Научная статья на тему 'Г. Н. Волков о просветителе И. Я. Яковлеве'

Г. Н. Волков о просветителе И. Я. Яковлеве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
600
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г. Н. ВОЛКОВ / ЧУВАШСКИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ И. Я. ЯКОВЛЕВ / СИМБИРСКАЯ ЧУВАШСКАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / G. VOLKOV / CHUVASH EDUCATOR I. YAKOVLEV / SIMBIRSK CHUVASH TEACHER'S SCHOOL / EDUCATION / CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Лариса Николаевна

В статье представлен краткий историографический обзор литературы о выдающемся отечественном деятеле, просветителе и педагоге-гуманисте И. Я. Яковлеве (1848-1930) и Симбирской чувашской школе. Рассмотрена и проанализирована научно-педагогическая и организаторская деятельность академика Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора Г. Н. Волкова по исследованию и пропаганде богатого, многогранного и уникального творческого наследия И. Я. Яковлева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

G. VOLKOV ON CHUVASH EDUCATOR I. YAKOVLEV

The article presents a brief historiographical overview of the literature on the recognized Chuvash educator and humanist, I. Yakovlev (1848-1930), and Simbirsk Chuvash Teacher’s School (1868); considers and analyzes scientific-pedagogical and organizational activity of the member of the Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogics, Professor G. Volkov on the study and propaganda of rich, multi-faceted, unique legacy of I. Yakovlev.

Текст научной работы на тему «Г. Н. Волков о просветителе И. Я. Яковлеве»

УДК 371.4Яко(470.344):37(09)Волков Г.Н.

Л. Н. Иванова

Г. Н. ВОЛКОВ О ПРОСВЕТИТЕЛЕ И. Я. ЯКОВЛЕВЕ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье представлен краткий историографический обзор литературы о выдающемся отечественном деятеле, просветителе и педагоге-гуманисте И. Я. Яковлеве (1848-1930) и Симбирской чувашской школе. Рассмотрена и проанализирована научно-педагогическая и организаторская деятельность академика Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора Г. Н. Волкова по исследованию и пропаганде богатого, многогранного и уникального творческого наследия И. Я. Яковлева.

Ключевые слова: Г. Н. Волков, чувашский просветитель И. Я. Яковлев, Симбирская чувашская школа, образование, культура.

Актуальность исследуемой проблемы. На современном этапе развития российского общества огромный интерес у деятелей науки, культуры и образования, а также общественности вызывают вопросы выявления, охраны и популяризации культурного наследия народов Российской Федерации. Неотъемлемым компонентом мировой и отечественной культуры является духовное и социально-культурное наследие выдающегося чувашского просветителя и гуманиста И. Я. Яковлева, внесшего неоценимый вклад в приобщение коренных народов Поволжья и Урала к достижениям мировой цивилизации. Творческое использование его педагогического наследия в практике образовательных учреждений призвано обеспечить решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения в реалиях современности.

Материал и методика исследований. В целях осмысления прошлого мы применяли историко-ретроспективный метод, а также анализ, синтез, актуализацию и обобщение исторических фактов, архивных, опубликованных материалов.

В исследовании использованы работы Г. Н. Волкова, литература о нем и о чувашском педагоге-просветителе И. Я. Яковлеве.

Результаты исследований и их обсуждение. Научные работы о выдающемся чувашском педагоге И. Я. Яковлеве и его чувашской школе в Симбирске, как показывают труды Н. Г. Краснова, появились в 70-е гг. XIX в. О просветительской деятельности И. Я. Яковлева было издано немало работ еще до Октябрьской революции 1917 г. [11]. В 1928 г., в дни празднования 80-летия со дня рождения И. Я. Яковлева, была опубликована монография на чувашском языке М. П. Петрова (Тинехпи) «Симбирская чувашская шко-

© Иванова Л. Н., 2017

Иванова Лариса Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: LarisaIvanova1@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 12.04.2017

