Научная статья на тему 'Фундаментальные исследования Г. Н. Плечова о социально-просветительной деятельности И. Я. Яковлева'

Фундаментальные исследования Г. Н. Плечова о социально-просветительной деятельности И. Я. Яковлева Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
203
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И. Я. ЯКОВЛЕВ / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / СИМБИРСКАЯ ЧУВАШСКАЯ ШКОЛА / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / ТЕОРИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / БЛАГО НАРОДА / СОЦИАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСКАЖЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ / ЗАВЕЩАНИЕ / I. YAKOVLEV / EDUCATION / TRAINING / SIMBIRSK CHUVASH SCHOOL / TEACHER TRAINING / THEORY / METHODOLOGY / PEOPLE'S WELFARE / SOCIAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY / DISTORTION OF HISTORICAL TRUTH / WILL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Павлов Иван Владимирович, Павлов Владимир Иванович, Чернов Петр Никифорович

В статье дается анализ научных публикаций кандидата философских наук, до-цента Г. Н. Плечова, посвященных педагогическому творчеству просветителя чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева (1848-1930). Впервые в яковлевоведении педагогический опыт И. Я. Яковлева, деятельность Симбирской чувашской школы по подготовке учителей для национальных школ анализируются с точки зрения теории и методологии науки, всесторонне исследуется его социально-просветительская деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTAL RESEARCH BY G. PLECHOV ON I. YAKOVLEV’S SOCIAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY

The article gives the analysis of some scientific publications of Candidate of Philosophy, Associate Professor G. Plechov, which are dedicated to the pedagogical activity of the enlightener of the Chuvash people Ivan Yakovlevich Yakovlev (1848-1930). For the first time in Yakovlev Studies this paper analyzes the pedagogical experience of I. Yakovlev, the Simbirsk Chuvash School for training teachers for national schools from the point of view of the theory and methodology of science, and comprehensively investigates the social and educational activity of the enlightener.

Текст научной работы на тему «Фундаментальные исследования Г. Н. Плечова о социально-просветительной деятельности И. Я. Яковлева»

УДК 371.4Яко:37.01Плечов Г.Н.

И. В. Павлов1, В. И. Павлов2, П. П. Чернов

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Г. Н. ПЛЕЧОВА О СОЦИАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И. Я. ЯКОВЛЕВА

1 Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

2 Чувашский республиканский институт образования, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье дается анализ научных публикаций кандидата философских наук, доцента Г. Н. Плечова, посвященных педагогическому творчеству просветителя чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева (1848-1930). Впервые в яковлевоведении педагогический опыт И. Я. Яковлева, деятельность Симбирской чувашской школы по подготовке учителей для национальных школ анализируются с точки зрения теории и методологии науки, всесторонне исследуется его социально-просветительская деятельность.

Ключевые слова: И. Я. Яковлев, воспитание, обучение, Симбирская чувашская школа, подготовка учителей, теория, методология, благо народа, социально-просветительская деятельность, искажение исторической правды, завещание.

Актуальность исследуемой проблемы. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июня 1997 г. № 770 «О праздновании 150-летия со дня рождения И. Я. Яковлева» подтверждена оценка его деятельности как «выдающегося чувашского просветителя и гуманиста», указана «общероссийская значимость его педагогического и духовного наследия», одновременно подчеркнут его «неоценимый вклад в приобщение коренных народов Поволжья и Урала к достижениям мировой цивилизации» [17]. Таким образом, И. Я. Яковлев и его творчество по своему характеру, содержанию и историческому значению - это выдающаяся личность и исключительное явление.

Исследовательский интерес к жизни и деятельности И. Я. Яковлева посвящали существовал всегда. Различные социально-политические и иные обстоятельства в разные исторические периоды усиливали или ослабляли его, сказываясь на расстановке тех или иных акцентов в оценке его творческого наследия. В разные годы анализу педагогического наследия И. Я. Яковлева посвящали свои работы Г. Н. Волков [1], В. Д. Димитриев [2], А. П. Жиркевич [3], А. Е. Земляков [4], [5], Н. Г. Краснов [6], [7], М. П. Макаров [11] и др.

© Павлов И. В., Павлов В. П., Чернов П. Н., 2018

Павлов Иван Владимирович - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и философии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: 62.46.90@mail.ru

Павлов Владимир Иванович - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и практической психологии Чувашского республиканского института образования, г. Чебоксары, Россия; e-mail: v.pavlov2002@yandex.ru

Чернов Петр Никифорович - народный учитель СССР, пенсионер, с. Яльчики, Россия; e-mail: chernov.petr.2018@list.ru

Статья поступила в редакцию 27.07.2018

Их усилиями была создана научная биография просветителя, проанализирован многолетний опыт Симбирской чувашской школы по подготовке будущих учителей, в итоге на сегодняшний день сформировалось научное направление - яковлевоведение.

