Научная статья на тему 'Историко-культурная обусловленность становления системы художественного воспитания детей в Симбирской чувашской учительской школе'

Историко-культурная обусловленность становления системы художественного воспитания детей в Симбирской чувашской учительской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СИМБИРСКАЯ ЧУВАШСКАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / НАЦИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА / СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтьева Ольга Анатольевна

Цель работы рассмотреть историко-культурную обусловленность становления системы художественного воспитания детей в Симбирской чувашской учительской школе. Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом в обществе к художественно-эстетическим ценностям, составляющим основу образования и культуры личности. Современная система художественного воспитания должна основываться на выработанных предшествующими педагогическими системами подходах к художественному образованию. Проанализировав опыт работы школы И.Я. Яковлева можно сделать вывод, что именно она стала прообразом многих современных художественных школ и школ искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-культурная обусловленность становления системы художественного воспитания детей в Симбирской чувашской учительской школе»

УДК: 37 (091) (470.42)

О.А. ЛЕОНТЬЕВА

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИМБИРСКОЙ ЧУВАШСКОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Цель работы - рассмотреть историко-культурную обусловленность становления системы художественного воспитания детей в Симбирской чувашской учительской школе. Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом в обществе к художественно-эстетическим ценностям, составляющим основу образования и культуры личности. Современная система художественного воспитания должна основываться на выработанных предшествующими педагогическими системами подходах к художественному образованию. Проанализировав опыт работы школы И.Я. Яковлева можно сделать вывод, что именно она стала прообразом многих современных художественных школ и школ искусств.

Ключевые слова: Художественное воспитание, Симбирская чувашская учительская школа, национальное искусство, культура, становление художественного воспитания.

Художественное воспитание рассматривается, как процесс формирования способности личности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им, потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей. Художественное воспитание делает человека наследником культуры предков, но уже на современном уровне отношений к природе, человеку, обществу [2, с. 42].

Задачи художественного воспитания ребёнка решаются с помощью взрослого посредника, способного организовать и руководить контактом ребенка с миром прекрасного. Такими посредниками могут быть педагоги, воспитатели, родители, своим примером отношения к искусству оказывающие влияние на чувства, эмоции, сознание ребенка, воспитывая художественные потребности и вкус.

Следует отметить, что в России систематическое художественное воспитание учащихся стало осуществляться с 20-х гг. 19 века. Это касалось, главным образом, лицеев и гимназий. И уже во 2й половине 19 в. художественное воспитание стало осуществляться в начальной школе.

При изучении становления и развития художественного воспитания в Чувашии особый интерес представляет богатейшее наследие выдающегося просветителя чувашского народа И.Я. Яковлева, многолетний опыт работы Симбирской чувашской учительской школы.

Становление системы художественного воспитания в Симбирской чувашской учительской школе формировалось под воздействием исторических условий, сложившихся в России во второй половине XIX. Этот период характеризуется многообразием внутренних и внешних общественно-политических событий, которые, так или иначе, влияли на становление системы народного образования, в том числе и на развитие художественного образования.

После падения крепостного права (1861 г.) создаются благоприятные условия для развития промышленности, возникают новые промышленные предприятия. С зарождением фабрично-заводской промышленности начинается формирование пролетариата. Россия налаживает тесные торговые связи с зарубежьем. За границу вывозятся: хлеб, яйца, птица, изделия ремесленников. В пореформенные годы шел широкий процесс распада натурального уклада в жизни крестьянства; домашняя промышленность все больше отделялось от земледелия, развивалось ремесло. Население городов по-прежнему делилось на мещан, крестьян, купечество, духовенство и др. Но постепенно сословные перегородки ломались. Появляются новые классы нарождающего капиталистического строя - буржуазия и пролетариат.

Глубокие изменения в экономической и общественной жизни в рассматриваемый период

© О.А. Леонтьева, 2009

297

создали благоприятные условия для развития культуры и образования народа. Отмена крепостного права и начало развития капитализма в России, экономические интересы буржуазии объективно требовали распространения грамотности и повышения культурного уровня трудящихся. Это, в свою очередь, вынуждало правительство осуществлять некоторые реформы и в области образования, в том числе и художественного.

Изучение материалов по интересующей проблеме позволило охарактеризовать состояние художественного образования России середины Х1Хв. В обозначенный период шла активная работа по созданию системы художественного образования в целом по России. Шло развитие и становление всей системы начального, среднего и высшего специального образования, с включением в этот процесс не только государственных структур, но и общественных организаций. Так, вначале были открыты учебные заведения (академии и вузы), готовящие специалистов высшей квалификации, и значительно позже - средние художественно-профессиональные учебные заведения (училища, школы), где готовили специалистов среднего звена, затем низшие художественно-профессиональные учебные заведения (начальные училища, школы, художественно-ремесленные классы и курсы), в которых занимались подготовкой специалистов низшего звена.

