Научная статья на тему 'Духовная культура Чувашского народа и межэтнические связи в ее формировании'

Духовная культура Чувашского народа и межэтнические связи в ее формировании Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
925
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ ОБРАЗОВАННОСТИ / ИССЛЕДОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА / ШКОЛЬНАЯ И ВУЗОВСКАЯ ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЭТНОГРАФ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яковлев Георгий Алексеевич

В статье раскрываются основные аспекты духовной культуры чувашского народа, ее образовательная, мировоззренческая, художественные сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовная культура Чувашского народа и межэтнические связи в ее формировании»

УДК 008(470.344)

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧУВАШСКОГО НАРОДА И МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ СВЯЗИ В ЕЕ ФОРМИРОВАНИИ

THE SPIRITUAL CULTURE OF THE CHUVASH PEOPLE AND INTERETHNIC

RELATIONS IN ITS FORMATION

Г. А. Яковлев G. A. Yakovlev

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье раскрываются основные аспекты духовной культуры чувашского народа, ее образовательная, мировоззренческая, художественные сферы.

Abstract. The article deals with such major aspects of spiritual culture as educational, world view, artistic fields.

Ключевые слова: показатели образованности, исследования естественного направления, научно-техническая тематика, школьная и вузовская педагогика и методика, профессиональное искусство, музыкальный этнограф.

Keywords: education indicators, natural science research, scientific and technical subject area, school and higher educational pedagogics and methodology, processional skills, music ethnographer.

Актуальность исследуемой проблемы. Рассмотрение и анализ духовной культуры, сопоставление ее с прошлым позволяют выявить тенденции и перспективы ее развития в современных условиях, которые необходимо учитывать при разработке спецкурса «Основы религиозных культур» для учащихся школ, учреждений профессионального образования всех уровней.

Материал и методика исследований. При работе использованы материалы статистики, литературных источников, применены аналитический и историко-типологический методы исследований.

Результаты исследований и их обсуждение. Важнейшим показателем духовности народа является развитие его духовной культуры, научного мировоззрения, литературы, изобразительного и музыкального искусства.

Чувашский народ в историческом аспекте добился серьезных успехов в развитии своей культуры. Одним из важнейших таких достижений является рост образовательного уровня населения. Резко увеличилась сеть общеобразовательных школ, училищ и школ профессионального технического образования, средних специальных и высших учебных заведений; соответственно возросла и численность обучающихся в них. Постепенно вводилось всеобщее начальное, семилетнее и восьмилетнее, а затем и среднее образование. Так, например, в 1914/1915 учебном году в Чувашии было 448 начальных, 9 восьмилет-

них, 6 средних школ. В них 0,9 тыс. учителей обучали 29,9 тыс. учащихся. В 1970 году насчитывалось 232 начальных, 343 восьмилетних, 245 средних школ, в них учились 287,7 тыс. учащихся у 17,5 тыс. учителей [7, 111].

Раньше одним из характерных показателей культурного уровня народа была его грамотность. В современных условиях вопрос о грамотности людей не возникает, а важной качественной стороной их культурного развития выступает образованность. В 30-е годы осуществление всеобщего начального обучения для нашей страны было достижением, стало быть, начальное образование было показателем образованности. В послевоенный период молодежь вступала в трудовую жизнь, имея за плечами минимальное неполное среднее образование. Осуществление всеобщего обязательного неполного, а затем и всеобщего среднего образования, открытие высших и средних специальных учебных заведений способствовали значительному росту уровня образования населения.

В настоящее время удельный вес имеющих только начальное и неполное среднее образование сокращается, а число лиц со средним специальным и высшим профессиональным образованием, наоборот, увеличивается. В целом это - положительная тенденция. В то же время нельзя не отметить, что по удельному весу лиц с высшим образованием чуваши заметно отставали от других народов региона, а также народов России. Причин этому много: и недооценка роли образования со стороны государства, и падение престижности образования, и недостаточность мест в вузах и ссузах республики, и более низкий, по сравнению с Россией, уровень заработной платы и многое другое. Но в последнее время сдвиг в лучшую сторону наметился.

Новым шагом вперед является то, что в республике ведется подготовка преподавателей для ведения в школах спецкурса «Основы религиозных культур и светской этики». Переведена и издана на чувашском языке Библия, о чем мечтал великий чувашский просветитель И. Я. Яковлев [3], [8, 111-114].

