УДК 378.036
Алдошина Марина Ивановн
Доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики Орловского государственного университета, [email protected], Орел
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ
Aldoshina Marina Ivanovna
PhD (Pedagogy), Associate Professor, Professor at the Department of General Pedagogy, Orel State University, [email protected], Orel town
THE ETHNO-AESTHETIC CULTURE OF STUDENTS IN THE UNIVERSITY: ITS STRUCTURE,
S AND METHODICAL ASPECTS
В современных условиях духовного и эмоционально-ценностного обнищания образования мы доказываем существование этноэстетической культуры педагога, которая представляет собой профессионально значимое интегративное качество личности, включающее систему этноэстети-ческих знаний и способов деятельности, определяющих позицию педагога в целостном педагогическом процессе и обеспечивающих взаимодействие с социальным окружением. На современном этапе развития общества эт-нокультура выступает важным средством воспитания человеческого в человеке, его прекрасных сторон в их различных проявлениях и органично входит в целостную систему образования, не вызывает сомнения тот факт, что эстетический компонент национальной культуры является воспитательным инвариантом, ценностно-смысловой сущностью формирования личности любой национальности. Песенная культура, традиционная обрядовая национальная культура адыгов, чувашей, якутов и т. д. будет способствовать воспитанию личности вообще и, в случае наполнения ими образовательного процесса университета, профессионально-педагогический и этноэстетической культуры, в частности.
В структуре этноэстетической культуры можно выделить три основных компонента: аксиологический, деятельностно-практический и личностно-творческий.
Базовыми этноэстетическими ценностями в системе университетского образования выступают: культурно-исторические традиции русского народа; эстетические ценности этнокультуры (фольклора, занятий искусствами, народных праздников и т. п.); ценностное отношение к русской природе, культуре, семье; ценности педагогической профессии, как деятельности,
транслирующей этнокультурные ценности от одного поколения к другому; ценности различных видов образовательной и воспитательной деятельности в университете, как среды присвоения, сохранения и воспроизведения этноэстетических ценностей русского народа [1, с. 2].
В наиболее общем виде аксиологический компонент этноэстетиче-ской культуры личности характеризует восприимчивость конкретной личности к этноэстетической информации и деятельности, сплаву соответствующего набора чувств и эмоций, их специфике в современной социокультурной ситуации общества и этноса (общественно-педагогические ценности) и определение места в системе современного университетского образования (профессионально-групповые ценности); осознание педагогической значимости этноэстетических ценностей и определение их личностного смысла (индивидуально-личностные ценности). Субъективное восприятие и присвоение этноэстетических ценностей определяется богатством личности будущего преподавателя, научно-педагогической квалификацией, педагогическим стажем, развитостью педагогического мышления, наличием собственной педагогической системы и отражает внутренний мир, вплетаясь в систему ценностных ориентаций
Деятельностно-практический компонент этноэстетической культуры преподавателя характеризует способы ее формирования, механизмы удовлетворения этноэстетических потребностей личности. Основу деятельностно-практического компонента составляют способности и возможности личности выполнять различные виды творческой этноэстетической деятельности (петь, танцевать, рисовать, играть и т. п.). Кроме того, деятельностно-практическая характеристика этноэстетической культуры личности преподавателя может быть раскрыта через описание совокупности приемов и способов педагогического воздействия в процессе образования и воспитания (М. М. Левина, Н. Е. Щуркова).
Личностно-творческий компонент этноэстетической культуры преподавателя заключается в неповторимом, личностно-обусловленном усвоении способов этноэстетической деятельности преподавателем, а также в успешном осуществлении этих функций на основе использования творческого потенциала. Личностно-творческий компонент обеспечивает распредмечивание ценностей и технологий этноэстетической деятельности.
При характеристике личности будущего преподавателя со сформированной искомой культурой мы выделили следующие критерии: культуро-сообразности университетского образования, этнической идентификации, этноэстетической компетентности специалиста и продуктивно-творческой направленности личности.
Критерий культур о со образности профессионального образования проявляется на двух уровнях (макро- и микро-) и зависит от показателей: на макроуровне: наполненности содержания образования этнокультурным материалом и на микроуровне: осведомленности и владении этноэстетиче-скими ценностями русского народа, наличия возможностей для проявления
художественно-исполнительских способностей, эмоциональной отзывчивости на произведения этнокультуры, деятельное отношение к ней и наличие личного художественно-эстетического опыта.
Критерий этнической идентификации раскрывается посредством следующих показателей: информированность об этнических физических, душевно-психологических и духовных особенностях русского народа; эмоционально-ценностное отношение к своей этнической принадлежности; деятельное погружение в этнокультурную среду.
