Научная статья на тему 'Условия формирования этноэстетической культуры студентов в университете'

Условия формирования этноэстетической культуры студентов в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЭТНОЭСТЕТИКА / СТУДЕНТ / УНИВЕРСИТЕТ / УСЛОВИЕ / CULTURE / ETHNOAESTHETICS / STUDENT / UNIVERSITY / CONDITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдошина Марина Ивановна

Статья посвящена актуальной проблеме формирования этноэстетической культуры студентов. Ситуация в культурной и социальной жизни России началаXXI века содержит проблемы личност­ного становления как часть проблем профессионального образования в университете. Статья включает понятие искомой культуры, характеризует ее структуру, условия процесса ее форми­рования в университетском образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with an actual problem of students' ethnoaesthetic standard formation. The situation in cultural and social life of Russia at the beginning of 21 century showed problems of a personal formation as part of problems of professional education in university. The article provides the concept of the required culture, characterizes its structure, conditions of its formation process in the university education.

Текст научной работы на тему «Условия формирования этноэстетической культуры студентов в университете»

ИСТОРИЯ И СОЦИОЛОГИЯ

УДК 378.036

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Алдошина Марина Ивановна, доктор педагогических наук, доцент, кафедра общей педагогики, [email protected],

ФГБОУ ВПО « Орловский государственный университет», Российская Федерация

The article deals with an actual problem of students’ ethnoaesthetic standard formation. The situation in cultural and social life of Russia at the beginning of 21 century showed problems of a personal formation as part of problems of professional education in university. The article provides the concept of the required culture, characterizes its structure, conditions of its formation process in the university education.

Статья посвящена актуальной проблеме формирования этноэстетической культуры студентов. Ситуация в культурной и социальной жизни России началаXXI века содержит проблемы личностного становления как часть проблем профессионального образования в университете. Статья включает понятие искомой культуры, характеризует ее структуру, условия процесса ее формирования в университетском образовании.

Keywords: culture, ethnoaesthetics, student, university, condition

Ключевые слова: культура, этноэстетика, студент, университет, условие

Необходимость теоретического осмысления проблемы становления этноэстетической культуры студентов определена кризисом современного информационного общества, культуры и образования, а также культурологической направленностью современного университетского образования, тенденцией этнокультурного возрождения и рассмотрением этнокультуры как фактора высшего профессионального образования, взаимодействием этнокультурных традиций и инновационного вектора развития современного университетского образования, распространением диалоговых приемов как основы личностно-ориентированных методик и технологий и модернизацией университетов. В этой связи перспективной образовательной стратегией выступает выявление сущностных характеристик этноэстетической культуры и разработка особенностей ее формирования в университетском образовании, что способствует усилению его этнокультурной направленности; этнической идентификации обучающихся; развитию их этноэстетической компетентности; формированию основ ментальности.

В ходе практической работы были выявлены условия, обеспечивающие эффективность формирования этноэстетической культуры студентов в университете. По мнению В.В. Краевского [2, с. 33], условия — это совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании задач.

При выявлении педагогических условий формирования этноэстетической культуры студентов мы исходим из следующих моментов: определение социального заказа высшей школе в исследуемом аспекте; использование культурологического, личностно-деятельностного и системного подходов. Мы исходили также из того, что предложенные нами условия должны обеспечить как отдельные компоненты, так и формирование в целом искомого феномена.

При определении условий мы ориентировались на требования Государственного образовательного стандарта ВПО (второго и третьего поколений), тенденции изменения содержания образования по специальностям

47

ИСТОРИЯ И СОЦИОЛОГИЯ

социального и гуманитарного профиля, основные направления развития университетского образования в Российской Федерации в контексте Государственной программы развития образования (2013—2020), общественные и личностные ожидания от подготовки и уровня компетенции выпускника университета, потребности практической деятельности.

Таким образом, нашей задачей является выделение условий, которые сделают данный процесс в рамках университетского образования успешным. Условие определяет среду, в которой возникают, существуют и развиваются следствия. Педагогические условия конструируют, формируют конкретную среду, ситуацию формирования этноэстетической культуры личности. Причем в зависимости от цели данного процесса, одно и то же условие может иметь благоприятные или неблагоприятные последствия. Условия достаточно подвижны и изменчивы, их можно не только учитывать, но и конструировать. Следовательно, в их трактовке велика доля субъективного фактора. Таким образом, педагогическое условие — это внешнее (или внутреннее) в той или иной мере сознательно сконструированное обстоятельство, существенно влияющее на протекание процесса формирования этно-эстетической культуры специалиста.

