейной жизни и использующие в учебновоспитательном процессе традиции татарской народной педагогики; школьники, имеющие определенные знания, умения и навыки в деле подготовки к семейной жизни с использованием традиций народной педагогики; школьная библиотека, фильмотека, аудиотека, имеющая необходимое количество учебников, художественной и научно-популярной литературы,

газет и журналов, фильмов, аудио- и видеодисков, наглядных пособий по подготовке школьников к семейной жизни с использованием традиций татарской народной педагогики; наличие образованного и компетентного в вопросах семьи и татарской народной педагогики школьного библиотекаря, способного не просто подобрать литературу для учителей, родителей и учащихся , но и особым образом преподнести их, заинтересовать; музей, направленный всем своим содержанием на просвещение учащихся, их родителей и учителей по вопросам традиционного уклада татарского народа, традиционного татарского дома и семьи, традиций татарской народной педагогики, на сравнительный анализ прошлого и сегодняшнего татарского народа, родного села, города, края.

Третьим фактором эффективной подготовки учащихся к семейной жизни выступают средства массовой информации, обеспечивающие просвещение населения, в частности школьников, их родителей и педагогов, в вопросах татарской народной педагогики и актуальных проблем семьи: телевидение и радио через сеть различного рода просветительских программ; пресса (газеты и журналы) районного, республиканского, федерального уровня, освещающие современные проблемы семьи, прошлое и настоящее как традиционной татарской семьи, так и семьи вообще; аудио и видеопродукция, например, курс лекций на аудиодиске, художественные и документальные фильмы на видеодисках семейной направленности и актуализирующие традиции татарской народной педагогики, видеосъемки татарских народных праздников, обрядов, свадеб и т.д.; интернет и компьютерные диски, которыми охвачены сегодня не только города, но и села нашей республики, обладающие мощнейшим ресурсом информации по сравнению со СМИ и доступностью по времени.

В четвёртых, в качестве указанного факта выступает каждое село или город, имеющие свой облик, свой культурный, интеллектуальный уровень. Здесь обязательным аспектом является правильно организованный уклад жизни, который включает в себя множество компонентов, начиная с чистоты улиц и заканчивая высоким интеллектуальным и культурным уровнем сознания жителей села или города.

Религия в сегодняшнее время также является одним из факторов в деле правильного воспитания подрастающего поколения. Значительна ее роль в деле подготовки будущих отцов и матерей, жен и мужей, братьев и сестер. Хотя религия в нашей республике, как и в нашей стране, отделены

от государства, пренебрегать её воспитательным потенциалом, особенно в вопросах семьи, было бы неправильно.

Наконец ещё одним фактором подготовки учащихся к семейной жизни выступают праздники, являющиеся неотъемлемым атрибутом современности. Способствуя сплочению населения, возрождению, сохранению и пополнению татарских народных обычаев и нравов они воспитывают подрастающее население проверенными годами средствами.

В этих условиях эффективность подготовки школьников к семейной жизни должна опираться на использование процессуальных характеристик явления педагогической интеграции как формы выражения единства целей, принципов, содержания и форм организации процесса обучения и воспитания, направленной на интенсификацию системы просемейной подготовки учащихся. Интеграция определяется как один из основных путей подготовки школьников к семейной жизни с использованием традиций народной педагогики выполняя функцию объединения разноаспектных знаний и поведения, выступая в качестве системообразующего фактора.

Программная цель воспитания - сформировать разносторонне развитую личность - требует от всех воспитательных институтов точного взаимодействия сил, их научно обоснованной расстановки. Образовательные учреждения и семья должны не повторять, не дублировать, не противоречить, а дополнять и продолжать деятельность друг друга. От согласованности педагогических действий всех социальных институтов, участвующих в формировании личности подрастающего человека, зависят обеспечение преемственности и единства педагогических воздействий на учащихся, то есть органическое сочетание и взаимообогащение воспитания.

Укрепление содружества школы и семьи - субъектов целостного процесса формирования личности растущего человека — является важным фактором в решении задач гуманистического воспитания подрастающего поколения, в реализации принципа гуманизма. Принцип содружества школы и семьи, вытекающий из интересов общества и конкретного человека, единства целей школы и каждой отдельной семьи в формировании подрастающего поколения, становится сегодня одним из ведущих принципов воспитания. Педагогический аспект единства их целей предполагает создание воспитывающей обстановки в школе и семье, умелое использование школьных и семейных традиций, не противоречащих друг другу. Только дружная и согласованная воспитательная деятель-

ность учителей и родителей способствует повышению качества воспитания детей.

Опыт показывает, что большинство родителей хорошо понимают цели и задачи воспитания детей и вносят определенный вклад в их осуществление. Но, к сожалению, есть такие родители, которые замкнувшись в своем семейном кругу противопоставляют свой особый стиль взаимоотношений с детьми требованиям общественного воспитания. Снижая требовательность к детям они воспитывают эгоистов, не признающих никаких обязанностей, отстраняя своих детей от всякой работы, выращивают из них ленивых и не приспособленных к жизни людей. Поэтому одной из важных задач школы до сих пор является установление тесной связи с семьей, с родителями учащихся. Результативность воспитания учащихся в значительной степени зависит от того, насколько умело и целенаправленно педагогические коллективы школ и других образовательных учреждений влияют на родителей, на отношения в семье.