Критерий этноэстетической компетентности предполагает учет следующих показателей: владение системой этноэстетических ценностей, осознание ее значимости; восприимчивость к этноэстетической информации и определение ее личностного смысла; знание конкретных педагогических технологий этноэстетической деятельности; применение технологий и методик в конкретных условиях деятельности.
Критерий продуктивно-творческой направленности личности соотносится со следующими показателями: личностной позицией по отношению к этноэстетическим ценностям и их применению в практической деятельности; индивидуальным профессиональным стилем; творческим потенциалом личности.
Анализ литературы убедил в необходимости рассматривать формирование этноэстетической культуры личности студента как задачу этноэ-стетического воспитания, а этноэстетическую подготовку как компонент профессионально-педагогической подготовки специалиста.
Под этноэстетическим обучением мы понимаем процесс усвоения системы знаний и навыков в области этноэстетики и этнокультуры, и связанный с ними уровень развития умственно-познавательной творческой деятельности, творческих способностей, уровень этноэстетической культуры, развитие этноэстетического сознания и мышления, подготовки к восприятию национально-этнических духовных ценностей и самореализации в художественной и других сферах жизнедеятельности.
Этноэстетическое обучение тесно взаимодействует с этноэстетическим воспитанием, обеспечивает его теоретическую и практическую основу, а также осуществляется не только в специальных художественных учреждениях, а в процессе непосредственного обучения и воспитания в образовательных учреждениях различного уровня и профиля. Разграничивая понятия, мы под этноэстетическим воспитанием будем понимать целенаправленный процесс развития эмоций и чувств, трансляции этноэстетических ценностей, формирования этноэстетических идеалов, взглядов, интересов, суждений, оценок, потребностей, вкуса, развития творческих способностей, формирования соответствующего отношения к действительности и к этно-культуре, активности в познании художественных ценностей своего народа и к художественно-продуктивной деятельности.
Процесс формирования этноэстетической культуры студентов в университете осуществляется этапно.
Этап адаптации (1 курс обучения) приспосабливает личность студента к университетскому образованию. На этом этапе студент впервые сталкивается с информацией и деятельностью этноэстетической направленности, выявляется взаимодействие и взаимосвязь общей и профессиональной культуры будущего специалиста, место в их структуре этноэстетического новообразования. Данные задачи реализуются, в основном, в процессе этноэстетического обучения в ходе изучения дисциплин блоков ГСЭ (Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин) и ЕН (Общих математических и естественных дисциплин).
Внеаудиторное этноэстетическое обучение реализуется разными путями: научно-исследовательская работа (написание рефератов, конкурс сочинений, творческие задания) и задания психолого-педагогического практикума; организация выходов в школу (используя в качестве ориентира учебную педагогическую практику, когда студенты знакомятся с деятельностью учителя в образовательном учреждении (его личностными и профессиональными ценностями, целями педагогической деятельности и средствами их достижения, системой отношений в педагогическом коллективе). Третий модуль формирования специалиста происходит посредством участия студентов в конкурсе «Педагогическая профессия», а также через проведение профориентационных бесед в школе с информацией о своей специальности, университете. Важнейшей формой приобщения студентов к ценностям этнокультуры является участие в художественно-творческих объединениях Института эстетического образования, занятия в которых обязательны для студентов 1-2 курсов в зависимости от личных склонностей и интересов (ансамбль, народных инструментов, хор духовной музыки, ансамбль народного танца, кружки резьбы по дереву, вышивке, плетению, клубной работе и т. п.
Этап становления (2 курс обучения) целеполагает формирование профессионально-педагогической культуры будущего преподавателя и ее этноэстетической составляющей. На данном этапе продолжается и заканчивается подготовка блокам дисциплин ГСЭ и ЕН. Внеаудиторное этноэстетическое обучение на данном этапе является смыслообразующим, так как совершается перелом мышления и деятельности будущих специалистов в сторону их дополнительной квалификации «Преподаватель», т. е. педагогические ценностями становятся в один ряд со специальными, или этого не происходит. Педагогический практикум предполагает освоение технологии конструирования и осуществления педагогического процесса, что сопровождается отработкой технологии анализа (собственной педагогической деятельности, деятельности своих однокурсников или педагогов образовательного учреждения). Научно-исследовательская работа студентов «погружает» будущих преподавателей в этноэстетические проблемы в форме творческих научно-исследовательских работ, проектов, научных докладов, конкурсов научных работ. Воспитательная работа облекается в формы педагогических дискуссий, педагогической олимпиады, художественнотворческих объединениях Института эстетического образования.
