Научная статья на тему 'Развитие художественной обработки дерева в Симбирской чувашской учительской школе в контексте предпринимательства'

Развитие художественной обработки дерева в Симбирской чувашской учительской школе в контексте предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И.Я. ЯКОВЛЕВА / СИМБИРСКАЯ ЧУВАШСКАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ПРИЕМЫ РЕМЕСЛА / ОБРАБОТКА ДЕРЕВА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / РАЗЛИЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / I. YA. YAKOVLEV'S EDUCATIONAL ACTIVITY / SIMBIRSK CHUVASH TEACHER'S SCHOOL / CRAFT METHODS / TREE PROCESSING / BUSINESS ORIENTATION / VARIOUS PRODUCTS / LABOR TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимов Евгений Александрович

Данная статья посвящена анализу развития художественной обработки дерева в Симбирской чувашской учительской школе, где деятельность И.Я. Яковлева рассматривается с предпринимательской точки зрения. Основной задачей педагогической системы И.Я. Яковлева было продуманное содержание обучения, ставившее целью подготовку учащегося к практической, трудовой деятельности. В этой связи необходимо осмысление педагогического наследия просветителя, которое является основанием для совершенствования современной системы образования. В статье также говорится о разработке и внедрении новых методовв подготовке будущих учителей технологии к предпринимательской деятельности средстваминародных художественных промыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акимов Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of tree decorative processing at simbirsk chuvash teacher's school in the business context

This article is devoted to the analysis of the development of tree decorative processing in the Simbirsk Chuvash teacher's school, where the work of I. Ya.Yakovlev is considered from the entrepreneurial point of view.

Текст научной работы на тему «Развитие художественной обработки дерева в Симбирской чувашской учительской школе в контексте предпринимательства»

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДЕРЕВА В СИМБИРСКОЙ ЧУВАШСКОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Просветительная деятельность И.Я. Яковлева, симбирская чувашская учительская

школа, приемы ремесла, обработка дерева, предпринимательская направленность,

различные изделия, трудовое обучение.

В основу трудового обучения в Симбирской чувашской учительской школе, в частности обработки дерева, была положена Программа по труду, разработанная в 1890 г. Исходя из этой программы, каждый воспитанник школы в первые четыре года обучения должен был пройти курс ручного труда по дереву, и что важно, уже по программе учительских семинарий и институтов. Тем самым решалась задача освоения воспитанниками приемов ремесла по обработке дерева и приноровления к обиходу сельской крестьянской жизни. В соответствии с положениями программы воспитанники Симбирской чувашской учительской школы должны знать «поперечное и продольное пиление дерева, обстругивание брусков разного сечения; высверливание и долбление отверстий в дереве, разные виды соединения брусков, склеивание дерева, так, чтобы могли сделать стол, стул, табуретку, кружок, полочку, шкафчик, колотушку, топорище, валек для белья, сбить ящик, приделать ручку к косе и проч.» (ЦГА ЧР.Ф. 297. Оп. 1. Л. 4).

Для того чтобы обучающиеся знали о возможностях достижения определенных результатов в обучении трудовым столярным навыкам, в школе был организован музей. По инициативе И.Я. Яковлева с 1908 г. В.Н. Орлов постепенно начинает собирать экспонаты для будущего музея. В нем только на личные средства и как дар воспитанников яковлевской школы бесплатно были приобретены:

— 350 экземпляров чувашских женских украшений (61 название);

— 23 экземпляра резных изделий из дерева (15 названий);

— 100 экземпляров книг, фотокарточек и др. предметов.

В целом на 1922 г. музей имел большую библиотеку и архивные материалы, ценности материальной и художественной культуры чувашского народа, подаренные лично И.Я. Яковлевым и его учениками. Нас особо интересуют экспонаты отдела художественных работ по дереву. Здесь были представлены изделия из казанского дуба, выполненные воспитанниками, которые специально обучались столярному, токарному и резному делу. Резные узоры ковшей, черпаков, солониц и других предметов утилитарного назначения были растительного и преимущественно геометрического орнамента. А выполненные учениками иконостас и киоты без икон (5) были признаны Симбирским губернским комитетом по охране памятников искусства и старины «высокохудожественными произведениями человеческого труда и подлежащими строгой охране» [Краснов, 1998, с. 3].

