УДК [378.016:62]:37
Никитин Геннадий Андреевич
кандидат педагогических наук, доцент
Павлова Светлана Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары
gnikitin @ e-mail.ru, 555svp@rambler.ru
ОБЪЕКТИВНАЯ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ОБЩЕСТВОМ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ НА ЭТНОЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ
Статья посвящена проблеме формирования технологической культуры будущих бакалавров - учителей технологии. Обосновывается в качестве дидактического базиса совершенствования процесса комплекс этноэстетических ценностей. Показаны этноэстетические факторы, функции, средства формирования технологической культуры. Предлагается структурная модель формирования технологической культуры будущих бакалавров.
Ключевые слова: этноэстетические ценности, формирование технологической культуры, технологическое образование, национальный менталитет, архаичные технологии, методика.
Масштабные преобразования, происходящие в обществе, способствовавшие изменению ценностей во всех направлениях человеческой жизни, показали, что XXI век будет эпохой противоборства, диалога культур. В стратегическом плане обмен особенностями их категорий предусматривает определение человеческого потенциала, выявление природных ресурсов, новых технологий. Соответственно, базисом материализации обозначенных ориентиров выступают образовательные учреждения. При этом, как показывает жизненная практика, игнорирование прошлого, слепое предпочтение ценностей других культур, не адаптированных к этническому менталитету, приведет лишь к непредсказуемым последствиям.
Стало очевидным то, что за короткий период общечеловеческие ценности, направляющие подрастающую молодежь добиваться успеха в жизни посредством физического или умственного труда, заменились прагматизмом, т.е. практическими интересами, иллюзорно создающими образ сиюминутной выгоды и пользы. Однако, как реализовать желаемое в жизненных реалиях, кроме воображаемых представлений материального обеспечения жизни, научно не раскрывается и на практике педагогически не показывается.
Отсутствие ясной перспективы подготовки обучающихся к жизни, где нет веками выверенных эстетических идеалов этносов, национальных ориентиров духовного образования личности, само собой приводит лишь к разрушению в их сознании ценностной шкалы трудового уклада жизни в рамках традиционного трудолюбия, человеколюбия, устремления к новому и т.д.
При этом неоправданное преуменьшение функций таких практикоориентированных предметов, как «Технология» и «Черчение» в школьном учебном плане, еще больше усугубляет процесс обращения выпускников к техническим, педагогическим специальностям, адаптации их в социаль-
но-экономической среде. Тем самым, на официальном уровне уничтожается выработанный веками деятельностный опыт эстетики педагогических ценностей труда этносов по обустройству молодежи в жизни. Значимость этноэстетической дидактики ярко проявляется в знакомых нам с детства философии народных поговорок: Без ученья, без труда и жизнь негодна никуда. Без труда нет добра. Рус. Труд красит жизнь. Труд - правило жизни. Человек славен своей работой. Чув. Труд славит человека. Мар. Доброе дело красит человека. Морд. Хорошая работа - немеркнущая слава. Тув. и др.
К сожалению, на примере «успешных людей» на смену позитивным ценностям приходят другие, подобные таким: «Деньгами и попа можно купить и бога обмануть». Соответственно, этноэстетиче-ские ценности обучения труду в виде инструмента формирования технологической культуры в рамках таких личностных качеств, как трудолюбие, эстетическое отношение к труду, окружающим, получение удовлетворения от его результатов, почитание человека труда, любовь к малой родине, отчизне, выхолащиваются из социальной среды, формируя в неокрепшем сознании молодежи ложные ценности. Так, на первый взгляд, безобидные прагматичные ценности, пришедшие взамен общеэтническому трудолюбию, направленному на самоутверждение, самореализацию в социуме, для некоторых обучающихся создают предпосылки беззаботной жизни: самоуспокоения в алкоголе, наркотиках, а также - самоутверждения и самовыражения в неформальных организациях типа скин-хендовских и тому подобных.