ла и Иван Яковлевич Яковлев». Во второй половине 40-х гг. ХХ в. огромный вклад в развитие яковлевоведения внесли вышедшие в свет монография сына просветителя члена-корреспондента АН СССР, историка А. И. Яковлева «Иван Яковлевич Яковлев. 18481930» (1948), сборник материалов юбилейной научной сессии, посвященной 100-летию со дня рождения И. Я. Яковлева (1949), брошюра Председателя Президиума Верховного Совета Чувашской АССР З. А. Андреевой «Иван Яковлевич Яковлев тата Чемперти чаваш шкуле» (1949) и ряд газетных и журнальных статей. Труды крупного русского историка педагогики и народного образования, доктора педагогических наук, профессора А. Ф. Эфирова, чувашских ученых В. Г. Егорова, М. Я. Сироткина, М. П. Макарова, педагога А. М. Шалфеевой и др. значительно расширили и обогатили научные знания о жизни и деятельности И. Я. Яковлева, его педагогической системе, роли Симбирской чувашской учительской школы в деле просвещения чувашского народа [9].

В 50-60-х гг. ХХ в. различные аспекты его творческого наследия нашли отражение в исследованиях В. Д. Димитриева, Г. Н. Волкова, М. Д. Василенко, В. Я. Канюкова, И. Я. Яковлева (Саламбека), И. А. Маркелова, С. С. Спиридонова, Е. В. Владимирова и др.

Ярким событием в культурной жизни народов СССР стало празднование 120-летия со дня рождения И. Я. Яковлева и 100-летия Симбирской чувашской учительской школы. Была развернута широкомасштабная работа по изучению жизни, деятельности просветителя и истории его школы, что позволило значительно расширить круг проблем яковле-воведения. Материалы этих исследований были опубликованы в двух сборниках.

Таким образом, за более 140 лет изучения деятельности И. Я. Яковлева и его Симбирской чувашской учительской школы на ниве народного просвещения опубликованы сотни статей и десятки монографий как в России, так и за рубежом. Социокультурное и научно-педагогическое творчество просветителя изучали при его жизни и в последующие десятилетия более двухсот авторов [7]. В этих публикациях нашли отражение различные стороны многогранной общественной и просветительской деятельности чувашского педагога.

В настоящее время яковлевоведение продолжает развиваться: включает достаточно широкий круг исследований и применения их результатов в современной культурно-образовательной практике. Огромную роль в становлении и развитии яковлевоведения как науки сыграл видный ученый, академик Российской академии образования, основатель этнопедагогической школы в СССР Геннадий Никандрович Волков. Его научно-педагогическая деятельность неразрывно связана с изучением богатого творческого наследия просветителя чувашского народа.

С 1952 по 1972 г. Г. Н. Волков являлся старшим преподавателем, доцентом, заведующим кафедрой педагогики и психологии, старшим научным сотрудником, проректором по научной работе, профессором в Чувашском государственном педагогическом институте им. И. Я. Яковлева. Именно в этот период своего жизненного пути он ведет активную и кропотливую научно-исследовательскую работу по изучению культурно-педагогического наследия просветителя, реализации его идей, распространению опыта Симбирской чувашской учительской школы в деле воспитания и обучения подрастающего поколения. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации Г. Н. Волкова и его учеников [12] о жизни и деятельности выдающегося чувашского педагога. Хотя в своих трудах он не упоминает время, относящееся к появлению своего интереса к изучению научно-педагогического наследия Яковлева, мы склоняемся к мысли о том, что они появились намного раньше, чем первые публикации ученого об Иване Яковлевиче и Сим-

бирской чувашской учительской школе. На наш взгляд, яковлевская тематика неустанно волновала ум ученого и в связи с главным исследованием его жизни - этнопедагогикой чувашского народа.