Как отмечал директор музея Ф.Т. Тимофеев, «простота, строгая пропорциональность частей и целого, изящность выполненной работы производят на зрителя очень хорошее впечатление... Предметы отличаются особою художественностью, некоторые даже грубы, но в смысле этнографическом они являются весьма цен-

ным материалом как первоначальные опыты проявления техники и художественности» [Краснов, 1998, с. 6].

Музей в силу того, что в него экспонаты доставлялись бесплатно, не имел дорогих высокохудожественных изделий чувашских ремесел, которые, к примеру, были представлены в Музее изящных искусств императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. A.C. Пушкина). Относительно изделий и их авторов профессор Смирнов признавал за чувашами в резьбе по дереву удивительную виртуозность, отмечая, что «с большим уменьем они варьируют несложный по своей основе животный орнамент — фигурки птиц и животных на ручках» [Краснов, 1998, с. 3].

Однако традиционная для чувашей художественная обработка дерева всегда получала высокую оценку специалистов: «Чуваши-мужчины свои художественные силы вкладывают в производство изящной утвари и посуды, на которых развертывают все богатство своей фантазии» [Краснов, 1998, с. 3].

Исследователь художественного творчества разных народностей Смирнов отмечает, что следует «признать за чувашами в этой отрасли художественно-промышленного труда значительную степень виртуозности» [Краснов, 1998, с. 3]. В этом высказывании дается высокая оценка традиционного чувашского ремесла, да еще и с точки зрения художественно-промышленного труда. Это сказано не случайно и подтверждается тем, что столярное дело было поставлено в Симбирской школе на кустарно-промышленную основу, а сами изделия, выполненные воспитанниками школы, с успехом распродавались на Нижегородской промышленной ярмарке. Таким образом, можно считать, что предпринимательская направленность ручного труда в Симбирской учительской школе присутствовала.

Одним из доказательств этого является такая организация работы в этой школе, когда «устройство внутреннего распорядка классов ручного труда, расходование денежных средств, ведение материальной и денежной отчетности, а равно и порядок избирания и утверждения мастеров и подмастерьев устанавливается инспектором школы» (ЦГАЧР. Ф. 297. Оп. 1. JI. 4).

Следующим пунктом, показывающим заинтересованность каждого из участников образовательного процесса в развитии и усовершенствовании продукции, было то, что «доход от продажи исполненных изделий или от выполненных заказов составляет специальные средства классов ручного труда и расходуется на его нужды, а также на вознаграждение лиц, участвовавших в исполнении заказов или изделий» (ЦГА 4P. Ф. 297. Оп. 1. JI. 4).

Так, в Симбирской губернской газете в 1882 г. регулярно размещались объявления о продаже изделий, выполненных учениками школы: «В Симбирской центральной школе, на берегу р. Свияги, продаются за весьма умеренную цену изделия учебной ее мастерской: молотилки с конным приводом, сеялки, веялки-сорти-ровки, деревянные и железные бороны-зигзаги и коленчатые с валиком и вальками, плуги двух- и трехлемешные, косули; там же по заказу вновь приготовляются различные земледельческие орудия машины и исправляются старые...» [Симбирская земская газета, 1882, с. 5].

Работа школьных мастерских всегда получала высокую оценку: в 1890 г. машины, орудия труда и различные изделия, выполненные учениками Симбирской школы, получили «почетный отзыв» на научно-промышленной выставке в Казани [Краснов, 1998, с. 35].

Многогранная Симбирская учительская школа, включающая образовательную, просветительную деятельность, стала направлением научных изысканий многих

ученых и преподавателей. С 70-х гг. XIX в. о И.Я. Яковлеве и Симбирской чувашской школе опубликованы сотни статей и десятки монографий, однако нет работ, анализирующих предпринимательскую, благотворительную деятельность просветителя и его учеников.

В. Димитриев в статье «Великий учитель: об историческом значении просветительной деятельности И.Я. Яковлева» отмечает, что «даже авторы монографий не дают анализа литературы об И.Я. Яковлеве. На мой взгляд, наиболее обстоятельную, полную и объективную монографию о его деятельности опубликовал

Н.Г. Краснов» [Димитриев, 1998, с. 23].

Рассматривая деятельность И.Я. Яковлева с предпринимательской точки зрения, удалось выяснить, что, только лично обладая предпринимательскими качествами, он смог реализовать запланированную работу, начиная с открытия школы, направленную на развитие чувашского народа. Архивные документы, приведенные В. Димитриевым, подтверждают это: «...при участии И.Я. Яковлева и его учеников в Поволжье и Приуралье было открыто более 400 чувашских училищ. Многим вновь открытым училищам И.Я. Яковлев помогал строить учебные помещения, договариваясь с крестьянскими общинами о выделении средств и земельных участков, изыскивая другие источники финансирования, находя стройматериалы и подрядчиков» [Димитриев, 1998, с. 23].