Важность решения назревшей проблемы в обществе признается на правительственном уровне. В Чувашской Республике много делается в обогащении педагогического пространства этническими ценностями, в обращении молодежи к труду как к смыслу жизни. Этнопедагогической установкой выступает объявленный главой Чувашской Республики М.В. Игнатьевым 2016 год «Годом Челове-
© Никитин Г.А., Павлова C.B., 2016 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
139
ка труда», министром образования и молодежной политики - В.Н. Ивановым «Годом технологии». Общие положения указов представляются методологическим ориентиром инновационного подхода к подготовке обучающихся к самостоятельной трудовой жизнедеятельности, как акта формирования технологической культуры на этноэстетических ценностях.
Важной целью инновационного подхода к осуществлению данного процесса в контексте диалога традиционных и новых культур является: научить студентов учиться жизни в течение профессиональной жизнедеятельности. В воплощении цели в жизненную практику следует выделить такие задачи:
- привитие любви к своей Родине, которая начинается с этнической эстетической культуры родительского дома и заканчивается полиэтнической национальной культурой Отчизны;
- формирование трудолюбия, человечности, добродетели, коллективизма, предприимчивости;
- развитие хозяйского, технологического, творческого, проектного, профессионально-педагогического мышления как основы адаптации обучающихся для жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях и др.
Для реализации обозначенной цели и задач, в рамках проекта по развитию научной и технологической грамотности возникает вопрос: Как эффективно осуществлять профессиональную подготовку бакалавров с той частью молодежи, которые выросли в искусственных условиях обеспеченности, где материальные потребности преобладали над духовными? Исходя из положительного многовекового опыта по подготовке молодежи к трудовой жизни, само собой напрашивается ответ. Его суть заключена в назревшей в обществе проблеме, которая выражается в социализации существующей системы формирования технологической культуры. В рамках исследования это интегративный учебно-воспитательный процесс, осуществляемый на научных и гуманистических педагогических ценностях этноэстетики, способствующих осознанному освоению комплекса технологических, психолого-педагогических, методических знаний, умений и навыков, саморазвитию технологического, проектного, творческого мышления, этико-эсте-тических и других качеств личности.
В решении данной проблемы важным представляется систематизация имеющегося в педагогической практике опыта по формированию у студентов технологической культуры. В педвузах страны данный процесс осуществляется посредством учебных дисциплин профессионального блока. Не исключая определенных достижений, мы должны признать, что предлагаемые в них методики не всегда оказываются эффективными. Особенно это касается области духовного образования на традиционных ценностях, т.е. отсутствия
в педагогических инструментариях дидактических составляющих этноэстетики.
Для демонстрации педагогических возможностей, широты географии, глубины и устойчивости данного понятия в науке, образовательной практике обратим внимание на следующие факты. Методологические особенности дидактического контекста этноэстетики прослеживаются:
- с 1989 года в виде понятия народная эстетика (Украина) [4], с 1992 г. (Россия) [6], с 1994 г. -эстетических особенностей этнопедагогики (Республика Беларусь, Молдова) [13];
- с 1998 г. - тезиса об этноэстетике (Финляндия) [15];
- с 1999 г. - статей на международных научно-практических конференциях (в том числе и при РАО, например, «Этноэстетика как феномен национальной культуры воспитания» (Чувашская Республика) [11], 2008 г. - «Этноэстетика быта народа Мари» (МарийскаяРеспублика) [17], 2012 г. «Тенденции развития этноэстетики в образовательном пространстве финно-угорского мира» (Мордовская Республика) [8] и др.; статей в различных журналах с 2002 г. в рамках концептуальных основ предмета «Этноэстетика» (Казахстан) [2], 2013 г. - методологических особенностей образовательного аспекта этноэстетики [9] и др.;
- с 1999 г. в диссертационных исследованиях по направлениям: формирование этноэстетиче-ской культуры (г. Уфа) [7]; 2003 г. - этноэстети-ческое воспитание (Чебоксары) [16]; 2009 г. -формирование этноэстетической культуры (г. Курск) [1]; 2010 - етноестетика укра'тського тсенного фольклору (Украина) [5] и др.;
- с 2012 г. в форме монографий, концепций, учебных пособий, например, «Основы казахской этноэстетики» (Казахстан) [3; 2], «Основы эстетики» (Беларусия) [14], этноэстетика в образовательном пространстве [11; 12] и др.;
- с 2012 г. как учебный предмет «Этноэстети-ка» в вузах Казахстана [3], Мордовской Республики [9] и др.
