Научная статья на тему 'Концептуальные основы формирования этноэстетической культуры личности преподавателя в университете'

Концептуальные основы формирования этноэстетической культуры личности преподавателя в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдошина Марина Ивановна

В статье дается характеристика нового педагогического понятия этноэстетической культуры личности будущего преподавателя, ее сущности и структуры, базовых этноэстетических ценностей, механизмов формирования и стратегических направлений реализации представляемой концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алдошина Марина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы формирования этноэстетической культуры личности преподавателя в университете»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ

М.И. Алдошина

CONCEPTUAL BASICS OF FORMING TEACHER'S PERSONALITY'S ETHNIC-AESTHETIC CULTURE

Aldoshina M.I.

The article characterizes a new pedagogical notion - ethnic-aesthetic culture of teacher's personality, its essence and structure, basic ethnic-aesthetic values, mechanisms of formation and strategic directions of the presented concept realisation.

В статье дается характеристика нового педагогического понятия - этноэстетической культуры личности будущего преподавателя, ее сущности и структурыi, базовых этноэстетических ценностей, механизмов формирования и стратегических направлений реализации представляемой концепции.

Ключевые слова: личность, культура, педагог.

УДК 378.036

На основе теоретического анализа эстетической культуры личности педагога, его места в профессионально-педагогической культуре и осмысления роли народного искусства в его развитии, мы делаем попытку охарактеризовать структуру эстетической культуры личности преподавателя, обогащенную этническим содержанием. В современных условиях духовного и эмоционально-ценностного обнищания образования мы пытаемся аргументировать право на самостоятельное существование этноэстетиче-ской культуры педагога, которая представляет собой профессионально значимое инте-гративное качество личности, включающее систему этноэстетических знаний и способов деятельности, определяющих позицию педагога в целостном педагогическом процессе и обеспечивающих взаимодействие с социальным окружением. Таким образом, этноэстетическая культура - это специализированная часть культуры личности, системообразующими элементами которой выступают эстетические отношения и соответствующая им система этноэстетических ценностей.

Этноэстетическая культура педагога формируется и проявляется в общении и деятельности и характеризуется динамичностью, структурностью, творческой направленностью, разнообразием средств, личностной обусловленностью коммуникантов, взаимодополняемостью рационального и эмоционального.

Педагог является носителем этноэстетической культуры (как части культуры общества вообще), выполняет функции организации эстетико-воспитательной деятельности учащихся и управления ею с целью интериоризации воспитанниками этноэсте-тических ценностей и овладения способами творческой деятельности с последующей экстериоризацией социально-эстетических ценностей.

Концептуальная модель формирования этноэстетической культуры личности преподавателя в университете представлена нами в виде следующих ведущих идей и теоретических основ:

- национальный контекст культуры, раскрывающий этнические особенности и ценности русского народа, специфические черты его менталитета и духовной культуры;

- интеграция ценностей традиционной народной культуры в системе высшего профессионального образования с целью обеспечения этнической идентификации, свободы и творческого развития, профессиональной компетентности будущего преподавателя;

- преемственность культурных традиций, их социальная обусловленность.

Народное искусство обращено к истокам, это символический язык нации, запечатлевший традиции, способы деятельности, образ страны. В нем воплощены духовные и эстетические ценности этноса, самобытная духовная и материальная культура.

Стратегическая цель: создание условий для проявления элементов традиционной народной культуры в образовательном пространстве университета, что обеспечит развитие этнической идентификации, творческой направленности и профессионально-педагогической компетентности студентов и будет способствовать становлению их эт-ноэстетической культуры.

Задачи концепции:

1) разработка регионального компонента ГОС ВПО по педагогике;

2) создание идеальной модели будущего преподавателя со сформированной эт-ноэстетической культурой;

3) изменение теоретических и методических подходов, разработка технологии, обеспечивающей реализацию содержания и формирование этноэстетичеческой культуры преподавателя в университете;

4) создание модели поэтапного формирования этноэстетической культуры преподавателя в различных видах педагогической и социальной деятельности студентов;

5) создание широкого поля научно-исследовательской деятельности студентов как пространства проявления активной жизненной позиции личности в изучении, сохранении и трансляции культурного наследия русского народа.

