Научная статья на тему 'Этносоциализация процесса формирования технологической культуры будущих учителей на эстетическом аспекте трудового обучения Симбирской чувашской учительской школы'

Этносоциализация процесса формирования технологической культуры будущих учителей на эстетическом аспекте трудового обучения Симбирской чувашской учительской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / И.Я. ЯКОВЛЕВ / ЭТНОСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭТНОЭСТЕТИКА / РЕМЕСЛА / ЗЕМЛЕДЕЛИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДИК / DEVELOPMENT OF TECHNICAL MERIT / IVANYAKOVLEV / ETHNO-SOCIALIZATION / ETHNO-AESTHETICS / CRAFTS / AGRICULTURE / APPROACHES PROJECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Геннадий Андреевич, Павлова Светлана Владимировна

С позиции культурологического подхода рассматривается проблема этносоциализации процесса формирования технологической культуры будущих учителей технологии. В этом ключе предпринимается попытка осмыслить педагогический опыт И.Я. Яковлева по использованию этноэстетических ценностей в трудовой подготовке воспитанников Симбирской чувашской учительской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитин Геннадий Андреевич, Павлова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethno-socialization of technical merit of expectant teachers development process based on aesthetic aspect of labour training in Simbirsk Chuvash pedagogic school

The article is devoted to the value of the ethno-easthetics, to the search of paradigms of building up technological culture of expectant Technology teachers. It reveals the ways to learn new pedagogic technologies, the ways to apply them in educating students, in training, in order to create alternative methods.

Текст научной работы на тему «Этносоциализация процесса формирования технологической культуры будущих учителей на эстетическом аспекте трудового обучения Симбирской чувашской учительской школы»

УДК 378.016

Никитин Геннадий Андреевич

кандидат педагогических наук, доцент

Павлова Светлана Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары

gnikitin@mail.ru, 555svp@rambler.ru

ЭТНОСОЦИАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ЭСТЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ СИМБИРСКОЙ ЧУВАШСКОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

С позиции культурологического подхода рассматривается проблема этносоциализации процесса формирования технологической культуры будущих учителей технологии. В этом ключе предпринимается попытка осмыслить педагогический опыт И.Я. Яковлева по использованию этноэстетических ценностей в трудовой подготовке воспитанников Симбирской чувашской учительской школы.

Ключевые слова: формирование технологической культуры, И.Я. Яковлев, этносоциализация, этноэстетика, ремесла, земледелие, проектирование методик.

Инновационное преобразование в системе высшего образования в виде двухуровневой профессиональной подготовки учителей технологии требует от педагогов систематизации накопленного опыта в этой деятельности, отбора прогрессивных методик, разработки педагогических технологий учебно-воспитательного содержания применительно к новому стандарту. Известно, сложившиеся в системе вузовского образования формы, методы и средства обучения в большинстве случаев направлены на передачу знаний, отработку навыков в пределах компетенций будущей профессии. Многолетний педагогический опыт подтверждает, что такая тенденция в полной мере не может обеспечить формирование у студентов социально ориентированных профессиональных компетенций. Среди них ярко обозначается проблема формирования технологической культуры на многомерных ценностях прошлого, настоящего и будущего. При этом, сложность проблемы специализации «Технология» по направлению «Педагогическое образование» бакалавриата усугубляется еще тем, что этот процесс автоматически сокращается на целый календарный год.

В связи с этим особую значимость приобретает оптимизация данного процесса использованием истории педагогической культуры этносов, с одной стороны, в области эстетики социального опыта трудового воспитания, основанных на технологиях землеобработки, народных рукоделий, ремесел, промыслов, а с другой - в ориентировании студентов к научно-исследовательской работе по выявлению, отбору проверенных временем ценностей педагогического наследия отдельных просветителей в области трудового обучения [6, с. 131]. В Чувашской Республике богатым педагогическим арсеналом, как эффективным средством этносоциальной профессионализации будущих учителей технологии обладает этноэстетичность педагогического наследия трудового обучения И.Я. Яковлева, накоплен-

ных в деятельности Симбирской чувашской учительской школы с середины XIX века [3].

