Научная статья на тему 'Формирование этноэстетической культуры будущих преподавателей в классическом университете: региональный аспект'

Формирование этноэстетической культуры будущих преподавателей в классическом университете: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этноэстетическая культура / формирование этноэстетической культуры / этноэстетическая культура педагога

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдошина Марина Ивановна

Статья посвящена актуальной педагогической проблеме формирования этноэстетической культуры личности преподавателя в университете. В статье дается определение данного понятия, раскрывается его сущность, характеризуется строение, основные этапы развития и содержание этноэстетической культуры в образовательном процессе университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алдошина Марина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ethno-aesthetic culture of pre-service teachers, its structure, content, and the stages of its development are regarded.

Текст научной работы на тему «Формирование этноэстетической культуры будущих преподавателей в классическом университете: региональный аспект»

М. И. Алдошина

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Статья посвящена актуальной педагогической проблеме формирования эт-ноэстетической культуры личности преподавателя в университете. В статье дается определение данного понятия, раскрывается его сущность, характеризуется строение, основные этапы развития и содержание этноэстетической культуры в образовательном процессе университета.

M. Aldoshina

DEVELOPING ETHNO-AESTHETIC CULTURE OF PRE-SERVICE TEACHERS: A REGIONAL ASPECT

The ethno-aesthetic culture of pre-service teachers, its structure, content, and the stages of its development are regarded.

Этноэстетическая культура — специализированная часть культуры общества и личности, сложное системное образование, системообразующими элементами которого выступают эстетические отношения того или иного народа и соответствующая им система этноэстетических ценностей. На ее основе складывается этноэстетическая культура личности. К структурно-функциональным элементам этноэстетической культуры относятся: совокупность художественных ценностей, представляющих собой эстетические модели — идеалы этноса; эстетико-педагогическая и социально-творческая деятельность ярчайших представителей

национальной культуры этноса (певцов, сказителей, танцоров, мастеров декоративно-прикладного искусства и т. п.). Ядром этноэстетической культуры выступает традиционная народная культура, познание которой сопровождается развитием таких специфичных черт, формированием таких особых качеств личности, как художественный вкус, эт-ноэстетический идеал, этноэстетическое переживание, способность видеть, чувствовать и воспроизводить красоту и гармонию и эстетически ее оценивать с позиции того или иного этнического менталитета. Чувственная природа этнической культуры делает ее уникальным трансля-

тором этноэстетических идеалов, вкусов, потребностей, чувств от одного поколения к другому.

Проделанный нами теоретический анализ показывает, что в научной литературе нет дефиниции, характеризующей взаимозависимость педагогической культуры и ее эстетической составляющей на основе традиционной культуры. Тесная внутренняя связь эстетического и этнического не вызывает сомнения, так как характеризует отношение цели и средства ее достижения. Этническое и эстетическое объединяются в педагогической деятельности, с одной стороны, нацеленностью на выработку у воспитанника системы ценностей, моделей поведения, жизненного идеала. Идеал человека выступает конечной целью формирования личности и специалиста в конкретной исторической ситуации. Эта цель представляет собой обобщение духовных, эстетических и т. п. качеств личности, формирование которых обусловливается требованиями общества. Таким образом, этноэстетическая культура является характеристикой общей и профессионально-педагогической культуры личности и специалиста, проявляется на практическом (как формируемая в университете в процессе этноэстети-ческих технологий характеристика личности) и идеальном уровне (как показатель устремленности профессионального роста преподавателя).

Формирование этноэстетической культуры специалистов социального и гуманитарного профиля, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель», имеет свое содержательное наполнение в рамках образовательного процесса современного университета. Для анализа данной составляющей необходимо выявить вклад каждого блока учебных дисциплин ГОС ВПО и определить основные пути реализации содержания в процессе этноэстетического

образования и этноэстетического воспитания в университете.

В рамках нашего исследования мы будем опираться на русскую национальную культуру по трем причинам. Во-первых, для Орловского региона это наиболее актуально вследствие такого национального состава нашей области, в котором русские, по данным Статистического управления, составляют около 95%. Во-вторых, привлекательна сама русская народная педагогика тем, что одной из отличительных черт данной системы воспитания является культивирование уважительного отношения к другим народам и культурам. В-третьих, Орловский государственный университет относится к традиционным (его история насчитывает 75 лет) провинциальным вузам. С одной стороны, положительно сказывается довольно близкое расположение столицы — близость очагов культуры, развитость контактов и отрицательно — «вестерни-зация, гедонизация, стратификация социальных и культурных процессов, а с другой — традиционные связи с корнями, аграрный характер хозяйствования и сохранение (в какой-то мере) села как духовного центра русской жизни, регулятора поведения, центра трансляции и развития национальных традиций и основ воспитания.