Широта распространения понятия этноэсте-тики убедила нас не только в актуальности, но и в необходимости разработки этноэстетической проблематики как составной части этнокульту-ры, этнопедагогики, познание которых во многом способствует проектированию педагогических технологий, направленных на развитие особых качеств личности в процессе формирования технологической культуры. К ним относятся трудолюбие, нетерпимость лени, «самость» (самомотивация к деятельности, самоактуализация, самореализация, самоутверждение, творческое саморазвитие), этноэстетический идеал, этноэстетическое переживание, этноэстетическое сознание, а также способность ощущать труд как ценность, видеть, чувствовать в нем красоту, воспроизводить и эсте-
140
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
тически ее выражать на практике с позиции менталитета.
Соответственно, в целостном процессе формирования у будущих бакалавров технологической культуры следует обозначить интегративность функций понятий «труд», «этноэстетика» и исходящие из них научные области «технология», «дизайн». Сущностные их предметы - это взаимосвязанные, перманентные явления, дидактические категории, постоянно продолжающиеся, нуждающиеся в педагогической инноватике в системе «прошлое», «настоящее», «будущее».
В данной системе этноэстетика выступает как философия жизни, методологическая предпосылка формирования технологической культуры. Ее предмет рассматривается как динамическая область развития у будущих бакалавров этноэстети-ческого сознания, как инструмент взаимодействия исторических, социальных ценностей, в первую очередь педагогических, духовных, производственных отношений в процессе обучения технологии школьников.
Этноэстетическими факторами систематизации учебно-воспитательного содержания по формированию у будущих бакалавров технологической культуры представляются природа, труд, традиции, социальное бытие, искусство, идеал, символы (пиктограммы, орнаменты, личности, события, идеи). Функциями профессиональной подготовки - формирование технологических, педагогических, методических знаний, умений и навыков, развитие эстетических чувств, чувственного восприятия мира, качеств рассудочного, интеллектуального оценивания картины мира; формирование эмоционально-волевых качеств; привитие любви к детям, труду, прекрасному; подготовка к профессиональной жизнедеятельности. Средствами формирования технологической культуры являются предметы народных рукоделий, ремесел, художественных промыслов, архаичные технологии вышивки, ткачества, лозоплетения, домовой резьбы, корнепластики, металлопластики и др.
Методологическим базисом повышения эффективности формирования технологической культуры будущих бакалавров выступают личностно ориентированная (культ ребенка, обучающегося), культурологическая, развивающаяся парадигмы. Сущностные их характеристики осуществляются в таких методиках, как аксиологический подход в реализации идеи гуманизации содержания данного процесса, деятельностный подход к новообразованию личностных качеств будущего бакалавра, этноэстетический подход к изучению курса культуры родного края, интегративный подход к обучению технологий в рамках курсов народных промыслов и дизайна, дифференцированное, личностное обучение приемам трансформирования ценностей архаичных технологий в составлении
планов-конспектов к занятиям в учебных мастерских, разработке методик изучения современных индустриальных технологий и т.д., системно-ролевой подход к практической деятельности будущего учителя технологии в ходе прохождения пассивной и активной педагогической практики в различных образовательных заведениях.
Важным фактором запуска комплекса названных подходов в формировании технологической культуры является учет уровня эстетического восприятия мира и эмоционально-волевого выражения чувственных явлений в самостоятельной педагогической, творческой деятельности. Активизация у будущих бакалавров интеллектуального оценивания окружающей среды как образовательного пространства на основе трансформации этно-эстетических ценностей с позиции современного дизайна, научной педагогики становится следующим этапом развития практико-деятельностного понимания технологической картины мира. Она выражается комплексом накопленных обществом этноэстетических, научно-технологических, педагогических знаний о средствах и методах преобразовательной, творчески-созидательной, учительской деятельности как инструмент формирования этноэстетического сознания, технологического, профессионального мировоззрения.