Инструментарием развития у студентов активной позиции в поисковой, исследовательской, научно-исследовательской работе берется культурологический подход к обозначенной проблеме. Его суть заключается не только в обучении исследовать его прошлый педагогико-социальный опыт, но и в освоении компетенции преобразовывать отдельные прогрессивные этноэстетические элементы в нововведения, педагогические инноватики. Такой подход создает условия естественности использования установки чувашского просветителя И.Я. Яковлева в русле этноэстетической дидактики «знать, не только чтобы знать - знать, чтобы мочь» как и эффективное средство освоения технологических, профессиональных, духовных знаний, умений и навыков, так и ориентира проектирования новых методик формирования технологической культуры [4, с. 9].

Целенаправленные идеи чувашского просветителя по использованию различных ремесел, женских рукоделий в эстетическом аспекте обучения технологиям ручного труда настраивают нас изучать целостный опыт трудовой подготовки в Симбирской чувашской учительской школе, в сети открытых И. Яковлевым школах, женской трудовой общине и применять их проверенные ценности в практике этносоциализации обозначенного процесса. Ценностью исследовательской работы студентов является то, что усвоение ими педагогического наследия И. Яковлева служит как фактор эт-ноэстетического воздействия социальной среды на сознание в формировании профессиональных ком-петентностей учителя технологии по использованию исторического опыта трудового обучения в новой формации в виде методик организации и проведения занятий в учебных мастерских [5, с. 68].

На наш взгляд, картина этносоциализации процесса формирования технологической культуры

134

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Никитин Г.А., Павлова С.В., 2014

студентов будет полной, если рассмотреть педагогический опыт И.Я. Яковлева как одного из факторов распространения технологической грамотности в Среднем Поволжье. Современно воспринимаются его намерения распространять среди крестьян новые по тем временам технологии обработки металла, древесины, почвы, ввести в обиход садоводство, огородничество, пчеловодство и «тем самым поднять материальное благосостояние крайне трудолюбивой, но темной массы чувашского населения и обратить внимание на профессиональное образование инородцев, открывая низшие сельскохозяйственные, ремесленные и технические школы, при инородческих школах - учебные мастерские и профессиональные классы» [10, с. 362-364].

Педагогическая идея просветителя близка к проблеме формирования технологической культуры будущих учителей технологии тем, что И.Я. Яковлев целенаправленно ставил задачи по развитию и подъему национальной культуры и национального самосознания народов. Просветитель был одним из первых педагогов сумевших реализовать эпистемичность самобытной национальной культуры чувашского народа и этноэстетические особенности трудовых традиций в подготовке учителей для сельских школ. При определении учебного содержания начинающий учитель исходил из следующих положений:

- учет особенностей этнической педагогической культуры в обычаях, традициях, фольклоре, прикладном искусстве;

- приобщение обучающихся через народную культуру к общенациональным ценностям.

Соглашаясь с мнением И.Я. Яковлева о том, что школа должна быть национальной по духу и народной по характеру, полагается, что воспитание подрастающей молодежи должно осуществляться в соответствии с известными ей с детства традициями, нацеленными на формирование трудолюбия, умений воспринимать новое и созидать прекрасное. Свою педагогическую систему И.Я. Яковлев обосновывал тем, что жизнеспособность любого народа выше тогда, когда она способна сохранять и развивать свои духовные ценности. Он, выросший среди чувашских крестьян, осознавал значение эстетики народных традиций в подготовке детей к трудовой жизни. Такая тенденция этносо-циализации профессиональной подготовки учителей технологии не утратила свою актуальность и сегодня. «Симбирская чувашская школа, - заметил профессор Г.Н. Волков, - явилась действующей, реализованной моделью школы будущего, образцом реализации идей и идеалов демократии и гуманизма. Этого бы не случилось, если бы сам Яковлев не был человеком будущего, воплощавшим лучшие черты чувашского народа» [1, с. 3].