Нами выделены три группы условий, стимулирующих эффективное формирование этноэстетической культуры в университете: условия внешней среды (социально-педагогические), условия внутренней среды (организационно-педагогические) и личностные (психолого-педагогические).

Совокупность условий внешней среды (социально-педагогических) обеспечивала возможность моделирования образовательного пространства университета, положительно влияющего на этноэстетическое развитие личности; набор условий внутренней среды (организационно-педагогических) гарантировал симбиоз педагогических усилий, разработку и внедрение наиболее эффективных форм и методов этноэстетического образования и эт-ноэстетического воспитания студентов в университете, а личностные (психолого-педагогические) условия обеспечивали благоприятную атмосферу, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию будущих специалистов.

Эффективное формирование этноэстетиче-ской культуры студентов в университете невоз-

можно без моделирования образовательного пространства университета, ориентированного на подготовку человека к жизни в быстро меняющемся мире, саморазвитию и самореализации в культуре, способности самосовершенствования и положительно влияющего на когнитивную деятельность, чувственно-эмоциональную сферу и практический опыт студента. Обеспечивает подобную возможность совокупность условий внешней среды.

Создание положительной мотивации к произведениям и явлениям этнокультуры в рамках университета — достаточно длительный и кропотливый процесс. На первом курсе университета только 30% студентов считают желательным использование этноэстетики в формировании личности, но, называя пути его реализации, выделяют культурно-просветительские центры (музей, выставки, театры), не видя потенциальных возможностей в университете. Около 20% студентов народную культуру вообще считают анахронизмом, места которому в рамках учреждения высшего профессионального образования, устремленного в будущее, то есть университета, нет. Приобщение к ценностям традиционной культуры на занятиях общекультурного блока, практико-ориентированные творческие задания в рамках курса «Педагогика и региональное образование», выход студентов на педагогическую практику, участие в художественно-творческих объединениях Института эстетического образования способствуют накоплению положительного этноэстетического опыта личности и предполагают реальную модернизация целостного педагогического процесса в университете. Происходит усложнение материала, расширяется спектр эмоциональных и чувственных реакций, усложняются и разнообразятся виды деятельности этноэстетической направленности, в которые включается студент. В этой логике расширяется и опыт применения этноэстетического материала на практике. Сначала происходит формирование системы знаний об этнокультуре, ее ценностях, традициях, явлениях, затем формируется положительное отношение к их использованию в практической деятельности, а впоследствии складываются педагогические умения и технологии организации и проведения дел этноэсте-тической направленности с воспитанниками, потребность их разнообразия и творческого совершенствования. Таким образом, обогаща-

48 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 2

Условия формирования этноэстетической культуры студентов в университете

ется не только когнитивная и эмоциональночувственная составляющая (аксиологический компонент этноэстетической культуры личности), но и технологический (деятельностнопрактический и личностно-творческий компоненты) [1, с. 190].

Расширение практического применения этноэстетического опыта студентов в практической деятельности образовательных учреждений разного уровня и профиля, проведение социально-значимых дел и акций этноэстети-ческой направленности происходит посредством включения студентов в разнообразные благотворительные акции («Петрушка зовет дарить добро» — сбор игрушек и игровых программ для Детской областной больницы в университетах, школах и Домах творчества города Мурома и Владимирской области); проведение игрищ и игровых программ («Масленица» — философский и факультет естественных наук, «Рождественский ангел» — факультет педагогики и психологии Орловского государственного университета) с организацией мастер-классов, традиционных представлений, хороводов и т. п.), творческие дела («Великий пост» — совместный проект исторического и философского факультетов ОГУ и Орловской православной гимназии). Каждая подобная акция оставляет глубокий след, вызывает широкий спектр эмоций, желание помочь, стремление поддерживать добрые дела и красивые начинания.