Концептуальные теоретические положения определяют основные принципы:

• народности: отражает культурные идеалы и идеи, сложившиеся в русском этносе, обеспечивающие гражданское и патриотическое воспитание студенческой молодежи и изменяющие национальное сознание и формирующие менталитет;

• культуросообразности: заключается в усилении ценностных ориентаций в содержании учебных программ в контексте диалога культур и диалога личностей и возможности воспроизведения культурного опыта в собственной профессионально-педагогической деятельности;

• природосообразности: обеспечивает индивидуальный путь этноэстетического развития студентов и усвоение ими содержания образования;

• гуманистической ориентированности: предполагает учет индивидуальных особенностей студентов, построение индивидуальных траекторий включения в этноэ-стетическую деятельность с целью реализации программы развития и саморазвития личности;

• преемственности и интеграции содержания этноэстетического образования в высших и средних образовательных учреждениях как необходимого условия для становления этноэстетической культуры личности будущего преподавателя;

• единства научной, прикладной и профессионально-педагогической информированности и практической деятельности

будущих преподавателей как условия их творческой реализации и становления культуры;

• системного анализа как методологического средства исследования существующих сложных проблем в области культурно-национального развития общества с целью принятия решений практического характера.

В соответствии с данными концептуальными подходами можно выделить три основных составляющих ее структуру компонента: аксиологический, технологический и личностно-творческий. В раскрытии содержания этноэстетической культуры преподавателя мы использовали аксиологический подход, основой которого являются педагогические ценности. Ценность - это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему нужно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением. При анализе проблемы ценностей проявляются различные подходы:

- культурно-антропологический (Р.Ф. Бенедикт, М. Мид, Н. Фрийда, Г. Яхода, Дж. Берри), рассматривающий индивида как носителя культуры;

- философский, изучающий содержание ценностей, их онтологический статус и связь с другими философскими категориями (И. Кант, В. Виндельбанд, Р. Рикерт, Р.Б. Перри, М. Шеллер, Л.М. Архангельский, A.M. Коршунов, Л.А. Микешина, Л.Н. Сто-ловин, В.П. Тугаринов);

- социологический, выделяющий ценностные ориентации как некоторый компонент социальной системы в связи с нормами и социальной значимостью (P.M. Вильяме, К. Клакхон, Т. Парконс);

- психологический, рассматривающий ценности как элементы структуры сознания (В. Брожик, Б.С. Круглое, С.Л. Рубинштейн);

- социально-психологический, изучающий роль ценностей в интеграции действий социальных групп и их влиянии на поведение (Ю.М. Жуков, А. Маслоу, Н.Ф. Наумова, К. Роджерс, М. Рокич, Ю.И. Соколовский, Е.В. Шорохова, В.А. Ядов);

- психолого-педагогический, акценти-

рующий внимание на роли ценностных ори-ентаций в развитии личности (Е.С. Волков, Н.А. Волкова, Б.С. Круглое, Г.Е. Залесский, Д.И. Фельдштейн).

Отмечается, что предметом специального исследования является соотнесение ценностей и ценностных ориентации личности, рассмотрение их как компонентов более сложной, иерархически организованной структуры отношений личности к условиям ее существования. Предложено несколько классификаций ценностей:

1) базовые (стиль жизни, убеждения, стандарты) и оперативные (связанные с конкретным поведением);

2) терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-редства);

3) предметные (как объекты ценностных отношений) и субъективные (способы, благодаря которым происходит оценка);

4) индивидуальные ценности, ценности группы и общечеловеческие ценности;

5) производительные и потребительные ценности.

Показано, что ценностные ориентации выступают в качестве регуляторов поведения, поскольку именно на их основе личность выбирает те или иные социальные установки в качестве целей конкретной деятельности в конкретной ситуации. При этом каждая ценностная ориентация в реальных условиях осуществляет лишь свой частный вклад в определение состояния нужды в чем-то, которое возникает как результат сопоставления всех ценностных критериев выбора поведения с наличной ситуацией. В данной связи можно сделать вывод об особой роли ценностных ориентаций как ценностной составляющей профессионально-педагогической культуры личности.