В практике работы российской школы сложились и успешно применяются разнообразные формы связи и совместной деятельности учителей и родителей. Наиболее распространенными формами работы школы с семьей, помимо классных и общешкольных родительских собраний, являются: беседы с родителями по вопросам воспитания детей в семье, лектории, университеты для родителей, конференции, диспуты по обмену опытом семейного воспитания, организации «Дней открытых дверей», индивидуальная работа с родителями. Последняя осуществляется путем посещений педагогами семьи учащегося, приглашения родителей в учебное заведение для беседы с педагогами, кураторами, путем переписки с родителями, организации родительских дней в школе, уголков родителей. В укреплении связи учебного заведения и семьи важную роль играет родительский комитет, постоянно действующий орган родительской общественности.

Хорошо подготовленные и умело проводимые собрания родителей оказывают серьезное влияние на постановку воспитания в семье. Обычно такие собрания не ограничиваются информацией директора или классного руководителя об итогах успеваемости и состоянии дисциплины в школе, классе. На них родители знакомятся с передовым опытом семейного воспитания, овладевают педагогическими знаниями. Многие кураторы, помимо собраний, регулярно проводят беседы по вопросам нравственного воспитания учащихся в семье. Хорошо, когда эти беседы проводятся

по определенной программе, составленной с учетом конкретных воспитательных задач. Сама жизнь группы, учебного заведения подсказывает темы таких бесед.

Некоторые беседы и доклады для родителей по вопросам воспитания детей проводятся в масштабе школы и охватывают по преимуществу актив родителей. Однако опыт показал, что более эффективной формой педагогического просвещения являются беседы, проводимые с родителями по классам или по параллелям классов. В этом случае классный руководитель строит свою беседу с учетом возрастных особенностей учащихся своего класса. Кроме того, при проведении бесед по классам легче сочетать освещение теоретических положений педагогики и психологии с анализом конкретной практики семейного воспитания.

Еще в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века в нашей стране сложилась интересная, но сегодня уже изрядно позабытая традиция организации школьных лекториев для родителей. В качестве лекторов выступали руководители школы, учителя, врачи, лекторы Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. Лекции для родителей читались на разные темы, но особенно большое место в программе школьных лекториев занимали, конечно же, вопросы нравственного воспитания детей в семье.

Традиционным в работе некоторых школ и классных руководителей стало проведение собраний отцов, посвященных вопросу о роли отца в воспитании детей. В докладах и выступлениях рассказывается о положительном опыте воспитания в семье и одновременно приводятся факты безответственного отношения отдельных отцов к воспитанию своих детей. Такие собрания помогают привлечь внимание отцов к вопросам воспитания, повысить их ответственность за воспитание своих детей.

В 1960-е годы широко вошли в практику учебно-воспитательной работы школ родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания. На таких конференциях после краткого выступления руководителя учебного заведения родители рассказывают о том, как они воспитывают у своих детей трудолюбие, гуманность, дисциплинированность, коллективизм, правдивость, честность и другие моральные качества. Позднее подобные конференции стали проводиться не только в масштабе школы, но и по параллельным классам, а иногда и по отдельным классам.

Одной из форм индивидуальной работы учителя и классного руководителя с родителями является посещение семьи школьника. Наиболее часто такие посещения организуют учителя и классные руководители, работающие в классе первый год, так как им особенно необходимо собрать как можно больше сведений о своих учениках, познакомиться с условиями их жизни и быта.

Иногда родители учащихся приглашаются в школу для беседы с учителем, классным руководителем или директором школы. Такие встречи с родителями позволяют сообща разрешить многие важные вопросы воспитания и обучения детей. Во время индивидуальных бесед с родителями в школе не только выясняются условия жизни и работы школьников, состояние их успеваемости, выполнение ими режима, но и обсуждаются конкретные поступки учащихся, намечаются мероприятия по устранению недостатков в их учебе и поведении [5].

Таким образом, в практике работы современной школы существует немало способов усиления взаимосвязи семьи и школы, оказания помощи родителям в нелегком деле семейного воспитания. А семья и учебное заведение выступают основными субъектами интеграции всех факторов подготовки школьников к семейной жизни с использованием традиций татарской народной педагогики.

Источники

1. Нигматов З.Г., Хузиахметов А.Н. Курс лекций по педагогике (теория и методика воспитания). Казань: Изд-во «Матбугат йорты», 2000.

2. Хузиахметов А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника: уч. пос. Казань: ГУП «Полиграфическо-издательский комбинат», 1998. 290 с.

3. Макаренко А.С. О воспитании / Сост. и авт. вступит. статьи В.С.Хелемендик. М.: Политиздат, 1988. 256 с.

4. Ханбиков Я.И. Народные традиции и воспитание // Учен. зап. Казан. гос. пед. ин-та. 1974. Вып. 137. С. 3-27.

5. Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями учащихся. М., 1980.

Зарегистрирована 05.12.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.