Вместе с тем педагогическое творчество И. Я. Яковлева до настоящего времени не исследовалось с точки зрения теории и методологии науки, неизученной оставалась его многогранная социально-просветительская деятельность. Он высказал и обосновал социальные, просветительные и педагогические идеи и суждения, не потерявшие свою ценность и значение и поныне.

Материал и методика исследований. Объектом исследования в данной статье являются труды И. Я. Яковлева [21], [22], [23], монографические исследования Г. Н. Плечо-ва [12], [13], [14], [15], [16], посвященные педагогическому наследию И. Я. Яковлева.

Результаты исследований и их обсуждение. Современный процесс перестройки общества, его гуманизация и демократизация создали благоприятные условия для возрождения национальных и культурных традиций, веками обогащавшихся общечеловеческим содержанием. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» защиту системы образования национальных культур и региональных культурных традиций провозглашает важнейшим принципом государственной политики государства в области образования [19].

Воспитание молодого поколения нуждается в постоянном совершенствовании, обогащении многовековым педагогическим опытом народа. Строя новую школу, мы должны помнить о знаниях того, как развивалась теория и практика воспитания и обучения подрастающих поколений. Остаются в силе слова классика о том, что для научного разрешения вопросов общественной жизни надо «не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь» [8, с. 67].

Около сорока лет исследует творчество чувашского просветителя И. Я. Яковлева кандидат философских наук, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук Г. Н. Плечов. В последние годы им подготовлены и изданы пять фундаментальных трудов [12], [13], [14], [15], [16], раскрывающих многогранную социально-педагогическую деятельность Ивана Яковлевича. Эти издания не повторяют научные и научно-популярные работы других авторов. Заслугой и новизной работ Г. Н. Плечова является то, что творчество И. Я. Яковлева впервые в яковлевоведении исследуется с точки зрения методологии и теории науки, глубоко раскрывается его социально-просветительная деятельность.

Так, в монографии «Методологические основы исследования творчества И. Я. Яковлева» [13], по предлагаемой автором методологической концепции, допускается возможность исследовать его творчество не только в историко-педагогическом, но и в мировоззренческом (философском), историко-просветительском, социально-педагогическом, историко-экономическом и других аспектах и срезах. В реконструируемой Г. Н. Плечовым социально-просветительской, педагогической системе И. Я. Яковлева обязательным требованием выступает внутренняя логическая связь множества положений, относящихся к ее характеристике в разных проявлениях, с подкреплением их фактологическими материалами и историческими свидетельствами. Вызывает особый научный интерес исторический, системный, интегративный, культурологический и другие подходы в исследовании творческого наследия просветителя. Автор монографии вычленил, обосновал главные факторы просветительской деятельности И. Я. Яковлева через установление объема центрального понятия благо народа (то есть его жизненное благополучие, под которым подразумевалось прежде всего преодоление его нищеты и темноты), которое он на протяжении всей своей жизни и деятель-

ности дополнял новыми благодетельными смыслами в пользу простолюдина. Все это определило общую социальную направленность всего яковлевского творчества. И поэтому Г. Н. Плечов справедливо называет жизнь и творчество И. Я. Яковлева социально-просветительным, а благо народа считает ключом к его пониманию, смыслом всей жизни и деятельности просветителя. С этим, на наш взгляд, нельзя не согласиться. «Я люблю чуваш, от души желаю им всякого блага... Почти пятьдесят лет уже тружусь по мере сил, всецело преданный их духовным интересам. У меня не было другой цели, как благо чуваш», - писал И. Я. Яковлев своему учителю Н. И. Ильминскому [21, с. 92].

То, что установлено Г. Н. Плечовым, способствует более полному представлению о жизнедеятельности И. Я. Яковлева, его социально-просветительной и педагогической теории и практике, их особенностях и открывает возможности авторам, так или иначе писавшим о них, уточнить или исправить те или иные свои ошибки и заблуждения.

В монографии «Формирование социально-просветительской деятельности И. Я. Яковлева» [16] Г. Н. Плечов раскрывает историю зарождения и существования первоначальных социально-просветительных взглядов И. Я. Яковлева, которые явились условием и фактором его последующих общественных воззрений и практической деятельности.

