Нуриева Л.К.
ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРАДИЦИЙ Т АТ АР С К О Й Н АР О ДН О Й ПЕ ДА Г О Г И К И
В статье рассматриваются факторы подготовки учащихся к семейной жизни с использованием традиций татарской народной педагогики, обусловленные требованиями современного постиндустриального общества. Рассмотрены способы усиления взаимосвязи семьи и школы, оказания помощи родителям в нелегком деле семейного воспитания.
Ключевые слова: воспитание, социализация, общественное объединение, педагогическая интеграция.
Различное соотношение стихийности и организованности в становлении личности может привести к разным ступеням мировоззренческой устойчивости в зависимости от силы влияния на мировоззрение учащихся таких факторов, как семья, школа, окружение, средства массовой информации. В качестве основного, решающего фактора воспитания в педагогике рассматривается воздействие одного человека на другого (воспитуе-мого) с целью привития последнему полезных качеств. Такой подход получил название «парной педагогики» (А.С.Макаренко). Также под воспитанием в широком смысле слова понимается влияние на развитие личности человека совокупности всех внешних факторов. Воспитывает, согласно этому воззрению, все окружающее: природа, люди, вещи, события. Правомерны и тот и другой подходы. Трудность состоит в том, чтобы совместить воспитание в широком смысле слова (воспитание среды) и воспитание в узком смысле слова (планомерное, систематическое воздействие личности педагога на воспитуемых), найти оптимальное соотношение между ними [1].
При правильной организации подготовка учащихся к семейной жизни должна осуществляется одновременно в нескольких направлениях: подготовка в школе (учителя); подготовка дома (родители); подготовка дома (домашняя обстановка, соседи, телевидение и т.д.); подготовка на улице посредством друзей, сверстников; подготовка через социальные институты: библиотека и школьный музей, мечеть, праздники (Сабантуй,
свадьба). Чем больше факторов, влияющих на подготовку к семейной жизни, будет охвачено планомерным, систематическим воздействием, тем быстрее будут достигнуты цели.
Наибольшее влияние на подготовку учащегося к семейной жизни оказывают мезофакторы (субкультура, социум населённого пункта). Ме-зофакторы влияют на человека как прямо, так и опосредованно через факторы третьей группы - микрофакторы (семья, школа, соседи). Микрофакторы в свою очередь влияют на развитие человека через, так называемых, агентов социализации (мать и отец, друг, учитель, одноклассник). Необходимо создать такие условия, чтобы этими агентами социализации были, прежде всего, люди с положительной жизненной ориентацией, а не девиантные личности. Таковыми мы можем определить учителей, библиотекарей, врачей или медсестёр, служителей религии. Имея, по крайней мере, среднее специальное образование эти люди должны создать объединение по формированию и реализации социального заказа общества. Преподаватели, имеющие более высокую степень психологической, педагогической и социальной подготовки (хотя бы с точки зрения высшего образования) должны возглавить это общественное объединение.
Приступив к решению проблемы социализации учащихся в вопросе подготовки к семейной жизни мы, прежде всего, рассчитываем на ближайшее социальное окружение ребёнка. А это, в первую очередь, его семья: родители, дедушка и бабушка. Именно их поведение играет решающую роль. Поэтому параллельно приходиться решать проблему социализации родителей наших учащихся. Какими должны быть отец и мать, дедушка и бабушка в глазах детей? Будучи продуктом авторитарного общества родители, в большинстве случаев, не имеют представления о сущности своих социальных ролей. При этом мы сталкиваемся с, так называемой, «запоздалой» социализацией. Родителей необходимо знакомить и обучать не соответствующим их возрасту и социальному статусу ролям сына и дочери, парня и девушки, основываясь на требованиях современного общества. Эта запоздалость в социализации была, есть и будет всегда. Она заложена генетически в социологию. Вопрос в том: «Насколько и в какой мере?» Применительно к сегодняшним реалиям уровень ее очень высок. Отсюда неумение родителями правильно решать возникающие в семье проблемы.
