УДК 37(092)(470.344)
ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ И ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ ОБ И. Я. ЯКОВЛЕВЕ И СИМБИРСКОЙ ЧУВАШСКОЙ ШКОЛЕ
RUSSIAN WORKERS OF CULTURE AND EDUCATORS ON I. Y. YAKOVLEV AND SIMBIRSK CHUVASH SCHOOL
Л. Н. Иванова L. N. Ivanova
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Становление и развитие национальной школы и культуры чувашского народа наиболее полно отразилось в научном наследии выдающегося педагога-просветителя И. Я. Яковлева (1848-1930). В статье представлен краткий историографический обзор яковлевоведческой литературы, включающей в себя достаточно широкий спектр исследовательских работ по различным отраслям наук. Рассмотрена и проанализирована существующая историческая оценка педагогического творчества И. Я. Яковлева в трудах отечественных ученых, писателей, государственных и общественных деятелей со второй половины XIX века по настоящее время.
Abstract. The formation and development of national schools and the culture of the Chuvash people most fully reflected in the scientific heritage of an outstanding teacher and educator, I. Y. Yakovlev (1848-1930). The paper presents a brief historiographic review of Yakovlev study literature which includes quite a wide range of research works in various fields of science. It also reviews and analyzes the existing historical assessment of pedagogical works of I. Y. Yakovlev in the works of the Russian scientists, writers, statesmen and public figures of the second half of the 19th century to the present.
Ключевые слова: просветитель И. Я. Яковлев, Симбирская чувашская учительская школа, педагогическая деятельность, педагогическое творчество, народное образование, культура.
Keywords: educator I. Y. Yakovlev, Simbirsk Chuvash Teachers' school, pedagogical activity, pedagogical creative activity, public education, culture.
Актуальность исследуемой проблемы. В современных условиях развития российского общества особый интерес вызывают вопросы сохранения и развития огромного историко-культурного наследия народов многонациональной России. Свидетельством этого является проведение ряда мероприятий и принятие правительственных документов по этому вопросу. К примеру, постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 утверждена Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)», в которой одними из важных обозначены задачи сохранения российской культурной самобытности и создания условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности; выявления, охраны и популяризации культурного наследия народов Российской Федерации; создания позитивного культурного образа России в мировом сообществе [16]. В этих же целях указом
Президента Российской Федерации В. В. Путина «О проведении в Российской Федерации Года культуры» 2014 год в России объявлен Годом культуры [15]. Выдающийся академик Д. С. Лихачев в своих сочинениях, размышляя о человеческой культуре, писал: «Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу. Культура человечества - это активная память человечества, активно же введенная в современность. ... В истории каждый культурный подъем был в той или иной мере связан с обращением к прошлому. ... Каждое обращение к прошлому было «революционным», то есть оно обогащало современность, и каждое обращение по-своему понимало это прошлое, брало из прошлого нужное ей для движения вперед. ... Каждое обращение к старому в новых условиях было всегда новым» [10]. В связи с этим особый интерес вызывает педагогическое наследие выдающихся педагогов прошлого, поскольку оно является источником для обогащения современной школы лучшими своими достижениями: идеями, взглядами, четко сформулированными понятиями, принципами и т. п.
Материал и методика исследований. Реализуя принципы научности и историзма, мы использовали историко-ретроспективный и конкретно-исторический методы, позволяющие осмыслить прошлое, а также анализ, синтез, актуализацию и обобщение исторических фактов, архивных и опубликованных материалов.
В исследовании рассмотрены опубликованные работы И. Я. Яковлева и его сподвижников, последователей и оппонентов по различным проблемам начального образования и просвещения нерусских народов Поволжья; педагогическая, историческая, религиозная, мемуарно-публистическая литература; периодическая печать, материалы Центрального государственного исторического архива Чувашской Республики.
Результаты исследований и их обсуждение. Жизнь и многогранная деятельность И. Я. Яковлева не являются малоизученными страницами истории отечественной педагогики и образования. Различные аспекты его культурно-педагогического наследия, общественно-политические, философские взгляды отражены во многих исследовательских работах как в России, так и за рубежом. Исследование показало, что к настоящему времени в истории чувашской культуры образовалось и успешно развивается целое направление - яковлевоведение, включающее достаточно широкий круг исследований и применение их результатов в жизни.