Формирование этноэстетической культуры личности будущего преподавателя осуществляется в рамках высшего профессионального образования с присвоением дополнительной квалификации «Преподаватель». В рамках нашего исследования мы ориентируемся на студентов специальностей социального и гуманитарного профиля. Подготовка преподавателей в непедагогических вузах (в контексте нашего исследования в классическом университете) в настоящее время довольно традиционна для российского образования. Получение дополнительной квалификации «Преподаватель»

по специальностям высшего образования введено в 1997 году «в целях совершенствования подготовки преподавательских кадров в университетах страны, более полного удовлетворения потребности личности в получении образования и повышения социальной адаптации выпускников высших учебных заведений» (Приказ МО РФ № 163 от 31.01.97).

Данные задачи фактически не решаются при традиционной организации учебного процесса в рамках университетского образования. Сделать подобный вывод нам дает основание анализ ГОС ВПО специальностей социально-гуманитарного профиля по выявлению возможностей учебных дисциплин для формирования этноэстетической культуры личности преподавателя. Содержание этноэстетической культуры личности специалиста определяется несколькими составляющими: федеральным компонентом в виде государственного стандарта высшего профессионального образования; региональным компонентом, отражающим национальные педагогические и региональные подходы воспитания молодежи (именно в рамках регионального компонента на специальностях с дополнительной квалификацией «Преподаватель» в Орловском государственном университете осуществляется подготовка по педагогике в полном соответствии со специальностями 050000 Образование); дисциплины по выбору, раскрывающие особенности профессионально-педагогической деятельности и подготовки к ней на основе традиционной культуры Центральной России.

Одним из важнейших компонентов содержания этноэстетической культуры личности преподавателя в университете является учебный процесс. Современное вузовское «образовательное пространство формируется на планово-программной основе ГОСов и является функционально заданным» (А. Г. Пашков), поэтому его

количественное расширение и качественное углубление минимализировано. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по данным специальностям включает четыре блока основных дисциплин: ГСЭ (общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины), ЕН (общие математические и естественные дисциплины), ОПД (общепрофессиональные дисциплины) и ДПП (дисциплины предметной подготовки). Блоки ОПД и ДПП имеют явно выраженную специальную направленность, поэтому имеют ограниченные возможности для решения задач формирования этноэстетической культуры личности преподавателя в университете.

Обязательный минимум содержания подготовки специалиста социальной и гуманитарной направленности (федеральный компонент ГСЭ) реализует возможности формирования этноэстетиче-ской культуры личности на материале приблизительно на 13% тем.

Блок ЕН содержит минимальные возможности для реализации этноэстетиче-ской подготовки студентов (около 2%) в рамках дисциплин «Экономика», «Экология» и «Математика и информатика», знакомя студентов с особенностями гуманитарной и естественнонаучной картины мира, взаимодействия человека и биосферы.

Определенные потенции формирования этноэстетической культуры личности преподавателя в университете могут реа-лизовываться в рамках блока ОПД (на специальности «Теология» курсы «Религиозная антропология», «История русской философии»; на специальности «Религиоведение» — «Эстетика»; на специальности «История» — «История мировой и отечественной культуры», «Этнология», «История регионов и народов России»; на специальности «Политология» — «Этнополитика», «Политическая

конфликтология»; на специальности «Социология» — «Социология культуры», «Социология духовной жизни», «Этносоциология»), однако они во многом определяются особенностями подходов преподавателей, особенностями аудитории и достаточно часто, как свидетельствуют результаты опросов ведущих преподавателей, остаются неиспользованными из-за недостатка времени.

Каждый из разделов учебного плана обеспечивает межпредметные связи дисциплин основной и дополнительной специальностей. Межпредметные связи основной и дополнительной специальностей осуществляются внутри изучаемых курсов через знания, необходимые для формирования профессионально-педагогической и эстетической культуры личности. Между культурологическими и психолого-педагогическими дисциплинами связи прослеживаются за счет понятий, связанных с развитием личности: мышления, воображения, эмоций, эстетического развития и т. п.

Таким образом, федеральный компонент образования формирует у студентов целостную картину о методологии фундаментальной науки, теории культуры, психологии, педагогики и научно-методических основах организации процесса общего и эстетического развития личности.