В деле национального подъема чувашского народа И.Я. Яковлев и его сподвижники придавали большое значение распространению среди чувашских крестьян ремесел и передовой агрокультуры. Этой цели И.Я. Яковлев добивался главным образом через учителей и сельские школы.

Основной задачей педагогической системы И.Я. Яковлева было продуманное содержание обучения, ставившее целью подготовку учащегося к практической, трудовой деятельности.

Переняв передовые, лучшие приемы ведения индивидуальной деятельности, «выпускники школы при многих сельских училищах открывали ремесленные мастерские и заводили образцовые сельскохозяйственные пришкольные участки, обучали учащихся и крестьян новым приемам ведения хозяйства, помогали крестьянам в повышении культуры земледелия» [Димитриев, 1998, с. 23].

Проблема развития предпринимательства в различных регионах России привлекает пристальное внимание многих ученых. Исследователи рассматривают российское предпринимательство на протяжении широкого исторического периода, включая XVIII—XX столетия, его деловые, культурные и нравственно-этические традиции представлены в конкретных образах людей делового мира и творческой интеллигенции. В работах подчеркивается, что предприниматели добились успеха благодаря знаниям, таланту и личной энергии.

В этой связи отметим, что предпринимательство в России рассматривалось сквозь призму этических норм. Так, на Стахеевских чтениях, регулярно проводимых в г. Елабуге, часто цитировались строки, отражающие нравственный кодекс предпринимательства, содержащийся в книге «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом», опубликованной в 1887 г. И.Е. Зегимилем. Приведем выдержки из нее: «Работайте сами, то, что вы можете сделать сами, не давайте делать другим. Держите всегда данное слово. Относитесь к вашему делу с полным усердием, чем бы вы не занимались. Трезвость и выдержанность. Всякое дело основано на доверии, поэтому вы должны всеми силами стараться снискать себе полное доверие тех, с которыми вам приходится иметь дело. Главное — честность и добросовес-

тность. Соблюдайте экономию в ваших личных расходах, живите лучше ниже ваших средств, чем выше» [Демидовский временник, 1994, с. 69].

Вышесказанное характеризует предпринимательство с точки зрения общественного служения на благо народа.

Современный взгляд на Симбирскую учительскую школу позволяет увидеть потенциал любого образовательного учреждения, прежде всего системы профессионального образования, в развитии предпринимательских качеств обучающихся. Если в школе И.Я. Яковлева могли органично вплетать в единый образовательный процесс трудовое обучение с ориентацией на развитие предприимчивости и творчества в создании изделий утилитарного назначения, то почему бы и нашей современной школе не перенять такой опыт, тем более что жизнь диктует необходимость подготовки детей к труду? К тому же в школьном расписании есть уроки технологии, содержание которых направляет учащихся на развитие инструментальных технологических навыков с умением применять их в различных жизненных ситуациях: изготовление необходимых для дома предметов обихода (полки, скамейки, доски, подставки и др.).

Важно привить учащимся умение рассчитывать такие моменты производственного процесса, как:

— функциональное назначение изделия (а это требует продуманности, планирования);

— авторская интерпретация известных и традиционных приемов (на основе интеграции и синтеза технологических способов изготовления);

— вариативность в изготовлении изделий (что предусматривает возможные варианты их использования в жизни);

— творческая направленность деятельности автора-исполнителя (она базируется на знании способов и приемов изготовления, назначения изделия).

В процессе формирования предпринимательских качеств у учащихся необходимо развивать потребность мастерить как на уроках технологии, так и на занятиях кружка, клуба или дома. Тем самым стимулируется практическая деятельность в изготовлении полезных изделий для ученика, школы, семьи. Учитель должен ставить новые задачи, показывая образцы изделий, которые ученикам предстоит выполнить. В таких условиях труд приносит как пользу, так и радость, становится необходимым условием самореализации. Это чрезвычайно важно для формирования производственного опыта детей, в целом устойчивого положительного отношения к труду и людям труда. Актуальность такой постановки трудового обучения невозможно переоценить. Каждый студент может применить этот набор свойств к себе и оценить, в какой мере он пригоден к роли предпринимателя. Понятно, что один человек не может одновременно обладать всеми этими качествами. Вышеперечисленные характеристики в жизни достаточно редко сочетаются в одном индивиде, в совокупности есть не что иное, как описание свойств эталона. Однако стремиться к этому необходимо, если учитель ставит перед собой задачу — воспитать в учениках (как бы это не звучало пафосно) хозяина своей судьбы.