Изучение и анализ библиографии Г. Н. Волкова показывает, что его научный интерес к судьбе чувашского просветителя и его школе в Симбирске был разноплановым. В своих исследованиях ученый затрагивает различные стороны личности педагога, его жизни и деятельности, системы просвещения чувашского народа. Пристальное внимание, к примеру, Геннадий Никандрович уделяет изучению:

1. Истории и роли телеграммы председателя Совнаркома В. И. Ленина, отправленной им 20 апреля 1918 г. в адрес Симбирского Совдепа и связанной с судьбой И. Я. Яковлева. Эту тему Волков затрагивает на страницах «Ульяновской правды» (1960), «Ученых записок Ульяновского педагогического института им. И. Н. Ульянова» (1962), журнала «Народное образование» (1967) [1]. В частности, в статье «История одной телеграммы В. И. Ленина» он отмечает, что эта телеграмма явилась признанием ценности не только педагогической деятельности Яковлева, но и опыта его школы и ее перспективности в новых условиях [4]. Кроме того, в книге «Дуб и солнце», в очерках, объединенных под одним названием «Поговорим обо всем этом с Владимиром Ильичем», Г. Н. Волков открывает яркие страницы великой дружбы семей Ульяновых и Яковлевых, что значительно обогащает представления читателей об этом дорогом для чувашей историческом факте [1].

2. Педагогических взглядов И. Я. Яковлева, на формирование которых, по словам Г. Н. Волкова, большое воздействие оказали идеи Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. Об этом свидетельствуют, например, его опубликованные научные статьи «Я. А. Коменский и И. Я. Яковлев» (1962), «Дидактические взгляды И. Я. Яковлева» (1962), «К. Д. Ушинский - великий педагог и просветитель народов России» (1974) и др. [1].

3. Педагогических заповедей и завещания родному народу И. Я. Яковлева. Впервые его заветы под названием «Педагогические заповеди И. Я. Яковлева» были опубликованы в 1966 г. в Чебоксарах в выпуске второго сборника «Педагогические семинары» [13].

4. Идей межнационального содружества в его общественно-педагогической деятельности. По словам Г. Н. Волкова, будучи великим патриотом, тепло и сердечно любившим свой родной народ, Родину, Иван Яковлевич был горячим ревнителем национального подъема чувашей, равенства и сближения их с другими народами, особенно с русским. Просветитель уважительно относился ко всем народам, видел положительные качества каждого из них, понимал, что все народы вносят определенный вклад в мировую культуру, что овладение богатствами культуры, выработанными человечеством, возможно только путем изучения языков. В деятельности И. Я. Яковлева примечательно его стремление к подъему культурного уровня не только чувашей, но и русских, мордвы, мари, татар, казахов и других народов [3]. В этой связи необходимо отметить книгу Г. Н. Волкова «Яков Гогебашвили и просвещение чуваш» (1965), статьи в чувашском календаре (1962) и журнале «Скола да Цховреба» (1962), в которых раскрыта роль Ивана Яковлева в пропаганде среди чувашских учителей идей и взглядов грузинского педагога Якова Гогебашвили [1].

5. Симбирской чувашской учительской школы как центра подготовки народных учителей. Анализ перечня книг и статей о чувашской школе показал, что большинство из них опубликованы Г. Н. Волковым в дни празднования 100-летия со дня основания чувашской учительской школы в Симбирске. Раскрывая демократический характер ее традиций, автор подчеркивает, что она являлась для чувашей одновременно и университетом, и академией, и

консерваторией, а в дни празднования 150-летия со дня рождения И. Я. Яковлева он называет легендарное учебное заведение моделью школы будущего, а его руководителя - «человеком будущего» и отмечает, что невозможно перечислить все его благородные дела. «Этот блестящий мыслитель славен не новаторскими мыслями, хотя и их немало, - писал Волков, - а историческими деяниями, не проектами на отдаленное будущее, а их реализацией сегодня -делами, которые будут иметь значение и завтра. В теории, быть может, он уступает многим великим, а в практике - можно ли кого с ним равнять? Придется долго перебирать в исторической памяти народов, чтобы назвать равносильную фигуру... Он опередил свое время. Уйдя далеко вперед, решил многие проблемы будущего века» [5].