В широком смысле слова, по мысли Гинецинского, «ценностные ориентации -это вербализованные и осознанные субъектами идеологические, политические, моральные, эстетические основания оценивания субъектов, дифференциации их по субъективной значимости». Система ценностных ориентаций образует направленность человека и формируется как особый когнитивно-конативный комплекс в структуре регуляции

деятельности. Механизм развития системы ценностей личности связан с осознанием и реальной необходимостью разрешения конфликтов в мотивационной сфере, отборе личностных устремлений и поступков, в наиболее общей форме выраженный в противостоянии должного и желаемого.

Применительно к профессионально-педагогической деятельности ценности в специфическом их выражении обнаруживаются через отношение педагога к профессиональной теории, социокультурному окружению, через его готовность и реальную способность оценивать свою собственную деятельность с позиций принятия или отторжения общественным мнением или самосознанием. Перед человеком, занимающимся педагогической деятельностью, постоянно возникают задачи, требующие осмысления, оценки педагогической реальности, поиска решений в конкретных ситуациях. Немаловажную роль при этом играет активность, избирательность личности как в оценке, так и в процессе создания и применения ценностей.

В процессе педагогической деятельности преподаватель овладевает идеями и концепциями, приобретает знания и умения, которые в зависимости от степени употребления их в реальной жизни оцениваются им как более или менее значимые. Те, которые положительно оцениваются на данный момент времени как наиболее значимые для общества, конкретной педагогической системы или личности, выступают в качестве педагогических ценностей. История общества, культуры и педагогики показывает, что ценности не остаются неизменными на протяжении времени, они переосмысливаются, переоцениваются в зависимости от конкретной социокультурной ситуации. На этом основании ценности могут рассматриваться, по словам И.Ф. Исаева, «в качестве своеобразных жизненных, профессиональных ориентиров, с которыми педагоги соотносят свою деятельность».

Содержательную основу аксиологического компонента этноэстетической культуры преподавателя составляют часть традиционных духовных ценностей русского на-

рода, отражающих отношения к прекрасному в тех ценностных ориентирах, на которых держится общество на протяжении веков в целом. Эстетические ценности личности отражают значение для нее эстетических знаний, умений и навыков, соотношение личностных устремлений с общественными; характеризуют отношение личности к эстетическим явлениям, эстетическим процессам, эстетической деятельности, к самой личности и сообществу. Формирование эстетической культуры личности выступает одним из элементов процесса формирования культуры личности. Эстетическая культура имеет свою структуру, задачи, содержание, а также свои факторы, формы и способы преломления общих методов и средств формирования личности. Эстетическая культура личности как самостоятельное образование выступает всеобъемлющей характеристикой других видов культуры личности (трудовой, нравственной, интеллектуальной), являясь их составным элементом и системообразующим признаком. Этнокультурный контекст эстетических ценностей личности преобразует их в самостоятельную структуру, характеризующую патриотизм и духовность личности, возможность ее соотнесения с таким новообразованием как национальный характер, который выступает результатом, с одной стороны, телесного влияния (природы, особенностей социума), а с другой - духовными образованиями, эстетическими ценностями, в том числе.

В процессе интериоризации данной системы профессиональных и личных эт-ноэстеических ценностей выкристаллизовываются интегральные национальные ценности, которые проявляются лишь при целенаправленной этноэстетической деятельности.

Патриотизм как сплав памяти поколений - основа духовности как характеристики личности. Воспитание любви к родной земле, природе, развитие способности созерцать ее красоту, овладение поэтическими формами родного языка через многочисленные произведения русского фольклора помогают проникнуться красотой Родины, формирует способность отозваться на нее

словом, песней, что расценивается как начало пробуждения духовной силы человека.

Духовность не сводится к рациональному осмыслению своего бытия, она представляет собой сложный синтез сознательных, бессознательных и подсознательных оценок и знаний. Стержнем индивидуального духа выступает вера. Предмет веры многообразен в конкретных формах своего проявления - Бог, государство, природа, другой человек, собственная личность. Вокруг веры аккумулируются другие составляющие индивидуального духа, прежде всего совесть, надежда, красота и т.п.

Однотипные реакции личности в привычной социокультурной ситуации в форме чувств и состояний составляют национальный характер, как бы «общество внутри нас», т.е. набор качеств личности, которые устойчиво повторяются у лиц, принадлежащих к одному обществу или одной культуре. Русский национальный характер характеризует физическое, душевное, духовное и психологическое единство русского народа как родство кровное, культурно-языковое, а также черт характера и веры.