Наряду с обучением грамоте в гуманитарных науках Симбирская чувашская учительская школа

комплексно реализовывала дидактические компоненты этноэстетики в обучении технологиям ремесел, поднимая престиж подготовки учителей на высший уровень. В программу включали освоение технологий в переплетном, сапожном, кузнечно-слесарном, слесарно-токарном, столярно-токарном, гончарном ремеслах, лозоплетении, в женском рукоделии. Овладение детьми общетрудовыми умениями имело большое значение для пропаганды передового педагогического опыта, а также для того чтобы «...учителя могли самостоятельно развить другие виды народных промыслов» [2, с. 116].

Основой профессионального обучения не только в Симбирской чувашской учительской школе, но и в других открытых И.Я. Яковлевым учебных заведениях стало сочетание умственного и физического труда через технологии ремесел «нужные приволжскому крестьянину в его деревенской, домашней обстановке» [8, с. 158].

Главной целью обучения труду были:

- преемственность самобытной этноэстетичес-кой культуры;

- распространение технологий ремесел среди родного народа;

- сближение эстетики школьной жизни с крестьянской;

- демонстрация эффективности обучения грамоте в приобретении практических умений;

- использование этнических традиций в подготовке к жизни.

Учитывая полезность приобретения навыков ремесла, вышеизложенное нельзя рассматривать как узкую профессиональную специализацию будущих учителей на занятиях.

Исследовательский интерес к прошлому опыту обучения технологиям ремесел возрастает в связи с потребностью выявления и использования эффективных инструментов в модернизации современной системы профессиональной подготовки учителей технологии. Их значимость не только в том, что эти ремесла нужны техногенному обществу, а прежде всего чтобы обосновать «новизну» педагогической системы И.Я. Яковлева, сумевшей показать другим поколениям то, что человек начал остро ощущать и сознавать свои эстетические утраты, которые приводят к заметному духовному обнищанию, исчезновению этноэстетического потенциала социума.

Ниже, на примере социально-просветительной концепции, реализованной на примере Вараксарс-кой Чувашской женской трудовой общины, проследим методику систематизации женского образования в педагогической системе И.Я. Яковлева. Ценность в процессе формирования технологической культуры будущих учителей технологии представляет его социально-мировоззренческое видение женской проблемы, выраженное в цели общины, предусматривающей «религиозно-нравственное

самоусовершенствование сестер (т.е. членов общины. - В.Д.) и трудовую жизнь на общую пользу, а также призрение сирот-детей и неимущих престарелых лиц женского пола» [7, 4].

Вдохновленный идеей системы Ильминского по этносоциализации грамотности, И.Я. Яковлев заложил основу первой Чувашской женской трудовой общины. О значении женского православно-христианского просвещения он писал: «Не подлежит сомнению огромное воспитывающее влияние женщины, как матери, жены, учительницы на воспитание поколений и уклад жизни подрастающих поколений. Женщина является верным проводником культурных начал в семье, сокровенные уголки народной жизни часто доступны только ей одной. Вместе с тем, она является крепительницей лучших заветов и приобретений старины, нравственных сокровищ общежития, является силой, сдерживающей, предостерегающей от часто ложных исканий и научных опытов» [9, с. 1].

Заметим, для И.Я. Яковлева православно-христианское просвещение как средство социализации в общине не было самоцелью. Через него он предусматривал, прежде всего, рост национального самосознания чувашей, чему и была направлена вся его просветительно-педагогическая деятельность. Здесь его этноэстетический аспект трудовой подготовки молодежи к жизни всегда получал поддержку со стороны чувашских земледельцев. Утверждение идеи функционирования чувашской женской трудовой общины в обществе началось с маленького местечка близ д. Андреевка Шемуршинского прихода в 1902 году. Поддержка благородным целям общины просматривается в выделении крестьянами прогрессивно настроенным девушкам небольшого участка земли.