Применительно к учащимся необходимо использовать, прежде всего, приёмы как актуальной, так и предвосхищающей социализации, то
есть предназначенной для будущих ситуаций. Введённый впервые в оборот Робертом Мертоном этот вид социализации особую роль приобретает в деле подготовки детей и учащейся молодёжи в условиях общественного объединения. Личность, предвидя, что в будущем займёт какую-либо социальную позицию (отец-мать, мужчина-женщина, парень-девушка), начинает усваивать определённые аспекты этой роли заранее до её исполнения. В таких случаях наблюдается подражание поведению, стилю одежды, прическе, манерам тех, кто уже исполняет подобную роль. Такое поведение имеет две функции: даёт возможность индивиду попрактиковаться в новой роли и в момент назначения быть уже в определённой степени компетентной; демонстрируя такое поведение индивид может создать впечатление, что способен играть эту роль, а это способствует тому, что именно его выбирают для данной позиции [2]. Таким образом, предвосхищающая социализация играет незаменимую роль в отношениях парня и девушки, в выборе будущего партнёра, спутника, сожителя. А одна из актуальных проблем в подготовке к семейной жизни - вопрос правильного выбора партнёра.
Другим положительным моментом в подготовке детей и учащейся молодёжи к семейной жизни именно в общественном объединении необходимо отметить то, что это объединение само является прообразом семьи. Эту позитивную сторону коллективного воспитания хорошо осознавал и применял у себя практике ещё советский педагог А.С.Макаренко [3].
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие факторы эффективности подготовки школьников к семейной жизни с использованием традиций татарской народной педагогики [4]. Во-первых, это подготовленная семья, ибо подготовленный отец - хороший отец, подготовленная мать - хорошая мать, подготовленная бабушка - добрая бабушка, подготовленный дедушка - добрый дедушка, подготовленный брат - воспитанный брат, подготовленная сестра - воспитанная сестра.
Вторым фактором является школа, обеспечивающая эффективную подготовку учащихся к семейной жизни: учителя, целенаправленно готовящие своих учеников к семейной жизни и использующие в учебновоспитательном процессе традиции татарской народной педагогики; школьники, имеющие определенные знания, умения и навыки в деле подготовки к семейной жизни с использованием традиций народной педагогики; школьная библиотека, фильмотека, аудиотека, имеющая необходимое количество учебников, художественной и научно-популярной литературы,
газет и журналов, фильмов, аудио- и видеодисков, наглядных пособий по подготовке школьников к семейной жизни с использованием традиций татарской народной педагогики; наличие образованного и компетентного в вопросах семьи и татарской народной педагогики школьного библиотекаря, способного не просто подобрать литературу для учителей, родителей и учащихся , но и особым образом преподнести их, заинтересовать; музей, направленный всем своим содержанием на просвещение учащихся, их родителей и учителей по вопросам традиционного уклада татарского народа, традиционного татарского дома и семьи, традиций татарской народной педагогики, на сравнительный анализ прошлого и сегодняшнего татарского народа, родного села, города, края.
Третьим фактором эффективной подготовки учащихся к семейной жизни выступают средства массовой информации, обеспечивающие просвещение населения, в частности школьников, их родителей и педагогов, в вопросах татарской народной педагогики и актуальных проблем семьи: телевидение и радио через сеть различного рода просветительских программ; пресса (газеты и журналы) районного, республиканского, федерального уровня, освещающие современные проблемы семьи, прошлое и настоящее как традиционной татарской семьи, так и семьи вообще; аудио и видеопродукция, например, курс лекций на аудиодиске, художественные и документальные фильмы на видеодисках семейной направленности и актуализирующие традиции татарской народной педагогики, видеосъемки татарских народных праздников, обрядов, свадеб и т.д.; интернет и компьютерные диски, которыми охвачены сегодня не только города, но и села нашей республики, обладающие мощнейшим ресурсом информации по сравнению со СМИ и доступностью по времени.
В четвёртых, в качестве указанного факта выступает каждое село или город, имеющие свой облик, свой культурный, интеллектуальный уровень. Здесь обязательным аспектом является правильно организованный уклад жизни, который включает в себя множество компонентов, начиная с чистоты улиц и заканчивая высоким интеллектуальным и культурным уровнем сознания жителей села или города.