Структурная модель формирования технологической культуры будущих бакалавров предусматривает интегративность этноэстетических ценностей в базовое (инвариантное) содержание профессиональной подготовки по направлению «Педагогическое образование», профилю «Технология». Под базовым содержанием данного процесса выступают этапы от освоения комплекса технологических, духовных, педагогических знаний и умений, развития личностных качеств, интересов, потребностей, ценностных ориентаций до выражения свойств технологической культуры в практической, проектной, инновационной деятельности с учетом познавательных, эмоционально-волевых качеств личности. Синтез научных и этнических образовательных областей является приоритетом не только освоения минимальных профессиональных, технологических знаний, умений и навыков, но и духовных как базы социализации свойств личности в жизненных социально-экономических реалиях. Основной единицей формирования технологической культуры является проектная деятельность. Совместная работа кафедр технолого-экономического факультета с другими учебными подразделениями педвуза способствует этноэстетизации целостного процесса по формированию мотивационного (эмоционально-ценностного), когнитивного (интеллектуально-творческого) и деятельностного (профессионально-деятельного) компонентов технологической культуры будущих бакалавров.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
141
Библиографический список
1. Алдошина М.И. Формирование этноэстетической культуры будущих преподавателей в образовательном процессе университета: дис. ... д-ра пед. наук. - Курск, 2008. - 440 с.
2. Акбаева Л.Н. Основы этноэстетического образования в Казахстане // Высшая школа Казахстана. - 2003. - № 1. - С. 172-175.
3. Акбаева Л.Н. Основы казахской этноэстети-ки. - Алматы: Атам^ра, 2012. - 264 с.
4. Белов В.И. Лад. Очерки о народной эстетике. - М.: Мол. гвардия, 1989. - 362 с.
5. Гарасим Я.1. Етноестетика укранського тсенного фольклору: дис. ... д-ра фшол. наук. -Кшв, 2010.
6. Ефимов А.И. Народность эстетического воспитания в наследии передовых русских педагогов второй половины XIX века и просветителей народов России. - Чебоксары, 1992. - 84 с.
7. Исламова З.Ф. Народное искусство как средство формирования этноэстетической культуры будущего учителя начальных классов: дис. ... канд. пед. наук. - Уфа, 1999. - 181 с.
8. Логинова М.В. Тенденции развития этноэ-стетики в образовательном пространстве финно-угорского мира // Регионология. - 2012. - № 2. -С. 168-169.
9. Логинова М.В. Методологические особенности образовательного аспекта этноэстетики // Социально-антропологические проблемы информационного общества. Выпуск 1. - Концепт. -2013. - ART 64009. - URL: http://e-koncept.ru/ teleconf/64009.html - ISSN 2304-120X.
10. Никитин Г.А. Этноэстетика как феномен национальной культуры воспитания // Этнопеда-гогические проблемы обучения и воспитания: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - М.: Гос. науч.-иссл. ин-т семьи и восп. РАО, 1999. - С. 5859.
11. Никитин Г.А. Концепция формирования технологической культуры учащейся молодежи в контексте педагогической составляющей этноэстетики. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. - 92 с.
12. Никитин Г.А. Концепция формирования технологической культуры учащейся молодежи в контексте педагогической составляющей эт-ноэстетики. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. - 92 с.
13. Салееу В.А. Этнапедагопка i эстэтычнае развщцё асобы. - Мшск: [Нацыянальны шстытут адукацьи], 1994. - 181 с.
14. Салеев В.А., Кирпиченок Е.В. Основы эстетики. - Минск: Выш. шк. 2012. - 208 с.
15. Sallamaa К. Etnofuturismi luo tulevaisuutta // Hiidenkivi. - 2003. - № 1. - C. 30-32.
16. Чернова М.В. Формирование готовности студентов педвузов к этноэстетическому воспитанию детей дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2003. - 263 с.
17. Чупряков И.С. Этноэстетика быта народа Мари // Этноэстетический аспект ремесел в педагогической системе И.Я. Яковлева и перспективы технологического образования учащейся молодежи: сб. науч. ст. по материалам Всеросс. науч.-практ. конф. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. - С. 198-204.
142
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22