Общим жизненным и общественно-профессиональным кредо И. Я. Яковлева были любовь к родным чувашам, дело народного просвещения и социального развития, ставшие главными целями его жизни и деятельности. Автор монографии правомерно утверждает, что своей многогранной просветительно-педагогической деятельностью И. Я. Яковлев заложил основы для социального, национального и духовного освобождения и возрождения чувашского народа, единения братских народов, разбудил и развил их социально-политическое и духовное творчество. Отметим, что многоплановая и плодотворная социально-просветительная и педагогическая деятельность пришлась на период инспекторской службы И. Я. Яковлева (вначале как допущенного к исправлению должности инспектора чувашских школ Казанского учебного округа Министерства народного просвещения с августа 1875 г., затем - исправляющего ее, далее - полноправного окружного чувашского инспектора, наконец, с небольшим перерывом, инспектора Симбирской чувашской школы - с 1903 г. до ухода с должности в связи с ее ликвидацией в апреле 1918 г.). На все это ушло более половины его жизни - около 42 лет, почти весь период самостоятельной трудовой деятельности.

Г. Н. Плечов показывает, что инспекторство определяло основное направление и содержание деятельности И. Я. Яковлева по общему руководству, надзору и инструктированию подведомственных ему чувашских школ Министерства народного просвещения, давало возможность организационно-педагогического влияния на все другие чувашские учебные заведения края (земские, церковно-приходские, братские и др.) и их развитие. Оно создавало определенные условия для активного участия в социально-экономической и духовно-культурной жизни населения, непосредственной, конкретной помощи крестьянам, административного и общественно-политического взаимодействия с властными структурами.

В то же время служебные обязанности и занятия И. Я. Яковлева во многом ограничивали и препятствовали воплощению в жизнь его социально-просветительных, педагогических и общественных инициатив и замыслов. К тому же он постоянно испытывал в своих делах непонимание и противодействие со стороны многих недоброжелателей, вплоть до прямых подозрений и обвинений в сепаратистских и националистических настроениях. Ему приходилось постоянно быть настороже, отвергая их, но отстаивая свои принципиальные взгляды и позиции в вопросах просвещения и социальной защиты бедных и обездоленных сородичей и лиц других национальностей. По существу, вся жизнь его была борьбой за достижение благородных целей, преодоление всякого рода препятствий на этом пути.

Одним из важных начинаний И. Я. Яковлева является его участие в организации, а затем и непосредственное руководство деятельностью чувашской женской трудовой общины - общежития, известного в литературе как Вараксарского. Эта сторона деятельности И. Я. Яковлева оставалась до сих пор в науке и практике малоизученной. Г. Н. Пле-чов первым из яковлевоведов обратился к исследованию основанной И. Я. Яковлевым Чувашской женской трудовой общины (общежития), располагавшейся в Буинском уезде Симбирской губернии - вначале близ д. Андреевка Шемуршинского прихода (1902), затем под дд. Нижнее Буяново и Верхнее Буяново - Ярославка (1903-1907) и на речке Ва-раксарка, на территории Староайбесинского прихода (1908-1921). В труде «Вараксарская чувашская женская трудовая община: феномен социально-просветительной теории и практики И. Я. Яковлева» [12] Г. Н. Плечов всесторонне исследует деятельность этого уникального социально-религиозного объединения женщин.

Автор монографии обнаружил в истории общины благодатный материал для выяснения ряда вопросов социально-просветительной концепции выдающегося представителя чувашского народа. Целями общины являлись религиозно-нравственное самоусовершенствование ее членов и трудовая жизнь на общую пользу, а также призрение детей-сирот и неимущих престарелых лиц женского пола. Сестры общины воспитывались в духе высокой нравственности, целомудрия, мира и любви друг к другу, уважения и исполнения правил общежития, послушания старшим, должны были учиться грамоте, молиться и исполнять богослужение на родном языке. «Сохраняя душевную чистоту и стремясь к нравственному усовершенствованию», сестры обязаны были строго поддерживать внешнюю чистоту, опрятность и порядок в храме и в своих жилых помещениях, в трапезной, на кухне, во дворе и во всем укладе жизни. Им давали необходимые знания по гигиене, медицине и по применению их в жизни.

Община располагала минимальным количеством земли (обычно приобретаемой с участием и на средства самого И. Я. Яковлева), скота, сельскохозяйственного инвентаря, мельницей, пасекой и др. Сестры обеспечивали себя своим трудом, могли выполнять все сельскохозяйственные работы, приобретали полезные знания по ведению полеводства, травосеяния, огородничества и пчеловодства, «чтобы при меньшей затрате сил, времени и материала достигать наибольших результатов». В общине любая форма эксплуатации была исключена. Сестры пользовались правом свободного выхода из общины, могли выходить замуж. Община служила благотворным примером для окружающего чувашского населения, в особенности женщин.

И. Я. Яковлев стремился превратить общину в опытную базу Святодуховского братства при храме Симбирской чувашской учительской школы, чтобы вписать ее организационно в общую систему чувашского просвещения и чтобы по ее образцу можно было основать подобные общины в других уездах Симбирской губернии, а также в базу отдыха воспитанниц женского училища и женских педагогических курсов при школе. Однако попечители Казанского учебного округа, а также высшие чины епархии не поддержали эту идею просветителя.