Просветительной деятельностью инспектора чувашских школ Казанского учебного округа И. Я. Яковлева (1875-1903) интересовались три последних императора Российского государства, председатель Совнаркома В. И. Ленин, многие отечественные и иностранные ученые, писатели, государственные и общественные деятели. Яковлевской тематике посвящены серия кинофильмов (в частности, один из них, «Дело его жизни», выпустил Центрнаучфильм (М., 1971, режиссер Д. Э. Дубинский)), ряд диссертаций (Н. Н. Андреева, М. Д. Василенко, А. Е. Земляков, Л. Н. Иванова, Н. Г. Краснов, И. А. Маркелов, С. С. Спиридонов, И. Я. Тенюшев и др.), монографий, сборников научных трудов по материалам конференций и множество статей в периодических изданиях.
Уникальная личность чувашского просветителя еще при его жизни вызывала в печати неоднозначные оценки. Высокопоставленные чиновники Министерства народного просвещения, а также министры Г. Е. Зенгер, А. Н. Шварц, Н. К. Кульчицкий, некоторые реакционно настроенные представители местного дворянства и духовенства (А. А. Головинский, Н. К. Деревицкий, М. Н. Теренин, Никандр (Симбирский епископ) и др.) обвиняли И. Я. Яковлева в сепаратизме, национализме. Тот же епископ считал его «пестуном инородческой обособленности, образованным хранителем своего родного племени» [7].
В 1903 г. после отстранения Министерством народного просвещения от должности инспектора чувашских школ Казанского учебного округа и упразднения самой должности И. Я. Яковлев был оставлен руководителем только своего детища - Симбирской чувашской школы (1868). Однако это событие не повлияло на мнения народных масс и передовой русской и чувашской интеллигенции (С. Ф. Платонов, Н. А. Бобровников, С. В. Чичерина, П. М. Миронов, М. Е. Евсевьев, Д. Ф. Филимонов и др.), которые и в дальнейшем продолжали поддерживать общественно-просветительную и издательско-переводческую деятельность И. Я. Яковлева.
Обвинения и преследования не прекратились и после Октябрьской революции 1917 г. Консервативно настроенные чувашские интеллигенты обвиняли Яковлева совершенно необоснованно в русификации своего народа, в поддержке геополитического царского правительства. В апреле 1918 г. той же группе интеллигенции удалось добиться отстранения И. Я. Яковлева от руководства Симбирской чувашской учительской семинарией (1917). В это дело вмешался Наркомпрос, а председатель Совнаркома В. И. Ленин послал в Симбирск телеграмму в защиту И. Я. Яковлева, «50 лет работавшего над национальным подъемом чуваш и претерпевшего ряд гонений от царизма» [9].
Осенью 1919 г. с уходом И. Я. Яковлева на пенсию завершилась его полувековая широкая общественно-просветительная деятельность, которая, в свою очередь, явилась продолжением лучших традиций русского просветительства, представителей интеллигенции многонационального Российского государства. В новых общественно -политических условиях жизни труд И. Я. Яковлева оценили высоко. Например, А. В. Луначарский назвал его «великим организатором и практиком, беззаветно преданным своему народу» [17]. После создания Чувашской автономной области (1920) И. Я. Яковлев при участии сыновей Алексея и Николая составил задуманное еще в 1918 году завещание - обращение к родному народу. Изучение и анализ этого величайшего творения чувашского просветителя показывают, насколько по-отцовски мудры его заветы и советы соплеменникам, старшим и совсем юным: «Берегите семью: в семье опора народа и государства. (...). Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и распрей (...). Верьте в силу мирного труда и любите его. (...). Счастье и успех придут ко всякому мирно и с любовью совершаемому делу» [3]. Эти советы и в реалиях современной жизни не теряют своей актуальности и ценности. Доктор исторических наук, профессор В. Д. Димитриев, многие годы скрупулезно изучавший наследие Ивана Яковлевича Яковлева, в своей статье «О завещании И. Я. Яковлева чувашскому народу», высоко оценивая каждый завет просветителя чувашам, значимость каждого сказанного им слова, писал: «Завещание И. Я. Яковлева - это концентрированное выражение, квинтэссенция всей его полувековой деятельности по национальному подъему чувашей и их сближению с другими народами, сущности его просветительной, педагогической и воспитательной системы, программы дальнейшего возрождения, качественного совершенствования чувашской нации, приобщения ее к человеческим этическим ценностям» [3].