Региональный компонент представляет психолого-педагогическую подготовку специалиста социально-гуманитарного профиля, получающего в университете дополнительную специальность «Преподаватель». В ГОУ ВПО «Орловский государственный университет» с 1998 года читается курс «Педагогика и региональное образование», соответствующий по объему и логике изложения стандартному курсу, но отражающему специфические особенности образовательного пространства региона Центральной России в целом и Орловской области в частности.

Все дисциплины основной специальности читаются по программам, имеющим яркую профессиональную направленность подготовки преподавателя. Дисциплины по возможности осуществляют межпредметные культурологические связи разных уровней: от обобщенных методологических знаний до специальных, способствующих формированию профессионально-педагогической культуры преподавателя и творческому освоению народного искусства.

Вузовский компонент представлен дисциплинами по выбору: спецкурсами (например, «Основы педагогического творчества»), практикумами, обеспечивающими более глубокое проникновение студента в мир традиционного народного искусства региона. Именно здесь появляется возможность самостоятельно развивать свои творческие способности и удовлетворять свои эстетические интересы. Данный вид деятельности позволяет студенту импровизировать, проявлять творческую активность и подниматься на новый уровень педагогической деятельности — творческий.

Эффективность полученной будущими преподавателями подготовки определяется межпредметными связями содержания дисциплин, заданных стандартом, региональным и вузовским компонентами, системностью и идентичностью ценностей (эстетических и педагогических).

Формирование этноэстетической культуры будущих преподавателей осуществляется поэтапно. Для реализации задач формирования этноэстетической культуры будущего преподавателя весь комплекс целенаправленной деятельности можно представить в виде трех модулей: аудиторное этноэстетическое образование, внеаудиторная образовательная деятельность этноэстетической направленности, этноэстетическое воспитание и социально-активные дела.

Этап адаптации (I курс обучения) своей целью имеет приспособление личности студента к университетскому образованию. На этом этапе студент впервые сталкивается с информацией и деятельностью этноэстетической направленности, выявляется взаимодействие и взаимосвязь общей и профессиональной культуры будущего педагога и специалиста, место в их структуре этноэстетиче-ского новообразования. Данные задачи для студентов социально-гуманитарных специальностей «Философия», «Политология», «Социология», «История», «Теология» и «Религиоведение» реализуются, в основном, в процессе этноэстетическо-го образования в ходе изучения дисциплин блоков ГСЭ (общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин) и ЕН (общих математических и естественных дисциплин). Вследствие того, что курс «Педагогика» в ГОУ ВПО «Орловский государственный университет» реализуется кроме федерального компонента еще и на региональном уровне в виде изучения дисциплины «Педагогика и региональное образование», данный этап имеет достаточно интенсивное содержательное наполнение. На первом курсе студенты знакомятся с такими разделами педагогики, как «Введение в педагогическую деятельность» и «Общие основы педагогики», при изучении которых педагоги используют различные методы и приемы.

Внеаудиторно этноэстетическое образование реализуется разными путями. Традиционно выполнение ГОС ВПО по разделу «Психолого-педагогический практикум» не предполагает выделения в учебном плане и в расписании самостоятельных занятий. В связи с этим реализация содержания практикума привязывается к теоретическим и практическим занятиям по педагогике и оценивается в комплексе видов деятельности на итоговом экзамене. Мы предлагаем создание

такого обязательного комплекса, который бы включал в себя и научно-исследовательскую работу, и собственно задания психолого-педагогического практикума. Кроме того, для формирования образа специалиста с дополнительной квалификацией «Преподаватель» возможна организация выходов в школу (с использованием в качестве ориентира учебной педагогической практики), когда студенты знакомятся с деятельностью учителя в образовательном учреждении (с его личностными и профессиональными ценностями, с целями педагогической деятельности и средствами их достижения, с системой отношений в педагогическом коллективе). На данном этапе эффективными путями знакомства студентов с основами научно-исследовательской работы выступают написание рефератов, конкурс сочинений (на тему «Педагогическая профессия: вчера и сегодня», «Посредник времен» и т. п.), творческие задания. Практикум на I курсе решает задачи диагностики профессиональной пригодности к педагогической деятельности. Традиционно используемые методики можно дополнить специально разработанными диагностическими средствами с целью выявления отношения к этноэстетическим ценностям, их места в жизни современного человека и специалиста, значимости на данном этапе развития общества.