Анализ опыта функционирования данной общины позволил автору вышеназванной монографии утверждать, что И. Я. Яковлев открыл своеобразную форму просвещения чувашского народа, прежде всего его женской половины, - трудовую женскую общину. Иван Яковлевич, являясь организатором и покровителем указанной религиозно-духовной общины, проводил в ней, по существу, социальный эксперимент, реализовал в одной из областей жизнеустройства людей свою социально-просветительную концепцию; используя ее возможности, он хотел восстановить в определенной мере ослабленное в связи с его освобождением в 1903 г. от должности инспектора чувашских школ Казанского учебного округа свое организующее и руководящее влияние на просвещение и социальное

развитие родного ему чувашского народа (он оставался тогда лишь инспектором Симбирской чувашской школы).

Фундаментальным исследованием, значительно обогатившим яковлевоведение, является следующая монография Г. Н. Плечова «Основные вехи и социально-просветительное содержание деятельности инспектора чувашских школ И. Я. Яковлева. Хронологически-документальное исследование» [14], в которой в общественно-политическом разрезе рассматриваются сложные этапы и многогранные социально-просветительные проблемы, над разрешением которых Иван Яковлевич трудился более четырех десятилетий, служа инспектором чувашских школ в Казанском учебном округе. Данная работа Г. Н. Плечова является оригинальным научным трудом. В ней убедительно показано, что социально-просветительная деятельность И. Я. Яковлева на всем ее протяжении проходила, за некоторым исключением, в преодолении различных жизненных препятствий, постоянной борьбе с врагами народного просвещения, чиновничье-бюрократическим аппаратом. Автору монографии удалось показать, как, преодолевая различные помехи и преграды, Иван Яковлевич добивался реализации многих своих просветительских планов и проектов. Он постоянно заботился о строительстве национальных школ, обеспечении их учительскими кадрами, использовании родного языка в первоначальном обучении в школах и богослужении в церквях с чувашским населением, приобщении родного народа к христианскому православию в целях духовного сближения и слияния сородичей с русским народом и сохранения чувашей как самостоятельной народности, распространении сельскохозяйственных знаний среди крестьян через учителей и школы, оказании помощи и содействии населению в решении земельных вопросов, укреплении и развитии Симбирской чувашской школы как социально-просветительного центра и т. д.

Особое место в рассматриваемом цикле научных трудов Г. Н. Плечова занимает книга «Против искажений исторической правды об И. Я. Яковлеве» [15]. Она написана главным образом в защиту чести и достоинства Ивана Яковлевича, его социально-просветительной и педагогической деятельности. Дело в том, что в последнее время в некоторых изданиях появились публикации, в которых отдельными авторами делаются попытки принизить роль и значение созидательной деятельности просветителя, игнорировать и превратно истолковать исторические факты, относящиеся к ней. В этих условиях Г. Н. Плечов проявил гражданское мужество, научную смелость, на строго документальной основе опроверг измышления и клевету на И. Я. Яковлева.

Так, в книге «Откуда мы? Куда идем? Беседы под Древом Познания. Книга I» [10] А. П. Леонтьева и Н. И. Егорова, а также в опубликованной А. П. Леонтьевым годом ранее монографии под названием «„Хыпар". Минувшее и настоящее. Факты. События. Личности. Судьбы» [9] заметное место занимают вопросы взаимоотношений между известными историческими личностями - чувашским просветителем И. Я. Яковлевым и основателем и первым редактором чувашской газеты «Хыпар», исследователем Н. В. Никольским (1878-1961). Характерной и общей особенностью указанных изданий является недостаточное, слабое использование первоисточников и других документов, поэтому выводы у этих авторов получились весьма спорными и односторонними, с необоснованным обвинительным уклоном в сторону И. Я. Яковлева. Ничем не подтверждается и их утверждение о том, что И. Я. Яковлев «буквально вырвал из рук Н. И. Золотницкого первый букварь и славу национального образования». И. Я. Яковлев не отрицал положительное, что сделал Н. И. Золотницкий для чувашского просвещения, но последний не имел никакого отношения к этому изданию просветителя.

Авторы вышеуказанного труда немало внимания уделяют вопросам взаимоотношений И. Я. Яковлева и Н. В. Никольского, пытаются первого представить виновником ухудшения отношений между ними. В творческом поиске Г. Н. Плечову не удалось обна-

ружить ни одного документа, в котором содержалось бы отрицательное высказывание И. Я. Яковлева о научных трудах Н. В. Никольского. А вот претензии к его личности, некоторым его поступкам у Ивана Яковлевича были. Причины их появления подробно и доказательно раскрываются Г. Н. Плечовым в его работе. В конечном итоге исследователь, рассматривая труды двух чувашских просветителей, отмечает, что творческое наследие И. Я. Яковлева, а также Н. В. Никольского, как и других видных деятелей культуры и общественной жизни, - это наше национальное достояние.