Религия в сегодняшнее время также является одним из факторов в деле правильного воспитания подрастающего поколения. Значительна ее роль в деле подготовки будущих отцов и матерей, жен и мужей, братьев и сестер. Хотя религия в нашей республике, как и в нашей стране, отделены
от государства, пренебрегать её воспитательным потенциалом, особенно в вопросах семьи, было бы неправильно.
Наконец ещё одним фактором подготовки учащихся к семейной жизни выступают праздники, являющиеся неотъемлемым атрибутом современности. Способствуя сплочению населения, возрождению, сохранению и пополнению татарских народных обычаев и нравов они воспитывают подрастающее население проверенными годами средствами.
В этих условиях эффективность подготовки школьников к семейной жизни должна опираться на использование процессуальных характеристик явления педагогической интеграции как формы выражения единства целей, принципов, содержания и форм организации процесса обучения и воспитания, направленной на интенсификацию системы просемейной подготовки учащихся. Интеграция определяется как один из основных путей подготовки школьников к семейной жизни с использованием традиций народной педагогики выполняя функцию объединения разноаспектных знаний и поведения, выступая в качестве системообразующего фактора.
Программная цель воспитания - сформировать разносторонне развитую личность - требует от всех воспитательных институтов точного взаимодействия сил, их научно обоснованной расстановки. Образовательные учреждения и семья должны не повторять, не дублировать, не противоречить, а дополнять и продолжать деятельность друг друга. От согласованности педагогических действий всех социальных институтов, участвующих в формировании личности подрастающего человека, зависят обеспечение преемственности и единства педагогических воздействий на учащихся, то есть органическое сочетание и взаимообогащение воспитания.
Укрепление содружества школы и семьи - субъектов целостного процесса формирования личности растущего человека — является важным фактором в решении задач гуманистического воспитания подрастающего поколения, в реализации принципа гуманизма. Принцип содружества школы и семьи, вытекающий из интересов общества и конкретного человека, единства целей школы и каждой отдельной семьи в формировании подрастающего поколения, становится сегодня одним из ведущих принципов воспитания. Педагогический аспект единства их целей предполагает создание воспитывающей обстановки в школе и семье, умелое использование школьных и семейных традиций, не противоречащих друг другу. Только дружная и согласованная воспитательная деятель-
ность учителей и родителей способствует повышению качества воспитания детей.
Опыт показывает, что большинство родителей хорошо понимают цели и задачи воспитания детей и вносят определенный вклад в их осуществление. Но, к сожалению, есть такие родители, которые замкнувшись в своем семейном кругу противопоставляют свой особый стиль взаимоотношений с детьми требованиям общественного воспитания. Снижая требовательность к детям они воспитывают эгоистов, не признающих никаких обязанностей, отстраняя своих детей от всякой работы, выращивают из них ленивых и не приспособленных к жизни людей. Поэтому одной из важных задач школы до сих пор является установление тесной связи с семьей, с родителями учащихся. Результативность воспитания учащихся в значительной степени зависит от того, насколько умело и целенаправленно педагогические коллективы школ и других образовательных учреждений влияют на родителей, на отношения в семье.
В практике работы российской школы сложились и успешно применяются разнообразные формы связи и совместной деятельности учителей и родителей. Наиболее распространенными формами работы школы с семьей, помимо классных и общешкольных родительских собраний, являются: беседы с родителями по вопросам воспитания детей в семье, лектории, университеты для родителей, конференции, диспуты по обмену опытом семейного воспитания, организации «Дней открытых дверей», индивидуальная работа с родителями. Последняя осуществляется путем посещений педагогами семьи учащегося, приглашения родителей в учебное заведение для беседы с педагогами, кураторами, путем переписки с родителями, организации родительских дней в школе, уголков родителей. В укреплении связи учебного заведения и семьи важную роль играет родительский комитет, постоянно действующий орган родительской общественности.