В процессе этнопедагогических исследований особый интерес вызывали у профессора такие направления системы И. Я. Яковлева, как просвещение чувашских женщин, семейное воспитание, трудовая подготовка подрастающего поколения.

Изучение трудов академика Г. Н. Волкова показывает, что им написаны и выпущены в свет статьи и брошюры о чувашском педагоге-просветителе не только на чувашском, татарском и русском, но и на болгарском, грузинском, монгольском, немецком, польском, украинском, чешском языках (некоторые из них хранятся в музее И. Я. Яковлева).

Видный историк-яковлевовед В. Д. Димитриев отмечает, что об одной важной сфере деятельности И. Я. Яковлева - его участии в христианском просвещении чувашей - до 1992 г. не разрешалось писать. Цензура не пропускала такой информации [7]. В последующие годы об этом было написано немало, в частности Г. Н. Волковым. Богатая библиография ученого пополнилась такими оригинальными трудами, как «Судьба патриарха» [6], «Этнопедагогический манифест И. Я. Яковлева» [13], «Жизнь, смерть и бессмертие патриарха» [2] и др., в которых автор затрагивает указанный аспект деятельности чувашского педагога-просветителя.

Ретроспективный анализ деятельности академика показывает, что в 60-70 гг. ХХ в. Г. Н. Волков проявил себя не только как высокоэрудированный ученый-исследователь, но и как талантливый и умелый организатор. Будучи проректором пединститута, он проявил большую активность в деле создания первого в республике вузовского историко-мемориального музея. В исследованиях Н. Г. Илларионовой подчеркивается, что, будучи доцентом кафедры педагогики, Г. Н. Волков входил в комиссию по подготовке и проведению собраний-встреч студентов и преподавателей вуза с выпускниками Симбирской чувашской учительской школы [10]. Эти мероприятия имели большое историческое значение в жизни вуза, республики, яковлевоведении, так как явились началом ежегодных Яковлев-ских педагогических чтений и создания в 1966 г. при институте на общественных началах лаборатории по исследованию наследия И. Я. Яковлева, руководителем которой по приказу ректора института был назначен доцент Н. Г. Краснов, ставший в 70-90-х гг. ХХ в. ведущей фигурой в яковлевоведении [7]. Необходимо отметить, что Г. Н. Волков всячески поддерживал энтузиазм и все возрастающий научный интерес Н. Г. Краснова к личности Ивана Яковлевича, оказывал помощь и содействие во всех его начинаниях, к примеру, сыграл большую роль в организации сотрудничества руководителя лаборатории с внуками просветителя, консультировал по вопросам систематизации наследия И. Я. Яковлева.

В 1965-1968 гг. по инициативе преподавателей кафедры педагогики и при активном их участии организовывались и проводились педагогические семинары, яковлевские вечера, походы по яковлевским местам, лекции, беседы с населением и встречи с воспитанниками Симбирской чувашской школы, велась активная работа по сбору материалов для создания мемориального музея просветителя.

В 1967 г. по инициативе проректора по научной работе пединститута Г. Н. Волкова были образованы комиссии по подготовке к празднованию 120-летия со дня рождения видного чувашского педагога-просветителя И. Я. Яковлева и 100-летия основанной им школы. По имеющимся в архивах документам видно, что в связи с этими знаменательными датами по всей стране проводились следующие юбилейные торжества:

- митинг и возложение цветов на могилу великого сына чувашского народа, просветителя с участием его внуков, учеников Симбирской чувашской учительской школы, представителей Чувашского государственного педагогического института им. И. Я. Яковлева, Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, Министерства просвещения ЧАССР, Института национальных школ АПН СССР, ряда учреждений и общественности г. Москвы;

- празднование 100-летия Кошки-Новотимбаевской школы на родине И. Я. Яковлева;

- IX Международная научно-практическая конференция (Яковлевские чтения) в Чувашском государственном педагогическом институте им. И. Я. Яковлева (7-9 октября 1968 г.), где, открывая пленарное заседание, проректор Г. Н. Волков отметил, что 120-летие со дня рождения И. Я. Яковлева и 100-летие основанной им учительской школы в Симбирске празднуют по всей стране как большое торжество дружбы народов;