Другой автор, Г. А. Уткин, в своей книге «Кнут эпохи Сармандея. Нелюбимые мысли» [ 18] утверждает, что чувашский алфавит был создан бригадным методом, при котором Яковлев был не более чем бригадир, «только знание и трудолюбие членов бригады открывали в нужном направлении для создания алфавита дорогу» [18, с. 8]. В своей деятельности И. Я. Яковлев много внимания уделял переводческому делу, а автор книги считает, что «Яковлев был не переводчиком, а инициатором» лишь [18, с. 8]. Переводчиками, по его мнению, были другие лица, и перевод Евангелия состоялся благодаря не столько стараниям Яковлева, сколько их.

При этом Г. А. Уткин утверждает, что Иван Яковлевич «писать по-чувашски не умел, а разговаривал, путая чувашские и русские слова, без конца лепетал («пакалтатна»), произнося «эдак-идак» [18, с. 8], поэтому он не мог, например, перевести Библию на чувашский язык. На самом деле И. Я. Яковлев хорошо знал чувашский язык, писал: «Заговорив о языках, скажу, что я свободно говорю и пишу по-чувашски» [20, с. 279]. Г. А. Уткин ставит под сомнение непосредственное участие И. Я. Яковлева в переводе на чувашский язык Конституции РСФСР, прибегает для этого к догадкам и другим умозрительным построениям. На основе анализа архивных документов Г. Н. Плечов доказывает, что эта работа выполнялась И. Я. Яковлевым совместно с учителем Симбирской чувашской школы И. С. Степановым [15, с. 66-67].

Находясь на пенсии, после революции, И. Я. Яковлев продолжал трудиться над переводом Библии на чувашский язык, о чем он пишет в своих воспоминаниях: «Да и сейчас я работаю над переводом Библии на чувашский язык <...> Хотелось бы напечатать все пять книг (Пятикнижие Моисея). Я взял на себя главное - редактирование и корректуру. Но печатание продвигается туго, стоит очень дорого (раз в тридцать дороже прежнего). Как видите, я и в старости, и при современных событиях не бросаю любимого дела» [21].

Таким образом, при переводах религиозной литературы на чувашский язык Иван Яковлевич выступал и как организатор, и как переводчик, и как инициатор, и как редактор, и как корректор.

И. Я. Яковлев непосредственно работал над созданием чувашского алфавита, опирался при этом на помощь и соучастие В. А. Белилина, консультации Н. И. Ильмин-ского. Создание яковлевского алфавита означало собой появление новой чувашской национальной письменности.

Следует подчеркнуть, что Г. А. Уткин часто прибегает к вольным рассуждениям и домыслам, игнорируя исторические факты. Так, например, он утверждает, что И. Я. Яковлев «открыл всего 40 школ, выпустил из своей школы около 800 учителей. Только это считается его доблестью...» [18, с. 8]. В реальности же «при участии И. Я. Яковлева и его учеников в Поволжье и Уралье было открыто более 400 чувашских училищ. Многим вновь открытым училищам И. Я. Яковлев помогал строить учебные помещения, договариваясь с крестьянскими общинами о выделении средств и земельных участков, изыскивая другие источники финансирования, находя стройматериалы и подрядчиков» [2]. При этом «с 1868 по 1919 год Симбирская чувашская школа совместно с женскими педагогическими курсами подготовили 874 учителя. С учетом выпускниц женского училища общая численность окончивших Симбирскую чувашскую школу составила 1379 чел., часть из них впоследствии получили учительское звание, сдав соответ-

ствующие экзамены в Казанской инородческой учительской семинарии» [20, с. 15-18]. На основе исторических фактов Г. Н. Плечов обоснованно утверждает, что «масштабы и результаты деятельности И. Я. Яковлева по организации народных училищ и подготовки учителей для них значительно шире, чем это представляет Г. А. Уткин» [15, с. 45].

Характер деятельности И. Я. Яковлева был воистину масштабным: его усилиями на голом месте была создана Симбирская чувашская школа - комплекс учебных подразделений с собственной материальной базой, организационно-педагогической структурой и др., и на всем протяжении ее существования, не будет преувеличением сказать, И. Я. Яковлеву приходилось сражаться за ее сохранение и благополучное существование и развитие.