К концу XIX в. на смену ремесленному, узкоприкладному подходу в систему подготовки будущих художников и педагогов-специалистов в области художественного образования пришло новое направление, которое предполагало, прежде всего, формирование у обучающихся высокой культуры, творчества.

Русская культура оказала благотворное влияние на чувашскую культуру, а ее передовые деятели во многом способствовали развитию народного образования, являющегося одним из важнейших условий для успешного развития культуры. Именно национальная школа стала тем центром, вокруг которого строилась вся просветительская деятельность среди нерусских народов Российского государства. Одним из культурных центров подготовки педагогов-специалистов национального искусства являлась Симбирская чувашская учительская школа.

Симбирская чувашская учительская школа стала первой национальной школой в истории чувашского народа, которая призвана была со-

хранить его самобытную культуру и родной язык в условиях царизма. Здесь появился первый чувашский букварь, были заложены основы литературного языка. Школа способствовала сближению чувашского народа с русским, приобщению к его великой культуре, укреплению дружбы между народами Поволжья.

Школа не ставила цель подготовки педагогов-специалистов в области художественного образования, в то же время преподавание рисования в Симбирской чувашской учительской школе было направлено на формирование у воспитанников практических умений и навыков рисования и черчения. Вместе с тем оно не преследовало исключительно утилитарные цели. На практических занятиях будущие учителя учились видеть красоту, интересовались культурой своего народа, что способствовало раскрытию творческого потенциала учеников.

Благодаря деятельности И.Н. Ульянова, И.Я. Яковлева Симбирская Чувашская учительская школа стала центром подготовки педагогов-специалистов национального искусства. Преподаватели рисования и черчения школы формировали у учащихся не только необходимые знания, умения и навыки, но и интерес к изобразительному искусству.

В Симбирской чувашской учительской школе, которая готовила педагогов для сельских школ, большое внимание уделялось освоению традиционных видов чувашского народного художественного творчества (изготовление столярных изделий, иконостасов из чистого дерева, национальных костюмов и их украшение вышивкой и др.). Занятия по ручному труду строились на подлинных образцах народного художественного творчества чуваш, которые собирались учителями и учениками школы.

В своей деятельности И.Я. Яковлев опирался на идеи классика педагогики К.Д. Ушинского, который так писал о народном учителе: «Он должен иметь познания не только в законе божьем, грамматике, арифметике, географии и истории, но и в естественных науках, медицине, сельском хозяйстве; кроме того, уметь хорошо писать, рисовать, читать ясно и выразительно, и, если возможно, даже петь» [4, с. 148].

В своей книге «Моя жизнь: Воспоминания» И.Я. Яковлев отмечает: «В Симбирской чувашской школе, кроме музыки и пения, было много внимания обращено и на живопись, рисование».

Поэтому, чистописание и рисование становятся одними из обязательных предметов в Симбирской чувашской учительской школе с 6 февраля 1890 года [9, с. 116].

Преподавание рисования было направленно на формирование у воспитанников практических умений и навыков черчения и рисования и не имело цель подготовки профессиональных художников. Но было не мало воспитанников Симбирской чувашской учительской школы, которые в дальнейшем продолжали учебу в Петербургской Академии художеств, которая до XIX века была единственным учебным заведением по изобразительному искусству.

Первым преподавателем рисования в Симбирской чувашской учительской школе был художник Строганов (с 1876 по 1880 гг.). После него работал С.Н. Огонь-Догановский, воспитанник Академии художеств. А с сентября 1905г. на должность учителя рисования и чистописания был назначен Н.Ф. Некрасов, воспитанник Училища живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1902г. Николай Некрасов сыграл заметную роль в развитии изобразительного искусства в Симбирской чувашской учительской школе, сделал многое для расширения художественного кругозора учащихся. На уроках рисования он знакомил своих воспитанников с творчеством русских и зарубежных художников, тем самым, прививая любовь к народному искусству. Учениками писались портреты для классных помещений, создавались декорации к школьным спектаклям, из лучших работ воспитанников организовывались творческие выставки в стенах школы. Таким образом, благодаря деятельности Н.Ф. Некрасова в школе была сформирована система в преподавании рисования и живописи.

И.Я. Яковлев, принимая на работу препода-вателей-художников для Симбирской чувашской учительской школы, прежде всего, заботился о том, чтобы искусство стало действенным средством трудового воспитания учащихся, средством служения народу, средством утверждения национального самосознания.

Отличительной особенностью в преподавании основ изобразительного искусства в школе было то, что ему способствовало знакомство учащихся с историей русского и западного искусства. В 3-м классе школы, т.е. в течение двух лет, ученикам старших классов читались лекции по истории искусства.