- межвузовская Поволжская научно-практическая конференция, посвященная 120-летию со дня рождения И. Я. Яковлева, в Ульяновском педагогическом институте им. И. Н. Ульянова (14-15 октября 1968 г.), в работе которой принимали участие преподаватели и ученые из Чувашии, Мордовии, Москвы, Горького, Таджикистана и др.;

- научно-практическая конференция учителей Чувашской АССР (9-10 ноября 1968 г.);

- юбилейное заседание, посвященное И. Я. Яковлеву и Симбирской чувашской школе, в Министерстве просвещения РСФСР (15 ноября 1968 г.), на котором выступили министр просвещения РСФСР А. И. Данилов; действительный член АПН СССР, главный редактор журнала «Советская педагогика», профессор Ф. Ф. Королев; член-корреспондент АПН СССР, профессор М. Я. Сироткин; старший научный сотрудник Института национальных школ АПН СССР Н. В. Талдина; воспитанник Симбирской чувашской учительской школы, лауреат Государственной и Ленинской премий, профессор И. И. Корнилов. К этому дню «Учительская газета» от 14 ноября 1968 г. опубликовала статью профессора Г. Н. Волкова «Столетие легендарной школы».

С 20 по 22 ноября того же года в Чебоксарах проводились следующие юбилейные торжества:

- митинг по случаю закладки памятника И. Я. Яковлеву;

- юбилейное торжественное собрание в Чувашском музыкально-драматическом театре им. К. В. Иванова с присутствием внуков И. Я. Яковлева, гостей, представителей научной и педагогической общественности;

- научная сессия, в работе которой приняли участие гости из 23 городов и областей Советского Союза и по завершении которой состоялось открытие музея И. Я. Яковлева в Чувашском государственном педагогическом институте. Его открыла Е. А. Некрасова - внучка чувашского педагога-просветителя, доцент МГУ имени М. В. Ломоносова [8].

Структуру, содержание, направления деятельности музея, концепцию построения его композиции научно разработали профессор Г. Н. Волков и доцент Н. Г. Краснов. Эта концепция определяла идейное содержание, принципы отбора предметов из имеющихся в музейном собрании, их группировку. Экспонаты в своей совокупности должны были способствовать раскрытию определенных тем, связанных с жизнью и деятельностью И. Я. Яковлева и его школы. По замыслу разработчиков концепции, экспо-

зиция зрительно должна была конкретизировать исторические события, характеризовать условия жизни и деятельности просветителя, содействовать восстановлению его облика [10].

Организованный совет музея состоял в основном из преподавателей кафедры педагогики и психологии, а также из воспитанников Симбирской чувашской школы. Советом руководил председатель - проректор по научной работе, профессор Г. Н. Волков, а его заместителями были заведующий кафедрой, доцент В. Т. Харитонов и заведующий лабораторией, доцент Н. Г. Краснов. В работе совета принимали участие ученики И. Я. Яковлева, известные в Чувашии и России деятели науки и культуры: ученые-языковеды В. Г. Егоров, С. П. Горский; артист, драматург, основатель «Чувашкино» И. С. Макси-мов-Кошкинский; заслуженная артистка Чувашской АССР, певица А. И. Токсина; бывшие доценты пединститута М. Н. Алтынова, Ф. Д. Дмитриева; учителя, врачи, сотрудники правительственных учреждений и др. [10].

И в дальнейшем Г. Н. Волков вкладывал немало сил в пополнение фондов музея. Именно благодаря ему от внуков просветителя поступило много подлинных вещей и документов мемориального значения [10].

Следует отметить, что ныне в музее И. Я. Яковлева при Чувашском государственном педагогическом университете имеется фонд видного ученого-педагога, профессора, академика Г. Н. Волкова, включающий более 100 музейных предметов.