Немало места в деятельности И. Я. Яковлева занимает русская идея об осуществлении связи чувашского народа с русским народом. Он наставляет молодое поколение ответить на новые вызовы времени - стать более предприимчивыми, развивать разные производства, активнее торговать, верить в свой народ, в его будущее, теснее связать судьбу с Матерью-Россией. Он завещал чувашам, что бы ни случилось с Россией, жить с нею, разделяя ее радости и горе, какое бы государственное устройство в ней ни существовало; считал, что если в России осуществится республика, то пусть и чуваши будут верны республике.

В своем «Завещании чувашскому народу» И. Я. Яковлев писал: «Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли. Народ этот принял вас в свою семью, как братьев, не обидел и не унизил вас. Ведомый Провидением к великим, нам незримым целям, народ этот да будет руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него. Трудна была жизнь этого народа, много горестей и несчастий встретил он на своем долгом и скорбном пути, но он не угасил в себе светочей духа и не утратил понимания своего высокого призвания. Да будут его радости вашими радостями, его горести - вашими горестями, и вы приобщитесь к его светлому будущему и грядущему величию. Народ этот не обидел вас в прошлом, он не обидит вас и в будущем. Любите его и сближайтесь с ним. На всяком поле есть плевелы, но мой долгий опыт да будет порукой тому, что среди русского народа вы всегда встретите добрых и умных людей, которые помогут вашему правому делу... Верьте в Россию, любите ее, и она будет вам матерью» [21, с. 458-459].

Г. А. Уткину не нравится содержание завещания И. Я. Яковлева чувашскому народу, он считает, что вышеуказанные наставления людям сам Яковлев не выполнял. И в качестве подтверждения своих слов о том, как И. Я. Яковлев не помогал сородичам, он ссылается на то, что просветитель не поддержал Ивана Юркина в желании выпускать газету на чувашском языке и распространить в подведомственных ему начальных школах его книги [Ивана Юркина. - Авт.] с текстами песен на чувашском языке.

Действительно, инспектор чувашских школ И. Я. Яковлев в свое время был против издания газеты на чувашском языке, считая, что она непременно будет связана с политикой и вызовет разные политические подозрения, особенно в сепаратизме, и, соответственно, преследования со стороны властей, что навредит чувашскому делу, повлечет закрытие Симбирской чувашской школы и т. д.

Русская идея И. Я. Яковлева есть прежде всего идея тесного сближения чувашского народа с русским. Ее он выстроил на основе многовекового и многострадального опыта своих соплеменников, глубокого осмысления их исторического прошлого, настоящего и будущего, собственной практики. Она пронизывала его социально-просветительную и педагогическую деятельность на всем ее протяжении. Суть ее заключается в том, что чуваши как народ, по мнению Яковлева, исторически могут сохранить себя и обеспечить более или менее благополучное существование вместе с другими народами только в составе России; для этого надо всемерно сближаться с русским народом, осваивать его язык, культуру, православие, сохраняя при этом все то, что есть хорошее и полезное у самого чувашского народа, прежде всего его язык; необходимо находить правильное соотношение национального и русского в постановке школьного дела, в решении других

социально-политических вопросов; долг чувашей, как и других инородцев, - способствовать укреплению и развитию общей Родины - России.

Как считает Г. Н. Плечов, эти положения, органически вплетенные в общую систему просветительно-педагогических взглядов И. Я. Яковлева, служили ее социальной скрепой, важным условием и фактором ее успешного функционирования и развития. Русская идея выдающегося чувашского просветителя и поныне не потеряла своей социально-политической и просветительно-педагогической актуальности.

Резюме. Рассмотренные нами труды Г. Н. Плечова являются большим достижением не только в яковлевоведении, но и в исторической, философской науках, послужат дальнейшему социально-культурному развитию Чувашской Республики. Названные труды тепло встречены научной и педагогической общественностью, успешно используются в учебно-воспитательном процессе в школах и вузах республики. Примечательно, что исследования Г. Н. Плечова высоко оценены научным и педагогическим сообществом, их автору присуждена Государственная премия Чувашской Республики в области гуманитарных наук за 2017 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков Г. Н. Жизнь, смерть и бессмертие патриарха : роман-эссе. - Чебоксары : Фонд И. Я. Яковлева ; Чебоксар, ин-т экономики и менеджмента С.-Петерб. гос. политех, ун-та, 2004. - 346 с.

2. Димитриев В. Д. Об историческом значении просветительной деятельности И. Я. Яковлева // Известия Академии наук Чувашской Республики. Научный журнал. Гуманитарные науки. - 1993. - № 1. - С. 31-32.

3. Жиркевич А. В. Мои встречи с И. Я. Яковлевым: из дневника за 1916-1924 годы. - Чебоксары : Колорит, 2007.-469 с.