Хорошо подготовленные и умело проводимые собрания родителей оказывают серьезное влияние на постановку воспитания в семье. Обычно такие собрания не ограничиваются информацией директора или классного руководителя об итогах успеваемости и состоянии дисциплины в школе, классе. На них родители знакомятся с передовым опытом семейного воспитания, овладевают педагогическими знаниями. Многие кураторы, помимо собраний, регулярно проводят беседы по вопросам нравственного воспитания учащихся в семье. Хорошо, когда эти беседы проводятся
по определенной программе, составленной с учетом конкретных воспитательных задач. Сама жизнь группы, учебного заведения подсказывает темы таких бесед.
Некоторые беседы и доклады для родителей по вопросам воспитания детей проводятся в масштабе школы и охватывают по преимуществу актив родителей. Однако опыт показал, что более эффективной формой педагогического просвещения являются беседы, проводимые с родителями по классам или по параллелям классов. В этом случае классный руководитель строит свою беседу с учетом возрастных особенностей учащихся своего класса. Кроме того, при проведении бесед по классам легче сочетать освещение теоретических положений педагогики и психологии с анализом конкретной практики семейного воспитания.
Еще в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века в нашей стране сложилась интересная, но сегодня уже изрядно позабытая традиция организации школьных лекториев для родителей. В качестве лекторов выступали руководители школы, учителя, врачи, лекторы Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. Лекции для родителей читались на разные темы, но особенно большое место в программе школьных лекториев занимали, конечно же, вопросы нравственного воспитания детей в семье.
Традиционным в работе некоторых школ и классных руководителей стало проведение собраний отцов, посвященных вопросу о роли отца в воспитании детей. В докладах и выступлениях рассказывается о положительном опыте воспитания в семье и одновременно приводятся факты безответственного отношения отдельных отцов к воспитанию своих детей. Такие собрания помогают привлечь внимание отцов к вопросам воспитания, повысить их ответственность за воспитание своих детей.
В 1960-е годы широко вошли в практику учебно-воспитательной работы школ родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания. На таких конференциях после краткого выступления руководителя учебного заведения родители рассказывают о том, как они воспитывают у своих детей трудолюбие, гуманность, дисциплинированность, коллективизм, правдивость, честность и другие моральные качества. Позднее подобные конференции стали проводиться не только в масштабе школы, но и по параллельным классам, а иногда и по отдельным классам.
Одной из форм индивидуальной работы учителя и классного руководителя с родителями является посещение семьи школьника. Наиболее часто такие посещения организуют учителя и классные руководители, работающие в классе первый год, так как им особенно необходимо собрать как можно больше сведений о своих учениках, познакомиться с условиями их жизни и быта.
Иногда родители учащихся приглашаются в школу для беседы с учителем, классным руководителем или директором школы. Такие встречи с родителями позволяют сообща разрешить многие важные вопросы воспитания и обучения детей. Во время индивидуальных бесед с родителями в школе не только выясняются условия жизни и работы школьников, состояние их успеваемости, выполнение ими режима, но и обсуждаются конкретные поступки учащихся, намечаются мероприятия по устранению недостатков в их учебе и поведении [5].
Таким образом, в практике работы современной школы существует немало способов усиления взаимосвязи семьи и школы, оказания помощи родителям в нелегком деле семейного воспитания. А семья и учебное заведение выступают основными субъектами интеграции всех факторов подготовки школьников к семейной жизни с использованием традиций татарской народной педагогики.
Источники
1. Нигматов З.Г., Хузиахметов А.Н. Курс лекций по педагогике (теория и методика воспитания). Казань: Изд-во «Матбугат йорты», 2000.
2. Хузиахметов А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника: уч. пос. Казань: ГУП «Полиграфическо-издательский комбинат», 1998. 290 с.
3. Макаренко А.С. О воспитании / Сост. и авт. вступит. статьи В.С.Хелемендик. М.: Политиздат, 1988. 256 с.
4. Ханбиков Я.И. Народные традиции и воспитание // Учен. зап. Казан. гос. пед. ин-та. 1974. Вып. 137. С. 3-27.
5. Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями учащихся. М., 1980.
Зарегистрирована 05.12.2011 г.