Изучение наследия И. Я. Яковлева в годы советской власти имело свои особенности. В 1928 г., в дни 80-летия со дня рождения И. Я. Яковлева, российские и чувашские руководители народного образования, общественность Чувашии положительно оценили значение его полувековой деятельности по просвещению чувашского народа. Была опубликована правдиво написанная монография М. П. Петрова (Тинехпи) об И. Я. Яковлеве и его детище - Симбирской чувашской учительской школе [12]. В 30-х гг. вновь усилилось отрицательное отношение к И. Я. Яковлеву. На сей раз оппоненты развернули против
него и некоторых его учеников идеологическую борьбу, объявив его миссионером, монархистом и врагом социализма, что противоречило исторической реальности. Подобные утверждения отразились даже в энциклопедических справочниках: «Яковлев был монархистом, . типичным буржуазным культуртрегером» [1]. Однако их попытки очернить деятельность И. Я. Яковлева, их ревизионизм не имели успеха, не получили поддержку народных масс, в особенности учащейся молодежи.
Большое значение в упрочнении объективной оценки многогранной деятельности и общественно-политических, философских взглядов И. Я. Яковлева имела монография его сына, члена-корреспондента АН СССР, лауреата Государственной премии А. И. Яковлева «Иван Яковлевич Яковлев. 1848-1930» [5]. В ней содержится много ценных воспоминаний об отце, его ближайшем окружении, интересных фактов, сведений, описание событий, свидетелем которых был ее автор. Благодаря этой книге была восстановлена справедливость в оценке колоссального труда И. Я. Яковлева по просвещению, национальному подъему чувашского народа. Она в то же время ориентировала исследователей на всестороннее изучение наследия чувашского просветителя и его выдающихся учеников, среди которых были классики чувашской литературы, композиторы, деятели науки и искусств, выдающиеся педагоги, ученые и др.
Информация, полученная из литературы об И. Я. Яковлеве и его школе, свидетельствует о том, что изучение данной темы продолжилось и во второй половине ХХ века. Наиболее тщательные исследования по данной теме проводились в годы 100-летия Симбирской чувашской учительской школы (1968) и 100-летия новой чувашской письменности (1971) и сопровождались выходом в свет ряда монографий, множества научных и публицистических статей. Именно в эти годы профессор В. Д. Димитриев в своей статье «И. Я. Яковлев - поборник сближения народов» [3] на основе тщательного анализа архивных источников и яковлевоведческой литературы еще раз доказал ошибочность необоснованных суждений о просветителе: он не был ни сепаратистом и националистом, о чем твердило реакционное чиновничество и духовенство России, ни русификатором, в чем необоснованно обвиняли его чувашские эсеры; что он являлся лидером чувашского народа, вдохновителем его национального подъема, сторонником его равноправия с русским и другими народами России, дружественных отношений чувашей со всеми народами Поволжья и Приуралья [3]. В другой статье этого ученого убедительно раскрыто историческое значение просветительной деятельности И. Я. Яковлева [3]. В трудах В. Д. Димитриева были отражены и малоосвещенные стороны личности И. Я. Яковлева. Так, например, в статье «И. Я. Яковлев в роли заведующего постройкой Гончаровского дома в Симбирске» В. Д. Димитриев первым из яко-влевоведов на основе документальных данных подробно раскрывает деятельность И. Я. Яковлева как руководителя строительством памятника замечательному русскому писателю И. А. Гончарову - Гончаровского дома в Симбирске, характеризует его не в образе педагога, переводчика, а как опытного строителя. Будучи инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, Яковлев постоянно занимался вопросами строительства школьных зданий. Под руководством педагога возводились умело спроектированные учебные корпуса Симбирской чувашской школы, сельскохозяйственная ферма, обустраивались их территории. «Выдающийся педагог заслуженно пользовался репутацией опытного строителя», - писал автор статьи и оценивал труд Яковлева следующим образом: «Чувашский просветитель Иван Яковлевич Яковлев, всю жизнь боровшийся за приобщение родного народа к великой русской культуре, внес выдающийся
вклад в дело сооружения памятника знаменитому писателю И. А. Гончарову, блестяще справившись с обязанностями заведующего постройкой дома. Заслуги И. Я. Яковлева были отмечены благодарностями ученой архивной и строительной комиссий. Он в совершенстве знал строительное дело и был талантливым организатором в этой области, вносил исправления в проект в ходе строительства здания, заботился о высоком качестве, прочности, красоте и наибольших удобствах сооружения, был исключительно добросовестным, честным, экономным в расходовании средств, проявлял большую заботу об обеспечении техники безопасности во время строительства; в строительстве Гончаровского дома значительное участие приняли учащиеся Симбирской чувашской учительской школы, выполняя в своей столярной мастерской сложные заказы» [3]. На наш взгляд, это обстоятельство еще раз свидетельствует об уникальности и творческом складе личности И. Я. Яковлева, о широте спектра его деятельности.
