Научная статья на тему 'Взгляды Д. Дьюи и И. Я. Яковлева на вопросы воспитания: исторический аспект и современность'

Взгляды Д. Дьюи и И. Я. Яковлева на вопросы воспитания: исторический аспект и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / NATIONAL VALUES / ПРИНЦИП СВЯЗИ С ЖИЗНЬЮ / PRINCIPLE OF LIFE CONNECTION / LABOUR NURTURING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подкина Наталия Александровна, Абрамова Анжелика Геннадьевна, Тенякова Елена Александровна

В статье представлен сопоставительный анализ взглядов Д. Дьюи и И. Я. Яковлева на вопросы воспитания. Выявлено, что в их наследии есть ряд общих положений, которые находят отражение в современной практике образования и воспитания. Наиболее значимыми из них являются важность трудового воспитания в подготовке подрастающего поколения к жизни, использование традиций в учебно-воспитательном процессе, организация обучения и воспитания на основе принципа связи с жизнью как одного из основных принципов формирования разносторонне развитой, творческой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIEWS OF J. DEWEY AND I. YA. YAKOVLEV ON EDUCATION: HISTORICAL ASPECT AND CONTEMPORANEITY

The article presents comparative analysis of views of J. Dewey and I. Ya. Yakovlev on education. The authors revealed that the heritage of J. Dewey and I. Ya. Yakovlev has a number of common ideas which are employed in modern education and upbringing. The major ideas are the explanation of the importance of labour nurturing in training of the younger generation, the involvement of traditions into educational process. Training and education must be based on the principle of life connection as one of the major principles of formation of multi-talented and creative personalities.

Текст научной работы на тему «Взгляды Д. Дьюи и И. Я. Яковлева на вопросы воспитания: исторический аспект и современность»

УДК 37.01

ВЗГЛЯДЫ Д. ДЬЮИ И И. Я. ЯКОВЛЕВА НА ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И СОВРЕМЕННОСТЬ

VIEWS OF J. DEWEY AND I. YA. YAKOVLEV ON EDUCATION: HISTORICAL ASPECT AND CONTEMPORANEITY

Н. А. Подкина1, А. Г. Абрамова2, Е. А. Тенякова3

N. A. Podkina1, A. G. Abramova2, E. A. Tanyakova3

1 Чебоксарский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО ЦС РФ «Российский университет кооперации», г. Чебоксары

2ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», г. Чебоксары

3ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье представлен сопоставительный анализ взглядов Д. Дьюи и И. Я. Яковлева на вопросы воспитания. Выявлено, что в их наследии есть ряд общих положений, которые находят отражение в современной практике образования и воспитания. Наиболее значимыми из них являются важность трудового воспитания в подготовке подрастающего поколения к жизни, использование традиций в учебно-воспитательном процессе, организация обучения и воспитания на основе принципа связи с жизнью как одного из основных принципов формирования разносторонне развитой, творческой личности.

Abstract. The article presents comparative analysis of views of J. Dewey and I. Ya. Yakovlev on education. The authors revealed that the heritage of J. Dewey and I. Ya. Yakovlev has a number of common ideas which are employed in modern education and upbringing. The major ideas are the explanation of the importance of labour nurturing in training of the younger generation, the involvement of traditions into educational process. Training and education must be based on the principle of life connection as one of the major principles of formation of multi-talented and creative personalities.

Ключевые слова: трудовое воспитание, традиции, национальные ценности, принцип связи с жизнью.

Keywords: labour nurturing, traditions, national values, principle of life connection.

Актуальность исследуемой проблемы. На современном этапе перед системой образования ставятся принципиально новые задачи, приоритетными из которых являются формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, обладающего такими качествами, как любовь к родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре и традициям людей других стран. К сожалению, в поисках нового мы часто отвергаем то ценное, что накоплено обществом годами. В этой связи обращение к историко -педагогическим ис-

следованиям и сопоставление достижений различных народов в области образования представляются весьма значимыми для выявления преемственности в образовании и путей его дальнейшего развития. В этом смысле компаративная педагогика дает редкую возможность сравнивать, анализировать взгляды просветителей, принадлежащих к различным культурам. По нашему мнению, достижения других стран в области образования и воспитания молодежи весьма полезны, так как они, во -первых, позволяют избежать ошибок, во-вторых, дают возможность черпать конструктивные идеи и драгоценный опыт. Актуальность исследования обусловлена тем, что накопленный опыт отечественных и иностранных педагогов-просветителей может быть реально введен в процесс обучения и воспитания.