4. Земляков А. Е. И. Я. Яковлев и современность. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ин-т, 1997. - 108 с.

5. Земляков А. Е. Яковлевоведение : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2006. - 202 с.

6. Краснов Н. Г. Иван Яковлев и его потомки. - Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 2007. - 478 с.

7. Краснов Н. Г. Педагогическое наследие И. Я. Яковлева и становление национальной школы чувашского народа : автореф. дис. ... д-ра пед. наук в форме научного доклада : 13.00.00. - Казань, 1995. - 58 с.

8. Ленин В. И. Полное собрание сочинений : в 55 т. Т. 50. - М. : Изд-во политической литературы, 1967.-646 с.

9. Леонтьев А. П. «Хыпар». Минувшее и настоящее. Факты. События. Личности. Судьбы. - Чебоксары : Хыпар, 2011.-640 с.

10. Леонтьев А. П., Егоров Н. И. Откуда мы? Куда идем? Беседы под Древом Познания. Книга I. - Чебоксары : Хыпар, 2012. - 605 с.

11. Макаров М. П. Симбирская чувашская школа и ее место и роль в деле просвещения чувашского народа//Ученые записки. Вып. 111.-Чебоксары : Чуваш, гос. изд-во, 1949. - С. 29^15.

12.Плечов Г. Н. Вараксарская чувашская женская трудовая община: феномен социально-просветительной теории и практики И. Я. Яковлева. - Чебоксары : Изд-во Чуваш, ун-та, 2017. - 136 с.

13. Плечов Г. Н. Методологические основы исследования творчества И. Я. Яковлева. - Чебоксары : Новое время, 2017. - 108 с.

14. Плечов Г. Н. Основные вехи и социально-просветительное содержание деятельности инспектора чувашских школ И. Я. Яковлева : хронологически-документальное исследование. - Чебоксары : ИНК «Чувашия», 2016.-800 с.

15. Плечов Г. Н. Против искажений исторической правды об И. Я. Яковлеве. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2014. - 128 с.

16. Плечов Г. Н. Формирование социально-просветительской деятельности И. Я. Яковлева. - Чебоксары : Изд-во Чуваш, ун-та, 2013. - 84 с.

17. Собрание Законодательства Российской Федерации : еженедельное издание. - 1997. - № 26. -30 июня. - С. 50-93.

18. Уткин Г. А. Кнут эпохи Сармандея. Нелюбимые мысли. - Чебоксары : Новое время, 2013. - 40 с.

19. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации». - М. : Эксмо, 2013. - 144 с.

20. Чувашская энциклопедия : в 4 т. Т. 4 : Си - Я. - Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 2011. - 795 с.

21. Яковлев И. Я. Завещание чувашскому народу // Краснов Н. Г. Иван Яковлев и его потомки. - Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 2007. - С. 458^159.

22. Яковлев И. Я. Моя жизнь. Воспоминания. - М. : Республика, 1997. - 598 с.

23. Яковлев И. Я. Письма. - Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1985. - 366 с.

BecniHUK 'H 'liy iiM. K X. Hmejieea. 2018. № 3(99)

UDC 371.4ilKo:37.0injieHOB T.H.

I. V. Pavlov1, V. I. Pavlov2, P. N. Chernov

FUNDAMENTAL RESEARCH BY G. PLECHOV ON I. YAKOVLEV'S SOCIAL

AND EDUCATIONAL ACTIVITY

'/. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia 2Chuvash Republican Institute of Education, Cheboksary, Russia

Abstract. The article gives the analysis of some scientific publications of Candidate of Philosophy, Associate Professor G. Plechov, which are dedicated to the pedagogical activity of the enlightener of the Chuvash people Ivan Yakovlevich Yakovlev (1848-1930). For the first time in Yakovlev Studies this paper analyzes the pedagogical experience of I. Yakovlev, the Simbirsk Chuvash School for training teachers for national schools from the point of view of the theory and methodology of science, and comprehensively investigates the social and educational activity of the enlightener.

Keywords: I. Yakovlev, education, training, Simbirsk Chuvash School, teacher training, theory, methodology, people's welfare, social and educational activity, distortion of historical truth, will.

REFERENCES

I. Volkov G. N. Zhizri, smert' i bessmertie patriarkha : roman-esse. - Cheboksary : Fond I. Ya. Yakovleva ; Cheboksar. in-t ekonomiki i menedzhmenta S.-Peterb. gos. politekh. un-ta, 2004. - 346 s.

2 .Dimitriev V. D. Ob istoricheskom znachenii prosvetitel'noj deyatel'nosti I. Ya. Yakovleva // Izvestiya Akademii nauk Chuvashskoj Respubliki. Nauchnyj zhurnal. Gumanitarnye nauki. - 1993. -№ 1. - S. 31-32.