Мы рассматриваем процессы присвоения личностью системы этноэстетических ценностей, которые протекают в рамках университетского образования. Таким образом, базовыми этноэстетическими ценностями в системе университетского образования выступают:

• культурно-исторические традиции русского народа;

• эстетические ценности традиционного русского искусства (фольклор, народные помыслы, народные праздники и т.п.);

• ценностное отношение к русской природе, культуре, семье;

• ценности педагогической профессии, как деятельности, транслирующей этнокультурные ценности от одного поколения к другому;

• ценности различных видов образовательной и воспитательной деятельности в университете как среды присвоения, сохранения и воспроизведения этноэстетиче-ских ценностей русского народа.

Эстетическая составляющая культурно-исторического наследия русского народа составляет аксиологическую основу этноэ-стетической культуры личности будущего преподавателя. Причем преподаватели университета обычно акцентируют внимание на творческой стороне ценностей традиционной народной культуры, а студенты приоритетное значение придают ценностям прикладного характера. В наиболее общем виде аксиологический компонент этноэстетиче-ской культуры личности характеризует восприимчивость конкретной личности к этноэ-стетической информации, ее специфике в современной социокультурной ситуации и определение места в системе современного университетского образования; осознание педагогической значимости этноэстетиче-ских ценностей и определение их личностного смысла.

Аксиологический компонент этноэ-стетической культуры личности преподавателя характеризует последнюю как статичное явление. Чтобы подчеркнуть процессу-альность формирования этноэстетической культуры личности преподавателя в университете, необходимо исследовать ее технологический компонент. Технологический компонент этноэстетической культуры личности преподавателя характеризует способы ее формирования, механизмы удовлетворения этноэстетических потребностей личности. Технологическая характеристика этноэсте-тической культуры личности преподавателя может быть раскрыта через описание совокупности приемов и способов педагогического воздействия в процессе этноэстетиче-ского образования или этноэстетического воспитания (М.М. Левина, Н.Е. Щуркова). Содержание педагогической технологии составляют: педагогическая техника преподавателя, технология педагогического общения, технология проведения аудиторных и внеаудиторных занятий, технология организации самостоятельной работы студентов, технология организации научно-исследовательской работы студентов и др. Данный перечень применяемых в процессе формирования этноэстетической культуры личности преподавателя педагогических техноло-

гий можно продолжать, так как любая педагогическая деятельность по своей природе технологична. Если педагогическую деятельность рассматривать как решение многообразных задач (В.В. Сериков, А.И. Уман), то этноэстетическая деятельность на технологическом уровне может быть представлена как последовательность таких технологий, как технология целеполагания, технология конструирования, технология организации, технология педагогического анализа, технология регулирования и педагогической коррекции, основными технологическими единицами которых, в рамках и в логике нашего исследования, выступают технология решения педагогических задач, технология решения педагогической (проблемной) ситуации и технология игровой деятельности.

Таким образом, технологический компонент этноэстетической культуры преподавателя предполагает не только знание конкретных педагогических технологий, логической последовательности технологических приемов, действий, операций, но и применение данных технологий в практике университетского образования. Кроме этого операционального аспекта (обусловленного стандартами, программами, планами, спецификой изучаемых дисциплин), технологические действия наполняются личностными смыслами, направленными на формирование этноэстетической культуры личности, отражающими творческий характер деятельности педагога.

Ценности этноэстетической деятельности, технологии их практической реализации становятся факторами формирования личности будущего преподавателя лишь в условиях творческой деятельности. Лично-стно-творческий компонент этноэстетиче-ской культуры преподавателя заключается в неповторимом, личностно-обусловленном усвоении способов этноэстетической деятельности личности преподавателя, а также успешного осуществления этих функций на основе использования своего творческого потенциала. Приобщение личности к педагогической деятельности создает реальные возможности для ее творческой самореали-

зации. Творческая самореализация педагога - цель формирования профессионально-педагогической культуры и ее этноэстетиче-ской составляющей, в том числе. В содержании личностно-творческого компонента этноэстетической культуры преподавателя мы выделяем: позицию личности по отношению к этническим и эстетическим ценностям; индивидуальный стиль общения и взаимодействия (на основе диалога и сотрудничества); творческий потенциал личности.