Этап проявления (3 курс обучения) ориентируется на проявление эт-ноэстетической культуры будущего преподавателя в практической учебнопрофессиональной деятельности, акцентируя внимание на осознанности и целенаправленности деятельности, формировании регулятивных механизмов деятельности. Этноэстетическое обучение на данном этапе фактически завершается, т. к. курс «Педагогика и региональное образование» подходит к концу. Внеаудиторное этноэстетическое обучение в форме педагогического практикума (технология анализа управленческой системы образовательного учреждения и конструирование ее); такие виды НИРС, как подготовка материала для курсовых работ, конкурсы студенческих научных работ, научно-исследовательские группы. Воспитательная деятельность этноэсте-тического содержания на данном этапе отличается не широтой, а глубиной, значимыми становятся не количественные, а качественные показатели.
Этап актуализации (4 год обучения) - это этап индивидуализации и дифференциации структуры этноэстетической культуры личности преподавателя, определения ее уровня и степени значимости в системе иерархии личностных образований. На данном этапе создаются условия для практической самореализации личности, что влечет за собой развитие субъектной позиции в профессионально-педагогической деятельности специалиста. Систематическая этноэстетическая подготовка теоретического плана на данном этапе не осуществляется (за исключением курсов по выбору и методической подготовки специалиста). Наиболее значимым становится модуль внеаудиторного этноэстетического обучения: выход на педагогическую практику (по Учебному плану специальности) в образовательные учреждения разного типа и профиля и освоение технологий анализа и самоанализа, конструирования и осуществления педагогического процесса в школе; научно-исследовательская работа студентов включает сбор материалов для курсовых и выпускных квалификационных работ, участие в научном студенческом обществе, научно-практической конференции, научно-исследовательской группе или студенческой научной лаборатории. Воспитательный модуль включает смотр-конкурс на лучшую методическую работу по итогам педагогической практики и проведение различных социальных акций.
Этап индивидуализации (5 курс обучения) логичен после первого опыта практической деятельности. Целью данного этапа является самооценка сформированности этноэстетической культуры личности преподавателя, ее совершенствование и коррекция. Содержание данного этапа составляют: педагогическая практика, участие в научном студенческом обществе, написание научных статей. Третий модуль формирования этноэстетической культуры включает в себя смотр-конкурс на лучшую методическую работу по итогам педагогической практики, организацию и проведение социально значимых дел и народных праздников в микрорайоне.
Анализ ГОС ВПО, этапная характеристика практической деятельности позволяет сделать вывод о достаточном потенциале, касающемся формиро-
вания этноэстетической культуры в университете. Однако данный процесс будет еще результативнее, если органично дополнится соответствующими возможностями воспитательного процесса, научно-исследовательской деятельности студентов, педагогической практики и социально-значимых дел.
Практическая реализация модели формирования этноэстетической культуры студентов требует обоснования методического обеспечения данного процесса. Методика состоит из «элементарных» операций (процедур) образовательной деятельности, для которых известны условия и однозначная последовательность их выполнения.
Смыслообразующей содержательной основой формирования этноэстетической культуры студентов в университете выступает традиционная национальная культура. С позиции ее применения в образовательном процессе университета необходимо выделить основные смысловые и организационные доминанты (Г. Н. Волков, И. Ф. Гончаров, М. В. Захарченко, К. Касьянова, Б. Т. Лихачев, А. Г. Пашков, Н. Е. Щуркова), использование которых обеспечит их гармоничность, созвучность, соразмерность при внешней по-лифоничности и красочности [2; 3; 4]. Такими смысловыми и организационными доминантами методики использования этнокультуры в целостном педагогическом процессе университета мы выделяем интонирование, позиционность, образность, эмоциональность и импровизационность.
Интонирование предполагает повышение и понижение голоса, слов, тона и манеры произношения, отражающей чувства произносящего. Интонирование не несет смысловой нагрузки, а как бы перераспределяет смыслы, строит контексты содержания, создает отгенки информации, привносит эмоционально-чувственное отношение говорящего, создает и иллюстрирует личностно-смысловую сферу студента.
Позиционность предполагает открытую или скрытую демонстрацию своего отношения к происходящему (сострадание, сочувствие, отторжение, возмущение, участие, сопереживание, демонстративное безразличие и т. п.). Методически позиционные положения по отношению к исполняемому произведению можно определить следующим образом: «в» - растворение в исполняемом или используемом произведении или явлении этнокультуры: «рядом»- непосредственная близость, демонстративная заинтересованность в материале, но неглубокое проникновение в суть материала, «над» - безразличное отношение к материалу этнокультуры, «под» - нарочито преувеличенное, превалирующее над иными источниками образования, чрезмерно восхищающееся состояние человека (довольно редко встречающееся в современной студенческой среде). Данные виды позиций достаточно четко проявляются в деятельности студентов и редко бывают смешанного вида. Образность предполагает «оживление» объекта, придание ему яркости, живости, изобразительной целостности. Образ дополняет слово, усилия смысловой контекст, создаваемое впечатление, законченный продукт
Неотъемлемой характеристикой национальной культуры, сопутствующей образности, является эмоциональность. Эмоциональность этнокульту-
ры порождает необходимость эмоционального сопровождения при его использовании в педагогической деятельности, эмоциональность профессиональная способствует расширению эмоционального фона личности. Следовательно, в процессе приобщения к явлениям и произведениям этнокуль-туры формируется любознательность, неравнодушие в большом и малом, предотвращается «зомбирование» молодежи.