К преподаванию рисования в Симбирской чувашской учительской школе относились серьезно. Об этом свидетельствует не только тщательность, с которой подбирались для нее учителя со специальным образованием, но и участие учеников в художественных выставках, умелое использование наглядного материала.

В Симбирской чувашской учительской школе учебные программы постоянно обновлялись и совершенствовались. Учебные планы Симбирской чувашской учительской школы все время расширялись, дополнялись и изменялись. Этому способствовало то, что до 1918 года они не представлялись на утверждение в высшие инстанции. В отчете за 1894 год И.Я. Яковлев пишет: «Учебных планов, специально утвержденных для чувашской школы, еще не существует, выработка их практически, путем указаний опыта, составляет цель ближайшего будущего».

По указанию И.Я. Яковлева преподаватели школы сами составляли программы. И.Я. Яковлев в своей книге «Моя жизнь: Воспоминания» писал: «... наставникам школы следует составить программы, каждому по своему предмету, распределив учебный материал на 3 класса, при 2-годичном обучении в каждом». При составлении программ учителя опирались на опыт предшествующих лет и текущего учебного года. Ежегодно на педагогическом совете школы просматривались, совершенствовались и утверждались рабочие программы.

При составлении упражнений по выработке навыков изобразительной грамоты всегда учитывались возрастные особенности учеников. Например, в подготовительном классе программа за 1896 год предусматривала рисование простых орнаментов из кривых линий с классной доски и настенных таблиц. Ученикам предлагались задания по выполнению упражнений по черчению плоских орнаментов без штрихов, со штрихами, в клетчатых тетрадях, в тетрадях без клеток. Педагоги учили самостоятельно вписывать составленные орнаменты в любую геометрическую фигуру (квадрат, ромб, круг, пятиугольник и др.). Имеющийся в школе подготовительный класс являлся экспериментальной базой для проведения педагогической практики старших воспитанников. Именно в подготовительном классе будущие учителя под руководством преподавателя рисования делали первые шаги в педагогику, открывали перспективу художественного обучения, развития

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2009

299

эстетических категорий, в том числе и в преподавание изобразительного искусства.

Основная цель преподавания рисования в Симбирской чувашской учительской школе заключалась в развитии у учащихся способности изображать на бумаге видимые предметы, чтобы в последствии они могли нарисовать прямо с натуры какой-либо предмет, вид какой-либо местности и, вообще, все то, воспроизведение чего карандашом могло, так или иначе, понадобиться и в домашнем быту, и на работе. Вместе с тем преподавание рисования было направленно на умение учащихся изображать предметы собственного воображения и фантазии.

Симбирская чувашская учительская школа готовила учителей на базе существующей на тот период передовой педагогической системы, при этом сочетала трудовое, специальное и эстетическое обучение. Для осуществления дела национального подъема чувашского народа школой было подготовлено более тысячи учителей, которые представляли собой сформировавшуюся высоконравственную личность. Чувашская учительская школа как учебный центр подготовки учителей для поистине народных школ, формировала специалистов, преданных великому делу подъема культуры родного народа, важной частью которой была художественная культура.

Таким образом, именно школа И.Я. Яковлева, создавшая систему художественного воспитания детей, стала прообразом многих современных художественных школ и школ искусств.

Библиографический список

1. Григорьев А.Г. У истоков профессионального изобразительного искусства. - Чебоксары:

Чуваш. кн. изд-во, 1978. - 95 с.

2. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М.Коджаспирова, Г.М.Коджаспиров. - М.: ЦКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.

3. Кондаков С.Н. Список русских художников. - М.: Издательство «Антик-Бизнес-Центр», 2002. - 696 с.

4. Краснов Н.Г. Выдающийся чувашский педагог-просветитель. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1992. - 416 с.

5. Петров М.Н.. Симбирская чувашская школа и Иван Яковлевич. - Чебоксары: ЦКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 1928. -448 с.

6. Сергеев Т. С. Вопросы историографии истории образования, науки и культуры Чувашии.

- Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2000. - 232 с.

7. Яковлев И.Я. Становление системы образования чувашского народа. - Чебоксары.: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. - 453 с.

8. Яковлев И.Я. Моя жизнь: Воспоминания.

- М.: Республика, 1997. - 696 с.

9. Яковлев (Саламбек) И. Я. Симбирская чувашская школа и ее роль в просвещении чуваш / Под ред. М.Я. Сироткина. - Чебоксары: Чувашгосиздат, 1959. - 144 с.

10. История профессионального образования в России / Гл. ред. С.Я. Батышев. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. -672 с.

11. Большая Российская энциклопедия. - Москва: ООО «Дрофа» , 2003. - 527 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.