3. Zhirkevich A. V. Moi vstrechi s I. Ya. Yakovlevym: iz dnevnika za 1916-1924 gody. - Cheboksary : Kolorit, 2007.-469 s.

4. Zemlyakov A. E. I. Ya. Yakovlev i sovremennost'. - Cheboksary : Chuvash, gos. ped. in-t, 1997. - 108 s.

5. Zemlyakov A. E. Yakovlevovedenie : uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskikh uchebnykh zavedenij. - Cheboksary : Chuvash, gos. ped. un-t, 2006. - 202 s.

6. Krasnov N. G. Ivan Yakovlev i ego potomki. - Cheboksary : Chuvash, kn. izd-vo, 2007. - 478 s.

7. Krasnov N. G. Pedagogicheskoe nasledie I. Ya. Yakovleva i stanovlenie nacional'noj shkoly chuvash-skogo naroda : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk v forme nauchnogo doklada : 13.00.00. - Kazan', 1995. - 58 s.

8. Lenin V. I. Polnoe sobranie sochinenij : v 55 t. T. 50. - M. : Izd-vo politicheskoj literatury, 1967. - 646 s.

9. Leont'ev A. P. «Khypar». Minuvshee i nastoyashhee. Fakty. Sobytiya. Lichnosti. Sud'by. - Cheboksary : Khypar, 2011.-640 s.

10. Leont'ev A. P., Egorov N. I. Otkuda my? Kuda idem? Besedy pod Drevom Poznaniya. Kniga I. - Cheboksary : Khypar, 2012. - 605 s.

II. Makarov M. P. Simbirskaya chuvashskaya shkola i ee mesto i rol' v dele prosveshheniya chuvashskogo naroda//Uchenye zapiski. Vyp. 111. - Cheboksary : Chuvash, gos. izd-vo, 1949. - S. 29^15.

© Pavlov I. V., Pavlov V. I., Chernov P. N., 2018

Pavlov, Ivan Vladimirovich - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Pedagogics, Psychology and Philosophy, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: 62.46.90@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pavlov, Vladimir Ivanovich - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogics and Practical Psychology, Chuvash Republican Institute of Education, Cheboksary, Russia; e-mail: v.pavlov2002@yandex.ru

Chernov, Petr Nikiforovich - People's Teacher of the USSR, Pensioner, Yalchiki, Russia; e-mail: chernov.petr.2018@list.ru

The article was contributed on July 27, 2018

12. Plechov G. N. Varaksarskaya chuvashskaya zhenskaya trudovaya obshhina: fenomen social'no-prosvetitel'noj teorii i praktiki I. Ya. Yakovleva. - Cheboksary : Izd-vo Chuvash, un-ta, 2017. - 136 s.

13. Plechov G. N. Metodologicheskie osnovy issledovaniya tvorchestva I. Ya. Yakovleva. - Cheboksary : Novoe vremya, 2017.- 108 s.

14. Plechov G. N. Osnovnye vekhi i social'no-prosvetitel'noe soderzhanie deyatel'nosti inspektora chu-vashskikh shkol I. Ya. Yakovleva : khronologicheski-dokumental'noe issledovanie. - Cheboksary : IPK «Chuvashi-ya», 2016. -799 s.

15. Plechov G. N. Protiv iskazhenij istoricheskoj pravdy ob I. Ya. Yakovleve. - Cheboksary : Izd-vo Chuvash. un-ta, 2014. - 128 s.

16. Plechov G. N. Formirovanie social'no-prosvetitel'skoj deyatel'nosti I. Ya. Yakovleva. - Cheboksary : Izd-vo Chuvash, un-ta, 2013. - 84 s.

17. Sobranie Zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii : ezhenedel'noe izdanie. - 1997. - № 26. - 30 iyunya. -S. 50-93.

18. Utkin G. A. Knut epokhi Sarmandeya. Nelyubimye mysli. - Cheboksary : Novoe vremya, 2013. -40 s.

19. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». - M. : Eksmo, 2013.- 144 s.

20. Chuvashskaya enciklopediya : v 4 t. T. 4 : Si - Ya. - Cheboksary : Chuvash, kn. izd-vo, 2011. - 795 s.

21. Yakovlev I. Ya. Zaveshhanie chuvashskomu narodu // Krasnov N. G. Ivan Yakovlev i ego potomki. -Cheboksary : Chuvash, kn. izd-vo, 2007. - S. 458^159.

22. Yakovlev I. Ya. Moyazhizn'. Vospominaniya. -M. : Respublika, 1997. - 598 s.

23. Yakovlev I. Ya. Pis'ma - Cheboksary : Chuvash, kn. izd-vo, 1985. - 366 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.