Исследование показало, что особенно много литературы и источников вышло в свет в годы празднования 150-летия со дня рождения просветителя и 130-летия Симбирской чувашской школы (1998). Обзор публикаций говорит о том, что учеными, представляющими различные области знаний, разносторонне, многопланово, при помощи современных методов исследования освещена титаническая культурно-просветительская деятельность И. Я. Яковлева. Труды ученых свидетельствуют о признании новаторской сущности педагогической системы И. Я. Яковлева, о целесообразности творческого использования его педагогического наследия в современных условиях. Ученые высоко оценили заслуги И. Я. Яковлева, называя его создателем современной чувашской письменности, пионером просвещения инородцев Поволжского края, «Прометеем из чуваш» [8], патриархом чувашской культуры и просвещения, выдающейся фигурой в национальном просветительстве Поволжья и России. К примеру, академик Г. Н. Волков, раскрыв величие заслуг И. Я. Яковлева перед народом, называл его «человеком будущего» и подчеркивал, что невозможно перечислить благородные деяния Яковлева. «Этот блестящий мыслитель славен не новаторскими мыслями, хотя и их немало, - писал Г. Н. Волков - а историческими деяниями, не проектами на отдаленное будущее, а их реализацией сегодня, - делами, которые будут иметь значение и завтра. В теории, быть может, он уступает многим великим, а в практике - можно ли кого с ним равнять? Придется долго перебирать в исторической памяти народов, чтобы назвать равносильную фигуру... Он опередил свое время. Уйдя далеко вперед, решил многие проблемы будущего века» [2].
Особое место занимают труды «ведущей фигуры в яковлевоведении» доктора педагогических наук, профессора Н. Г. Краснова, которым в результате многолетней кропотливой работы были собраны и проанализированы многочисленные ценные материалы и документы о жизни и деятельности выдающегося просветителя И. Я. Яковлева, его потомках и учениках. В монографиях Н. Г. Краснова (1976, 1992, 1998, 2007) наиболее полно и подробно отражены весь жизненный путь и общественно -просветительная деятельность И. Я. Яковлева, все его идеи и взгляды, дела и достижения, впервые была изучена и всесторонне обобщена педагогическая система чувашского просветителя, показаны ее роль в развитии образования нерусских народов дореволюционной России и интернациональный характер многогранного творчества педагога-просветителя. Отметим, что монография «Иван Яковлев и его потомки», переизданная в 2007 году, стала победителем Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая Родина» в номинации «Люди нашего края» [6]. Такое признание научного издания
Н. Г. Краснова отчасти свидетельствует о том, что и ныне научный и общественный интерес к личности И. Я. Яковлева, к его богатому научно -педагогическому наследию не уменьшается. Хотя сам Иван Яковлевич с присущей ему природной скромностью вспоминал: «Признаться, я всегда был врагом популярности» [18]. В рамках нашего исследования особый интерес в этой книге представляет глава «И. Я. Яковлев за рубежом», где автором, наверное, единственным из яковлевоведов, рассматривается оценка деятельности чувашского просветителя зарубежными учеными. «В отечественной и зарубежной литературе Иван Яковлевич Яковлев является самым признанным и непревзойденным ученым и выдающимся деятелем культуры из чувашей, - пишет Н. Г. Краснов. - Его же имя находится на первом месте по числу изданных о нем работ как в нашей стране, так и за границей. Наследие чувашского просветителя интересует более всего ученых Западной Европы и США. Иностранная литература, посвященная И. Я. Яковлеву, довольно богата. О нем писали историки, философы, филологи, педагоги, писатели, религиозные деятели» [7].