Материал и методика исследований. Были проведены теоретический анализ и систематизация педагогической, психологической и философской литературы в аспекте изучаемой проблемы (изучение трудов таких авторов, как Г. Н. Волков [1], А. Е. Земляков [2], Н. Г. Краснов [3], Ю. В. Родионова [7] и др., а также первоисточников - трудов самих великих просветителей Д. Дьюи [11], [12], [13], [14] и И. Я. Яковлева [8], [9]), обобщен опыт работы отдельных учебно-воспитательных учреждений Чувашской Республики.

Результаты исследований и их обсуждение. Сегодня с точки зрения исторической перспективы мы можем осмыслить новаторский характер педагогических экспериментов Д. Дьюи и чувашского просветителя И. Я. Яковлева. Ряд их идей и рекомендаций, относящихся к коренным проблемам образования и воспитания (взаимосвязь школы и общества, роль трудового обучения в процессе формирования личности), вполне вписываются в контекст современного педагогического мировоззрения.

С целью приобщения учащихся к системе общечеловеческих и национальных культурных ценностей нами разработана программа спецкурса «Проблема связи обучения и воспитания с жизнью в истории педагогики и в современных условиях» [4]. Выбор темы обусловлен тем, что модель современной школы невозможно построить без учета региональных особенностей, без опоры на опыт народного воспитания и обучения, что обеспечивает тесную связь образования с жизнью.

Разработанный нами спецкурс был реализован на занятиях по истории образования в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева и на занятиях по английскому языку по теме «Образование» в Чебоксарском кооперативном институте (филиале) Российского университета кооперации. Спецкурс был направлен на достижение следующих целей: познакомить студентов с трудами педагогов различных культур и эпох по данной проблеме, выявить их общие тенденции и особенности, вовлечь студентов в научно-исследовательскую деятельность, приобщить их к культуре других народов, что способствует выработке взаимоуважения, взаимопонимания, согласия. В качестве основных задач были выдвинуты следующие: проанализировать и сопоставить взгляды представителей педагогической мысли Франции, Англии, США, России, Чувашии на проблему связи образования с жизнью и определить возможности использования их отдельных положений в современной практике. В соответствии с этим одной из частных задач выступило сопоставление прагматических идей Д. Дьюи и взглядов И. Я. Яковлева.

Анализируя в ходе спецкурса опыт педагогической деятельности таких просветителей, как Ж.-Ж. Руссо, Р. Оуэн, Д. Дьюи, С. Т. Шацкий, И. Я. Яковлев, Г. Н. Волков, мы пришли к выводу, что подобный анализ необходим для понимания преемственности

культур, осознания своих корней и истоков. При этом следует отметить, что студенты являются активными участниками исследовательской деятельности, у них появляется возможность размышлять над поставленными проблемами, критиковать разные точки зрения, высказывать свое мнение. Тематика спецкурса позволяет выделить специфику образа мышления того или иного народа, определить его культурные ценности и идеалы, сопоставить их с ценностями своего народа, выделив при этом национальные приоритеты и особенности.

В результате сопоставительного анализа мы выявили, что в трудах американского философа, социолога, психолога, педагога Д. Дьюи (1859-1952) и чувашского педагога-просветителя И. Я. Яковлева (1848-1930), представителей совершенно разных, на первый взгляд, культур, есть общие идеи. Например, их отношение к традициям. Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования и воспитания оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре, выработать единую этнокультурную политику согласия. Д. Дьюи считал, что население состоит из различных этнических групп, и любой человек вряд ли имеет корни лишь в одной культурной группе, поэтому образование должно подготовить следующее поколение к жизни и функционированию в многонациональном обществе [15].

Педагогическая мысль чувашского народа, как и российская педагогическая наука, развивалась на лучших народных традициях. Прогрессивный учитель, гуманист И. Я. Яковлев стремился воспитать граждан, любящих родной край, испытывающих глубокий интерес к истории своих предков, имеющих основательные знания о своей родине. Народные традиции - основа всей его педагогической деятельности.

Решение проблем в области воспитания и образования невозможно без учета региональных особенностей. Поэтому в современном мире делается ставка на традиционную культуру воспитания, на этнопедагогическую концепцию. По мнению академика Г. Н. Волкова, это естественно и закономерно. «Национальная традиция воспитания практически является главным условием национального возрождения в целом. Это основа основ» [1, 63].

Национально-региональный компонент содержания образования обеспечивает вовлечение личности в мировую культуру через усвоение национальных ценностей. Исследование культурного наследия различных народов позволяет воссоздать картину их духовного развития, помогает дальнейшему расцвету их культуры, просвещения, науки и двигает в целом общество вперед [5, 80]. Данные выводы подтверждаются практикой. Например, целью образовательных учреждений г. Чебоксары является создание условий для разностороннего гармоничного развития личности, интегрированной в систему мировой и национальной культур, развития творческого потенциала учащихся, подготовки их к жизни и труду.