Третий модуль формирования специалиста на I курсе осуществляется посредством участия студентов в конкурсе «Педагогическая профессия», а также через проведение профориентационных бесед в школе, с рассказом о своей специальности, об университете. Кроме того, важнейшей формой приобщения студентов к ценностям национальной культуры является участие в художественно-творческих объединениях Института эстетического образования, занятия в которых обязательны для студентов 1-11 курсов в

зависимости от личных склонностей и интересов — кружки художественно-эстетического направления (резьба по дереву, вышивка, плетение), студии (ансамбль народных инструментов, хор духовной музыки, ансамбль народного танца), творческие союзы университета; циклы лекций и бесед в рамках видеолектория и киноклуба, встречи любителей народной музыки; дискуссионные клубы с приглашением специалистов по обсуждаемым вопросам (историко-культурный клуб и этнопедагогический музей «Моя Орлов-щина»); организация конкурсов, выставок творческих работ студентов, массовых игровых программ «Спортивный калейдоскоп», «Проводы зимы»; педагогические отряды и объединения (клуб неформального общения, «Вожатенок»); организация системы информации о культурной жизни университета, города, края (выпуск стенгазет, информационных бюллетеней, видеообзоров); творческие встречи с деятелями культуры, с профессиональными исполнителями, со студентами других вузов города, интересующимися национальной культурой, совместное самодеятельное творчество студентов и преподавателей).

Этап становления (II курс обучения) целеполагает формирование профессионально-педагогической культуры будущего преподавателя и ее этноэстетиче-ской составляющей. На данном этапе продолжается и заканчивается подготовка специалистов социально-гуманитарного профиля по блокам дисциплин ГСЭ и ЕН. В рамках изучения курса «Педагогика и региональное образование» изучаются разделы «Теория воспитания» и «Теория обучения». На данном этапе студенты активно начинают знакомиться с набором технологического инструментария педагога. Широко используется проектирование программ этноэстетиче-ского воспитания для воспитанников разного возраста — организуются тема-

тические: «Русские календарные праздники», «Преданья старины глубокой», «Светочи и святыни России» и т. п. Данный метод предполагает наличие у студентов сведений не только исторического и культурологического плана, но и знание технологии составления педагогической программы, требований к ней.

Внеаудиторное этноэстетическое образование на данном этапе является смыслообразующим, так как совершается перелом мышления и деятельности будущих специалистов в сторону их дополнительной квалификации «Преподаватель», т. е. педагогические ценности становятся в один ряд со специальными, или этого не происходит. Педагогический практикум предполагает освоение технологии конструирования и осуществления педагогического процесса (на примере любой педагогической формы), которое наиболее результативно на базе конкретных образовательных учреждений, что сопровождается отработкой технологии анализа (собственной педагогической деятельности, деятельности однокурсников или педагогов образовательного учреждения). Научно-исследовательская работа студентов «погружает» будущих преподавателей в этноэстетические проблемы — это духовность, грани патриотизма и национализма, природа эстетического как рядоположенного с интеллектуальным и нравственным или инте-гративного, суммирующего иные стороны личности и т. п. Подобное содержание отрабатывается в форме творческих научно-исследовательских работ, проектов, научных докладов, конкурсов научных работ.

Воспитательная работа этноэстетиче-ской направленности облекается в формы педагогических дискуссий («Освоение русских традиции: путь или средство?», «Что такое "национальная идея" для русских?» и т. п. Затратной по времени и высокорезультативной по итогам

является педагогическая олимпиада. В ней принимают участие сознательно и добровольно пришедшие студенты. Положительным моментом выступает конкурсная и игровая природа многих этапов педагогической олимпиады. Интересным является тот факт, что среди финалистов и победителей педагогической олимпиады (она является общеуниверситетской формой) отмечается приблизительно одинаковый процент участников — студентов педагогических и классических специальностей. Итоговый тур педагогической олимпиады предполагает проведение воспитательных дел в рамках образовательных учреждений, детских площадок, комнат школьника и т. п., что свидетельствует об их социальной значимости. Студенты также продолжают заниматься в художественно-творческих объединениях Института эстетического образования.

Этап проявления (III курс обучения) ориентируется на проявление этноэсте-тической культуры будущего преподавателя в практической деятельности. Можно сказать, что подобное проявление начинается на предыдущем этапе. Но здесь мы акцентируем внимание на осознанности и целенаправленности деятельности, особое значение отводится формированию регулятивных механизмов деятельности. Этноэстетическое образование на данном этапе фактически завершается, так как курс «Педагогика и региональное образование» подходит к концу. На III курсе изучаются такие педагогические разделы, как «Управление педагогическими системами», «Нормативно-правовые основы образования» и «История образования и педагогики», кроме того, начинает преподаваться методический блок. Большое значение для формирования этноэстетической культуры будущего преподавателя имеют курсы по выбору, в частности, курс «Основы педагоги-

ческого творчества», «Эстетика религий» и т. п.