В дореволюционной Чувашии научных учреждений не было. Лишь отдельные энтузиасты вели исследования по некоторым проблемам этнографии, языка чувашского народа. Только в первые годы советской власти, несмотря на чрезвычайные экономические трудности, начинается развитие науки. В 1921 г. был создан краеведческий музей, который стал собирать и обобщать материалы о народном хозяйстве, культуре чувашского края, в 1926 г. - сельскохозяйственная опытная станция, положившая начало исследованиям в области сельского хозяйства. Двумя годами позже были организованы Совет науки и культуры при Совнаркоме Чувашской АССР, впоследствии преобразованный в Чувашский комплексный научно-исследовательский институт, Центральный государственный архив Чувашской АССР. Важное значение в развитии науки имело открытие Чувашского педагогического института (1930), Чувашского сельскохозяйственного института (1931), Научно-исследовательского трахоматозного института (1933), преобразованного впоследствии в филиал научно-исследовательского института имени Гельмгольца, Чувашского электротехнического научно-исследовательского института (1961), преобразованного во Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт релестроения, Чебоксарского филиала Московского института потребительской кооперации (1962), Чувашского государственного университета (1967). В современных условиях в Чувашии имеется ряд научных учреждений, 14 государственных и 8 коммерческих вузов. Ведутся исследования по широкой проблематике гуманитарных и естественных наук - около двухсот тем. Профессорско-преподавательский состав ка-

федр общественных наук вузов проводит исследования по историко-политической тематике, по проблемам общественного бытия и сознания, базиса и надстройки, истории философии, повышения экономической эффективности промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта и других отраслей хозяйства, по вопросам развития социально-классовой структуры общества и национальных отношений, развития демократии и другим актуальным направлениям. Научно-педагогические кадры естественного направления занимаются изучением физико-математических, химико-технологических, электротехнических проблем, теоретических и практических вопросов медицины, фармакологии, земледелия, растениеводства, животноводства, биологии.

В деятельности ученых Чувашского госуниверситета имени И. Н. Ульянова преобладает научно-техническая тематика. Его ученые ведут исследования влияния постоянных электрических полей на закономерности горения конденсированных систем, разработан ряд методик по применению теневых и интерференционных методов и голографии в изучении процессов горения. Проведены исследования механизмов действия смазочноохлаждающих жидкостей и смазок в процессе обработки резанием, предложена группа смазочно-охлаждающих жидкостей с новыми присадками. Разработаны устройства для проверки транзисторных защит и защиты электродвигателей при перегрузках, установка для исследования динамики магнитных пускателей. Исследуются методы аналитического расчета сопротивления многоэлектродных печей и режим работы электрошлаковой плавки с электролизом. Открыты новые методы получения фенолов, на их основе синтезированы и испытаны некоторые фосфорсодержащие красители, обладающие повышенной огнетермостойкостью и яркостью красок.

Над актуальными проблемами естественно-научного направления трудятся преподаватели и сотрудники Чувашского государственного педагогического института им. И. Я. Яковлева, преобразованного в 1998 г. в университет. Проводятся исследования по органической и неорганической химии, изучаются различные свойства ряда химических соединений, разрабатываются составы, которые должны защитить узлы и детали трактора от коррозии, разработан прибор для бескровного измерения давления в легочной артерии, изучается физиология труда операторов станков с числовым программным управлением и многое другое. Большое внимание также уделяется школьной и вузовской педагогике и методике, истории педагогики, составлению учебников и учебнометодических пособий.

Среди проблем, над которыми работает коллектив Чувашского государственного сельскохозяйственного института, получившего статус академии в 1995 г., важное место занимают физиология онтогенеза высших растений, разработка мероприятий по увеличению производительной способности почв, повышению урожайности зерновых и других сельскохозяйственных культур, агротехнике раннего овощеводства, продуктивности сельскохозяйственных животных, улучшению использования и повышению долговечности машин и другое.

Преподаватели и научные сотрудники Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, Чувашского республиканского института образования, Чувашского государственного института гуманитарных наук трудятся над актуальными проблемами методики преподавания, фонетики, лексикологии, диалектологии, грамматики чувашского, русского, а также английского, немецкого и французского языков и т. д. В профиль-

ных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования серьезное внимание уделяется повышению квалификации руководителей структурных подразделений и специалистов сельского хозяйства, врачей и медицинских работников, учителей и работников народного образования.