Национально-региональный компонент включает в себя учебные разделы и курсы, отражающие национальное своеобразие края. Центральное место в содержании образования занимает родной язык. Национальные традиции выступают как условие освоения национальной культуры и духовных ценностей народа. Например, в учебные программы по изобразительному искусству включен блок «Чувашское национальное искусство». Учащиеся знакомятся с чувашскими художниками, их произведениями, национальной вышивкой, орнаментом. В ряде школ в учебный процесс введен такой предмет, как «Чувашский и русский фольклор», который позволяет заложить в учащих-

ся ту основу, на которой впоследствии формируются нравственные идеалы. Богатый опыт вовлечения учащихся в процесс освоения чувашских народных обрядов и праздников накоплен учителями сельских школ. Нет никакого сомнения, что фольклор является необходимым средством воспитания. Действуя на эмоциональную сферу, он раскрывает, очищает душу, открывает в человеке творца.

Кроме того, в школах и вузах Чувашской Республики введен чувашский язык. Интересен, на наш взгляд, опыт проведения занятий по данному предмету в Чебоксарском кооперативном институте, где занятия строятся на основе изучения отрывков из чувашских художественных произведений. Студенты анализируют тексты, делают самостоятельный перевод, сравнивают переводы различных авторов, тем самым они не просто заучивают фразы и выражения, а учатся мыслить, высказывать свое мнение, давать свою оценку и в целом приобщаются к еще одной национальной культуре.

Таким образом, знание традиций как своего, так и других народов помогает переводить национальные ценности в общечеловеческие, формировать у учащихся стремление к постижению своего «Я» и осваивать основы мировой культуры. Безусловно, чувашский просветитель И. Я. Яковлев глубже рассматривал проблему влияния традиций на воспитание, чем Д. Дьюи. Это вполне объяснимо, потому что, как известно, чувашские и русские традиции более сильны. Тем не менее отношение И. Я. Яковлева и Д. Дьюи к традициям сближает этих двух педагогов [6, 81].

Анализируя основные педагогические взгляды чувашского деятеля народного образования, профессор А. Е. Земляков выделяет следующие направления: связь школы с жизнью; связь образования с трудом; подготовка воспитанников к активной жизни, к умственному и физическому труду; воспитание любви к родному краю, народу и дружбы с людьми разных национальностей. В школе, говорил И. Я. Яковлев, ребенок должен научиться жить [8, 37]. Об этом убедительно писал и американский педагог. Жить означает не только познавать действительность, но и работать и преобразовывать ее в интересах личности. Д. Дьюи был уверен, что недостатки в образовательной системе возникают из-за того, что мы игнорируем простую, на первый взгляд, истину: школа -это форма жизни, а учащиеся - главные действующие лица [13, 275].

В системе работы Симбирской чувашской учительской школы получили применение такие виды связи школы с жизнью, как использование в преподавании предметов фактов из жизненного и трудового опыта самих учащихся, привлечение краеведческого местного материала на уроках и внеклассных занятиях, включение в процесс обучения примеров из обыденной жизни родителей и самих воспитанников, использование полученных на уроках знаний во время практических занятий [2, 23].

И. Я. Яковлев в трудовом воспитании видел две основные стороны: воспитание в труде и для труда во имя своего народа. Это означает, что нужно, с одной стороны, в процессе труда прививать учащимся любовь и уважение к труду, а с другой стороны, воспитывать у них умение и навыки трудиться. В Симбирской школе в учебный план были введены изучение и освоение столярного, кузнечного, переплетного дела, преподавание естествознания и основ сельского хозяйства. Каждый вид труда был связан с жизнью.

Чувашский просветитель считал, что «трудовое обучение пробуждает в учениках умственную деятельность, расширяет кругозор, вырабатывает правильное и сознательное отношение к окружающей природе, развивает любознательность и наблюдательность и поддерживает привычку к физическому труду» [9, 94].

Школу И. Я. Яковлева можно сравнить с Экспериментальной школой Д. Дьюи, созданной при Чикагском университете, в которой принцип связи с жизнью был основополагающим. Учащиеся, разделенные на одиннадцать возрастных групп, занимались определенным видом деятельности. Например, шестилетки строили модель фермы, овладевая при этом математическими понятиями; семилетки изучали доисторическую жизнь в самостоятельно построенных пещерах; их десятилетние товарищи изучали историю колониального периода, создавая точную копию комнаты одного из первых американских домов. Вокруг трудовой деятельности строилось обучение письму, чтению, арифметике и другим наукам [14, 73].