Внеаудиторное этноэстетическое образование в форме педагогического практикума включает освоение технологии анализа управленческой системы образовательного учреждения и конструирования ее. На данном этапе многие студенты «примеряют» на себя административные и менеджерские функции, поэтому активно занимаются проектированием нетрадиционных образовательных учреждений разного типа, уровня и профиля. Решению данных задач содействуют такие виды научно-исследовательской работы, как подготовка материала для курсовых работ, конкурсы студенческих научных работ, научно-исследовательская группа «Деятельность молодого директора».

Воспитательная деятельность этно-эстетического содержания на данном этапе отличается не широтой, а глубиной, значимыми становятся не количественные, а качественные показатели. Целенаправленная этноэстетическая деятельность организуется в рамках педагогического отряда (подготовка отрядных вожатых для работы в детских оздоровительных лагерях и в «комнатах школьника»), а также в организации конкурса авторских программ и управленческих проектов.

Этап актуализации (четвертый год обучения) — это этап индивидуализации и дифференциации структуры этноэсте-тической культуры личности преподавателя, этап определения ее уровня и степени значимости в системе иерархии личностных образований. При этом создаются условия для практической самореализации личности, что влечет за собой развитие субъектной позиции в профессионально-педагогической деятельности специалиста. Систематическая этноэсте-тическая подготовка теоретического плана на данном этапе не осуществляется (за

исключением курсов по выбору и методической подготовки специалиста).

Наиболее значимым становится модуль внеаудиторного этноэстетического образования. Студенты на IV курсе впервые выходят на педагогическую практику в образовательные учреждения разного типа и профиля, обычно инновационного плана. В ходе педагогической практики происходит освоение технологий анализа и самоанализа, конструирования и осуществления педагогического процесса в рамках практической педагогической деятельности в школе. Научно-исследовательская работа студентов на данном этапе становится более прагматично ориентированной вследствие необходимости сбора материалов для курсовых и выпускных квалификационных работ. Значимыми для нас являются такие формы НИРС, как научное студенческое общество, научно-практическая конференция, научно-исследовательская группа или студенческая научная лаборатория.

Воспитательный модуль формирования этноэстетической культуры личности преподавателя ориентирован на организацию смотра-конкурса на лучшую методическую работу по итогам педагогической практики и проведение акции «Дарите людям радость», которая осуществляется на базе Детской областной больницы. В ходе акции студенты готовят методические разработки этноэстетической направленности для методического кабинета больницы, волонтеры работают с больными детьми на протяжении всего года, организуя детский досуг.

Этап индивидуализации (V курс обучения) логичен после первого опыта практической деятельности. Целью данного этапа является самооценка сформи-рованности этноэстетической культуры личности преподавателя, ее совершенствование и коррекция. Результативным на данном этапе является с позиции этно-

эстетической направленности анализ проектов урока и практических занятий, который возможно организовывать по заданной схеме: место этноэстетических ценностей, элементов народного искусства в структуре урока, значимость данного материала как метода обучения, как ценности, как метода воспитания, как образца культуры; рациональное распределение этноэстетического материала в структуре урока; связь ценностей культуры и личностных ценностей, проявленных учеником на уроке, — убежденности, эмоциональности, образности мышления и речи, развития способностей, интересов и т. п.

В ходе второй педагогической практики студенты распределяются в образовательные учреждения с интересными традициями, с богатым опытом образовательной деятельности, с высококвалифицированными учителями. На данном этапе происходит аккумулирование и интеграция знаний и умений будущих преподавателей, оттачивается их мастерство. Этот этап подводит итоги наработанным научно-исследовательским и педагогическим достижениям специалистов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель» (научное студенческое общество, написание научных статей).

Третий модуль формирования этно-эстетической культуры включает в себя смотр-конкурс на лучшую методическую работу по итогам педагогической практики, организацию и проведение народных праздников в микрорайоне, например «Масленицы».

Таким образом, анализ требований к обязательному минимуму содержания подготовки специалистов социального и гуманитарного профиля, этапная характеристика практической деятельности позволяют сделать вывод о достаточном потенциале формирования этноэстетиче-ской культуры личности преподавателя в университете. Однако данный процесс

Формирование этноэстетической культуры.

будет еще результативнее, если органично дополнится соответствующими возможностями воспитательного процесса, научно-исследовательской деятельности

студентов, педагогической практики и продуцируется в социально-активных видах деятельности будущих преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.