Чувашский народ, в прошлом имевший только единицы людей с высшим и средним специальным образованием, вырастил тысячи ученых. В 1950-1960 гг. научные кадры в основном готовились в крупных городах страны вне республики с помощью братских народов. Отдельные ученые-чуваши за выдающиеся достижения в области науки были удостоены Государственных премий СССР. В республике в конце XX - начале XXI в. коренным образом изменились условия для подготовки научных кадров непосредственно в Чувашии. Согласно статистическим данным, на начало 2000 г. в научных и образовательных учреждениях республики работало свыше 2,3 тыс. научных работников. Признанием роста научного потенциала стало открытие аспирантуры в вузах республики по ряду специальностей и образование научных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций. Стали создаваться благоприятные условия для аспирантов и молодых ученых; увеличилось число соискателей, успешно защитивших диссертации [4].

Нельзя представить духовную культуру нации без ее литературы и искусства. Чуваши за свою многовековую историю накопили богатое устное народное творчество. Однако литература стала развиваться сравнительно недавно, в конце прошлого - начале XX в.

В настоящее время чувашская художественная литература насчитывает свыше двухсот поэтов и писателей, многие из которых пользуются известностью и популярностью далеко за пределами республики. Первой страницей чувашской художественной литературы стало творчество М. Ф. Федорова, создавшего в конце 70-х годов XIX в. балладу «Леший». Мощный толчок развитию чувашской литературы дало открытие Симбирской чувашской школы. Из ее стен вышли классик чувашской литературы К. В. Иванов, автор всемирно известной поэмы «Нарспи» и ряда других произведений; И. С. Максимов-Кошкинский, писатель-драматург, режиссер; Ф. П. Павлов, писатель, музыкант, композитор, дирижер; писатели и поэты Васся Анисси (А. В. Васильева-Княгинина), Е. З. Захаров, Ф. Ижедер (Ф. Д. Дмитриева), Тал-Мрза (Г. В. Зайцев), М. Д. Турбина, всего более 20 человек. Из стен ЧГПУ им. И. Я. Яковлева вышли более 60 человек, Литературный институт имени А. М. Горького окончили почти 20 человек, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова - 10 писателей, многие выпускники ЧГУ имени И. Н. Ульянова также являются видными литераторами, некоторые чувашские писатели окончили вузы в других регионах страны [5].

Значительную роль в развитии чувашской художественной литературы сыграла первая еженедельная чувашская газета «Хыпар», выходившая в 1906-1907 гг. На ее страницах печатали свои произведения Т. А. Абрамов, М. Ф. Анисимов, Д. А. Демидов (Юл-таш), Г. А. Кореньков, Ф. Н. Николаев, Т. С. Семенов и другие.

Неотъемлемой частью духовной культуры выступает музыкальное искусство, охватывающее все стороны жизни общества. Музыка выражает стремления и чаяния народа, его характер, она создается и накапливается веками. Богатая музыкальная культура есть у каждого народа.

Музыкальная культура, как литература и все искусство в целом, долгое время существовала только в устной форме. В зарождении чувашского профессионального музыкального искусства значительную роль также сыграла Симбирская чувашская школа, где серь-

езное внимание уделялось музыкальной подготовке воспитанников. Помимо этого, большое значение придавалось собиранию чувашского фольклора. Преподавателями и учащимися школы собраны и изданы два сборника народных песен «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним». Постепенно в школе было введено и светское пение. Чувашская песня начала звучать в многоголосной гармонизации. Организатором этого дела был И. М. Дмитриев, чуваш, сын священника, одаренный выдающимися музыкальными способностями, окончивший регентские курсы Петербургской придворной Певческой капеллы, где в это время учились Г. Г. Лисков, С. М. Максимов и Ф. П. Павлов, ставшие впоследствии известными композиторами, музыкантами и деятелями культуры.

Нельзя не отметить всестороннюю поддержку передовых представителей русской интеллигенции, оказанную И. Я. Яковлеву в его благородных стремлениях по музыкальному развитию учащихся школы. Следует назвать С. В. Смоленского, крупного дирижера и педагога, который был тесно связан с семьей Яковлева и с Симбирской чувашской школой. У него учились учителя пения этой школы, музыкальные этнографы. И. Я. Яковлев три раза был у М. А. Балакирева, бывшего руководителя «Могучей кучки» и управляющего придворной Певческой капеллой. Беседы их касались исключительно вопросов преподавания хорового пения в Симбирской чувашской школе. И. Я. Яковлев был лично знаком, постоянно переписывался и с петербургским музыкантом-этнографом и композитором С. Г. Рыбаковым [1, 5].