Особую роль в формировании этноэсте-тической культуры студентов играет изучение и обобщение опыта ведущих педагогов города и области. Педагог является носителем культуры и становится (или нет) примером для начинающих специалистов. Однако в ситуации со студентами университета, получающими дополнительную квалификацию «Преподаватель», дело обстоит иначе. Здесь сказывается большая нацеленность специалистов на узкую профессиональную деятельность (до 78%), возможность сочетания специальной деятельности и преподавания в будущем (около 25%) и осмысленная ориентация на педагогическую деятельность по получаемой специальности в школе или вузе и твердая уверенность, что только в университете возможна высококлассная подготовка, лишь у 15% студентов. Однако по мере вхождения в профессионально-педагогическую деятельность, общения с истинными профессионалами, интерес к мастерству педагога возрастает, складывается потребность самосовершенствования, возникает необхо-

димость создания копилки педагогических находок, профессионального «портфолио» и т. п. Стремление к освоению новых педагогических приемов и технологий, совместная творческая деятельность студентов и опытных практиков, выступающих представителями «диалога и взаимопорождения прошлых, настоящих и будущих культур» (М.М. Бахтин), активность участия и совместного диалога создает атмосферу творчества, заинтересованности и инновационной направленности деятельности. Анализ и обобщение опыта создает возможность определения перспектив саморазвития, выражения потребности и готовности к культуросозидающей и культуротворящей деятельности, траектории собственного роста, стимулирует развитие не только аксиологического и деятельностно-практического, но и личностно-творческого компонента этноэстетической культуры личности будущего специалиста.

Совокупность условий внутренней среды (организационно-педагогические) обеспечивает реализацию потенциала организационно-управленческих мер в университетском пространстве для этноэстетического развития студентов. Единые методологические позиции рассмотрения вопросов формирования этно-эстетической культуры как педагогическое условие выступают основой данного процесса и создают базу для рассмотрения ее аспектов. Важнейшее место в их ряду занимает актуализация знаний студентов о педагогических возможностях средств этнокультуры и использование этноэстетических умений и навыков, педагогических умений по организации эт-ноэстетической деятельности. Практическая реализация данного условия осуществляется на уровне университета через организацию и проведение научно-практических студенческих конференций с включением работы секций этноэстетической направленности, конкурса «Педагогическая профессия», конкурса профессионального становления педагога «Ступени», педагогических дискуссий, педагогической олимпиады, регионального конкурса воспитательных проектов; на уровне факультета через создание среды для утверждения этноэстетической направленности в работе научно-исследовательских групп, подбор соответствующих баз для практик и на уровне кафедры через организацию и осуществление теоретической и научно-методической помощи студентам в их этноэстетическом развитии посредством индивидуальных консультаций, подбора заданий для психолого-педагогиче-

49

ИСТОРИЯ И СОЦИОЛОГИЯ

ского практикума. Уровневый подход реализации характеризует проявление таких условий, как включение в научно-исследовательскую деятельность, самостоятельную работу студентов, различные виды учебных и производственных практик, заданий этноэстети-ческой направленности; создание ситуаций для проявления широкого спектра социально и личностно значимых эмоций, продуктивнотворческой направленности личности. Положительная динамика формирования и рост уровня сформированности этноэстетической культуры невозможны без актуализации ценностного базиса этноэстетической направленности (аксиологический компонент культуры личности), а их практическая реализация в НИРС (самостоятельной работе студентов) в рамках практикума, на практике стимулирует деятельностно-практический и личностнотворческий компоненты, причем значимость последнего становится все более актуальной.

Ориентируясь на личностное этноэстети-ческое развитие студентов, в рамках экспериментальной работы разрабатывалась система творческих заданий с целью создания атмосферы сотрудничества в межличностном взаимодействии. Диалог (личностей, культур, народов, групп по интересам) выступал основной формой и основой содержания реализации подобных заданий. Подлинный гуманизм отношений преподавателя и студента в рамках образовательного процесса университета характеризуется взаимным уважением, проявлением взаимопонимания, согласия, толерантностью, стремлением к установлению доброжелательных отношений. Отношения выступают основой содержательного наполнения совместной деятельности, так как регламентированные возможности для этноэстетического развития студента у преподавателя университета мини-мализированы, а добровольная потребность совместной этноэстетической деятельности (участие в проблемных кружках, научно-исследовательских группах, выбор заданий этно-эстетической направленности в рамках психолого-педагогического практикума и т. п.) имеет несомненную личностную основу. Обычно положительная мотивация на этноэстетическую деятельность у студентов выражена недостаточно (на первом курсе около 25%). Значительный скачок (до 70%) в динамике роста положительного отношения к этноэстетическим ценностям и возможностям их творческого применения в практической деятельности наблюдается после первой педагогической прак-

тики на четвертом курсе. Данный результат не является случайным, так как направленность личности на ценности этнокультуры мотивирует деятельность, «не позволяет человеку использовать любой способ для достижения цели, а требует от него выбора способа, наиболее приемлемого по нравственным, мировоззренческим, религиозным, эстетическим и иным ценностным соображениям и правилам, распространенным в данном обществе» [3, с. 217]. Первый педагогический опыт не только «обнажает пробелы» этноэстетической подготовки, но и стимулирует потребность их преодолеть и развивать личный педагогический потенциал. Положительная мотивация влечет за собой условие актуализации потенциальных возможностей каждого, что также возможно только в рамках практической деятельности, развивая потребность самосовершенствования и самореализации.