Важным фактором формирования технологической культуры является опыт самоуправления, распределения трудовых обязанностей в женской общине. Ценным выступает педагогический опыт этносоциализации просматривающийся, не только в том, как они самостоятельно обрабатывали отведенный им участок земли, но и в умении выполнять все виды домашних работ, включая ведение хозяйства и занятия рукоделием. Этноэстетичность женского самоуправления выражалась также в умении организовывать не только труд, но и создавать отдых на праздники. Согласно эстетике народных традиций чувашей, под отдыхом понималось не бездействие, не гуляние вообще, а духовное созидание. «Свободное время они посвящали чтению книг религиозно-нравственного содержания на родном языке, душеспасительным беседам и обучению грамоте. О трудовой богоугодной жизни девиц скоро стало известно по всем окрестным селениям. К ним стали присоединяться другие девушки, и число их все возрастало. По переезду на новое поселение, что на речке Вараксарка в Староайбесинс-

ком приходе, они в 1908 г. включились в обустройство жизненного пространства. Здесь девушки завели лошадей, коров и овец. Для чего они устроили скотный двор с теплыми конюшнями, хлевом и несколькими сараями. Эстетика крестьянского труда, поддерживаемая негласными положениями основ этноэстетики разной местности, вдохновляла их на освоение новых технологий как в земледелии, так и в строительном деле. При некоторой помощи местных плотников девушки стали возводить строения. Одни девушки приспосабливались рубить лес, а другие возить деловой пиломатериал. Нанятые плотники поднимали срубы.

Заметим, ценностью этносоциализации процесса формирования технологической культуры является то, что сложные периоды жизни, стремление к единой цели могут мобилизовать не только физические данные, но и способности, ранее не использованные природные резервы в освоении знакомых им с детства технологий. Девушки, воодушевленные идеей самоутверждения в социуме стали на практике приобщаться к различным видам работы, приспосабливаться к имеющимся природным ресурсам.

В течение четырех лет девушки сумели соорудить и пустить в ход своеобразный горн для закаливания кирпичей. «Построили для себя довольно просторное и удобное жилое помещение (на 13 х 3 саж.) с комнатой для общей молитвы, крытое тесом, а вблизи него другой пятистенный дом (на 4 х 3 '/2 саж.) для пекарни, кухни, столовой и с помещением для руководительницы» [9, с. 37]. Для долговременного хранения продуктов переработки построили «погреб с бревенчатой погребицей и бревенчатую кладовую», а также дубовый подвал. Из своего обожженного кирпича устроили два сарая.

Видя перспективу деятельностности Вараксар-ской женской трудовой общины, И.Я. Яковлев подметил, что она «будет служить для чуваш живым примером мирной, трудовой, христианской жизни», которые здесь «увидят пример тихой, скромной, трудовой жизни, а отчасти и образец ведения сельского хозяйства, домоводства, а также чистоты и порядка» [9, с. 38].

Таким образом, педагогический опыт этносо-циализации И.Я. Яковлева может быть использован при проектировании новых методик формирования технологической культуры в условиях перехода на двухуровневую систему профессиональной подготовки будущих учителей технологии.

Библиографический список

1. Волков Г.Н. Модель школы будущего // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 1998. - №№ 2. - С. 314.

2. Маркелов И.А. И.Я. Яковлев: к вопросу эстетического воспитания // Ученые записки ЧНИИ. -Чебоксары, 1970. - Вып. 50.

136

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

3. Никитин Г.А. Эстетические аспекты трудового обучения в Симбирской чувашской учительской школе. - Чебоксары, 1999. - 112 с.

4. Никитин Г.А. Концепция формирования технологической культуры учащейся молодежи в контексте педагогической составляющей этноэстети-ки. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. - 92 с.

5. Никитин Г.А. Этноэстетика в практике формирования технологической культуры учащихся. -Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. - 364 с.

6. Никитин Г.А. Формирование технологической культуры учащихся на основе этноэстетики:

историография, теория, опыт. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. - 330 с.

7. Плечов Г.Н. Вараксарская чувашская женская трудовая община: феномен социально-просветительной теории и практики И.Я. Яковлева. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1999. - 150 с.

8. ЧГНИИ. Отд. II. Ед.хр. N 519. Инв.1455.

9. ГИА ЧР. ф. 207. оп. 1. д. 835. 58 с.

10. Яковлев И.Я. С думой о народном просвещении: Из переписки / сост. Н.Г. Краснов и др. -Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1998. - 438 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.