С возрождения чувашской государственности начинается развитие чувашского профессионального музыкального искусства. Один за другим создавались учреждения музыкальной культуры: Государственный ансамбль песни и танца (1924), Чувашский музыкальный техникум (1929), переименованный в 1939 г. в училище, симфонический оркестр (1932), филармония и Дом народного творчества (1936), Союз композиторов (1940), хор Чувашского радио (1943), в последующем преобразованный в Чувашскую хоровую капеллу, музыкальный театр (1959), Хоровое общество ЧАССР (1963), хор Государственного комитета Чувашской АССР по телевидению и радиовещанию (1967), интернат для музыкально одаренных детей, музыкальные школы. Развитию чувашского музыкального искусства и культуры способствовали открытый в 1964 г. музыкально-педагогический факультет ЧГПУ им. И. Я. Яковлева и в 2000 г. - Чувашский государственный институт культуры и искусств.

В настоящее время музыкальным творчеством занимаются около ста композиторов. Они объединены в Ассоциацию композиторов Чувашской Республики (1990), представляющую собой профессиональную творческую общественную организацию композиторов и музыковедов [2].

У чувашей также отсутствовало профессиональное изобразительное искусство. Первым из чувашей, оставившим значительный след в архитектуре, был П. Е. Егоров, автор и участник строительства ряда архитектурных памятников Петербурга, в том числе Смольного монастыря, Зимнего дворца, плана Петергофа и других выдающихся исторических памятников.

Основы профессионального изобразительного искусства тоже закладывались в Симбирской чувашской школе, где рисованию уделялось серьезное внимание. Мастерская учителя рисования Н. Ф. Некрасова являлась художественной студией. Из чувашской школы вышел обративший на себя внимание своими произведениями художник А. А. Кокель, чуваш, ставший впоследствии ректором, профессором Харьковского художественного института.

Чуваши Н. К. Сверчков, М. С. Спиридонов в начале нынешнего столетия прошли обучение в Казанской художественной школе; А. Д. Демидов, первый директор Чувашской государственной художественной галереи, окончил Пензенскую художественную школу. Большая роль в становлении профессионального изобразительного искусства в Чувашии принадлежит живописцу, народному художнику Чувашии М. С. Спиридонову. Он объездил большинство районов Чувашии, побывал на всех крупных стройках, первым создал образы рядовых тружеников. Его творчество было своеобразным ориентиром для других [6].

Важную роль в развитии профессионального искусства в Чувашии сыграло открытие в 1934 г. в г. Алатыре граверной школы, ставшей через два года училищем. В начале 1941 г. училище переводится в Чебоксары, а занятия в нем возобновляются лишь в 1944 г. Среди первых его учеников был Н. В. Овчинников, ставший впоследствии народным художником России, профессором, автором около тысячи произведений.

Более трети века готовит профессиональных художников-педагогов художественно-графический факультет ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. В настоящее время в рядах профессиональных художников порядка двухсот человек. Республика имеет богатую художественную галерею, а большинство художников - прекрасные мастерские, являющиеся их гордостью.

Трудящиеся республики принимают активное участие во всей созидательной деятельности государства.

Резюме. Духовная культура чувашского народа к началу XX века находилась на низком уровне. Население было малограмотным. Открытие Симбирской чувашской учительской школы, учреждений начального, среднего общего образования, профессионального образования всех уровней, учреждений культуры и искусства, помощь русских и иной национальности специалистов, развитие экономики страны в целом способствовали достижению современного уровня культуры, сближению чувашского народа с другими народами России и мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин, С. П. Ассоциация композиторов Чувашской Республики / С. П. Ильин, Н. А Зимин. - Чебоксары : Муз. общество ЧР, 1995. - 167 с.

2. Илюхин, И. А. Композиторы Советской Чувашии / И. А. Илюхин. - Чебоксары : Чув. кн. изд-во, 1978. - 302 с.

3. Кириллова, Р. Библия заговорила по-чувашски // Советская Чувашия. - 2010. - 24 апреля.

4. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года по Чувашской Республике и регионам Приволжского Федерального округа : стат. сборник. Т. 1. - Чебоксары, 2004. - 327 с.

5. Писатели Чувашии: библиографический справочник. - Чебоксары : Чув. кн. изд-во, 2006. - 558 с.

6. Художники Чувашии : библиографический справочник / сост. Н. А. Ургалкина. - Чебоксары : Чув. кн. изд-во, 1989. - 478 с.

7. Чувашия за 50 лет : стат. сборник. - Чебоксары : Чув. кн. изд-во, 1970. - 132 с.

8. Яковлев, И. Я. Воспоминания / И. Я. Яковлев. - Чебоксары : Чув. кн. изд-во, 1983. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.