Поэтапная диагностика динамики уровня этноэстетической культуры студентов выступает важнейшим условием организации данного процесса. Вовлеченные в экспериментальную работу заинтересованно участвовали в процессе диагностики, стремились получить информацию, но быть честными, не подтасовывать результаты.

Важное значение для формирования эт-ноэстетической культуры имеют личностные особенности и уровень профессионального мастерства преподавателей университета, профессионализм которых во многом определяет траекторию профессионального развития студентов. Заинтересованность педагога, владение этноэстетическим материалом, понимание его ценности в профессиональном развитии специалиста, владение этноэстетическими методиками, художественно-творческие умения, убежденность в необходимости этноэстетиче-ского воздействия, делают его своеобразным эталоном, к которому стремятся студенты. Этноэстетический материал, пропущенный «через себя», его умелое использование, ненавязчивый стиль преподавания делают педагогический процесс в университете привлекательным для студента, ценностно наполненным, решающим проблемы этнокультурного развития и воспитания духовности личности, основ ее ментальности (чем достигается реализация трудной и часто неверно понимаемой педагогами университета задачи воспитания студентов).

Рост профессионального мастерства преподавателей вуза является условием этноэсте-

50 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 2

Социально-психологичекая устойчивость студентов к основным стресс-факторам...

тического развития личности студента. С этой точки зрения большое значение имеет работа научно-методического совета университета и факультета, методологических семинаров на кафедре. В названных объединениях расширяется информация об этноэстетических ценностях традиционной культуры; систематизируется и освещается существующий педагогический опыт по использованию методик и технологий этноэстетической направленности; проводятся мини-дискуссии по оценке и выявлению потенциала данных направлений и форм деятельности в современном универ-

ситете; создается база данных педагогических находок в области этноэстетического развития студентов и т. п.

Таким образом, личностные (психологопедагогические) условия достаточно эффективно влияют на этноэстетическое развитие студентов. В процессе университетского образования, при создании специальных условий: внешней среды (социально-педагогических), внутренней среды (организационно-педагогических) и личностных (психолого-педагогических) происходит заметный рост уровня сфор-мированности этноэстетической культуры.

Литература

1. Алдошина М.И. Формирование этноэстетической культуры: методология, модель, методика: Монография. М.: Изд-во МГОУ, 2008.

2. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.

3. ФлиерА. Современная культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. 1997. № 2.

УДК 371.15

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ К ОСНОВНЫМ СТРЕСС-ФАКТОРАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Захарчук Лариса Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и технологий дошкольного образования, [email protected],

ФГБОУ ВПО « Орловский государственный университет», Российская Федерация

В статье дана характеристика основных стресс-факторов учебной деятельности в вузе, в том числе особенности проявления экзаменационного стресса и причины его возникновения, способы борьбы с ним; представлены результаты наблюдения и опроса студентов 1 курса гуманитарного факультета после первой сессии.

Ключевые слова: стресс-факторы, экзаменационный стресс, неблагоприятные факторы, влияющие на усиление экзаменационного стресса, конфликтно-стрессовые ситуации, стрессоустойчивость студентов

Проблема учебных стрессов и экзаменационных страхов стоит перед педагогикой и психологией уже давно. Так, экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у студентов. В юности опыт серьезных жизненных испытаний еще невелик, социально-психологической закалки недостаточно. Поэтому процесс адаптации бывших выпускников школ в стенах вуза, освоение ими новых

видов и форм учебной деятельности проходит весьма болезненно, вызывая разнообразные стрессовые состояния.

Проблемой стресса в психологии и педагогике занимались такие исследователи, как А.А. Баранов, В.И. Журавлев, Л.М. Митина, Э. Рутман, Г. Селье, С.В. Субботин, Ю.В. Щербатых. В настоящее время эта проблема продолжает волновать не только психологов (Д.Г. Бадмаева, 2004; И.Н. Меньшикова, 2008; О.М. Сергеева, 2008;

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.