Если в обобщенном виде основные качества предпринимателя заключаются в такой характеристике, как: 1) желание идти на риск («разумный» риск); 2) готовность к любым изменениям на рынке; 3) склонность к инновациям (нововведениям), то, трансформируя эти составляющие в систему трудового обучения Симбирской чувашской учительской школы, получаем следующее:

1) изначально И.Я. Яковлев ставил перед преподавателями школы задачу такой постановки трудового воспитания, при которой изделия (орудия труда, раз-

личные приспособления, домашняя утварь и мебель) предназначались бы и для продажи. Это был «разумный риск», сопряженный с необходимостью рассчитать материалы, их стоимость, цену продукции и т. д.;

2) И.Я. Яковлев быстро реагировал на происходящие в мире техники, ремесел тенденции и изменения, поэтому ставил перед преподавателями задачу соответствия производительного труда на занятиях по программе трудового воспитания потребностям школы, населения;

3) огромным достижением системы трудового обучения в Симбирской чувашской учительской школе было то, что оно шло в русле новых достижений российского и зарубежного педагогического опыта, отвечало требованиям времени.

Оценка качества выполняемых воспитанниками заданий была отражена в учёте основных принципов производства: красота, функциональность (польза), конструктивность (надёжность), экономичность, эргономичность (удобство пользования).

Многогранная деятельность И.Я. Яковлева — достойный пример пристального внимания и заботливого отношения к вопросам педагогического образования. Он не только является основателем Симбирской учительской школы, он посвятил себя общественно значимой идее — подготовке учителя-универсала, умеющего организовать учебную и трудовую деятельность учащихся дореволюционного чувашского края. Такой учитель был центром прогресса на селе, ответственного отношения к подготовке детей к жизни.

Если в музее Симбирской чувашской учительской школы были представлены изделия, являющиеся образцами народных ремесел, рукоделия, а также выполненные воспитанниками работы, то в музее И.Я. Яковлева Чувашского педагогического университета им. И.Я. Яковлева сегодня хранятся документы и экспонаты, подтверждающие высокую результативность работы: свидетельства, грамоты; мебель, изготовленная воспитанниками великого просветителя чувашского народа, по всем параметрам отвечающая требованиям «рынка». Это говорит о прогрессивном развитии системы трудового воспитания в школе Яковлева. Таким образом, опыт Симбирской чувашской учительской школы является основой для разработки различных программ в сфере обучающего и производительного труда.

Ярким примером служит республиканская целевая программа «Развитие предпринимательства в области народных художественных промыслов, ремёсел и производства сувенирной продукции в Чувашской республике на 2010—2020 годы». В соответствии с ней проводятся семинары в «Школе технологий бизнеса», программа которых предусматривает обучение мастеров народных художественных промыслов, индивидуальных предпринимателей и сотрудников организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере народных художественных промыслов, также мастер-классы, проводимые автором статьи.

Активное участие в этих семинарах принимают будущие учителя технологии, изучая законодательство, регламентирующее предпринимательскую деятельность, формы государственной поддержки, основы экономики, систему налогообложения, трудовое законодательство, управление, продвижение сувенирной продукции, участвуя в тренингах «Свой бизнес — это прекрасно!» и деловых играх.

Современное предпринимательство основано на богатом опыте предшественников. Поэтому осмысление педагогического наследия просветителя является основанием для совершенствования современной системы образования, разработки и внедрения новых способов работы, которые имеют непреходящее значение для его развития.

Архивные материалы

1. Центральный государственный архив Чувашской Республики (ЦГА ЧР). Ф. 297. Оп. 1. Д. 883.

Библиографический список

1. Демидовский временник: исторический альманах. Екатеринбург: Демидовский институт, 1994. Кн. 1. 400 с.

2. Димитриев В. Великий учитель: об историческом значении просветительной деятельности И.Я. Яковлева // Ялав. 1998. № 2. С. 22-30.

3. Коммерция и государство в истории России (XVI — XX вв.): сб. исследований. Екатеринбург: Демидовский институт, 2001.

4. Краснов Н.Г. Иван Яковлев и его потомки. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1998. 352 с.

5. Симбирская земская газета. 1882. № 300.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.