Д. Дьюи считал труд средоточием всей учебно-воспитательной работы. В своей Экспериментальной школе он попытался сломать барьеры между школьной жизнью и остальной частью жизни учащихся. Американский педагог был уверен в том, что для того чтобы добиться продуктивной научной работы, необходимо постоянно тренировать руки и глаза, т. е. он огромное внимание уделял в своей школе работе с металлом, деревом, инструментами, шитью и приготовлению еды. Д. Дьюи выбрал эти виды деятельности, так как они представляют собой наиболее важные аспекты обыденной жизни [12, 85].

Опыт трудового воспитания и обучения Экспериментальной школы Д. Дьюи и Симбирской чувашской школы И. Я. Яковлева нашел отражение в образовательных учреждениях Чувашской Республики. В ряде школ (СОШ № 6, СОШ № 39 г. Чебоксары, СОШ № 2 г. Алатыря, СОШ № 3 г. Канаша) открыты мастерские народных промыслов, где учащиеся с увлечением вырезают разделочные доски, шкатулки, с интересом занимаются ткачеством, вышивкой, изготовлением игрушек и сувениров. Программы трудового обучения старшеклассников предусматривают широкий круг профессий. Школьники приобретают знания и умения, связанные с обработкой дерева, металла, с основами электротехники, программирования. Созданные в школах учебно -опытные участки воспитывают у учащихся трудолюбие, развивают практические навыки по уходу за растениями, прививают любовь к природе.

На современном этапе развития общества решение проблемы трудового воспитания требует новых средств и методов. Поэтому не следует игнорировать опыт педагогов, которые достигли эффективных результатов в этой области и доказали на практике действенность и значимость своих методов.

Резюме. Таким образом, в результате теоретического исследования нам удалось выявить общность идей Д. Дьюи и чувашского просветителя И. Я. Яковлева. Во-первых, деятельность созданных ими Экспериментальной и Симбирской чувашской школ строилась на принципе связи с жизнью как одного из основных принципов формирования разносторонне развитой, творческой личности. Образование, по мнению американского педагога, - это сам процесс жизнедеятельности, а не подготовка к будущей жизни. Обучение и воспитание вытекают из самой жизни, неразрывно связаны с ней, с практикой [10, 65]. Во-вторых, оба педагога считали труд важным воспитательным началом. В-третьих, по их мнению, знание традиций того или иного народа обеспечивает формирование у учащихся ценностей и приоритетов в жизни. Подобное сопоставление, на наш взгляд, позволяет найти новые подходы в решении педагогических задач, обеспечивающих становление и развитие высоконравственного, инициативного, компетентного гражданина России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков Г. Н. Вечность воспитания // Народное образование. - 1994. - № 4. - С. 63.

2. Земляков А. Е. И. Я. Яковлев и современность. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ин-т, 1997. - 257 с.

3. Краснов Н. Г. Иван Яковлев и его потомки. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1998. - 354 с.

4. Подкина Н. А., Земляков А. Е. Проблемы связи обучения и воспитания с жизнью в истории педагогики и в современных условиях : программа спецкурса, планы практических занятий и методические указания. - Чебоксары : РИД «Гранит», 2002. - 14 с.

5. Подкина Н. А. Прагматические педагогические идеи Джона Дьюи и их использование в современной школе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Чебоксары, 2003. - 178 с.

6. Подкина Н. А., Родионова Т. Е. Проблема воспитания в истории чувашской педагогики // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 4. - С. 90-93.

7. Родионова Ю. В. Соотношение процессов обучения и воспитания в социально-педагогической концепции Дж. Дьюи : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Н. Новгород, 2006. - 229 с.

8. Яковлев И. Я. Воспоминания. - 2 изд., доп. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1983. - 288 с.

9. Яковлев И. Я. Моя жизнь. - М. : Республика, 1997. - 696 с.

10. Dewey J. Experience and education. - New-York : The Mcmillan Co., 1948. - 116 p.

11. Dewey J. Moral Principles in Education. - Boston : Houghton Miffking Co., 1909. - 35 p.

12. Dewey J. Philosophy of Education // The Middle works of John Dewey 1899-1924. - Carbondale, 1976. - Vol. 7. - P. 306-307.

13. Dewey J. The child and the curriculum // The Middle works / ed. By Boydson. - London, 1997. - Vol. 2. -P. 271-292.

14. Dewey J. The school and society. - Chicago : University of Chicago Press, 1990. - 118 p.

15. Putnan H., Putnan R. F. Education for democracy // Educational theory. - 1993. - Vol. 43, № 4. -P. 361-376.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.