Итогом юбилейных торжеств стало издание ХХХШ выпуска «И. Я. Яковлев и его школа» Ученых записок ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, ответственным редактором которого был Г. Н. Волков. В предисловии он подчеркивает демократичный характер педагогической системы Ивана Яковлевича, отмечает, что его школа - это не только учительская школа в Симбирске и сотни чувашских школ в Поволжье, но и научная творческая школа, особенная манера творческого подхода к проблемам просвещения, зачинателем которой был И. Я. Яковлев. Кроме того, Г. Н. Волков подчеркивает, что бесценное наследие просветителя является неразрывной частью прогрессивной российской культуры, которая не теряет своей значимости. «Задача учителей, директоров школ, руководителей народного образования в том, чтобы как можно шире и полнее использовать наследие гениального педагога-гуманиста в улучшении воспитательной работы в школе, в укреплении связи школы с жизнью, в усилении педагогического просвещения населения», - завершает он [8]. На наш взгляд, эти его слова как никогда актуальны и в условиях современной жизни.

К огромным заслугам Г. Н. Волкова и Н. Г. Краснова можно отнести и неоценимую помощь как научных консультантов в работе над короткометражным (20 мин) фильмом «Дело его жизни» (режиссер Д. Е. Дубинский, лауреат Государственной премии СССР), торжественный просмотр которого состоялся 15 марта 1971 г. в актовом зале Чувашского государственного педагогического института. Создание фильма явилось не только знаменательным историческим событием в развитии чувашского документального кино, но и важным, необходимым шагом в признании величайших деяний просветителя, распространении его творческого наследия, увековечении его имени в памяти народов многонациональной России.

Резюме. Таким образом, Г. Н. Волков сделал многое для реализации педагогических идей И. Я. Яковлева, сыграл большую роль в активизации деятельности преподавателей по изучению и использованию теории и практики обучения и воспитания, разработанных просветителем, в системе подготовки педагогических кадров, значительном расширении проблематики научно-исследовательских работ в области яковлевоведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев Е. В., Савруков Н. Т. Учитель. Педагог. Мыслитель. - Чебоксары : Чебоксар. ин-т экономики и менеджмента С.-Петерб. гос. политех. ун-та, 2007. - 136 с.

2. Волков Г. Н. Жизнь, смерть и бессмертие патриарха : роман-эссе. - Чебоксары : Фонд И. Я. Яковлева ; Чебоксар. ин-т экономики и менеджмента С.-Петерб. гос. политех. ун-та, 2004. - 346 с.

3. Волков Г. Н. Идеи межнационального содружества в общественно-педагогической деятельности И. Я. Яковлева // Советская педагогика. - 1973. - № 6. - С. 108-115.

4. Волков Г. Н. История одной телеграммы В. И. Ленина // Народное образование. - 1967. - № 4. -С. 90-93.

5. Волков Г. Н. Модель школы будущего // Вестник Чувашского государственного педагогического института им. И. Я. Яковлева. - 1998. - № 2(3). - С. 3-8.

6. Волков Г. Н. Судьба патриарха : роман-эссе. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1998. - 350 с.

7. Димитриев В. Д. К истории исследования и публикации творческого наследия И. Я. Яковлева // Просветитель чувашского народа И. Я. Яковлев : сборник статей. - Чебоксары, 2002. - 140 с.

8. И. Я. Яковлев и его школа // Ученые записки. Вып. ХХХШ. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1971. - 303 с.

9. Иванова Л. Н. Деятели культуры и просвещения России об И. Я. Яковлеве и Симбирской чувашской школе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2015. - № 1(23). - С. 137-144.

10. Илларионова Н. Г. Из истории создания вузовского мемориально-педагогического музея И. Я. Яковлева // Вестник Чувашского университета. Серия : Гуманитарные науки. - 2006. - № 5. - С. 227-233.

11. Краснов Н. Г. Иван Яковлевич Яковлев. Жизнь. Деятельность. Педагогические идеи : очерки. -Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1976. - 271 с.