Из исследований Н. Г. Краснова известно, что в оценке исторических заслуг чувашского просветителя в зарубежной научной литературе во второй половине ХХ в. (М. Хартли, С. Вурм, И. Бенцинг, В. Коларц, Д. Крюгер и др.), как и в отечественной, установились два направления. Представители первого направления объективно оценивают и признают И. Я. Яковлева как прогрессивного деятеля истории культуры чувашского народа, а исследователи второго направления считают его русификатором, проводником идей христианства в среду сородичей. Большинство же представителей обоих направлений остановилось на мнении, что главная историческая заслуга И. Я. Яковлева состоит в создании им национальной школы, подготовке народных учителей, приобщении чувашей к русской культуре. В работах зарубежных ученых дана высокая оценка новаторской деятельности чувашского просветителя, показана его преданность делу народного образования [7]. Таким образом, существование различных оценок деятельности И. Я. Яковлева в иностранных научных публикациях свидетельствует о его международном признании.
В дни празднования 150-летия со дня рождения чувашского просветителя увидела свет монография «Слово об И. Я. Яковлеве», ставшая, по свидетельству ее автора И. В. Мукиной, третьей книгой, изданной об И. Я. Яковлеве на чувашском языке. В монографии исследуется переводческая деятельность Ивана Яковлевича, в особенности его работа по переводу «Библии» на чувашский язык. Отметим, что до 1992 г. эта важная сторона деятельности просветителя - его участие в христианском просвещении чувашей - не освещалась в печати. Цензура не пропускала такой информации [3]. В своей книге, высоко оценивая деятельность Яковлева в деле просвещения сородичей, И. В. Му-кина отмечает: «Кунсар пу?не тата ?ака паха: И. Я. Яковлев христианство наукин исто-рийёнче те халахан чёрё чёлхипе паллаштаракан палак лартна. Ытти нумай халах ку шая халё те ?итеймен-ха» («Кроме этого, ценно следующее: и в истории христианства И. Я. Яковлев воздвиг памятник, который знакомит с живым языком чувашского народа. Многие народы до сих пор не достигли такого уровня» - перевод наш - И. Л.) [11].
Следует отметить, что немало публикаций о творчестве И. Я. Яковлева вышло в свет в дни празднования 160- и 165-летия со дня его рождения. В печати появились результаты исследований Л. А. Ефимова и Е. Л. Ефимова, в которых увидели свет многие до сих пор неизвестные и малоизвестные архивные материалы, посвященные истории развития женского педагогического образования в чувашском крае. В них авторы, опира-
ясь на современную методологию историко-педагогической науки, высоко оценивают разработанную и реализованную И. Я. Яковлевым в практической деятельности систему просвещения чувашского народа, вклад просветителя в подготовку женских педагогических кадров [4].
Особое место среди публикаций последних лет занимает монография Г. Н. Плечова «Формирование социально-просветительской личности И. Я. Яковлева» [14]. Здесь уче-ный-яковлевовед на богатом документальном материале раскрывает этапы становления яркой и уникальной личности И. Я. Яковлева, обстоятельно рассматривает факторы, побудившие чувашского педагога выбрать тернистый путь служения родному народу.
Исследование показало, что, начиная со второй половины ХХ века по сегодняшний день, существенную долю яковлевоведческой литературы составляют сотни газетных и журнальных статей об И. Я. Яковлеве и его многогранной просветительной деятельности, о Симбирской чувашской школе, об учениках этой школы. Статьи публиковались как на территории Чувашии, так и в местах компактного проживания чувашской диаспоры. В большинстве случаев авторы этих работ дают высокую оценку педагогическому творчеству И. Я. Яковлева, деятельности Симбирской чувашской школы. Вместе с тем в печати появлялись и появляются публикации, в которых выражается необъективная и необоснованная оценка личности И. Я. Яковлева, его деятельности и роли в просвещении чувашского народа. В связи с этим большой резонанс и особое уважение у ученых, педагогов и общественности вызвала опубликованная в периодической печати серия статей Г. Н. Плечова, направленных в защиту чести и достоинства педагогического творчества И. Я. Яковлева. В дальнейшем они изданы отдельной книгой. До него такой аргументированный отпор статьям, недостаточно опирающимся на исторические и документальные факты, архивные материалы, давали В. Д. Димитриев, И. Я. Тенюшев и др. [3]. В частности, в статье «Творчество И. Я. Яковлева требует аргументированной оценки (О некоторых попытках принизить личность просветителя)», доказывая неправильность, некорректность высказанных суждений об И. Я. Яковлеве, Г. Н. Плечов дает высокую оценку чувашскому просветителю: «Еще при жизни И. Я. Яковлев был оценен как редкая, уникальная личность. Таковой его делали неповторимый путь в народное просвещение, широкие масштабы и выдающиеся результаты деятельности, достигнутые неутомимым трудом и борьбой, беззаветная любовь и служение родному народу и Отечеству. Он остается яркой, феноменальной фигурой в плеяде выдающихся людей Чувашии и России» [13]. На наш взгляд, подобная оценка является наиболее верной и обоснованной.