Импровизационностъ характеризует деятельность без предварительной подготовки, когда момент выдумывания и исполнения совпадают во времени. При всей организованности, заданности (стандартами, программами, учебниками и т. п.) педагогическая деятельность является импровизационной. Этнокультура в момент ее воспроизведения несет отпечаток импровизации, так как не все нюансы художественного мастерства дошли до нас, нет возможности их профессионального воспроизведения, нет соответствующей атрибутики. Все это предполагает у личности некой импровизационной готовности творить.
Выделенные, таким образом, смысловые и организационные доминанты методики формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей (интонирование, позиционность, образность, эмоциональность, им-провизационность), позволяет на их базе вычленить основные культурнодиалоговые методические приемы, использование которых в традиционных методах воспитания и обучения будет придавать последним этноэстети-ческую направленность: иллюстрация - способ изложения материала или организации деятельности, поясняющий и дополняющий что-либо, персонификация - способ педагогической деятельности, при котором происходит наделение человеческими свойствами животных, предметов, явлений природы, драматизация - способ передачи информации и организации деятельности, при котором осуществляется инсценирование действия на основе диалога или полилога, обычно предназначенное для демонстрации кому-то. Именно культурно-диалоговые методические приемы составляют сущностную основу диалоговых методов этноэстетического обучения и воспитания, выделяемых нами в контексте нашего исследования: диалога, личностных ситуаций, творческих заданий, проблемных задач, деловой игры, народной игры, дискуссии, анализа проектов урока и проектов воспитательных дел, эвритмический метод.
Формирование этноэстетической культуры будущих преподавателей на основе культурно-диалоговых методических приемов и методов, с использованием основного средства - явлений и произведений этнокультуры — в рамках университета реализуется как структурно организованный и формально целостный процесс. Основной формой организации данного процесса выступает модульная система, суть которой состоит в содержательноцелевом объединений видов деятельности в университете на основе этноэ-стетических ценностей.
В ходе нашего исследования были выделены модули аудиторного и внеаудиторного этноэстетического обучения, а также модуль этноэстетического
воспитания. Границы модуля определяются характером деятельности студентов и педагогов и совокупностью ценностей и технологий, необходимых для усвоения. Уже на начальном этапе обучения студентов необходимо вводить в конкретную этноэстетическую среду, расширять и углублять систему их этноэстетических потребностей, ориентировать на значимые ценности Целесообразно отводить время на занятиях (или выделять самостоятельные) для специфического или опосредованного общения с явлениями и произведениями национальной культуры, их всестороннего анализа.
Таким образом, важно направить процесс формирования этноэсте-тической культуры от постижения этноэстетических ценностей, восприятия произведений этнокультуры к их теоретическому осмыслению и чувственно-эмоциональному отражению, что будет препятствовать механическому зазубриванию и способствовать переведению полученных сведений в личностный контекст, их интериоризации, самоактуализации и творческой реализации личности. Формирование этноэстетической культуры будет целенаправленным и законченным, если сопровождается психологопедагогическим практикумом, научно-исследовательской работой студентов, специально организованными практиками этноэстетической направленности. Этноэстетическое воспитание способствует развитию самодеятельного творчества, самовоспитания студентов, их ориентации на организацию и проведение социально-активных дел. На каждом из этих этапов модули представлены в логической взаимосвязи лекционных, семинарских, практических и исследовательских формальных блоков этноэстетической деятельности.
Библиографический список
1. Алдошина, М. И. Ценностная основа формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей [Текст] / М. И. Алдошина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 168- 173.
2. Алдошина, М. И. Формирование этноэстетической культуры: методология, модель, методика [Текст]: Монография. / М. И. Алдошина - М., Изд-во МГОУ, 2008.-263 с.
3. Буева, Л. П. Социальная среда и формирование гармоничной личности. -М.: Знание,-1971.-С. 12.
4. Народная культура в современных условиях [Текст] / Отв. ред. Н. Г. Михайлов. - М., - 2000. - С. 27.