12. Учитель и его ученики: этнопедагогическая деятельность и взгляды Г. Н. Волкова : сборник / под ред. М. Г. Харитонова. - Чебоксары, 2007. - 141 с.

13. Этнопедагогический манифест И. Я. Яковлева : материалы научной конференции. - Чебоксары, 2003. - 55 с.

UDC 371.4Яко(470.344):37(09)Волков Г.Н.

L. N. Ivanova

G. VOLKOV ON CHUVASH EDUCATOR I. YAKOVLEV

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article presents a brief historiographical overview of the literature on the recognized Chuvash educator and humanist, I. Yakovlev (1848-1930), and Simbirsk Chuvash Teacher's School (1868); considers and analyzes scientific-pedagogical and organizational activity of the member of the Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogics, Professor G. Volkov on the study and propaganda of rich, multi-faceted, unique legacy of I. Yakovlev.

© Ivanova L. N., 2017

Ivanova, Larisa Nikolaevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Pedagogics and Psychology, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: LarisaIvanova1@yandex.ru

The article was contributed on April 12, 2017

Keywords: G. Volkov, Chuvash educator I. Yakovlev, Simbirsk Chuvash Teacher's School, education, culture.

REFERENCES

1. Vasil'ev E. V., Savrukov N. T. Uchitel'. Pedagog. Myslitel'. - Cheboksary : Cheboksar. in-t jekono-miki i menedzhmenta S.-Peterb. gos. politeh. un-ta, 2007. - 136 s.

2. Volkov G. N. Zhizn', smert' i bessmertie patriarha : roman-jesse. - Cheboksary : Fond I. Ja. Jako-vleva ; Cheboksar. in-t jekonomiki i menedzhmenta S.-Peterb. gos. politeh. un-ta, 2004. - 346 s.

3. Volkov G. N. Idei mezhnacional'nogo sodruzhestva v obshhestvenno-pedagogicheskoj dejatel'nosti I. Ja. Jakovleva // Sovetskaja pedagogika. - 1973. - № 6. - S. 108-115.

4. Volkov G. N. Istorija odnoj telegrammy V. I. Lenina // Narodnoe obrazovanie. - 1967. - № 4. - S. 90-93.

5. Volkov G. N. Model' shkoly budushhego // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituía im. I. Ja. Jakovleva. - 1998. - № 2(3). - S. 3-8.

6. Volkov G. N. Sud'ba patriarha : roman-jesse. - Cheboksary : Chuvash. kn. izd-vo, 1998. - 350 s.

7. Dimitriev V. D. K istorii issledovanija i publikacii tvorcheskogo nasledija I. Ja. Jakovleva // Prosvetitel' chuvashskogo naroda I. Ja. Jakovlev : sbornik statej. - Cheboksary, 2002. - 140 s.

8. I. Ja. Jakovlev i ego shkola // Uchenye zapiski. Vyp. HHHIII. - Cheboksary : Chuvash. kn. izd-vo, 1971. - 303 s.

9. Ivanova L. N. Dejateli kul'tury i prosveshhenija Rossii ob I. Ja. Jakovleve i Simbirskoj chuvashskoj shkole // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2015. -№ 1(23). - S. 137-144.

10. Illarionova N. G. Iz istorii sozdanija vuzovskogo memorial'no-pedagogicheskogo muzeja I. Ja. Jakovleva // Vestnik Chuvashskogo universiteta. Serija : Gumanitarnye nauki. - 2006. - № 5. - S. 227-233.

11. Krasnov N. G. Ivan Jakovlevich Jakovlev. Zhizn'. Dejatel'nost'. Pedagogicheskie idei : ocherki. - Cheboksary : Chuvashknigoizdat, 1976. - 271 s.

12. Uchitel' i ego ucheniki: jetnopedagogicheskaja dejatel'nost' i vzgljady G. N. Volkova : sbornik / pod red. M. G. Haritonova. - Cheboksary, 2007. - 141 s.

13. Jetnopedagogicheskij manifest I. Ja. Jakovleva : materialy nauchnoj konferencii. - Cheboksary, 2003. - 55 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.