Резюме. Таким образом, и сегодня личность И. Я. Яковлева, его многогранная культурно-просветительская деятельность привлекают внимание отечественных и зарубежных деятелей. Исследование показало, что в современных условиях существуют различные взгляды на творчество чувашского педагога, гражданина, патриота И. Я. Яковлева.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большая советская энциклопедия. - Изд. 1-е : в 65 т. Т. 65. - М. : Советская энциклопедия, 1931. -
С. 461.
2. Волков, Г. Н. Модель школы будущего / Г. Н. Волков // Вестник Чувашского государственного педагогического института им. И. Я. Яковлева. - 1998. - № 2 (3). - С. 3-8.
3. Димитриев, В. Д. Просветитель чувашского народа И. Я. Яковлев : сб. ст. / В. Д. Димитриев. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2002. - 140 с.
4. Ефимов, Л. А. Вклад чувашского просветителя И. Я. Яковлева в подготовку женских педагогических кадров / Л. А. Ефимов, Е. Л. Ефимов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1(77). Ч. 1. - С. 44-48.
5. Иван Яковлевич Яковлев. 1848-1930 / под ред. Ф. Н. Петрова. - Чебоксары : Б. и., 1948. - 200 с.
6. Имя Ивана Яковлева навсегда останется в истории чувашского народа [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.chuvsu.ra/mdex.php?optюn=com_content&view=artide&id=8052
7. Краснов, Н. Г. Иван Яковлев и его потомки / Н. Г. Краснов. - Изд. 2-е, доп. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2007. - 478 с.
8. Кураков, Л. П. Прометей из чуваш. Размышления о выполнении завещания И. Я. Яковлева / Л. П. Кураков ; предисл. И. А. Яковлева. - Изд. 3-е, доп. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1999. - 223 с.
9. Ленин, В. И. Симбирск. Председателю Совдепа // В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. Изд-е 5-е : в 55 т. Т. 50. - М. : Политиздат, 1965. - С. 61.
10. Лихачев, Д. С. Письма о добром и прекрасном / Д. С. Лихачев ; сост. и общ. ред. Г. А. Дубровской. - Изд. 3-е. - М. : Детская литература, 1989. - 238 с.
11. Мукина, И. В. И. Я. Яковлев ^инчен хуна чан самах / И. В. Мукина. - Шупашкар : Руссика, 1998. - 249 с.
12. Петров, М. П. Чёмпёрти чаваш шкулёпе Иван Яковлевич Яковлев ^инчен / М. П. Петров. -Шупашкар : Наркомпрос ЧАССР, 1928. - 95 с.
13. Плечов, Г. Н. Против искажений исторической правды об И. Я. Яковлеве / Г. Н. Плечов. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2014. - 128 с.
14. Плечов, Г. Н. Формирование социально-просветительской личности И. Я. Яковлева / Г. Н. Плечов. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2013. - 84 с.
15. Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина «О проведении в Российской Федерации Года культуры» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Ы1р://президент.рф/документы/17944
16. Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)» [Электронный ресурс]. -Режим доступа : М1р://&ркиИшга.гШпе%г.рЬр?1(1=9
17. Государственный исторический архив Чувашской Республики. - Ф. 447. - Оп. 1. - Д. 4. - Л. 6.
18. Яковлев, И. Я. Моя жизнь: Воспоминания / И. Я. Яковлев. - М. : Республика, 1997. - 696 с.