Таким образом, позиция будущего преподавателя в процессе формирования этноэстетической культуры его личности тройствена: он усваивает этноэстетическую культуру общества, выступая носителем ее ценностей, являясь объектом социально-педагогического воздействия; проявляется в определенной социокультурной среде как носитель и транслятор этноэстетических ценностей в определенных видах деятельности; создает и развивает этноэстетическую культуру как субъект педагогического творчества.

Проведенный анализ подчеркивает возможность выделения в структуре этноэ-стетической культуры личности преподавателя трех ее компонентов: аксиологического, технологического и личностно-творческого. Данная характеристика структуры этноэстетической культуры будущего преподавателя позволяет описать профес-сиограмму специалиста социально-гуманитарного профиля, получающего дополнительную квалификацию «Преподаватель», с позиции наличия соответствующих этноэ-стетических ценностей и руководства ими в деятельности и общении, знания и владения соответствующими педагогическими технологиями и креативности личности. Таким образом, профессиограмму специалиста можно представить как модель, содержащую два вида характеристик личности, значимых для ее этноэстетической характеристики, в силу двуединого характера этноэ-стетических ценностей и объектно-субъектной природы педагогической деятельности: эстетический и педагогический или личностный и профессиональный.

Стратегические направления реализации концепции формирования этноэстети-ческой культуры личности преподавателя в системе высшего профессионального образования:

- разработка возможностей наполнения этноэстетическим материалом содержания традиционных курсов, изучаемых в университете (циклы ГСЭ и ЕН ГОС ВПО);

- разработка регионального компонента ГОС ВПО для студентов социально-гуманитарных специальностей, получающих дополнительноую квалификацию «Преподаватель»;

- изменение содержания и форм организации педагогической практики, научно-исследовательской работы студентов и психолого-педагогического практикума как среды этноэстетической деятельности студентов и проявления профессиональных и творческих способностей трансляции ценностей традиционной народной культуры;

- инновирование традиционных и разработка диалоговых технологий, обеспечивающих этноэстетическое развитие будущих преподавателей;

- разработка соответствующего научно-методического аппарата, обеспечивающего процесс формирования этноэсте-тической культуры личности преподавателя в университете.

Действенность данной концепции возможна в случае построения и реализации модели управления процессом формирования этноэстетической культуры личности преподавателя в университете, которая строится на следующих основных положениях:

1. Результативность формирования эт-ноэстетической культуры личности в университете обеспечивается при условии продуктивного взаимодействия преподавателей и студентов, их активности при обеспечении качественных изменений, что создает условия для непрерывного личностного и профессионального роста.

2. На уровне субъектов формирования этноэстетической культуры личности преподавателя в университете выявляется направленность деятельности на разработку

«социального заказа», наполнение регионального и вузовского компонентов ГОС, проектирование профессиограммы, обеспечение активного взаимодействия субъектов, диагностику и рефлексию качества и уровня сформированности этноэстетической культуры личности преподавателя.

3. В результате взаимодействия объектов и субъектов формирования этноэстети-ческой культуры личности преподавателя формируется социокультурное пространство, реализуемое как в рамках университета, так и в образовательных учреждениях города и области, а также в иных социально активных делах. При этом используются ресурсные возможности университета, исторические, национальные и культурные традиции региона, влияющие на формирование этноэстетической культуры личности преподавателя.

4. Культурно-творческая направленность образовательной системы способствует формированию системы этноэстетиче-ских ценностей и технологий, осознанию себя в качестве носителя и субъекта этноэ-стетической культуры, способного к самостроительству собственной деятельности и поведения и вхождению в культуру.

5. Источником развития этноэстетиче-ской культуры личности преподавателя должна стать его активность и направленность на диалоговое взаимодействие.

6. Важнейшим условием формирования этноэстетической культуры личности преподавателя является непрерывность профессионального и личностного саморазвития.

Конечный результат, который мы предполагаем получить от внедрения разработанной нами модели поэтапного формирования этноэстетической культуры личности преподавателя в университете и данной концепции - повышение уровня сформиро-ванности этноэстетической культуры личности будущего специалиста социально-гуманитарного профиля.

Об авторе

Алдошина Марина Ивановна, канд. пед. наук, доцент кафедры общей педагогики Орловского государственного университета. maraldo@orel.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.